Классификация основных средств. Виды (группы) основных средств
Классификация основных средств является составным элементом организации учета имущества на предприятии. Она помогает конкретизировать информацию о тех или иных объектах, решает определенные задачи учетного процесса и управления. Классификация основных средств предполагает их группировку по определенным признакам. Для целей учета, оценки, а также анализа имущественных объектов можно выделить шесть основных критериев для классификации.
по натурально-вещественному составу и выполняемым функциям (по видам) – типовая классификация. В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОК 013-94), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 г. № 359 (далее – ОКОФ), основные средства учитываются по следующим группам (таблица 1).
Таблица 1 – Классификация основных средств по видам
— Энергетическое оборудование (атомные реакторы, паровые двигатели, турбины, двигатели внутреннего сгорания и др.), которые либо производят электроэнергию или тепловую энергию, либо преобразуют ее в механическую энергию движения. Объектом классификации является каждая отдельная машина (если она не является частью другого объекта), включая входящие в ее состав приспособления, принадлежности, приборы, индивидуальное ограждение, фундамент;
— Рабочие машины и оборудование (машины, станки, аппараты) для механического, термического и химического воздействия на обрабатываемый предмет. Объектом классификации рабочих машин и оборудования является каждая отдельная машина, аппарат, агрегат, установка и т.п., включая входящие в их состав принадлежности, приборы, инструменты, электрооборудование, индивидуальное ограждение, фундамент;
— Средства измерения и управления (весы, манометры, оборудование для дистанционного контроля, сигнализации, приборы и аппаратура лабораторий и т.п., которые предназначены для измерения различных параметров работы техники, проверки качества материалов, сырья, готовой продукции и т.д.);
— Оборудование систем связи;
— Вычислительная техника, оргтехника. Объект — каждая машина, укомплектованная всеми приспособлениями и принадлежностями, необходимыми для выполнения возложенных на нее функций, и не являющаяся составной частью какой-либо другой машины;
— Прочие машины и оборудование, не вошедшие в названные группы (пожарные машины, оборудование АТС).
Классификация основных средств по натурально-вещественной принадлежности является основой их аналитического учета. Группировка имущественных объектов в классификаторе ОКОФ осуществляется посредством присвоения кодов, структура которых строится по схеме:
- Х0 0000000 – раздел;
- ХХ 0000000 – подраздел;
- ХХ ХХХХ000 – класс;
- ХХ ХХХХ0ХХ – подкласс;
- ХХ ХХХХХХХ – вид.
Каждой позиции, представленной в ОКОФ, соответствует свой девятизначный десятичный цифровой код (код ОКОФ), контрольное число (КЧ) и наименование. Классификационное деление объектов до уровня подклассов осуществляется по иерархическому принципу. На самом последнем уровне классификации – видах используются фасеты, или перечни, которые имеют привязку к нижнему уровню иерархической структуры – подклассам.
Согласно ОКОФ к основным средствам не относятся:
- предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости;
- предметы стоимостью ниже лимита, устанавливаемого Минфином России (менее 40 00 руб.), независимо от срока их службы, за исключением сельскохозяйственных машин и орудий, строительного механизированного инструмента, оружия, а также рабочего и продуктивного скота, которые относятся к основным фондам, независимо от их стоимости;
- орудия лова (тралы, неводы, сети, мережи и прочие орудия лова) независимо от их стоимости и срока службы;
- бензомоторные пилы, сучкорезки, сплавной трос, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу сроком эксплуатации до двух лет (передвижные обогревательные домики, котлопункты, пилоточные мастерские, бензозаправки и прочее);
- специальные инструменты и специальные приспособления (инструменты и приспособления целевого назначения, предназначенные для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа), независимо от их стоимости;
- сменное оборудование, многократно используемые в производстве приспособления к основным фондам и другие вызываемые специфическими условиями изготовления устройства — изложницы и принадлежности к ним, прокатные валки, воздушные фурмы, челноки, катализаторы и сорбенты твердого агрегатного состояния и т.п., независимо от их стоимости;
- специальная одежда, специальная обувь, а также постельные принадлежности независимо от их стоимости и срока службы;
- форменная одежда, предназначенная для выдачи работникам предприятия, одежда и обувь в учреждениях здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и других учреждениях, состоящих на бюджете, независимо от стоимости и срока службы;
- временные сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых относятся на себестоимость строительно-монтажных работ в составе накладных расходов;
- тара для хранения товарно-материальных ценностей на складах или осуществления технологических процессов, стоимостью в пределах лимита, установленного Минфином России;
- предметы, предназначенные для выдачи напрокат, независимо от их стоимости;
- молодняк животных и животные на откорме, птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, а также ездовые и сторожевые собаки, подопытные животные;
- многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала;
- машины и оборудование, числящиеся как готовые изделия на складах предприятий — изготовителей, снабженческих и сбытовых организаций, сданные в монтаж или подлежащие монтажу, находящиеся в пути, числящиеся на балансе капитального строительства.
Справка. В соответствии с Приказом Росстандарта от 12.12.2014 г. № 2018-ст Общероссийский классификатор основных фондов ОКОФ ОК 013-94 должен был быть отменен с 1 января 2016 г. Однако его действие продлили еще на один год (Приказ Росстандарта от 10.11.2015 г. № 1746-ст). Новый ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2018) планируется использовать с 1 января 2017 г.
по сроку полезного использования. На базе классификационных кодов ОКОФ разработан перечень из 10 амортизационных групп, который утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Этот документ применяется в основном для группировки амортизируемого имущества, определения сроков его полезного использования (СПИ) и расчета сумм амортизации в целях исчисления налога на прибыль. Однако п.1 Постановления Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1 устанавливает, что данная классификация может также использоваться и для целей бухгалтерского учета. В таблице 2 представлен список амортизационных групп, в которые объединяются основные средства.
Таблица 2 – Классификация основных средств по сроку полезного использования
Номер группы | Срок полезного использования | Состав группы |
1 | От 1 до 2-х лет включительно | — Машины и оборудование |
2 | Свыше 2-х до 3-х лет включительно | — Машины и оборудование; — Инвентарь производственный и хозяйственный; — Насаждения многолетние. |
3 | Свыше 3-х до 5-ти лет включительно | — Сооружения и передаточные устройства; — Машины и оборудование; — Средства транспортные; — Инвентарь производственный и хозяйственный; — Основные средства, не включенные в другие группировки. |
4 | Свыше 5-ти до 7-ми лет включительно | — Здания; — Сооружения и передаточные устройства; — Машины и оборудование; — Средства транспортные; — Инвентарь производственный и хозяйственный; — Скот рабочий; — Насаждения многолетние. |
5 | Свыше 7-ми до 10-ти лет включительно | — Здания; — Сооружения и передаточные устройства; — Машины и оборудование; — Средства транспортные; — Инвентарь производственный и хозяйственный; — Насаждения многолетние; — Основные средства, не включенные в другие группировки. |
6 | Свыше 10-ти до 15-ти лет включительно | — Сооружения и передаточные устройства; — Жилища; — Машины и оборудование; — Средства транспортные; — Инвентарь производственный и хозяйственный; — Насаждения многолетние. |
7 | Свыше 15-ти до 20-ти лет включительно | — Здания; — Сооружения и передаточные устройства; — Машины и оборудование; — Средства транспортные; — Насаждения многолетние; — Основные средства, не включенные в другие группировки. |
8 | Свыше 20-ти до 25-ти лет включительно | — Здания; — Сооружения и передаточные устройства; — Машины и оборудование; — Средства транспортные; — Инвентарь производственный и хозяйственный. |
9 | Свыше 25-ти до 30-ти лет включительно | — Здания; — Сооружения и передаточные устройства; — Машины и оборудование; — Средства транспортные. |
10 | Свыше 30-ти лет | — Здания; — Сооружения и передаточные устройства; — Жилища; — Машины и оборудование; — Средства транспортные; — Насаждения многолетние. |
по степени использования в деятельности организации выделяют основные средства, находящиеся:
- в эксплуатации;
- в запасе (резерве);
- в ремонте;
- в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации;
- на консервации.
по принадлежности собственнику на основании имеющихся у организации прав объекты основных средств подразделяются на:
- собственные;
- арендованные (полученные в лизинг);
- находящиеся в оперативном управлении или хозяйственном ведении;
- полученные в безвозмездное пользование;
- полученные в доверительное управление.
по функциональному назначению объекты основных средств могут быть:
- производственные. К производственным основным средствам относятся объекты, которые используются в обычных видах деятельности организации, т.е. в производстве продукции, строительстве, торговле и т.п.;
- непроизводственные. К непроизводственным основным средствам относятся объекты, которые не используются при осуществлении обычных видов деятельности организации. Это объекты жилищно-коммунального хозяйства, учреждения науки, культуры, здравоохранения и т.д.
по характеру участия в производственном процессе основные средства делятся на:
- активные – основные средства, которые непосредственно воздействуют на предмет труда и влияют на выпуск продукции;
- пассивные – основные средства, которые обеспечивают условия для нормального протекания процесса производства.
Другие виды классификаций основных средств имеют в своей основе следующие признаки группирования:
по отраслевой принадлежности различают основные средства:
- промышленности;
- сельского хозяйства;
- торговли;
- связи;
- транспорта;
- строительства и т.д.
по формам собственности основные средства можно объединить в группы:
- государственные;
- частные;
- коллективные;
- иностранные и т.д.
по вещественному признаку выделяют основные средства:
- инвентарные – объекты, которые имеют вещественную форму и поддаются проверке (обмеру, подсчету): здания, сооружения, машины, оборудование и т.д.;
- неинвентарные – объекты формируются из затрат и при этом не имеют вещественного содержания (например, капитальные вложения в арендованные основные средства).
по продолжительности эксплуатации или возрастному составу (не путать со сроком полезного использования) основные средства относят в группы:
- до 5 лет;
- от 5 до 10 лет;
- от 10 до 15 лет;
- от 15 до 20 лет;
- свыше 20 лет.
по регионам. Если организация имеет свои подразделения в регионах страны (и за ее пределами), то основные средства могут подразделяться по соответствующим регионам (и странам).
по физическому износу имущественные объекты распределяют по группам, каждой из которых организацией установлен процент (%) физического износа. Например, до 15%, 16 – 40%, 41 – 60%, 61 – 80%, 81 – 100%.
по моральному износу: методика группировки, аналогичная группировке по физическому износу.
по техническому уровню основные средства могут делиться на:
- отсталые объекты;
- рядовые объекты;
- передовые объекты и др.
по времени использования. Вариантов классификации может быть несколько в зависимости от конкретных нужд управления организации. Для примера, из общего числа объектов можно выделить те, которые используются в 1 смену, в 2 смены, в 3 смены. Или распределить основные средства на используемые в течение года: до 150 ч в год, 151 – 300 ч в год, 301 – 450 ч в год и т.д.
ИсточникВвод в эксплуатацию (основных средств, нематериальных активов)
— дата готовности к фактическому использованию основных средств, нематериальных активов.
Комментарий
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) использует понятие «ввод в эксплуатацию» (в главе 25 «Налог на прибыль организаций»), но не дает ему определения.
Так, по амортизируемому имуществу срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта (п. 1 ст. 258 НК РФ ).
Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ ).
Аналитический учет должен содержать информацию о дате передачи имущества в эксплуатацию (ст. 323 НК РФ ).
Расходы на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты и т.д., включаются в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода в эксплуатацию (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ ).
Исходя из буквального смысла выражения «ввод в эксплуатацию» и сложившегося понимания, под вводом в эксплуатацию следует понимать дату, на которую объект полностью готов к использованию по своему назначению.
Пример
Организация приобрела компьютер 15 января и разместила его в упакованном виде на складе.
10 февраля компьютер был установлен на рабочий стол сотруднику, на него было установлено программное обеспечение – компьютер был полностью готов к работе.
Дата ввода в эксплуатацию – 10 февраля.
Оформление ввода в эксплуатацию
Приобретение основных средств может оформляться унифицированными формами первичной учетной документации:
✔ ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)»
✔ ОС-1а «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)»
✔ ОС-1б «Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)».
Эти формы утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» . В них предусмотрена графа – дата ввода в эксплуатацию. С 1 января 2013 года применение унифицированных форм не является обязательным, но многие налогоплательщики ими пользуются.
Объекты основных средств, которые принимаются к учету в результате капитального строительства, оформляются документами:
✔ Акт приемки законченного строительством объекта (форма № КС-11);
✔ Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма № КС-14).
О значении термина «ввод в эксплуатацию»
Статья 11 НК РФ указывает, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства (если иное не предусмотрено НК РФ ).
Иными словами, если НК РФ не устанавливает свое определение термину, то нужно брать значение этого термина из соответствующих отраслей права.
Термин «ввод в эксплуатацию» раньше применялся в бухгалтерском учете и «родом» из этой отрасли законодательства (см. в Историческая справка). Но сейчас вместо него в бухгалтерском учете, применяется близкий по смыслу термин «принятие к бухгалтерскому учету» или «признание (актива, объекта) в бухгалтерском учете». С датой принятия к учету основного средства или нематериального актива связывается начало амортизации объекта.
Так, начисление амортизации объекта основных средств «начинается с даты его признания в бухгалтерском учете. По решению организации допускается начинать начисление амортизации с первого числа месяца, следующего за месяцем признания объекта основных средств в бухгалтерском учете» (пп. «а» п. 33 Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства» ).
Следует отметить, что критерий определения даты принятия к бухгалтерскому учету объекту хорошо сформулирован в МСФО.
Так, для основных средств указывается — амортизация актива начинается тогда, когда он становится доступен для использования, т.е., когда его местоположение и состояние позволяют осуществлять его эксплуатацию в соответствии с намерениями руководства (п. 55 Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 16 «Основные средства» ).
Для нематериальных активов установлено такое же правило — амортизация должна начинаться с того момента, когда этот актив становится доступным для использования, т.е. когда его местоположение и состояние обеспечивают возможность его использования в соответствии с намерениями руководства (п. 97 Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 38 «Нематериальные активы» ).
По нашему мнению, указанные в стандартах МСФО критерии даты начала амортизации в целом подходят и для определения даты ввода в эксплуатацию для налогового учета.
Пример
Организация приобрела станок.
Станок размещен на складе — пока оснований к принятию его к учету в качестве объекта основных средств нет.
Станок со склада передан в цех для его подключения и наладки — пока оснований к принятию его к учету в качестве объекта основных средств нет.
Станок подключен и готов к использованию — на эту дату станок принимается к учету в качестве объекта основных средств.
Ввод в эксплуатацию в строительстве
В строительстве термин «ввод объекта в эксплуатацию» определен. Так, статья 55 Градостроительного кодекса России определяет «Выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию»:
«Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации».
Далее, в этой статье указываются требуемые документы, которые должен представить застройщик для получения разрешения на ввод в эксплуатацию.
Спорные вопросы
Отсутствия определение в законодательстве термина «ввод в эксплуатацию» приводит к возникновению спорных ситуаций.
Так, спорным является вопрос о том, можно ли начислять амортизацию по транспортным средствам до их государственной регистрации в органах ГИБДД или Гостехнадзора?
Так, с одной стороны «ввод в эксплуатацию», как мы установили – это дата готовности объекта к работе и она не зависит от регистрации. С другой стороны, если транспортное средство запрещено эксплуатировать без государственной регистрации, то до такой регистрации оно не может быть использовано по назначению (введено в эксплуатацию).
Есть судебные решения в пользу налогоплательщика, когда суды говорят, что отсутствие государственной регистрации транспортного средства не запрещает ввести в эксплуатацию объект и начислять амортизацию (например, Постановления ФАС Московского округа от 07.09.2010 N КА-А40/10331-10, ФАС Западно-Сибирского округа от 04.10.2010 N А27-975/2010).
Однако встречаются и противоположные решения (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.06.2010 N А27-19317/2009).
Интересно, что в дореволюционной России термин «Эксплуатация» также широко применялся, но не был определен в законодательстве, что влекло возникновение трудностей на практике. Так, знаменитый юрист Кони Анатолий Федорович описывает, как он устанавливал в правоприменительной практике значение термина «эксплуатация» железной дороги или пароходного общества («СУД — НАУКА — ИСКУССТВО, Собрание сочинений в восьми томах». Том 1 «Из записок судебного деятеля» (Издательство «Юридическая литература», Москва, 1966 г.), IV):
«По этим делам возникал весьма важный вопрос о том, как толковать слово «эксплуатация» железной дороги или пароходного общества. Это иностранное слово чуждо русскому языку и имеет несколько значений, причем главное из них, состоящее в понятии извлечения выгод, в разговорном языке одинаково применяется к разработке или пусканию в ход какого-либо изобретения, к пользованию своим имуществом, к корыстному или психическому насилию над чувствами близких и любящих и, наконец, к преступному вымогательству путем угроз разоблачениями, именуемому шантажом. Практика кассационного суда была и остается, по-видимому, до сих пор крайне неустойчивой: в ней эксплуатация железных дорог и пароходных предприятий то толкуется как деятельность, направленная к извлечению дохода из всего предприятия, т. е. и из принадлежащих железной дороге заводов, мастерских и других имуществ, то как деятельность, направленная к перевозке пассажиров, багажа, почты и грузов, то как деятельность, состоящая не в извлечении выгод, а в тесной связи с перевозкой, то как осуществление хозяйственной стороны предприятия и т. д. Поэтому к эксплуатации железной дороги то относились заводы и мастерские, то исключались из нее здания и помещения для рабочих, служащих на дороге и железнодорожные больницы, а также каменоломни, хотя бы камень из них добывался для нужд дороги. Очевидно, что при этой путанице понятий представлялось необходимым установить определенную точку зрения на значение слова эксплуатация, тем более, что от этого зависело признание в каждом деле, на ком должна лежать тяжесть доказывания. Мы остановились на том соображении, что извлечение выгод из заводов, мастерских и всех подобного рода учреждений совершенно одинаково по своим свойствам и условиям для всякого владельца этих учреждений и что не представляется никаких разумных оснований к тому, чтобы хозяин паровозного завода или мастерской для железнодорожных принадлежностей вообще отвечал и защищался иначе, чем железная дорога, имеющая такую мастерскую или такой завод, и чтобы рабочий, потерпевший увечья от упавшей тяжести на частном заводе, обязан был доказывать, что это произошло по вине заведующих заводом, а на заводе, принадлежащем железной дороге, иногда отстоящем на несколько верст от рельсового пути, этой обязанности на нем не лежало. Справедливость и последовательность требуют, чтобы в обоих случаях применялась одинаковая обязанность доказывать, возлагаемая или на истца, или на ответчика. Нам казалось несомненным, что исключительно выгодное положение, в которое поставлен потерпевший увечье или родные лишившегося жизни, вызваны той особой опасностью, которая обусловливается движением по рельсам и действиями, сопровождающими нагрузку, выгрузку, сцепку, смазку и т. п., а также входом в вагоны и выходом из них при быстроте и срочности движений и т. д. и что поэтому под эксплуатацией надо понимать исключительно пользование рельсовым путем и тесно связанными с движением по нему местами остановок, хранения кладей и переездов. В этом смысле у нас состоялся целый ряд решений, не встретивших отмены со стороны Сената, одно время признававшего наше толкование правильным.»
Историческая справка
Термин применяется со времен СССР. Так, он встречается в п. 71 «Положения по бухгалтерскому учету основных средств (фондов) государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций» (утв. письмом Минфина СССР от 07.05.1976 N 30):
«По незаконченным или неоформленным актами приемки объектам капитального строительства или их частям, но находящимся в эксплуатации у тех организаций, которым они будут переданы в основные средства (фонды), амортизация начисляется в общем порядке — с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию, без соответствующего отражения в учете суммы износа по этим основным средствам (фондам).»
Термин применялся в первых редакция Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утв. Приказ Минфина РФ от 20.03.1992 N 10. Например, в п. 37:
«Объекты капитального строительства, находящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию не включаются в состав основных средств. В бухгалтерском учете и отчетности затраты по этим объектам отражаются как незавершенные капитальные вложения.»
Термин введен в налоговый кодекс России с 1 января 2002 года в связи с принятием главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ (ст. 13).
Источник