Об отнесении линейных объектов к объектам движимого и недвижимого имущества в налоговых целях
Минэкономразвития России изложило свою позицию по критериям отнесения линейных объектов к объектам движимого и недвижимого имущества.
Согласно положениям статьи 1 Градостроительного кодекса РФ линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения относятся к линейным объектам.
По мнению Министерства, линейные объекты, в том числе подземные, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса РФ, с большой степенью вероятности относятся к недвижимости. Линейные объекты, не вводимые в эксплуатацию в указанном порядке, скорее всего не являются недвижимостью.
При этом следует отметить, что некоторые виды линейных объектов будут являться недвижимостью в силу положений законодательства, как например, линейно-кабельные сооружения связи в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» относятся к недвижимому имуществу. Также некоторые линейные объекты могут входить в состав единого недвижимого комплекса, являющегося в соответствии со статьей 133.1 Гражданского кодекса РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
О НАЛОГЕ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ
Федеральная налоговая служба направляет для использования в работе копию письма Минфина России от 26.10.2016 N 03-05-04-01/62406 по вопросу отнесения линейных объектов к объектам движимого имущества в целях применения пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации и копию письма Минэкономразвития России от 11.10.2016 N Д23и-4847 по данному вопросу.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 октября 2016 г. N 03-05-04-01/62406
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу отнесения линейных объектов к объектам движимого имущества в целях применения пункта 25 статьи 381Налогового кодекса Российской Федерации и направляет для использования в работе копию письма Минэкономразвития России от 11.10.2016 N Д23и-4847 по данному вопросу.
Заместитель директора Департамента
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 октября 2016 г. N Д23и-4847
ОБ ОТНЕСЕНИИ
ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ К ОБЪЕКТАМ ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА
Департамент недвижимости Минэкономразвития России, рассмотрев обращение об отнесении линейных объектов к объектам движимого имущества в целях применения пункта 25 статьи 381Налогового кодекса Российской Федерации, сообщает, что в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным по затронутому в обращении вопросу выразить свое мнение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Таким образом, к объектам недвижимости относятся объекты, обладающие указанными признаками, в том числе прочной связью с землей.
Также Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса).
Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом (пункт 2 статьи 130 Гражданского кодекса).
Согласно положениям статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения относятся к линейным объектам.
По мнению Департамента недвижимости, линейные объекты, в том числе подземные, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с большой степенью вероятности относятся к недвижимости. Линейные объекты, не вводимые в эксплуатацию в указанном порядке, скорее всего не являются недвижимостью.
При этом следует отметить, что некоторые виды линейных объектов будут являться недвижимостью в силу положений законодательства, как например, линейно-кабельные сооружения связи в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» относятся к недвижимому имуществу. Также некоторые линейные объекты могут входить в состав единого недвижимого комплекса, являющегося в соответствии со статьей 133.1 Гражданского кодекса недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект.
Одновременно с этим обращаем внимание, что, по мнению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 24 сентября 2013 г. N 1160/13 по делу N А76-1598/2012), по смыслу положений гражданского законодательства право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в едином государственном реестре лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав. Данная позиция поддерживается Верховным Судом Российской Федерации (определение от 23 января 2015 г. N 305-ЭС14-7970 по делу N А40-94643/13).
ИсточникЯвляются ли городские дороги объектами капитального строительства? А тротуары? ‘По материалам юридич
Есть вопрос. Являются ли городские дороги объектами капитального строительства? А тротуары?
Ответы на вопрос:
Это все зависит от того каким образом они строились и что скажет эксперт исхоядя из конструкции этих объектов (ст. 79 ГПК РФ).
Ни дорога, ни тротуар объектами капитального строительства не являются.
«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 31.12.2017)
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
10) объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;
Но, автомобильная дорога создается с соблюдением порядка, установленного для создания объектов недвижимости. Он включает отвод земельного участка, получение разрешения на строительство, соблюдение строительных норм и правил, сдачу в эксплуатацию. Согласно позиции судов вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием.
10) объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;
10.1) линейные объекты — линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;
Виды объектов капитального строительства приведены в Приложении о составе разделов проектной документации и требований по их содержанию, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 №87. Объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяется на следующие виды:
— Объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов;
— Объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения);
— Линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).
То есть линейный объект — это вид объектов капитального строительства.
Дорого согласно 10.1 линейный объект. Линейный объект — один из видом объектов капитального строительства. Вопрос в том любя ли дорога будет объектом капитального строительства? Я не имею ввиду проезды во дворы итд., а именно дороги, улицы города с названиями. Но если их строили не оформляя как объект капитального строительства, будут ли они таковыми являться по факту по своему определению?
Ответы на уточнение:
Те автодороги, которые не оформлялись как объекты капитального строительства, по разъяснениям, изложенным в Письме Министерства экономического развития РФ от 11 июля 2014 г. N Д 23 и-2426 «Об отнесении конструктивных элементов автомобильной дороги и дорожных сооружений к объектам недвижимости», могут к ним не относиться. В частности, указано: «Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием.» Ссылка на документ http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70601032/#ixzz5CqnoAnq3
Похожие вопросы
Тротуар — это объект капитального строительства?
Скорее всего это является благоустройством придомовой территории! Главное чтобы земля была у вас в собственности!
Добрый день! Устройство тротуара это элемент дороги, вряд ли его можно использовать без участка, поэтому сооружением его не признаешь, на счет парковки — смотря как сооружали. Такие вопросы решаются экспертизами. Но скорее всего это улучшение земельного участка, а не объект недвижимости.
Можно ли переоборудовать тротуар в лестницу к дому,
Лестница на тротуаре перед частным домом в частном секторе. Частный дом расположен по линии тротуара, имеющего большой уклон (овраг), автомобильная дорога примыкает к тротуару на высоте 3 метров. Можно ли переоборудовать тротуар в лестницу к дому, снабдив его ступенями и пандусами с дополнительными боковыми ступенями к автомобильной дороге (для общего понимания-тротуар будет иметь подъем с тремя ступенями при заходе, площадку, четыре ступени при спуске и боковой подъем к автомобильной дороге)
Думаю возможно, но надо проект переоборудования согласовать с администрацией района, в том числе необходимо обосновать необходимость данного переоборудования земельного участка, что бы деньги на ветер не бросать, так как будет затронут и земельный участок муниципальной собственности-тротуар.
Статья 39. Порядок согласования местоположения границ земельных участков
1. Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее — согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее — заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
(в ред. Федеральных законов от 21.12.2009 N 334-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения гран.
Здравствуйте, Мария! Тротуар как элемент дороги скорее всего в муниципальной собственности. Согласно ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Вам стоит обратиться в администрации, чтобы оборудовали ступени и пандус. Ничего невозможного тут нет. Должны дать ответ в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» 30-дневный срок (ст.12 Закона).
Являются ли эти дороги придомовой территорией?
9-этажка панельная, Москва, ЮЗАО. Тротуар. Дорога №1 (проезжая часть) параллельная тротуару (и дому соответственно). Перпендикулярно этой дороге-ещё дорога (Дорога №2). Т.е. имеем Т-образный въезд (двор тупиковый). Вопрос.
Является ли Дорога №1 и Дорога №2 придомовой территорией. Если нет, то насколько правомерно установление на Дороге №2 шлакбаума?
Здравствуйте. Мы — не ясновидящие. Придомовая это территория, или нет — ответить сможет кадастровая палата. Правомерность установки обжалуйте в прокуратуру.
Всего доброго. Спасибо, что выбрали наш сайт.
Для того, чтобы узнать, что является придомовой территорией 9-этажки панельной, Москва, ЮЗАО, нужно получить кадастровую выписку на земельный участок дома.
Является тротуар объектом капитального строительства? На основании чего? Спасибо!
Согласно п.10 ст. 1 Градостроительного кодекса [quote]объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек[/quote].
Добрый день, Юлия! Все зависит от объема выполняемых работ, он может быть и капитальным строительством, если комплекс с»нуля!, и капитальным ремонтом и текущим ремонтом. Необходимо смотреть смету. Советую обратиться к юристам cайта в личную почту они помогут в решении вашей проблемы, подскажут пути и способы ее решения, составят необходимые документы. Успешно решить Ваш вопрос можно с юридической помощью.
Спасибо за то, что воспользовались услугами сайта!
Строительство тротуара над газопроводом водопроводом
У нас не большой поселок, и по одной из улиц сельское поселение решило сделать тротуар. По одной стороне дороги идет газопровод и водопровод, а по другой электрические столбы. Вдоль дорог, как полагается, есть канавы для стока талой воды. Так как стойка тротуара уже началась, хотелось бы узнать, имеет ли право подрядная организация строить тротуар над газо-и водопроводом? (тротуар идет впритык к дороге и заборам собственником домов)
Добрый день! Такое строительство в обязательном порядке должно быть согласовано с владельцами коммуникаций, а также владельцем автодороги.
Являются ли записи в садоводческих книгах доказательством о вложении денег на строительства дороги, свидетельские показания?
Есть подъездная дорога к садоводческому товариществу, строилась дорога на деньги садоводов (есть записи в садоводческой книге). По дороге стали ездить КАМАЗЫ «некой компании «и дорога пришла в негодность. На просьбы возместить ущерб или востановить дорогу «некая компания» требует подтверждения вложения денег садоводов в постройку этой дороги.
Являются ли записи в садоводческих книгах доказательством о вложении денег на строительства дороги, свидетельские показания? У товарищества есть свидетельство на земельный участок отведенный для дороги. Разрешение на проезд КАМАЗАМ не давали. Как нам быть? С уважением, А.Н.Новикова.
Для начала напишите притензию «некой компании» с требованием возмещения ущерба а далее решайте вопросы в судебном порядке.
Тротуар должен отличаться от дороги?
Поставил машину у дороги зашел домой выхожу а машины нет забрали на эвакуаторе. В ГИБДД говорят что поставил машину на тротуаре. Но где я ставил если был тротуар то очень давно. Тротуар должен отличаться от дороги? По СНиП высота тротуара 15 см а там всего 3 см, так я нарушил или нет.
В рамках ПДД, тротуар это зона для передвижения пешеходами. Если она не было никак выделена, обжалуйте постановление ГИБДД в суде. Если обжалуете сможете возместить с них все свои убытки, в т.ч. эвакуацию.
Не хотят газифицировать. Говорят, что данные помещения не являются объектами капитального строительства.
Жилой дом разделили на 4 помещения (жилые), присвоены кадастры, получены свидетельства. Не хотят газифицировать. Говорят, что данные помещения не являются объектами капитального строительства.
Уважаемая Лариса г. Анапа !
Согласно ч.3 ст. 426 Гражданского кодекса РФ
Отказ коммерческой организации от заключения ПУБЛИЧНОГО ДОГОВОРА при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующую работу НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.
Поэтому рекомендую вам письменный Отказ в газификации оспорить в Судебном порядке.
Кроме того, в данном же судебном процессе вы сможете ходатайствовать о проведении Экспертизы на предмет капитальности вашего жилого дома.
Желаю вам удачи Владимир Николаевич
Тротуар ведь является элементом дороги?
Администрация города составила на меня протокол о административном правонарушении благоустройства территории (парковке авто на тротуаре) ссылаясь на то что тротуар является элементом благоустройства многоквартирных домов. Тротуар ведь является элементом дороги?
Стоянка легковых автомобилей, мотоциклов, мопедов и велосипедов на тротуаре разрешена только в местах, указанных соответствующими знаками.
Что то будет за это? Так как нет других вариантов.
Частный дом, была раньше простая грунтовая дорога, гаража нет, ставил машину перед домом вдоль дороги, люди ходили по дороге спокойно. А сейчас сделали асфальт и тротуар. Узкая дорога с односторонним движением. На дороге не хватит места разъехаться если парковать машину. Приходится занимать всю ширину тротуара перед домом ставя машину на него. Что то будет за это?
Так как нет других вариантов.
Вас могут привлечь к административной ответственности, если ставите авто на тротуаре. КоАП РФ Статья 12.19. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств
«»1. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 настоящего Кодекса и частями 2 — 6 настоящей статьи, —
(в ред. Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ)
(см. текст в предыдущей «редакции»)
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 21.04.2011 N 69-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ)
(см. текст в предыдущей «редакции»)
При пресечении нарушений, предусмотренных ч. 2-4, 6 ст. 12.19, применяется задержание ТС.
2. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.
(в ред. Федеральных законов от 04.06.2011 N 127-ФЗ, от 08.06.2015 N 143-ФЗ)
(см. текст в предыдущей «редакции»)
3. Остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, за исключением вынужденной остановки и случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, либо нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ)
(см. текст в предыдущей «редакции»)
3.1. Остановка или стоянка транспортных средств в местах остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси либо ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, за исключением остановки для посадки или высадки пассажиров, вынужденной остановки и случаев, предусмотренных частями 4 и 6 настоящей статьи, —
(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей «редакции»)
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 21.04.2011 N 69-ФЗ)
3.2. Остановка или стоянка транспортных средств на трамвайных путях либо остановка или стоянка транспортных средств далее первого ряда от края проезжей части, за исключением вынужденной остановки и случаев, предусмотренных частями 4 и 6 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.
(часть 3.2 введена Федеральным законом от 21.04.2011 N 69-ФЗ)
4. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, —
(в ред. Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ)
(см. текст в предыдущей «редакции»)
влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 21.04.2011 N 69-ФЗ)
(см. текст в предыдущей «редакции»)
«»5. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —
влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч пятисот рублей.
(часть 5 введена Федеральным законом от 21.04.2011 N 69-ФЗ)
«»6. Нарушения, предусмотренные частями 3 — 4 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —
ИсточникЧто такое линейный объект капитального строительства
Вопросы строительства, эксплуатации и реконструкции объектов из категории линейные имеют свои особенности. В различных законодательных нормах неоднократно предпринимались попытки дать четкое описание линейному объекту, его критериям и характеристикам.
На сегодняшний день нет единого, унифицированного определения таким постройкам. Свои нормы указывают Градостроительный и Лесной Кодекс, а также другие нормативные документы. Однако, такие обширные описания путают не только юристов, но и обычных людей, препятствуя нормальному процессу градостроительства.
Что может называться линейным объектом?
Существует ряд характерных признаков, которые позволяют отнести ту или иную постройку в разряд линейных:
1. Существенное различие между габаритными размерами, а именно длина объекта во много раз превышает его ширину.
2. Линейные объекты (ЛО) являются капитальными элементами.
3. ЛО всегда имеют привязку к земле.
Что дают эти признаки? По факту, ни один из перечисленных пунктов не отвечает прямо на вопрос, как распознать линейный объект. Это обычный список из общих категорий. В этих случаях решение принимается локально, местной администрацией и чиновниками.
ГрК не дает конкретного определения, поскольку он только устанавливает нормы строительства, эксплуатации и реконструкции сооружений капитальной постройки.
Какие объекты могут быть отнесены к категории ЛО
ГрК обозначает понятие ЛО через следующий перечень (согласно п. 10.1, ст. 1):
• магистральные линии электросетей;
• линии связи;
• коммуникации в виде трубопроводов;
• автодороги;
• линии ЖД соединения;
• трамвайные пути и другие подобные элементы.
Пункт 6 части 1 ст. 7 Федерального Закона расширяет эти понятия. В частности, допускается переводить сельскохозяйственные земли в другие категории, а именно:
• дороги для транспорта;
• нефтемагистральные трубопроводы;
• линии связи, электрические сети;
• искусственные водные пути;
• трубопроводы другого назначения;
• железнодорожные пути и другие сооружения.
Стоит отметить, что понятие «сооружение» имеет четкое определение согласно п. 2, ст. 2 ФЗ. Это результат строительных работ, представляющий объемную или плоскую систему, имеющую несколько частей. Сооружения могут быть предназначены для технических нужд, людей и других задач, связанных с нормальной организацией работы.
Принадлежность линейных объектов к недвижимости – разногласия
Это момент, где всегда наблюдались разногласия юристов. Если линейный объект можно назвать капитальной постройкой, то допускается ли на них распространение прав собственности – эта дилемма вызывала массу споров. Была предпринята попытка дать разъяснение на законодательном уровне, но полностью решить разногласия не получилось.
Статья 130 ГрК определяет, что недвижимые объекты являются такими сооружениями, перемещение которых без разрушения, ущерба их функциям невозможно. То есть капитальными. Это относится к готовым, незавершенным постройкам и т.д.
Линии труб, связь и электроцентрали, инженерные коммуникации и аналогичные объекты также считаются капитальными. На них автоматически распределяются понятия недвижимости со всеми требованиями закона.
Также другие сооружения, построенные и введенные в работу как капитальные, могут относиться к недвижимости.
Важный момент: если линейный объект не введен в работу по нормам законодательства, считаться недвижимостью он не может. Исключение – системы зданий и других сооружений, которые работают в единой связке.
Подытожим:
• пункт 1, ст. 130 ГК, п. 10.1, ст. 1 ГрК объясняют, что ЛО – сооружения в непосредственной связке с землей, их перемещение невозможно без разрушения или потери первоначальной функции;
• линейные объекты классифицируют, как сооружения, которые являются капитальными постройками и как следствие – недвижимостью.
В случае если ЛО имеет прямые признаки сооружения, объект подпадает под нормы ГрК о линейных постройках. Это правило действует и наоборот, но могут задействоваться другие законы, регулирующие отношения других объектов с линейными.
Пример может служить строительство гравийной дороги, на которую нормы ГрК не распространяются по причине несоответствия категории сооружений. Но эксплуатация дорожной части регулируется другими правилами, а именно дорожным законодательством.
Строительство и реконструкция линейных объектов
Перед началом процедуры застройки или вмешательства в линейный объект необходимо ознакомиться с документацией – территориальным планированием. Пункт 10 ст. 9 ГрК устанавливает, что схема размещения ЛО утверждается на срок не менее 20 лет. В других случаях не менее 10 лет.
Какие пункты стоит учитывать:
• проект межевания участка, в границах которого будет произведено строительство или реконструкция;
• земельные участки федерального, регионального и местного значений утверждаются только с текущим проектом межевания;
• если земля имеет федерального или муниципального владельца, то она предоставляется компании-застройщику на арендном основании.
• необходимость разделения и ввода в эксплуатацию линейного объекта
При этом государственные, муниципальные участки выставляются на аукционы для последующего составления договора. В ст. 39.6 ЗК предусмотрены случаи, когда документы укладываются без проведения торгов.
Строительство ЛО на территориях лесного фонда
Закон предусматривает возможность передачи земель с лесными участками в пользования юридическим лицам. Это относится к линейным объектам, а также сооружениям, которые являются их обязательной частью.
При получении земли под застройку ЛО лицо обязано:
• подавать декларацию об использовании леса;
• выполнить проектную документацию освоения участка;
• подготавливать отчетность об использовании земли;
• осуществить вырубку насаждений на оговоренной территории.
Заметим, что согласно п.1 ст.101 ЗК лесной территорией являются земли, на которых растет лесная растительность, а также земли, предназначенные для восстановления растительности – вырубки, прогалины и т.д. К этим участкам также относятся земли не лесных категорий, но на которых ведется лесное хозяйство.
Любая территория, попадающая под классификацию лесного фонда, является федеральной собственностью. Но право распоряжение землей имеют субъекты РФ, в которых четко обозначен ответственный орган. К возможностям распоряжаться территорией относятся:
• предоставление аренды, безвозмездного пользования;
• установление сервитутов;
• предварительное согласование участков в зоне границ лесного фонда.
Чтобы узнать относятся ли земля, планируемая для строительства ЛО к лесному фонду или нет, можно предпринять такие действия:
• заказать информацию с государственного кадастра;
• посмотреть публичную карту Росреестра.
В случае если данных об интересующих участках нет, то эти земли не поставлены на учет кадастра или координатная привязка для них не была сделана. Самым оптимальным способом определить принадлежность территории станет обращение в Государственный лесной реестр.
Какие объекты допускается строить на участке лесного фонда
Пункт 1, ст.21 Лесного кодекса устанавливает, что в целях строительства, реконструкции и связанных задач разрешается использовать земли этой категории для некоторых сооружений ЛО. К ним относятся:
• линии электросетей;
• каналы связи;
• дороги;
• трубопроводные магистрали;
• другие типы ЛО и сооружений, являющихся неотъемлемой часть линейных объектов.
Полный перечень объектов можно узнать в контролирующем органе.
Типы лесных земель, на которых строительство ЛО запрещено
Не на всех лесах и смежных землях разрешено строительство и эксплуатация линейных объектов. Это установлено в ряде законодательных актах:
• п.3, ст. 105 Лесного кодекса;
• п.5.1 ст. 105 ЛК;
• п.2 ст. 107 ЛК;
• п.3 Приказа МПР РФ №181.
К запретным землям относятся следующие категории:
• леса на территориях, классифицирующихся как защитные (охраняемые);
• парковые участки с насаждениями;
• леса, размещенные в городской зоне;
• особо защищаемые участки насаждений.
В перечисленных категориях запрещаются любые работы, связанные с ЛО и их эксплуатаций. Другие варианты лесных земель допускают возведение линейных объектов согласно установленным правилам.
Стоит обратить внимание, что ФЗ №201 п 8.3 разрешает некоторые работы на территориях леса, охраняемых зонах, если они напрямую связаны с функционированием объектов ЛО. Это линии электропередач, коммуникации, дороги и каналы связи.
Разрешена:
• отдельная вырубка насаждений;
• сплошная рубка;
• удаление кустарников, мелких растений;
• очистка конкретной площади для освобождения территории.
Работы разрешены в том случае, если объекты ЛО установлены в соответствии с законом и имеют вспомогательные сооружения, без которых их функционирование невозможно.
Источник