Под системой открытой разработки месторождений полезных ископаемых понимается определенный порядок выполнения горно-подготовительных, вскрышных и добычных работ. В условиях данного карьера принятая система разработки должна обеспечивать безопасную, экономичную и наиболее полную выемку кондиционных запасов полезного ископаемого при соблюдении мер по охране окружающей среды.
Комплекс горного, транспортного и дробильно-сортировального и вспомогательного оборудования, обеспечивающий планомерную выемку горной массы в забоях и перемещение вскрыши на отвалы, а полезного ископаемого на склады и потребителям, составляет структуру комплексной механизации. Система разработки месторождения и структура комплексной механизации данного карьера тесно взаимосвязаны. если система разработки определяет объемы и порядок воспроизводства горных работ, то структура комплексной механизации определяет виды, мощность и расстановку оборудования, обеспечивающего выполнение этих работ.
Элементы системы разработки и их параметры
К элементам системы разработки относят уступы, фронт работ уступа и карьера, рабочую зону карьера, рабочие площадки, транспортные и предохранительные бермы. Опыт разработки месторождений простого строения показывает, что рациональная высота уступа находится в пределах 11-14 и 16-19 м соответственно для экскаваторов с ковшом емкостью 3-5 и 8-12,5 м 3 соответственно. В конкретных условиях высота уступа может отклоняться от указанных выше значений. Угол откоса уступа зависит от физико-технических свойств горных пород, применяемого оборудования и времени.
Диплом 2)Подготовительный период Рачистка трассы
Рабочие площадки уступов. Минимально достижимая ширина рабочих площадок уступов зависит от размеров выемочно-погрузочных машин, вида карьерного транспорта, схемы движения транспортных средств, крепости пород.
Минимальная ширина Шр.п рабочей площадки при разработке скальных пород с использованием мехлопат и колесного транспорта складывается из ширины х развала взорванной породы, безопасного расстояния от оси нижней бровки до транспортной полосы, ширины Т транспортной полосы, ширины Пв площадки для вспомогательного оборудования и ширины z бермы безопасности. При разработке мягких пород вместо ширины развала принимается ширина А заходки по целику. Ширина х развала зависит от свойств пород, методов взрывания, величины и типа зарядов ВВ, из расположения на уступе, высоты уступа, порядка взрывания скважин. Для учебных расчетов можно принимать следующую ширину развала: в легковзрываемых породах x =1.2 h y , в средневзрываемых x =2.3 h y , в трудновзрываемых x =3 h y . Ширина транспортной полосы зависит от типа транспортных средств и схемы их движения. Величину С принимают равной 2,5 – 3,5 м. Ширина бермы безопасности определяется величиной призмы возможного обрушения.
При использовании мехлопат ЭКГ-5 и ЭКГ-8 и железнодорожного транспорта ширина рабочей площадки составляет соответственно 26-31 и 29-33 м в мягких породах, 39-52 и 45-60 м в скальных. В случае использования автотранспорта ширина рабочей площадки составляет 23-30 и 37-52 м соответственно в мягких и скальных породах.
Подготовительные работы перед началом строительства❗ Зачем они нужны❓ Сколько стоят❓
Фронт работ уступа – часть уступа по длине, подготовленная к производству горных работ. Подготовка фронта работ уступа заключается в создании на уступе рабочей площадки необходимой ширины и в подводе транспортных и энергетических коммуникаций для обеспечения работы горного и транспортного оборудования. Суммарная протяженность фронтов работ составляет фронт работы карьера, который подразделяется на вскрышной, измеряемый длиной фронтов работ вскрышных уступов, и добычной, измеряемый длиной фронтов работ добычных уступов.
Создание первоначального фронта работ уступа и его перемещение в процессе работ не могут осуществляться произвольно. Нарезку уступов (путем проведения разрезных траншей) и перемещение фронта работ производят таким образом, чтобы в процессе разработки обеспечить заданное число вскрышных и добычных забоев.
Фронт работ уступа может перемещаться параллельно длинной или короткой оси карьерного поля от одной его границы до другой (однобортовая выемка), параллельно длинной или короткой оси карьерного поля от промежуточного положения к границам (двухбортовая выемка) радиально от центра выемочного слоя к его границам или от периферийных участков к центру, по вееру с поворотным пунктом, расположенным на границе карьерного поля или вблизи нее. Длина L ф.у фронта горных работ на уступе и скорость v ф его подвигания должны обеспечить работу экскаваторов с годовой эксплуатационной производительностью
где N э.у – число экскаваторов на данном уступе.
При работе на уступе двух экскаваторов и более фронт работ уступа делится на отдельные экскаваторные блоки, длина которых для экскаваторов ЭКГ-5 и ЭКГ-8 составляет 500-600 и 1000-1400 м соответственно при использовании автомобильного и железнодорожного транспорта.
Рабочая зона карьера – это зона, в которой осуществляются вскрыша и добыча полезного ископаемого. Она характеризуется совокупностью вскрышных и добычных уступов, одновременно находящихся в работе. Положение рабочей зоны определяется высотными отметками рабочих уступов и длиной фронта их работ.
Рабочая зона представляет собой перемещающуюся и изменяющуюся во времени поверхность, в пределах которой осуществляются работы по подготовке и выемке горной массы. При разработке горизонтальных и пологих месторождений высотное положение рабочей зоны изменяется незначительно (в основном вследствие изменения рельефа поверхности или погружения полезного ископаемого) и ее размеры в плане изменяются лишь частично за счет изменения конфигурации карьерного поля. Горно-подготовительные работы в период эксплуатации таких месторождений отсутствуют. Поэтому в данном случае рабочую зону можно назвать сплошной. При равнинном рельефе и разработке обоих бортов карьера площадь рабочей зоны
(9.2)
где h р.з – высота рабочей зоны, м; – угол откоса рабочих бортов со стороны висячего и лежачего бока залежи, град; Шд – ширина дна карьера, м; — усредненная длина фронта работ уступов, м.
Число экскаваторных блоков, которое разместится в рабочей зоне карьера
где Ко=0,85-0,93 – коэффициент, учитывающий наличие откосов уступов в рабочей зоне; f =0,7-0,8 коэффициент, учитывающий наличие резервных (нерабочих) блоков.
Классификация систем разработки
Наибольшее применение в горнотехнической литературе и практике получили классификации систем разработки, предложенные чл.-корр. АН СССР В.В.Ржевским, проф. Е.Ф.Шешко и акад. Н.В.Мельниковым.
В основу классификации, предложенной чл.-корр. АН СССР В.В.Ржевским (табл. 9.1), положены горно-геологические и геометрические предпосылки, характеризующие порядок разработки месторождения. Согласно этой классификации имеет место существенное различие систем разработки горизонтальных и пологих месторождений и наклонных и крутых месторождений.
Системы разработки горизонтальных месторождений характеризуются только порядком выполнения вскрышных и добычных работ, так как горно-подготовительные работы на таких месторождениях заканчиваются в период строительства карьера. Возобновиться горно-подготовительные работы могут только в период реконструкции карьера. Такие системы разработки называются сплошными (с постоянной рабочей зоной).
Системы разработки наклонных и крутых месторождений характеризуются порядком выполнения вскрышных, добычных и горно-подготовительных работ, так как горно-подготовительные работы на таких месторождениях ведутся как в период строительства карьера, так и в процессе его работы (для воссоздания фронта вскрышных и добычных работ нарезаются очередные по глубине уступы). Такие системы разработки называются углубочными (с переменой рабочей зоной).
Месторождения со сложным топографическими и горно-геологическими условиями могут разрабатываться смешанными (углубочно-сплошными) системами.
Порядок разработки месторождения связан с развитием горных работ по отношению к контурам карьерного поля. В связи с этим различают следующие системы по направлению выемки в плане:
продольные однобортовые и двухбортовые, когда фронт вскрышных и добычных работ перемещается параллельно длинной оси карьерного поля;
поперечные однобортовые и двухбортовые, когда фронт вскрышных и добычных работ перемещается параллельно короткой оси карьерного поля;
веерные, когда фронт вскрышных и добычных работ перемещается по вееру с центральным (общим) или рассредоточенным (два и более) поворотными пунктами;
кольцевые, когда фронт вскрышных и добычных работ имеет форму кольца и разработка ведется от центра к границам карьерного поля или от границ к центру.
Источник: raaar.ru
Технология стр. пр.. Головное издательство издательского объединения
Работы подготовительного периода на новой строительной площадке начинаются с момента ее отвода для возведения объекта, а при реконструкции — после определения территории или участка, которые можно выделить для размещения строительного хозяйства на территории действующего предприятия или внутри цеха.
В состав работ по подготовке территории под новое строительство входят: ограждение участка (если это необходимо), расчистка территории от деревьев, кустарников, валунов и т. п.; снос строений, их передвижка; перемещение мешающих инженерных сетей; защита территории от стока поверхностных вод; прокладка временных инженерных сетей и временных дорог; обеспечение нужд работающих в бытовых, культурно-административных и других помещениях.
После расчистки территории строительства выполняются работы по геодезической привязке площадочной опорной сети к государственным геодезическим знакам, а также по установке обноски и геодезической разбивке зданий и сооружений.
Состав подготовительных работ при реконструкции действующего предприятия в большой степени зависит от местных условий. Желательно максимально использовать для строительных работ имеющиеся инженерные сети. Бытовые и административные службы иногда размещают во временно освобождаемых помещениях предприятия. В некоторых случаях возводят по плану ка-
питального строительства завода здание, временно используемое для нужд строителей.
В подготовительный период, продолжительность которого часто достигает 30—40% всей продолжительности строительства, создают индустриальную базу производства по добыче строительных материалов и изготовлению строительных изделий и деталей; связывают строительную площадку с государственными дорогами, энергетическими и инженерными сетями и т. п. От тщательности выполнения заданий подготовительного периода в большой мере зависит успех, проведения всех основных строительно-монтажных работ по возведению или реконструкции зданий, сооружений, инженерных сетей и пусковых комплексов. Объем работ подготовительного периода обычно определяется в ПОС и уточняется в ППР.
§ 2. Расчистка территории
Линии связи или электропередач, подземные коммуникации и другие сооружения, затрудняющие производство работ на строительной площадке, переносят или перемещают на места, определяемые проектом, под наблюдением специалистов соответствующих организаций.
Здания, мешающие производству работ, разбирают или передвигают на заранее подготовленные фундаменты. При реконструкции промышленных предприятий снос зданий, разборка их или отдельных частей здания относятся к основным работам и выполняются в последовательности соответствующих ППР.
Наиболее часто приходится выполнять разборку покрытий со снятием ферм и балок или без снятия ферм; демонтаж
подкрановых балок; снятие панелей стен; разборку кирпичных частей здания; разборку фундаментов под колонны и оборудование; разборку конструкций тоннелей, подвалов, каналов, колодцев, трубопроводов разного назначения.
Перед началом работ по разборке или сносу необходимо перенести все геодезические знаки, укрепить защитными ограждениями оставленное оборудование, подготовить все средства механизации, транспорта и т. д.
Воздушные линии устанавливают так, чтобы они не препятствовали движению транспорта.
Для корчевки пней применяют тракторы, бульдозеры, установленные на тракторе трелевочно-корчевальные лебедки и экскаваторы со специальным оборудованием. Тракторами валят деревья диаметром до 20 см, захватывая их тросом на высоте 1—3 м. Деревья диаметром 20—25 см валят бульдозером. Деревья большего диаметра сначала спиливают на высоте 0,2—0,3 м, а пни корчуют.
Корни деревьев диаметром более 30 см перед корчеванием подрезают рыхлителем или бульдозером с одной или нескольких сторон.
Кустарник срезают с корнями бульдозером или кусторезом. Стволы деревьев, расположенных вне строения, защищают, обшивая их дощатым коробом.
Крупные камни, не поддающиеся перемещению, предварительно дробят взрывным способом. Растительный грунт срезают бульдозерами и отвозят для последующего использования при благоустройстве.
Водоотвод, предназначенный для защиты строительной площадки от стока поверхностных вод, устраивают до начала разработки выемок (котлованов и траншей) с оградительным обвалованием.
Ширину водоотводных канав по дну принимают 0,5—0,6 м, а расстояние от верхней бровки откоса выемки до канавы — не менее 5 м для постоянной выемки и не менее 3 м для временной. Продольный уклон назначают не менее 0,2 %. Водоотводные канавы отрывают многоковшовыми канавокопателями.
§ 3. Инженерные сети для строительства
Если нельзя полностью использовать постоянные водопроводные сети, устраивают временные из труб расчетного диаметра, которые укладывают ниже глубины промерзания грунта. В летних условиях достаточно уложить трубы на глубине 30 см или на поверхности земли, защитив их от механических повреждений.
Для электроснабжения используют действующие сети и постоянные сооружения энергетического хозяйства. Передвижные электростанции, энергопоезда и другие временные источники энергоснабжения применяют в начальный период строительства. Временные сети высокого и низкого напряжения на территории строительства устраивают с воздушной подвеской проводов с трансформаторами на столбах или инвентарными передвижными.
Тепло и пар подают от котельных установок. Наружные теплосети могут быть наземными либо подземными с соответствующей теплоизоляцией.
Сжатый воздух от компрессорных установок распределяют по стальным трубам или резиновым шлангам.
Глава 2
СТРОИТЕЛЬНЫЕ ГРУЗЫ, ДОРОГИ И ТРАНСПОРТ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
§ 1. Общие сведения
Строительные грузы делятся на сыпучие (в том числе пылевидные) —цемент, песок, щебень, керамзит и др.; мелкоштучны’ё и тарно-штучные — кирпич, камни
6етонные, облицовочные материалы, плиты и т. п.; штучные длинномерные в виде резных железобетонных, и металлических изделий и конструкций, бревен и пр.; материалы, доставляемые в контейнерах и пакетах; полуфабрикаты в виде бетонной и растворных смесей, малярных составов и пр. По массе-— на легкие (до 180 кг/м 3 ) и тяжелые. По характерным особенностям— на материалы взрывоопасные, огнеопасные, ядовитые, хрупкие, легкокоррозирующие, боящиеся увлажнения и т. п.
В связи с большим количеством перерабатываемых материалов и изделий, применяемых в строительстве, на транспортные и погрузочные работы приходится свыше 42 %; всей трудоемкости строительно-монтажных работ.
Существенное совершенствование всего комплекса транспортных операций — одно из важнейших мероприятий по сокращению затрат труда в строительстве.
Для перевозки строительных грузов используются железнодорожные составы, автомобильный и водный транспорт. Некоторые грузы, особенно в сложных условиях, перевозят самолетами и вертолетами. Канатно-подвесной транспорт доставляет грузы в горных условиях. По трубопроводам транспортируют цементы и другид пылевидные материалы, растворные и бетонные смеси.
Транспортные пути подразделяются на подъездные, соединяющие строительную площадку с общегосударственной сетью железнодорожных и автомобильных дорог, и внутрипостроечные, обеспечивающие перевозку
внутри строительной площадки. Объектный вертикальный и горизонтальный транспорт служит для доставки материалов, изделий, полуфабрикатов непосредственно на место их укладки в дело.
Обычно ППР предусматривает использование на период строительства постоянных и уже имеющихся дорог, а также первоочередное строительство дорог, намечаемых проектом возведения данного сооружения или комплекса. Дороги временного назначения следует прокладывать по трассам будущих постоянных путей
Р
ис. II.1. Устройство дорог и график движения:
а»— однопутная колейная дорога’из сборных железобетонных плит; б — то же, двухпутная; в — схема укладки плит сборного железобетонного покрытия; /—VI— порядок укладки плит; г — габарит погрузки; д — схема верхнего строения железнодорожного пути широкой и узкой (размеры в скобках) колей; е — схема автомобильной дороги; ж — то же, с кюветами; и — график движения транспортных средств; / — сборная железобетонная плита; 2 — кювет; 3 — автомобильный кран; Bt. B, — размеры элементов дороги
Дорога состоит из нижнего и верхнего строения. Нижнее строение — это
земляное полотно и инженерные сооружения (мосты, трубы и др.)- Дорожная одежда проезжей части, состоящая из покрытия и основания в автомобильной дороге, балластного слоя, шпал и рельсов со скреплениями в железнодорожном пути, представляет верхнее строение пути.
Полоса отвода автомобильной дороги (рис. II. 1, а, б, е,ж) состоит из проезжей части (В2), расположенной на земляном полотне дороги, кюветов для отвода воды и обрезов. Ширина полосы подъездных дорог I категории — 33 м, III категории — 19 м. Радиусы кривых в плане составляют от 15 до 60 м. Уклоны продольного профиля подъездных дорог от б до 8, внутрипостроечных до 9 %.
Дорожное покрытие временных дорог может быть облегченным (например, гравийное, щебеночное). К более совершенным и часто применяемым следует отнести временное покрытие из сборных железобетонных плит (рис. II. 1, а, б). Усовершенствованное покрытие делают только для постоянных дорог (рис.
II.1, е, ж) шириной 3,5 м и более (по проекту), с минимальным радиусом закругления до 10 м. Зимой строят снеговые или ледяные временные дороги, а также деревянные из бревен.
Расстояние между внутренними гранями головок рельсов железнодорожных путей широкой колеи 1524 мм, узкой — 750 мм. Ширина земляного полотна (рис. II.1, д) для широкой колеи — 5 м, узкой — 3,2 м. Радиус закругления для временных дорог широкой колеи не менее 200, а узкой — 75 м. Уклоны не более 3 %.
§ 3. Транспортные средства
Автомобильный транспорт наиболее распространен в строительстве. Различают технологический транспорт, работающий по часовому графику, согласованному с графиком монтажно-укладочных строительных процессов, и общестроительный, работающий по графику центральной диспетчерской строительства.
К автотранспорту общего назначения относятся автомобили с кузовом в виде открытой платформы с бортами, автомобили повышенной проходимости со
всеми ведущими колесами и автомобили-тягачи, оборудованные сцепными седельными устройствами для работы с прицепами, полуприцепами и роспусками. Наибольший угол подъема для указанных машин — 20—30 %. Самосвалы имеют кузов корытообразной, полуовальной или другой удобной для разгрузки ковшовой формы. Они разгружаются в большинстве случаев назад с помощью гидроцилиндров, но есть конструкции с разгрузкой на три стороны. Кузов может обогреваться выхлопными газами. Наибольший преодолеваемый угол подъема дороги — от 14 до 26 %.
Специализированный автомобильный транспорт включает автобетоновозы, автобетоносмесители, автоизвестковозы, автоцементовозы. Для специальных перевозок используются прицепные и полуприцепные средства. Прицепы-шасси одно-, двух-, и трехосные предназначены гаража и обратно), ч; qH— полезная грузоподъемность машин (тоннаж машин, умноженный на коэффициент использования по грузоподъемности).
Время, необходимое для полного оборота машины (ta), изображено на графике (рис. II. 1, и) отрезком аЪ. Оно складывается из времени на погрузку tn (включая в него и время на маневры tj, времени движения (l/vrp, где vrp — скорость автомашины в груженом состоянии), времени tp(разгрузки, включая время на маневры) и времени движения (//»„, где vn— скорость холостого движения автомашины).
При монтаже с транспортных средств применяется челночная перевозка, когда один седельный тягач работает последовательно с тремя полуприцепами. При этом исключается простой под погрузкой и разгрузкой и затрачивается только время (5—7 мин) на прицепку и отцепку полуприцепов. Цикл автомобильного тягача определяют по формуле
где tпр— время на расцепку полуприцепов на складе деталей; t0T— время на отцепку полуприцепов в зоне монтажа; tx— время холостого пробега.
Железнодорожный транспорт применяют для внешних и внутренних перевозок. Желательно так организовать работы, чтобы груженые вагоны подавались прямо под крюк монтажного крана.
Погруженные на подвижной состав элементы конструкций с учетом упаковки и крепления не должны выходить за пределы габаритов погрузки (рис. II. 1, г). Конструкции, выходящие за пределы погрузки, считаются негабаритными грузами с подразделением на пять степеней негабаритов.
Перевозка грузов высших степеней негабаритности связана со значительными трудностями, высокой стоимостью и допускается только в исключительных случаях. Длинномерные элементы перевозят на сцепах из двух-трех платформ с опиранием груза соответственно на две или одну платформу.
Для перевозок используют железнодорожные платформы и полувагоны со следующими характеристиками: грузоподъемность четырехосных открытых платформ —62. 63 т, внутренние размеры — 12 874 и 13 300 мм, ширина 2770 мм, длина погружаемого груза — 14 200 и 13 744 мм. Грузоподъемность полувагонов — от 63 до 125 т, внутренние размеры — 12 004, 14 338 и 18 690, ширина 2864 и 2960 мм, максимальная длина погружаемого груза до 18 000 мм.
Широко применяются также специальные вагоны: цистерны, цементовозы (рис. II.2, б), самоопрокидные думпкары, саморазгружающиеся вагоны (хо-перы и гондолы), многоосные вагоны для перевозки длинномерных и тяжелых грузов и т. п.
Количество составов, необходимое для перевозки грузов в определенный период времени, рассчитывают по формуле
где Q— масса грузов, т, подлежащих перевозке за время Т, ч, в одном направлении; t1— время погрузки, маневров и других плановых простоев в пункте погрузки за один цикл, ч; t2— время разгрузки, маневров и других плановых простоев в пункте разгрузки за один цикл, ч; / — расстояние перевозки в один конец, км; v— средняя скорость движения в оба конца, км/ч; п — число вагонов в поезде, шт; q— грузоподъемность вагона, т.
При движении по однопутному участку с разъездами к величине 2l/vприбавляется время стоянки поезда на разъездах.
Провозная способность, т. е. максимальное количество грузов, которое может быть перевезено по данному участку пути в единицу времени (час, смену, сутки),
где tсм— продолжительность рабочей смены, ч; Qn — полезная загрузка поезда, т; tц— продолжительность цикла состава, ч:
tц= 2l/v + t1 + t2. (II.5)
§ 4. Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ
Одна из важнейших задач организации комплексно-механизированных погрузочно-разгрузочных работ состоит в предельном уменьшении числа перегрузок.
Автомашину с готовыми деталями, конструкциями, контейнерами или пакетами следует подавать прямо под крюк крана с передачей их на место установки или в зону, где будут в дальнейшем использованы поданные материалы или полуфабрикаты. Схемы на рис. П.2 дают некоторое представление о такой технологии работ. Сыпучие грузы в карьере или на железнодорожном складе загружают в автосамосвал навесным погрузчиком (рис. II.2, а); могут быть использованы и фронтальные погрузчики грузоподъемностью от 3 до 15 т.
Автосамосвал разгружает заполнители в склад построечного бетонного завода, которые затем скрепером подаются к дозаторам. Цемент, как правило, на площадку доставляют в цементовозах вместимостью до 60 м 3 , разгружаемых с помощью сжатого воздуха специальным аэроустройством. Крытые вагоны и полувагоны разгружают винтовыми пневматическими разгрузчиками производительностью до 90 т/ч, подающими цемент в люк автомобиля-цементовоза грузоподъемностью от 10 до 22 т.
Из цементовоза цемент выгружают пневматическим способом и по трубопроводу подают в силосы для хранения, а затем к дозаторам бетоносмесителей.
Погрузка контейнеров и пакетов (рие. II.2, в) в бортовые машины может выполняться накатыванием груза с разгрузочной платформы в кузов автомашины или с помощью вилочных погрузчиков, снабженных
Р
ис. II.2. Схемы комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ:
а — применение погрузчиков; б — применение цементовозов; в — перевозка грузов в контейнерах; г — перевозка и складирование штучных грузов; /— автопогрузчик; 2 — самосвал; 3— бетоиосмесительная установка; 4 — вагон для перевозки цемента; 5 —• цементовоз; 6 — склад цемента; 7 — база производственно-технологической комплектации; 8 — контейнеровоз; 9 — механизированный склад; 10— автомобиль с полуприцепом;
// — склад изделий
большим комплексом сменного рабочего оборудования (захваты для труб, рулонных грузов, вертикально стоящих грузов, бочек, дров и др.).
Склады ЗЖБ, ДСК, ЗСК и металлических конструкций обычно оборудованы мостовыми или козловыми кранами, ведущими разгрузку автомашин и железнодорожных вагонов (рис. II.2, г).
Для организации перевозок массовых строительных грузов следует применять специализированные контейнеры и средства пакетирования технологического назначения, обращаемые в замкнутой системе: поставщик (предприятие строй-индустрии, промышленности строительных материалов и комплектовочная база) — объект строительства.
Номенклатура грузов, пригодных для доставки в контейнерах и пакетах, велика: кирпич, парапетные плиты, оконные и дверные блоки, паркет штучный, паркетные доски, пергамин, рубероид, сантехматериалы и электроматериалы, стекло, теплоизоляционные материалы, малярные составы, облицовочные изделия и т. д. (всего более 70 наименований).
По конструктивному решению и параметрам контейнеры и средства пакетирования должны быть удобными и безопасными для выполнения грузовых операций, обеспечивать сохранность доставляемых материалов и изделий, хорошо размещаться в транспортирующих машинах, позволять применение различных грузоподъемных машин и захватных приспособлений.
Для временного хранения загруженных контейнеров и средств пакетирования устраивают контейнерные площадки (с твердым покрытием и уклоном в сторону отвода воды) в зоне действия грузоподъемных машин или вблизи подъездных путей.
Загрузка контейнеров и пакетирование выполняются на предприятиях строй-индустрии и промышленности строительных материалов, а загрузка изделий повышенной готовности и полуфабрикатов — на базах комплектации, где из прибывших централизованным транспортом грузов формируются технологические комплекты.
Необходимое количество контейнеров и средств пакетирования каждого
типоразмера рассчитывают по формуле
где Qqi— объем контейнерной (пакетной) доставки в контейнере (пакете) в планируемый период, т;
Tобi— продолжительность одного полного оборота i-го контейнера (пакета), календарных дней;
kp= 1,1. 1,5 — коэффициент, учитывающий ремонтный фонд контейнеров (пакетов); Тпл— число календарных дней в планируемом периоде; Рki— полезная нагрузка i-ro контейнера (пакета), т.
§ 5. Охрана труда
Транспортирование длинномерных, тяжелых или крупногабаритных грузов должно осуществляться, как правило, на специализированных транспортных средствах. Опасные грузы необходимо транспортировать в сопровождении проводников. Грузы размещают и закрепляют на транспортных средствах так, чтобы избежать их перекатывания или падения. При разгрузке автомобилей-самосвалов на насыпях или в выемках их устанавливают не ближе 1 м от бровки откоса; эстакады оборудуют колесоотбойными брусьями.
Подача автомобиля задним ходом в зоне, где находятся работающие, производится по команде лица, участвующего в этих работах. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ не допускается строповка груза, находящегося в неустойчивом положении, а также смещение строповочных приспособлений на приподнятом грузе. Способы строповки должны исключать возможность падения или скольжения застро-пованного груза. Монтажные петли сборных железобетонных конструкций перед строповкой очищают от раствора или бетона и осторожно выправляют. Запрещается находиться в кабине автомобиля, не защищенной козырьком, при загрузке кузова экскаватором.
Следует учитывать, что верх перевозимого груза не должен превышать габаритную высоту проездов под мостами, переходами, в туннелях.
Во всех случаях необходимо строго руководствоваться указаниями СНиПов
по технике безопасности, Правилами технической эксплуатации железных дорог и плавания по внутренним судоходным путям, а также Правилами Госгортехнадзора. Особо строгие требования по обеспечению безопасности работ должны быть предъявлены при работах по реконструкции внутри действующего цеха. У въездов в цех должны быть указаны предельные радиусы поворотов и предупредительные надписи, запрещающие ввозить грузы, пре-
вышающие допустимые габариты, установлены указатели для движения. Все участки работы должны быть ограждены, мобильные бытовки установлены за пределами работы мостовых кранов. Складывать материалы и изделия следует только в отведенных для этого участках, стремясь по возможности осуществлять подачу материалов и изделий непосредственно с транспортных средств. Должна быть налажена громкоговорящая связь.
Источник: topuch.ru
Как провести занятие по лего-конструированию в детском саду
С помощью лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед педагогом стоит важнейшая задача — создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.
Цели обучения Лего-конструированию в детском саду, конкретные задачи и приёмы
Лего-конструирование — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании (строительные игры) с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов. Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.
В процессе конструирования создаются благоприятные условия, способствующие всестороннему развитию дошкольников
Лего-технология — пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Приведём пример пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:
-
— ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.
- Развитие речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.
- Коррекционная работа — оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).
- Воспитательная работа — совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.
Видео: логопедическое занятие с использованием Лего
Задачи Лего-методики
Младший дошкольный возраст (2–4 года):
- учить различать и правильно называть детали Лего-конструктора «Дупло» (кирпичик, клювик, мостик, основа машины, полукруг, овал и т. д.);
- знакомить с элементарными умственными операциями анализа построек по таким параметрам: форма, величина, цвет деталей, учить сравнивать предметы;
- создавать простейшую конструкцию по образцу и оговорённым условиям, например, забор для фермы, гараж для машинки;
- пополнять словарь новыми словосочетаниями: длинная (короткая), широкая (узкая) дорожка синего цвета;
- развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора.
С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей
Средний дошкольный возраст (4–5 лет):
- формировать знания о симметрии, пропорциях, понятии части и целого;
- учить конструированию с использованием Лего-карточек;
- запоминать и свободно использовать в речи названия Лего-деталей.
В средней группе используются элементы конструктора среднего размера, применяются схемы, фото и картинки с изображениями моделей
Старшая и подготовительная группы:
- стимулировать детское техническое творчество;
- обучать моделированию по чертежу и собственному замыслу;
- формировать умение самостоятельно решать технические задачи;
- познакомить с основами компьютерного моделирования.
В работе со старшими дошкольниками можно использовать усложнённые модели из мелких деталей
Базовые идеи Лего-технологии:
- от простого к сложному;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
- созидательность и результативность;
- развитие творческих способностей;
- комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности.
Особенности практического использования с учётом возраста детей:
- С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.
- С детьми 4–5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. В средней группе используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.
- В 6–7 лет для технического творчества предлагаются разнообразные виды Лего-конструкторов, от крупных с простыми соединениями элементов до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения. В работе со старшими дошкольниками можно использовать задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания.
Одной из форм реализации Лего-методики является фестиваль
Формы реализации Лего-методики в детском саду:
- Плановые занятия (10–15 минут в младшей группе, 20 минут в средней, 25–30 минут в старшей и подготовительной).
- Индивидуальная работа педагога в паре с ребёнком или с подгруппой детей (1 раз в неделю не более 40 минут):
- подготовка ребёнка к конкурсу;
- работа с одарёнными или отстающими детьми.
- воспитатель;
- дети и родители.
Театрализованная игра развивает фантазию и творческие способности
Приёмы работы с детьми на занятиях по конструированию из блочного конструктора
В процессе обучения используются такие педагогические приёмы:
- Вступительная беседа, с помощью которой педагог привлекает внимание к теме занятия. Например, в начале занятия в подготовительной группе педагог рассказывает увлекательную сказку о доброй птичке, с которой никто не хотел дружить из-за её большого клюва. Птичка долго печалилась, но потом узнала, что существует на свете удивительная страна под названием Лего, в которой все животные и птицы живут очень дружно. В этой чудесной стране все предметы и даже жители сделаны из маленьких деталей. Попасть туда можно только одним способом — нужно пройти через волшебный мост, который превращает любого, ступившего на него, в горсть мелких кубиков и кирпичиков. Если дети правильно соберут фигурку птички по схеме, то помогут ей ожить и преодолеть все испытания на пути в страну дружбы и счастья, в которой она сможет подружиться с крокодильчиком и обезьянкой.
- Проблемная ситуация, которая заинтересует, активизирует мышление и вовлечёт детей в активную конструктивную деятельность. Например, под звуки музыки на воздушном шаре спускается Лего-космонавт, он приветствует детей и рассказывает свою удивительную историю. Дети узнают, что он прилетел с далёкой Лего-планеты. Во время посадки на Землю его космический корабль потерпел крушение, и теперь он не может вернуться домой. Лего-человечек просит ребят помочь ему смоделировать новую ракету, которая доставит его на родную планету.
- Сюжетно-ролевая игра. Как правило, Лего-конструирование переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели железнодорожных станций, кораблей, машин и т. д. в ролевых играх, а также играх-театрализациях, когда ребята сначала строят декорации, создают сказочных персонажей из конструктора. Разыгрывание мини-спектаклей на Лего-сцене помогает ребёнку глубже осознать сюжетную линию, отработать навыки пересказа или коммуникации.
Лего-конструирование часто переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели в ролевых играх
Источник: melkie.net
Устройство бетонной подготовки под фундамент
Грунты обладают неоднородной структурой. Под большими нагрузками они могут сжиматься, проседать и разрушаться. Чтобы равномерно распределить давление от постройки, уменьшить осадку дома и предотвратить дальнейшие усадочные деформации, под фундаменты устраивают различные виды подготовок — песчаную, щебеночную, гравийную или бетонную.
При слабых грунтах — торфяниках, сапропелях, переувлажненных глинах или илистых почвах — этого бывает недостаточно. В этом случае основание возводят по бетонной подготовке под фундамент.
Для чего нужна подбетонка, в каких случаях ее устраивают из бетона, а когда можно обойтись более дешевым вариантом — песчаной или щебеночной подготовкой?
Функции подбетонки
Бетонная подготовка под фундамент представляет собой прослойку из тощего бетона между щебеночной или гравийной подсыпкой и материалом основной конструкции. Ее толщина находится в пределах 10 см.
Основная функция подбетонки — обеспечить надежное опирание фундамента здания:
- при слабых грунтах;
- вблизи откосов, насыпей и склонов;
- при высокой сжимающей нагрузке от сооружения;
- в сейсмоопасных регионах.
В этих случаях проводят расчет размеров подбетонки по нормативам — СНиП 2.02.01-83, Строительным правилам 50.101.2004, 63.13330.2012. В них указаны основные принципы подбора состава бетона, устройства подготовительного слоя, установки арматурного каркаса, производства работ.
Дополнительные функции бетонной подготовки заключаются:
- в удобстве монтажа сборных конструкций по выровненной поверхности;
- в точности установки арматурных каркасов при устройстве монолита, так как по подушке из щебня их гораздо сложнее выставить по горизонтали;
- в создании дополнительного защитного слоя от почвенной влаги, разрушающей основные конструкции;
- в экономичности расходования бетона высокой марки при укладке его на выровненное плотное основание из недорогого материала;
- в препятствовании протеканию цементного молока из свежезалитого раствора основной конструкции фундамента, гидратация зерен вяжущего проходит полноценно, марка бетона не теряется.
Подготовку из бетона целесообразно устраивать под массивные и масштабные сооружения. Легкие каркасные или небольшие здания на ровном рельефе и плотных почвах возводят по уплотненной основе — песчано-щебеночной подсыпке. Ее назначение — защита от промерзания, отвод почвенной влаги, предотвращение пучения грунта.
Разновидности подготовки
Наиболее распространенные виды подготовки:
- песчаная;
- гравийная или щебеночная;
- бетонная;
- мембранная.
Песчаная и щебеночная подготовка
На первом этапе после за земляных работ устраивают отсыпку из инертных материалов с последующим уплотнением трамбовками. Толщина песчаной, щебеночной или гравийной подушки — 20-60 см. При высоком уровне грунтовых вод по дну котлована расстилают геотекстиль.
Сначала укладывают крупные фракции, затем средние. Они обеспечивают дренаж основы. Верхний слой отсыпают песком. Такое распределение материалов по размеру придает подушке под ленточный или плитный фундамент большую жесткость и прочность. Использование в подготовке песка необходимо для равномерной передачи вертикальной нагрузки нижерасположенным слоям.
К мелкому заполнителю предъявляют требования:
- используют песок с крупностью зерен 2-2,5 мм, наиболее подходящий для отсыпки подушек — гравистый дробленый с малым удельным весом и высокой водопропускной способностью;
- количество глинистых частиц, известковых и солевых загрязнений должно быть минимально;
- органические остатки приводят к быстрой потере водопроницаемости и заиливанию песчаного слоя, поэтому их присутствие не допускается.
Подсыпка под фундамент выполняется из гравия, гранитного или известкового щебня со средней прочностью М800 и размером фракций 20-70 мм. Обязательно послойное уплотнение виброплитой или ручными трамбовками через каждые 50 мм. Песок предварительно проливают водой.
Бетонная подготовка
Подушку под плиту или фундаментные блоки выполняют двумя способами. Первый — заливка жидким битумом слоя щебня, второй — устройство подбетонки из бетона низких марок М50-М100 слоем до 10 см.
Бетонную подушку под фундамент изготавливают:
- заливкой в траншею или дно котлована без опалубки;
- установкой опалубки по периметру площадки и последующим расстиланием подбетонки;
- в форму для фундамента сначала помещают тощий, затем бетон проектной марки.
Раствор выравнивают по маякам или правилом, уплотняют вибратором. Сверху подбетонку гидроизолируют битумом, рулонными материалами, водонепроницаемыми пленками.
Подготовка с геомембраной
Полимерные мембраны появились на строительном рынке недавно. Фибру используют для защиты основания здания от почвенной влаги, т.е. в качестве гидроизоляции. Принципиально новым является то, что профиль в виде шипов одновременно служит для укрепления грунтов. Производители заявляют, что благодаря применению геомембран уменьшается количество усадочных трещин, происходит перераспределение усилий при передаче нагрузки основанию. Форма сечения препятствует попаданию воды, а пустоты между изоляцией и бетоном вентилируются.
Укладку фибры проводят по песчано-щебеночной подготовке, предварительно расстилают слой геотекстиля. Мембранные швы соединяют сваркой. Материал прочен и долговечен, выдерживает высокие и низкие температуры.
Последовательность работ
Работы по устройству подбетонки под фундамент из тощего бетона проводят по схеме:
- Выравнивают дно котлована или траншеи.
- Отсыпают крупный и средний щебень, выравнивают, трамбуют. Высота слоя — 10-15 см.
- Следующий шаг — подсыпка под фундамент из песка фракции 2-2,5 мм, увлажнение, трамбовка.
- Устанавливают опалубку под подушку под ленточный фундамент.
- Монтируют арматурную сетку и вертикальные выпуски для связи фундамента с подготовкой основания.
- Для заливки подушки используют бетон М100 на портландцементе марки не ниже М500. Высота слоя — 10 см.
- Выравнивают поверхность, трамбуют вибраторами для выпуска воздуха из толщи раствора.
- Через 3-7 дней щиты опалубки снимают.
Перед тем, как монтировать фундамент, нужно сделать гидроизоляцию подушки с помощью обмазочных или рулонных защитных материалов. Согласно СНиП допустимые отклонения по горизонтали не должны превышать 5 мм при проверке двухметровым уровнем, а по всей длине участке — 20 мм.
Заключение
Подготовка под фундамент — неотъемлемая часть общестроительных работ. Строительные нормативы прописывают, в каких случаях нужно определять толщину, ширину, армирование бетонной подушки под фундамент с помощью расчета. При слабых грунтах, высокой нагрузке, сложном рельефе, в сейсмоопасных зонах это обязательно. Во всех остальных случаях подбетонка выполняется стандартно и имеет толщину не более 10 см.
Источник: betonpro100.ru