Требования к содержанию, разработке и регистрации технических условий: как создать и согласовать ТУ на продукцию
В 2015 году был-таки принят долгожданный закон, установивший требования к разработке документов по стандартизации. Одними из них являются технические условия, или ТУ. Так какие же именно требования закон предъявляет к данному типу документации и к его разработке? Обязательна ли регистрация ТУ и кто теперь отвечает за эту процедуру? Обо всем этом — в статье.
Что такое технические условия и для чего они нужны
Вступивший в силу в 2016 году Федеральный закон от 29 июня 2015 года №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» относит технические условия (ТУ) к виду стандартов организации и трактует их как документ, разработанный и утвержденный изготовителем/исполнителем для обеспечения качества производимой продукции, работ или услуг. Разрабатывая этот документ самостоятельно, организация должна учитывать результаты проведенных испытаний и измерений, положения межгосударственных и национальных стандартов, опыт реализации процессов, использования технологий и оборудования в ходе производства продукции/оказания услуг/выполнения работ.
СТУ — Специальные Технические Условия
Сегодня выделяют следующие виды ТУ:
- общие (на группу однотипных товаров);
- специальные, ориентированные на одно изделие, вещество или материал;
- ТУ на составные части изделия.
Технические условия как стандарт организации способствуют реализации единой государственной политики в сфере стандартизации. В частности, ФЗ №162-ФЗ среди целей стандартизации выделяет улучшение качества и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.
Для производителей ТУ выполняют следующие функции:
- определяют все основные звенья производственной цепи;
- являются эталоном при выяснении соответствия продукции или услуги заданным параметрам;
- гарантируют единообразие результатов работы;
- позволяют защитить собственные интересы перед третьими лицами в судебных и досудебных спорах.
Технические условия содержат максимальное количество информации, которая позволяет отличить определенный продукт или услугу от сходных с ним образцов. Это помогает потребителю сделать компетентный выбор в пользу определенного товара и использовать его безопасно и с максимальной эффективностью.
Для того чтобы ТУ позволяли достичь всех вышеуказанных целей, изготовитель продукции или исполнитель услуг обязан соблюдать принципы стандартизации, в частности, комплексность, системность и открытость разработки. Содействуют ему в этом технические регламенты и государственные стандарты. Они ориентированы на приведение ТУ одной группы товаров (услуг) к единому образцу.
В качестве примера можно назвать «ГОСТ 2.114-2016. Единая система конструкторской документации. Технические условия».
Детально прописывая в технических условиях формы и методы контроля за соблюдением требований производства, хранения и доставки, юридическое лицо может предотвратить споры о результатах контроля безопасности и качества товара в арбитражном процессе.
Технические условия на подключение коммуникаций
Ссылка на ТУ в гражданско-правовых договорах рекомендуется ведущими юристами-практиками. Например, в договоре поставки желательно детально описывать качество продукта, его упаковку, способ транспортировки, ссылаясь на документы организации-изготовителя, в том числе на ТУ. [1]
Нарушение технических регламентов, проектной документации, а также обязательных требований документов в сфере стандартизации влечет административную или уголовную ответственность. Надзор в этой сфере осуществляет также и Росстандарт.
Важно!
В России товары, которые могут повлиять на безопасность людей, подлежат проверке на соответствие национальным стандартам с оформлением обязательного сертификата. Продукция, для которой предусмотрена обязательная сертификация, описана в специальной номенклатуре: перечень данных товаров пересматривается один раз в год и утверждается постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 года №982 [2] .
Требования к содержанию и оформлению ТУ
Рассмотрим порядок разработки ТУ на примере требований, определенных в ГОСТ Р 51740-2016 «Технические условия на пищевую продукцию. Общие требования к разработке и оформлению», который действует с 1 января 2018 года. Согласно данному документу, потребность в ТУ возникает при отсутствии стандартов (ГОСТ, ГОСТ Р) или при их наличии, но при желании производителя уточнить и дополнить существующие требования. Указанный выше ГОСТ содержит требования к построению, изложению и оформлению ТУ.
Документом предусмотрена такая структура ТУ: титульный лист, основная часть, приложения и лист изменений. Основная часть должна содержать:
- сферу применения ТУ;
- правила соблюдения качества и безопасности продукции;
- порядок маркировки и упаковки товара;
- методы контроля;
- порядок хранения и доставки продукции.
ГОСТ дает исчерпывающее представление о внешнем виде и наполнении ТУ. Для простоты восприятия разработчик использует доступные примеры.
Это надо знать!
Согласно ГОСТ Р 51740-2016, в ТУ следует по возможности использовать исключительно русскоязычные термины. Иностранные слова и конструкции допускаются только при отсутствии аналогов в русском языке. Нельзя к тому же злоупотреблять математическими знаками, если их смысл можно передать текстом. Вместо знака «–» необходимо писать слово «минус», а вместо «0» — «диаметр». Употреблять знаки «» и «=» без числовых значений запрещается.
В целях защиты интересов юридических лиц и граждан положения технических условий не должны допускать разного толкования. Четкость и точность смысла обеспечиваются соблюдением требований к изложению текста документа. Запрещаются любые обозначения, определения и сокращения, которые могут ввести специалиста или потребителя в заблуждение. Чтобы соблюдалась логическая последовательность, предлагается использовать разделы, пункты, подразделы и подпункты. Для наглядности рекомендуется применение таблиц.
Особое внимание в ГОСТе уделено оформлению ТУ. Разработчик рекомендует использовать электронный вид, сквозную постраничную нумерацию, закладывает определенные параметры шрифта, начертания, полей, а также отдельный порядок оформления листа регистрации изменений.
К сведению
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании», а также в целях реализации Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» список товаров, на которые необходимо оформить сертификат пожарной безопасности (пожарный сертификат), утверждается постановлением Правительства РФ от 17 марта 2009 года №241.
Порядок согласования и регистрации технических условий
Закон о стандартизации исключает обязательность согласования ТУ с государственными органами. Статья 21 данного закона определяет, что порядок утверждения, учета, изменения, отмены и применения технических условий устанавливается юридическим лицом или предпринимателем самостоятельно. Однако ТУ на отдельные виды пищевых продуктов согласовывают, утверждают и регистрируют в соответствии с порядком, установленным законодательными актами Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации [3] .
По собственной инициативе для получения компетентного заключения компания может обратиться в уполномоченные организации за проведением экспертизы проекта ТУ. Эти положения детализируются в отраслевых ГОСТах. По общему правилу теперь экспертиза проекта ТУ проводится на добровольной основе по инициативе разработчика или заказчика аттестованными экспертами по стандартизации и специалистами федеральных центров по стандартизации и метрологии (ЦСМ).
На заметку!
В отдельных регионах производители добровольно тестируют свою продукцию в государственной испытательной лаборатории для подтверждения того, что товар изготовлен по стандарту национальной системы сертификации (НСС). Это дает им преимущество перед остальными производителями, поскольку после прохождения подобной проверки товар получает региональный знак качества, который наносится в виде логотипа на упаковку. Подобным образом поступают, например, в Нижегородской области, где данный логотип, известный как «Нижегородская марка качества», имеют уже около 400 объектов местного производства [4] .
Что касается уполномоченных организаций, упомянутых в законе, то таковыми являются технические комитеты (ТК) по стандартизации и проектные технические комитеты по стандартизации. Экспертизу проекта ТУ в соответствующем комитете проводит секретариат ТК или независимый эксперт, входящий в его состав. Эта процедура осуществляется на договорной основе между заказчиком и исполнителем. Как правило, для проведения экспертизы необходима лишь заявка и документ, подлежащий оценке. Потребность в иных документах определяется в рабочем порядке.
Получение экспертного заключения фактически завершает процесс согласования ТУ. Если же держатель подлинника не посчитал необходимым обращаться в компетентный орган для экспертизы проекта, то заключительной стадией является подписание ТУ руководителем согласующей организации. Далее следует заверить ТУ у руководителя, держателя подлинника и проставить соответствующий гриф утверждения.
Что касается регистрации ТУ, то законом о стандартизации кардинальных изменений существующего порядка не предусмотрено. Как и раньше, эта процедура является добровольной, однако, как подтверждает практика, крайне необходимой для осуществления принципа доступности информации о потребительских характеристиках продукции, а также о производителе и держателе ТУ.
Сегодня основную информацию о зарегистрированных ТУ можно получить из АБД «Продукция России». Эта база создана и поддерживается ФГУП «Стандартинформ». Информация для ее наполнения черпается из специальных форм — каталожных листов продукции (КЛП), предоставляемых предприятиями-изготовителями.
Для того чтобы внести сведения о ТУ в эту базу, представителю организации необходимо подать информацию о документе в региональные ЦСМ Росстандарта, заполнив каталожные листы.
В Москве и Московской области регистрацию КЛП осуществляет ФГУП «Стандартинформ». Чтобы правильно заполнить формы, необходимо руководствоваться Правилами по стандартизации ПР 50-718-99. Они актуальны для всех предприятий-изготовителей товарной продукции народнохозяйственного назначения.
Регистрация КЛП состоит из нескольких этапов:
- заполнение форм;
- подготовка сопутствующих документов;
- направление форм на регистрацию;
- оплата услуг;
- получение КЛП и ТУ со штампом и отчетных бухгалтерских бумаг заказчиком.
Срок оказания услуги регистрации, согласно сведениям ФГУП «Стандартинформ», составляет в общем порядке десять дней, а в срочном — один. Последний вариант предполагает отправку документов на регистрацию по электронной почте. ФГУП оказывает и услуги, сопутствующие регистрации КЛП: консультационная и информационная помощь, а также заполнение КЛП. Эти услуги являются платными. Так, заполнение одного листа в общем порядке обойдется предприятию в сумму порядка 600 рублей, а консультационная помощь — примерно в 1900 рублей.
Таким образом, процесс разработки и регистрации ТУ представляет собой совокупность последовательных действий. Для этого требуется не только профессиональный подход, но и четкое понимание того, как именно осуществляется прохождение установленных процедур.
ИсточникОбразец технического условия на строительство объекта
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте профессиональную справочную систему
«Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Порядок построения и оформления специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства
УТВЕРЖДЕНЫ решением Нормативно-технического совета Минрегиона России протокол от 1 февраля 2011 года N 1
Введение
В настоящих методических указаниях рассматриваются принципы и отдельные вопросы построения и оформления специальных технических условий (далее — СТУ), являющихся нормативным документом, устанавливающим дополнительные или отсутствующие технические требования к надежности и безопасности применительно к конкретному объекту капитального строительства.
Специальные технические условия (далее — СТУ) разрабатываются в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Порядок разработки и согласования СТУ установлен приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 1 апреля 2008 г. N 36.
СТУ разрабатываются на основании:
Специальные технические условия, содержащие технические требования на проектирование и строительство объектов в части обеспечения пожарной безопасности, в дополнение к вышеперечисленным, имеют следующие основания для разработки:
При пользовании настоящими методическими указаниями в каждом конкретном случае основание для разработки СТУ необходимо уточнять с учётом вносимых изменений в действующие и введением новых нормативных правовых актов.
Термины и определения
Для целей настоящих методических рекомендаций используются основные понятия, установленные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, Федеральными законами от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
1 Общие положения
1.1 В зависимости от степени обеспеченности планируемого к строительству объекта действующими нормативными положениями, по решению заказчика (инвестора) могут разрабатываться следующие виды СТУ:
— нормы, содержащие технические требования на проектирование объектов, указанных в статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 03.01.2005, N 1 (часть I), ст.16), объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
— нормы, содержащие технические требования по обеспечению сейсмической безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов на площадках сейсмичностью более 9 баллов для всех видов объектов;
— нормы, содержащие технические требования на проектирование и строительство объектов в части обеспечения пожарной безопасности.
1.2 Структура СТУ должна соответствовать структуре действующих технических норм в данной области. Дополнительные требования каждого раздела (подраздела) СТУ должны быть отнесены к конкретному нормативному документу или его разделу.
Разработке СТУ должен предшествовать анализ имеющейся нормативной базы в отношении конкретного объекта. Технические требования в составе СТУ должны быть конкретными и допускать возможность контроля в установленном порядке.
1.3 В СТУ не рассматриваются: санитарно-гигиенические, экологические и прочие мероприятия, необходимость которых обусловлена, и правила разработки которых определены соответствующими техническими регламентами, иными нормативно-техническими документами, используемыми в качестве доказательной базы при оценке и подтверждении соответствия сооружения и его конструкций установленным требованиям по безопасности.
1.4 Если проектные значения и характеристики здания или сооружения, а также мероприятия по его безопасности (в том числе компенсирующие мероприятия) в соответствии с СТУ должны быть обоснованы на стадии разработки проектной документации, то необходимо указать способ обоснования, а также критерии соответствия требованиям безопасности.
Соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы одним или несколькими способами из следующих способов:
— расчеты и (или) испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам;
— моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;
— оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий.
Критерием соответствия является получение результатов исследований, удовлетворяющих заложенным в СТУ требованиям.
Вышеуказанные обоснования, в том числе при оценке риска, могут применяться для обоснования только для тех значений и характеристик здания или сооружения, которые используются в методике расчёта или испытания.
1.5 Положения и требования, приведенные в СТУ, разрабатываются в соответствии с техническим заданием заказчика в отношении конкретного здания/сооружения и действительны в пределах обозначенных ограничений и допущений, с учетом действующих нормативно-технических документов, на которые в СТУ даются ссылки.
СТУ разрабатываются на стадии разработки проектных предложений, а их требования должны учитываться при разработке соответствующих разделов проектной документации.
1.6 Требования СТУ обязательны для применения всеми организациями, частными лицами и объединениями (включая совместные предприятия с участием зарубежных партнеров, зарубежные юридические и физические лица), участвующими в проектировании и строительстве конкретного объекта капитального строительства.
1.7 СТУ вступают в законную силу после соответствующего согласования в Министерстве регионального развития Российской Федерации и утверждения заказчиком.
1.8 Генеральный проектировщик осуществляет разработку проектной документации на строительство сооружения в соответствии с требованиями, содержащимися в нормативно-технических документах и СТУ.
Проектные решения должны учитывать все влияющие на них факторы, в т.ч. такие как планируемые расширения и стадии строительства, изменения окружающей застройки, прокладка линий метрополитена, способы производства работ и т.п.
1.9 Заказчик (инвестор) несет ответственность:
— за достоверность сведений, содержащихся в документации, представленной в качестве исходной информации для разработки СТУ;
— за соблюдение положений и требований, содержащихся в СТУ.
1.10 Контроль за соблюдением положений и требований, содержащихся в СТУ, при проектировании, строительстве и эксплуатации сооружения осуществляется в установленном порядке.
2 Правила построения СТУ и общие требования к их содержанию
2.1 На титульном листе СТУ приводят следующие данные:
— в верхней части — полное наименование организации разработчика, с указанием юридического и почтового адреса и ее логотип (при наличии);
— левую верхнюю часть необходимо оставлять свободной для проставления согласующей подписи уполномоченного лица Минрегиона России;
— в правой верхней части — гриф утверждения СТУ заказчиком (инвестором). В состав грифа входит слово УТВЕРЖДАЮ (печатается заглавными буквами, без кавычек) наименование должностного лица, утвердившего документ, личная подпись, расшифровка подписи и дата утверждения;
— в середине листа по центру размещается заголовок СТУ, с указанием наименования объекта, установленное в юридических документах на его проектирование, почтового адреса объекта слова СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ (печатается заглавными буквами, без кавычек);
— в середине листа ниже заголовка СТУ — подпись и печать руководителя организации разработчика СТУ;
— в нижней части по центру — наименование населенного пункта и год разработки СТУ.
Пример оформления титульного листа СТУ указан в приложении А.
2.2 Список исполнителей СТУ. Список исполнителей размещают на следующей странице после титульного листа и начинают с соответствующего заголовка, который помещают в верхней части страницы, посредине, записывают с прописной буквы и выделяют полужирным шрифтом. Пример оформления списка исполнителей СТУ указан в приложении Б.
2.3 Содержание. Содержание размещают после списка исполнителей и начинают с соответствующего заголовка, который помещают в верхней части страницы, по центру, записывают с прописной буквы и выделяют полужирным шрифтом. В содержании указывают название и номера разделов и подразделов СТУ, с указанием страницы, на которой начинается каждый раздел.
2.4 Раздел «Общие положения» оформляют в виде раздела 1, в нем в подразделах указывается:
1) наименование и адрес объекта (указывается полное наименование объекта капитального строительства и почтовый адрес).
2) сведения об инвесторе (заказчике) (указывается полное наименование юридического лица, юридический и фактический адрес, должность, фамилия имя отчество руководителя организации, ИНН).
3) сведения о генеральной проектной организации (указывается полное наименование юридического лица, юридический и фактический адрес, должность, фамилия имя отчество руководителя организации, ИНН).
4) сведения о разработчике СТУ (указывается полное наименование юридического лица, юридический и фактический адрес, должность, фамилия имя отчество руководителя организации, ИНН).
5) основания для строительства (указываются реквизиты и полное наименование документов, выданных соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления).
6) основание для разработки СТУ (указывается основание для разработки СТУ со ссылкой на нормативные правовые акты).
7) необходимость разработки СТУ (указывается детальное обоснование необходимости разработки СТУ: что послужило причиной их разработки со ссылкой на нормативные правовые акты и нормативно-технические документы).
В случае, если на объект капитального строительства не распространяются действующие нормативные документы, приводится ссылка на область применения действующих нормативных документов с перечислением характеристик объекта капитального строительства, выходящих за область их применения.
В случае, если действующие нормативные документы распространяются на объект капитального строительства, но не содержат необходимых требований применительно к объекту капитального строительства, приводится перечисление отсутствующих нормативных требований.
В случае, если предусматриваются отступления от действующих нормативных документов, приводятся ссылки на пункты, от которых предусматриваются отступления, и приводится текстовая информация о сути предусматриваемых отступлений. Ссылки на пункты нормативных документов допускается указывать в скобках после текстовой информации.
8) область применения СТУ.
Указывается наименование объекта капитального строительства, на который распространяются СТУ, с указанием адреса расположения, а также в какой части СТУ распространяются на объект. СТУ не могут распространяться на два и более объекта капитального строительства, кроме случаев, когда они функционально связаны в единый комплекс.
9) краткое описание объекта (указывается описание объекта в целом и его важнейших элементов с изложением объемно-планировочных, конструктивных решений и описание основных характеристик организации земельного участка. В состав СТУ не включаются чертежи конструктивных и объемно-планировочных решений и схемы организации земельного участка). Сведения, не имеющие отношения к рассматриваемым в СТУ вопросам и не влияющие на их разработку, в краткое описание объекта не включают.
Источник