Закупки основных средств: каким законом руководствоваться?
Государственное автономное учреждение является исполнителем Федерального закона от 18.07.2011 № 223 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223 ФЗ) и должно руководствоваться им при всех закупках, кроме закупок за счет субсидий на капитальные вложения. В последнем случае мы обязаны применять Федеральный закон от 05.04.2013 № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44 ФЗ). Однако финансовый орган субъекта РФ считает, что капитальные вложения – это вложения в любые основные средства, поэтому в рамках Закона № 44 ФЗ должны приобретаться все основные средства (в том числе закупаемые за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания). Просим разъяснить ситуацию.
Законодательные нормы контрактной системы для АУ.
Как уже указано в вопросе и следует из норм ч. 4 ст. 15 Закона № 44‑ФЗ, автономные учреждения применяют положения законодательства о контрактной системе при выделении им из бюджета соответствующего уровня средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности. Данная норма распространяется на планирование, а также осуществление (определение подрядчика и заключение с ним гражданско-правового договора) закупки, проводимой за счет субсидии на капвложения.
Руководствоваться законодательством о контрактной системе АУ обязано и при передаче ему органом власти полномочий государственного (муниципального) заказчика (ч. 6 ст. 15 Закона № 44‑ФЗ) – эти полномочия передаются в целях осуществления учреждением бюджетных инвестиций (ч. 4 ст. 79 БК РФ).
Другие случаи распространения законодательства о контрактной системе на автономные учреждения не предусмотрены.
Отметим, что в ст. 15 Закона № 44‑ФЗ и ст. 78.2, 79 БК РФ говорится не о капитальных вложениях в целом, а о конкретном их виде – капвложениях в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности. Определение таких объектов дано в п. 10 ч. 1 ГрК РФ: к ним относятся здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. В то же время понятие «капитальные вложения» уточняется в положениях ст. 78.2, 79 БК РФ: эти вложения ведут к последующему увеличению стоимости основных средств и помимо строительства объекта могут направляться в его реконструкцию (в том числе с элементами реставрации) и техническое перевооружение.
Таким образом, автономное учреждение должно применять нормы Закона № 44‑ФЗ лишь при покупке, строительстве или качественном улучшении недвижимого имущества, а финансирование на это оно может получить только в виде субсидии на капвложения или бюджетных инвестиций. Однако федеральное законодательство не содержит указаний на то, чтобы АУ руководствовалось Законом № 44‑ФЗ при закупке иных основных средств (движимого имущества). Для этого существуют формы субсидии на иные цели и субсидии на выполнение государственного задания.
Проблема разграничения сфер действия законов № 223‑ФЗ и 44‑ФЗ
Вместе с тем на практике проблема разграничения сфер действия законов № 223‑ФЗ и 44‑ФЗ решается не так однозначно, как предписывается федеральным законодательством. В этом вопросе субъекты РФ идут разными путями.
Первый из них – расширение понятия «капвложения в объекты государственной собственности». Например, Правительство Москвы в Постановлении от 28.01.2014 № 28-ПП [1] установило, что капвложения осуществляются (в том числе подведомственными автономными учреждениями) в следующих целях:
- возведение объектов капитального строительства, включая создание и (или) приобретение основных средств, входящих в сметную стоимость указанного объекта (в том числе приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря);
- реконструкция, в том числе с элементами реставрации, объектов капстроительства, находящихся в собственности субъекта РФ, включая создание и (или) приобретение основных средств, входящих в сметную стоимость объекта (в том числе приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря);
- приобретение объектов недвижимого имущества.
Как видим, в данном случае субсидии на капвложения (бюджетные инвестиции), расходуемые в соответствии с Законом 44‑ФЗ, могут направляться не только на возведение здания, но и на обеспечение его техникой и иным необходимым для функционирования здания оборудованием. Однако здесь приобретение основных средств не выходит за рамки субсидии на капвложения.
Второй путь, который избрали некоторые регионы, – распространение на автономные учреждения законодательства о контрактной системе помимо осуществления ими капвложений. Напомним, что в прошлом, до вступления в силу Закона № 223‑ФЗ, такая практика уже существовала. В частности, подобным образом поступили Республика Татарстан [2] и Пермский край [3] , посчитав, что подведомственные АУ должны расходовать бюджетные средства в соответствии с действовавшим на тот момент Законом № 94‑ФЗ [4].
Сегодня тоже существуют случаи распространения законодательства о контрактной системе на текущую закупочную деятельность АУ. Так, согласно Постановлению Кабинета министров Республики Татарстан от 06.12.2012 № 1060 [5] автономные учреждения передают полномочия на закупку отдельных видов товаров республиканскому управлению государственных закупок, а оно, в свою очередь, осуществляет централизованное размещение заказов в соответствии с Законом № 94‑ФЗ (в настоящее время – Законом № 44‑ФЗ). В перечень товаров входят в том числе некоторые основные средства: компьютеры, оргтехника, транспортные средства, мебель и бытовая техника. А обязанности АУ заключаются в своевременном формировании электронных заявок на закупки, предоставлении информации для обоснования начальной (максимальной) цены и подписании гражданско-правовых договоров, заключенных по результатам закупки.
Данный нормативный акт указывает, что закупки производятся для нужд АУ, но не определяет, за счет каких источников это делается. Следовательно, можно предположить, что перечисленные в постановлении основные средства должны приобретаться по установленным правилам во всех случаях – как за счет субсидий на иные цели и выполнение государственного задания, так и за счет доходов от внебюджетной деятельности.
Из сказанного можно сделать следующий вывод. Автономному учреждению, у которого возникли разногласия с финансовым органом по поводу сфер применения законов № 223‑ФЗ и 44‑ФЗ, прежде всего следует ориентироваться на нормативные акты, изданные в его регионе. Если такие документы существуют и в них предписывается руководствоваться в тех или иных случаях законодательством о контрактной системе, АУ необходимо исполнять данные нормы. Если соответствующих нормативных актов нет, учреждение может попытаться убедить вышестоящий орган в своей правоте.
[1] «Об утверждении Порядка осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности города Москвы и внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 8 декабря 2011 г. № 587-ПП».
[2] Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 17.03.2008 № 161 «О комплексе мер, направленных на оказание содействия финансово-хозяйственной деятельности автономных учреждений Республики Татарстан» (утратило силу).
[3] Постановление Правительства Пермского края от 20.08.2008 № 349-п (в ред. от 18.01.2010) «Об утверждении Положения об осуществлении исполнительными органами государственной власти Пермского края функций и полномочий учредителя краевого государственного автономного учреждения».
[4] Федеральный закон от 21.07.2005 № 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
[5] «Об организации централизованного размещения заказов на поставку отдельных видов товаров для нужд автономных учреждений Республики Татарстан».
Г. Г. Зайцева
/ главный редактор журнала
«Руководитель автономного учреждения» /
Как оформить участок в собственность
После приобретения земли необходимо получить право собственности на земельный участок, чтобы официально подтвердить статус его владельца. Если этого не сделать, то любые дальнейшие действия с участком, такие как его продажа, передача по наследству и т.д. будут невозможны.
Процедура регистрации не сложна, если в ней разобраться. Поэтому давайте рассмотрим, с чего начинать оформление земельного участка в собственность.
Способы получения участка в собственность:
Регистрация права собственности необходима вне зависимости от того, каким образом у вас оказался участок. Это может быть:
- Выкуп муниципального участка;
- Бесплатное оформление на льготных основаниях;
- Получение участка по наследству;
- Заключение сделки купли-продажи;
- Участие в торгах;
- Получение участка через суд.
Пошаговая инструкция по оформлению права собственности на участок
Шаг 1. Межевание участка (если оно не проведено)
Если у участка нет установленных пределов, т.е. отсутствует по каким-либо причинам межевой план, то для начала нужно будет провести процедуру межевания. Межевание также понадобится, если облик земли был изменен и теперь не соответствует плану.
Проверить, проведено ли межевание можно в выписке из ЕГРН. Там будет указано, что «Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства» (в графе «особые отметки»). Если межевание проведено, то в выписке будет план участка.
Для проведения межевания понадобится кадастровый инженер (без лицензии на проведение геодезической и картографической деятельности провести межевание нельзя). Можно обратиться в любую компанию по землеустроительным работам, либо, если это не срочно, заказать межевание бесплатно (но придется ждать очередь до нескольких месяцев).
Шаг 2. Оплата госпошлины
За оформление земельного участка в собственность нужно заплатить пошлину.
Платить госпошлину нужно в обязательном порядке. Ее размер зависит от статуса обращающегося (физическое или юридическое лицо) и от категории земли:
- 350 руб. за оформление в собственность земельного участка ИЖС, дачного, садового, огородного хозяйства, земель сельскохозяйственного значения;
- 2 тыс. руб. за участок иного назначения.
Оплатить госпошлину можно в почтовом отделении, банке, МФЦ или на сайте ФНС.
Шаг 3. Постановка на кадастровый учет
После межевания участок необходимо поставить на кадастровый учет. Для этого нужно обратиться в кадастровую палату (также можно подать документы через Госуслуги или МФЦ).
Какие понадобятся документы:
- Паспорт;
- Доверенность (если вместо заявителя обращается его представитель);
- Межевой план участка;
- Правоустанавливающий документ на земельный участок;
- Заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельные участки.
Также потребуется оплатить госпошлину (во многих регионах есть возможность оплатить госпошлину прямо в МФЦ). Если этого не сделать в течение 5 дней, то орган регистрации прав вернет заявление и прилагаемые документы без рассмотрения
В расписке после подачи документов будет указана примерная дата получения решения. Рассмотрение может длиться до 10 дней (через МФЦ до 12 дней).
Шаг 4. Сбор документов
Межевание участка и его постановка на кадастровый учет — это скорее подготовительные этапы перед регистрацией права собственности, которые необходимы, если межевание и кадастровый паспорт отсутствуют.
Рассмотрим, какие нужны документы для оформления земельного участка в собственность:
- Заявление на получение права собственности (в Росреестре);
- Кадастровый паспорт объекта;
- Оригинал и копия паспорта собственника;
- Квитанция оплаченной госпошлины;
- Документ, который может подтвердить право владения землей.
Какие документы могут подтвердить право владения участком:
- Договор купли-продажи;
- Свидетельство о вступлении в наследство;
- Акт о приватизации;
- Дарственная;
- и т.д.
Точный список документов для регистрации права на участок зависит от вида сделки.
Шаг 5. Регистрация собственности
Регистрацию права собственности на земельный участок можно совершить через Росреестр или МФЦ. Подайте собранные документы с оплаченной госпошлиной в выбранную инстанцию. Принявший документы специалист выдаст вам расписку, где указана примерная дата, когда можно получить выписку из ЕГРН.
Шаг 6. Получение выписки из ЕГРН
В этом документе будет указано, что вы имеете статус владельца участка. Поздравляем, теперь вы являетесь собственником участка!
Как оформить арендованный участок в собственность
Согласно ФЗ-178 «О государственной социальной помощи» гражданин имеет право на оформление арендованного земельного участка в собственность, т.е. приватизировать землю, которая изначально была арендована (бессрочно или срочно).
Оформить участок можно бесплатно при условии если:
- Вы построили дачный дом, баню, гараж или хозпостройку и стали владельцем объекта;
- Вы построили и стали владельцем частного дома;
- Вы член caдoвoдчecкoгo кooпepaтивa.
Вы можете получить земельный участок бесплатно, если имеете отношение к следующим категориям граждан:
- Инвалиды;
- Ветераны BOB;
- Дети-сироты;
- Многодетные семьи;
- Военные, которые отслужили более 10 лет;
- Сотрудники ОВД, стаж работы которых более 15 лет;
- Молодые работники сельского хозяйства;
- и прочие категории льготников.
Также получить землю бесплатно можно, если право собственности на дом зарегистрировано до 30.10.2001.
Для оформления в собственность участка в аренде необходимо подать заявление с выпиской из кадастрового плана в местный муниципальный орган, в ведении которого находится земля. B зависимости от обстоятельств администрация может принять следующие решения:
- Передать право собственности на землю бесплатно, выдав при этом разрешение установленной формы;
- Предложить выкупить землю и предоставить на рассмотрение договор купли-продажи, и уже после выкупа произвести регистрацию участка;
- Отклонить ходатайство, в случае если вы не обладаете правами собственника (в соответствии со статьей 28 земельного кодекса), или участок использовался не по целевому назначению.
В целом дальнейшая процедура регистрации арендованного участка в собственность не отличается от обычной. К необходимым документам лишь добавится разрешение муниципалитета (или договор купли-продажи).
Оформление участка в долевую собственность
Рассмотрим пошагово, как оформить долю земельного участка в собственность.
Шаг 1. Повторное межевание
Для того, чтобы оформить часть земельного участка в собственность для начала нужно заново провести межевание, чтобы разделить надел на части. У всех полученных в итоге межевания участков обязательно должен быть подъезд, у участков ИЖС и промышленных построек — необходимые инженерные коммуникации.
Шаг 2. Соглашение о разделе участка
Далее необходимо оформить соглашение о разделе земельного участка, которое должны подписать все собственники новых участков. В соглашении нужно указать:
- Кадастровый номер и информацию обо всех собственниках;
- Размер долей и площадь новых участков, их соответствие долям в исходном участке;
- Распределение расходов на долевую собственность.
Если один из собственников отказывается от раздела участка, то спор можно решить в судебном порядке.
Шаг 3. Заявление о получении адресов
Нужно взять заявление о получении адресов для выделенных земельных участков (обратитесь в землеустройство местной администрации). В заявлении указываются наименование участков, их количество и основания присвоения. Обратиться также можно и в Росреестр, МФЦ, портал госуслуг. Решение о присвоении нового адреса или отказе будет готово в течение 18 дней.
Шаг 4. Сбор документов и регистрация
Оформление доли земельного участка в собственность включает в себя все те же стандартные этапы, только к необходимым документам добавляется соглашение между дольщиками.
При процедуре раздела земельного участка в Росреестре будут выполнены одновременно операции по:
- Внесению участка в государственный кадастр недвижимости (ГКН);
- Регистрации права собственности;
- Снятию старого участка с ГКН;
- Прекращению права собственности.
Как оформить землю под домом в собственность
Как оформить земельный участок под домом в собственность — очень популярный вопрос. На самом деле процедура не отличается от регистрации права на арендованный участок. Помните, что если вы зарегистрировали право собственности на дом до 30.10.2001, то участок можно получить бесплатно, выкупать его не придется. Нужно только найти правоустанавливающий документ и оформить право собственности на землю.
Упрощенное оформление земельного участка в собственность
Для оформления дачного, садового участка существует упрощенный порядок регистрации права собственности, который еще называют «дачной амнистией».
Он заключается в том, что каждый гражданин может приватизировать дачный участок, а также оформить объекты капитального строительства как жилое помещение, что дает возможность прописаться на дачном участке. Таким образом можно оформить:
- Земельные участки для садоводства, огородничества, подсобного и дачного хозяйств, строительства гаража или жилого дома (тогда по упрощенному порядку регистрации подлежат только те дома, строительство которых началось до 1.03.2019 г.).
- Сами постройки на этих участках — дачные дома, бани и другое.
Упрощенный порядок действовал до конца 2020 года, но недавно его продлили до 1 марта 2026 года.
Оформление участка в собственность по наследству
Что нужно для оформления земельного участка по наследству:
Шаг 1. Обратиться к нотариусу, чтобы открыть наследственное дело
Шаг 2. Получить свидетельство о праве на наследство
Для этого понадобятся документы:
- Паспорт умершего собственника;
- Свидетельство о смерти;
- Последнее место прописки;
- Документы, подтверждающие родство с наследодателем;
- Завещание (при наличии);
- Квитанция об уплате госпошлины (0,3-0,6 % от цены участка).
Шаг 3. Обратиться в Росреестр для регистрации унаследованного участка
Документы необходимые в Росреестре:
- Технический паспорт участка;
- Справка из БТИ об отсутствии строительства на участке;
- Справка о последнем месте регистрации умершего собственника;
- Заключение об инвентаризационной стоимости объекта;
- Выписка из ЕГРН на имя наследодателя;
На что стоит обратить внимание:
- Для регистрации права на участок по наследству есть 6 месяцев. Если по каким-либо причинам вы не успели оформить участок, придется обращаться в суд и доказывать, что у вас были на то причины.
- При наличии нескольких наследников, необходимо будет провести размежевание участка, чтобы разделить его. Если это невозможно, тогда одному из наследников придется выплатить компенсацию остальным в виде денежных средств или отказ от долей в другом наследстве в их пользу.
- Если земля находилась в пожизненном владении, то она не может целиком принадлежать наследникам, такой участок принадлежит государству.
- Если земля является объектом бессрочного пользования, унаследовать ее нельзя (можно только выкупить у государства).
- Если право собственности на участок не было зарегистрировано при жизни наследодателя, то приватизировать имущество на нем можно только в суде.
Стоимость оформления участка в собственность
Если рассуждать, сколько стоит оформление участка в собственность, то можно выделить следующие составляющие стоимости:
- Оплата госпошлины (350 либо 2 тыс. руб. в зависимости от категории земли);
- Проведение топографической съемки (при надобности) — 8-15 тыс. руб.;
- Проведение межевания (при надобности) — 5-10 тыс.руб. (цена зависит от региона).
В итоге стоимость регистрации участка в зависимости от региона и необходимых процедур может быть разной. Также вам может понадобится помощь юристов, чтобы облегчить процесс оформления.
Источник