Комментарий к Письму Минфина России от 18.06.2019 № 03-07-11/44274: расчеты по НДС при строительстве объекта, который будет использоваться в облагаемых и необлагаемых НДС операциях
Строительство недвижимости сопряжено со значительными затратами на приобретение товаров, работ и услуг. Поэтому застройщика (инвестора) не может не интересовать право на применение вычетов по НДС. Между тем использование этого права поставлено в зависимость от возможности осуществления облагаемых НДС операций. Таким образом, застройщики жилой недвижимости изначально лишены возможности предъявлять «входной» налог к вычету, ведь исполнение обязательств по ДДУ, а также реализация квартир и передача в связи с этим доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме освобождены от обложения НДС.
Порядок действий такой.
В периоде строительства предъявленные подрядными организациями и продавцами товаров (работ, услуг) суммы НДС принимаются к вычету в полном объеме в соответствии с п. 6 ст. 171 НК РФ и п. 1 и 5 ст. 172 НК РФ.
НДС в грузоперевозках. Просто и понятно
Обязательные условия – наличие первичных документов и счетов-фактур и принятие покупок к учету.
После ввода недвижимости в эксплуатацию суммы НДС, принятые к вычету, подлежат восстановлению и уплате в бюджет в течение 10 лет начиная с года, в котором наступил момент начала начисления амортизации по этому объекту. Расчет суммы НДС, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет за каждый календарный год из 10 лет, производится исходя из 1/10 суммы налога, принятой к вычету, в соответствующей доле, которая определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), не облагаемых НДС, в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных (переданных) за календарный год. Такой порядок установлен п. 4 и 5 ст. 171.1 НК РФ.
Обратите внимание: аналогично необходимо вести расчеты с бюджетом по НДС и в случае приобретения (не строительства) объекта основных средств, который будет использоваться в облагаемых и не облагаемых этим налогом операциях (п. 3 ст. 171.1 НК РФ).
В частности, в Письме Минфина России от 14.07.2017 № 03-07-11/44832 сообщается: суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении по договору купли-продажи недвижимого имущества (основного средства), принимаются к вычету в полном объеме вне зависимости от того, что данное имущество предназначено для использования одновременно в операциях, как облагаемых НДС, так и не облагаемых этим налогом, в том числе не являющихся объектом налогообложения. После ввода таких объектов недвижимости в эксплуатацию суммы налога, принятые к вычету, подлежат восстановлению и уплате в бюджет в течение 10 лет в порядке, предусмотренном п. 4 и 5 ст. 171.1 НК РФ.
Регулирующие органы отмечают, что в отношении недвижимых объектов основных средств НДС восстанавливается в соответствии со ст. 171.1 НК РФ, а не п. 3 ст. 170 НК РФ, который применяется только к движимым основным средствам.
Напомним, согласно п. 3 ст. 170 НК РФ сумма восстанавливаемого налога:
Как определить, выгоднее работать с НДС или без него?
– определяется исходя из остаточной стоимости объекта без учета переоценки;
– не включается в стоимость основного средства, а учитывается в составе прочих расходов (ст. 264 НК РФ).
Причем восстановление сумм налога производится единовременно в том квартале, в котором объект начинает использоваться налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ.
В последнем разъяснении на эту тему – Письме от 18.06.2019 № 03-07-11/44274 – Минфин вновь указал: если строящиеся объекты недвижимости предназначены для использования одновременно в операциях, как облагаемых НДС, так и не подлежащих налогообложению, суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, а также суммы налога, предъявленные по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ, принимаются к вычету в полном объеме. После ввода таких объектов недвижимости в эксплуатацию суммы НДС, принятые к вычету, подлежат восстановлению и уплате в бюджет в течение 10 лет начиная с года, в котором наступил момент начала начисления амортизации по этим объектам.
Как видим, существует большая разница между правилами, применяемыми при восстановлении НДС в отношении движимых и недвижимых объектов основных средств.
А из Письма Минфина России от 01.12.2016 № 03-07-11/71110 следует, что восстанавливать НДС в указанном в ст. 171.1 НК РФ порядке нужно также, если недвижимость начинает использоваться в деятельности, облагаемой ЕНВД.
В письме сказано: суммы НДС, предъявленные при приобретении по договору купли-продажи недвижимого имущества (основных средств), принимаются к вычету в полном объеме вне зависимости от того, что данное имущество предназначено для использования одновременно в операциях, облагаемых НДС, освобождаемых от обложения НДС, и в деятельности, облагаемой ЕНВД. После ввода таких объектов недвижимости в эксплуатацию суммы налога, принятые к вычету, подлежат восстановлению и уплате в бюджет в течение 10 лет в порядке, предусмотренном п. 4 и 5 ст. 171.1 НК РФ.
Иными словами, указанный в ст. 171.1 НК РФ порядок восстановления НДС по объектам недвижимости является универсальным, применимым к самым разным ситуациям. Кроме того, из разъяснений регулирующих органов можно сделать вывод, что с применением вычетов в полном объеме проблем быть не должно.
Обратите внимание: с учетом имеющихся писем Минфина и ФНС можно сделать вывод, что при приобретении движимых основных средств, предназначенных для осуществления операций, как облагаемых, так и не облагаемых НДС (освобожденных от налогообложения), к вычету должна приниматься только часть «входного» налога. В случае строительства и приобретения недвижимого объекта основных средств, который будет использоваться как в облагаемых, так и в не облагаемых НДС операциях (либо в операциях, облагаемых НДС, освобождаемых от обложения НДС, и в деятельности, облагаемой ЕНВД), «входной» НДС заявляется к вычету в полной сумме. А в дальнейшем при фактическом использовании недвижимости НДС восстанавливается в течение 10 лет в порядке, предусмотренном ст. 171.1 НК РФ.
Между тем обозначенный Минфином и ФНС подход разделяют не все местные налоговые органы. И что еще более важно для налогоплательщиков, не согласны с ним некоторые суды.
Рассмотрим несколько примеров из судебной практики.
– реализацию автомобилей (облагаемая НДС операция);
– оказание услуг по гарантийному ремонту автомобилей (операция, освобожденная от обложения НДС на основании пп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ);
– оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, облагаемых ЕНВД.
В связи с приобретением дилерского центра и котельной организация заявила к вычету НДС в полном объеме.
Налоговый орган указал на завышение суммы вычета, поскольку приобретенное недвижимое имущество использовалось в деятельности, как облагаемой, так и не облагаемой НДС. По мнению проверяющих, общество должно было исчислить сумму вычета пропорционально выручке от облагаемых видов деятельности (п. 4 ст. 170 НК РФ).
Налоговый спор был решен в пользу инспекции. При этом в судебных решениях была высказана мысль о том, что ст. 171.1 НК РФ регулирует порядок восстановления НДС в тех случаях, когда налогоплательщик изначально правомерно применил налоговые вычеты, а затем возникли обстоятельства, влекущие обязанность восстановления ранее принятых к вычету сумм налога. Арбитры подчеркнули:
– все случаи, дающие право на вычет, перечислены в ст. 171 НК РФ, в ней нет такого положения, которое предоставляет право отнести к вычетам всю сумму НДС по приобретенным объектам недвижимости при наличии обстоятельств, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ;
– сама же ст. 171.1 НК РФ не устанавливает право налогоплательщика на применение налоговых вычетов.
Постановление АС ВВО от 04.04.2017 по делу № А82-1716/2016. В полном объеме к вычету был принят «входной» НДС, связанный со строительством общежития. Налоговый орган указал на невозможность применения вычета в связи с тем, что недвижимость предназначена для использования исключительно в не облагаемых НДС операциях. В соответствии с пп. 10 п. 2 ст.
149 НК РФ не облагается НДС реализация на территории РФ услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности. С учетом пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ из этого следует, что суммы налога к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости общежития.
Налогоплательщик не смог доказать, что имеет право на вычет налога, суммы которого должны восстанавливаться в течение 10 лет.
Обратите внимание: проблемы с применением вычетов могут возникнуть и в случае реконструкции и модернизации объектов недвижимости. Порядок восстановления ранее принятых к вычету сумм НДС установлен п. 6 – 9 ст. 171.1 НК РФ.
Например, из Постановления АС ЗСО от 16.06.2017 № Ф04-1810/2017 по делу № А27-19536/2016 видно, что инспекция отказала в принятии НДС к вычету из-за того, что работы по реконструкции выполнялись в здании, в котором предполагалось разместить медицинский центр (предоставление медицинских услуг и оказание медицинской помощи – освобождаемые от обложения НДС операции).
Арбитры учли, что согласно уставу общества предметом его деятельности является деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных, сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества и пр. Кроме того, были приняты во внимание следующие обстоятельства:
– согласно бизнес-плану в здании будет осуществляться деятельность, подпадающая под обложение НДС (сдача в аренду части помещений центра);
– в рассматриваемом периоде у общества отсутствует лицензия на ведение медицинской деятельности (наличие которой для занятия не облагаемой НДС деятельностью обязательно), как таковая деятельность не осуществляется.
В результате судьи решили, что налоговым органом не доказано использование результатов спорных работ (услуг) исключительно в операциях, не подлежащих обложению НДС. Арбитры подтвердили право общества принять НДС к вычету (соблюдены условия, предусмотренные ст. 171 НК РФ) с последующим восстановлением сумм налога в соответствии с п. 6 ст. 171.1 НК РФ (при дальнейшем использовании объекта для осуществления не облагаемых НДС операций).
Еще один пример разрешения спорной ситуации в пользу налогоплательщика – Постановление АС ЗСО от 03.10.2018 № Ф04-3566/2018 по делу № А70-16539/2017. Инспекция отказала в вычете НДС со стоимости работ по реконструкции дома культуры, считая, что результаты работ используются для совершения операций, не подлежащих обложению НДС (пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ). В данном случае исход налогового спора был обусловлен тем, что налогоплательщик не только имел цель использовать реконструированный объект в облагаемой налогом деятельности, но и уже использует его в таковой деятельности, при этом выручка от осуществления облагаемой НДС деятельности значительна и имеет тенденцию к увеличению.
Подведем итог. Наличие писем Минфина и ФНС, подтверждающих право на применение вычета в полном объеме, и последующее постепенное восстановление сумм НДС в соответствии со ст. 171.1 НК РФ – не гарантия того, что налоговый орган будет придерживаться такого же подхода. Вслед за инспекцией судьи могут решить, что объекты недвижимости подпадают под действие установленных ст.
170 НК РФ правил об определении суммы вычета путем расчета пропорции. В защиту своей позиции налогоплательщику целесообразно ссылаться на многочисленные письма Минфина и ФНС и судебную практику, хотя арбитры вправе не принимать во внимание и разъяснения регулирующих органов, и мнения других судов.
Тимонина И. И.,
эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
НДС при «импорте» работ и услуг
В последнее время все больше российских компаний и ИП приобретает работы и услуги у иностранных партнеров, в т. ч. через Интернет. Мы рассмотрим, в каких случаях при «импорте» услуг и работ НДС придется уплатить покупателям, исполняя обязанности налоговых агентов, как рассчитать этот налог и представить декларацию, если такие обязанности возникают. А также как быть с НДС при приобретении электронных услуг у иностранных партнеров.
Советник налоговой службы II ранга, руководитель отдела консалтинга, главный эксперт по бухучету и налогообложению «Правовест Аудит», аттестованный аудитор
Когда при приобретении работ и услуг НДС исчисляется налоговым агентом?
Налоговый агент по НДС обязан исчислить, удержать и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость при перечислении денежных средств иностранному партнеру (п.4 ст.173 и п.4 ст.174 НК РФ). Обязанности налоговых агентов возникают даже у неплательщиков НДС, например, у ИП или организаций, применяющих УСН (п.2 ст.161 НК РФ)!
С 1 октября 2021 года вступили в силу изменения в ст.161 НК РФ (п.1 и п.2), устанавливающей обстоятельства при которых российские ИП и организации становятся налоговыми агентами по НДС при приобретении работ (услуг) у иностранных партнеров. Для возникновения таких обязанностей должны выполняться одновременно два условия (п.1 ст.161 НК РФ):
- Условие 1. Местом реализации таких услуг (работ) является территория РФ;
- Условие 2. Иностранные лица НЕ состоят на учете в налоговых органах ИЛИ состоят на учете только в связи с:
- нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо
- с открытием счета в банке;
А также, если иностранная организация, состоит на учете в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений на территории Российской Федерации (за исключением осуществления реализации товаров (работ, услуг) через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации).
То есть с 1 октября 2021 года российская организация или ИП должны выполнять обязанности налогового агента по НДС, если иностранная компания вообще не стоит на учете в налоговой инспекции, или состоит, но только потому, что у нее на территории России есть недвижимость, зарегистрированное транспортное средство, открыт расчетный счет, или если договор на выполнение работ (оказание услуг) или реализацию товаров заключен с иностранной компанией, имеющей подразделение на территории России, но в выполнении этого договора обособленное подразделение не принимает участие.
Исключения, по-прежнему составляют электронные услуги, указанные в п.1 ст.174.2 НК РФ, по которым иностранные организации, оказывающие электронные услуги обязаны сами платить НДС в наш российский бюджет, зарегистрировавшись на сайте Федеральной налоговой службы (на них мы остановимся отдельно) (п.2 ст.161 НК РФ).
Например, иностранная компания (без постоянного представительства на территории РФ) предоставляла в аренду недвижимость, находящуюся на территории РФ. В этом случае российский арендатор не должен был исполнять обязанности налогового агента, поскольку иностранная компания стояла на учете в ИФНС по месту нахождения недвижимости. И соответственно иностранный арендодатель должен был выставить в адрес российского арендатора счет-фактуру на аренду. Как выполнить эти требования на практике иностранные компании не представляли.
Но с 1 октября 2021 года эти неудобства устранены, перечень ситуаций, когда российские покупатели должны исполнять обязанности налоговых агентов по НДС при «импорте» работ и услуг расширен. Поэтому налоговые агенты в таких ситуациях уплатят НДС «за иностранца» и на основании своего же счета-фактуры смогут принять к вычету НДС, если являются плательщиками этого налога и выполняются иные условия для вычетов НДС (ст.171 и 172 НК РФ).
Хотим обратить особое внимание, что как до, так и после 1 октября 2021 года российская организация (или ИП), приобретающая услуги (работы) у иностранных партнеров должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, только в том случае, если местом реализации услуг (работ) является территория РФ.
Если услуги (работы) считаются оказанными за пределами России, то обязанностей налогового агента по НДС не возникает.
Как определить место реализации услуг (работ)?
Чтобы определить место реализации правильно, необходимо разобраться, каким документом пользоваться. А это зависит от того, с налогоплательщиком какого государства заключен договор.
Если партнером российской организации или ИП является налогоплательщик государств — членов ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия), то место реализации услуг (работ) нужно определить в соответствии с Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Протокол), поскольку международные договоры имеют приоритет перед нормами НК РФ (ст.7 НК РФ).
В остальных случаях заключения договоров с иностранными партнерами место реализации услуг (работ) определяется в соответствии со ст.148 НК РФ.
Место реализации услуг зависит от вида оказываемых услуг (выполнения работ)!
Общее правило упрощенно можно выразить так: место реализации определяется по месту регистрации продавца (п.2 ст.148 НК РФ, пп.5 п.29 Протокола). Но в Протоколе и статье 148 НК РФ приведены исключения из этого правила. Если вы не нашли услуги (работы), которые оказывают иностранные партнеры в этих «исключениях», то местом реализации территория РФ не является, а значит, при «импорте» услуг в Россию российский покупатель не налоговый агент по НДС.
Приведем несколько примеров определения места реализации услуг (работ) для целей НДС.
Для услуг, связанных с недвижимостью.
Место реализации услуг, связанных с недвижимостью (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов) определяется по месту ее нахождения.
Иными словами, если иностранная организация выполняет строительно-монтажные работы по строительству недвижимости на территории иностранного государства или сдает в аренду недвижимость, находящуюся за рубежом, то территория РФ не является местом реализации таких услуг, а значит российский заказчик или арендатор не является налоговым агентом по НДС (пп.1 п.1 и пп.1 п. 1.1 ст.148 НК РФ, п.2 и пп.1 п.29 Протокола).
Для услуг, связанных с движимым имуществом.
Место реализации услуг, связанных с движимым имуществом (в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание) определяется по месту нахождения имущества. Так, если, например, иностранная компания осуществляет ремонт оборудования (движимого имущества), находящегося на территории иностранного государства, то территория РФ не является местом реализации таких работ (пп.2 п.1.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).
Но если для ремонта оборудования специалисты иностранной компании выезжают к российскому клиенту и производят ремонт на территории РФ — у российского заказчика возникают обязанности налогового агента по НДС, поскольку местом реализации таких услуг будет территория РФ (пп.2 п.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).
Для услуг в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта.
Если фактически услуги оказываются на территории РФ, то местом их реализации является РФ (пп. 3 п.1 ст.148 НК РФ, пп.3 п.29 Протокола). И наоборот. Например, при проведении обучения за рубежом у российского покупателя обязанностей налогового агента по НДС не возникает.
Для услуг иностранного перевозчика (НЕ налогоплательщика ЕАЭС).
Местом реализации таких услуг будет являться территория РФ только в случае, если пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ, т. е. если с иностранным перевозчиком заключен договор на перевозку груза по территории РФ. Исключение составляют услуги по перевозке пассажиров и багажа, оказываемых иностранными лицами не через постоянное представительство этого иностранного лица (пп.4.1 п.1, пп.5 п.1.1 ст.148 НК РФ).
Но если договор перевозки заключен с налогоплательщиком государства — члена ЕАЭС, местом реализации будет считаться территория этого государства ЕАЭС. Т. е. заключая договор на перевозку грузов с налогоплательщиком Беларуси, Казахстана, Армении или Киргизии, российская организация не должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, независимо от маршрута пути такого перевозчика (пп.5 п.29 Протокола).
Для услуг иностранных посредников (агентов, комиссионеров).
Территория РФ не является местом реализации услуг иностранных посредников, реализующих или оказывающих содействие в реализации товаров (работ, услуг) российских компаний или ИП (п.2 ст.148 НК РФ, пп.5 п.29 Протокола), а также посредников НЕ из ЕАЭС, приобретающих для российского комитента или принципала товары (работы, услуги) от своего имени (п.2 ст.148 НК РФ). Соответственно при приобретении таких услуг российский комитент или принципал не будет исполнять обязанности налогового агента по НДС.
Место реализации многих услуг (работ) определяется «по покупателю», т. е. местом их реализации является территория РФ, если покупатель — российский налогоплательщик. Так, российская организация или ИП станет налоговым агентом по НДС, если приобретает у иностранной компании услуги по передаче, и предоставлению патентов и лицензий, консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, кроме электронных услуг из п.1 ст.174.2 НК РФ (пп.4 п.1 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола).
Также «по покупателю» определяется место реализации услуг по передаче прав на программы ЭВМ (пп.4 п.1 и п.2 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола). Т. е. если российская организация или ИП приобретает у иностранной компании права на программы ЭВМ, местом реализации таких услуг является территория РФ. При этом обязанности налогового агента у покупателя зависят от того, относится ли передача прав к электронным услугам и кем (иностранной организацией или иностранным ИП) передаются права.
В случае, если иностранная организация выполняет (оказывает) несколько видов работ (услуг) и реализация одних работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ (услуг), местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг) (п.3 ст.148 НК РФ, п.33 Протокола).
Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются (п.4 ст.148 НК РФ, п.30 Протокола):
Источник