Объектом технического регулирования в строительстве являются

Техническое регулирование строительной деятельности

Тип документа:
Дата начала действия: None
Опубликован:

    Кодекс РФ Федеральный закон Федеральный закон Международное соглашение Распоряжение Правительства РФ Комментарий, разъяснение, статья

Материал актуален на 08.09.2014

Техническое регулирование строительной деятельности

Техническое регулирование в Российской Федерации

С 1 июля 2003 года вступил в силу Федеральный закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании». Целью принятия данного закона было снятие избыточных административных барьеров за счет разграничения ответственности по безопасности и качеству продукции между государством и бизнес сообществом, создание условий для вступление в ВТО.

ФЗ N 184-ФЗ «О техническом регулировании» введены принципиальные новые документы — технические регламенты, которые должны содержать минимальные необходимые требования безопасности.

Внимание!

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ


Технический регламент о безопасности зданий и сооружений вступил в силу с 1 июля 2010 года . При этом к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до 1 июля 2010 года, а также строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до указанной даты, требования регламента не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания.

Федеральный закон от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к зданиям и сооружениям в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, и обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.

Объектом технического регулирования являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

Технический регламент устанавливает восемь видов минимально необходимых требований к безопасности строительной продукции, к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) ч.6 ст.3 Закона.

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» национальные стандарты и своды правил, включенные в упомянутый «обязательный перечень», являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.

Технологии информационного моделирования в системе технического регулирования в строительстве

В письме Минрегиона от 15.08.2011 N 18529-08/ИП-05 «О разъяснении статуса сводов правил», даны разъяснения, что в целях переходного периода актуализированные своды правил не отменяют действия предыдущих сводов правил.

Нарушение требований Технического регламента при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте влечет административную ответственность предусмотренную ч.1 ст.9.4 КоАП РФ.

См. также презентацию «О развитии системы технического регулирования в строительстве», которая была подготовлена руководителем Технического Комитета N 465 Бариновой Л.С. и представлена на I Международном Форуме «Комплексное освоение подземного пространства мегаполисов — как одно из важнейших направлений государственного управления развитием территорий» в рамках заседания секции «Правовое поле. Инвестиции. Техническое регулирование».

Читайте также:  Правила ввода в эксплуатацию объектов строительства

Техническое регулирование в рамках Таможенного Союза

18 ноября 2010 года было заключено Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 18.11.2010 «О единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации». Это Соглашение положило начало формированию новой структуры технического регулирования, которая ориентировочно к 2015 году заменит собой структуру технического регулирования, которая за 10 лет сформировалась под влиянием Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании», принятых впоследствии технических регламентов, документов в их развитие и правоприменительной практики.

Базовый консолидированный технический регламент Таможенного союза «О безопасности зданий, сооружений, строительных материалов и изделий» пока не принят. Он существует только в виде проекта Технического регламента «О безопасности зданий, сооружений, строительных материалов и изделий».

Проект технического регламента разработан в соответствии с Графиком разработки первоочередных технических регламентов Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 08.12.2010 N 492 (пункт 42), ответственная сторона за разработку технического регламента — Российская Федерация, а также включен в План разработки технических регламентов Таможенного союза на 2012-2013 годы, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2012 N 103 (пункт 7), ответственная сторона за разработку технического регламента — Российская Федерация.

Проект ТР ТС был подготовлен на основе второй редакции проекта ТР ЕврАзЭС, подготовленной ФАУ ФЦС (на базе ФАУ «ФЦС» организован секретариат Межгосударственной научно-технической комиссии по стандартизации, техническому нормированию и оценке соответствия в строительстве — МНТКС) и прошедшей публичное обсуждение в 2011 году.

В проекте технического регламента и в подготовленном проекте Перечня документов, применением которых обеспечивается соблюдение требований регламента, предусмотрена возможность применения на альтернативной основе для соблюдения требований регламента:

  • межгосударственных строительных норм (далее — МСН) и в комплексе с ними — межгосударственных сводов правил по проектированию и строительству (далее — МСП), а также межгосударственных стандартов, принятых в рамках системы нормативных документов в строительстве государств-участников СНГ;
  • национальных документов государств-членов Таможенного союза, идентичных или модифицированных по отношению к международным и (или) европейским стандартам; зарубежных нормативных документов, принятых в государствах-членах Таможенного союза для прямого применения.

Предусматривается, что МСН будут носить обязательный характер и будут устанавливать требования к зданиям и сооружениям в форме конкретных задач по обеспечению безопасности в развитие общих требований регламента. Способы решения этих задач (проектные решения, методы расчета, материалы, технологии и т.д.) предусматривается устанавливать в МСП, применяемых на добровольной основе.

Национальные нормативные документы, могут включаться в перечни и применяться в государствах-членах Таможенного союза также в случаях отсутствия соответствующих МСН и МСП, если они обеспечивают достижение целей технических регламентов Таможенного союза, не противоречат требованиям этих регламентов и не нарушают их.

В дальнейшем проект ТР ТС изменялся неоднократно. Существуют редакции от 06.04.2012, от 21.03.2013, от 01.07.2013 и от 13.11.2013.

Самой острой проблемой, вызывающей несогласованность позиций между сторонами, является отсутствие четкой процедуры обмена мнениями. Прописанная в административных документах схема согласования на практике не работает.

В результате, по редакции проекта ТР ТС от 01.07.2013 Межотраслевым советом по техническому регулированию и стандартизации в строительной отрасли было принято решение, в котором, в частности, отмечено, что принятие ТР ТС в «закрытом» непрозрачном режиме без учета мнения профессионального строительного экспертного сообщества противоречит требованиям Соглашения по техническим барьерам в торговле ВТО и Положения о порядке разработки, принятия, внесения изменений и отмены ТР ТС и создаст существенные трудности на этапе его реализации и практического применения.

Читайте также:  Как получить разрешение на строительство военных объектов

После этого проект ТР ТС был направлен для дополнительного рассмотрения в Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП).

Однако, работа над проектом не закончена.

Минрегион России в письме от 02.07.2013 N 11557-СН/10 согласился с Минэкономразвития России в том, что в настоящее время разработка Перечня документов, применение которых обеспечивает соблюдение требований регламента, необоснованна. В этом письме Минрегион просил Минэкономразвития согласовать новый проект ТР ТС и представить в Евразийскую экономическую комиссию для утверждения его в установленном порядке. Проект ТР ТС все еще не согласован. Основная причина — разные точки зрения Минрегиона и Минэкономразвития на то, кем должны утверждаться МСН — Таможенным союзом или МНТКС.

Источник

Объектом технического регулирования в строительстве являются

Статья 3. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

2. Настоящий Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.

3. Настоящий Федеральный закон не распространяется на безопасность технологических процессов, соответствующих функциональному назначению зданий и сооружений. Учету подлежат лишь возможные опасные воздействия этих процессов на состояние здания, сооружения или их частей.

4. В отношении объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, объектов производства, переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объектов по хранению и уничтожению химического оружия и средств взрывания, иных объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, а также в отношении связанных с указанными объектами процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) наряду с соблюдением требований настоящего Федерального закона должны соблюдаться требования, установленные государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, и (или) государственными контрактами (договорами).

5. Дополнительные требования безопасности к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) могут устанавливаться иными техническими регламентами. При этом указанные требования не могут противоречить требованиям настоящего Федерального закона.

6. Настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования:

1) механической безопасности;

2) пожарной безопасности;

3) безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях;

4) безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях;

5) безопасности для пользователей зданиями и сооружениями;

6) доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

7) энергетической эффективности зданий и сооружений;

8) безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.

Читайте также:  Разрешение на строительство объекта в нижегородской области
Источник

Техническое регулирование в строительстве

Техническое регулирование в строительстве – совокупность технических регламентов и требований к качеству строительных работ и используемых материалов, целью которых является обеспечение безопасности строительства зданий и сооружений.

Нормативно-правовая база технического регулирования

  • Федеральный закон №184-ФЗ «О техническом регулировании»
  • Федеральный закон №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
  • Федеральный закон №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Федеральный закон №184-ФЗ определяет основы единой политики в областях технического регулирования, стандартизации и сертификации. В соответствии с ним разрабатываются технические регламенты, которые представляют собой обязательные правила в различных отраслях. Дополнительно для строительной отрасли в 2009 г. был принят Федеральный закон №384-ФЗ. Он устанавливает обязательные требования к безопасности зданий и сооружений и инженерно-технических сетей и охватывает весь цикл строительства – от изысканий и проектирования до сдачи в эксплуатацию и сноса.

Закон включает требования:

  • Механической безопасности;
  • Пожарной безопасности;
  • Требования безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях;
  • Требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях;
  • Требования безопасности для пользователей зданиями и сооружениями;
  • Требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
  • Требования энергетической эффективности зданий и сооружений;
  • Требования безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.

Автоматизация ключевых процессов строительных компаний

Комплексное решение БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО

  • Учет и отчетность по объектам строительства;
  • Оперативная и достоверная отчетность по всем объектам;
  • Модуль управления строительными проектами и контроля хода выполнения;
  • Полный цикл планирования, учета и контроля стройматериалов.

Перечень документов, обязательных к применению

В рамках технического регулирования государство создало перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Постановление №815 от 28.05.2021). Нормативные документы (их части), на которые имеются ссылки в национальных стандартах и сводах правил, применяются на обязательной основе в случае, если они включены в данный перечень.

  • ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований»
  • ГОСТ 31385-2016 «Резервуары вертикальные цилиндрические стальные для нефти и нефтепродуктов. Общие технические условия»
  • ГОСТ 18105-2018 «Бетоны. Правила контроля и оценки прочности»
  • ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения»

Перечень также включает своды правил (СП), в т.ч. СП 16.13330.2017 « Стальные конструкции», СП 22.13330.2016 «Основания зданий и сооружений».

Перечень документов, применяемых на добровольной основе

В остальных случаях применяется принцип добровольности (добровольного соблюдения стандартов и правил). Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований №384-ФЗ (Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии №365).

В перечень документов, применяемых на добровольной основе, входят более 150 ГОСТов, в т.ч.:

  • стандарты на оформление проектной документации (СПДС),
  • стандарты на методы измерений показателей зданий и сооружений,
  • а также различные своды правил (СП).

Технический регламент устанавливает требования по безопасности зданий и сооружений. На государственном уровне устанавливаются требования по безопасности, но не регламентируются способы и методы по достижению определенного уровня качества продукции.

Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку

Источник
Рейтинг
Загрузка ...