Имеется объект культурного наследия федерального значения. Здание храма, которое разрушили в годы гонения. В данный момент остались только стены. Здание передали в безвозмездное пользование Епархии. Теперь мы получили письмо от Управления по охране объектов культурного наследия с указанием оформить храм в собственность и поставить на кадастровый учет.
Правомерно ли это требование? Остались одни стены. Кто должен оформлять его в собственность, какая организация?
Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Запись онлайн-семинара «Как оформить земли сельхозназначения?» (10.06.2020 г.)
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно п. 2 ст. 263 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
Согласно ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом.
Согласно ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Закон об объектах культурного наследия) памятники – отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» к имуществу религиозного назначения).
Согласно п. 1 ст. 3.1 Закона об объектах культурного наследия территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью.
Вебинар «Особенности регистрации при оформлении в собственность храмов и земельных участков». Ч. 1
Согласно п. 2 ст. 3.1 Закона об объектах культурного наследия в территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда, водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц. Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков. В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет.
Согласно п. 4 ст. 2 Закона об объектах культурного наследия оформление права собственности субъектов РФ, муниципальных образований на объекты культурного наследия федерального значения, которые являлись недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения до 27 декабря 1991 г. и необходимы для обеспечения осуществления субъектами РФ и муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, производится в порядке, определенном п. 2 ст. 63 Закона об объектах культурного наследия, за исключением объектов культурного наследия федерального значения, указанных в п. 5 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ст. 63 Закона об объектах культурного наследия при реализации п. 4 ст. 2 Закона об объектах культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения, являвшихся недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения до 27 декабря 1991 г., Правительство РФ утверждает перечни объектов культурного наследия, которые необходимы для обеспечения осуществления субъектами РФ, муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, а также в отношении которых должно быть оформлено право собственности Российской Федерации. Указанные перечни объектов культурного наследия федерального значения формируются по предложениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры и историко-культурного наследия.
К сожалению, вопрос не содержит важнейших сведений, от которых зависит полнота и правильность ответа.
Прежде всего следует определиться в терминологии: это «здание», т.е. объект недвижимости, которое можно использовать по целевому назначению, или «стены», отнесение которых к объектам недвижимости, по смыслу ст. 130 ГК РФ, весьма спорно, а следовательно, возникновение права собственности на них и регистрация в Росреестре тоже под сомнением.
Из фразы «Здание передали в безвозмездное пользование Епархии» нельзя понять: (1) кто и на каком праве раньше владел «зданием» или «стенами» (далее – объект); (2) на основании какого закона и документа объект передан Епархии и имело ли лицо право и полномочия передавать объект; (3) кто является собственником земельного участка, на котором расположен объект (Российская Федерация, субъект РФ, орган местного самоуправления, частное лицо), поскольку земельный участок следует судьбе объекта недвижимости, расположенного на нем. Кроме этого, земельный участок и объект могут иметь разных собственников.
Теперь по поводу указания Управления по охране объектов культурного наследия оформить храм в собственность и поставить на кадастровый учет.
Оформить храм в собственность против воли Епархии никто не вправе, поскольку в России действует принцип свободы договора и понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством (ст. 421 ГК РФ).
Передача кому-либо в собственность или в пользование предварительно не поставленного на кадастровый учет объекта было бы невозможно. А если учесть, что на кадастровый учет объект недвижимости может поставить как собственник, так и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него (ст. 4 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»), то можно предположить, что прежний собственник (владелец) решил перенести на Епархию бремя расходов, связанных с постановкой объекта на кадастровый учет. Но раз Епархия приняла в пользование объект без выяснения выше изложенных обстоятельств и правомочий прежнего владельца объекта, то Епархия вправе самостоятельно на правах пользователя (ссудополучателя) поставить объект на кадастровый учет.
Теперь о регистрации права пользования.
Согласно ч. 9 ст. 51 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» к государственной регистрации безвозмездного пользования (ссуды) объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, выявленным объектом культурного наследия применяются правила, предусмотренные ч. 1 этойстатьи.
Согласно ч. 1 ст. 51 указанного закона государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.
Следовательно, Епархия как ссудополучатель вправе обратиться в территориальное управление Росреестра с заявлением о регистрации договора безвозмездного пользования.
Источник: pravo.rg.ru
О выделении земли под строительство храма
Зарегистрированной и уже действующей православной общине городская администрация препятствует в выделении земельного участка. На какие конкретно церковные документы (или правительственные) мы должны ссылаться, чтобы действовать в рамках закона?
Зарегистрированной и уже действующей православной общине в честь Архистратига Божия Михаила городская администрация препятствует в выделении земельного участка. На какие конкретно церковные документы (или правительственные) мы должны ссылаться, чтобы действовать в рамках закона? Спаси Вас Господи. Просим Ваших молитв.
Актив православной общины (Республика Татарстан г. Зеленодольск).
Уважаемый заявитель! Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
А в соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно.
В случае, если администрация вынесла решение об отказе в выделении Вам земельного участка, Вы вправе обжаловать его в суде согласно глав 23, 25 Гражданского процессуального кодекса РФ. При этом следует отметить, что срок исковой давности по данной категории дел составляет три месяца.
Так как в своем вопросе Вы не указываете, находятся ли на земельном участке, который Вы хотите приобрести, здания, строения, принадлежащие Вашей общине на праве собственности, а также, каким образом администрация препятствует Вам в выделении земельного участка, более подробный ответ я предоставить Вам не смогу ввиду отсутствия информации.
В случае, если Вы пришлете в редакцию более подробную информацию по Вашей ситуации с приложением решения об отказе в выделении Вам земельного участка, я готов в короткий срок постараться помочь решить Ваш вопрос.
С уважением, А. Морозов
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.
Источник: www.miloserdie.ru
О предоставлении земельных участков под строительство храмов и иных объектов религиозного или благотворительного назначения в безвозмездное пользование религиозных организаций без проведения торгов
В марте 2015 года в Московскую Патриархию поступила информация об отказах муниципальных органов в передаче без проведения торгов в безвозмездное пользование религиозных организаций земельных участков под строительство храмов. При этом в ряде епархий выявились случаи принуждения религиозных организаций к участию в торгах.
В обоснование своей позиции муниципалитеты ссылались на п. 73 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (утв. Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1), который не рассчитан на случаи предоставления в безвозмездное пользование религиозных организаций без проведения торгов незастроенных земельных участков. В связи с этим Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил обращение в адрес Министра экономического развития РФ А.В. Улюкаева. В ответ поступило разъяснение Миэкономразвития России от 03.07.2015 № ОД-10/26976, суть которого сводится к следующему.
В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование религиозным организациям для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до десяти лет.
Понятие «размещение» включает строительство, реконструкцию и (или) эксплуатацию объекта капитального строительства (пп. 7 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование религиозной организации в соответствии со статьей 39.10 Земельного кодекса РФ возможно, в том числе, в целях строительства зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения.
Порядок предоставления в безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 и 39.17 Земельного кодекса РФ.
Документы, предусмотренные пунктом 73 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12 января 2015 г. N 1 — в том числе имеются в виду документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на здание, сооружение (если право на такое здание, сооружение не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав), кадастровый паспорт здания, сооружения, расположенного на испрашиваемом земельном участке, — необходимы в случае предоставления земельного участка для эксплуатации существующего объекта, строительство которого не завершено.
В случае строительства объекта недвижимого имущества (здания, сооружения) указанные документы, предусмотренные пунктом 73 Перечня, не требуются.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ (в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению). При наличии сформированного земельного участка к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации
(Информация Минэкономразвития России «Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»»).
Источник: www.patriarchia.ru