Муниципальные объекты строительства это

Содержание

Статья 215 ГК РФ. Право муниципальной собственности

1. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

2. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

3. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Комментарии к ст. 215 ГК РФ

1. Согласно ст. 130 Конституции муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма (вид) собственности. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения и другое имущество (п. 1 ст. 29 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).

2. Перечень объектов, подлежащих передаче из государственной собственности в муниципальную, содержится в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. N 3020-1. При этом порядок передачи этих объектов закреплен тем же Постановлением от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 и распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. N 114-РП. Конкретный перечень документов, который необходимо представлять муниципальным комитетам по управлению имуществом в ГКИ РФ с целью передачи объектов федеральной собственности в муниципальную, содержится в письме ГКИ РФ от 1 марта 1996 г. N АР-18/1599.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 61 Закона об общих принципах организации местного самоуправления субъекты РФ обязаны передавать в собственность муниципальных образований объекты, необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между субъектами РФ и муниципальными образованиями, а также между муниципальными образованиями.

Напротив, передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов РФ или федеральную собственность может осуществляться только с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда (п. 1 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» // СА РФ. 1993. N 52. Ст. 5071).

3. В соответствии с п. 2 ст. 61 Закона об общих принципах организации местного самоуправления споры, возникающие в связи с передачей объектов государственной собственности в муниципальную собственность, разрешаются путем согласительных процедур либо в судебном порядке. Требования комитета по управлению имуществом города о признании недействительными актов органов государственного управления, нарушающих право собственника муниципального имущества, арбитражным судам подведомственны (п. 10 Обзора практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав (приложение к информационному письму ВАС РФ от 28 апреля 1997 г. N 13 // Вестник ВАС РФ. 1997. N 7. С. 91 — 103)).

4. На практике весьма важен вопрос о передаче из государственной в муниципальную собственность нежилых помещений, арендуемых различными организациями, в том числе относящимися к муниципальной собственности. В соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета от 27 декабря 1991 г. к объектам муниципальной собственности относятся нежилые помещения, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

Согласно разъяснению ВАС РФ принадлежащие государственным предприятиям нежилые помещения переходят в муниципальную собственность лишь в случае, если эти помещения ранее были переданы в ведение указанных предприятий исполнительными органами местных Советов (см. Вестник ВАС РФ. 1992. N 1. С. 96).

Однако это разъяснение не может быть распространено на встроенно-пристроенные помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений от централизованных капвложений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения. Президиум ВАС РФ неоднократно признавал их объектами муниципальной собственности вне зависимости от обстоятельств, указанных выше (Вестник ВАС РФ. 1996. N 6. С. 58 — 59; Комментарий судебно-арбитражной практики. 1996. Вып. 3. С. 52 — 57), полагая, что таков был общий порядок финансирования строительства объектов социально-культурного и бытового назначения.

Собственники приватизированного муниципального (государственного) предприятия, а также иные лица, указанные в п. 4.5 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утв. Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. N 1535, вправе выкупить сданные им в аренду или находящиеся в фактическом владении здания, сооружения, помещения, в том числе встроенно-пристроенные, в порядке, установленном п. 4.9 Основных положений. См. об этом также п. 3 Обзора практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий (приложение к информационному письму ВАС РФ от 11 июня 1997 г. N 15 // Вестник ВАС РФ. 1997. N 8. С. 61 — 62).

5. Согласно ст. 125 ГК и п. 2 ст. 23 Закона об общих принципах организации местного самоуправления права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют органы местного самоуправления (выборный представительный орган, выборный глава местного самоуправления, иные выборные должностные лица), а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно.

6. Хотя муниципальная собственность является самостоятельной формой (видом) собственности, ее структура в силу публичного характера этой собственности во многом схожа с государственной.

Муниципальное имущество, как и государственное, может быть подразделено на две основные группы: а) имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (см. гл. 19 ГК); б) средства соответствующего местного бюджета и иное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющие муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или муниципального образования.

Читайте также:  Акт о приеме передаче объекта после строительства

Аналогично ответственности государства по своим обязательствам строится и ответственность по его долгам муниципального образования (подробнее см. п. 6 коммент. к ст. 214 ГК).

7. О том, при каких обстоятельствах муниципальное образование признается учредителем (участником) хозяйственного общества или товарищества, см. п. 5 коммент. к ст. 214 ГК.

Источник

Объекты капитального строительства местного значения и их отображение в документах территориального планирования муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Право»

ДОКУМЕНТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН / ОБЪЕКТ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DOCUMENT OF TERRITORIAL PLANNING / GENERAL PLAN / OBJECT OF CAPITAL CONSTRUCTION OF LOCAL VALUE / TOWN-PLANNING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трубкин Николай Владимирович

В действующем законодательстве отсутствует классификация объектов капитального строительства в зависимости от их территориального уровня. В настоящей статье предпринята попытка частично устранить этот пробел методом классификации объектов капитального строительства местного значения .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Трубкин Николай Владимирович

Особенности правового регулирования деятельности органов местного самоуправления в сфере строительства

Муниципальные правовые акты, регламентирующие полномочия органов местного самоуправления в сфере строительства: значение и пределы императивности

Особенности административно-правового регулирования полномочий субъектов публичной власти в области градостроительной деятельности

Изменения в законодательстве о градостроительной деятельности в части регулирования вопросов планировки территории

Правовое регулирование обеспечения экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности

THE OBJECTS OF CAPITAL CONSTRUCTION OF LOCAL VALUE AND THEIR REPRESENTATION IN DOCUMENTS OF TERRITORIAL PLANNING OF MUNICIPAL UNIONS

There is no classification of objects of capital construction depending on their territorial level in the current legislation. In the present article attempted partially is undertaken to eliminate this blank by the method of classification of objects of capital construction of local value.

Текст научной работы на тему «Объекты капитального строительства местного значения и их отображение в документах территориального планирования муниципальных образований»

ОБЪЕКТЫ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ И ИХ ОТОБРАЖЕНИЕ В ДОКУМЕНТАХ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

THE OBJECTS OF CAPITAL CONSTRUCTION OF LOCAL VALUE AND THEIR REPRESENTATION IN DOCUMENTS OF TERRITORIAL PLANNING

OF MUNICIPAL UNIONS

Н. В. ТРУБКИН (N. V. TRUBKIN)

В действующем законодательстве отсутствует классификация объектов капитального строительства в зависимости от их территориального уровня. В настоящей статье предпринята попытка частично устранить этот пробел методом классификации объектов капитального строительства местного значения.

Ключевые слова: документ территориального планирования, генеральный план, объект капитального строительства местного значения, градостроительная деятельность.

There is no classification of objects of capital construction depending on their territorial level in the current legislation. In the present article attempted partially is undertaken to eliminate this blank by the method of classification of objects of capital construction of local value.

Key words: document of territorial planning, general plan, object of capital construction of local value, town-planning activity.

Градостроительный кодекс Российской Федерации [1], принятый Государственной Думой Российской Федерации 22 декабря 2004 г. (далее — ГрК РФ), определил основные принципы законодательства о градостроительной деятельности, среди которых на первое место по своей значимости поставил принцип обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования.

Под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального, регионального и местного значения. Территориальное планирование имеет конкретную цель

— определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспече-

ния учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Эта цель находит свою реализацию в документах территориального планирования. Применительно к уровню муниципальных образований речь идёт о схемах территориального планирования муниципальных районов и генеральных планах поселений, городских округов.

На основе легального определения территориального планирования можно сформулировать определение схем территориального планирования муниципальных районов и генеральных планов поселений, городских округов, последовательно освещая общепризнанную систему градостроительных понятий низшего порядка. По нашему мнению, они представляют собой документы территориального планирования, которыми определяется назначение территории исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий,

развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В целях исследования заявленной в настоящей статье проблематики рассмотрим такие важнейшие градостроительные акты муниципальных образований, как генеральные планы.

В соответствии со ст. 23 ГрК РФ генеральные планы включают в себя положение о территориальном планировании и соответствующие карты. Среди специалистов в области разработки градостроительной документации указанные разделы зачастую именуются соответственно как текстовая и графическая части генерального плана. Наибольшие проблемы (ошибки) возникают при подготовке именно графической части указанных документов территориального планирования. В первую очередь речь идёт о закрепляемой в п. 2 ч. 3 ст. 23 ГрК РФ карте планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа.

В соответствии с п. 20 ст. 1 ГрК РФ объекты местного значения — это объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов. Также закрепляется, что виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в п. 1 ч. 3 ст. 19 и п. 1 ч. 5 ст. 23 ГрК РФ областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации.

На основании п. 1 ч. 5 ст. 23 ГрК РФ в графической части генерального плана отображаются планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим

областям: электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; автомобильные дороги местного значения; физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа.

Толкование первых трёх подпунктов п. 1 ч. 5 ст. 23 ГрК РФ не вызывает каких-либо серьёзных проблем. Сложность возникает при попытке истолковать правовую конструкцию «иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа», в первую очередь, её составляющую часть — объекты капитального строительства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения (далее также — объекты капитального строительства местного значения). Сложившаяся ситуация отрицательно сказывается на эффективности правоприменения.

Читайте также:  Правила использования лесов для строительства реконструкции эксплуатации линейных объектов 223

Как было отмечено выше, перечень объектов местного значения формируется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако в настоящее время такие перечни ещё не подготовлены. Указанное обстоятельство создаёт обширное поле для дискуссий. Э. К. Трутнев и Л. Е. Бандорин пишут: «В развитых регионах и большой объект может оказаться не столь уж значимым и должен быть отнесен, скажем, к объектам не регионального, а местного значения. В удаленных и депрессивных регионах — наоборот: и малому объекту может быть придано значение федерального (например, дорога малой пропускной способности, но исключительной значимости с точки зрения решения проблемы безопасности или освоения новых месторождений полезных ископаемых)» [2]. На наш взгляд, указанная точка зрения является не совсем верной.

В сфере градостроительной деятельности категория «значимость» носит относительный характер — нет легального критерия, разграничивающего значимость того или иного объекта капитального строительства, а следовательно, создаются условия для вольной её интерпретации. Одни субъекты градо-

строительных отношений (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования) будут считать значимыми одни объекты капитального строительства и планировать их размещение в документах территориального планирования своего уровня, другие

— иные объекты и в документах территориального планирования иного уровня. Такая ситуация приведет к правовой неразберихе в части подготовки градостроительной документации.

Более распространенной является точка зрения, согласно которой главным критерием разграничения объектов капитального строительства на объекты капитального строительства федерального, регионального и местного значения является бюджетная составляющая — уровень какого бюджета бюджетной системы несет соответствующие расходы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт того или иного объекта капитального строительства. Однако и здесь всё неоднозначно.

В соответствии со ст. 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации [3] формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Первостепенное значение при решении данного вопроса приобретают Конституция РФ [4] и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [5] (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ).

В ст. 71 Конституции РФ прямо говорится, что в ведении Российской Федерации находятся: федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе (п. «и»). Все объекты капитального строительства, возводимые в перечисленных отраслях и сферах научной, хозяйственной и информационной деятельности России, относятся к объектам федераль-

ного значения. Однако Федеральный закон № 131-ФЗ не даёт ответа на вопрос, какие объекты капитального строительства необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения.

В качестве примера рассмотрим ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, закрепляющую вопросы местного значения поселения, под которыми понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Для решения вопросов местного значения органы местного самоуправления наделены определёнными полномочиями. Нас, прежде всего, интересуют полномочия по вопросам строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства. В этой части формулировки главы 3 (вопросы местного значения) рассматриваемого закона неоднозначны.

По нашему мнению, такие формулировки, как «создание условий. », «организация . », «обеспечение условий.», «уча-

стие.» и т. п. не предполагают обязательного возведения объектов капитального строительства. Так, создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания (п. 10 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ) не предполагает обязательного строительства, например, магазинов. Орган местного самоуправления создаёт лишь условия для обеспечения населения услугами торговли — закрепляет в картах генерального плана зоны соответствующего функционального назначения (например, общественно-деловые зоны), в границах которых любое лицо может возводить объекты торговли. Сиюминутное обеспечение услугами торговли может выражаться в доставке определённых продуктов на территорию населённого пункта и их продаже без привязки к какому-либо объекту капитального строительства.

Таким образом, если возведение объектов торговли не относится к полномочиям органов местного самоуправления и, как следствие, на его строительство не заклады-

ваются соответствующие расходы местного бюджета, то он не является объектом капитального строительства местного значения и не подлежит отражению на картах планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа в составе генеральных планов. Определение иных объектов капитального строительства

местного значения в данном случае осуществляется аналогичным образом. На основе анализа главы 3 (вопросы местного значения) Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 23 ГрК РФ мы предлагаем следующий перечень объектов капитального строительства местного значения с нормативно-правовым обоснованием их местного статуса (табл.).

Объекты капитального строительства местного значения Нормативно-правовое обоснование

Объекты инженерной инфраструктуры: объекты элек-тро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ; пп. «в» п. 1 ч. 5 ст. 23 ГрК РФ

Жилищно-эксплуатационные организации п. 4, 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ

Автомобильные дороги местного значения п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ; пп. «в» п. 1 ч. 5 ст. 23 ГрК РФ

Объекты муниципального жилищного фонда: многоквартирные и одноквартирные жилые дома, общежития п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ

Объекты учебно-образовательного назначения: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования; учреждения дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); учреждения дополнительного образования детей п. 13 ч. 1 ст. 16, п. 3 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона № 131-ФЗ; пп. «в» п. 1 ч. 5 ст. 23 ГрК РФ

Объекты первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности и родов: амбулатории, поликлиники, фельдшерско-акушерские пункты, больницы, станции скорой медицинской помощи, учреждения охраны материнства и детства, санаторнокурортные учреждения п. 14 ч. 1 ст. 16, п. 27 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ; пп. «в» п. 1 ч. 5 ст. 23 ГрК РФ

Объекты библиотечного обслуживания населения муниципального образования п. 16 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ

Объекты обустройства мест массового отдыха населения п. 20 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ

Объекты архивных фондов местного значения п. 22 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

Читайте также:  Порядок ведения объектов капитального строительства

Объекты ритуальных услуг п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ

Объекты утилизации промышленных и бытовых отходов п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ; пп. «в» п. 1 ч. 5 ст. 23 ГрК РФ

Объекты деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований: аварийно-диспетчерские службы, спасательные станции п. 29 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ

Музеи п. 1 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона № 131-ФЗ

Объекты обеспечения первичных мер пожарной безопасности: пожарное депо п. 8.1 ч. 1 ст. 16.1, п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ

Муниципальные предприятия и учреждения п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ

Объекты физической культуры и массового спорта пп. «в» п. 1 ч. 5 ст. 23 ГрК РФ

Всё вышеизложенное позволяет утверждать, что на картах планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа в качестве объектов капитального строительства местного значения, относящихся к иным областям в связи с решением вопросов местного значения, предусмотренных пп. «г» п. 1 ч. 5 ст. 23 ГрК РФ, должны быть отражены объекты капитально-

го строительства, приведённые в табл. Определение конкретного рода объектов капитального строительства, детализация объектов физической культуры и массового спорта и т. п., подлежащих отражению в графической части генерального плана, должно осуществляться с учётом субстрата категории объектов капитального строительства и признаков недвижимости, закреплённых в нормах гражданского законодательства.

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (с изм. от 20.03.2011 г.) // Российская газета. -2004. — 30 дек.; 2011. — 25 марта.

2. Трутнев Э. К., Бандорин Л. Е. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации. — М. : Проспект, 2010. — С. 124125.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изм. от 06.04.2011 г.) // Российская газета. — 1998. -12 авг.; 2011. — 8 апр.

4. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. от 30.12.2008) // Российская газета. — 1993. — 25 дек.; 2009. -21 янв.

5. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (с изм. от 21.04.2011) // Российская газета. — 2003. — 8 окт.; 2011. — 25 апр.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. от 18.07.2009) // Российская газета. -1994. — 8 дек.; 2011. — 8 апр.

7. Сергеев А. П., Толстой Ю. К. Гражданское право : учеб. : в 3 т. — Т. 1. — М. : ТК Велби, Проспект, 2004. — С. 256.

Источник

Муниципальное управление в строительстве

Строительная деятельность представляет собой сложный многоаспектный процесс, неотъемлемой частью которого является поэтапное привлечение инвестиционных ресурсов. В том случае, если в состав инвестиционных ресурсов строительства привлекается муниципальное финансирование, оно в обязательном порядке становится объектом муниципального управления.

Муниципальный строительный комплекс образуется различными субъектами, в состав которых входят:

  • архитектурные и градостроительные органы;
  • организации, занятые проектно-изыскательской деятельностью;
  • консалтинговые организации;
  • инжиниринговые организации;
  • риэлтерские агентства;
  • инвесторы;
  • подрядные организации;
  • страхованы организации;
  • заказчики;
  • инвестиционные фонды и кредитные организации;
  • пользователи результатов строительной деятельности и так далее.

В задачи органов муниципального управления в сфере строительства входит регулирование и координация инвестиционно-строительного процесса, для чего муниципалитет, выступающий в качестве инвестора и заказчика, создает управляющие компании.

Процесс муниципального управления строительством

Систему взаимодействия муниципальных органов власти с другими субъектами строительной деятельности можно представить в виде ряда этапов, включающих в себя следующие:

  1. Муниципальные органы власти, в качестве заказчика-инвестора, создают управляющую компанию, на которую возлагают руководство конкретным проектом;
  2. Привлеченная проектно-изыскательская организация разрабатывает проект строительства объекта;
  3. Муниципальными органами власти и управляющей компанией для финансирования строительного проекта привлекаются соинвесторы в лице кредитных организаций, инвестиционных фондов и прочих;
  4. Инжиниринговая компания нанимается для руководства производственной частью проекта;
  5. На основе конкурсных торгов осуществляется выбор генерального подрядчика;
  6. Генеральный подрядчик взаимодействует с проектно-изыскательной организацией, инжиниринговой компанией, управляющей компанией, осуществляет найм субподрядчиков, ищет поставщиков производственных компонентов и заключает с ними договоры;
  7. Страховые организации осуществляют страховое сопровождение строительства;
  8. Генеральный подрядчик через субподрядчиков осуществляет строительство объекта.

Готовые работы на аналогичную тему

Компетенция муниципальных властей в сфере управления строительством включает в себя:

  • во-первых, организационные мероприятия, направленные на строительство муниципального фонда жилья;
  • во-вторых, формирование условий для осуществления строительства жилья, в том числе и немуниципального;
  • в-третьих, деятельность по строительству автомобильных дорог муниципального назначения;
  • в-четвертых, организация строительства сооружений на автомобильных договорах муниципального назначения.

В сферу контроля органов муниципального управления включается не только дорожное и жилищное строительство, но и промышленно-коммунальное, потребительское, социально и инженерно-коммуникационное строительство.

Современное жилищное строительство основывается на применении новейших современных строительных технологий и новаторских строительных материалов. Строительные предприятия оперативно воспринимают передовой зарубежный опыт строительства, осуществляют закупку импортных строительных материалов, стремясь к высокому качеству строительных работ и ускорению строительных процессов.

Основу муниципального управления строительной деятельностью составляют проекты, подразумевающие формирование документации, отражающей специально разработанную и описанную с технической точки зрения модель объекта строительства.

Проект строительства включается в себя работы на протяжении всего строительного процесса, включающего в себя ряд этапов:

  1. Прединвестиционный, на котором обосновывается целесообразность проекта и дает оценка его инвестиционной привлекательности;
  2. Проектный, на котором осуществляют разработку, согласование и утверждение проектно-изыскательской документации по объекту строительства;
  3. Строительный, на котором осуществляется практическая реализация проекта в форме создания объекта;
  4. Эксплуатационный, на котором осуществляется практическое использование результатов строительного процесса и окупаются инвестиции;
  5. Заключительный, на котором осуществляется закрытие проекта.

Российское государство ориентировано на осуществление рыночной деятельности в строительной сфере, следовательно, оно стремится к минимизации государственного и муниципального участия в строительном процессе, особенно в части его финансирования.

Основу организации строительной отрасли составляют институциональные преобразования, направленные на привлечение частных инвесторов и застройщиков. Эти же ориентиры устанавливаются и для муниципальных властей при формировании строительной политики муниципального образования.

В качестве планируемых мер совершенствования муниципального управления строительством предполагается:

  • установление прогрессивных строительных правил и норм, адаптированных к современным требованиям по строительству объектов;
  • снижение уровня бюрократизма при получении разрешений на строительство;
  • окончательный переход к конкурсному отбору не только генеральных подрядчиков, но и субподрядчиков и поставщиков строительных материалов при осуществлении строительства с привлечением муниципальных средств.

Указанные мероприятия позволят повысить эффективность муниципального управления строительством и ценность муниципального строительства.

В настоящее время практическая реализация муниципального управления в строительстве осуществляется с помощью специализированного органа муниципальной власти – управления капитальным строительством, который в случае строительства:

Источник
Рейтинг
Загрузка ...