Выкуп земельного участка из аренды
Выкуп земельного участка из аренды – достаточно часто встречающийся способ перевода земли в собственность. Подобный процесс приобретения земли особенно актуален для собственников зданий и строений, построенных на ней. Ведь владение объектами капитального строительства на арендованной земле – это законодательно закрепленный приоритет на пути к собственности на землю.
В данной статье мы будем говорить о выкупе земельных участков из аренды у государства, поскольку выкуп земли у частного лица в большей степени зависит от договоренности сторон и условий ранее заключенного договора аренды.
Земля под зданием, чья она?
На самом деле на написание статьи с подобной тематикой натолкнул звонок человека, обратившегося за консультацией, который полагал, что ему необходимо (далее терминология соблюдена) отмежевать земельные участки, привязать строения к данным наделам и будет ему счастье в виде права собственности на все это богатство.
После небольшого опроса обращающегося всплыли некие детали: если в двух словах без подробностей, то оказалось, что участки давно уже «отмежеваны», но находятся в собственности муниципалитета, а права на строения зарегистрированы, но сами здания на учете не стоят. В конце разговора консультируемый искренне, вопрошал: «но ведь по закону под здания положена земля, значит после привязки зданий к участкам, земля будет наша?». От такого неожиданного вывода (как оказалось только для меня), я порядком опешила, но потом вспомнила, что несмотря на то, что закон один, даже сотрудники органов государственной власти трактуют, казалось бы, очевидные вещи «кто во что горазд», молчу уже про Росреестр (кто знает, тот поймет).
Отвечая на поставленный вопрос, скажу: «Нет, не будет!». Действительно, по закону, здания, строения, сооружения не могут «висеть в воздухе», земля под ними должна быть оформлена, однако право собственности на объекты капитального строительства (далее – «ОКС») не дает права собственности на землю под ними, это не прямая зависимость. Разберемся со всем по порядку.
Летающие дома Элли и Тотошки
Человек, обратившийся ко мне за консультацией, отчасти был прав в своем ходе мысли. Да, действительно, под ОКСы положена земля, поскольку у нас не Канзас или Изумрудный город и дома не летают. Т.е. на то она и недвижимость, что неразрывно связана с землей. Так законодательно закреплено единство земельных участков и прочно связанных с ними объектов (ЗК РФ). Даже отчуждение здания (купля-продажа, дарение и т.д.) происходит одновременно с отчуждением права на землю под ним, однако данное право может быть разным, а точнее ОКС может быть построен как на земле, принадлежащей вам на праве собственности, так и на земле арендованной, главное чтобы это право было зарегистрированным или возникшим в силу закона.
Выкуп земельного участка из аренды без торгов
Итак, если вы столкнулись с ситуацией, аналогичной той, что описана выше, а именно здание в собственности, а под ним муниципальная земля в аренде, то стать ее собственником можно на вполне себе лояльных условиях и в рамках закона, поскольку процедура выкупа муниципальных и государственных земельных участков из аренды закреплена на законодательном уровне.
Многим известно, что выкупить земельный участок из аренды у государства можно через торги. Однако, аукциона можно и избежать, давайте разбираться каким же образом.
В ст. 39.3 Земельного Кодекса РФ прописаны все случаи, когда продажа государственных и муниципальных земельных участков осуществляется без проведения торгов, коих не мало. Считаем, что выделить стоит только самые актуальные, а именно:
- Продажа членам СНТ и ОНТ земельных участков, образованных из земельного участка, который предоставлен такому некоммерческому товариществу, кроме земельных участков общего назначения;
- Продажа с/х земель их арендаторам по истечении 3 лет. При этом заявление о выкупе такого земельного участка должно быть подано до истечения срока действия договора аренды;
- И наконец, продажа земельных участков собственникам ОКСов, расположенных на таких наделах.
Иными словами, за собственниками ОКСов закреплено исключительное право выкупа земельных участков, на которых эти самые ОКСы расположены.
Условия выкупа земельного участка из аренды
В условиях выкупа земельного участка из аренды, стоит отметить следующий существенный нюанс:
Выкуп земельного участка из аренды, возможен только по истечению 3-летнего периода аренды такого участка и строго до истечения срока действия договора аренды.
Причем за данный временной период к арендатору не должно быть претензий со стороны государственного земельного надзора по части нарушений в использовании такого земельного участка. О государственном земельном надзоре более подробно написано в нашей статье: «Что нужно знать о государственном земельном надзоре каждому землепользователю», однако здесь тезисно отметим, что использовать земельный участок необходимо строго в соответствии с его видом разрешенного использования, который указан в выписке из Единого Государственного Реестра Недвижимости (основной документ на объект недвижимости). Т.е. нельзя строить гостиницу на землях ЛПХ (личное подсобное хозяйство) или организовывать животноводческую ферму на землях ИЖС.
Порядок выкупа земельного участка из аренды
В случае выкупа земельного участка из аренды у государства, вся процедура значительно упрощается. Поскольку в таком случае участок уже имеет кадастровый номер, определен в границах и в виде разрешенного использования, соответственно предварительное согласование его предоставления не требуется.
Как мы уже писали ранее, если на арендованной у государства земле расположены ОКСы, то продажа данных земельных участков собственникам ОКСов осуществляется без публичных торгов.
Соответственно по истечению 3 лет использования земельного участка достаточно обратиться к арендодателю (местная администрация или уполномоченный государственный орган) с соответствующим заявлением и выждать 30 дней, в течении которых арендодатель рассмотрит ваше обращение.
Если решение по заявлению будет положительным, арендодатель направит в ваш адрес договор купли-продажи земельного участка на подписание.
Стоимость выкупа земельного участка из аренды
При заключении договора купли-продажи при выкупе земельного участка у государства после аренды (без проведения торгов), цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость, а в отдельных случаях эта цена может быть еще ниже.
К этим отдельным случаям относится расположение на данных земельных участках ОКСов, находящихся в частной собственности.
В законе (ЗК РФ) четко прописано, что:
порядок определения стоимости выкупа земельного участка устанавливается арендодателем, т.е. муниципалитетом или органом государственной или федеральной власти (в зависимости от того, в чьей собственности изначально находится земля).
Соответственно стоимость выкупа земельного участка из аренды (по кадастровой стоимости или же процент от нее) необходимо уточнять у непосредственного собственника, т.к. в зависимости от региона, муниципалитета, вида разрешенного использования и т.д. она будет принципиально разной.
О выкупе земельного участка у администрации более подробно читайте в нашей статье: «Выкуп участка у администрации по кадастровой стоимости».
Объекты капитального строительства могут находится на
О строительстве объектов капитального строительства на нескольких смежных земельных участках
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40, пунктом 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) собственник земельного участка, иные лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) разрешение на строительство здания выдается застройщику при условии предоставления в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган власти заявления и пакета документов, который включает в себя в том числе градостроительный план земельного участка и схему планировочной организации земельного участка, выполненную в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия.
В силу положений части 6 статьи 30, части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса для определения мест допустимого размещения зданий, сооружений устанавливаются ограничения в виде:
предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, в том числе их площадь,
ограничения в виде минимальных отступов от границ земельных участков, за пределами которых запрещается строительство таких объектов,
максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
Указанная информация подлежит отображению в градостроительном плане земельного участка (часть 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса).
Таким образом, пересечение границ зданий, сооружений (за исключением линейных объектов) и границ земельных участков (т.е. нарушение минимальных отступов от границ земельных участков) и превышение предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства (в том числе несоблюдение максимального процента застройки земельного участка), действующим законодательством не допускается.
В случае если размер земельного участка не соответствует предельным параметрам разрешенного строительства объекта капитального строительства, а также нарушены минимальные отступы от границы земельного участка — строительная деятельность на таком земельном участке запрещается, и в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации возводимый объект признается самовольной постройкой.
Учитывая изложенное, один объект капитального строительства (площадной объект) может быть размещен только на одном земельном участке, а не на нескольких земельных участках, так как при размещении здания, сооружения (за исключением линейных объектов) на нескольких смежных земельных участках нарушаются требования градостроительных и строительных норм и правил.
Вместе с тем установлено, что линейные объекты (линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения) могут располагаться на территории двух и более субъектов Российской Федерации и, таким образом, на нескольких земельных участках (пункт 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса). Однако для указанного вида сооружений Градостроительным кодексом установлен отдельный порядок их строительства, а также подготовки и выдачи для этих целей необходимых документов.
Учитывая изложенное, для осуществления строительства здания, сооружения (за исключением линейных объектов) на смежных земельных участках необходимо заблаговременное проведение работ по объединению таких земельных участков. Порядок образования земельных участков в том числе путем их объединения, а также требования к образуемым или измененным земельным участкам содержатся в статьях 11.2, 11.6, 11.9 Земельного кодекса.
ИсточникОбъекты, не подлежащие экспертизе проектной документации.
При проектировании объектов зачастую у заказчиков или даже ГИПов возникает вопрос: нужно ли сдавать проектную документацию объекта на экспертизу? Для ответа на этот вопрос можно воспользоваться списком объектов, проектная документация которых не требует экспертизы. Давайте разбираться….
Согласно ч.2.ст.49 и ч.3.ст.48 Градостроительного кодекса РФ нижеперечисленные объекты не требуют прохождения экспертизы проектной документации:
1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства); (в соответствии с ч.3.ст.48 для таких объектов не требуется разработка проектной документации, можно по собственной инициативе)
2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких многоквартирных домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами (список объектов смотри ниже);
5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами (список объектов смотри ниже);
6) буровые скважины, предусмотренные подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.
НО, Согласно ч.2.1.ст.49 Градостроительного Кодекса, в случае, если строительство, реконструкцию указанных в части 2 (см.выше) настоящей статьи объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах охранных зон объектов трубопроводного транспорта, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной.
Согласно ч.3.ст.49 и ч.17.ст.51 Гр Кодекса, экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, а также в отношении модифицированной проектной документации. Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.
Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;
4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Однако, согласно ч.3.3.ст.49 Гр Кодекса, застройщик или технический заказчик может направить по собственной инициативе проектную документацию объектов капитального строительства, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу.
Говоря простым языком, экспертиза проектной документации не требуется для частных маленьких жилых домов, построек, гаражей,киосков, а также небольших объектов, не предназначенных для производственной деятельности, а если и предназначенных для производственной деятельности, то для них не требуется установление СЗЗ или СЗЗ должны находится в границах участка под эти объекты. При этом объекты не должны относится к опасным или уникальным и не должны находится в границах охранных зон трубопроводного транспорта.
Источник