Для осуществления хозяйственной деятельности предприятие должно располагать основным и оборотным капиталом.
Основной капитал – это часть активов предприятия, вложенная в основные средства, незавершенные долгосрочные инвестиции, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения. Основной капитал участвует в процессе производства в течение длительного времени и постепенно, частями переносит свою стоимость на стоимость готовой продукции.
1.Основные средства – это средства, вложенные в основные производственные фонды, материально-вещественные ценности, относящиеся к орудиям труда и используемые в процессе производства в течение периода, превышающего один год, или имеющие стоимость на дату приобретения свыше стократно установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за единицу независимо от срока полезного использования. По материальному составу основные средства представляют собой здания, сооружения, станки, оборудование, землю и т.п. Кругооборот основных средств включает: износ основных средств, начисление амортизации (за исключением земли), накопление средств для полного восстановления, замену основных средств путем прямых инвестиций.
Что такое капитал и какие виды капитала бывают?
2.Незавершенные долгосрочные инвестиции – затраты на приобретение оборудования и вложения в незавершенное строительство, которые еще не могут быть использованы в хозяйственной деятельности и на которые еще не начисляется амортизация.
3.Нематериальные активы–это активы, не имеющие физической формы. К ним относятся, например, деловая репутация фирмы, торговая марка, торговый знак, патенты, затраты на НИОКР. Их приобретение связано с долгосрочными вложениями, поэтому их кругооборот аналогичен кругообороту основных средств.
4.Долгосрочные финансовые вложения – затраты на долевое участие в уставном капитале других предприятий, вложения в ценные бумаги разного вида на долгосрочной основе, стоимость имущества, переданного в аренду на праве финансового лизинга.
Источники финансирования основного капитала: подразделяются на собственные средства хозяйствующего субъекта и заемные.
1.Собственные средства (капитал) предприятия включает в себя взносы учредителей и часть денежных средств, полученных в результате финансово-хозяйственной деятельности предприятия. К последним относятся амортизационные отчисления и прибыль.
Амортизационные отчисления представляют собой денежную форму перенесенной на готовый продукт части стоимости основных средств. Эти отчисления формируют амортизационный фонд. Его средства являются основным источником долгосрочных инвестиций для предприятий в РФ. Прибыль, остающаяся у предприятия, также может быть направлена на финансирование инвестиций. В РФ доля прибыли предприятий в источниках долгосрочного финансирования незначительна из-за кризисного состояния экономики в целом.
2.Заемные средства предприятие может формировать за счет долгосрочных банковских ссуд, эмиссии долгосрочных, долговых ценных бумаг (облигаций), приобретения основных средств на основе финансового лизинга, инвестиционного налогового кредита. Для финансирования нематериальных активов может использоваться фрэнчайзинг.
Корпоративный подоходный налог (теория)
Оборотный капитал (оборотные средства) – это капитал предприятия, предназначенный для обеспечения текущей деятельности предприятия, непрерывного процесса производства и реализации продукции. Часть оборотного капитала авансирована в сферу производства и формирует оборотные производственные фонды, другая его часть находится в сфере обращения и образует фонды обращения.
1.Оборотные производственные фонды по вещественному содержанию представляют собой предметы труда (сырье, материала и пр.). Они обслуживают сфру производства и полностью переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции, изменяя первоначальную форму в течение производственного цикла.
2.Фонды обращения хотя и не участвуют в процессе производства, но необходимы для обеспечения единства производства и обращения. К ним относятся готовая продукция на складе, товары отгруженные, денежные средства в кассе предприятия и на счетах в коммерческих банках, дебиторская задолженность, средства в расчетах.
Источниками финансирования оборотных средств предприятия являются прибыль, собственные оборотные средства, эмиссия краткосрочных долговых обязательств (векселей), минимальная кредиторская задолженность, краткосрочные банковские кредиты, факторинг, коммерческий кредит.
В РФ процент за пользование банковским и коммерческим кредитами включается заемщиком в себестоимость продукции в пределах ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, увеличенной на три пункта (процента). В остальной части он уплачивается из чистой прибыли предприятия.
Инвестиционная деятельность представляет собой процесс привлечения, оценки, распределения и использования инвестиций.
Ее цели могут быть различными: расширение собственной предпринимательской деятельности за счет накопления финансовых и материальных ресурсов, приобретение новых предприятий, диверсификация в результате освоения неизведанных областей бизнеса, снижение издержек обращения по причине роста объемов производства.
Инвестиционная деятельность может осуществляться в форме:
1. инвестирования, осуществляемого гражданами, негосударственными предприятиями, хозяйственными ассоциациями, объединениями и обществами, а также общественными и религиозными организациями, другими юридическими лицами, основанными на коллективной собственности; государственного инвестирования;
2. иностранного инвестирования; совместного инвестирования средств и ценностей гражданами и юридическими лицами России и иностранных государств.
Объектом инвестиционной деятельности может являться любое имущество, в том числе основные фонды и оборотные средства во всех сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, интеллектуальные ценности, другие объекты собственности, а также имущественные права.
Субъекты инвестиционной деятельности
Субъектами инвестиционной деятельности (инвесторами и участниками) могут быть граждане и юридические лица России и иностранных государств, а также государства в лице правительств.
Инвесторы — субъекты инвестиционной деятельности, которые принимают решение о вложении собственных, заемных и привлеченных имущественных и интеллектуальных ценностей в объекты инвестирования.
Инвесторы, по закону, могут выступать в роли вкладчиков, кредиторов, покупателей, а также исполнять функции любого участника инвестиционной деятельности. Права у всех инвесторов, независимо от формы собственности, равны и размещение инвестиций в любые объекты является их неотъемлемым правом, охраняемым законом.
Участники инвестиционной деятельности — граждане и юридические лица других государств, которые обеспечивают реализацию инвестиций как исполнители заказов или на основании поручения инвестора.
Инвестор определяет цели, направления и объемы инвестиций и привлекает для их реализации на договорной основе любых участников инвестиционной деятельности, в том числе и путем организации конкурсов и торгов.
Государство и должностные лица не имеют права вмешиваться в договорные отношения участников инвестиционной деятельности сверх своей компетенции.
Основными направлениями инвестиционной деятельности на предприятии являются:
-обновление и развитие материально-технической базы (расширение основных фондов);
-наращивание объемов производства;
-освоение новых видов деятельности.
18. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства.
Бюджет является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций. В докапиталистических формациях доходы государства имели преимущественно натуральный характер. Большая часть потребностей удовлетворялась за счет различного рода повинностей и поступлений от натуральных сборов. Для обоснования потребностей в ресурсах, их конкретном направлении составлялись отдельные сметы затрат и доходов.
В конце XVIII — начале XIX вв. практически все государства Европы имели свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы казны на текущий год. По размерам бюджета, его структуре и сбалансированности судили об экономическом потенциале государства, состоянии его финансовых ресурсов, платежеспособности.
Государственный бюджет является главным в системе финансовых планов любой страны, поскольку объединяет их в единую систему, определяя на текущий год финансовые взаимоотношения государства с различными звеньями финансовой системы. Признание бюджета основным финансовым планом характеризует его важное место в перераспределении национального дохода, особую роль в общественном воспроизводстве.
Так, через государственный бюджет перераспределяется около 50% национального дохода, примерно 3/4 всех денежных средств многих стран. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать выполнение программы экономического и социального развития страны. Такое положение бюджета в жизни общества придает ему силу закона. Поэтому бюджет любой страны утверждается высшими законодательными органами — парламентами, а выполнение его доходной и расходной части становится обязательным для участников бюджетного процесса.
Экономич. значение бюджета заключается прежде всего в том, что он через систему доходов (налоги), объем и направление финансовых средств воздействует на социально-экономическое процессы — деловую активность, занятость, рынок капитального оборудования и потребительских товаров, объем валового национального продукта.
Бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступающих средств, и расходной, объединяющей все виды производимых затрат. Доходная часть призвана обеспечить предусмотренные сметой ресурсы. Расходная часть отражает направление расходования аккумулируемых в бюджете средств. Сущность и значение бюджета наиболее полно проявляются в его функциях, важнейшими из которых являются распределительная (перераспределительная) и контрольная. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей, а также для воздействия на различные стороны хозяйственной жизни: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, стимулирование научно-технического прогресса, развитие отдельных наиболее перспективных отраслей экономики, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала.
Контрол. Ф-ция позволяет узнать, насколько своевременно и полно поступают финн. ресурсы в распоряжение гос-ва, как факт. складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Ее смысл заключается в том, что бюджет объективно — через формирование и использование фонда денежных средств государства — отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы, соответствует ли размер централизуемых средств государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.
19. Бюджетный дефицит, управление бюджетным дефицитом
Дефицит бюджета означает превышение расходов над доходами. Он характеризует его несбалансированность и возникает на основе действия различных факторов – как объективных, так и субъективных.
Общеизвестный фактор дефицита бюджета является ни чем иным, как невозможностью государства обеспечивать наполнение бюджета необходимыми доходами. Причиной этого могут быть спад производства, высокий уровень себестоимости производства товаров, потребности в новейшем оборудовании и реконструкции производства за счет внедрения новых технологий, несбалансированность экономики, и в целом снижение эффективности хозяйствования.
Вторым фактором бюджетного дефицита является непомерный рост расходов без учета финансовых возможностей. Причем расходы проводятся несмотря на их целесообразность и эффективность.
Третьим фактором дефицита бюджета, который к тому же и наиболее весом, являются инфляционные процессы, разбалансирование денежного обращения и системы расчетов, непродуманная налоговая, инвестиционная и кредитная политика.
Различают активные и пассивные формы дефицита бюджета.
Активный дефицит бюджета дает возможность подтолкнуть дальнейшее развитие экономики и рост капитала. Пассивный – подчиняется законам инфляции.
Формы участия органов власти и управления в процессах сокращения дефицита бюджета у каждого государства разные, но общими для них являются управление налоговой политикой, бюджетным финансированием и регулированием бюджетов всех уровней в соответствии с экономическим развитием регионов и численностью населения.
Четыре главных способа решения проблемы дефицита бюджета:
– сокращение бюджетных расходов;
– отыскание источников дополнительных доходов;
– выпуск необеспеченных денег, использующихся для финансирования государственных затрат;
– заимствование денег с граждан, банков, хозяйственных организаций, других организаций, других государств и иностранных финансовых организаций.
Для финансирования дефицита бюджета используются различные источники, которые делятся на внутренние и внешние.
Внутренние источники:
1. Средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте ;
3.Кредиты, предоставленные кредитными организациями, международными финансовыми организациями;
4. Иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета:
-поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности государства или региона;
-поступления от реализации государственных, региональных, муниципальных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;
-курсовая разница по средствам бюджета;
-прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.
Внешние источники:
1. Средства, поступившие от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени государства или соответствующего региона, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
2. Кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты (заимствования);
3. Кредиты кредитных организаций в иностранной валюте.
4. Прочие источники внешнего финансирования дефицита бюджета.
20. Доходы бюджета, их состав и структура.
Состав бюджетных доходов, их структура органически связаны с объемами общественного производства и национального дохода и определяются финансовой политикой государства.
В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ для целевого финансирования предприятий, а также безвозмездные перечисления.
В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговых видов доходов и безвозмездных перечислений.
В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.
Налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента, определяемого налоговым законодательством РФ, т. е. с момента дачи налогоплательщиком поручения кредитной организации о перечислении денежных сре дств в б юджет соответствующего уровня при наличии средств на счете плательщика.
Неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, а также размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей.
Штрафы и иные суммы принудительного изъятия подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа.
Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ и решениями судов.
Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.
К неналоговым доходам относятся:
·доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
•доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
•доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными организациями, находящимися в ведении органов государственной исполнительной власти федерации и субъектов, органов местного самоуправления;
•средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям и иные суммы принудительного изъятия;
•доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
•иные неналоговые доходы.
В доходах от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности учитываются:
•средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение или пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
•средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
•средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;
•плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
•доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
•часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, оставшаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
•другие предусмотренные законодательством РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
21. Расходы бюджета, их состав и структура
Расходы бюджета представляют экономические отношения, которые возникает между государством, с одной стороны, и предприятиями, организациями и гражданами, с другой, в процессе распределения и использования по различным направлениям (отраслевое, целевое, территориальное назначения) средств бюджетного фонда.
Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:
· обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении закона о федеральном бюджете на очередной год;
• функционирование федеральной судебной системы;
• осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
• национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
• фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
• государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
• государственная поддержка атомной энергетики;
• ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
• исследование и использование космического пространства;
• формирование федеральной собственности;
• обслуживание и погашение государственного долга РФ;
• компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий;
• пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
• проведение выборов и референдумов РФ;
• федеральная инвестиционная программа;
• обеспечение реализации решений федеральных органов власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
• обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
• финансовая поддержка субъектов РФ;
• официальный статистический учет;
Совместно из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов финансируются следующие расходы:
• государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
• обеспечение правоохранительной деятельности;
• обеспечение противопожарной безопасности;
• НИОКР, обеспечивающие научно-технический прогресс;
• обеспечение социальной защиты населения;
• обеспечение охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
• обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
• развитие рыночной инфраструктуры;
• обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
• обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ;
• обеспечение деятельности средств массовой информации;
• обеспечение получения общего образования;
• прочие расходы, находящиеся в совместном ведении.
Исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются следующие расходы:
• обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;
• обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;
• проведение выборов и референдумов субъектов РФ;
• обеспечение реализации региональных целевых программ;
• формирование государственной собственности субъектов РФ;
• осуществление международ. и внешнеэк-ких связей субъектов РФ;
• обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;
• оказание финансовой помощи местным бюджетам;
• обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
• компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;
• прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий
Исключительно из местных бюджетов финансируются следующие расходы:
• формирование муниципальной собственности и управление ею;
• благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
• организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);
• организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
• обеспечение противопожарной безопасности;
• охрана окружающей среды на территориях муниципальных образований;
• реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
• обслуживание и погашение муниципального долга;
• целевое дотирование населения;
• проведение муниципальных выборов и местных референдумов;
• финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
22. Основы бюджетного устройства в России. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в РФ
Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране.
Бюджетная система Российской Федерации – система, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В бюджетную систему России, как федеративного государства, входят бюджеты трех уровней, являясь ее самостоятельными частями:
·региональные бюджеты субъектов РФ — республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые и областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга;
·бюджеты местных административно-территориальных образований — районные бюджеты сельских районов, городские бюджеты городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.
Консолидированный бюджет Российской Федерации — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Консолидированный бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает бюджет субъекта Российской Федерации и местные бюджеты.
Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
1. распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;
2.разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
3.равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
4.выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
5.равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.
В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.
Кроме отчислений от федеральных и региональных налогов, средств, поступающих из фондов финансовой поддержки для сбалансирования территориальных бюджетов, используются дотации, субвенции и субсидии.
Дотация — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Субвенция — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.
Субсидия — это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Эти источники бюджетов лишены стимулирующих свойств, они создают у местных администраций иждивенческое настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию хозяйственной инициативы местных администраций, снижает их воздействие на экономические процессы на территории и уменьшает на этой основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль.
Помимо отчислений от государственных доходов и налогов, трансфертов, дотаций, субсидий и субвенций, значительным источником формирования доходной базы территориальных бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов. В порядке взаимных расчетов часть средств передается из вышестоящего бюджета в нижестоящий. Следует отметить, что при этом большая часть оседает в нижестоящих бюджетах.
Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации являются предпосылкой бюджетного федерализма.
Бюджетный федерализм — это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.
Бюджетный федерализм реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса при м… Продолжение »
Источник: bazanm.narod.ru
Вопрос 1. Структура основного капитала.
Изучение роли финансов в воспроизводстве основного капитала предполагает разграничение следующих понятий (рис.).
Рис. Структура основного капитала предприятия
Основной капитал – это совокупность реального основного капитала и нематериальных активов. Наряду с оборотным капиталом основной капитал может составлять уставной капитал предприятия.
Реальный основной капитал состоит из основных фондов и незавершенных затрат на строительство или приобретение имущества. В состав основных фондов предприятия входят их активная и пассивная часть.
Активная часть включает в себя машины, оборудование, передаточные устройства, транспортные средства и т. п. Пассивная часть основных фондов – это стоимость зданий, сооружений и земельных участков, недр, содержащих полезные ископаемые, лесных массивов, водных угодий и т. п.
Кроме того, основные фонды можно классифицировать на основные фонды производственного и непроизводственного назначения в зависимости от степени их участия в процессе производства.
Незавершенные затраты на строительство и приобретение имущества включают в себя расходы по незавершенному строительству и незавершенным затратам на приобретение имущества предприятия.
Нематериальные активы предприятия могут быть представлены расходами по организации производства, освоению новой техники и технологии, затратами по выпуску акций, облигаций. Кроме того, предприятие может вкладывать часть основного капитала в покупку лицензий, патентов, товарных знаков и т. п.
Таким образом, совокупность реального основного капитала и нематериальных активов выступает в масштабе предприятия как основной капитал.
Все составляющие основного капитала в момент принятия на баланс предприятия оцениваются по балансовой стоимости.
Способы начисления амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета [2]
Источник: megalektsii.ru
Состав и структура собственного капитала
Собственный капитал (общая сумма средств, принадлежащих предприятию) состоит из уставного капитала (вложенных собственниками предприятия при его создании) и средств, накопленных в процессе хозяйственной деятельности.
Собственный основной капитал — это капитал, вложенный в основные средства, нематериальные активы, незавершенное строительство, долгосрочные инвестиции.
Собственный оборотный капитал — это капитал, вложенный в запасы сырья и материалов, запасы готовой продукции, текущую дебиторскую задолженность.
В процессе хозяйственной деятельности происходит постоянный оборот капитала: последовательно он меняет денежную форму на материальную, которая в свою очередь изменяется, принимая различные формы продукции, товара и другие, в соответствии с условиями производственно-коммерческой деятельности организации, и, наконец, капитал вновь превращается в денежные средства, готовые начать новый кругооборот.
Собственниками выступают юридические и физические лица, коллектив вкладчиков-пайщиков или корпорация акционеров. Уставный капитал, сложившийся как часть акционерного капитала, наиболее полно отражает все аспекты организационно-правовых основ формирования собственного капитала. Давайте выделим формы функционирования собственного капитала предприятия.
Собственный капитал состоит из уставного, добавочного, резервного капитала; нераспределенной прибыли и целевых (специальных) фондов. Коммерческие организации, функционирующие на принципах рыночной экономики, как правило, владеют коллективной или корпоративной собственностью.
Собственный капитал состоит из:
1. Уставный капитал характеризует первоначальную сумму собственного капитала предприятия, инвестированную в формирование его активов для начала осуществления хозяйственной деятельности. Его размер определяется (декларируется) уставом предприятия. Для предприятий отдельных сфер деятельности и организационно-правовых форм (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью) размер уставного капитала регулируется законодательством. Уставный капитал при этом представляет собой совокупность вкладов (рассчитываемых в денежном выражении) акционеров в имущество при создании предприятия для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами. В силу своей устойчивости уставный капитал покрывает, как правило, наиболее неликвидные активы, такие, как аренда земли, стоимость зданий, сооружений, оборудования.
Организация уставного капитала, его эффективное использование, управление им — одна из главных и важнейших задач финансовой службы предприятия. Уставный капитал — основной источник собственных средств предприятия. Сумма уставного капитала акционерного общества отражает сумму выпущенных им акций, а государственного и муниципального предприятия — величину уставного капитала. Уставный капитал изменяется предприятием, как правило, по результатам его работы за год после внесения изменений в учредительные документы.
Увеличить (уменьшить) уставный капитал можно за счет выпуска в обращение дополнительных акций (или изъятия из обращения какого-то их количества), а также путем увеличения (уменьшения) номинала старых акций.
2. Резервный капитал представляет собой зарезервированную часть собственного капитала предприятия, предназначенного для внутреннего страхования его хозяйственной деятельности. Размер этой резервной части собственного капитала определяется учредительными документами. Формирование резервного фонда (резервного капитала) осуществляется за счет прибыли предприятия (минимальный размер отчислений прибыли в резервный фонд регулируется законодательством).
В обществе создается резервный фонд в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 15 процентов от его уставного капитала. Резервный капитал общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного уставом общества. Размер ежегодных отчислений предусматривается уставом общества, но не может быть менее 5 процентов от чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом общества. Резервный капитал общества предназначен для покрытия убытков, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств. Резервный капитал не может быть использован для иных целей.
3. Добавочный капитал показывает прирост стоимости имущества в результате переоценок основных средств и незавершенного строительства организации, производимых по решению правительства, полученные денежные средства и имущество в сумме превышения их величины над стоимостью переданных за них акций и другое. Добавочный капитал может быть использован на увеличение уставного капитала, погашение балансового убытка за отчетный год, а также распределен между учредителями предприятия и на другие цели. При этом порядок использования добавочного капитала определяется собственниками, как правило, в соответствии с учредительными документами при рассмотрении результатов отчетного года.
К добавочному капиталу относятся:
- · результаты переоценки основных фондов;
- · эмиссионный доход акционерного общества;
- · безвозмездно полученные денежные и материальные ценности на производственные цели;
- · ассигнования из бюджета на финансирование капитальных вложений;
- · средства на пополнение оборотных фондов.
- 4. Нераспределенная прибыль это чистая прибыль (или ее часть), не распределенная в виде дивидендов между акционерами (учредителями) и не использованная на другие цели. Обычно эти средства используются на накопление имущества хозяйствующего субъекта или пополнение его оборотных средств в виде свободных денежных сумм, то есть в любой момент готовых к новому обороту. Нераспределенная прибыль может из года в год увеличиваться, представляя рост собственного капитала на основе внутреннего накопления. В растущих, развивающихся акционерных обществах нераспределенная прибыль с годами занимает ведущее место среди составляющих собственного капитала. Ее сумма зачастую в несколько раз превышает размер уставного капитала.
Нераспределенная прибыль предназначена для капитализации, то есть для реинвестирования в производство. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его производственное развитие в предстоящем периоде.
5. Целевые (специальные) фонды создаются за счет чистой прибыли хозяйствующего субъекта и должны служить для определенных целей в соответствии с уставом или решением акционеров и собственников. Эти фонды являются разновидностью нераспределенной прибыли. Иначе говоря, это нераспределенная прибыль, имеющая строго целевое назначение.
Задаваясь вопросом, что же представляют собственные средства в деятельности современного предприятия необходимо отметить, что наряду с решением чисто финансовых вопросов необходимо параллельно рассматривать и надежность «управляемости» предприятием в руках собственника. Дело в том, что с дополнительной эмиссией простых акций одновременно можно утратить и контроль за деятельностью предприятия — это касается акционерного общества, привлечение средств в виде долгосрочных облигаций (на срок более 5 лет) может существенно повысить риск банкротства предприятия в будущем.
Чтобы предприятие нормально функционировало необходимо тщательно проводить анализ его финансовой деятельности, выявлять проблемы и находить пути выхода из них. По сути, основу финансов предприятия должны составлять собственные ресурсы, иначе, базируясь только на привлекаемые (заемные) средства ему грозит крах и банкротство. Ведь в таком случае предприятие просто не сможет погашать свои обязательства и далее свободно заниматься своей производственной деятельностью.
К сожалению, в настоящее время большинство предприятий существуют в основном за счет заемных средств, имея собственных финансовых ресурсов менее 30-40% от общего их количества. Постепенно данные хозяйствующие субъекты подвержены на медленное, а иногда даже и очень быстрое «увязание в долгах» перед кредиторами, поставщиками и так далее.
Источник: vuzlit.com
Структура капитала предприятия
Капитал предприятия можно рассматривать с нескольких точек зрения. Прежде всего, целесообразно различать капитал реальный, т.е. существующий в форме средств производства, и капитал денежный, т.е. существующий в форме денег и используемый для приобретения средств производства, как совокупность источников средств для обеспечения хозяйственной деятельности предприятия. Рассмотрим сначала денежный капитал.
Собственный и заемный капитал
Средства, обеспечивающие деятельность предприятия, обычно делятся на собственные и заемные.
Собственный капитал предприятия представляет собой стоимость (денежную оценку) имущества предприятия, полностью находящегося в его собственности.
В учете величина собственного капитала исчисляется как разность между стоимостью всего имущества по балансу, или активами, включая суммы, невостребованные с различных должников предприятия, и всеми обязательствами предприятия в данный момент времени.
Собственный капитал предприятия складывается из различных источников: уставного, или складочного, капитала, различных взносов и пожертвований, прибыли, непосредственно зависящей от результатов деятельности предприятия. Особая роль принадлежит уставному капиталу, который будет ниже рассмотрен более подробно.
Заемный капитал — это капитал, который привлекается предприятием со стороны в виде кредитов, финансовой помощи, сумм, полученных под залог, и других внешних источников на конкретный срок, на определенных условиях под какие-либо гарантии.
Основной и оборотный капитал
Капитал в материально-вещественном воплощении подразделяется на основной и оборотный капитал.
К основному капиталу относятся материальные факторы длительного пользования, такие, как здания, сооружения, машины, оборудование и т.п.
Оборотный капитал расходуется на покупку средств для каждого производственного цикла (сырья, основных и вспомогательных материалов и т.п.), а также на оплату труда.
Основной капитал служит в течение ряда лет, оборотный — полностью потребляется в течение одного цикла производства.
Основной капитал в большинстве случаев отождествляется с основными фондами (основными средствами) предприятия. Однако понятие основного капитала шире, так как кроме основных фондов (зданий, сооружений, машин и оборудования), представляющих его значительную часть, в состав основного капитала включается также незавершенное строительство и долгосрочные инвестиции — денежные средства, направленные на прирост запаса капитала.
Финансовая структура капитала
Финансовая структура капитала — это структура основных источников средств, т. е. соотношение собственного и заемного капитала.
Финансовый капитал предприятия состоит из собственного и заемного.
Собственный капитал
Собственный капитал и резервы включают вложенный капитал и накопленную прибыль.
Вложенный капитал — это капитал, инвестированный собственником (уставный капитал, добавочный капитал, целевые поступления). Собственный капитал предприятия — нераспределенная прибыль, резервный капитал, различные фонды.
Накопленная прибыль — это прибыль за вычетом налогов и дивидендов, которую предприятие заработало в предшествующий и настоящий период.
Заемный капитал (обязательства предприятия)
Заемный капитал в структуре капитала предприятия состоит из кратко- и долгосрочных обязательств.
Долгосрочные обязательства — это кредиты и займы со сроком погашения более года.
Краткосрочные обязательства — это обязательства со сроком погашения менее 1 года (например, краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность).
Источник: www.grandars.ru