Основные показатели объекта строительства
Технико-экономические показатели в строительстве (далее ТЭП) — советское изобретение. Оно было предназначено для экономии материалов и ресурсов в рамках государственной плановой экономики. ТЭПы служили основой для расчета технико-экономических обоснований (далее ТЭО). В первую очередь ТЭО разрабатывались для крупных и сложных предприятий, имеющих государственную значимость.
В настоящий момент понятийным аппаратом ТЭО и ТЭПы в строительстве законодательно не закреплены, также не определен их состав для объектов различного функционального назначения. Единственным измерением экономической эффективности строительного объекта в капиталистической системе хозяйствования является окупаемость инвестиций.
В статье выявлена проблематика на стыках нормативного, технического и правового регулирования по ТЭПам, которая, в том числе, носит и межведомственный характер.
Основные положения
Застройщику важна продаваемая жилая и нежилая площадь в метрах квадратных.
ДМ и ОК — 2.3.2 Основные положения и зависимости надежности. Показатели надежности.
Тогда для каких целей в проектной документации проектировщики должны отражать огромное количество различных видов площадей и иных показателей для коммерческой недвижимости? Вот некоторые из них: Площадь жилого здания; Площадь этажа; Площадь подполья; Площадь эксплуатируемой кровли (террасы); Площадь комнат, помещений; Площадь застройки здания; Площадь квартир; Общая площадь квартир; Общая площадь жилого помещения; Жилая площадь квартиры; Площадь квартиры (квартир); Общая площадь квартиры и т.д.
Не правда ли, приводит в ужас количество показателей (они же ТЭПы), методы их подсчета или, наоборот, отсутствие методов подсчета?
Правительству Российской Федерации как ответственному государственному органу власти за кабинет министров стоит обратить внимание на сложившуюся практику манипуляции показателями в различных документах.
Многочисленные показатели, очень схожие по написанию, но имеющие разные методы подсчета и цели, закреплены различными унифицированными формами профильных Федеральных органов исполнительной власти или ведомств.
Отраслевые сообщества понимают, что назрела необходимость комплексного анализа всех этих показателей исходя из жизненного цикла здания или сооружения. Также это вызывает беспокойство со стороны всех ответственных за подачу таких показателей для заполнения унифицированных форм.
Согласно действующему законодательству ряд таких форм застройщик обязан опубликовать до начала строительства. Например, проектную декларацию, которая содержит информацию о проекте строительства. Информацию об объекте строительства застройщик берет из проектной документации, которую изготавливает и предоставляет застройщику проектная организация.
В соответствии с ч.1 ст. 19 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ-214 от 30.12.2004) проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства и определяет объем прав застройщика на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, указанных в такой проектной декларации. Проектная декларация является официальным документом, удостоверяющим факты, влекущие за собой юридические последствия для застройщика.
Показатели эффективности использования основных фондов. Воспроизводство основных фондов. Гергерт Г.Э
Согласно приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.12.2016 года № 996/пр «Об утверждении формы проектной декларации» основные сведения, указываемые в проектной декларации об объекте строительства, например, такие: условный номер; назначение; этаж расположения; номер подъезда; общая площадь объекта (помещения/помещений расположенных в объекте); сумма общей площади всех жилых помещений; сумма общей площади всех нежилых помещений; сумма общей площади всех жилых и нежилых помещений; количество комнат и т.д.
Частью 7 статьи 19 ФЗ-214 от 30.12.2004 предусмотрено, что в случае нарушения застройщиком установленных настоящим Федеральным законом требований к проектной декларации участник долевого строительства вправе обратиться в суд или арбитраж с иском о признании сделки недействительной, как совершенной под влиянием заблуждения. В случае признания сделки недействительной застройщик обязан возвратить денежные средства, уплаченные участником долевого строительства по договору, и уплатить проценты в соответствии с частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Также частью 8 той же статьи установлено, что Застройщик несет ответственность за размещение в интернете проектной декларации, в том числе с внесенными в нее изменениями, содержащей неполную и недостоверную информацию, а также за нарушение сроков размещения проектной декларации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из вышесказанного, Застройщик несет гражданско-правовую ответственность за предоставление не достоверной информации об объекте строительства.
Ответственность Застройщика за предоставление недостоверных сведений предусмотрена частью 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. Указанной статьей установлено, что нарушения при опубликовании проектной декларации либо вносимых в нее изменений — влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 (пяти) тысяч до 15 (пятнадцати) тысяч рублей; на юридических лиц — от 200 (двухсот) тысяч до 400 (четырехсот) тысяч рублей.
Таким образом, для Застройщика важным требованием является единая унифицированная система заполнения всех необходимых показателей (ТЭПов) от разработки проектной документации до регистрации объекта недвижимости.
О технико-экономических показателях в проектной документации
При разработке проектной документации жилых, общественных и производственных зданий проектировщики подсчитывают основные технико-экономические показатели, указанные в нормативных технических документах – сводах правил. Информация о том, что именно эти правила подсчета площадей являются технико-экономическими показателями не содержится ни в СМИ, ни на официальных ресурсах, где застройщик должен размещать декларацию.
Состав проектной документации регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (ред. от 21.04.2018) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». В соответствии с Разделом 1 – «Пояснительная записка» в текстовой части проектировщик обязан выполнить подпункт:
- «м) технико-экономические показатели проектируемых объектов капитального строительства;».
А также подпункт г) Раздела 2 «Схема планировочной организации земельного участка»:
- «г) технико-экономические показатели земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства;».
В действующее законодательство о градостроительной деятельности требуется внести изменения с закреплением понятия и его определения – «технико-экономические показатели». В некоторых документах данное понятие можно найти в различных толкованиях см. Таблицу 1.
ИсточникТехнико-экономические показатели проектируемых объектов капитального строительства
Подборка наиболее важных документов по запросу Технико-экономические показатели проектируемых объектов капитального строительства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Технико-экономические показатели проектируемых объектов капитального строительства
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Готовое решение: Что нужно знать об объекте капитального строительства
(КонсультантПлюс, 2022) Что понимается под технико-экономическими показателями объекта капитального строительства
Нормативные акты: Технико-экономические показатели проектируемых объектов капитального строительства
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 N 145
(ред. от 28.07.2022)
«О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» идентификационные сведения об объекте капитального строительства, проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий в отношении которого представлены на государственную экспертизу (наименование объекта предполагаемого строительства (реконструкции, капитального ремонта, сноса, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации), сведения о функциональном назначении объекта капитального строительства, почтовый (строительный) адрес объекта капитального строительства, основные технико-экономические показатели объекта капитального строительства (площадь, объем, протяженность, количество этажей, производственная мощность и другие), кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого расположен или планируется расположение объекта капитального строительства (при наличии), номер и дата выдачи градостроительного плана земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта номер и дата документа, которым утверждена документация по планировке территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории); в отношении сложного объекта (объекта, в состав которого входят два и более объекта капитального строительства) указанные сведения включаются в отношении каждого объекта капитального строительства;
Основные показатели объекта строительства
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте профессиональную справочную систему
«Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению экспертизы технико-экономических обоснований
(проектов) на строительство предприятий, зданий и сооружений
производственного назначения
УТВЕРЖДЕНО начальником Главгосэкспертизы России Ю.Б.Жуковским 15.01.1997 г.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящие методические рекомендации подготовлены с целью обеспечения единого подхода к рассмотрению технико-экономических обоснований (проектов, рабочих проектов) на строительство предприятий, зданий и сооружений производственного назначения*, необходимой полноты и качества экспертизы и предназначены для работников экспертных органов Российской Федерации, а также нештатных экспертов, подготавливающих локальные заключения по соответствующим разделам или отдельным вопросам проектов строительства.
* Далее — «проекты строительства».
Рекомендации могут быть также использованы другими участниками инвестиционного процесса в строительстве: проектно-изыскательскими организациями, службами заказчика, органами управления, банками, финансово-кредитными и иными организациями.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ПРОЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА
2.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1.1. При экспертизе проектов строительства следует руководствоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации, настоящими рекомендациями, а также другими документами, регулирующими инвестиционную деятельность.
2.1.2. Основные требования по составу и содержанию экспертного заключения по проектам строительства приведены в РДС 11-201-95 «Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства», а также в соответствующих разделах настоящих методических рекомендаций. Данные положения составлены исходя из того, что разработке проекта строительства предшествовало составление обоснования инвестиций в строительство объекта, рассмотрение и утверждение (одобрение) его в установленном порядке.
2.1.3. Рассмотрение проектов строительства рекомендуется проводить в следующем порядке.
Проверяется соответствие принятых в проекте решений требованиям СНиП, ГОСТ и других нормативно-технических документов, действующих на момент проведения экспертизы, наличие и качество задания на проектирование, исходных данных, а также согласованность и увязка проектных решений, приведенных в соответствующих разделах проекта строительства.
В случае отступлений от требований нормативных документов рассматривается их обоснованность и наличие разрешений на это соответствующих органов.
Проводится изучение пояснительной записки и графических материалов с определением соответствия разработанных решений заданию на проектирование, договору (контракту) на выполнение проектно-изыскательских работ и другой разрешительной документации.
Обращается особое внимание на наличие:
— вариантных проработок, расчетов и других материалов, обосновывающих выбор оптимальных проектных решений;
— установленных законодательством согласований проекта строительства с органами государственного надзора и другими заинтересованными организациями;
— записи ответственного лица за проект (главного инженера проекта, главного архитектора проекта, управляющего проектом), удостоверяющей, что проектная документация на строительство предприятия. здания и сооружения разработана в соответствии с государственными нормами, правилами и стандартами.
При экспертизе проектов строительства осуществляется проверка соответствия принятых решений обоснованию инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений, другим предпроектным материалам, оценивается месторасположение площадки (трассы) строительства, проверяется срок действия акта выбора земельного участка и другой разрешительной документации, а также производится сравнение с данными и технико-экономическими показателями лучших отечественных и зарубежных аналогов. При этом может оказаться необходимым или целесообразным дополнительное рассмотрение обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений, поскольку ряд основополагающих моментов определяется именно на стадии их разработки.
При формировании заключений экспертизы следует привести принципиальное описание принятого проектного решения, дать оценку его нерациональности, отразить отступления от требований действующих нормативов и изложить рекомендации по изменению (улучшению) решений с указанием ссылки на соответствующий документ или результаты расчетов. При этом формулировка должна быть четкой, исключающей двойное толкование.
Одновременно экспертиза должна отмечать в заключениях применение новых прогрессивных, рациональных технологических, объемно-планировочных, архитектурных, конструктивных и других решений, обеспечивающих высокий уровень производства и качества (конкурентоспособность) продукции, долговечность и надежность зданий и сооружений при эксплуатации, снижение материалоемкости, расхода топливно-энергетических и других ресурсов по сравнению с заданным уровнем.
Рассмотрению разделов проекта должен предшествовать анализ материалов, обосновывающих целесообразность создания объекта строительства, исходя из намечаемой потребности продукции, возможности ее реализации на рынке, обеспеченности сырьевыми, топливно-энергетическими и другими ресурсами.
При этом анализируется конъюнктура рынка России, ее регионов, а при экспорте продукции — мирового рынка и стран, куда намечается ее экспортировать.
Существует ряд методик прогнозирования потребностей в различных видах продукции, основанных на выявлении характера ее изменения за достаточно длительный период, определении факторов, влияющих на объемы потребления и оценке влияния этих факторов в перспективе.
К таким факторам прежде всего относятся уровень и темпы развития экономики страны или региона, которые характеризуются изменениями макроэкономического показателя валового внутреннего продукта (ВВП). При анализе могут использоваться данные удельного потребления рассматриваемой продукции на единицу ВВП. При рассмотрении динамики ВВП и показателей удельного потребления соответствующей продукции должны учитываться структурные изменения экономики. Так, при опережающих темпах роста отраслей и услуг с невысокой ресурсоемкостью потребность в сырье и получаемых из него первичных материалов стабилизируется или снижается. Для более детального анализа изучается динамика развития отраслей, потребляющих рассматриваемую продукцию, а также удельные ее расходы в основных потребляющих отраслях, зависящих от технического уровня и структуры производства потребителей, а также от качества поставляемой им продукции.
При анализе потребностей в продукции народного потребления должна учитываться динамика изменения численности населения и уровня его доходов.
Фактором, влияющим на объемы как производства, так и потребления продукции является обеспеченность ресурсами и комплектующими изделиями, необходимыми для ее изготовления. В связи с этим следует анализировать наличие ресурсов, эффективность использования существующих и потенциальных источников их получения.
При анализе прогнозной потребности в продукции должны выявляться тенденции ее изменения. Следует учитывать, что эти изменения во многих случаях имеют циклический характер со сравнительно быстрым увеличением спроса на первых стадиях развития производства данной продукции, последующей стабилизацией этого спроса по мере его насыщения, а в дальнейшем и его сокращения в связи с изменением структуры экономики и появлением новых видов продукции. В то же время необходимо учитывать и возможности выявления новых потребителей рассматриваемой продукции.
При выполнении прогнозов потребностей следует анализировать данные, относящиеся не только к России, но также и к другим экономически развитым странам, что позволяет более правильно выявлять тенденции изменений потребления анализируемой продукции. При разработке проектов используют эти материалы, проводят анализ данных о развитии спроса на рассматриваемую продукцию основных ее потребителей, при котором также должно учитываться влияние указанных факторов.
Выявленная перспективная потребность в продукции должна быть сопоставлена с объемами ее производства в России и за рубежом. При этом необходимо учитывать возможности увеличения объемов производства за счет более полного использования существующих мощностей предприятий, производящих данную продукцию, а также намечаемое ими развитие мощностей.
Исходя из анализа перспективной потребности и производства продукции на других предприятиях определяются целесообразность организации ее производства на проектируемом предприятии и его объемы.
При экспертизе проекта должен выявляться ассортимент продукции, а также уточняться требования к ее качеству.
Структура рыночного спроса на продукцию различных видов может существенно меняться. В связи с этим при экспертизе технических решений, принятых в проекте, следует анализировать гибкость производства, его возможности реагировать на изменения рыночной конъюнктуры при сохранении достаточно высокой экономической эффективности работы предприятия.
Проводится проверка решений по обеспечению проектируемого предприятия материальными и энергетическими ресурсами, технико-экономическая обоснованность их выбора, степень использования вторичных ресурсов, в том числе образующихся в проектируемом производстве, с целью снижения себестоимости продукции, а также объемов продажи отходов производства для повышения доходности предприятия.
Анализируется конкурентоспособность продукции проектируемого предприятия, определяемая рядом факторов. К ним относятся:
— величина издержек производства, зависящая от расхода материальных и энергетических ресурсов, производительности труда, организации производства и управления; уменьшение издержек производства по сравнению с конкурентами обеспечивает предприятию большую экономическую стабильность при возможном снижении рыночных цен на продукцию;
— географическое размещение предприятия по отношению к потребителям продукции и источникам снабжения ресурсами, определяющее расходы по транспорту;
— качество продукции, ее соответствие перспективным требованиям потребителей, стабильность качественных характеристик, возможность получения сертификации качества продукции и система его обеспечения;
— степень гибкости производства в отношении изменения ассортимента продукции и видов используемых ресурсов.
Следует проводить сопоставительную оценку проектируемого предприятия и его конкурентов с учетом указанных факторов.
При экспертизе должно быть проверено наличие проработок по организации маркетинга (средства для его организации должны быть предусмотрены в проекте), к которым относятся меры, направленные на проникновение продукции предприятия на рынки или на расширение рынка сбыта, организацию сбыта (поставок продукции непосредственно потребителю или через сбытовые организации, создание складов и магазинов) и транспортировку продукции, установление контактов с потребителями и определение приемлемых для обеих сторон условий поставок, стимулирование потребителей и сбытовых организаций для обеспечения их заинтересованности в закупках продукции проектируемого предприятия, организацию рекламы и т.д.
Если результаты анализа указанных выше факторов не подтверждают необходимости создания данного объекта, дальнейшее рассмотрение проектных решений может быть признано нецелесообразным.
Исходя из общих принципов проектирования и требований заказчика, при экспертизе проектов строительства рассматриваются следующие разделы*:
* Порядок и методика проведения экспертизы соответствующих разделов могут уточняться с учетом территориальных особенностей и отраслевой специфики проектов строительства на основе нормативных документов федеральных и региональных органов исполнительной власти Российской Федерации.
2.2. ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН И ТРАНСПОРТ
2.2.1. Проверяется соответствие принятых решений генерального плана и транспорта проектируемого предприятия положениям схем и проектов районной планировки, генеральных планов городов, поселков и сельских населенных пунктов, проектов планировки жилых, промышленных и других функциональных зон.
— обоснованности планировочных решений с учетом обеспечения наиболее благоприятных условий для производственного процесса и труда на предприятии, рационального использования земельных участков, эффективного блокирования зданий (производственного, подсобного, складского, вспомогательного и др. назначений);
— наличию площадей для всевозможного расширения производства и резервирования участков для развития отдельных цехов или производств (если это предусмотрено заданием на проектирование);
— площадки строительства с точки зрения климатических, природных и других особенностей района;
— материалам инженерно-геологических изысканий;
— ситуационному плану размещения предприятия, здания, сооружения с указанием на нем существующих и проектируемых внешних коммуникаций, инженерных сетей и селитебных территорий, границ санитарно-защитной зоны, особо охраняемых территорий, розы ветров и т.д.;
— генеральному плану (с нанесенными на нем существующими, проектируемыми (реконструируемыми) и подлежащими сносу зданиями и сооружениями, объектами охраны окружающей среды и благоустройства, озеленения территории);
— конфигурации площадки строительства, плотности ее застройки;
— зонированию территории с учетом технологических связей, санитарно-гигиенических и противопожарных требований, грузооборота и видов транспорта;
— вертикальной планировке участков строительства с привязкой основных зданий и сооружений к географическим координатам и топографической основе, обращается внимание на рациональное использование рельефа;
— картограмме земляных масс, решениям по использованию плодородного слоя, рекультивации нарушенных при строительстве земельных угодий;
— оптимальности решений по прокладке инженерных сетей и коммуникаций, соответствию проектных решений исходным техническим условиям, выданным специализированными организациями;
— решениям по благоустройству, организации отдыха работающих, пешеходного движения на территории предприятия.
Одним из критериев оценки разработки генерального плана на строительство предприятия является показатель максимальной плотности застройки площадки.
2.2.2. Рассматривается обоснованность принятой в проекте транспортной схемы обслуживания предприятия, в том числе:
— определение расчетных объемов перевозок и распределение их по видам транспорта;
— оптимальность выбора вариантов транспортной схемы, внутриплощадочных путей и автодорог;
— характеристика существующих транспортных связей района строительства предприятия и увязка решений по примыканию дорог предприятия к дорогам общего пользования;
— путевое развитие промышленных железнодорожных станций и учет требований МПС;
— варианты верхнего строения железнодорожных путей, конструкций дорожной одежды автодорог;
— производительность локомотивов и развитие локомотивного, вагонного и гаражного хозяйства;
— организация текущего содержания и ремонта путевого железнодорожного хозяйства и автотранспорта;
— рациональность принятых решений по устройству искусственных сооружений.
2.2.3. Общая экспертная оценка по разделу определяется с учетом обоснованности планировочных решений, географических, топографических и климатических условий района строительства, рационального блокирования объектов основного и вспомогательного назначения, выбора вида транспорта, основных технических решений транспортных проблем на основе результатов сравнения решений и технико-экономических показателей, а также оценки экологических и социальных последствий осуществления проекта.
2.2.4. Перечень основных нормативных документов, которыми необходимо руководствоваться при рассмотрении раздела «Генеральный план и транспорт», приведен в приложении.
Приложение к разделу 2.2.
ПЕРЕЧЕНЬ
основных нормативных документов, которыми необходимо руководствоваться
при рассмотрении раздела «Генеральный план и транспорт»