Особенности получения разрешения на строительство нескольких объектов
Разрешение на строительство комплекса объектов представляет собой официальный документ, без которого все возведенные здания и сооружения оказываются вне правового поля.
Процедура получения прописана в Градостроительном кодексе РФ, включает в себя определенные этапы и серьезных проблем, как правило, не вызывает. Но лишь в том случае, когда на одном земельном участке расположено единственное здание. Сложности и путаница возникают, когда планируется строительство нескольких объектов. Здесь обнаруживаются юридические нюансы.
О чем необходимо задуматься
Законодательство не содержит прямого запрета на возведение ряда строений на одном земельном участке, за исключением многоквартирных домов (ч.3.1. ст.51 ГРК РФ).
Но на практике подобное решение поднимает ряд вопросов.
- Выдается одно разрешение на строительство нескольких объектов или на каждое здание отдельно?
- Расположение нескольких строений на участке автоматически требует регистрации как единого комплекса с подготовкой экспертизы проекта?
- Или можно вводить здания как отдельно стоящие, но потребуется ли тогда формировать под каждым из них самостоятельный участок?
- Допустимо ли размещать части недвижимого комплекса на разных территориях?
- Предусмотрена ли возможность ввода в эксплуатацию отдельных сооружений до введения комплекса в целом?
Моменты весьма тонкие, но их придется учесть еще до начала планирования стройки.
Специфика объединения
При оформлении разрешения на строительство комплекса объектов нужно понимать следующее. Указанное имущество соответствуют понятию «единый недвижимый комплекс» (далее по тексту – ЕНК) при соблюдении следующих условий:
- составляющие части должны быть едины, неразрывно связаны между собой физически и технологически;
- они зарегистрированы как одна недвижимая вещь.
При этом ЕНК относится к неделимым вещам, то есть составные части не являются юридически самостоятельными, и зарегистрировать каждую отдельно не удастся.
Возведение дополнительного строения после ввода в эксплуатацию ЕНК будет рассматриваться с точки зрения закона как реконструкция и также потребует получения разрешения.
Что касается единого земельного участка, тут обнаружились разночтения. Но судебная практика подтвердила, что право собственности на ЕНК может быть зарегистрировано даже при расположении его составных частей в разных районах.
Выбор модели вариантов
Получение разрешения на строительство нескольких объектов – процедура сложная и путаная, но разобраться в ней можно и нужно. Для начала необходимо определиться:
- планируется ли возведение двух и более зданий на одном земельном участке или на разных;
- станет ли недвижимость представлять собой единый комплекс или отдельно стоящие здания;
- предусмотрено ли поэтапное возведение построек;
- будет ли имущество отвечать признакам отдельных капитальных строений, обладать основным или вспомогательным назначением.
Ответ на каждый из этих вопросов развернет новый алгоритм решения и позволит просчитать возможные риски в будущем, в том числе связанные с распоряжением всем имуществом или его частью.
Получение разрешений в сфере строительства
Нет нерешаемых ситуаций, есть решения, которые требует тщательной юридической проработки.
ИсточникУправление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение, учитывая, что в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр не уполномочен разъяснять и толковать законодательство Российской Федерации, сообщает.
В соответствии со статьей 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК) недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс, представляющий собой совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые:
1) либо неразрывно связаны физически или технологически, в том числе линейные объекты (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие);
2) либо расположены на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность соответствующих объектов в целом как одну недвижимую вещь;
к единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
Если различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (сложная вещь), то действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи, поскольку условиями сделки не предусмотрено иное (статья 134 ГК).
Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ), статей 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются в отношении недвижимого имущества, к которому, в частности, относятся здания, сооружения, единые недвижимые комплексы.
Согласно части 1 статьи 46 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на единый недвижимый комплекс осуществляются:
в связи с завершением строительства объектов недвижимости, если в соответствии с проектной документацией предусмотрена эксплуатация таких объектов как единого недвижимого комплекса;
в связи с объединением нескольких указанных в статье 133.1 ГК объектов недвижимости, государственный кадастровый учет которых осуществлен в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН) и права на которые зарегистрированы в ЕГРН, по заявлению их собственника.
Таким образом, совокупность нескольких объектов недвижимости — зданий, сооружений, объединенных единым назначением, государственный кадастровый учет которых осуществлен в ЕГРН и права на которые зарегистрированы в ЕГРН, по заявлению их собственника может быть поставлена на государственный кадастровый учет в качестве единого недвижимого комплекса с одновременным осуществлением государственной регистрации права собственности на этот единый недвижимый комплекс. Учитывая пункт 50 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных действующим в настоящее время приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 статьи 46 Закона N 218-ФЗ, технический план, необходимый для постановки на государственный кадастровый учет единого недвижимого комплекса, должен содержать в разделе «Заключение кадастрового инженера» сведения, характеризующие единый недвижимый комплекс (при этом сведения о содержании технологической связи объединенных единым назначением зданий, сооружений ввиду ее отсутствия не указываются).
Также отмечаем следующее.
Порядок создания объектов капитального строительства установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее — ГрК) и предусматривает в том числе подготовку проектной документации (статья 48), выдачу разрешения на строительство (статья 51), а после его завершения — выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (статья 55).
Необходимо отметить, принимая также во внимание положения статей 1, 14, 24 Закона N 218-ФЗ, что государственный кадастровый учет подтверждает существование того или иного объекта недвижимости с определенными характеристиками, включая вид объекта недвижимости (сведения о которых содержатся в том числе в проектной, разрешительной документации), и не может подменять собой иные процедуры, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (архитектурно-строительное проектирование, получение разрешения на строительство, создание объекта капитального строительства, ввод (приемка) этого объекта в эксплуатацию).
Также отмечаем, что Законом N 218-ФЗ не предусмотрено такое учетно-регистрационное действие, как «выдел» здания, сооружения, входящего в состав иного объекта недвижимости, например, производственно-технологического комплекса, учтенного в ЕГРН в качестве сооружения. Кроме того, на наш взгляд, учитывая положения статьи 133 ГК, проведение кадастровых работ для целей внесения в ЕГРН сведений об объектах недвижимости, образованных в результате преобразования объекта капитального строительства, допускается только в случае, если такой объект является делимой вещью и его преобразование допустимо в соответствии с федеральным законом.
ИсточникОдно разрешение на строительство на несколько объектов капитального строительства
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 6 апреля 2022 года N 603
О случаях и порядке выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами, на двух и более земельных участках, разрешений на ввод в эксплуатацию таких объектов, а также выдачи необходимых для этих целей градостроительных планов земельных участков
(с изменениями на 10 июня 2022 года)
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2022 года N 1062 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.06.2022, N 0001202206100074).
2. Установить, что:
а) выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами (далее — объект капитального строительства), на двух и более земельных участках и градостроительных планов таких земельных участков может осуществляться в соответствии с Правилами в случае совокупности следующих условий:
указанные земельные участки являются смежными;
указанные земельные участки принадлежат одному лицу на праве собственности, и (или) на праве постоянного (бессрочного) пользования, и (или) на праве пожизненного наследуемого владения, и (или) на праве безвозмездного пользования и (или) находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены одному лицу на праве аренды для целей строительства объекта капитального строительства. Для земельных участков, на которых планируется строительство многоквартирных домов, срок действия договоров аренды таких земельных участков должен составлять не менее одного года и истекать в один и тот же год в пределах одного и того же календарного месяца;
указанные земельные участки имеют одинаковый вид разрешенного использования земельного участка, допускающий размещение объекта капитального строительства;
б) выдача разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с Правилами, в случае если разрешение на строительство было выдано в соответствии с Правилами;
в) разрешения на строительство объектов капитального строительства, выданные в соответствии с Правилами, действуют до истечения срока, на который они были выданы.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 апреля 2022 года N 603
Правила выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами, на двух и более земельных участках, разрешений на ввод в эксплуатацию таких объектов, а также выдачи необходимых для этих целей градостроительных планов земельных участков
(с изменениями на 10 июня 2022 года)
1. Настоящие Правила устанавливают порядок выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами, на двух и более земельных участках (далее — смежные земельные участки), разрешений на ввод в эксплуатацию таких объектов, а также выдачи необходимых для этих целей градостроительных планов земельных участков.
Выдача указанных разрешений на строительство, разрешений на ввод в эксплуатацию и градостроительных планов земельных участков в соответствии с настоящими Правилами осуществляется в случаях, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2022 г. N 603 «О случаях и порядке выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами, на двух и более земельных участках, разрешений на ввод в эксплуатацию таких объектов, а также выдачи необходимых для этих целей градостроительных планов земельных участков».
2. Разрешение на строительство объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, на смежных земельных участках выдается уполномоченными на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» (далее — уполномоченные органы).
4. К заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются документы, указанные в пунктах 1_1, 3-5 и 7-10 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также:
а) правоустанавливающие документы на смежные земельные участки;
б) выдаваемые в соответствии с положениями пункта 5 настоящих Правил градостроительные планы земельных участков в отношении каждого из смежных земельных участков или градостроительный план земельного участка, единый для всех смежных земельных участков.
5. В рамках настоящих Правил в отношении смежных земельных участков могут быть по решению заявителя выданы градостроительные планы земельных участков в отношении каждого из смежных земельных участков либо градостроительный план земельного участка, единый в отношении всех смежных земельных участков.
Для целей строительства объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, на смежных земельных участках заявитель в порядке, предусмотренном статьей 57_3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обращается с заявлениями о выдаче градостроительных планов земельных участков в отношении каждого из смежных земельных участков либо с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, единого в отношении всех смежных земельных участков, в орган местного самоуправления по месту нахождения смежных земельных участков.
В градостроительный план земельного участка, единый в отношении всех смежных земельных участков, включается информация о границах смежных земельных участков и о кадастровых номерах смежных земельных участков (при их наличии). Информация о минимальных отступах от общих границ смежных земельных участков в такой градостроительный план земельного участка не включается.
7. Выдача градостроительных планов земельных участков, указанных в пункте 5 настоящих Правил, осуществляется в соответствии со статьей 57_3 Градостроительного кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами.
8. Заявление о выдаче разрешения на строительство и приложенные к нему документы, предусмотренные пунктом 4 настоящих Правил, направляются заявителем в уполномоченный орган в порядке, установленном статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
9. Рассмотрение заявления о выдаче разрешения на строительство и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Уполномоченный орган при проведении проверки соответствия проектной документации требованиям, предусмотренным пунктом 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также допустимости размещения объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, в соответствии с разрешенным использованием смежных земельных участков и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, не учитывает установленные правилами землепользования и застройки минимальные отступы от общих границ смежных земельных участков в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений и сооружений. При этом предоставление заявителем разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции не требуется.
В случае если для получения разрешения на строительство заявителем представлен градостроительный план земельного участка, единый в отношении всех смежных земельных участков, при проведении предусмотренной настоящим пунктом проверки уполномоченный орган учитывает ограничения, установленные в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации в отношении всех смежных земельных участков, на которых планируется строительство.
Соответствие проектной документации требованиям максимального процента застройки в границах смежных земельных участков определяется исходя из суммарной площади всех смежных земельных участков, на которых планируются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом.
Отказ в выдаче разрешения на строительство в связи с несоответствием представленной проектной документации минимальным отступам от границ смежных земельных участков в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений и сооружений, не допускается.
10. Для ввода объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, в эксплуатацию заявитель обращается в уполномоченный орган в соответствии с частью 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию с приложением документов, указанных в пунктах 2-12 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также правоустанавливающих документов на смежные земельные участки, на которых осуществлены строительство, реконструкция объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом.
11. Рассмотрение документов, указанных в пункте 10 настоящих Правил, и выдача разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, осуществляются в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»