Постановление Правительства РФ от 02.09.2009 N 717 (ред. от 11.03.2011) «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса»
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 2 сентября 2009 г. N 717
О НОРМАХ ОТВОДА ЗЕМЕЛЬ
ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И (ИЛИ) ОБЪЕКТОВ
В соответствии со статьей 25 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса.
2. Установить, что нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, утвержденные настоящим Постановлением, не применяются в отношении документации по планировке территории, подготовленной до вступления в силу настоящего Постановления.
Категории земель. Где нельзя строить собственный дом?
3. Утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 11.03.2011 N 153.
4. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2010 г.
от 2 сентября 2009 г. N 717
ОТВОДА ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
И (ИЛИ) ОБЪЕКТОВ ДОРОЖНОГО СЕРВИСА
1. Для определения границ полосы отвода автомобильной дороги (далее — граница полосы отвода) в зависимости от категории автомобильной дороги, количества полос движения, высоты насыпей или глубины выемок, наличия боковых резервов, крутизны откосов земляного полотна, требований обеспечения безопасности движения и боковой видимости, а также других условий устанавливаются следующие нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса (далее — нормы отвода земель):
а) для автомобильных дорог, располагаемых на насыпях, — согласно приложениям N 1 — 7;
б) для автомобильных дорог, располагаемых в выемках, — согласно приложениям N 8 — 14.
2. Определение границ полосы отвода в соответствии с нормами отвода земель согласно приложениям N 1 — 14 к настоящим нормам и приложению N 15 не производится применительно к участкам автомобильных дорог:
а) требующих в соответствии с нормами проектирования автомобильных дорог, включая автомобильные дороги необщего пользования, индивидуальных проектных решений земляного полотна;
б) имеющих превышение максимальной высоты одного из откосов насыпи или глубины выемки 12 метров;
в) располагаемых на подходах к мостам, путепроводам и тоннелям;
г) располагаемых на затопляемых пойменных участках и пересечениях водоемов;
д) располагаемых в первой дорожно-климатической зоне, а также в горной и пересеченной с уклоном более 20 процентов местностях.
3. На участках автомобильных дорог, предусмотренных пунктом 2 настоящих норм, границы полосы отвода определяются расчетным путем при подготовке документации по планировке территории, проектной документации и результатов инженерных изысканий.
4. Для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог дополнительно к границам полосы отвода, устанавливаемым по нормам отвода земель согласно приложениям N 1 — 15 к настоящим нормам, с каждой стороны автомобильной дороги предусматриваются земельные участки шириной не менее 3 метров.
5. Дополнительно к границам полосы отвода, устанавливаемым по нормам отвода земель согласно приложениям N 1 — 14 к настоящим нормам, расчетным путем при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации и проведении кадастровых работ определяются размеры и местоположение земельных участков, предоставляемых для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги и дорожных сооружений, не предусмотренных нормами отвода земель согласно указанным приложениям, в частности транспортных развязок, укреплений русел у водопропускных труб, струенаправляющих дамб и траверсов, спрямлений русел и срезок у мостов, устройств берм для обеспечения устойчивости откосов земляного полотна, срезок грунта и рубок лесных насаждений для обеспечения видимости, испарительных бассейнов, раскрываемых выемок глубиной более 1 метра, автобусных остановок, подъездов, съездов, примыканий, дорог, носящих временный характер использования, пешеходных и велосипедных дорожек, переходно-скоростных и дополнительных полос движения, обустраиваемых в соответствии с нормативными требованиями, проездов для транспортных средств, используемых при содержании и ремонте автомобильной дороги, защитных и декоративных лесных насаждений и устройств, дублирующих участков дорог с необходимыми сооружениями, противооползневых, противоселевых, противолавинных, противошумовых и других защитных сооружений, закюветных полок, дополнительных полок или обочин шириной не менее 4 метров, элементов обустройства автомобильных дорог, зданий и сооружений линейной дорожной службы, объектов дорожного сервиса и других объектов, имеющих специальное назначение по обслуживанию дорог, иных сооружений, предусмотренных требованиями и условиями, включенными в проектную документацию при подготовке проекта акта выбора земельного участка или выполнении кадастровых работ.
6. Нормы отвода земель, необходимых для размещения пересечений и примыканий автомобильных дорог в разных уровнях, устанавливаются согласно приложению N 15 к настоящим нормам.
7. Границы полосы отвода, предоставляемой при необходимости для размещения снегозащитных лесонасаждений и устройств, устанавливаются в зависимости от объема снегоприноса с учетом предельного минимального расстояния от бровки земляного полотна автомобильной дороги до внешней границы снегозащитных лесонасаждений согласно приложению N 16.
8. Нормы отвода земель, необходимых для размещения производственных объектов, отдельных элементов обустройства автомобильных дорог и объектов дорожного сервиса, устанавливаются согласно приложению N 17.
9. Нормы отвода земель, предназначенных для размещения карьеров (сосредоточенных резервов) грунта и предоставляемых во временное пользование, определяются расчетным путем при подготовке проектной документации с учетом требуемого объема грунта, возможной глубины разработки карьера, толщины вскрыши, вероятного недобора грунта в карьере, а также с учетом проекта рекультивации земель.
10. До подготовки документации по планировке территории и разработки проектной документации для определения границ полосы отвода, необходимой для размещения планируемых к строительству и реконструкции автомобильных дорог, могут быть использованы осредненные нормы отвода земель согласно приложению N 18.
11. Границы полосы отвода, определяемые согласно приложениям N 1 — 14 к настоящим нормам, предназначены для определения предельных минимальных размеров земельных участков, необходимых для размещения:
земляного полотна между низовыми кромками откосов насыпей или верховыми кромками откосов выемок;
двусторонних кюветов при высоте насыпей до 1,5 метра в условиях равнинной местности и до 2 метров в условиях пересеченной местности либо односторонних кюветов, располагаемых с верховой стороны насыпей при поперечном уклоне местности свыше 9 процентов;
нагорных канав и банкетов, располагаемых с верховой стороны выемки при поперечном уклоне местности свыше 9 процентов;
земельных участков, предназначенных для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог в пределах полосы отвода, шириной не менее 3 метров с каждой стороны дороги, откладываемых от подошвы насыпи или бровки выемки либо от внешней кромки откоса водоотводной канавы (кювета) или иных элементов (сооружений), указанных в пункте 5 настоящих норм.
Нормы отвода земель, не предусмотренные приложениями N 1 — 14 к настоящим нормам, определяются в соответствии с пунктом 5 настоящих норм.
12. В приложениях N 1 — 7 к настоящим нормам в норме отвода земель:
а) состоящей из 3 чисел:
1-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом обеспечения боковой видимости и включает прилегающие с каждой стороны к кромке проезжей части полосы шириной по 25 метров на автомобильных дорогах I — III категорий и по 15 метров на автомобильных дорогах IV и V категорий;
2-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом устройства кюветов;
3-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом устройства боковых резервов шириной 10 метров и глубиной 0,5 метра, 1 метр и 1,5 метра соответственно, если указанные резервы являются постоянным конструктивным элементом земляного полотна;
б) состоящей из 2 чисел:
1-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом обеспечения боковой видимости и включает прилегающие с каждой стороны к кромке проезжей части полосы шириной по 25 метров на автомобильных дорогах I — III категорий и по 15 метров на автомобильных дорогах IV и V категорий;
2-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом устройства кюветов;
в) состоящей из одного числа, число обозначает ширину полосы отвода с учетом обеспечения боковой видимости и включает прилегающие с каждой стороны к кромке проезжей части полосы шириной по 25 метров на автомобильных дорогах I — III категорий и по 15 метров на автомобильных дорогах IV и V категорий.
13. Нормы отвода земель, необходимые для определения границ полосы отвода, для автомобильных дорог, имеющих крутизну откосов насыпей высотой до 3 метров на автомобильных дорогах I — III категорий и до 2 метров на автомобильных дорогах IV и V категорий, не предусмотренные нормами отвода земель согласно приложениям N 1 — 7 к настоящим нормам, определяются расчетным путем при подготовке проектной документации.
14. Нормы отвода земель, необходимые для определения границ полосы отвода, предусмотренные приложениями N 1 — 14 к настоящим нормам, учитывают устройство двусторонних кюветов при высоте насыпи до 1,5 метра в условиях равнинной местности и до 2 метров в условиях пересеченной местности.
При расчете указанных норм отвода земель приняты следующие параметры кюветов:
для автомобильных дорог, располагаемых на насыпях:
форма кювета — трапецеидальная;
ширина дна кювета — 0,4 метра;
глубина кювета — 0,5 метра;
заложение внутреннего и внешнего откосов кюветов и боковых резервов соответствуют заложению откосов насыпи;
для автомобильных дорог, располагаемых в выемках:
форма кювета — трапецеидальная;
ширина дна кювета — 0,4 метра;
глубина кювета — 1,2 метра от бровки земляного полотна;
заложение внутреннего откоса кювета соответствует заложению откосов насыпи для соответствующей категории автомобильной дороги.
При других значениях глубины кювета и крутизны его откосов ширину полосы отвода, предусмотренную приложениями N 1 — 14 к настоящим нормам, следует изменять в соответствии с пунктом 7 настоящих норм.
15. Нормы отвода земель, необходимые для определения границ полосы отвода автомобильных дорог I категории с полосами движения более 8, определяются расчетным путем с учетом требований, установленных настоящими нормами.
16. Определение границ полосы отвода применительно к автомобильным дорогам (участкам автомобильных дорог), входящим в состав маршрутов международных автомобильных дорог, осуществляется с учетом требований, установленных:
Европейским соглашением о международных автомагистралях (СМА), заключенным в г. Женеве 15 ноября 1975 г.;
Межправительственным соглашением по сети азиатских автомобильных дорог, заключенным в г. Бангкоке 18 ноября 2003 г.;
Протоколом о международных автомобильных дорогах Содружества Независимых Государств, подписанным в г. Москве 11 сентября 1998 г.
к нормам отвода земель для
размещения автомобильных дорог
и (или) объектов дорожного сервиса
ОТВОДА ЗЕМЕЛЬ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ
ПОЛОСЫ ОТВОДА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ I КАТЕГОРИИ
С 8-ПОЛОСНЫМ ДВИЖЕНИЕМ, РАСПОЛАГАЕМЫХ НА НАСЫПЯХ
к нормам отвода земель для
размещения автомобильных дорог
и (или) объектов дорожного сервиса
ОТВОДА ЗЕМЕЛЬ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ
ПОЛОСЫ ОТВОДА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ I КАТЕГОРИИ
С 6-ПОЛОСНЫМ ДВИЖЕНИЕМ, РАСПОЛАГАЕМЫХ НА НАСЫПЯХ
к нормам отвода земель для
размещения автомобильных дорог
и (или) объектов дорожного сервиса
ОТВОДА ЗЕМЕЛЬ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ
ПОЛОСЫ ОТВОДА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ I И II КАТЕГОРИЙ
С 4-ПОЛОСНЫМ ДВИЖЕНИЕМ, РАСПОЛАГАЕМЫХ НА НАСЫПЯХ
к нормам отвода земель для
размещения автомобильных дорог
и (или) объектов дорожного сервиса
ОТВОДА ЗЕМЕЛЬ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ
ПОЛОСЫ ОТВОДА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ II КАТЕГОРИИ
С 2-ПОЛОСНЫМ ДВИЖЕНИЕМ, РАСПОЛАГАЕМЫХ НА НАСЫПЯХ
к нормам отвода земель для
размещения автомобильных дорог
и (или) объектов дорожного сервиса
ОТВОДА ЗЕМЕЛЬ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ
ПОЛОСЫ ОТВОДА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ III КАТЕГОРИИ
С 2-ПОЛОСНЫМ ДВИЖЕНИЕМ, РАСПОЛАГАЕМЫХ НА НАСЫПЯХ
к нормам отвода земель для
размещения автомобильных дорог
и (или) объектов дорожного сервиса
ОТВОДА ЗЕМЕЛЬ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ ПОЛОСЫ
ОТВОДА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ IV КАТЕГОРИИ С 2-ПОЛОСНЫМ
ДВИЖЕНИЕМ, РАСПОЛАГАЕМЫХ НА НАСЫПЯХ
к нормам отвода земель для
размещения автомобильных дорог
и (или) объектов дорожного сервиса
ОТВОДА ЗЕМЕЛЬ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ ПОЛОСЫ
ОТВОДА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ V КАТЕГОРИИ С 1-ПОЛОСНЫМ
ДВИЖЕНИЕМ, РАСПОЛАГАЕМЫХ НА НАСЫПЯХ
к нормам отвода земель для
размещения автомобильных дорог
и (или) объектов дорожного сервиса
ОТВОДА ЗЕМЕЛЬ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ ПОЛОСЫ
ОТВОДА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ I КАТЕГОРИИ С 8-ПОЛОСНЫМ
ДВИЖЕНИЕМ, РАСПОЛАГАЕМЫХ В ВЫЕМКАХ
к нормам отвода земель для
размещения автомобильных дорог
и (или) объектов дорожного сервиса
ОТВОДА ЗЕМЕЛЬ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ ПОЛОСЫ
ОТВОДА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ I КАТЕГОРИИ С 6-ПОЛОСНЫМ
ДВИЖЕНИЕМ, РАСПОЛАГАЕМЫХ В ВЫЕМКАХ
Приложение N 10
к нормам отвода земель для
размещения автомобильных дорог
и (или) объектов дорожного сервиса
ОТВОДА ЗЕМЕЛЬ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ ПОЛОСЫ
ОТВОДА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ I И II КАТЕГОРИЙ С 4-ПОЛОСНЫМ
ДВИЖЕНИЕМ, РАСПОЛАГАЕМЫХ В ВЫЕМКАХ
Приложение N 11
к нормам отвода земель для
размещения автомобильных дорог
и (или) объектов дорожного сервиса
ОТВОДА ЗЕМЕЛЬ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ ПОЛОСЫ
ОТВОДА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ II КАТЕГОРИИ С 2-ПОЛОСНЫМ
ДВИЖЕНИЕМ, РАСПОЛАГАЕМЫХ В ВЫЕМКАХ
Приложение N 12
к нормам отвода земель для
размещения автомобильных дорог
и (или) объектов дорожного сервиса
ОТВОДА ЗЕМЕЛЬ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ ПОЛОСЫ
ОТВОДА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ III КАТЕГОРИИ С 2-ПОЛОСНЫМ
ДВИЖЕНИЕМ, РАСПОЛАГАЕМЫХ В ВЫЕМКАХ
Приложение N 13
к нормам отвода земель для
размещения автомобильных дорог
и (или) объектов дорожного сервиса
ОТВОДА ЗЕМЕЛЬ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ ПОЛОСЫ
ОТВОДА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ IV КАТЕГОРИИ С 2-ПОЛОСНЫМ
ДВИЖЕНИЕМ, РАСПОЛАГАЕМЫХ В ВЫЕМКАХ
Приложение N 14
к нормам отвода земель для
размещения автомобильных дорог
и (или) объектов дорожного сервиса
ОТВОДА ЗЕМЕЛЬ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ ПОЛОСЫ
ОТВОДА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ V КАТЕГОРИИ С 1-ПОЛОСНЫМ
ДВИЖЕНИЕМ, РАСПОЛАГАЕМЫХ В ВЫЕМКАХ
Приложение N 15
к нормам отвода земель для
размещения автомобильных дорог
и (или) объектов дорожного сервиса
ОТВОДА ЗЕМЕЛЬ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ПЕРЕСЕЧЕНИЙ
И ПРИМЫКАНИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В РАЗНЫХ УРОВНЯХ
Примечания: 1. Нормы отвода земель установлены для размещения транспортных развязок на пересечениях и примыканиях 2 автомобильных дорог между собой. При необходимости размещения транспортных развязок на пересечениях и примыканиях 3 и более автомобильных дорог размеры земельных участков определяются расчетным путем при подготовке проектной документации.
2. Нормы отвода земель при необходимости размещения на транспортных развязках спрямлений, укреплений русел у водопропускных труб и мостов, берм для обеспечения устойчивости откосов, выемок грунта и вырубки леса, древесно-кустарниковой растительности для обеспечения видимости, раскрываемых выемок глубиной более 1 метра, автобусных остановок, съездов, пешеходных и велосипедных дорожек, переходно-скоростных и дополнительных полос движения, защитных и декоративных лесонасаждений, противооползневых, противоселевых, противолавинных и других защитных сооружений, а также иных сооружений определяются в соответствии с пунктом 5 норм отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса.
Приложение N 16
к нормам отвода земель для
размещения автомобильных дорог
и (или) объектов дорожного сервиса
ПРЕДЕЛЬНОГО МИНИМАЛЬНОГО РАССТОЯНИЯ ОТ БРОВКИ ЗЕМЛЯНОГО
ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ ДО ВНЕШНЕЙ ГРАНИЦЫ
Примечания: 1. При расчетном объеме снегоприноса более 250 куб. м/м расстояние от бровки земляного полотна автомобильной дороги до внешней границы снегозащитных лесонасаждений и их конструкция определяются расчетным путем при подготовке проектной документации.
2. При расчетном объеме снегоприноса 10 — 25 куб. м/м меньшие значения расстояний от бровки земляного полотна автомобильной дороги до внешней границы снегозащитных лесонасаждений принимаются для дорог IV и V категорий, большие значения — для дорог I — III категорий.
Приложение N 17
к нормам отвода земель для
размещения автомобильных дорог
и (или) объектов дорожного сервиса
ОТВОДА ЗЕМЕЛЬ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
ОБЪЕКТОВ, ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ОБУСТРОЙСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ
ДОРОГ И ОБЪЕКТОВ ДОРОЖНОГО СЕРВИСА
Примечания: 1. При проведении инженерных изысканий и подготовки проектной документации возможно увеличение норм отвода земель в зависимости от категории автомобильной дороги и интенсивности движения.
2. Дополнительно определяются размеры и местоположение земельных участков, необходимых для размещения внешних инженерных сетей, артезианских скважин, очистных сооружений, котельных, защитных сооружений, противопожарных полос, путепроводов, пешеходных переходов, иных зданий и сооружений, предусмотренных требованиями и условиями, включенными в проектную документацию при подготовке акта выбора земельного участка (на стадии предварительного согласования мест размещения автомобильных дорог и дорожных сооружений, а также при проведении кадастровых работ).
При необходимости установленные размеры земельных участков в целях:
водоснабжения от проектируемой артезианской скважины подлежат увеличению на 1 гектар;
сброса канализационных стоков в проектируемые очистные сооружения подлежат увеличению от 0,4 до 1 гектара в зависимости от типа очистных сооружений;
теплоснабжения от проектируемой котельной подлежат увеличению от 0,4 до 0,7 гектара в зависимости от типа котельной.
3. Нормы отвода земель для размещения сооружений и комплексов, не предусмотренных настоящим приложением, определяются их сочетанием с учетом обеспечения соблюдения санитарных норм и правил по установлению разрывов между зданиями и размещению пожарных проездов.
Приложение N 18
к нормам отвода земель для
размещения автомобильных дорог
и (или) объектов дорожного сервиса
ОТВОДА ЗЕМЕЛЬ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ ПОЛОСЫ
ОТВОДА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Примечания: 1. В графах три, пять, семь и девять указаны осредненные нормы отвода земель, необходимых для размещения автомобильной дороги и (или) объектов дорожного сервиса и установления границ полосы отвода автомобильной дороги.
2. В графах четыре, шесть, восемь и десять указаны осредненные нормы отвода земель, отводимых во временное пользование для нужд строительства (на период строительства).
3. Осредненные нормы отвода земель указаны без учета размеров земельных участков, необходимых для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги и дорожных сооружений, предусмотренных пунктом 5 норм отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса.
4. Осредненные нормы отвода земель, предоставляемых во временное пользование, учитывают только размеры земельных участков для размещения отвалов снимаемого растительного грунта и проезда технологического транспорта.
5. Участки земель, предоставляемые во временное пользование для других нужд строительства (временные объезды, строительные площадки и др.), следует учитывать дополнительно по данным проектной документации.
Судебная практика и законодательство — Постановление Правительства РФ от 02.09.2009 N 717 (ред. от 11.03.2011) «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса»Судебная практика высших судов РФ
18. Подготовка документации по планировке территории осуществляется с учетом Норм отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2009 г. N 717 .
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2009 г. N 717 «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 37, ст. 4414).
Источник: legalacts.ru
СН 456-73 НОРМЫ ОТВОДА ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ МАГИСТРАЛЬНЫХ ВОДОВОДОВ И КАНАЛИЗАЦИОННЫХ КОЛЛЕКТОРОВ
Нормы отвода земель для магистральных водоводов и канализационных коллекторов разработаны институтом ХарьковскийВодоканалпроект Госстроя СССР.
Нормы отводаземель для магистральных водоводов и канализационных коллекторов согласованы с Минсельхозом СССР и Гослесхозом СССР.
Редакторы — инженеры Р. Т. Смольяков, Б. В. Тамборнев (Госстрой СССР), инж. В. В. Мигунов (институт „Харьковский водоканалпроект” Госстроя СССР).
Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР)
Нормы отвода земель для магистральных водоводов и канализационных коллекторов
1. Настоящие нормы устанавливают ширину полос земель для магистральных водоводов и канализационных коллекторов, а также размеры земельных участков для размещения колодцев и камерпереключенияуказанных водоводов и канализационных коллекторов.
Примечания:1. Полосы земель для магистральных подземных водоводов и канализационных коллекторов необходимы для временного краткосрочного пользования на период их строительства, а земельные участки для размещения колодцев и камер переключения — для бессрочного (постоянного) пользования.
2. Ширина полос земель для магистральных надземных и наземныхводоводов и канализационных коллекторов определяется проектом, утвержденным в установленном порядке.
3. К магистральным водоводам относятся трубопроводы для подачи воды от водозаборных сооружений до потребителей (населенных пунктов, предприятий и других объектов), к магистральным канализационным коллекторам — трубопроводы для отвода сточных вод от потребителей до мест выпуска этих вод.
Внесены институтом «Харьковский Водоканалпроект» Госстроя СССР
Утверждены
Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства
28 декабря 1973 г.
Срок
введения
1 февраля 1974 г.
2. При выборе, отводе и использовании земель для магистральныхводоводов и канализационных коллекторов должны соблюдаться Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, Основные положения по восстановлению земель, нарушенных при разработке месторожденийполезныхископаемых,проведении геологоразведочных, строительных и иных работ, и другие соответствующие нормативные акты.
3. Ширина полос земель на период строительства магистральных подземных водоводов и канализационных коллекторов должна устанавливаться по таблице.
Диаметр водовода или канализационного коллектора в мм
Глубина заложения до низа трубы в м
Ширина полос земель для магистральных подземных водоводов и канализационных коллекторов в м
на землях несельскохозяйственного назначения, непригодных для сельского хозяйства землях и землях государственного лесного фонда, где не производится снятие и восстановление плодородного слоя
на землях сельскохозяйственного назначения и других землях, где должно производиться снятие и восстановление плодородного слоя
для одного водовода или коллектора
для двух водоводов или коллекторов (в одной траншее)
для одного водовода или коллектора
для двух водоводов или коллекторов (в одной траншее)
А. Стальные трубы
1. До 426 включительно
2. Более 426 до 720 включительно
3. Более 720 до 1020 включительно
4. Более 1020 до 1220 включительно
5. Более 1220 до 1420 включительно
Б. Чугунные, железобетонные, асбестоцементные и керамические трубы
6. До 600 включительно
7. Более 600 до 800 включительно
8. Более 800 до 1000 включительно
9. Более 1000 до 1200 включительно
10. Более 1200 до 1500 включительно
11. Более 1500 до 2000 включительно
12. Более 2000 до 2500 включительно
Примечания: 1. Ширина полос земель для трех и более магистральных подземных водоводов или канализационных коллекторов, прокладываемых в одной траншее, для водоводов и канализационных коллекторов диаметрами, более указанных в таблице, или строящихся на землях населенных пунктов, территории предприятий и в труднопроходимой местности (в болотах, тундре, пустынях, горных условиях и т.п.), а также размеры земельных участков для строительства переходов через естественные и искусственные препятствия определяются проектом, утвержденным в установленном порядке.
2. Ширина и длина полос земель, необходимых для капитального ремонта магистральных водоводов и канализационных коллекторов, определяются проектом, утвержденным в установленном порядке, при этом ширина указанных полос не должна превышать ширины, предусмотренной таблицей для водоводов и канализационных коллекторов соответствующих диаметров и глубин заложения.
4. Размеры земельных участков для размещения колодцев и камер переключения магистральных подземных водоводов и канализационных коллекторов должны быть не более: для колодца — 3х3 м, для камеры переключения — 10х10 м.
5. Использование земель над магистральными подземными водоводами и канализационными коллекторами по назначению должно осуществляться землепользователями с соблюдением мер по обеспечению сохранности водоводов и канализационных коллекторов.
Источник: mooml.com
Нормы отвода земель для водопровода и канализации: нормативы для частного строительства
Полезно
При составлении проекта коммуникаций для частного или многоквартирного дома необходимо учитывать нормы отвода земель для водопровода и канализации. Это документ, определяющий допустимые расстояния от магистральных или местных трубопроводов до других объектов, сетей, элементов благоустройства.
Кроме того, существуют нормативы по ширине охранной зоны для трубопроводов сетей подач воды и канализации. Они регулируют распределение площади участка, выделенного под строительство зданий или сооружений. Нормативы позволяют избежать ошибок при определении трассы для коммуникаций, обеспечивают правильную и экономичную прокладку сетей.
Для чего нужны нормы отвода
Сети водоснабжения и водоотведения представляют собой систему трубопроводов, по которым происходит подача воды и удаление стоков. Укладка этих линий производится в траншеи, для чего во время строительства приходится производить объемные земляные работы. Площадь участка оказывается занята вынутым грунтом и самими гнездами под трубы и сооружения (колодцы, камеры переключения водопроводных линий). Каждая полоса отвода для строительства канализации или водопровода устанавливает место‚ на которой будут производиться работы.
Перед началом работ надо распределить площадь участка. Следует определить контуры траншей, места временного складирования грунта, других материалов. Для перемещения кранов требуется монтаж рельсов. Если не распределить площадку наиболее рациональным способом, упадет скорость и эффективность строительства.
Нельзя препятствовать подходу строительной техники, подвозу материалов, укладке коммуникаций. В противном случае строительство окажется парализованным — выполнение одни действий будет препятствовать другим работам.
Необходимо учесть, что ширина полосы отвода для канализации или водоводов не является расчетной величиной. Это табличное значение‚ принимаемое в соответствии с действующими правилами. Размеры полос зависят от количества и размеров труб, глубины укладки. Помимо этого, учитывается материал каналов, принимается во внимание назначение земель, на которых ведутся работы.
Например, для участков С/Х назначения ширина полос больше, чем для земель, непригодных к выращиванию растений. Это различие вызвано необходимостью снятия и последующего восстановления плодородного слоя. Придется задействовать землеройную технику, что требует дополнительных площадей.
Документация
Основной (и единственный) документ, определяющий размеры трасс при прокладке сетей — это СН 456-73. Это сборник строительных норм, принятый еще во времена СССР. Однако, его используют до сих пор, поскольку ничего лучше пока не разработано. Положения и требования этого документа актуальны и сегодня. На него ссылаются, когда рассчитываются водопровод и канализация, отвод земель под трубопроводы и колодцы.
Нормативы определяют не только размеры, но и длительность действия нормативов. Например, для магистралей или местных линий нормы действительны только на период строительства, а для колодцев или камер переключения магистральных водоводов — бессрочно. Это принципиальный момент, поскольку магистрали уложены под землей, не имеют выход на поверхность.
Поэтому, после засыпки пазух траншей, участок земли становится пригодным для благоустройства, укладки дорожного покрытия, строительства легких сооружений без фундамента. Колодцы и камеры переключения являются стационарными элементами сетей, выходящими на поверхность грунта. Они нуждаются в отведении охранных зон.
Кроме того, в СН определяются нормы отведения земель в зависимости от количества, размера трубопроводов, а также в зависимости от глубины укладки труб в грунт. Чем больше глубина траншеи, тем шире полоса отвода для канализации или водопровода. При этом, необходимо соблюдать земельное законодательство РФ. Если принимаемые контуры полос вступают в противоречие законодательным нормам, их придется корректировать или переносить в другое место.
Нормативы для частного домостроения
Справочник СН 456-73 рассматривает только магистральные линии и коллекторы. Он не относится к участкам, выделенным под ИЖС. Выполнить требования СН 456-73 и соблюсти нормы отвода канализации и водопровода в условиях частного домостроения невозможно, поскольку размеры полос под магистрали слишком велики. Кроме того, величина участков зависит от нескольких факторов:
- регион, в котором производится строительство;
- плотность застройки;
- наличие санитарных или охранных зон;
- грунтовые условия.
Кроме этого, учитываются другие факторы:
- спрос на участки;
- количество свободных земель;
- порядок заселения площадей;
- общее развитие региона, потребности, уровень жизни населения.
Исходя из этих факторов, размеры участков принимаются органами местного самоуправления. Поэтому, стандарта в этом вопросе не существует. Минимальный размер — 3 сотки, максимум может достигать нескольких десятков гектаров. Использовать в таких условиях один и тот же нормативный документ невозможно.
Нормы отвода земли для локальной канализации невозможно определить, поскольку вся система расположена на площади участка, за его пределы не выходит. Поэтому, в таких случаях рассматриваются лишь допустимые расстояния до построек, объектов подачи питьевой воды, других сооружений или элементов инфраструктуры.
По местным линиям подачи воды нормативы более мягкие, но к системам водоотведения или утилизации предъявляются весьма жесткие требования. Это обусловлено спецификой работы автономных очистных сооружений, их потенциальной опасностью для питьевых скважин или колодцев. При этом, строительство частных систем ведется в рамках одного участка, поэтому использование стандартных нормативов становится нецелесообразным. Единственным условием становится соблюдение расстояний до объектов, сооружений, а также правильный монтаж емкостей, труб.
Видеообзор:
Источник: gidkanal.ru