Перечень Перечень требуемых согласований при разработке проектно-сметной документации на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог и мостовых переходов
Перечень требуемых согласований при разработке проектно-сметной документации на строительство (реконструкцию) автомо бильных дорог и мостовых переходов переработан техническим отделом Гипродорнии в соответствии с заданием Главдортеха Минавтодора РСФСР, утвержденным 12.02.88, с учетом происшедших в 1884 — 1988 годах изменений, вызванных постановлениями Правительства, директивными документами, введением в действие СНиП 1.02.01-85 «Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений».
«Перечень требуемых согласований. » вводится в действие с 01.01.90 взамен «Перечня требуемых согласований. », утвержденного Минавтодором РСФСР 31.01.84.
Составитель Перечня — инженер С.М. Прокопьев
Министерство автомобильных дорог РСФСР
ПОДОЛЬСКО-ВОСКРЕСЕНСКИЙ МОСТОВОЙ ПЕРЕХОД (4К)
Перечень требуемых согласований при разработке проектно-сметной документации на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог и мостовых переходов
Взамен «Перечня требуемых согласований при разработке проектно-сметной документации на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог и мостовых переходов», утвержденного Минавтодором РСФСР 31.01.84.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящий перечень требуемых согласований устанавливает порядок согласования при разработке технико-экономических обоснований (ТЭО), технико-экономических расчетов (ТЭР), проекта (П), рабочего проекта (РП) и на стадии рабочей документации (Р) на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог и мостовых переходов на территории РСФСР и не распространяется на титульные объекты промышленного, гражданского и жилищного строительства.
Для получения разрешения на проведение проектно-изыскательских работ необходимо руководствоваться «Положением о порядке возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков»; утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 22.03.74 № 175 (письмо Минавтодора РСФСР от 10.04.74 № 41ц).
При выборе направления трасс автодорог, мостовых переходов должны соблюдаться законодательные акты по охраны природы.
В «Перечне требуемых согласований. » предусматривается, что согласования выбора трассы автодороги, местоположения мостовых переходов, площадок под комплексы дорожной и автотранспортной служб, месторождений местных строительных материалов, резервов грунта и других земельных участков, намечаемых к постоянному и временному отводу, должны производиться одновременно с разработкой ТЭО, ТЭР, заказчиком. Этот принцип учитывает требование СНиП 1.02.01-85 о приложении к заданию на разработку проектно-сметной документации утвержденного акта о выборе площадки (трассы) для строительства с материалами согласований и другими данными, которые должны выдаваться заказчиком проектной организации (Приложение 2 СНиП 1.02.01-85). Заказчик проекта по отдельному договору может поручить проектной организации сбор исходных данных для проектирования.
Строительство мостового перехода через р.Тура
Внесен
Гипродорнии Минавтодора РСФСР
Утвержден
Минавтодором РСФСР
18.10.1989 г.
Срок введения в действие
с 01.01.90
В случаях, когда на стадии ТЭО или ТЭР по каким-то причинам на проводились отдельные согласования с заинтересованными организациями по выбору трассы автодорог, местоположения мостовых переходов и других объектов, следует производить эти согласования в период сбора и подготовки исходных данных до начала разработки проекта, рабочего проекта (П, РП).
В случаях, когда ответственным за проведение согласований является заказчик, участие проектной организации заключается в подготовке по поручению заказчика требуемой для согласования технической документации и при необходимости в защите рекомендуемых решений.
Любое проектное решение, если оно затрагивает интересы какой-нибудь организации, должно быть согласовано с этой организацией, а при наличии требования — с соответствующими специализированными или вышестоящими организациями.
Проектно-сметная документация на объекты дорожного строительства, разработанная в соответствии с нормами, правилами, инструкциями и государственными стандартами, не подлежит согласованию с органами государственного надзора.
Документация, разработанная с обоснованными отступлениями от действующих норм, правил, инструкций, подлежит согласованию в части этих отступлений с органами государственного надзора и заинтересованными организациями, утвердившими их.
В отдельных случаях, при изменении в процессе проектирования решений, согласованных при выборе направления трассы дороги, местоположения мостового перехода, а также при отступлении от ранее согласованных условий на проектирование, эти изменения в проложении трассы и проектных решениях подлежат дополнительному согласованию проектной организацией с соответствующими органами государственного надзора и заинтересованными организациями.
При проведении изыскательских работ следует руководствоваться требованиями СНиП 1.02.07-87.
Согласования могут оформляться по произвольной форме в виде справки, письма, заключения, решения или надписи на плане трассы (схематическом плане), заверенной подписью должностного лица, печатью организации с указанием даты согласования.
При проектировании очистных сооружений, а также решения вопросов специального водопользования, согласования следует производить в соответствии с «Инструкцией о порядке согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование», НВН 33-5.1.02-83, утвержденной приказом Минводхоза СССР от 30.12.83 № 354.
Срок действия согласований по проложению трассы автодорог, расположению мостовых переходов и других сооружений, а также проектных решений, условий на присоединение и пересечений инженерных сетей и коммуникаций должен устанавливаться не менее нормативной продолжительности проектирования и строительства объекта, как правило, не менее 3 лет (Приложение 1 СНиП 1.02.01-85).
Рабочая документация (рабочие чертежи), разработанная в соответствии с утвержденным проектом, согласованию не подлежит.
В случаях, когда на основе утвержденных технико-экономических расчетов (ТЭР) разрабатывается только рабочая документация (рабочие чертежи), согласования должны выполняться как для стадии рабочего проекта (РП).
Согласования, выполненные на стадии ТЭО или ТЭР, не требуют дублирования на следующих стадиях проектирования, при условии, что не было требования дополнительного согласования при последующей разработке проектной документации.
При разработке предпроектной (ТЭО, ТЭР) и проектной документации (П, РП) на реконструкцию автомобильных дорог и мостовых переходов, когда трасса полностью совмещается с существующей дорогой и при этом не возникает необходимость дополнительного постоянного отвода, не требуется производить согласования, касающиеся направления трассы автомобильных дорог и мостовых переходов, за исключением согласования с заказчиком и местными органами ГАИ.
При согласовании необходимо руководствоваться следующими официальными документами:
1 . Инструкцией о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, СНиП 1.02.01-85.
2 . Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденными Верховным Советом СССР 13.12.68.
3 . Земельным кодексом РСФСР, утвержденным Верховным Советом РСФСР 01.07.70.
4 . Лесным кодексом РСФСР, утвержденным Верховным Советом Р СФСР 08.08.78.
5 . Основами водного законодательства Союза ССР, утвержденными Верховным Советом СССР 10.12.70.
6 . Законом «Об охране и использовании памятников истории и культуры», принятым Верховным Советом РСФСР 15.12.78.
7 . Положением о порядке возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР 22.03.74 № 175.
8 . Нормами отвода земель для автомобильных дорог, СН 467-74 .
9 . Постановлением Совета Министров СССР от 09.08.74 № 636 «О возмещении убытков землепользователям и потерь сельскохозяйственного производства при отводе земель для государственных или общественных нужд».
10 . Положением о курортах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 05.09.73 № 654.
11 . Указаниями о порядке рассмотрения и согласования органами рыбоохраны намечаемых решений и проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, ОНД 1-86 , утвержденными приказом Минрыбхоза СССР от 22.09.86 № 506.
12 . Основными положениями о рекультивации земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении геологоразведочных, строительных и других работ, утвержденными Госкомитетом СССР по науке и технике, Госстроем СССР, Минсельхозом СССР, Госкомлесхозом СССР 16.05.77.
Источник4 Обозначения и сокращения
1 АБВВП: Федеральное бюджетное учреждение администрация бассейна внутренних водных путей, осуществляющее функции по оказанию государственных услуг (выполнения государственных работ) в сфере внутреннего водного транспорта.
2 ГИБДД МВД России: Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
4 МЧС России: Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
5 Основные положения
5.1 Паромы, мосты наплавные, причальные сооружения на внутренних водных путях РФ являются объектами технического регулирования (в соответствии с Техническим регламентом о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 г. N 623).
Относительно наплавных мостов на внутренних водах, не включенных в перечень внутренних водных путей Российской Федерации, осуществляет свою деятельность Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России, которая ведет учет, проводит ежегодное техническое освидетельствование, а также выдачу разрешений на эксплуатацию.
Проекты паромных переправ и разводных наплавных мостов на внутренних водных путях, используемых в целях судоходства, а также возведение причалов, эксплуатация паромных переправ, сооружение канатных паромных переправ и разводных наплавных мостов должны быть согласованы с администрацией бассейна внутренних водных путей.
Статус паромных переправ и наплавных мостов на несудоходных реках устанавливается соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
5.2 Деятельность по перевозке пассажиров на паромных переправах, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [1] и действующими «Положениями о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров» подлежит лицензированию [2, 3, 4].
5.3 Ространснадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере внутреннего водного транспорта. Лицензирование деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом пассажиров осуществляется Ространснадзором и его территориальными управлениями. Строительство и эксплуатация сооружений на внутренних водных путях согласно Федеральному Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ [5] осуществляются по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей.
5.4 РРР является органом, осуществляющим классификацию и освидетельствование судов в соответствии c Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ [5] и приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2012 г. N 355 [6].
5.5 Государственный портовый контроль за судами и иными плавучими объектами на внутренних водных путях осуществляется должностными лицами инспекций государственного портового контроля, входящих в состав администраций бассейнов внутренних водных путей.
6 Устройство паромных переправ и наплавных мостов
6.1 Основные положения проектирования паромных переправ и наплавных мостов
6.1.1 Проектирование и строительство паромных переправ и наплавных мостов выполняется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ [7], отвод земель под проектирование и строительство — Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ [8] с учетом требований Федерального закона от 3.06.2006 N 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации» [9], Федерального закона Российской Федерации от 20.12.2004 г. N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» [10], Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» [11], Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [12], а порядок размещения заказов по проектированию и строительству регулируется Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [13], Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [14].
Проектирование паромных переправ и наплавных мостов осуществляется на основании государственного контракта (договора) между заказчиком и проектной организацией, выигравшей торги, а также задания на проектирование выдаваемого заказчиком. Проектная организация, привлекаемая к проектированию таких объектов должна иметь соответствующие допуски для разработки береговых сооружений и, в обязательном порядке, Свидетельство о признании Российского Речного Регистра в соответствии с Правилами РРР.
Кроме того, необходимо разработать проект планировки территории, проект межевания и оформить отвод земельного участка для размещения объекта капитального строительства — мостового перехода (паромной переправы). Помимо этого, заказчику необходимо в установленном водным законодательством порядке приобрести право пользования водным объектом на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Предоставление земельных участков и выделение в пользование участков акватории, в соответствии с п. 9 ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ [5], производится по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей.
— сбор необходимых исходных данных и подготовка исходно-разрешительной документации (получение технических условий от организаций, обеспечивающих безопасность судоходства, технических условий на присоединение к электрическим сетям, рыбохозяйственной характеристики водоема и т.п.);
— проведение инженерных изысканий для строительства (инженерно-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-гидрометеорологических и инженерно-экологических);
— подготовка проектной документации в объеме и в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 (в части, касающейся линейных объектов) [15] и согласование ее с заказчиком, местными органами власти, органами судоходства (например, ФГУП Канал имени Москвы, администрацией водного бассейна), рыбоохраны (Росрыболовство) и т. п.; разрабатываемая проектная документация, как правило, подразделяется на разделы, охватывающие: собственно искусственное сооружение (наплавной мост, паромную переправу), дорожную часть (подходы, включая водоотвод, очистные сооружения, организацию дорожного движения и т.п.), энергоснабжение и освещение самого искусственного сооружения и подходов, а также, при необходимости, переустройство (вынос из зоны работ) имеющихся инженерных коммуникаций; неотъемлемой и важной частью проектной документации является проект организации строительства.
— подготовка комплекта проектной документации (в объеме технического проекта в соответствии с Временным руководством Р.011-2004) на конструкцию наплавного моста (парома) и ее согласование с РРР и Ространснадзором;
— подготовка комплекта проектной документации по наплавному мосту (в объеме, предусмотренном ГОСТом 26775-97 «Габариты подмостовые судоходных пролетов мостов на внутренних водных путях. Нормы и технические требования») и стационарным причалам паромной переправы и ее согласование с администрацией бассейна внутренних водных путей;
— разработка рабочей документации (после получения положительного заключения экспертизы и утверждения заказчиком проектной документации).
— по корпусу плавсредств: конструктивный чертеж элементов корпуса понтона наплавного моста с таблицей набора; конструктивный чертеж пролетного строения наплавного моста; настил палуб; альбом типовых узлов и конструкций по корпусу; таблица сварки; схема контроля сварных швов; плоскостные секции палуб, бортов, днища, переборок; колесоотбойные брусья и леерные ограждения, металлические привальные брусья; инструкция и схема испытаний корпусов понтонов на непроницаемость; схема технологических вырезов и отверстий (допускается согласование с инспекцией по месту постройки наплавного моста);
— по устройству: чертежи раскрепления наплавного моста; сцепное устройство; установка береговых аппарелей;
— разное: спецификация по общей части, корпусу, устройствам и электрооборудованию; программа и методика приемо-сдаточных испытаний; ведомость предметов снабжения; типовые технологические карты на все основные работы по постройке наплавного моста (разрабатываются организацией-строителем и согласовываются инспекцией, осуществляющей техническое наблюдение за постройкой); перечень документов рабочего проекта, согласованных с инспекцией.
6.1.5 Основные исходные данные для проектирования наплавных мостов, паромных переправ и переходных (аппарельных) участков к ним включают следующие материалы.
— русла в полосе шириной: 100 м вверх по течению от оси мостового перехода (с целью определения конструкции якорных креплений) и на длину моста вниз по течению (для определения приемлемых мест разводки моста в паводковый период и при ледоходе);
— берегов в той же полосе по 100 м от урезов воды при уровнях высоких вод с целью определения мест размещения береговых анкеров. Плановая русловая съемка (масштаб 1:5000, 1:1000 в зависимости от класса реки) с указанием горизонталей дна в абсолютных отметках на водохранилище и изобат на реках, находящихся в свободном состоянии, участка, начинающегося на расстоянии трех длин расчетного судна, состава с верховой стороны наплавного моста и заканчивающегося в 1,5 длин расчетного судна, состава от низовой стороны наплавного моста (ГОСТ 26775-97 «Габариты подмостовые судоходных пролетов мостов на внутренних водных путях. Нормы и технические требования»);
— участков подходных насыпей с целью определения объемов работ по досыпке земляного полотна, укрепления откосов и конусов насыпей.
Продольный профиль автомобильной дороги по оси наплавного моста или паромной переправы в абсолютных отметках.
ИсточникМост в завтра: строительство началось
Новый мостовой переход через Обь в районе Сургута соединит регионы, обеспечивающие энергетическую безопасность России, с другими субъектами страны. Старт строительству дали 6 июля при участии губернатора Югры Натальи Комаровой и полномочного представителя президента РФ в Уральском федеральном округе Владимира Якушева.
Мост государственного значения
Существующий мост через Обь имени Валентина Солохина был введен в строй еще в 2000 году. На сегодня интенсивность движения по нему почти в три раза превышает расчетную – 14 тысяч автомобилей в сутки вместо плановых 5 тысяч. Сейчас он фактически уже исчерпал свои резервы. Из-за этого вводятся ограничения для тяжеловесных автомобилей.
При этом мост – единственное связующее звено Югры и Ямала (двух крупнейших регионов по добыче нефти и газа) с регионами России и другими странами. На протяжении почти 3 тысяч километров водных путей нет ни одного альтернативного перехода через Обь.
Таким образом, округ выполняет взятые на себя обязательства и при поддержке правительства РФ приступает к реализации важного и масштабного инфраструктурного проекта для всей России. Причем происходит это в период внешнего санкционного давления.
– Второй мостовой переход через реку Обь в районе Сургута имеет стратегическое значение для Югры, России. Мост обеспечит энергетическую безопасность страны, автотранспортную связь регионов, стабильную работу нефтегазовой отрасли.
Благодарю правительство Российской Федерации за вклад в развитие нашего региона, благополучие югорчан, – отметила Наталья Комарова на церемонии начала строительства. – Не сомневаюсь в том, что профессионализм специалистов «Мостостроя-11», «Автодорстроя», «ЮВиСа», «Ханты-Мансийскдорстроя» позволит ввести мост в эксплуатацию в намеченные сроки. Хантыйская пословица: «Светлое слово станет мостом в завтра». Уважаемые мостостроители! Ваше слово – это уникальные сооружения, соединяющие людей.
Плоды долгих усилий
Работа по созданию нового мостового перехода началась несколько лет назад. Сначала было выполнено обоснование инвестиций, которое задекларировало эффективность капитальных вложений в объект как для экономики региона, так и для страны в целом. После чего в октябре 2018 года губернатор Югры направила обращение президенту Российской Федерации о необходимости строительства второго моста через Обь в районе Сургута. Глава государства и правительство страны проект поддержали. На сегодня в бюджете округа заложены необходимые средства на строительство объекта на весь период (60 % из федерального бюджета, 40 % – из регионального).
Суммарно работы обойдутся в 62,5 миллиарда рублей – это цена в том числе строительства более чем 40 километров четырехполосной автомобильной дороги. Это обоснованная стоимость, подтвержденная всеми уровнями госэкспертизы. Также важно, что еще в период разработки проектно-сметной документации был учтен потенциальный рост цен на стройматериалы (при любом строительстве это один из самых динамичных показателей).
– Югра и Ямал дают 40 % дохода в федеральный бюджет. Что может быть важнее того, чтобы эти территории были связаны с Большой землей, а нефтяники и газовики продолжали спокойно везти грузы и не было никаких ограничений? Дорожная артерия должна полноценно работать для развития регионов, страны.
Мы должны подойти с максимальной ответственностью к объекту, а обозначенные сроки – исполнить. Мы начинаем проект в непростых, сложных условиях. При этом мы прекрасно понимаем, что данный объект даст мощный рывок с точки зрения занятости, инвестиций. В пике здесь будет работать до 10 тысяч человек. А 10 тысяч рабочих мест в наше время – это очень здорово, – сказал Владимир Якушев.
Также полпред отметил, что правительство Югры в качестве заказчика сделало не один серьезный объект, и выразил уверенность, что эта задача им по силам.
Новый мост возьмет на себя основную нагрузку двух федеральных транспортных потоков: Тюмень – Тобольск – Сургут – Новый Уренгой – Надым – Салехард и Пермь – Ивдель – Ханты-Мансийск – Сургут – Нижневартовск – Томск. Это значимые звенья направлений Арктика – Азия и «Северный широтный ход».
Впереди большая работа
Общая протяженность трассы нового мостового перехода, согласно проекту, составит 45,56 километра, в том числе 1,76 километра моста, внеклассный балочный мост, семь пойменных мостов и путепроводов, две транспортные развязки, четыре многофункциональных площадки отдыха с АЗС. Автодорога и мост второй технической категории – 4 полосы движения. Прогнозируемая интенсивность движения транспортных потоков по новому мосту на 20-летнюю перспективу (до 2044 года) составляет 12 490 автомобилей в сутки.
– Мост будет строиться под новые стандарты, более высокие нагрузки. Интенсивность движения будет перераспределена. В целом, транспортно-экономическая модель рассчитана с перспективой на 20 лет. Двух мостов будет достаточно на долгое время. Объект позволит пропускать транзитный транспорт, чтобы он не заходил в город.
Кроме того, это прекрасное место для расположения логистических центров. Проект даст огромный толчок развитию города, округа, – подчеркнул директор департамента дорожного хозяйства и транспорта Югры Константин Гребешок. – Возводить мост будут компании, имеющие большой опыт по строительству подобных объектов.
Строители берут на себя обязательство возвести второй мост за 42 месяца. Им предстоит уложить более 55 тысяч кубических метров монолитного бетона и смонтировать 25 тысяч тонн металлоконструкций пролетных строений. Завершение работ по контракту – февраль 2026 года. В ходе демонстрации строители показали процесс погружения свай и сооружения опор будущего моста.
– 22 года назад был построен первый мост, который служит развитию региона. Для нас большая честь – вернуться сюда: сегодня предприятие строит 4 больших объекта в стране, но мы сургутяне, мы зарегистрированы здесь. Я хочу заверить, что по доброй традиции предприятие старается максимально привлечь те компании, которые работают в регионе… Сегодня мы пригласили всех подрядчиков, чтобы все они услышали, что объект очень важный и нужный. Перед нами огромная ответственность – построить его в срок и с хорошим качеством. Это получится, – рассказал генеральный директор акционерного общества «Мостострой-11» Николай Руссу.
Добавим, что в проектной документации также прописаны гарантийные обязательства подрядчика – до 8 лет на отдельные элементы мостового перехода.
Новый мост гарантирует стабильность функционирования нефтегазодобывающего комплекса и обеспечит транспортную безопасность ТЭК государства, экономическую безопасность России, будет способствовать развитию территории Арктики и прилегающих опорных зон развития (Северного морского пути, морского порта Сабетта).
Он поможет перераспределить транспортные потоки, разгрузить эксплуатируемый мост через Обь в районе Сургута, работающий в режиме трехкратной перегрузки, создаст альтернативное направление для круглосуточного пропуска тяжеловесных транспортных средств. Жители округа и представители бизнеса будут иметь гарантированную, беспрепятственную, круглогодичную возможность выхода на региональную и на федеральную дорожную сеть. Все это даст новый рывок в развитии округа, а это новые предприятия и рабочие места.
Важно!
По информации Федерального дорожного агентства, проект создания моста включен в проект пятилетнего плана дорожного строительства в Российской Федерации на период 2023–2027 годов.
- обеспечение стабильной автотранспортной связи крупнейшему в мире району по добыче углеводородного сырья с другими территориями России;
- устранение эффекта «бутылочного горлышка» для федеральных транспортных коридоров;
- формирование перспективных федеральных транспортных коридоров с выходом к морскому порту Сабетта и Северному морскому пути;
- интеграция с национальной транспортной системой по направлениям Арктика – Азия и Запад – Восток.
Самые важные новости вы можете найти в нашем Telegram — канале.
Мы знаем, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен, Viber.
Источник