Материалы для строительства дорог это

Содержание

7.33. Для цементобетонных покрытий и оснований следует применять бетоны тяжелый и мелкозернистый по ГОСТ 25192 — 82.

Бетон для покрытий и оснований должен соответствовать требованиям ГОСТ 26633 — 85 и табл. 31.

Минимальные проектные классы (марки) бетона по прочности

Минимальные проектные классы бетона по прочности на сжатие

Минимальные проектные марки бетона по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца, ° С

на растяжение при изгибе

От 0 до минус 5

От минус 5 до минус 15

Однослойное или верхний слой двухслойного покрытия

Нижний слой двухслойного покрытия

Однослойное или верхний слой двухслойного покрытия

Нижний слой двухслойного покрытия

Однослойное или верхний слой двухслойного покрытия

Нижний слой двухслойного покрытия

Примечания: 1. При соответствующем технико-экономическом обосновании для однослойного или верхнего слоя двухслойного покрытий дорог I и II категорий допускается применять тяжелый бетон как для дорог III категории.

«ЗабИЖТ-Инжиниринг» разработал новый материал для строительства дорог

2. Классы бетона по прочности на сжатие следует применять только при проектировании железобетонных и предварительно напряженных покрытий.

3. Среднемесячную температуру наиболее холодного месяца для районов строительства определяют по СНиП II-1-82.

4. Покрытия для дорог IV категории допускаются при соответствующем технико-экономическом обосновании.

7.34. Асфальтобетонные и дегтебетонные смеси и каменные материалы, обработанные органическими вяжущими, для покрытий должны применяться в соответствии с табл. 32.

Для обеспечения повышенной трещиностойкости и продления срока службы асфальтобетонных покрытий при условии низких отрицательных температур в районе строительства следует применять полимерасфальтобетоны с использованием полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) на основе блоксополимеров бутадиена и стирола типа СБС (марок ДСТ 30-01 и ДСТ 30Р-01, а также их зарубежных аналогов) с требуемой для данного района строительства температурой хрупкости.

(Измененная редакция, Изм. № 4)

Материал слоя покрытия

Горячие и теплые смеси для плотного асфальтобетона типов А, Б, В и Г, марки I

Горячие и теплые смеси для пористого асфальтобетона марки I

Горячие смеси для плотного дегтебетона типа Б, марки I

Горячие смеси для пористого дегтебетона марки I

Горячие и теплые смеси для плотного асфальтобетона типов А, Б, В, Г и Д марки II

Горячие и теплые смеси для пористого асфальтобетона марки II

Холодные асфальтобетонные смеси типов БХ, ВХ и ГХ марки I

Горячие и теплые смеси для высо-копористого асфальтобетона марки I

Горячие смеси для плотного дегтебетона типов Б и В марок I и II, а также песчаные смеси марки I

Горячие смеси для пористого дегтебетона марок I и II

Горячие и теплые смеси для плотного асфальтобетона типов Б, В, Г и Д марки III

Горячие смеси для пористых асфальтобетона и дегтебетона марки II

ПСК Геодор производство материалов и конструкций для строительства дорог и газонефтепроводов.

Холодные асфальтобетонные смеси типов БХ, ВХ, ГХ и ДХ марки II

Каменные материалы, обработанные органическими вяжущими

Горячие и теплые смеси для высокопористого асфальтобетона марки I

Горячие смеси для плотного дегтебетона типов Б и В и песчаные смеси марки II

Холодные дегтебетонные мелкозернистые и песчаные смеси марки II

IV и первая стадия двухстадийного строительства дорог III категории

Каменные материалы, обработанные органическими вяжущими методами смешения в установке, пропитки, смешения на дороге, поверхностной обработки (слоя износа)

Примечания: 1. Асфальтобетонные смеси должны отвечать требованиям ГОСТ 9128 — 84, дегтебетонные — ГОСТ 25877 — 83.

2. В районах IV и V дорожно-климатических зон не следует предусматривать устройство покрытий из теплых асфальтобетонных смесей.

3. Для однослойных покрытий применяются материалы, указанные для верхнего слоя покрытия.

4. В районах I дорожно-климатической зоны не следует предусматривать устройство покрытий из холодных асфальтобетонных смесей.

В районах I и V дорожно-климатических зон не следует предусматривать устройство покрытий из дегтебетонных смесей.

5. В населенных пунктах при устройстве покрытий с применением каменноугольных дегтей и смол на них обязательно должен быть устроен защитный слой из асфальтобетонной смеси толщиной не менее 4 см или двойной поверхностной обработки с применением битума.

7.35. Асфальтобетонные и дегтебетонные смеси и каменные материалы, обработанные органическими вяжущими, для оснований должны применяться в соответствии с табл. 33.

Горячие и теплые смеси для пористого асфальтобетона марки II, высокопористого асфальтобетона марки I

Горячие смеси для пористого дегтебетона марки II

Горячие смеси для высокопористого асфальтобетона марки II

Горячие смеси для пористого дегтебетона марки II

Каменные материалы, обработанные органическими вяжущими методами смешения в установке, пропитки, смешения на дороге

7.36. Материалы щебеночные, гравийные и песчаные, обработанные неорганическими вяжущими, для покрытий и оснований должны соответствовать требованиям ГОСТ 23558 — 79 и табл. 34.

7.37. Покрытия и основания из грунтов, укрепленных минеральными вяжущими, следует применять согласно табл. 35.

7.38. Покрытия и основания из грунтов, укрепленных битумными эмульсиями, жидкими битумами или каменноугольными вяжущими ( дегтями, смолами ) совместно с цементом или известью, а также битумными эмульсиями или сырой нефтью совместно с карбамидными смолами либо карбамидными смолами совместно с добавками лигносульфоната технического ( ЛСТ ), следует применять согласно табл. 36.

7.39. Покрытия и основания из грунтов, укрепленных битумными эмульсиями, жидкими битумами или каменноугольными вяжущими с добавкой или без добавки активных и поверхностно-активных веществ (ПАВ), следует применять согласно табл. 37.

Для покрытий со слоем износа из черных смесей

Категория автомобильной дороги

Предел прочности на сжатие водонасыщенных образцов, твердевших 28 сут, МПа

Марка по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой наиболее холодного месяца, град. С, не менее:

от 0 до минус 5

от минус 5 до минус 15

от минус 15 до минус 30

Значение показателя по классам

прочности укрепленных грунтов

Предел прочности на сжатие водонасыщенных образцов, Мпа

Предел прочности на растяжение при изгибе водонасыщенных образцов, Мпа, не менее

Коэффициент морозостойкости не менее

Примечание. Показатели физико-механических свойств при укреплении грунтов портландцементом или шлакопортландцементом даны для образцов, твердевших 28 сут; при укреплении грунтов неорганическими, медленно твердеющими вяжущими (золами уноса сухого отбора), а также при применении сухих цементогрунтовых смесей показатели даны для образцов, твердевших 90 сут.

Значение показателя по классам

прочности укрепленных грунтов

Предел прочности на сжатие водонасыщенных образцов при 20 ° С, МПа

Предел прочности на растяжение при изгибе водонасыщенных образцов при 20 ° С, МПа, не менее

Коэффициент морозостойкости, не менее

Примечание. Показатели физико-механических свойств даны для образцов, твердевших 28 сут.

7.40. В I дорожно-климатической зоне надлежит использовать крупнообломочные и песчаные грунты, укрепляемые цементом или цементом с добавками поверхностно-активных или активных веществ либо карбамидоформальдегидными смолами с добавками сырой нефти или ЛСТ.

7.41. При проектировании дорожных одежд с тонкослойными битумоминеральными покрытиями ( 3 — 5 см ) или слоями износа в виде двойной поверхностной обработки для нижележащих слоев следует предусматривать укрепленные грунты согласно табл. 38.

Для верхнего слоя

Для нижнего слоя

Предел прочности на сжатие неводонасыщенных образцов при 20 ° С, МПа, не менее

То же, при 50 ° С, МПа, не менее

Предел прочности на сжатие водонасыщенных образцов при 20 ° С, МПа, не менее

Набухание, % объема, не более

Коэффициент морозостойкости, не менее

Примечание. Показатели физико-механических свойств даны для образцов, твердевших 7 сут, за исключением коэффициента морозостойкости, который определяют на образцах, твердевших 28 сут.

Виды укрепленных грунтов

для устройства оснований

Грунты, укрепленные битумными эмульсиями или жидкими битумами, или каменноугольными вяжущими совместно с цементом или известью, а также битумными эмульсиями или сырой нефтью совместно с карбамидными смолами либо карбамидными смолами совместно с добавками ЛСТ (см. табл. 36)

Грунты, укрепленные минеральными вяжущими с добавками или без добавок ПАВ или активных веществ, I и II классов по прочности (см. табл. 35)

Грунты, укрепленные органическими вяжущими с добавкой или без добавок ПАВ или активных веществ (см. табл. 37)

7.42. При проектировании дорожных одежд капитального типа в качестве оснований следует применять укрепленные грунты согласно табл. 39.

7.43. При проектировании дорожных одежд с дополнительными теплоизолирующими (морозозащитными) слоями на дорогах I — III категорий в I — III дорожно-климатических зонах следует применять для этих слоев укрепленные грунты II и III классов по прочности (см. табл. 35).

Виды укрепленных грунтов

для устройства оснований

Грунты, укрепленные минеральными вяжущими, I и II классов по прочности (см. табл. 35) для оснований цементобетонных монолитных или сборных покрытий

Грунты, укрепленные битумной эмульсией совместно с цементом или карбамидоформальдегидной смолой совместно с сырой нефтью или сульфитно-дрожжевой бражкой, I и II классов по прочности (см. табл. 36) для верхних слоев оснований асфальтобетонных покрытий толщиной 8 см и более

Грунты, укрепленные минеральными вяжущими с добавками или без добавок ПАВ или активных веществ, I и II классов по прочности для нижних слоев оснований асфальтобетонных покрытий

Толщину морозозащитного слоя, полученную расчетом применительно к зернистым материалам, следует снижать на 25 — 40 %, учитывая уменьшение степени морозного пучения верхнего слоя земляного полотна при устройстве морозозащитного слоя из укрепленных грунтов.

7.44. При испытании укрепленных грунтов на морозостойкость методом водонасыщения число циклов замораживания-оттаивания и температуру замораживания назначают в зависимости от дорожно-климатической зоны и местоположения слоя укрепленного грунта в дорожной одежде в соответствии с табл. 40.

Число циклов замораживания-оттаивания (над чертой), температура замораживания (под чертой) при степени водонасыщения образцов из укрепленных грунтов для дорожно-климатических зон

Верхний слой основания под двухслойное асфальтобетонное покрытие; основание под монолитное цементобетонное покрытие

Нижний слой основания под двухслойное асфальтобетонное покрытие; основание под сборное железобетонное покрытие

Верхний слой основания под однослойное покрытие из минеральных материалов, укрепленных органическими вяжущими

Нижний слой основания под однослойное покрытие из минеральных материалов, укрепленных органическими вяжущими

Однослойное покрытие из укрепленного грунта с двойной поверхностной обработкой

Дополнительный слой основания (морозозащитный или теплоизоляционный) под двухслойное асфальто-бетонное или монолитное цементобетонное покрытие

Примечания: 1. Коэффициент морозостойкости для укрепленных грунтов, применяемых в верхних и нижних слоях оснований, должен составлять не менее 0,75, а для дополнительных слоев — не менее 0,65.

2. В V дорожно-климатической зоне испытания проводят для районов строительства дорог, располагаемых севернее линии Баку — Нукус — Кзыл-Орда — Фрунзе.

7.45. При проектировании щебеночных оснований, укрепляемых пескоцементной смесью, следует применять щебень фракций 40 — 70 (70 — 120) и 5 — 40 мм.

Прочность и морозостойкость щебня должны соответствовать требованиям ГОСТ 8267-82, ГОСТ 3344-83, ГОСТ 23254-78 и табл. 41.

Свойства пескоцемента и расход пескоцементной смеси должны соответствовать требованиям ГОСТ 23558-79 и табл. 42.

Показатели свойств щебня

Категория автомобильной дороги

Марка по прочности на раздавливание в цилиндре в водонасыщенном состоянии, не ниже:

изверженных, метаморфических пород, шлаков фосфорных, черной и цветной металлургии

Марка по истираемости, не ниже

Марка по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца, ° С:

от 0 до минус 5

от минус 5 до минус 15

от минус 15 до минус 30

Показатели свойств щебня

Категория автомобильной дороги

Марка по прочности пескоцемента на сжатие

Глубина укрепления, см

Расход пескоцементной смеси, м 3 /100 м 2

7.46. При проектировании щебеночных покрытий и оснований, устраиваемых методом заклинки, следует применять щебень по ГОСТ 8267-82, ГОСТ 3344-83, ГОСТ 23254-78 фракций 40-70 и 70-120 мм в качестве основного материала, а фракций 20-40, 10-20 и 5-10 мм — в качестве расклинивающего. При устройстве оснований для расклинки допускается применение смесей № 7, 8 и 9 по ГОСТ 25607-83.

Марки по прочности и морозостойкости каменных материалов должны соответствовать требованиям табл. 43. Прочность расклинивающего материала может быть на марку ниже основного.

Конструкция слоев оснований из щебня карбонатных пород марок 400 и ниже допускается без использования расклинивающего материала.

Категория автомобильной дороги

Марка по прочности на раздавливание в цилиндре в водонасыщенном состоянии, не ниже:

щебня из изверженных и метаморфических пород

из осадочных пород

из шлаков фосфорных, черной и цветной металлургии

щебня из гравия

Марка по истираемости

Марка по морозостойкости для районов со среднемесяч-ной температурой воздуха наиболее холодного месяца, ° С:

от 0 до минус 5

от минус 5 до минус 15

от минус 15 до минус 30

7.47. При проектировании щебеночных и гравийных покрытий и оснований из плотных смесей применяемые материалы должны отвечать требованиям ГОСТ 25607-83 (смеси № 3 и 5 для покрытий и № 1, 2, 4, 6 и 7 для оснований).

Марки по прочности и морозостойкости щебня и гравия, входящих в состав смесей, должны соответствовать требованиям табл. 44.

Категория автомобильной дороги

Марка по прочности на раздавливание щебня в цилиндре в водонасыщенном состоянии, не ниже:

изверженных и метаморфических пород

гравия и щебня из гравия

шлаков фосфорных, черной и цветной металлургии

Марка по истираемости, не ниже

Марка по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца, ° С:

от 0 до минус 5

от минус 5 до минус 15

от минус 15 до минус 30

Количество в щебне из гравия дробленых зерен, % по массе, не менее

В гравийный материал марки Др12 и выше, содержащий более 50 % зерен с гладкой поверхностью, рекомендуется добавлять щебень (щебень из гравия ) в количестве не менее 25 % по массе для лучшей его уплотняемости и повышения несущей способности покрытия.

Читайте также:  Чек-лист строительства каркасного дома строй и живи

Щебень (гравий) для щебеночных и гравийных покрытий по водостойкости должен быть 1-й марки, а для оснований — не ниже 2-ой марки.

Щебень (гравий) для щебеночных и гравийных покрытий по пластичности должен быть марки Пл1, а для оснований на дорогах I-III категорий — не ниже марки Пл2 и на дорогах IV, V категорий — не ниже марки Пл3.

7.49. Песчано-гравийные (песчано-щебеночные) смеси для дополнительных слоев должны отвечать требованиям ГОСТ 25607-83 и табл. 45.

Коэффициент фильтрации смесей для дополнительных слоев основания должен быть не менее 1 м/сут.

Щебень (гравий), содержащийся в смесях для дополнительных слоев оснований на дорогах I-III категорий, должен иметь марку по прочности не ниже 200 (Др24 для гравия или щебня из гравия).

Полный остаток, % по массе, на ситах с размером отверстий, мм

Для дренирующих и морозозащитных слоев дорожных одежд можно допускать без дополнительных испытаний пески по ГОСТ 8736-77, содержащие зерна размером менее 0,14 мм не более 25 % по массе, пылевидноглинистых частиц не более 5%, в том числе глинистых частиц для природного песка не более 0,5 % и для дробленного — не более 1 % по массе. Коэффициент фильтрации при максимальной плотности должен быть не менее 1 м/сут.

Для морозозащитных слоев допускается применять слабопучинистые песчаные грунты, которые удовлетворяют требованиям по величине коэффициента пучения и сдвиговым характеристикам, устанавливаемым расчетом на прочность и морозоустойчивость дорожной одежды, и имеют коэффициент фильтрации не менее 0,2 м/сут.

7.50. Покрытия должны иметь устойчивые во времени ровность и шероховатость поверхности, необходимые для обеспечения расчетных скоростей и безопасности движения.

Допускаемые отклонения по ровности проезжей части и поверхности оснований, а также уплотнения конструктивных слоев дорожной одежды должны соответствовать требованиям СНиП 3.06.03-85.

7.51. Шероховатые покрытия с применением каменных материалов, устойчивых против шлифуемости под воздействием движения, следует предусматривать для достижения стабильных во времени высоких значений коэффициентов сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части.

Требуемые значения коэффициентов сцепления для дорог I-III категорий в зависимости от особенностей их участков и условий движения при увлажненной поверхности покрытий приведены в табл. 46.

Характеристики участков дорог

Участки прямые или на кривых радиусами 1000 м и более, горизонтальные или с продольными уклонами не более 30 ‰, с элементами поперечного профиля, соответствующими нормами табл. 4, с укрепленными обочинами, без пересечений в одном уровне, при уровне загрузки не более 0,3

Участки на кривых в плане радиусом от 250 до 1000 м, на спусках и подъемах с уклонами от 30 до 60 ‰, участки в зонах сужений проезжей части (при реконструкции), а также участки дорог, отнесенные к легким условиям движения, при уровнях загрузи в пределах 0,3-0,5

Участки с видимостью менее расчетной; подъемы и спуски с уклонами, превышающими расчетные; зоны пересечений в одном уровне, а также участки, отнесенные к легким и затрудненным условиям, при уровнях загрузки свыше 0,5

Примечание: Коэффициенты сцепления установлены динамометрическим прицепным прибором ПКРС-2 без учета снижения их в процессе эксплуатации дороги. При использовании других приборов (в частности, портативных) их показания должны быть приведены к показаниям прибора ПКРС-2.

Указанные в табл. 46 значения коэффициентов сцепления следует обеспечивать:

устройством шероховатой поверхности способом поверхностной обработки или втапливанием щебня марки по прочности не ниже 1000;

устройством покрытий из асфальтобетонных смесей типов А и Г, а также Б при использовании щебня марки по прочности не ниже 1000 и дробленого песка или отсевов дробления изверженных горных пород;

специальной отделкой поверхности цементобетонных покрытий.

7.52. Для дорог III и IV категорий на участках с легкими условиями движения ( по табл. 46 ) допускается устройство покрытий из асфальтобетонных смесей типов В и Д.

Такие покрытия рекомендуется также предусматривать на велосипедных и пешеходных дорожках, на площадках павильонов у остановок автобусов, на территории автозаправочных станций, площадках отдыха и т. п.

Крупношероховатые поверхности с высотой выступов 10 — 12 мм, получаемые путем поверхностной обработки с применением щебня размером 25 — 35 мм, рекомендуется предусматривать для устройства поперечных (“шумовых”) полос на подходах (на расстоянии 250 — 300 м) к опасным участкам дорог. Ширину поперечных полос следует принимать 5 — 7 м, расстояние между полосами — от 30 м в начале до 10 — 15 м в конце. В промежутках между полосами покрытие должно иметь шероховатую поверхность с параметрами, соответствующими опасным условиям движения (по табл. 46).

7.53. При проектировании оснований из фосфополугидрата сульфата кальция в качестве материала слоя или расклинивающего материала при устройстве щебеночных оснований следует применять материал непосредственно с технологических линий завода. По химическому составу материал должен содержать сульфата кальция (СаSО4) в пересчете на сухое вещество не менее 90%, пятиокиси фосфора (Р2О5) — не более 5%, химически связанной воды — не более 7%.

Пределы прочности образцов фосфополугидрата сульфата кальция, приготовленных и испытанных по ГОСТ 23558-79 в возрасте 28 сут, должны характеризоваться следующими показателями: на сжатие — 2; 4; 6; 7,5 Мпа, на раскалывание — 0,3; 0,6; 1,0; 1,3 Мпа, растяжение при изгибе — 0,6; 1,2; 2; 2,5 Мпа соответственно.

Водостойкость уплотненного материала в возрасте 28 сут должна отвечать требованиям ГОСТ 25607-83. Коэффициент размягчения, определяемый как частное от деления прочности образца на сжатие, испытанного в водонасыщенном состоянии, к прочности образца в сухом состоянии, должен быть не менее 0,7. По морозостойкости, определяемой по ГОСТ 23588-79, материал должен иметь марку Мрз15 или Мрз25.

Основание их фосфополугидрата сульфата кальция следует устраивать при температуре воздуха не ниже 5 °С.

Область применения фосфополугидрата сульфата кальция в зависимости от его прочности и морозостойкости следует назначать в соответствии с п.7.36 и табл. 34, а также в соответствии с п.7.45. и табл. 42.

Фосфополугидрат сульфата кальция для достижения максимальной прочности основания следует укладывать и уплотнять при оптимальной влажности (20-25%) в течение суток после выпуска с химического завода.

При использовании материала с влажностью выше оптимальной (25-35%) он должен быть распределен, взрыхлен для доведения до влажности, близкой к оптимальной, и после этого уплотнен. При этом все работы должны быть закончены не позднее трех суток со дня выпуска фосфополугидрата сульфата кальция с завода.

Прочность основания в этом случае уменьшается на 20-30% в зависимости от срока окончания всех работ.

При расчете потребности материала коэффициент уплотнения следует принимать равным 1,5-2,5 и уточнять пробным уплотнением. Для улучшения сцепления слоев дорожной одежды в поверхностный слой основания следует втоплять щебень фракции 10-20 или 20-40 мм (1м 3 на 100м 3 поверхности). Во 2-м и 3-м типах местности по условиям увлажнения основание снизу и сверху следует защищать гидроизолирующими прослойками.

Источник: normativa.ru

Применение инновационных материалов для автодорожного строительства Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

АСФАЛЬТОБЕТОН / ASPHALTIC CONCRETE / БИТУМ / BITUMEN / АВТОДОРОГА / ROAD / АВТОДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ROAD CONSTRUCTION / ПОЛИМЕРНОЕ ВЯЖУЩИЕ / POLYMERIC BINDERS / ПОЛИМЕРЫ / POLYMERS / ГЕОСИНТЕТИКА / GEOSYNTHETICS / ГЕОТЕКСТИЛЬ / GEOTEXTILE / ГЕОМАТ / GEOMAT / ГЕОРЕШЕТКА / GEOGRID / ГЕОМЕМБРАНА / GEOMEMBRANE / ГЕОКОМПОЗИТ / GEOCOMPOSITE / ГИДРОФОБИЗАТОР / HYDROPHOBIZER

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Исаченко Сергей Леонидович, Кодзоев Мухамад-Басир Хаджимуратович

В последнее время применяются все более совершенные технологии устройства автодорог . Вместе с улучшение технологии происходит и улучшения качеств и свойств строительных материалов. Для устройство верхнего слоя наиболее часто применяют асфальтобетон . Он состоит из минеральных заполнителей (щебень, гравий, песок) и органического вяжущего ( битум ). Изменяя качественный и количественный состав этих элементов, мы можем менять характеристики асфальтобетона в широких пределах. Полноценный «дорожный пирог» невозможен без применения геосинтетиков . Этот вид материалов делится на несколько типов, каждый из которых выполняет свою функцию. Геотекстиль разделение слоев, геомат предохранение от эрозии, георешетка усиления основания, планировка откосов, геокомпозит улучшение дренажа, геомембрана гидроизоляция. Затраты на последующую эксплуатацию позволяет снизить применение гидрофобизаторов , кроме этого они предотвращают рост мха на малоиспользуемых дорогах. «Дорожный пирог», устроенный с выполнением всех технологий и из материалов должного качества способен служить намного больший промежуток времени, не теряя своих свойств.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Исаченко Сергей Леонидович, Кодзоев Мухамад-Басир Хаджимуратович

Использование геосинтетических материалов при строительстве земляных сооружений различного назначения

APPLICATION OF INNOVATIVE MATERIALS FOR ROAD CONSTRUCTION

In recent years, the use of increasingly advanced technology device roads. Together with the improvement of technology occurs and improve the quality and property of building materials. The main material is an asphalt concrete mixture. It consists of mineral materials (crushed stone, gravel, sand) and organic binder ( bitumen ). By changing the qualitative and quantitative composition of these elements, we can change the characteristics of the asphalt in a wide range. A full-fledged “ road pie” is impossible without the use of geosynthetics . This type of material is divided into several types, each of which performs its function.

Geotextile separation of layers, geomat protection from erosion, the geocell strengthen the foundation, layout of slopes, the geocomposite improve drainage, geomembrane , waterproofing. The cost of operation allows to reduce the application of water repellents, in addition they prevent the growth of moss on lesser used roads. “ Road pie”, arranged with the implementation of all technologies and materials of proper quality can serve a much longer period of time without losing its properties.

Текст научной работы на тему «Применение инновационных материалов для автодорожного строительства»

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ АВТОДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

APPLICATION OF INNOVATIVE MATERIALS FOR ROAD CONSTRUCTION

Аннотация. В последнее время применяются все более совершенные технологии устройства автодорог. Вместе с улучшение технологии происходит и улучшения качеств и свойств строительных материалов. Для устройство верхнего слоя наиболее часто применяют асфальтобетон. Он состоит из минеральных заполнителей (щебень, гравий, песок) и органического вяжущего (битум).

Изменяя качественный и количественный состав этих элементов, мы можем менять характеристики асфальтобетона в широких пределах. Полноценный «дорожный пирог» невозможен без применения геосинтетиков. Этот вид материалов делится на несколько типов, каждый из которых выполняет свою функцию. Геотекстиль — разделение слоев, геомат — предохранение от эрозии, георешетка — усиления основания, планировка откосов, геокомпозит — улучшение дренажа, геомембрана — гидроизоляция. Затраты на последующую эксплуатацию позволяет снизить применение гидрофобизаторов, кроме этого они предотвращают рост мха на малоиспользуемых дорогах. «Дорожный пирог», устроенный с выполнением всех технологий и из материалов должного качества способен служить намного больший промежуток времени, не теряя своих свойств.

Abstract. In recent years, the use of increasingly advanced technology device roads. Together with the improvement of technology occurs and improve the quality and property of building materials. The main material is an asphalt concrete mixture. It consists of mineral materials (crushed stone, gravel, sand) and organic binder (bitumen). By changing the qualitative and quantitative composition of these elements, we can change the characteristics of the asphalt in a wide range. A full-fledged «road pie» is impossible without the use of geosynthetics.

This type of material is divided into several types, each of which performs its function. Geotextile — separation of layers, geomat — protection from erosion, the geocell — strengthen the foundation, layout of slopes, the geocomposite — improve drainage, geomembrane, waterproofing. The cost of operation allows to reduce the application of water repellents, in addition they prevent the growth of moss on

lesser used roads. «Road pie», arranged with the implementation of all technologies and materials of proper quality can serve a much longer period of time without losing its properties.

Ключевые слова: асфальтобетон, битум, автодорога, автодорожное строительство, полимерное вяжущие, полимеры, геосинтетика, геотекстиль, геомат, георешетка, геомембрана, геокомпозит, гидрофобизатор.

Keywords: asphaltic concrete, bitumen, road, road construction, polymeric binders, polymers, geosynthetics, geotextile, geomat, geogrid, geomembrane, geocomposite, hydrophobizer.

С двадцать первого века в автодорожное строительство внедряются новейшие технологии и способы автодорожного строительства, позволяющие существенно поднять долговечность и надежность автодорог благодаря использованию новейших материалов. Проанализируем основные материалы и их свойства, применяемые при строительстве автодорог.

В последнее время все чаще стали использоваться асфальтобетонные смеси. В 2005 году при капремонте трассы «Россия» (Москва — Санкт-Петербург) запущена в производство технология устройства дорог из щебеночномастичных асфальтобетонных смесей [1-3].

Этот материал имеет не только оптимальной эластичностью, но и обладает низкой стоимостью, что позволяет использовать его в строительстве автодорог, особенно учитывая его относительно невысокую стоимость.

Классическая асфальтобетонная смесь состоит из:

-минеральных материалов таких как щебень или гравий (щебень предпочтительнее так как обладает большим сцеплением с окружающим материалом) и песка с тонкодисперсным минеральным порошком или без него

-органического вяжущего материала — битума.

Данные материалы применяются в определенных отношениях и смешиваются в нагретом (до 120 градусов) состоянии.

Асфальтобетон — это описанная ранее смесь после остывания, подвергшаяся уплотнению. Его классифицируют по виду основного минерального материала: щебеночный, гравийный, песчаный. Использование различный видов битума позволяет получать асфальтобетон различных характеристик и температур укладки. Например:

1. В случае применения мяловязкого битума мы получаем теплый асфальтобетон, его укладывают и уплотняют при температуре 60 ±20 градусов;

2. В случае применения твердых сортов битума получается горячий асфальтобетон.

3. Устройство покрытий из этого материала возможно только при температуре порядка 120 градусов. Используется в основном на устройстве автодорог в крупных городах. Это обусловлено несколькими факторами: близость заводов-изготовителей к месту укладки, малое время твердения, высокая сопротивляемость появлению колейности;

4. В случае применения жидкого битума получаем холодный асфальтобетон. Укладка и уплотнение производится при температуре выше 10 градусов. Благодаря уплотнению повышается плотность, водостойкость и прочность.

Кроме того, разработан полимерасфальтобетон. Так как битум в условиях низких (ниже -20 градусов) температур приобретает хрупкие качества, а в условиях выше +60 градусов становится очень мягким, он не подходит для многих регионов. При добавлении в состав битумного вяжущего полимерных компонентов его рабочие температуры становятся от -60 до +80 градусов, кроме того повышается стойкость к деформациям, улучшается эластичность, и возрастают упруго-деформативные свойства.

Читайте также:  Понятие и термины в строительстве

При использовании полимерных добавок повышается стойкость покрытия к коррозии, трещинообразованию в зимний период и появлению колейности в летний период. Полимерные добавки существенно влияют непосредственно на верхний слой дорожного пирога, но для более качественной работы всего дорожного полотна необходимо проводить дополнительные мероприятия. К таким мероприятиям относится использование геосинтетических материалов.

Эти материалы состоят из синтетических или природных полимеров и неорганических веществ. Они применяются для армирования, дренирования и разделения различных слоев дорожного пирога. В зависимости от назначения геосинтетические материалы бывают нескольких видов. Рассмотрим следующие из них.

Геотекстиль — материал, наиболее массово применяющийся в дорожном строительстве. Поставляется в рулонах, полотно которых имеет сплошную волокнистую структуру. При строительстве автодорог применяется для разделения слоев. Осуществляет четкое разделение слоев и предотвращения смешивания материалов на границе типа «песок-щебень», повышает сопротивляемость дороги нагрузкам от колес автомобилей (распределяя нагрузку на большую площадь), предотвращает появление деформаций и провалов покрытия. Имеет широкую номенклатуру, что позволяет применять его при строительстве практически во всем дорожном строительстве.

Геомат — гибкий и легкий материал, состоящий из полимерных волокон хаотично трехмерной структуры, получается в результате объединение двух слоев двунаправленной сетки. Обладает отличными противоэрозионными свойствами как до устройства зеленой растительности, так и после. Применяется для конечной планировки склонов дорожного полотна и откосов оврагов.

Георешетка — представляет собой двух- или трехмерную сотовую структуру, материалом для которой служат искусственные полимеры. В зависимости от структуры применяется либо для усиления основания (путем распределения нагрузки на большую площадь), либо для укрепления склонов и каналов от эрозии.

Геокомпозит — представляет собой геосетки с ячейками ромбовидной формы изготавливается из полимерных материалов. Служит для улучшения дренирующих свойств грунта и предотвращения заиливания дренажного слоя.

Геомембрана — гидроизолирующий материал, применяется для гидроизоляции нижних слоев дорожного пирога, обеспечивая тем самым повышение надежности автодороги.

Применение геосинтетиков в автодорожном строительстве позволяет нам: снизить объем сыпучих материалов в строительстве, увеличить прочность дорожного полотна, снизить его восприимчивость к механическим воздействиям и колебаниям температур. Наибольшая выгода достигается при применение различных видов геосинтетиков. Еще один составной элемент, существенно снижающий эксплуатационные расходы — гидрофобизатор.

Гидрофобизаторы — вещества, придающие материалу гидрофобные свойства. При нанесении гидрофобизатора он предохраняет поверхность от проникновения влаги в поры, либо закупоривая их или, образуя тонкую пленку на поверхности.

Использование этих материалов уменьшает разрушение дорог, загрязнение покрытий и снижает расход краски на устройство разметки, кроме того они исключают появления мха на дорогах с низкой интенсивностью движения снижают отрицательное воздействие УФ на материал покрытия.

Из всего вышеописанного следует, что применение современных строительных материалов в автодорожном строительстве значительно улучшает все эксплуатационные характеристики автодорог. С новейшими материалами мы можем добиться круглогодичного строительства дорог. Одно из дальнейших направлений исследования — подбор оптимального состава дорожного пирога для строительства в экстремальных условиях. В случае успеха мы сможем строить дороги в условиях крайнего севера практически

научный журнал (scientific journal) Т. 4. №3. 2018 г.

круглогодично, что положительно скажется как на транспортной доступности отдаленных регионов, так и на экономическом благополучии региона.

1. ГОСТ Р 55028-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Классификация, термины и определения.

2. ГОСТ 22245-90. Битумы нефтяные дорожные вязкие. М., 1991. 8 с.

3. ГОСТ 9128-97. Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. М., 1999. 17 с

4. ГОСТ 12801-98. Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний. М., 1998. 38 с.

1. Львович Ю. М. Геосинтетические и геопластические материалы в дорожном строительстве // Информационный центр по автомобильным дорогам «Информавтодор» 7. 2002. С. 1212

2. Гохман Л. М. Битумы, полимерно-битумные вяжущие, асфальтобетон, полимерасфальтобетон. М.: ЭКОИНФОРМ, 2008. 117 с.

3. Строительство автомобильных дорог / под ред. В. В. Ушакова, В. М. Ольховикова. М., 2013. 576 с.

1. Lvovich, Yu. M., (2002). Geosynthetic and geoplastic materials in road construction. Information Center on Automobile Roads «Informavtodor» 7, 1212

2. Gokhman, L. M. (2008). Bitumens, polymer-bituminous binders, asphalt concrete, polymer-reinforced concrete. Moscow, EKOINFORM, 117

3. Ushakov, V. V., Kodzoev, M-B. (2018). Application of innovative materials for road construction. Bulletin of Science and Practice, 4, (3), 160-163

Источник: cyberleninka.ru

Какой щебень следует использовать для укладки асфальта

Дорожное строительство предполагает возведение объекта, который будет служить очень долго, причем, в суровых условиях. Поэтому важно использовать долговечные материалы, которые со временем сохраняют свои свойства. И даже если коррозия и другие природные процессы влияют на покрытие или конструкцию, они не должны терять свою прочность и надежность.

Строя дорогу, службы могут использовать строительные материалы, полученные централизовано (допустим, привезенные из другой части страны) либо те, которые получены из вторичных материалов — отходов производства на заводе. Это может быть шлак, другие промышленные отходы, а также материалы, которые добываются в этом же регионе. Выбор последних очень удачен с точки зрения экономики, ведь нет серьезных трат на транспорт. Но все же приходится покупать и материалы, которые доступны не везде — это битум, цемент и т. д.

Виды щебня для дорожного строительства

  1. Щебень, добытый из скалы. Это может быть гранит, доломит, известняк и другие породы. Такой материал завозят на строительство дороги для создания ее основания.
  2. Щебень из магматических или метаморфических пород. Его применяют для нижнего слоя дороги. При этом используется либо гранитный, либо габбровый щебень.

Особенно востребован для строительства дорог кубовидный гранитный щебень. Он идеально укладывается на дорожное покрытие, поэтому более стойкий и практически не образует трещин. За счет подобных свойств этого материала дороги из него имеют вдвое больший срок эксплуатации. Кроме того, за счет применения кубовидного щебня не нужно столь много добавлять в асфальт битума и цемента. Поэтому такой материал стоит использовать чаще, ведь он значительно упрощает процесс укладки асфальта.

Что такое кубовидный щебень

В отдельную группу часто выделяют «кубовидный щебень». Это материал с фракцией 5-20, в котором малое количество зерен с игловатой или лещадной формой. Его особенности:

  • более прочный, имеет низкую «трещиноватость»;
  • значительно повышает прочность асфальтобетонного материала;
  • позволяет уменьшить количество связующих материалов (битума);
  • имеет высокий коэффициент уплотняемости, близкий к единице. Это гарантирует морозоустойчивость и продлевает срок использования покрытия дороги без ремонта;
  • обеспечивает снижение трудозатрат при укладке до 70% (требует для полного уплотнения всего двух вместо 10 проходов катка, по сравнению с обычным щебнем).

Благодаря своим уникальным свойствам такой материал часто называют «щебнем будущего». Он все чаще используется при создании дорог.

Компания АсфальтСтрой24 предлагает своим клиентам различные материалы для монтажа надежных дорог, включая подходящие варианты щебня для каждого этапа подготовки и укладки асфальтовых смесей горячего типа. Выбрать продукцию можно с помощью каталога https://asfaltstroy24.ru/catalog/asfalt/goryachii/.

Почему стоит выбирать гранитный щебень?

Гранитный щебень применяется в строительстве дорог чаще всего, и это вполне объяснимо. Во-первых, сложно найти наполняющий материал, который бы лучше него соответствовал всем требованиям по дорожному покрытию. Именно из гранита делают бетон, из которого возводят мосты, железнодорожные конструкции, элементы трамвайных путей.

Гранит идеален еще и тем, что содержится в большом количестве в природе. Его можно найти в любых магматических породах. Этот камень очень крепкий и прочный. Щебень из гранита делят на несколько фракций, в зависимости от размера зерна. Самая маленькая фракция — гранитная пыль, самая же большая — очень крупная фракция.

Для дорожного строительства идеально подходит фракция 20-40 и 40-70. А вот известняк уже значительно реже применяют, ведь он очень уступает граниту по прочности, склонен к выветриванию. Эту породу используют только там, где нужен материал, стойкий к перепадам температуры.

Типы щебня для производства дорог

Как правило, в этом материале выделяют следующие группы:

  • Известняковые щебни. К ним относятся те, которые получают из рыхлых горных или осадочных скальных пород. Часто встречаются доломит или известняк. Щебень фракциями от 5-20 до 0-70 укладывается в основании дорог.
  • Гранитные щебни. К ним относятся дробленые магматические и метаморфические минералы – диабаз, габбро, гранит. Применяются фракции 5-20 или 20-40.

Прочность известнякового материала меньше, чем аналогичных фракций гранитного. Но он способен без разрушения переносить до сотни циклов заморозка/оттаивание, не теряя прочности. Поэтому такой материал повсеместно используют для организации подушки автодороги. Щебень гранитных пород отличается высокой износостойкостью. Мелкофракционный гранит используется в верхних слоях покрытия.

При выборе материала нельзя забывать о показателях радиоактивности. Для дорожных работ используется щебень II группы (гранитный), с уровнем излучения от 370 до 740 Бк/кг.

Какой щебень лучше выбрать для дорожного покрытия?

Создание надежного основания является обязательным условием укладки любого дорожного покрытия вне зависимости от его степени загруженности и назначения. Для данных целей используются дробленная щебенка и просеянный гравий средней и крупной фракции, расходуемые в большом количестве и уплотняемые с коэффициентом 1,25. С учетом значительного потребления материал приобретается оптом, после проверки сертификата и соответствия рабочих характеристик проектным данным.

Щебень для строительства дорог

Список требований, выбор марки и фракции

Предпочтение отдается прочным, морозо- и влагоустойчивым разновидностям с кубовидной формой зерен, поскольку образуется минимальное количество пустот и повышается долговечность конструкции. Лучшие показатели наблюдаются у гранита, но такие варианты обходятся дорого. В итоге при выборе конкретного типа из разрабатываемых пород с природным происхождением в первую очередь учитывают величину ожидаемых нагрузок:

  1. Гранитный щебень применяется при создании нижнего и верхнего слоя под автобанами с интенсивным движением, служит наполнителем для мостового бетона и формирует основание под трамвайными и ж/д путями. К преимуществам относят низкую лещадность и выдержку значительных нагрузок на сжатие, единственным ограничением является высокая цена.
  2. Более дешевая известковая щебенка и скальный гравий являются самыми распространенными. Они используются при выравнивании и осушении участков, формировании нижних и верхних слоев под асфальт, обустройстве дорожек в парках, жилых и общественных зонах. Максимальную востребованность в этой группе имеют фракции 20-40 и 40-70.
  3. Продукты отсева однозначно рекомендуют купить при засыпке гравийных дорог, прокладываемых к небольшим и малонаселенным пунктам. Часто встречаются на ремонтируемых или недостроенных участках.

Характеристики гранитного щебня

Самой бюджетной разновидностью остается вторичный щебень. Крупные куски дробленного бетона или кирпича применяются при выравнивании и формировании нижних слоев подсыпки с помощью дорожного катка, мелкие – для засыпки и улучшения грунтовых просек. Такой стройматериал считается оптимальных вариантом при выполнении временной разметки или подготовке подъездов к частным домам, при необходимости их несложно закрыть другим покрытием.

Из вторичного сырья хорошие отзывы также имеет асфальтовая крошка, благодаря большому количеству битума в составе она оптимально подходит для дороги на даче, обустройства подъездных или временных путей.

Вне зависимости от назначения основание засыпается из двух слоев. На нижнем используются самые крупные фракции, на верхнем – средние с правильной формой зерен. Обязательным условием укладки асфальта является их уплотнение дорожным катком. Это учитывается при расчете количества – на 1 м3 покрытия уходит не меньше 1,25 м3 щебня. Исключения делается лишь для засыпаемого на грунтовые дороги гравия или дробленного бетона, они трамбуются естественным путем.

Гравий для дорог

Данную продукцию предлагают купить многие производители нерудных сыпучих материалов, минимальные затраты наблюдаются при заказе оптовых партий заранее, максимальные – при покупке в середине лета. Условия отгрузки, доставки и приема оговариваются отдельно.

Разновидность Фракция щебня, мм Цена за 1 м3, рубли
Розничная, при условиях самовывоза Оптовая, при покупке от 100 м3, условия доставки оговариваются отдельно
Гранитный 5-20 2300 1700
20-40 1650
40-70
Гравийная щебеночная смесь 5-20 1450 1300
20-40 1250
40-70
Известняковый 5-20 1650 1400
20-40 1350
40-70
Асфальтовая крошка Несортированная, с фракцией щебня не более 45 мм 1100 900
Вторичный щебень (бетонный) 5-20,20-40 750 600
40-70, 40-100, 700-120 700 550

Щебень из гранита фракции 40-70 мм

Мелкофракционный щебень для садовых дорожек

Как выбрать щебень для дороги

На сегодняшний день щебень является одним из главных природных материалов для строительства дорог. Щебень пользуется широким спросом во всем мире, и большая часть используется для возведения дорог, в мире ежегодно производительность щебня превышает 3 миллиардов кубов в год, из которых в России – 140 миллионов кубов.

Обращаем Ваше внимание, что от качества щебня будет напрямую зависеть долговечность и качество дорожных работ. Только правильно подобранная марка щебня для строительства позволит добиваться нужных результатов, а также обеспечивать надёжную стойкость конструкции и высокие эксплуатационные сроки. Поэтому если Вы не знаете, как выбрать щебень дороги правильно, обратитесь за помощью к специалистам компании СР-СНАБ.

Все обратившиеся в компанию клиенты, смогут получить бесплатную консультацию от опытных специалистов, а также заручиться поддержкой на протяжении всего строительства. Компания СР-СНАБ существует на рынке более 10 лет и зарекомендовала среди своих клиентов, как надёжного поставщика нерудных материалов. Все поставляемые компанией нерудные материалы имеют необходимые лицензии и сертификаты.

Какой щебень лучше всего использовать для дорожных работ?

Для наружного слоя дороги идеально подойдёт щебень, который имеет крупные фракции от 0 до 70 мм, сюда также можно отнести еще и доломитовый и известняковый щебень. Чтобы создать нижний слой можно использовать магматический и метаморфический вид горной породы от 5 до 40 мм.

Одних из самых высокоустойчивых видов щебня считается гранитный щебень, фракция которого составляет от 5 до 10 мм. Более крупной фракции щебень (от 20 до 70 мм) широко используется в ремонтных работах дорог. Данный вид щебня устойчив к различным погодным условиям, как при низкой температуре воздуха, так и при осадках, он не теряет своих свойств.

Использование в работе только высококачественных материалов, обеспечивают длительный эксплуатационный срок дорог, предотвращая появление трещин и ям. Вам не придётся делать ремонт долгие годы, что позволяет в итоге значительно экономить.

Слаженная работа сотрудников логистического отдела компании СР-СНАБ позволяет обеспечивать доставку строительных материалов максимально оперативно и в строго установленные сроки. Своим клиентам мы предлагаем оптимальные цены на предоставляемую продукцию и услуги.

Читайте также:  Исполнительные схемы в строительстве снип

Хотите сделать заказ или у Вас стались вопросы к сотрудникам компании СР-СНАБ? Обращайтесь по телефону, специалисты ответят на все интересующие Вас вопросы, касающиеся нерудных материалов, и обеспечат поставку в самые короткие сроки.

Материалы для укладки асфальта на щебень

Перечислим основные материалы, которые чаще всего используются при укладке асфальта на щебень:

Источник: xn—-8sbehgcs6bqhecx.xn--p1ai

Местные дорожно-строительные материалы

Природные строительные материалы подразделяются на грунты, гравий и гравийные смеси, песок, камень булыжный, различные местные материалы (дресва, жерства, ракушка, конкреции, тырса, мел и т. д.) К искусственным относят щебень, каменные порошки, колотый камень, брусчатку, каменное литье, изделия в виде плит для покрытия дорог и тротуаров, бортовых камней и деталей для дорожных ограждений и знаков.

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки

Федеральное государственное образовательное

учреждение профессионального образования

Колледж» первый курс

«Первые шаги к специальности»

Местные дорожно-строительные материалы

Студент группы Д-11-2

Оборина Ксения Викторовна,

  1. Королев И.В; Финашин В.Н; Феднер А.А. учебник: «дорожно-строительные материалы»

М: изд. «Транспорт» 1988г.

Учебник: «Дорожно-строительные материалы»

М: изд. «Транспорт» 1987г.

Местные дорожно-строительные материалы

При строительстве автомобильных дорог применяют разнообразные строительные материалы, которые по происхождению и особенностям переработки могут быть разделены на две основные группы: природные и искусственные.

Природные строительные материалы подразделяются на грунты, гравий и гравийные смеси, песок, камень булыжный, различные местные материалы (дресва, жерства, ракушка, конкреции, тырса, мел и т. д.) К искусственным относят щебень, каменные порошки, колотый камень, брусчатку, каменное литье, изделия в виде плит для покрытия дорог и тротуаров, бортовых камней и деталей для дорожных ограждений и знаков. Кроме того, для приготовления бетонов и стабилизации грунтов используют органические и неорганические (минеральные) вяжущие материалы (битумы, дегти, эмульсии, различные цементы, известь и т. д.).

Каменные материалы, применяемые в естественном виде:

Гравий — ГОСТ 8267-93 – гост-это государственный стандарт на территории страны, выпуск продукции, цифры означают:

Первые — порядковый номер,

Второе – государственный номер.

Гравий – это неорганический, сыпучий материал с зернами крупнее 5(3) мм, получаемый рассевом природных песчано-гравийных смесей. Применяется на дороге низких категорий. Для укрепления обочин, для приготовления асфальтобетонных смесей.

Недостатки округлая форма, гладкий, без острых граней, шероховатый. Плохо пристает битум.

Морозостойкость гравия характеризуют числом цифр переменного замораживания и оттаивания, которая может выдерживать материал без видимых признаков разрушения. Марки по морозостойкости F15; F25; F50; F75; F100; F150; F200 – слабый материал

F300; F400 – самый морозостойкий.

Содержание глины в комках не должно превышать 0,25 %

Дресва — продукт выветривания горных пород, сохранившийся на месте разрушения; представляет собой рыхлую или слабосцементированную массу, состоящую из неокатанных остроугольных мелкообломочных зерен.

Жерства — продукт физико- механического и химического выветривания горных пород перенесенный на некоторое расстояние водой.

Конкреции — каменные образования различной прочности, обычно округлой формы из осадочных горных пород различного состава (конкреции гипса, углекислого кальция, кремния, болотной руды, фосфоритов и др.).

Ракушки — материал морского и речного происхождения, в котором раковины часто находятся в смеси с гравием и песком. В дорожном строительстве чаще всего применяют морскую ракушку — для укрепления грунтов и в качестве нижних слоев оснований дорожных одежд.

Мергель — осадочная порода, состоящая из кальцита, иногда доломита и глинистого материала. Опоки — кремнистая горная порода, образовавшаяся в результате насыщения глин растворенным кремнеземом.

Песчаники — осадочная горная порода, состоящая из сцементированного песка. Песчаники могут быть кварцевые, глауконитовые, кремнистые, а в зависимости от крупности зерен мелко-, средне- и крупнозернистые.

Тырса — слабая известняковая порода, встречается главным образом на юге СССР.

Мел — мягкая белая известковая порода, которую можно укладывать в нижние слои основания дорожных одежа.

Шлаки — отходы металлургической промышленности. В зависимости от химического состава, скорости охлаждения и других факторов могут быть высокой и низкой прочности. В дорожном строительстве применяют также топливные шлаки, образовавшиеся в результате сжигания каменного угля.

Грунты — основной дорожно-строительный материал

Грунты — основной дорожно-строительный материал, продукт длительного процесса разрушения горных каменных пород под воздействием воды, теплоты, холода и ветра. Из них возводят земляное полотно, служащее основанием для дорожной одежды. От свойств грунта зависит прочность земляного полотна и дорожной одежды, а также сооружений на дороге.

Свойства грунтов во многом определяются крупностью их частиц, которые могут быть глинистыми (менее 0,005 мм), пылеватыми (0,005. 0,050) и песчаными (0,06. 2 мм). Встречающиеся в природе грунты обычно представляют собой смесь песчаных, пылеватых и глинистых частиц.

Свойства грунтов зависят также от содержания в них органических веществ, количества и химического состава растворенных солей, влажности и плотности. Влажность определяется отношением массы воды, содержащейся в грунте, к массе сухого грунта в том же объеме. Плотность характеризуется отношением массы грунта к его объему и выражается в килограммах на кубический метр или в тоннах на кубический метр. Наибольшая несущая способность грунта достигается его уплотнением до максимальной плотности при оптимальной влажности.

Суглинистые грунты — связные, плохо пропускают воду и медленно просыхают. В сухое время года при правильном содержании дороги хорошо проезжаемы, а после дождя их поверхность становится скользкой. При перенасыщении влагой почти непроезжаемы из-за образования глубоких колей. Добавление песчаных грунтов значительно улучшает проезжаемость.

При надлежащем водоотводе из суглинистых грунтов можно возводить хорошее дорожное полотно. Глинистые грунты при оптимальной влажности образуют хороший накат, но в пересохшем состоянии трескаются, пылят, а от переувлажнения набухают, полностью теряют несущую способность; очень липки и крайне медленно просыхают; при замерзании увеличиваются в объеме; для возведения земляного полотна непригодны, могут применяться только во внутренней части насыпей.

Перечисленные свойства песчаных и глинистых грунтов используют для образования грунтовых одежд из так называемых оптимальных смесей, которые создаются из взятых в определенных, оптимальных для данных условий соотношениях песчаных и глинистых грунтов. Внутрихозяйственные дороги (в основном полевые) можно трассировать непосредственно по поверхности земли. В этом случае большое значение имеют свойства почвенного покрова.

Лёссы — это своеобразные пылевато-суглинистые грунты палевого цвета. В естественном состоянии макропористые, способны держать вертикальные откосы большой высоты, но при увлажнении теряют связность и несущую способность, легко размываются водой. При возведении земляного полотна на лёссах требуется тщательная защита дороги от переувлажнения. В зонах распространения бурых, каштановых и черноземных почв возможно наличие участков засоленных грунтов — солончаков, солонцов и такыров, в которых содержатся легкорастворимые соли натрия и магния.

Солончаки — почвы, в поверхностном слое которых содержится более 1 % солей, расположены в понижениях рельефа с близким залеганием грунтовых вод, которые, поднимаясь по капиллярам, легко испаряются вследствие сухости климата, вызывая накопление солей в верхней толще почвогрунта. На солончаках могут произрастать только солеустойчивые растения — галофиты.

Солонцы образуются вследствие выщелачивания солончаков дождевыми водами, поэтому в этих грунтах соли накапливаются в более глубоких слоях, а на поверхности располагается обычно плотный бесструктурный глинистый слой. Во влажном состоянии солонцовый слой набухает и становится непроницаемым для воды.

Такыры — плоские глинистые, лишенные растительности равнины, характерные для пустынь и полупустынь Средней Азии. По всей толще вертикального разреза в небольшом количестве содержат легкорастворимые соли. При увлажнении верхний слой такыров размокает и становится непроезжем. Весной и летом после дождей такыры покрываются водой, превращаясь во временные мелководные озера.

Пригодность перечисленных засоленных почвогрунтов для использования их при строительстве дорог во многом определяется составом солей и степенью увлажнения. Так, сернокислые соли магния и натрия при увлажнении приводят к увеличению объема и образованию разбухших слоев, что затрудняет проезд по грунтовой дороге, как во влажные, так и в сухие периоды года. Грунты, поглощающие комплекс, который насыщен натрием, при увлажнении медленно размокают, становятся скользкими и липкими, очень медленно просыхают, что на длительное время затрудняет по ним проезд.

Песок для строительных работ.

  1. Песок природный – требования песка по ГОСТу 8736-93.

Это неорганический, сыпучий материал с крупностью зерен до 5(пяти) мм., образовавшийся в результате естественного разрушения скальных пород и получаемый при разработке песчано-гравийных месторождений, без применения специального оборудования.

  1. Песок дробленый – с крупностью зерен до 5 мм., изготовляемых из скальных горных пород и гравия с применением специального дробильно-размольного оборудования.
  2. Фракционированный песок – это песок с крупностью зерен 2 мм. с использованием специального оборудования.
  3. Песок из отсевов дробления

Получают из отсевов дробления горных пород, при производстве щебня и из отходов руд черных и цветных металлов и не металлических ископаемых и других отраслей промышленности. Разделяют на марки в зависимости от прочности горной породы или гравия.

Марка: 400; 600; 800; 1000; 1200; 1400.

В зависимости от происхождения пески могут быть речные, морские, озерные, дюнные и др. По минеральному составу песок может быть кварцевый, известняковый, гипсовый, магнетитовый, ракушечниковый, глауконитовый и др. Песок широко применяют в строительном деле для улучшения дорожных свойств суглинистых грунтов, для приготовления строительных растворов, асфальтобетона и цементо-бетона, в качестве основания дорожных одежд и сооружений.

Применяют в строительные растворы; в асфальтово-бетонную смесь.

Каменные материалы

используемые в сельскохозяйственном дорожном строительстве каменные материалы получают из природных горных пород. Физико-механические свойства этих материалов должны отвечать определенным техническим требованиям. Чаще всего качество каменных материалов определяется такими основными физико-механическими показателями, как прочность, морозостойкость и водопоглощение.

Прочность — это способность материала сопротивляться, не разрушаясь, внешним и внутренним усилиям, возникающим от статических и динамических нагрузок. Она характеризуется пределом прочности при сжатии и выражается в паскалях.

Морозостойкость — способность насыщенного водой материала выдерживать определенное количество циклов замораживания и оттаивания без разрушения. Характеризуется маркой материала по морозостойкости, например Мрз-25 (материал не теряет прочности при 25 циклах замораживания и оттаивания).

Водопоглощение — способность материала впитывать и удерживать воду, что характеризует его пористость, выражается в процентах. Горные породы, из которых получают каменный материал для дорожного строительства, разделяют на четыре группы: изверженные (граниты, диориты, сиениты, габбро, базальты); известняковые (известняки, доломиты, мраморы); песчаниковые — песчаники из зерен кварца и других минералов, скрепленных различными цементами (известковым, кремнистым, железистым, гипсовым, глинистым); сланцевые (характеризуются слоистым сложением). Внутри каждой группы горных пород каменные материалы в зависимости от предела прочности подразделяются на пять классов. К первому классу относят породы с пределом прочности на сжатие в водонасыщенном состоянии свыше 100. 120 МПа, а к пятому — ниже 30 МПа.

Гравий

каменный материал с частицами размером 5. 70 мм, получаемый после его отсева из природных гравийных смесей горного, овражного, речного, морского и озерного происхождения. Щебень в отличие от гравия получают путем дробления камня в камнедробилках. Как и гравий, щебень в зависимости от крупности разделяют на четыре фракции (5. 10, 10. 20, 20. 40, 40.

70 мм). Щебень имеет различное происхождение: из изверженных пород (гранитов, сиенитов, диоритов, габбро, базальтов, андезитов, порфиры и др.), метаморфических (мрамор, сланцы, гнейсы и др.) и осадочных пород (доломитов, известняков, песчаников).

Щебень

Технические требования к щебню по ГОСТу 8267-93

Щебень – неорганический сыпучий материал с зернами крупнее (5 мм)

получаемый дроблением горных пород гравия и валунов, попутно добываемых вскрышных пород, а так же отходов горно-металлургических предприятий, с последующим рассевом продуктов дробления.

По согласованию изготовителя с потребителем, допускается выпуск щебня из изверженных горных пород, содержащего свыше 50 – 65 % зерен пластинчатой и угловатой формы.

Прочность щебня характеризуют маркой определяемой по дробимости.

Используется для приготовления цементо-бетона.

Смеси могут приготавливаться как в карьере, так и на строительной площадке в смесительной установке, для дополнительных слоев оснований дорожной одежды, и укрепления обочин автомобильных дорог.

К щебню и гравию, используемым в качестве дорожно-строительных материалов, предъявляют определенные требования, зависящие от категории дороги и климатических условий: прочность 100. 120 МПа, морозостойкость 15. 150 циклов, отсутствие зерен лещадной (пластинчатой) формы, полное отсутствие или наличие не более 2 % глинистых и суглинистых частиц. Щебень, аттестованный по высшей категории качества, должен иметь морозостойкость не ниже 25 циклов.

Источник: www.stud24.ru

Сыпучие материалы для строительства и обустройства дорог

Сыпучие материалы для строительства и обустройства дорог

Сыпучие материалы используются в разных сферах строительства, в сельском хозяйстве. Песок, щебень, гравий, гранитный отсев применяют при изготовлении бетонов, обустройстве подушек для дорожного полотна, железнодорожных насыпей, силосных ям. Еще эти материалы используются в процессе производства железобетонных изделий. Заказать щебень, гранитный отсев, песок, гравий можно на сайте tinert.ru по доступной цене.

Виды сыпучих материалов

Песок может быть намывным, карьерным, речным или морским. Для получения бетонов высокого качества применяется тщательно просеянный материал. Он характеризуется небольшими размерами и выполняет функцию оптимального наполнителя. Отсеянный песок также используют в ландшафтном дизайне. Его, например, применяют в качестве материала для обустройства садовых или парковых дорожек.

Гранитный отсев бывает розового и серого цвета. Он находит применение в сфере ландшафтного дизайна, так как привлекательно выглядит, не пачкает обувь, быстро высыхает после дождя. Кроме того, его можно добавлять в бетонные растворы, используемые для заливки монолитных сооружений и производства изделий ЖБИ высокого качества.

Щебень может быть известняковым, кварцитовым, гравийным и гранитным. Его получают путем дробления этих пород на специальном оборудовании. Наиболее прочный и морозостойкий вариант – это гранитный щебень. Самый дешевый выбор – это известняковая дробленая порода, добытая в карьере открытого типа.

Что учитывать при выборе

Заказывая сыпучие материалы, учитывают размер их фракции и марку. При выборе песка принимают во внимание то, к какому типу он относится. Кроме того, учитывают сорт продукции, которая будет заказана. С особой тщательностью подходят к выбору сыпучих материалов и щпс, предназначающихся для приготовления бетонных растворов для монолитного многоэтажного строительства и производства ЖБИ.

Качественные материалы снабжаются сертификатами и паспортами, которые предоставляются для ознакомления заказчику. Они проверяются на соответствие предусмотренным ГОСТом размерам, на отсутствие ионизирующего излучения. Сыпучие материалы обладают химической инертностью, не выделяют в процессе эксплуатации вредные для состояния здоровья человека и окружающей среды вредные вещества. Стоимость реализуемого песка, щебня, отсева зависит от сорта и марки.

Источник: septikman.ru

Рейтинг
Загрузка ...