Почему отсутствует кадастровая стоимость объектов незавершенного строительства и как ее установить. Советы экспертов
По состоянию на 22 октября 2021 года в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) содержатся сведения о 12 940 объектах незавершенного строительства, при этом у 3 300 из них отсутствует кадастровая стоимость. В чем может быть причина отсутствия кадастровой стоимости таких объектов и как ее установить — разбираемся вместе с экспертом Кадастровой палаты по Челябинской области.
По какой причине сведения о кадастровой стоимости объекта незавершенного строительства могут отсутствовать в реестре недвижимости?
Комментирует начальник отдела определения кадастровой стоимости Кадастровой палаты по Челябинской области Татьяна Климина: Причин этому может быть несколько. Во-первых, до марта 2019 года отсутствовала методика определения кадастровой стоимости объектов незавершенного строительства.
Определение кадастровой стоимости объектов капитального строительства до 02.03.2019 осуществлялось в соответствии с Порядком определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (приказ Минэкономразвития России от 18.03.2011 №113), которым не было предусмотрено определение кадастровой стоимости объектов незавершенного строительства. Поэтому при постановке на государственный кадастровый учет таких объектов до марта 2019 года определить их кадастровую стоимость в рамках полномочий учреждения не было возможно.
Что такое кадастровая стоимость недвижимости или земли?
2 марта 2019 года начал действовать новый порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, который предусматривал методику определения кадастровой стоимости объектов незавершенного строительства.
Определить кадастровую стоимость таких объектов возможно только в случае, если в ЕГРН содержатся сведения о площади, назначении («жилое», «нежилое» или «многоквартирный дом»), а также степени готовности.
Отмечу, что если в ЕГРН содержатся сведения о площади застройки объекта незавершенного строительства, но при этом отсутствуют сведения о площади самого объекта, определить кадастровую стоимость таких объектов недвижимости в рамках полномочий учреждения невозможно.
Поэтому вторая причина, по которой в ЕГРН нет кадастровой стоимости – это отсутствие в ЕГРН сведений о характеристиках объекта незавершенного строительства, необходимых для определения кадастровой стоимости.
Что нужно сделать для установления кадастровой стоимости объекта незавершенного строительства?
Для определения кадастровой стоимости объекта незавершенного строительства граждане могут установить недостающие характеристики: площадь, назначение, степень готовности, обратившись в орган регистрации прав для осуществления государственного кадастрового учета с соответствующим пакетом документов.
ИсточникОпределение кадастровой стоимости объекта незавершенного строительства
Что такое кадастровая стоимость и как она определяется?
Порядок проведения государственной кадастровой оценки
1. Принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки
Государственная кадастровая оценка проводится одновременно в отношении всех учтенных в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) на территории субъекта Российской Федерации зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, земельных участков за исключением случаев, отсутствия в ЕГРН по состоянию на 1 января года проведения государственной кадастровой оценки отдельных сведений об объекте недвижимости, определенных порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости, в отношении такого объекта недвижимости государственная кадастровая оценка не проводится.
В 2022 году во всех субъектах Российской Федерации должна быть проведена государственная кадастровая оценка учтенных в ЕГРН на территории субъекта Российской Федерации земельных участков. В 2023 году должна быть проведена государственная кадастровая оценка учтенных в ЕГРН на территории субъекта Российской Федерации зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест.
Очередная государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации через четыре года с года проведения последней государственной кадастровой оценки соответствующих видов объектов недвижимости в городах федерального значения в случае принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения – через два года.
Полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, наделены бюджетные учреждения, созданные субъектом Российской Федерации (далее — бюджетное учреждение) и включают в себя:
- определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки;
- определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик;
- предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости;
- рассмотрение заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
- сбор, обработку, систематизацию и накопление информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в том числе о данных рынка недвижимости, а также информации, использованной при проведении государственной кадастровой оценки и формируемой в результате ее проведения;
- рассмотрение заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и принятие решений по ним;
- иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»
За нарушение требований Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» бюджетное учреждение несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Убытки, причиненные в результате нарушений, допущенных бюджетным учреждением, возмещаются в полном объеме за счет бюджетного учреждения.
Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с возмещением убытков, причиненных в результате нарушений, допущенных бюджетным учреждением, при недостаточности имущества бюджетного учреждения в случаях, предусмотренных гражданским законодательством.
Для определения кадастровой стоимости осуществляется подготовка, включающая в себя в том числе сбор и обработку информации, необходимой для определения кадастровой стоимости.
В целях сбора и обработки информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, правообладатели объектов недвижимости вправе предоставить бюджетному учреждению декларации о характеристиках соответствующих объектов недвижимости. Декларация о характеристиках объекта недвижимости подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) лично или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг, а также регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В рамках подготовки к проведению государственной кадастровой оценки бюджетным учреждением осуществляются в том числе сбор, обработка и учет информации об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была установлена в размере рыночной стоимости.
2. Определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки
Определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в отношении всех объектов недвижимости, включенных в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
При определении кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, обязательному рассмотрению на предмет влияния на кадастровую стоимость подлежат сведения о местоположении, годе постройки, материале стен объекта недвижимости, серии многоквартирного дома, нахождении объекта недвижимости в ветхом или аварийном состоянии, нахождении объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории, для земельных участков, в том числе, сведения о местоположении земельного участка, а также иные ценообразующие факторы, предусмотренные методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
По итогам определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением составляется проект отчета.
Росреестр осуществляет проверку отчетных материалов по государственной кадастровой оценке на соответствие требованиям к отчету об итогах государственной кадастровой оценки и на соответствие методическим указаниям по установленным критериям.
В случае соответствия проекта отчета требованиям к отчету орган регистрации прав размещает в фонде данных государственной кадастровой оценки сведения и материалы, содержащиеся в проекте отчета (обновленной версии проекта отчета), а также сведения о месте размещения проекта отчета (обновленной версии проекта отчета) на официальном сайте бюджетного учреждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для представления замечаний, связанных с определением кадастровой стоимости.
Информация для заинтересованных лиц о размещении проекта отчета, месте его размещения, порядке и сроках представления замечаний к нему, а также об объектах недвижимости, в отношении которых проводится государственная кадастровая оценка, размещается органами местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, муниципальных округов на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при их наличии), в печатных средствах массовой информации, на своих информационных щитах.
Замечания к проекту отчета (обновленной версии проекта отчета) могут быть представлены любыми лицами в течение срока его размещения для представления замечаний в бюджетное учреждение или многофункциональный центр лично и должно содержать:
- фамилию, имя и отчество (последнее — при наличии) физического лица, полное наименование юридического лица, номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) лица, представившего замечание к проекту отчета;
- кадастровый номер объекта недвижимости, в отношении определения кадастровой стоимости которого представляется замечание к проекту отчета, если замечание относится к конкретному объекту недвижимости;
- указание на номера страниц (разделов) проекта отчета, к которым представляется замечание (при необходимости).
В случае выявления бюджетным учреждением оснований для внесения изменений в проект отчета в течение срока его размещения в фонде данных государственной кадастровой оценки, в том числе в связи с представленными замечаниями, бюджетное учреждение составляет обновленную версию проекта отчета, содержащую требуемые изменения, а также справку с информацией об учтенных и неучтенных замечаниях к проекту отчета с обоснованием отказа в их учете (далее – Справка).
В случае отсутствия выявленных бюджетным учреждением оснований для внесения изменений в проект отчета (обновленную версию проекта отчета) текущая версия проекта отчета считается отчетом
Бюджетное учреждение после завершения срока размещения текущей версии проекта отчета в фонде данных государственной кадастровой оценки направляет Справку и отчет на электронном носителе в орган регистрации прав и в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
3. Утверждение результатов определения кадастровой стоимости
Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение двадцати рабочих дней со дня получения отчета утверждает содержащиеся в таком отчете результаты определения кадастровой стоимости путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение тридцати рабочих дней со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости обеспечивает его официальное опубликование и информирование о его принятии, а также о порядке рассмотрения заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости вступает в силу по истечении одного месяца после дня его обнародования (официального опубликования).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки Порядок проведения государственной кадастровой оценки
Источник