Обязанность по строительству школ

Содержание

В Красноярске достаточно жилых комплексов, где новые дома строятся, а объекты социальной инфраструктуры — нет. Хотя при выборе квартиры покупатели часто видят в проектах ЖК и здание школы, и здание детсада. По факту вблизи нового дома может не оказаться даже остановки или нормальной дороги. С кого требовать обещанные объекты — с застройщика или мэрии?

По какому принципу в Красноярске строится социальная инфраструктура, какой район получает её быстрее и почему? Newslab нашел ответы на эти вопросы.

В Красноярске достаточно жилых комплексов, где новые дома строятся, а объекты социальной инфраструктуры — нет. Хотя при выборе квартиры покупатели часто видят в проектах ЖК и здание школы, и здание детсада. По факту вблизи нового дома может не оказаться даже остановки или нормальной дороги. С кого требовать обещанные объекты — с застройщика или мэрии?

По какому принципу в Красноярске строится социальная инфраструктура, какой район получает её быстрее и почему? Newslab нашел ответы на эти вопросы.

Quantum строительство школы

Кто должен строить социальные объекты?

Строительство школ, поликлиник, детсадов и прочей социальной инфраструктуры — это обязанность государства. Объекты возводятся на бюджетные деньги под кураторством региональных министерств и муниципальной власти.

Сейчас планы по строительству и вообще развитию каждой социальной сферы определяются нацпроектами, в рамках которых регионам выделяются миллиарды рублей из федерального бюджета. Получая немалые деньги, власти на местах вынуждены активизироваться. В Красноярске в рамках нацпроекта «Образование» досрочно введены сразу две школы — в Покровском и Нанжуль-Солнечном. Одновременно начато строительство школы в Пашенном, и сдадут её уже в этом году.

Однако даже при таких условиях муниципалитет не в состоянии успеть за строительством жилых домов.

«Одна из приоритетных задач для администрации города — строительство объектов социальной инфраструктуры. Но в силу объективных причин муниципалитет не имеет возможности строить социальные объекты во всех жилых комплексах одновременно. Стоит признать, что темпы строительства жилья в городе высокие, а темпы развития социальной инфраструктуры ограничены возможностями бюджета», — комментируют в департаменте градостроительства мэрии Красноярска.

При этом город, определяя очередность строительства объектов, учитывает именно темпы развития территорий. В первую очередь акцент делается на те районы, где идет наиболее активное появление нового жилья. Названные выше Покровский, Солнечный и Пашенный как раз относятся к таковым, но в Красноярске есть и другие быстро застраиваемые районы.

Как решается проблема недостатка денег?

Основным механизмом строительства школ и садиков остается финансирование за счет консолидированного бюджета, то есть когда деньги на объект выделяет и федерация, и край, и город.

ПРАВИЛА И ОБЯЗАННОСТИ, УЧЕНИКОВ В ШКОЛЕ!

Кроме того, в последние годы используется механизм выкупа готовых школ и садов у застройщиков. Муниципалитет объявляет конкурс и приобретает объект. В Красноярске среди таких примеров:

  • детский сад на ул. Ольховой в микрорайоне «Нанжуль-Солнечный» компании «Сибиряк»
  • детсад ул. Молокова компании « СЭМ и К »
  • детсад на ул. Норильской компании «Сибспецмонтаж»
  • школа в в мкр. «Солнечный» компании «Сибиряк»
  • школа в мкр. «Преображенский» компании «Монолитхолдинг».

Но такое взаимодействие — это ни что иное, как муниципально-частное партнерство. То есть б изнес не обязан помогать в строительстве социальных объектов и может браться за них, только если сочтет нужным. Например, компании берут на себя обязательства по строительству школ и садиков при условии приобретения или аренды земли под свой проект по сниженной цене или в обмен на налоговые льготы.

Школа в Нанжуль-Солнечном. Её начали строить в 2017 году, затем администрация выкупила её у застройщика. Стоимость объекта составила более миллиарда рублей, из которых порядка 400 млн было выделено в рамках нацпроекта «Образование» из федерального бюджета.

Однако часто для застройщиков подобная инициатива сопряжена с различными проблемами. В частности, детский сад на Норильской не выкупался городом несколько лет. Собственник даже намеревался переделать помещение под квартиры и офисы, поскольку содержать пустующий детсад было невыгодно. Застройщик района «Иннокентьевский» — компания «Монолитхолдинг» — планировала своими силами построить там школу. Однако из-за изменения дорожной схемы города в 2013 году это стало невозможно, хотя проект школы стоимостью 25 млн. рублей уже был готов и прошел государственную экспертизу.

Еще один детский сад, построенный инвестором. Он тоже долго не вводился в эксплуатацию. Ситуацию по нему комментировал мэр Сергей Ерёмин в своем профиле в инстаграм:

У застройщика также должно быть достаточно свободных средств для строительства соцобъектов. По закону, деньги дольщиков могут тратиться только на возведение жилых домов. Переход на проектное финансирование с использованием счетов эскроу еще больше детализирует требования законодательства со стороны банков. Закладывать потраченные деньги в конечную стоимость жилья — тоже не выход. Очевидно, что это понизит конкурентоспособность проекта .

Если застройщик пообещал в проекте детсад или школу

Почему же девелопер указывает будущие школы и садики в своих проектах и на рекламных буклетах, если он не собирается их строить ? Дело в том, что проектирование будущего жилого комплекса происходит с учетом градостроительной документации. В частности, застройщик опирается на Генплан города и проект планировки территории, которые определяют точные места расположения уже существующих и планируемых к постройке детсадов, школ, б ольниц .

Застройщик указывает расположение соцобъектов в своём проекте на основе этих документов, но это не значит, что он обязан их строит ь. Повторимся — это ответственность ме стной власти .

Схема объектов образования, здравоохранения, культуры, спорта и рекреации в Генплане Красноярска. Полная версия на сайте мэрии

К роме того, школы и садики должны быть включены в проект, чтобы он удачно прошел последующ ие экспертиз ы , а г ород выдал разрешение на строительство . В Красноярске сегодня ни один новый микрорайон не начинает строиться без заложенных в него объектов социальной инфраструктуры. Этот принцип применяется местной властью несколько лет, правда, не всегда соблюдается при точечной застройке.

Как усыплять бдительность, плевать на решения судов и под шумок расширять город

У красноярцев может возникнуть справедливый вопрос: почему зачастую на месте заявленных детсада или школы впоследствии появляется жилой дом? Как поясняют в департаменте градостроительства, такая ситуация действительно была возможной, но теперь сведена к минимуму. Утвержденные в 2015 году Генплан, правила землепользования и застройки, местный регламент градостроительного проектирования позвол или сдерживать коммерческий интерес строительных компаний и соблюдать баланс при застройке.

Сейчас в Красноярске значительная часть территорий охвачена утвержденным проектом планировки — наиболее детальным документом, определяющим размещение различных объектов.

Однако это не отменяет возведение зданий, которые нарушают архитектурный облик города, или появление н едобросовестных застройщиков, готовых возводить дома вопреки зонированию и градостроительным нормам.

Если по градостроительным документам соцобъект есть, то почему его не строят?

Опять же — проблема в деньгах. Но не только. Иногда планы города по строительству социальной инфраструктуры связаны с отсутствием свободных земельных участков в муниципальной собственности.

«Например, в Николаевке есть участок, предназначенный по Генплану для строительства школы, но он находится в собственности сразу у нескольких частных лиц (на участке расположены частные жилые дома). В 5-ом микрорайоне „Солнечного“ и микрорайоне „Образцово“ участок под строительство сада и школы обременен правами третьих лиц», — рассказывают в департаменте градостроительства.

Читайте также:  Каковы основные методы ценообразования в современном строительстве

Или взять Академгородок, где муниципалитет хочет и готов построить школу, крайне необходимую жителям, но бОльшая часть земли там находится в федеральной собственности. «На неоднократные обращения администрации города к правообладателю с просьбой передать эту территорию в муниципальную, собственник ссылается на то, что не считает это возможным», — поясняют в мэрии.

Усложняет ситуацию то , что в федеральном законодательстве строительство объектов социальной инфраструктуры не является муниципальной нуждой. То есть город не может принудительно изымать землю, предоставляя собственнику выкупную стоимость объекта, и эта проблема актуальна не только для Красноярска.

Отчасти вопрос с дефицитом земли решает комплексное развитие территорий (КРТ): у муниципалитета появляется возможность освободить определенную территорию от ветхих частных домов или промышленных строений, которые уже не используются. Далее эта территория осваивается застройщиком, и он строит там не только жилье или коммерческие объекты, но и оставляет место для объектов социальной инфраструктуры. Пример — Николаевка. Она станет одн о й из первых в городе территорий, реновация которой пройдет в рамках КРТ.

М огу я узнать, когда в моем районе появится школа или детсад ?

Да, вы можете узнать о том, планируется ли в вашем районе строительство объектов социнфраструктуры. Для этого можно направить обращение в администрацию города.

Источник: newslab.ru

Права родителей в школе

В России школы бесплатные, но это не значит, что дети и родители в них бесправные. Когда ребенок идет в школу, у родителей начинаются заботы и поборы: сдавать деньги на подарки, покупать школьную форму в одном стиле, участвовать в ремонте, отпускать детей на субботники. Не все из этих обязанностей нужно выполнять по закону. У родителей есть права, которые они могут защищать и отстаивать.

Отстаивать права в школе бывает непросто. Но стоит хотя бы знать о том, на что вы на самом деле имеете право и что можете требовать.

Если ваши дети учатся в школе, отправьте этот плакат в родительский чат: вместе отстаивать свои интересы гораздо проще. А если вы работаете в школе, распечатайте этот плакат и повесьте в коридоре или классе. Родители узнают о своих правах и поймут, что школе не все равно.

Распечатайте плакат и повесьте его на стену, чтобы всегда помнить о своих правах

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Право выбирать школу, форму обучения и язык

Зачем. Вам и вашему ребенку не могут навязать какую-то конкретную школу. Вы можете сами решать, какое образовательное учреждение, с какой специализацией и в каком районе выбрать. При этом нужно учитывать мнение ребенка и советы медико-педагогической комиссии. Но с мнением ребенка можно только ознакомиться, а окончательное решение все равно за родителями.

А заключения комиссии вообще может не быть: его дают не каждому ребенку.

Главное в этом праве родителей — возможность самим выбирать школу. Но есть сложность: если вы хотите, чтобы в обучении был упор на языки или математику, это не значит, что можно прийти в любую школу и потребовать углубленного изучения нужных вам предметов. Все права по выбору дисциплин, формы обучения и языка можно реализовать, только если в школе вообще есть выбор. Родители выбирают не что им захочется, а из того, что может предложить конкретная школа.

Еще для родителей важно, где будет находиться школа. По закону вы имеете право выбрать любую школу — необязательно по месту жительства. Но ребенка могут не принять, если нет мест. В первую очередь зачислят детей по прописке и льготников.

Как реализовать. По закону у каждой школы есть официальный сайт. Там обязательно будет раздел «Сведения об образовательной организации» с информацией об учебных программах, языках, основных предметах, свободных местах для приема и даже полный список учителей с их образованием и стажем. Изучите сайты тех школ, которые вам интересны и подходят по отзывам, расположению и программе. Подайте заявление в ту школу, куда хотите отдать ребенка.

Можно подать заявление в несколько школ, но по месту жительства заявление точно примут, а в других районах могут и отказать. Требовать зачисления бесполезно: у школ есть лимит по числу учеников в классе, они не обязаны принимать вообще всех желающих. Если школа не понравится, при наличии свободных мест в другой школе ребенка можно перевести даже в середине года.

Школы, гимназии и лицеи с углубленным изучением предметов имеют право проводить конкурсный отбор детей. Но все это должно быть регламентировано на уровне региона. Хотите в такую школу — изучите документы, как туда попасть. Отказ в зачислении может быть законным.

См. также:

Право не платить за то, что должно быть бесплатным

Зачем. С первых дней обучения в школе от родителей начинают требовать деньги: на учебники, охрану, ремонт крыши, покупку мыла, подарки учителям, пластиковые окна в спортзал, какие-то олимпиады и дополнительные занятия. Обучение в школе — бесплатное. Сдавать деньги на что-то дополнительное родители могут добровольно: в классе — по решению родительского комитета, если все согласны, на уровне школы — как благотворительный или целевой взнос.

Если в школе есть платные занятия, это законно. Но родители не обязаны отдавать на них ребенка и платить в обязательном порядке. На такие занятия можно не ходить, тогда и деньги не нужны. Только вы сами решаете, сдавать ли деньги на нужды школы или класса. Заставить никто не может.

Как реализовать. Чтобы влиять на суммы сборов в классе и школе, участвуйте в родительских собраниях, войдите в состав родительского комитета, проверьте информацию о платных услугах на сайте школы.

Если школа требует деньги за учебные пособия, проверьте, входят ли они в учебный план. Если не входят, придется покупать: одноразовые рабочие тетради не всегда выдаются бесплатно.

Если с вас требуют деньги на то, что вы не хотите оплачивать, да еще и грозят ребенку дискриминацией, жалуйтесь директору или в Рособрнадзор. Если решили сдавать деньги на нужды школы, перечисляйте их на расчетный счет и указывайте назначение платежа: тогда школа не сможет потратить деньги на свое усмотрение.

Источник: journal.tinkoff.ru

Детсады, школы, «развивашки»: какая социальная инфраструктура нужна в ЖК

Фото: Брусника

Сегодня в Москве, да и во многих регионах России, трудно найти квартал-новостройку без детского сада и школы. Исключения составляют разве что небольшие проекты точечной застройки и апартаменты. Социальная инфраструктура из бонуса давно перешла в разряд стандартного элемента комфортной среды и входит в пятерку главных запросов покупателей при выборе квартиры. Проекты без такой инфраструктуры меньше пользуются спросом.

Обязательные требования по обеспеченности жилой застройки детскими садами и школами регионы начали вводить еще в 2013-м. Но даже если бы этих нормативов не было, ситуация вряд ли могла измениться кардинально. Жилье без детских садов, школ и поликлиник сегодня продать крайне сложно, считают в девелоперской компании «Брусника».

Рассказываем, кто и за чей счет должен возводить детские сады и школы в жилых комплексах и какие требования предъявляются властями и покупателями к наличию детских садов, школ, а также помещений в ЖК для занятий, обучения и развлечения детей.

Требования к социальной инфраструктуре в новостройках

Нормативы обеспеченности объектами социальной инфраструктуры закреплены на региональном уровне. В Москве они установлены постановлением правительства. Согласно документу, на 1 тыс. жителей в зависимости от района должно быть 105–124 мест в общеобразовательных школах и 46–63 места в детских садах. Поскольку в нынешних реалиях новый девелоперский проект не может не создавать нагрузки на инфраструктуру локации, застройщик обязан компенсировать — он должен строить новые образовательные учреждения, рассказала председатель совета директоров компании «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова.

Запросы покупателей новостроек на детсады и школы

По результатам многих исследований можно сказать, что наличие школы — в тройке самых значимых критериев при выборе жилья наряду с близостью метро и парка или рекреационной зоны. «Среди инфраструктурных объектов школу новоселы считают самым важным», — объяснила Доброхотова.

Читайте также:  В каком году было строительство бама

В девелоперской группе «А101» отмечают, что наличие образовательной инфраструктуры находится в первой пятерке запросов у примерно 60% покупателей. «У абсолютного большинства девелоперов России, скорее всего, будет схожая статистика, за исключением разве что проектов с нетиповой целевой аудиторией, но на рынке их не так много. С высокой степенью вероятности жилой комплекс без обеспечения инфраструктурой просто не будет востребован. И, наоборот, современные школы, которые занимают высокие места в официальных рейтингах, повышают интерес и к локации, и к жилью в ней», — уточнила директор по коммуникациям ГК «А101» Елена Платонова.

Школа стоит в тройке самых значимых критериев при выборе жилья наряду с близостью метро рекреационной зоны

Школа стоит в тройке самых значимых критериев при выборе жилья наряду с близостью метро рекреационной зоны (Фото: Брусника)

Частные детсады и «развивашки»

Обязательства перед городом — не единственная причина строительства школ и детсадов. «Их невероятная популярность среди покупателей жилья побуждает девелоперов проектировать частные образовательные учреждения на территории своих жилых комплексов, в том числе специализированные, с определенным уклоном», — сказала Ирина Доброхотова.

Чтобы такие проекты появились, оператор должен увидеть в районе потенциал в виде тех же социологических и демографических показателей, динамики заселения новых домов, а также подходящее под его концепцию помещение в ЖК, уточнила Елена Платонова из «А101».

Кто финансирует строительство социальной инфраструктуры

Обязанности по возведению школ и детских садов при новом жилищном строительстве практически всегда лежат на застройщике. Частный случай — строительство жилья от госзаказчика (например, Фонд реновации и др.), но и в этом случае для возведения школы будет привлечен коммерческий подрядчик, сказала Ирина Доброхотова,

Стоимость включения школы в девелоперский проект зависит от стоимости земельного участка и сопряженных расходов. Редкая школа в Москве (внутри МКАД) обходится застройщику менее чем в 1 млн руб. за одно учебное место, то есть обычно стоимость школы на 1 тыс. мест составляет не менее 1 млрд руб., подсчитали в компании «Бест-Новострой». По словам аналитиков компании, существуют и нормативы площади: не менее 18 кв. м на одно учебное место, а размеры участка застройки — не менее 17 кв. м на одно место. В пересчете на квадратный метр наименее затратные школы — большие, на 1,5 тыс. мест и более.

Три модели финансирования

За последние семь лет в сфере строительства социальной инфраструктуры сложились три основных механизма финансирования, рассказали в девелоперской компании «Брусника».

  • Первый — застройщик возводит объект за свой счет и затем безвозмездно передает его городу. Это влияет на себестоимость всего проекта и зачастую сказывается на конечной цене 1 кв. м.
  • Второй механизм предусматривает передачу готового объекта в аренду до полного или частичного возврата инвестиций.
  • Третий предполагает выкуп школы или детского сада за счет средств муниципального бюджета.

Но есть и гибридные модели. Пример — школа, которую «Брусника» начала строить в прошлом году в новосибирском микрорайоне «Европейский берег». Компания за свой счет разработала проект, профинансирует подключение объекта к коммуникациям и благоустройство прилегающей территории. А средства непосредственно на возведение школы выделят из местного и областного бюджетов.

Новые стандарты проектирования школ и детсадов

В России сформировался тренд на строительство новых школ и детских садов по индивидуальным проектам, с привлечением к процессу проектирования детских психологов, с обращением к международному опыту. Так можно построить действительно эффективные образовательные пространства, которые при этом будут соответствовать действующим нормативам, объяснила Елена Платонова из «А101».

В компании «Брусника» приводят пример проектирования школы в Новосибирске. Архитекторы компании отказались от привычного для советского градостроения Н- или П-образного плана, что позволило оптимизировать площадь школы в пересчете на одного ученика и вложить в каждый квадратный метр больше ресурсов. Проект предполагает создание образовательного учреждения, легко приспосабливающегося к изменениям. В нем нет актового зала (вместо него просторный атриум, объединяющийся с танцевальным классом), специализированные классы разделены на кластеры, конфигурация аудиторий предусматривает возможность различной рассадки, пояснили в пресс-службе компании.

Для конструирования и прототипирования, робототехники, метапредметных и IT-лабораторий, полноценных кулинарных классов и других новых предметов требуются совсем другие помещения — в части освещенности, вентиляции, инженерных мощностей и т. п., рассказал Елена Платонова. По ее мнению, изменения отчасти обусловлены сменой поколений учеников — детям для психологического комфорта необходимо дать максимальное количество возможностей для общения не только в рамках класса, но и в параллели, и нередко со всеми учениками в школе, а также места для уединения, индивидуальных занятий и подготовки. В такой атмосфере, как утверждают психологи, их мотивация кратно увеличивается.

В России оформился тренд на строительство новых школ и детских садов по индивидуальным проектам, с привлечением к процессу проектирования детских психологов, с обращением к международному опыту

В России оформился тренд на строительство новых школ и детских садов по индивидуальным проектам, с привлечением к процессу проектирования детских психологов, с обращением к международному опыту (Фото: Брусника)

Проблемы реализации

Несмотря на позитивный опыт, взаимодействие муниципалитета, девелоперов и банков не всегда проходит гладко, считают в девелоперской компании «Брусника». «Бывает, что строительство детских садов и школ не укладывается в экономику проекта. И здесь требуются новые модели, предусматривающие, например, выкуп объектов с компенсацией налоговых расходов инвестора, поручительство субъекта перед банком, выдающим проектный кредит, либо госфинансирование в рамках государственно-частного партнерства или концессии», — пояснили в пресс-службе девелопера.

Главный вопрос, который требует решения, по мнению Елены Платоновой, заключается в обеспечении возможности строительства школ и детских садов параллельно с жилыми домами. Этого сложно было добиться до появления эскроу-счетов, поскольку такие проекты финансировались из прибыли девелопера, говорит эксперт. «Но и в рамках проектного финансирования кредит на строительство объекта, который не принесет девелоперу прибыли, получить нельзя. Поэтому затраты на строительство школ и детских садов обычно включают в кредитные линии на каждый дом», — пояснила Елена Платонова.

Социальная инфраструктура и комфортность новостроек

В рейтинге комфортности новостроек портал ЕРЗ.РФ оценивает социальную инфраструктуру ЖК по следующим параметрам:

  • обеспеченность детскими садами;
  • обеспеченность школами;
  • обеспеченность поликлиникой;
  • наличие офиса врача общей практики;
  • наличие высших учебных заведений;
  • наличие больниц;
  • обеспеченность продуктовыми магазинами;
  • наличие крупных торговых центров.

В методологии оценки за развитую социальную инфраструктуру ЖК может набрать максимум 20 баллов, что составляет 12% максимально возможной итоговой оценки ЖК.

Максимальный балл (20 баллов) за развитую социальную инфраструктуру имеют только 2,3% из всех оцененных ЖК в РФ, включая:

  • «LEGENDA Комендантского» (Санкт-Петербург), застройщик «LEGENDA Intelligent Development»;
  • «Европейский квартал» (Тюмень), застройщик «Брусника»;
  • «Эволюция» (Новосибирск), застройщик ГК «Стрижи».

Среди регионов, где оценено не менее десяти ЖК, лидерами по развитию социальной инфраструктуры в ЖК стали: Архангельская область (15,3 балла), Саратовская и Пензенская области, Республика Саха (14,9 балла) и Республика Карелия (14,7 балла).

Источник: realty.rbc.ru

Добро не пожаловать в школу

В Ижевске катастрофически не хватает школ. Существующие переполнены, а большинство нового жилья сдается без возведения учебных заведений. Власти же не занимаются градостроительной политикой, разрешая точечную застройку, а в больших жилых комплексах не успевают строить школы.

Из-за нехватки школ их уплотняют, и зачастую родители вынуждены возить детей на учебу за несколько километров от дома. И ждать строительства школы в своем микрорайоне по несколько лет, а то и вовсе не дождаться.

Плохой пример

Притчей во языцех стало строительство школы на улице Архитектора Берша. Застройщики, сдавая здесь по несколько домов в год, не позаботились о том, где будут учиться сотни детей, чьи родители приобрели или собираются купить жилье в этих домах. Да это и не их забота, а государства.

В отсутствии школы учеников с улицы Берша несколько лет «раскидывали» по соседним учебным заведениям – на улицах Сабурова, Барышникова, Автозаводской. Но микрорайон продолжал расти, и в 2018 году встал вопрос о строительстве школы.

Проект строительства стал для Ижевска гордостью. 1224 места – школ такой вместимости в городе еще не было. Богатая инфраструктура: 51 ученический класс, два бассейна, зал хореографии, актовый зал на 560 мест, два спортзала с трибунами для зрителей, две библиотеки, спортивные площадки, беговые дорожки. Стоимость строительства оценивалась в 1 млрд рублей.

Читайте также:  Строительные нормы и правила геодезические работы в строительстве

Впрочем, этот проект был уникальным только для Ижевска. На самом деле он типовой, и по нему государство уже построило школы в Альметьевске, Набережных Челнах, Казани. Тем не менее, проект был одобрен в федеральном правительстве и вошел в список финансирования по федеральной программе «Жилище». Половина средств из бюджета программы поступила, и в феврале 2019 года началось строительство. Завершить объект планировали к июлю 2020 года, однако уже осенью 2019-го встал вопрос о дальнейшем финансировании стройки – его прекратили.

В последующие годы строительство останавливали еще не раз и, наконец, весной 2022 года школу достроили – 1 сентября она примет учеников. Вот только хватит ли ее вместимости на тысячи детей, что за эти 4 года заселились в новые дома на улице Берша? Родители сомневаются.

«Заявили, что откроют восемь первых классов. Этого мало! В последние годы в микрорайоне подросло несколько сотен детей, которым нынче идти в первый класс. И всего одна школа на такой огромный микрорайон. Для всех желающих мест точно не хватит, и снова будем возить детей в другие школы.

Власти дождались, когда район разросся, и теперь надо строить еще одну школу», — поделилась мнением жительница улицы Берша Татьяна Мятникова.

Комплексно vs точечно

Бичом последних 20 лет в большинстве городов страны, как и в Ижевске, стало точечное строительство жилья. Происходит это так: муниципалитет выставляет определенный земельный участок внутри города на торги – как правило, небольшой площади. Его может купить любой желающий, в том числе и застройщик.

Поскольку участок небольшой, то компания строит на нем всего от 1 до 5-6 небольших домов-«свечек». Разумеется, о выделении земли на участке под строительство детского сада или школы речи не идет – вся территория участка используется под жилищную застройку для извлечения будущей прибыли от продажи жилья. А некоторые застройщики скупают земли не у города, а частные – эти участки еще меньше по площади, чем муниципальные. Хватает только чтобы построить 1-2 дома.

В результате микрорайоны растут, жителей становится все больше, а социальная инфраструктура не обновляется. Отсюда проблема нехватки мест в школах и детских садах, очередей в поликлиниках, автомобильных пробок на дорогах и т. д.

Две школы на микрорайон

Проблема точечной застройки жилья наиболее остро развилась в Ижевске на Восточном поселке. Это один из самых старых микрорайонов города, однако земельные участки здесь пользуются большим спросом у компаний-застройщиков – из-за близости центра и, соответственно, высоких цен на будущие квартиры.

И при этом в микрорайоне, где проживают несколько десятков тысяч человек, функционируют всего две школы – старые, с малой вместимостью: школа №84 и лицей №44. По оценке минстроя Удмуртии, сегодня в Восточном поселке не хватает около 450 учебных мест.

Родители учеников говорят: 84-я школа перегружена раза в полтора. В начальной школе по семь классов во всех параллелях, старшие классы тоже забиты под завязку. Жанна Акатьева, мама третьеклассника, рассказывает, что когда записывала ребенка в первый класс, то около дверей школы очередь стояла с 3 часов, и это была настоящая битва.

«Это большая удача для родителей, если удалось записать ребенка в 84-ю школу. Те, кому мест не хватило, возят детей в другие школы. В классе у сына есть несколько детей, чьи братья и сестры учатся в других школах. Меня удивляет, как при такой ситуации со школами власти разрешают еще строить в нашем районе дома!

Уже все забито, нет ни дорог — сплошные ямы и огромные пробки, ни школ, ни детских садов, ни больниц. Видимо, скоро в 84-й школе сделают учебу в три смены. Ведь дома все строят и строят. Точечно», — поделилась жительница Культбазы.

А что же власти?

Отдав строительство жилья на откуп коммерсантам, государство не сняло себя обязанность по строительству школ. Но на примере с Восточным поселком в Ижевске ясно, что власть попросту не ведет грамотную градостроительную политику.

Официально власти города и республики, конечно же, против точечной застройки. Но на деле… К концу 2010-х годов у руководства Ижевска фактически забрали все полномочия по градостроительному развитию, передав функции в минстрой. В 2018 году по инициативе Актива Восточного поселка при минстрое Удмуртии создали рабочую группу для выработки поправок в Правила землепользования Ижевска – чтобы строительство в городе велось согласно плану развития территории, а не точечно. Один из лидеров Актива, Эдуард Бабаян, вспоминает, что бывший тогда министром строительства Дмитрий Сурнин ответил жителям: мол, да, план планировки территории – хорошо, точечная застройка – плохо, но сегодня это единственный способ жилищного строительства в городе, ведь «есть планы по сдаче жилья, и раз по плану планировки работать нет возможности, будем строить точечно». Выводы очевидны.

По данным Эдуарда Бабаяна, власти города все же занялись вопросом строительства школы на Восточном поселке. Один из вариантов был – построить дополнительный корпус на месте хоккейной коробки за 44-м лицеем. Были предложения по строительству школ между улицами Бабушкина и 40 лет Победы, на месте старых огородов. Но здесь планируют построить жилье на 1,5 тысячи жителей, и тогда государству придется возводить уже не одну школу, а сразу две.

Но в результате власти остановились на варианте, логика которого кажется странной. До 2025 года планируется построить школу на 1000 мест по ул. Шишкина, 3, со сносом старого здания. По этому адресу сейчас располагается лицей №44 – тот самый, что наряду со школой №84 «тащит» на себе весь Восточный поселок.

Кстати, лицей рассчитан на 1500 мест, но вместо него планируют строить школу на 1000 мест. Т.е. к существующим 450 местам, которых не хватает в поселке, добавятся еще 500. Логика.

И такая ситуация сложилась не только на Восточном поселке, но во всем городе. Хотя решение проблемы лежит на поверхности: есть уже разработанные Правила землепользования Ижевска, которые предполагают комплексную, «умную» застройку городских территорий. Но власти города и республики о них «забыли».

Исключения из правил

Хотя в городе есть примеры, когда компании-застройщики покупают большие земельные участки и выделяют на них землю под будущее строительство школ и детских садов. И даже за свой счет проектируют эти социальные объекты – своеобразная помощь государству, которому затем остается построить школу или детский сад по уже готовому проекту на земле коммерческой компании-застройщика.

Правда, в Ижевске можно найти не более пяти таких жилых комплексов, где предусмотрено будущее строительство школ и ведется их проектирование. Например, два крупных жилых комплекса в Завьяловском районе, вдоль улицы Берша, жители которой несколько лет ждали от государства, когда оно построит хотя бы одну школу на весь микрорайон. В каждом из этих двух ЖК предусмотрено строительство школы и двух детских садов и уже разрабатываются их проекты.

На вопрос Udm-info, почему застройщик согласился на дополнительные расходы, в компании ответили: начиная строить новые ЖК на своих земельных участках, они понимали, что и без новых домов уже сегодня существует острая нехватка школ, и озадачились решением этой проблемы. Государству останется лишь построить социальные объекты по существующим федеральным программам. Другое дело, когда оно их построит, и построит ли вообще.

21 декабря прошлого года в Ижевске назначили нового руководителя Управления архитектуры и градостроительства. Им стал 40-летний Станислав Черемных. Ему предписали проводить в городе единую градостроительную политику, реализовывать комплексный план социально-экономического развития города, повышать качество жилой застройки и рекреационных зон. Но пока результата не видно. Или «один в поле не воин».

Источник: udm-info.ru

Рейтинг
Загрузка ...