Транспортное строительство
отрасль строительства (См. Строительство), осуществляющая сооружение и реконструкцию объектов железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного, трубопроводного Транспорта; включает строительство земляного полотна железных и автомобильных дорог, верхнего строения пути, устройств электрификации, автоматики и телемеханики железный дорог, дорожных и аэродромных покрытий, мостов, тоннелей и метрополитенов, причалов в морских и речных портах, каналов, магистральных нефте- и газопроводов, вокзалов, депо, служебно-технических и других транспортных зданий.
В дореволюционной России Т. с. ограничивалось главным образом прокладкой железных и гужевых дорог, сооружением причалов на внутренних водных путях. Наиболее крупная железнодорожная стройка — Великая Сибирская магистраль, сквозное движение по которой между Москвой и Владивостоком открыто в 1905.
В СССР Т. с. осуществляется в соответствии с перспективными планами развития единой транспортной системы страны. Первая программа Т. с. на 2 года была определена постановлением СНК от 27 марта 1919. В условиях Гражданской войны и военной интервенции 1918—20 построено 1000 км новых железных дорог. В 1920 принят разработанный по инициативе В. И. Ленина план ГОЭЛРО, в котором предусматривались электрификация наиболее грузонапряжённых железнодорожных магистралей, горных и пригородных участков железных дорог, строительство новых линий. К 1925 наряду с восстановлением разрушенных железных дорог построено 2700 км новых. В 1923 открыта первая воздушная линия гражданского флота Москва — Н. Новгород (ныне г. Горький).
За годы довоенных пятилеток (1929—1940) построено 13,4 тыс. км новых железных дорог, в том числе крупнейшие железнодорожные магистрали Турксиб и Москва — Донбасс, железные дороги на Урале, в Кузбассе, Казахстане, на Дальнем Востоке, усилены связи этих районов с центральным и западным районами страны. Электрифицированы наиболее трудные по профилю и грузонапряженности участки железных дорог, а также Московский железнодорожный узел. Построены Амуро-Якутская автомобильная магистраль, Чуйский, Усинский, Ангаро-Ленский и др. тракты, магистраль Москва — Минск; сотни аэродромов, Внуковский аэропорт в Москве; десятки морских и речных портов, каналы Волго-Донской и им. Москвы. Проложены нефте- и нефтепродуктопроводы Армавир — Трудовая, Каспий — Орск, Ишимбай — Уфа и др. Вступили в действие 2 линии Московского метрополитена.
В результате высоких темпов Т. с. страна к 1941 располагала достаточно развитым транспортом. Это позволило в первые же дни Великой Отечественной войны 1941—45 наряду с фронтовыми перевозками перебазировать промышленность в восточные районы, эвакуировать население. Несмотря на громадный объём восстановительных работ, за 4 года войны построено 9 тыс. км новых железных дорог, 12 тыс. км автомобильных дорог с твёрдым покрытием, 1560 км магистральных Трубопроводов, продолжалось строительство Московского метрополитена.
После окончания войны темпы Т. с. продолжали нарастать (см. табл.). За 1945—75 построены Южно-Сибирская железнодорожная магистраль, железные дороги на целинных и залежных землях, линии Тайшет — Лена, Барнаул — Омск, Тюмень — Тобольск и др.; электрифицированы крупнейшие магистрали Москва — Байкал, Ленинград — Москва — Ленинакан, Москва — Киев — Чоп, Караганда — Целиноград — Магнитогорск; большинство грузонапряжённых линий оборудовано автоблокировкой и диспетчерской централизацией. В 1974 начато строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМ) протяжённостью 3145 км от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре, которая позволит вовлечь в народное хозяйство огромные природные ресурсы, создать новый большой промышленный район страны, воздвигнуть новые города и посёлки. Продолжается строительство вторых путей, реконструкция станций, электрификация и внедрение железнодорожной автоматики и телемеханики.
В 1950 введены в эксплуатацию автомагистрали Москва — Симферополь, затем Киев — Харьков — Орджоникидзе, Минск — Брест, Москва — Ленинград — Мурманск, Москва — Горький, Фрунзе — Ош, Москва — Куйбышев — Челябинск. В 70-е гг. широко развернулось строительство автомагистрали Москва — Волгоград, сети дорог в Тюменской области. Наиболее быстрыми темпами развивался воздушный транспорт. Переход на тяжёлые пассажирские самолёты потребовал технической реконструкции действовавших и строительства новых аэропортов. В 1959—65 построено и реконструировано более 60 аэропортов, в том числе Домодедовский в Москве, Бориспольский в Киеве, Толмачёвский в Новосибирске. Строятся (1976) новые взлётно-посадочные полосы в Шереметьевском международном аэропорту (Москва), в аэропортах Астрахани, Казани, Калининграда.
На морском транспорте к 1950 в основном завершено восстановление портов и судоремонтных заводов с одновременной их реконструкцией. В последующие годы построены новые порты в Находке, Ванино, Петропавловске-Камчатском, Сочи, Ильичёвске. Реконструированы и расширены порты во Владивостоке, Ленинграде, Новороссийске, Одессе, Жданове, Баку, Астрахани, Красноводске. Введены в эксплуатацию уникальные железнодорожные паромные переправы Баку — Красноводск (1962) и Ванино — Холмск (1973). В ближайшие годы завершится строительство крупного порта страны — Восточного в бухте Врангеля, порта в Григорьевском лимане близ Одессы. На речном транспорте вступил в эксплуатацию Волго-Балтийский водный путь, построены новые и реконструированы порты в Ленинграде, Ярославле, Горьком, Казани, Ульяновске, Куйбышеве, Волгограде, Перми, Омске, Иркутске, Якутске. Крупнейшие порты в Тобольске, Сургуте, Осетрове будут построены в начале 10-й пятилетки 1976—80.
Проложены магистральные Нефтепроводы Туймазы — Иркутск, «Дружба», Субханкулово — Куйбышев — Новороссийск, Самотлор — Альметьевск — Горький — Ярославль — Кириши и др. К 1965 действовало 7 систем Газопроводов: Центральная, Восточно-Украинская, Западная, Поволжская, Кавказская, Среднеазиатская, Уральская. По магистральным газопроводам транспортируется газ из Тюменской области в центр страны, работает на полную мощность 4-ниточная система Средняя Азия — Центр. Строятся новые линии метрополитенов в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Баку, Харькове, осуществляется (1976) строительство первой линии в Ташкенте. В городах с населением более 1 млн. чел. также проектируется их строительство (в Горьком, Новосибирске, Свердловске, Куйбышеве).
Организация и управление Т. с. совершенствовались на всех этапах развития социалистического народного хозяйства. В 1954 образовано специализированное общесоюзное министерство транспортного строительства (Минтрансстрой), на которое возложено строительство железных дорог, больших мостов, тоннелей и метрополитенов, гидротехнических сооружений в морских и речных портах, а с 1959 — строительство автомобильных дорог общегосударственного значения и аэродромов. Строительство магистральных трубопроводов ведёт Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности. В 1975 в системе Минтрансстроя 122 строительно-монтажных треста и управления строительства объединяли 1077 линейных стационарных и передвижных организаций с общей программой подрядных работ более 3 млрд. руб. в год. Небольшие объёмы работ по технической реконструкции железных дорог выполняют организации министерства путей сообщения. Строительством и ремонтом автомобильных дорог республиканского, областного, районного и местного значения ведают соответствующие министерства или главные управления при Совете Министров союзных республик.
Т. с. имеет собственную производственную базу, обеспечивающую непрерывное повышение уровня индустриализации строительства (См. Индустриализация строительства). В её состав входят предприятия по выпуску железобетонных и металлических конструкций, нерудных стройматериалов, пористых заполнителей бетона, столярных изделий, стационарные и передвижные цементо- и асфальтобетонные заводы, а также заводы по ремонту строительных машин и оборудования. Большие капиталовложения предусмотрены на создание производственной базы для строительства БАМа: сооружаются новые предприятия в Шимановской, Тайшете, Кургане, Улан-Удэ, Усть-Куте, Амазаре. В 1975 уровень комплексной механизации на земляных работах, монтаже строительных конструкций, бетонных работах и строительстве автомобильных дорог достиг 98,3—99,6%, объём производства сборных железобетонных конструкций на предприятиях Минтрансстроя возрос в 28 раз по сравнению с 1954, производительность труда — в 3,4 раза.
Техническому прогрессу в Т. с. способствовало объединение в едином министерстве ведущих отраслевых научно-исследовательских, проектно-конструкторских и строительно-монтажных организаций. Тесная связь науки с производством позволила в короткий срок создать и широко внедрить сборные конструкции мостов, тоннелей, автомобильных дорог, аэродромов, портовых гидротехнических сооружений.
Земляное полотно железных и автомобильных дорог возводится комплексно-механизированным способом с применением Экскаваторов, скреперов, Бульдозеров, автомобилей-самосвалов, специальных уплотнительных и планировочных машин, а также средств гидромеханизации и буровзрывной техники. Непрерывно возрастают мощности землеройных и транспортных машин. Железнодорожный путь заготавливается на звеносборочных машинах (См. Звеносборочная машина) и в виде крупных блоков укладывается на земляное полотно с применением Путеукладчиков, Электробалластеров и др. путевых машин (См. Путевые машины).
При строительстве мостов применяют сборные железобетонные и стальные пролётные строения разных систем, фундаменты глубокого заложения на сборных железобетонных оболочках, буровых и забивных сваях. При возведении опор (См. Опоры) применяют мощные вибропогружатели, буровые станки и другое специальное оборудование. При сооружении тоннелей (См. Тоннель) и метрополитенов широко используются сборные железобетонные обделки и др. конструкции. Подземные работы ведутся при помощи механизированных проходческих щитов. На строительстве морских и речных портов внедрены унифицированные железобетонные конструкции причалов, крупноблочные буны (См. Буна) и Волноломы. Нефтепродуктопроводы и газопроводы прокладываются комплексно-механизированным способом с применением трубоукладчиков, сварочных и др. машин.
В других социалистических странах Т. с. также развивается планомерно. С целью координации работы железнодорожного транспорта, которому принадлежит ведущая роль в обеспечении перевозок, помимо транспортной комиссии СЭВ создана организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД). Высокими темпами осуществляется электрификация и оборудование железных дорог средствами автоматики. По согласованным планам реконструируются наиболее важные железнодорожные направления в международных сообщениях. Электрифицированы линии Чоп — Прага, Варшава — Прага и др. Строятся (1976) новые железные дороги в МНР и на Кубе. По единому плану проводится расширение портов в бассейнах Чёрного моря, Балтийского моря и р. Дунай, совместно проложен трансъевропейский нефтепровод «Дружба», строится международный газопровод Оренбург — Западная граница СССР. С участием советских специалистов проектируются и строятся метрополитены в Праге, Будапеште, Варшаве, Лодзи, Бухаресте, Софии, Белграде, Пхеньяне.
В развивающихся странах Т. с. направлено на укрепление государственного сектора национальной экономики. При технической помощи СССР в 60—70-е гг. построены автомобильные магистрали Кушка — Герат — Кандагар, Наибабад — Хайратон и др. в Республике Афганистан; железные дороги Багдад — Басра в Иракской Республике; Конакри — Дебене в Гвинейской Республике; железная дорога Аккари — Тартус и строятся Камышлы — Халеб — Латакия, Хомс — Дамаск и др. в Сирийской Арабской Республике.
В развитых капиталистических странах Т. с. осуществляется за счёт частных и государственных капиталовложений на основе экономической конъюнктуры, без перспективных планов гармоничного сочетания различных видов транспорта. После 2‑й мировой войны 1939—45 в условиях изобилия дешёвого жидкого топлива основные капиталовложения направлялись на строительство автомагистралей и перевод железных дорог на тепловозную тягу. На 1973 было электрифицировано в США только 1%, в Великобритании 19% всей сети железных дорог. Во Франции, Италии, ФРГ, Швеции, Норвегии электрификация железных дорог — основное направление их модернизации. В Японии, ряде стран Западной Европы, а также в США большое внимание уделяется созданию высокоскоростного железнодорожного транспорта. При решении сложных проблем развития городского транспорта наблюдается тенденция к расширению и реконструкции сети метрополитенов. Для крупнейших городов капиталистических стран характерно строительство многоярусных подземных комплексов, включающих станции и вестибюли метрополитена, автотранспортные и пешеходные тоннели, автогаражи и стоянки, магазины, коллекторы городских сетей. Такие комплексы построены, например, в Париже, Вене, Гамбурге, Мюнхене, Токио. См. также Морской транспорт, Речной транспорт, Воздушный транспорт, Железнодорожный транспорт, Автомобильный транспорт, Трубопроводный транспорт, Городской транспорт.
Лит.: Строительство, М., 1965 (Энциклопедия современной техники): Строительство в СССР, М., 1967; Транспортное строительство СССР, М., 1972; Левин Б. И., Переселенков Г. С.. Транспортное строительство в девятой пятилетке, М., 1973.
ежемесячный научно-технический и производственный журнал, орган министерства транспортного строительства СССР. Издаётся в Москве с 1931 (в 1936—40 выходил под названием «Строитель железных дорог», в 1951—1954 — «Железнодорожное строительство»). Журнал освещает вопросы изысканий, проектирования и строительства транспортных сооружений (железные и автомобильных дорог, мостов, тоннелей и метрополитенов, морских и речных портов, аэропортов, промышленных и гражданских зданий); публикует сообщения об отечественном и зарубежном опыте в области транспортного строительства, информационные и справочные материалы. Тираж (1976) около 16 тыс. экземпляров.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .
ИсточникТранспортное строительство
Транспортное строительство подразумевает возведение сооружений и сопутствующей инфраструктуры, связанной со сферой транспорта. Данная сфера широка и включает в себя наземный, воздушный, морской и речной, а также подземный и трубопроводный транспорт. В транспортную отрасль входит огромное количество объектов — это не только дорожное или железнодорожное полотно, но подразумевается электрификация всех систем и сопутствующие элементы: вокзалы, аэровокзалы, причалы и другие конструкции. Отдельное направление транспортной отрасли — строительство метрополитена, которое на сегодняшний день происходит непрерывно. Решение транспортной задачи Российской Федерации состоит из пакета более 1000 крупных проектов, и команда инженеров и экспертов «Инжиниринговой Компании «2К» принимает активное участие в реализации проектов по строительству объектов транспортного строительства.
Транспортное строительство на сегодняшний день является одним из приоритетнейших направлений деятельности компании, так как специалисты «Инжиниринговой Компании «2К» могут предоставить самый современный и квалифицированный объем работ, начиная с проектирования и реализации строительных проектов и заканчивая оказанием подрядных услуг и профильных работ. Обладая собственной материально-технической базой, постоянно пополняемой новыми современными агрегатами, «Инжиниринговая Компания «2К» зарекомендовала себя на рынке как компания, следующая инновационным технологиям и активно применяющая их в решении поставленных задач. Для транспортного строительства отдельной важной деталью является качество используемых материалов, будь то дорожное полотно, рельсы или облицовка стен тоннелей. Все это обеспечивает долговечность объекта, а значит и статус строительной или подрядной компании. Благодаря наличию собственной строительно-инжиниринговой лаборатории неразрушающего контроля, «Инжиниринговая Компания «2К» самостоятельно производит анализ материальной и сырьевой базы, предлагая каждому проекту свое индивидуальное дифференцированное решение, основанное на опытах и знании. Если мы говорим об асфальтовом покрытии, то в разных регионах нашей страны совершенно разные климатические условия, а значит и состав материалов должен отличаться, чтобы обладать качествами максимальной прочности и долговечности, не поддаваясь деформациям и иным воздействиям. Отдельным пунктом стоит отметить своевременное получение всей необходимой разрешительной документации. Также необходимо помнить о высоких требованиях к экологичности используемых материалов, ведь пользоваться объектами транспортного строительствабудем не только мы сами, но и наши потомки.
Транспортные здания различного назначения должны быть максимально эффективны и удобны, как для обслуживания, так и для посетителей. Учитывая, что человекопоток на транспортных объектах чрезвычайно велик, особую роль специалисты «Инжиниринговой Компании «2К» отводят безопасности объектов. Использование современных технологий, как в строительстве, так и в обследовании объектов, позволяет предотвратить риски. Несомненно, использование технологий, основанных на сверхточных расчетах, это задача специалистов высокого уровня. Инженеры и эксперты Инжиниринговой Компании «2К» непрерывно проходят курсы повышения квалификации и обучения работе с современным оборудованием, получая индивидуальные сертификаты.
Строительство транспортных объектов
В отрасле транспортного строительства «Инжиниринговая Компания «2К» зарекомендовала себя, как компания высочайшего уровня, следуя современным стандартам качества, и обзавелась постоянной клиентской базой. Мы накопили опыт сотрудничества с отечественными и иностранными заказчиками и подрядчиками. В списке проектов:
- Сеть АГЗС и МЗК в Московской области – 11 объектов;
- Газонаполнительная станция в Московской области, г.Сергиев-Посад;
- Логистический комплекс в г.Электроугли;
- Складской комплекс завода MICHELIN в п. Давыдово, МО;
- Логистический центр г. Воронеж.
Большую часть проектов мы не можем опубликовать, так как «Инжиниринговая Компания «2К» сотрудничает не только с коммерческими и частными организациями, но и с органами Федерального управления, реализуя проекты транспортного строительства государственной важности на всей территории Российской Федерации.
ИсточникТранспортное строительство
«Транспортная система» относится к одной из важнейших отраслей материального производства, обеспечивающей перевозку людей, товаров и грузов. По всему миру проходит сеть железнодорожных, речных, морских, автомобильных и воздушных путей сообщения. Основным направлением транспортного строительства является возведение новых и реконструкция действующих объектов транспортной инфраструктуры.
Основные транспортные объекты:
- железнодорожные и речные пути;
- автодороги и магистрали;
- метрополитен;
- магистральные газовые и нефтепроводы;
- транспортные тоннели, эстакады и мосты;
- портовые сооружения;
- железнодорожные и автовокзалы;
- аэродромы и аэропорты;
- здания, сооружения и оборудование, обеспечивающее эффективную работоспособность транспортной системы и управление движением транспорта.
Строительство объектов транспортной инфраструктуры для разных видов транспорта имеет свою специфику и кардинально различается, как по видам производимых работ, так по технологиям, используемым при строительстве. На пути следования транспортных путей нередко есть естественные природные преграды – реки, озера, горы, поэтому в процессе дорожно-транспортного строительства возводятся мосты и тоннели.
Особенности строительства объектов автомобильного транспорта
Основным элементом автомобильной инфраструктуры является дорожное полотно, по которому непосредственно движется автотранспорт. Для эффективного функционирования автомобильной дороги дополнительно возводятся объекты, обслуживающие движение транспорта. К ним относятся: тротуары, переходы, оборудованные стоянки для автотранспорта, станции техобслуживания, автозаправки, автовокзалы, предприятия общественного питания, кемпинги и др.
Для эффективного распределения транспортных потоков строятся многоуровневые транспортные развязки. Автомобильный транспорт является самым распространенным и мобильным видом транспорта, поэтому при строительстве транспортных узлов обязательно прокладываются автомобильные подъездные дороги.
Конструкция дорожного полотна различается в зависимости от категории дороги и ее назначения. При этом оно должно обеспечивать надежное и безопасное движение транспорта, быть прочным и долговечным. В зависимости от категории дороги дорожное полотно может иметь одну или несколько полос для движения автомобилей, разделительную полосу. На дороге устанавливают светофоры, дорожные знаки, автоотбойники и т.д.
Особенности строительства объектов водного транспорта
Основными сооружениями морского и речного транспорта являются порты, которые представляют собой комплексы гидротехнических и наземных объектов для обслуживания военных, торговых, пассажирских и грузовых судов. Главной особенностью строительства транспортных объектов является проведение комплекса работ, как на прибрежной территории, так и на прилегающей водной акватории.
В зависимости от назначения, порты оборудуются портовыми гидротехническими строениями, внутренними рейдами, якорными стоянками, доками, объектами навигационного обеспечения, управления движением судов, погрузочно-разгрузочными терминалами, железнодорожными и автомобильными подъездными путями, инженерными коммуникациями, складскими терминалами и т.д.
Особенности строительства железнодорожных путей сообщения
Железнодорожное транспортное строительство заключается в возведении новых, модернизации действующих железнодорожных путей для увеличения их пропускной способности, реконструкции путей и переводу на электрическую тягу подвижного состава и т.д. Возведение железнодорожных путей сообщения и транспортных узлов имеет преимущественно линейный или линейно-рассредоточенный характер выполняемых работ. Технологии строительства используются самые разные в зависимости от топографических, геологических, гидрологических, погодно-климатических и других условий местности.
Строительство железнодорожных путей часто ведется в малонаселенных и необжитых районах, поэтому строительным организациям необходимо дополнительно создавать необходимую инфраструктуру и подъездные дороги. Технология железнодорожного строительства – это сложный и многоступенчатый процесс, в который входит большое количество строительных и монтажных работ. Самым трудоемким и длительным по времени процессом является проведение подготовительных работ, включающих инженерную подготовку местности, постройку временных и постоянных сооружений, установку временной связи и прокладку автотрасс.
Особенности строительства объектов воздушного транспорта
Современный аэродром включает комплекс объектов: взлетно-посадочную полосу, здание аэропорта и служебно-техническую территорию. Наиболее сложным и дорогостоящим процессом является строительство взлетно-посадочной полосы, которая служит для взлета и приема самолетов. Дополнительно оборудуются рулежные дорожки, места для стоянки летных судов, перрон для посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки грузов и т.д.
Строительство объектов транспортной инфраструктуры для воздушного транспорта имеет свои характерные особенности:
- строительная площадка имеет большую по площади территорию;
- работы на строительном участке ведутся неравномерно, и во многом зависят от погодно-климатических условий региона строительства.
Группа компаний «Limak Marash» занимается проектированием и возведением объектов транспортной инфраструктуры любого уровня сложности. Мы занимаемся строительством морских и речных портов, автовокзалов, аэропортовых комплексов, железнодорожных и автомобильных дорог, транспортных туннелей, мостов и других объектов транспортной инфраструктуры в Москве и Московской области, а также во всех регионах РФ.
Большой опыт работы в строительной отрасли, штат высококвалифицированных специалистов в области проектирования и проведения строительно-монтажных работ, собственный автопарк специализированной техники позволяют нам оказывать весь комплекс услуг по организации строительства транспортных сооружений на высочайшем профессиональном уровне.
Создание проекта и технической документации для ведения строительства ведется с использованием современных BIM-технологий. Виртуальная трехмерная модель объекта строительства предоставляет наиболее полную, математически точную информацию об архитектурно-планировочных, конструктивных, экономических, технологических и эксплуатационных характеристиках объекта, которая объединена в едином информационном пространстве.
Условия сотрудничества с заказчиком или инвестором регулируются ЕРС контрактом, где определяется план финансирования, уровень качества, сроки и этапы проведения работ, размеры штрафных санкций и условия их наложении при нарушении контракта, а также указывается фиксированная стоимость.
Группа компаний «Limak Marash» – это высокое качество, надежность и профессионализм на каждом этапе строительства, начиная с создания проекта, заканчивая сдачей объекта в эксплуатацию.
Одним из направлений компании Лимакмаращстрой является транспортное строительство. По этому направлению было построено множество объектов транспортной инфраструктуры по всему миру. Среди наиболее важных проектов, который находится в стадии реализации – новый выезд из г. Уфа на федеральную трассу М 5. Он включает строительство транспортного туннеля протяженностью более 1200 м, моста через реку Уфа длинной 472 м, автомобильной дороги длиной около 10 км, транспортных развязок. Специалисты нашего партнера компании «Limak Group» занимались строительством линии метрополитена «Тандоган-Кечиорен», участка пути скоростной железной дороги Ёркей-Йозгат-Сивас, автомагистрали Умрание-Алтунизаде, автомагистрали и моста Джаннакале и других объектов.
Источник