ФАС России — государственная структура, которая занимается надзором за деятельностью монополий, проведением госзакупок, следит за соблюдением норм права о защите конкуренции и рекламе. Правомочна обращаться в судебные органы, рассматривать дела о нарушении антимонопольных законов, принимать решения и проч.
Внесудебный и судебный порядок обжалования
Акт Федеральной антимонопольной службы можно оспаривать в ведомственном или судебном порядке.
В первом случае заявление рассматривается самим ведомством, во втором – арбитражным судом.
Выбирая орган для обжалования решения ФАС, следует учитывать:
- Досудебный порядок обжалования не обязателен.
- Ведомственный способ обжалования подходит не для всех актов.
- Само ведомство не часто склоняется к необходимости отменять решения сотрудников, поэтому получив отрицательный результат, скорее всего, нужно будет обращаться в суд.
- Только судебное обжалование приостанавливает действие предписания.
- Контролирующий орган, в отличие от судебного, не может восстановить пропущенный срок.
Срок для обжалования решений ФАС России
При несогласии с постановлением особое внимание следует обращать на сроки. Подать жалобу на решения УФАС следует в течение трёх месяцев.
Внесение изменений в разрешение на строительство
Жалоба в федеральный антимонопольный орган на решение, нарушающее единообразие в применении норм антимонопольного законодательства, должна быть подана в федеральный орган в течение месяца. Акт, принятый коллегиальным органом антимонопольной службы по жалобе, может быть обжалован в судебный орган в месячный срок с момента вступления в силу.
Пропущенный срок не будет основанием для отказа принять заявление. Если есть доказательства уважительности причин, из-за которых обжалование не состоялось в срок, можно ходатайствовать перед судом о восстановлении срока.
Досудебный (ведомственный) порядок обжалования
К достоинствам этого способа защиты прав можно отнести упрощенный порядок и экономию времени. Однако по эффективности он уступает судебному.
Если выбран ведомственный порядок защиты интересов организации, жалоба подается в территориальный орган ФАС. При этом исполнение требований предписания не приостанавливается.
В ведомственном порядке можно оспаривать:
- Несоблюдение срока публикации в ЕИС данных о принятой жалобе, или дате и месте её разрешения.
- Несоблюдение сроков, установленных для регистрации и рассмотрения жалоб.
- Нарушающий контрактное законодательство отказ в разрешении жалобы.
Не получится оспорить в административном порядке:
- Нарушения по уже заключённым сторонами контрактам.
- Нарушение комиссией порядка оценки и сопоставления заявок.
- Нарушения, которые уже были предметом рассмотрения судом с вынесением решения.
- Случаи, когда жалоба уже рассматривалась контролирующим органом и по ней было принято постановление.
Как обращаться
Письменное заявление следует подать в территориальный орган, который принял решение.
Установлены разные способы, чтобы передать обращение:
- через приемную ведомства;
- почтовой связью;
- МФЦ;
- на сайте ФАС (через электронную приемную);
- Госуслуги.
В жалобе следует написать:
- наименование органа ФАС либо фамилию и должность лица, принявшего решение;
- наименование заявителя;
- его адрес, контактные данные (телефон, имейл);
- причины обжалования;
- поставить подпись и дату.
Непременно следует указать на нарушения Регламента, которые помогут признать обращение обоснованным.
Если заявление подписывает представитель организации, необходимо приложить копию доверенности. Приобщение остальных документов остается на усмотрение заявителя.
Антимонопольный орган должен разрешить дело и принять решение в тридцатидневный срок. Если потребуется проверка, руководитель вправе продлить рассмотрение оспариваемого акта до тридцати дней, уведомив заявителя об увеличении срока.
Если обжаловалось решение госслужащего территориального органа, решение принимает руководитель соответствующего органа.
Копия решения в течение трёх рабочих дней должна быть отправлена заявителю.
Ведомственная апелляция
Ненормативный акт, составленный комиссией, может быть обжалован в месячный срок в коллегиальный орган ФАС России. Правда, обжаловаться в апелляционную инстанцию могут исключительно решения, которые нарушают единообразное применение норм о конкуренции.
Не рассматриваются в вышестоящем коллегиальном органе жалобы на решения, принятые по законодательству о рекламе, о конкуренции, о контрактной системе.
Нельзя применять досудебный порядок для обжалования решений и предписаний ФАС России и её коллегиальных органов. Для такого обжалования следует обращаться с заявлением в суд.
Как обжаловать решение ФАС в арбитражный суд
Что может обжаловаться
В судебном порядке можно оспаривать не только действия и бездействие должностных лиц, решения и предписания комиссий, но и коллегиальных органов антимонопольной службы.
Правила обращения в суд
Заявление о несоответствии решения контролирующего органа нормативному правовому акту придется оплатить пошлиной: 300 рублей для физических лиц и 3 000 рублей – для организаций.
Обжалование решений ФАС в суде приостанавливает его действие, пока постановление суда не вступит в законную силу.
Заявление направляется в арбитражный суд по месту нахождения ответчика.
Какие требования надо учесть
Заявление должно быть грамотным, понятным, обоснованным нормами права и оформлено письменно. Его структура включает следующие части:
- Вводную, в которой указывается наименование суда, сторон, их реквизиты (наименование лица, подающего заявление, ИНН, адреса, контакты).
- Описательную. В ней раскрываются обстоятельства дела.
- Мотивировочную. Содержит описание незаконных решений и действий их юридическую оценку со ссылкой на нормы закона, доказательства.
- Просительную, в которой указываются требования.
Чтобы заявление, направляемое в арбитражный суд, было принято, его следует писать с учетом условий, изложенных в части 1 и 2 статьи 125 АПК РФ.
Несоблюдение требований может привести к оставлению заявления без движения, или, что хуже, к отказу в удовлетворении требований. Избежать проблем можно, поручив составление заявления нашим юристам, которые знают, как всё сделать правильно.
Необходимые документы:
- квитанция оплаты госпошлины;
- почтовая квитанция, доказывающая направление копии заявления госоргану;
- выписка из ЕГРЮЛ (ЕГРИП);
- подтверждающие полномочия лица, которое заявление подписало;
- доверенность;
- копия обжалуемого решения;
- доказательства.
Как рассматриваются жалобы
Дела по обжалованию неправомерных решений ФАС в суде рассматриваются по правилам искового производства, с некоторыми особенностями. В частности, бремя доказывания законности принятого решения лежит на органе власти. Рассмотрение дела из публичных правоотношений не должно длиться более трёх месяцев.
Однако на практике надеяться на этот принцип не стоит: без активной позиции заявителя дело можно проиграть.
Решение может быть обжаловано в апелляционный арбитражный суд в течение месяца со дня принятия.
Источник: www.mk-law.ru
Оспаривание разрешения на строительство — гражданское законодательство и судебные прецеденты
не отвечает правилам безопасности полетов воздушных судов и представляет повышенный уровень опасности для жизни и здоровья граждан. В связи с этим, поскольку спорный объект капитального строительства находится в пределах приаэродромной территории и в силу вышеприведенных норм его строительство должно было быть согласовано с собственником аэродрома, общество, ссылаясь на правовую позицию, изложенную в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2009 №1034/09 и от 11.10.2011 №6474/11, указывает о наличии у него права на оспаривание разрешения на строительство в административном порядке. При указанных обстоятельствах, общество считает выводы судов об избрании заявителями ненадлежащего способа защиты нарушенного права необоснованными, нарушающими единообразие судебной практики. Принимая во внимание вышесказанное, доводы кассационной жалобы общества о существенном нарушении судами норм материального права заслуживают внимания, в связи с чем жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7
от 30.06.2016, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2016 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.05.2017 по делу № А13-17959/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управление Севергаз» к администрации города Вологды и департаменту градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Нара», Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Вологодской области, об оспаривании разрешения на строительство от 06.05.2015 № RU35327000-114, выданного администрацией города Вологды, разрешений на строительство от 05.08.2015 № 35-24-171-2015 и на ввод объекта в эксплуатацию от 18.08.2015 № 35-24-65-2015, выданных департаментом градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды (с учетом изменения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) установил: решением Арбитражного суда Вологодской области от 30.06.2016, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2016 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.05.2017, в
Верховного Суда Российской Федерации считает, что судами при рассмотрении настоящего дела допущены такого рода нарушения. Как следует из материалов дела, Авьюсова Д.В. обратилась в администрацию города Элисты с заявлением о выдаче разрешения на строительство кафе на арендуемом ею земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: г. представив пакет документов, предусмотренный статьей 51 ГрК РФ. Испрашиваемое разрешение на строительство получено 26 марта 2019 г. При разрешении требований прокурора г. Элисты об оспаривании разрешения на строительство суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в соответствии с рабочим проектом кафе входная группа здания не содержит ступеней, в связи с чем отсутствует необходимость для обустройства пандусов в целях обеспечения доступа инвалидов к объекту общественного питания, и, соответственно, выполнения требования, закрепленного в подпункте «в» пункта 3 части 7 статьи 51 ГрК РФ и предусматривающего отражение в проектной документации разделов, содержащих решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к
Суда Российской Федерации № 1022 от 22.04.2010» О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» при рассмотрении заявлений об оспаривании действий государственного регистратора суд не рассматривает вопросы о праве на недвижимое имущество. Вместе с тем, если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регги с рации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В рамках настоящего спора Администрация оспаривала исключительно действия регистрирующего органа при осуществлении своих полномочий по государственной регистрации права собственности ООО «Энигма» на объект незавершенного строительства .По мнению Администрации, регистрация права собственности произведена незаконно, так как истек срок действия разрешения на строительство , земельный участок с кадастровым номером 64:50:010301:116 не отводился для целей строительства спорного объекта, договор аренды земельного участка был заключен после выдачи разрешения на строительство. При проведении правовой экспертизы представленных
сооружение, два жижесборника) и дальнейшего строительства полигона твердых бытовых отходов в соответствии с постановлением от 31.08.2006 № 3059 (т. 1, л. д. 48, 49).
К заявлению общество приложило копию постановления от 31.08.2006 № 3059 с актом выбора земельного участка от 18.08.2005, кадастровую выписку на земельный участок, свидетельства о государственной регистрации права собственности на здания и сооружения. Письмом от 24.02.2014 администрация сообщила обществу о результатах рассмотрения его заявления о предоставлении участка. Администрация указала на оспаривание разрешения на строительство в судебном порядке, а также превышение площади испрашиваемого участка над площадью участка, необходимого для использования перечисленных в заявлении объектов недвижимости. Администрация также указала, что после проведения работ по разделу земельного участка, образованный для эксплуатации объектов недвижимости земельный участок будет предоставлен обществу (т. 1, л. д. 27). В связи с уклонением администрации от принятия решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:27:1301000:124, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 24
с окончания срока, установленного предписанием Управления государственного строительного надзора Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2010 года № 01/34-290 – 20 ноября 2010 года. Данный довод ООО «Мегаполис» суд апелляционной инстанции признает несостоятельным, поскольку по настоящему делу обжаловалось не предписание Управления государственного строительного надзора Республики Саха (Якутия), а разрешение на строительство, о выдаче которого ООО «Мегаполис» узнало не позднее 27 мая 2010 года. При этом суд апелляционной инстанции особо отмечает, что срок на оспаривание разрешения на строительство для ООО «Мегаполис» истек 27 августа 2010 года, то есть за два месяца до выдачи Управлением государственного строительного надзора Республики Саха (Якутия) предписания от 26 октября 2010 года № 01/34-290. Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2007 года № 8673/07 установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок может быть восстановлен исключительно при наличии уважительных причин. Суд апелляционной инстанции не находит каких-либо уважительных причин для
разрешение на строительство, которым, по мнен6ию заявителя нарушены его права и законные интересы, при решении вопроса о соблюдении предпринимателем срока обжалования такого акта следует исходить из обстоятельств, достоверно свидетельствующих об осведомленности заявителя о существовании такого ненормативного правового акта с названными реквизитами на дату обращения в суд с рассматриваемыми в настоящем деле требованиями. Материалами дела подтверждается, что предприниматель обратился в арбитражный суд первой инстанции с заявлением от 01.06.2018, заявив об изменении предмета спора на оспаривание разрешения на строительство от 09.03.2016 № RU53301000-14-2016 в судебном заседании 02.10.2018. При этом ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование разрешения на строительство предпринимателем не заявлено, со ссылкой на то, что о нарушении прав стало известно только 14.05.2018. Суд первой инстанции исходил и того, что еще до июня 2017 года ООО «СДК» приступило к строительству спорного административного здания, поскольку Волобуев В.С. приобрел земельный участок у ООО «СДК» по договору от 17.06.2017, и, обратившись в администрацию за
нарушением установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи заявления в арбитражный суд общество не заявляло.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Доказательств того, что в течение указанного срока имели место какие-либо независящие от воли общества обстоятельства, препятствующие ему надлежащим образом реализовать свое право на оспаривание разрешения на строительство в суд, в материалы дела обществом не представлено. Процессуальные действия в арбитражном суде совершаются в соответствии с нормами, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью как суда, так и лиц, участвующих в деле. В соответствии с частями 2, 3 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и другими
общего собрания собственников жилого помещения истек. Болеет того, результаты фактически проведенного голосования дают основание полагать, что отрицательное мнение истца, выраженное в голосовании, не повлияло бы на результат принятого решения. Суд считает, что в соответствии с положениями статьи 256 части 1 ГПК РФ, согласно которой гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод, Ганиева Ф. также утратила право на оспаривание разрешения на строительство . Ее доводы о том, что на крыше пристроя будет собираться мусор, не могут препятствовать строительству объекта, так как это проблема легко может быть разрешена собственником объекта ИП Аликиным И.Н. В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего имущества. Более того, на предположениях прекращать строительство оснований нет. Доводы истицы о том, что какие-то граждане будут дотягиваться рукой к ее окнам также несостоятельны, так как высота строящегося объекта не позволит
связи с чем не допускается отмена разрешений на строительство. Для получения разрешения на строительство Зиновьевым В.В. представлен полный пакет документов. На момент выдачи разрешения на строительство законодательством не предусмотрена проверка проектной документации.
Проектная документация разработана лицом, являющимся членом СРО в области архитектурно-строительного проектирования, которое несет ответственность за ее качество. Полагает, что административный истец заведомо действует недобросовестно, в связи с чем лишен права на судебную защиту. Также указала на пропуск административным истцом срока на оспаривание разрешения на строительство , отсутствие доказательств нарушения прав жильцов дома и на нарушение досудебного порядка урегулирования спора, поддержала доводы стороны административного ответчика о прекращении производства по настоящему делу. В судебном заседании представитель заинтересованного лица ООО «ТАПМ Тандем–К» К Е.А. против удовлетворения исковых требований возражал по доводам, изложенным в письменных отзывах. В судебном заседании относительно замечаний, изложенным в представленном стороной административного истца письме Министерства строительства Хабаровского края, пояснил, что СП 2.3.6.1066-01 не входит в перечень СП, в
собственности на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена лицу, которое является не только собственником спорного имущества, но и одновременно является лицом, владеющим этим имуществом. Между тем, истец, не владения спорным имуществом ни фактически,ни юридически, обращается в суд одновременно с двумя исковыми требованиями: о признании права собственности на жилой дом отсутствующим и признании незаконным уведомления администрацией МО г.-к. Анапа № 888 от 30.12.2019 г. о соответствии спорного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности. Свое право на оспаривание разрешения на строительство указанного объекта истец не реализовал. Более того, истцом заявлены два взаимоисключающих требования: о признании отсутствующим права собственности на спорный жилой дом, аннулировании сведений в ЕГРН о праве собственности на жилой дом и одновременно о возложении на ответчика обязанности по заключению соглашения об определении долей в праве собственности на этот же объект недвижимости. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Абраменко В.Н. к Дмитриевой М.Н. о признании
в иске к ОАО «Магаданэлектросеть» о признании незаконным разрешения на строительство, о признании незаконными действий по строительству линий электропередач, о возложении обязанности прекратить строительство линий электропередач отказано. Не согласившись с постановленным решением, департамент САТЭК мэрии г. Магадана в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Считает, что производство по делу в части требований, предъявляемых к департаменту САТЭК мэрии г. Магадана, подлежало прекращению, поскольку оспаривание разрешения на строительство , выданное уполномоченным органом местного самоуправления, подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ. Отмечает, что в настоящем споре прокурор не заявлял требования об осуществлении гражданского права, вытекающего из акта органа местного самоуправления. Полагает ошибочным вывод суда о том, что из разрешения на строительство непосредственно вытекают гражданские права. Ссылается на то, что судом не исследованы обстоятельства об установлении охранной зоны, о ее границах, о соблюдении установленного порядка при ее установлении. Выражает несогласие
Источник: lawnotes.ru
Оспаривание межевания земельного участка срок исковой давности
Межевание земли – одна из важнейших задач, стоящая перед собственником такого участка. Ведь определение границ территории, на которую распространяется право конкретного гражданина – неотъемлемая часть обязанностей по содержанию и благоустройству конкретного надела.
В этой связи встает вопрос, а имеется ли срок исковой давности по межеванию земельного участка.
Так вот, рассматривать данный вопрос можно в свете: оспаривания этой самой процедуры либо о необходимости определения границ вообще в какой-нибудь промежуток времени.
Если говорить о межевании как о необходимости, в свете нормативно-правовых актов, то каких-либо ограничений не имеется. Но никогда не знаешь, чего ждать от законодателей, поэтому озаботиться этим вопросом, будет не лишним. Ну, а если речь идёт об оспаривании результатов межевания, то говорить о сроках вполне допустимо. Принцип действия по отмене межевания не изменился с годами. В 2020 году он таков же, как и ранее.
Для внесения изменений, исправления кадастровой ошибки или признании недействительными результатов межевания, необходимо подать иск в суд.
Для этого лучше всего обратиться в организацию, специализирующуюся на оказании юридических услуг такого характера, как вопросы землеустройства. Данная отрасль весьма специфична и требует высокой квалификации исполнителя.
Необходима тщательная подготовка доказательной базы. Для обоснования своей позиции, требуется проведение экспертизы, доказывающей необоснованность вывода кадастрового инженера, проводившего оспариваемое межевание.
Также, в зависимости от обстоятельств, нужно предоставить документы о местоположении границ участка, ином, чем установлено оппонентом. Это могут быть постановления, планы, выписки, разрешения на строительство объектов инфраструктуры, даже фотографии. Например:
- разрешения на строительство и акты о вводе в эксплуатацию зданий и сооружений. При выдаче разрешения обязательно учитываются границы надела, чтобы возведение постройки не затрагивало интересы смежных землепользователей. Такие документы могут стать одним из главных доказательств о размерах спорного участка.
- первоотводные документы на землю, если сохранились. Обычно это договор о предоставлении в бессрочное пользование. В нем обязательно указывается размер участка.
Не лишними будут и показания свидетелей.
Срок исковой давности для оспаривания межевания по закону
Временной промежуток для обжалования результатов деяния кадастрового инженера и их отмены, таков же, как и для других видов дел. Он «общий», то есть составляет три года. Течь начинает с момента, когда сторона узнала или должна была узнать о нарушении своего права.
Внимание! Имеют место совершенно неправомерные случаи, когда межевое дело выполняется без ведома владельцев смежных участков, подделка подписей в акте согласования границ и т.д.Поэтому вопрос, когда же имеет начало течение срока, весьма спорный. Тот, кто оспаривает результаты межевого дела, должен доказать, что именно в течение последних трех лет и менее, узнал о нарушенном праве.
Обычно это случается, когда владелец смежного надела заявляет требование о перенесении забора на некоторое расстояние на участок соседа. И здесь выясняется, что он провел межевание своего участка, поставил на кадастровый учет и теперь желает установить границы в соответствии с межевым планом. Оказывается, что акт согласования границ земельного участка никто не подписывал. Возможно в этом не участвовал кто-то из собственников – соседей.
С даты выполнения работ кадастровым инженером может пройти весьма внушительный временной промежуток. Сосед при этом «ни сном, ни духом». И тогда, не соглашаясь с таким положением вещей, тот, чьи права нарушены, вынужден идти с иском в суд и, среди прочего, доказывать, что только что узнал о таком коварстве смежника и трехлетний срок давности для него не истёк.
Но существует и иная версия о сроках давности по данным вопросам. Как гласит статья двести восемь Гражданского Кодекса Российской Федерации, на требования собственника об устранении всяких нарушений, хотя бы они и не связаны с лишением владения, срок исковой давности не распространяется по ст. 304 ГК РФ. В соответствии с ней собственник может требовать устранения любых нарушений его права.
Как продлить или восстановить срок исковой давности для оспаривания межевания
Срок на подачу искового заявления для пересмотра результатов межевания, можно восстановить. Основания для такого действия те же, что и для любых других требований. Они должны быть уважительными. Гражданин мог лечиться в стационаре, пребывать в коме, находиться на службе в вооруженных силах Российской Федерации и другое.
Внимание! Ходатайство о восстановлении пропущенного срока заявляется вместе с подачей искового заявления о признании недействительными результатов межевания.
К составленному исковому заявлению прилагаются следующие документы:
- квитанция оплаты госпошлины,
- выписка из ЕГРН на имеющиеся строения,
- технические паспорта построенных объектов,
- свидетельство о регистрации права собственности на землю, если имеется,
- экспертиза, подтверждающая нарушение границ,
- первоотводные документы на землю, при наличии,
- кадастровый паспорт на участок,
- гражданский паспорт собственника – истца,
- правовой акт, который оспаривается,
- кадастровый паспорт на земельный участок,
- копии документов, по количеству лиц, участвующих в процессе,
- ходатайство о восстановлении пропущенного срока.
Одним из решающих факторов для положительного исхода дела, является компетенция юриста, представляющего интересы сторон. Споры, связанные с землепользованием, представляются наиболее сложной категорией разбирательств, поддающихся разрешению в судебном порядке.
Бесплатная консультация юриста по телефону: +7 (495) 980-97-90 доб. 228 (МСК), +7 (812) 449-45-96 доб. 575 (СПБ)
Источник: jurconsull.ru
Можно ли признать недействительным разрешение на строительство?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли признать недействительным разрешение на строительство?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
13 февраля 2014
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Асташова С.В.,
судей Гетман Е.С., Кликушина А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Ессентуки в защиту интересов неопределённого круга лиц к Поповой И.Н., администрации г. Ессентуки о признании постановления главы г. Ессентуки незаконным, признании разрешения на строительство незаконным, возложении обязанности на Попову И.Н. привести земельный участок в первоначальное состояние, пригодное для его использования в соответствии с целевым назначением, признании недействительным договора купли-продажи
по кассационному представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г. на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 28 августа 2012 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 13 ноября 2012 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Асташова С.В., выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власову Т.А., поддержавшую доводы представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
прокурор г. Ессентуки обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с иском к Поповой И.Н., администрации г. Ессентуки о признании незаконными постановления главы г. Ессентуки от 23 апреля 2010 г. № 786, разрешения на строительство от 24 декабря 2010 г., возложении обязанности на Попову И.Н. привести земельный участок в первоначальное состояние, пригодное для его использования в соответствии с целевым назначением.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой г. Ессентуки была проведена проверка законности действий Поповой И.Н., осуществляющей строительство автозаправочной станции, автомойки и подземного хранилища нефтепродуктов по ул. … в г. … в непосредственной близости к железнодорожному полотну. По результатам данной проверки установлено, что земельный участок, на котором ведётся строительство, расположен на территории округа горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности и курорта федерального значения. В силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. № 1425 «Об утверждении положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» на территориях округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зелёным насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы и санитарное и экологическое состояние территорий. Кроме того, осуществляемая Поповой И.Н. деятельность по строительству и дальнейшей эксплуатации возводимой автозаправочной станции влечёт за собой проведение работ (без которых эта деятельность невозможна), результатом которых становится загрязнение почвы, атмосферного воздуха, ухудшение санитарного и экологического состояния территории, что прямо противоречит требованиям федерального законодательства.
Решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 3 июня 2011 г. заявленные прокурором г. Ессентуки исковые требования удовлетворены частично, на Попову И.Н. возложена обязанность привести земельный участок, расположенный по адресу: г. …, …, в первоначальное состояние, пригодное для его использования в соответствии с целевым назначением, в удовлетворении остальных требований отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 13 сентября 2011 г. решение суда оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 3 июля 2012 г. решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 3 июня 2011 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 13 сентября 2011 г. в части отказа в удовлетворении требований прокурора г. Ессентуки о признании постановления главы г. Ессентуки незаконным, признании разрешения на строительство незаконным отменено, дело в этой части направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
10 августа 2012 г. прокурором г. Ессентуки подано дополнительное исковое заявление, в котором он просил признать договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: …, заключённый 4 июня 2010 г. между администрацией г. Ессентуки и Поповой И.Н., недействительной (ничтожной) сделкой, применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата сторон в первоначальное положение.
Решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 28 августа 2012 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 13 ноября 2012 г., в удовлетворении исковых требований отказано.
Заместителем Генерального прокурора Российской Федерации Кехлеровым С.Г. подано представление, в котором поставлен вопрос об отмене решения Ессентукского городского суда Ставропольского края от 28 августа 2012 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 13 ноября 2012 г.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. кассационное представление с делом передано для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Относительно оспаривания разрешения на строительство, срок действия которого истек, СК по гражданским делам ВС РФ разъяснила следующее.
Согласно нормам Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земли или проекту планировки территории и проекту межевания последней (в случае строительства, реконструкции линейных объектов).
Такой документ дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капстроительства (за исключением отдельных случаев).
В силу Закона о госрегистрации прав на недвижимость разрешение на строительство относится к документам, являющимся основанием для данной регистрации.
Таким образом, разрешение на строительство является не только документом, дающим право вести строительство в течение срока его действия.
Оно также подтверждает соответствие проектной документации установленным требованиям и правомерность самих действий по возведению объекта капстроительства.
С учетом этого разрешение на строительство можно признать незаконным, даже если истек срок его действия.
Златоустовская администрация (далее — Администрация) в мае 2014 г. распорядилась передать в аренду Обществу земельный участок с целевым назначением «для организации отдыха населения». Участок имел площадь 30 тыс. кв. м и располагался на землях населенных пунктов. Муниципалитет подготовил соответствующий договор и передал Обществу участок в аренду для указанных в распоряжении целей.
Через три месяца Администрация внесла в документ изменения, поменяв целевое назначение участка на «строительство объектов для организации отдыха населения». В указанной части стороны внесли дополнения в договор в сентябре 2014 г.
Общество в этом же месяце обратилось в муниципалитет с просьбой изменить Генплан города и План землепользования и застройки. В заявлении компания указала на необходимость замены лесной зоны на зону, предназначенную для коттеджной и усадебной застройки в отношении арендованного участка.
Заявление было рассмотрено комиссией, итоговый протокол Администрация утвердила своим распоряжением в октябре 2014 г. Через месяц было издано постановление, которым назначены публичные слушания по изменению карты градостроительного зонирования города. После завершения слушаний Собрание депутатов утвердило измененный Генплан и Правила землепользования. Зона для коттеджной застройки была увеличена за счет предоставленного Обществу участка.
В марте 2015 г. Администрация утвердила градостроительный план для участка с указанием в нем вида разрешенного использования — для постройки объектов под организацию отдыха населения.
Разрешение на строительство Общество получило в августе 2015 г. сроком действия на один год. Однако в марте 2016 г. Администрация отменила его из-за допущенных нарушений при выдаче.
Не согласившись с распоряжением Администрации об отмене разрешения на строительство (далее — распоряжение), Общество обжаловало его в арбитраж.
Итогом рассмотрения иска стало решение АС Челябинской области от 25.02.2017 г. о признании недействительным спорного распоряжения.
Жалоба, поданная Администрацией в апелляцию, а затем — в кассацию, не изменила решения суда первой инстанции. Последней инстанцией в данном деле являлся Верховный суд РФ. Дело было передано для рассмотрения в судебную коллегию по экономическим спорам 16 марта 2018 г., которая усмотрела в выводах нижестоящих судов нарушения материального права.
Можно ли оспорить разрешение на строительство?
Получение разрешения на строительство означает, что имеющаяся у застройщика проектная документация соответствует градостроительному плану участка и дает ему право возводить на нем объекты недвижимости. Чтобы получить разрешение, необходимо собрать комплект документов, среди которых закон называет правоустанавливающие документы на землю (п. 1 ст. 7 ГрК РФ).
Нижестоящие суды в качестве таких документов указали зарегистрированные в регпалате договор аренды и допсоглашение к нему, что подтверждало наличие у Общества соответствующих прав на землю. Но суды не учли, что изначально участок имел целевое назначение «для организации отдыха населения», а не для строительства.
Согласно земельному законодательству, у любого участка имеется целевое назначение. Выходить за пределы данного назначения землепользователь не вправе. На определение правового режима участка влияет его категория, вид и цели использования, а также отнесение его к определенной зоне. В ст.
85 ЗК РФ содержится право каждого землепользователя выбирать вид разрешенного использования в рамках допустимых вариантов внутри конкретной территориальной зоны. Но применять данную норму надлежит только во взаимосвязи с другими нормами права.
Реализовать свое право на пользование землей можно через оформление права аренды. Данное право отражается в договоре одновременно с фиксацией вида использования земельного участка.
Как следует из п.1 ст. 615 ГК РФ, пользоваться арендованной землей допускается в точном соответствии с договором. Если в тексте соглашения отсутствует указание на цель использования, то арендатор должен учесть установленное в официальных документах назначение земли.
Таким образом, если назначение участка меняется, то обязательно следует изменение условий заключенного договора. Лицо, предоставившее участок в аренду, не может своевольно изменять назначение участка. При решении данного вопроса оно обязано соблюдать законодательно установленный порядок его предоставления.
Когда нижестоящие суды посчитали возможным изменение цели использования участка на «строительство объектов для отдыха населения» посредством подписания допсоглашения к договору аренды, они не учли, что порядок предоставления участков для новой и существующей цели различен.
Основная мысль судебных актов, принятых по данному спору, сводилась к тому, что у Администрации не было законных причин для отмены распоряжения, так как ГрК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев для подобных действий. Ни к одному из данных случаев сложившаяся ситуация не подходила.
В то же время Закон № 131-ФЗ позволяет муниципалитету отменить или временно прекратить применение изданного им же правового акта (ст. 48). Правда, отменить свой акт Администрация могла только при условии, если данными действиями никому не причинялся вред.
Несмотря на указанные правовые нормы, констатировал ВС РФ, суды были обязаны изучить процедуру передачи земли под застройку, оценить доводы Истца о разрешении строительства в отсутствии соответствующих прав на землю у Ответчика. Указанное явилось причиной для передачи дела на повторное изучение и принятие законного судебного акта.
Отмена разрешения на строительство возможна только по указанным в ГК РФ основаниям. Но в правоприменительной практике встречаются случаи, когда решение муниципалитетом было принято незаконно.
В таких случаях ни одно из прописанных в Кодексе оснований не подходит к возникшей ситуации. В таком случае муниципалитет может сослаться на предоставленное ему законом право самостоятельной отмены ранее принятых актов, если они были выданы с нарушением.
207 компаний доверили защиту нам за 11 лет 47 дел за 2020 год 0% дел разрешено в пользу клиентов более 710 млн рублей взыскано или сэкономлено для клиентов
г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
остановка транспорта Гагарина
Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
Троллейбус: 20, 6, 7, 19
Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67
В соответствии с ч. 20 ст. 51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен соответствующим органом, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. Если заявление о продлении срока действия разрешения на строительство подается застройщиком, привлекающим на основании договора участия в долевом строительстве, предусматривающего передачу жилого помещения, денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, к такому заявлению должен быть приложен договор поручительства банка за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или договор страхования гражданской ответственности лица, привлекающего денежные средства для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости (застройщика), за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве.
Отмена разрешения на строительство
Как справедливо отмечено в Постановлении АС ПО от № /2013, /2015, /2015 по делу № /2014, ст. 48 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления [1] действительно предусматривает право органов местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления, принявших (издавших) соответствующий муниципальный правовой акт отменять либо приостанавливать муниципальные правовые акты. Вместе с тем из положений указанного закона в совокупности следует, что отменен или приостановлен органом местного самоуправления может быть не любой ненормативный акт, а лишь не соответствующий действующему законодательству (!).
Уполномоченный орган вправе отказать в продлении срока действия разрешения на строительство, которое не отменено и не признано недействительным (незаконным), только в том случае, когда застройщик не приступил к выполнению работ. Нарушение застройщиком срока подачи заявления (менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения) не является самостоятельным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.
Отказ в выдаче разрешения на строительство относится к полномочиям органа, который уполномочен выдавать соответствующие разрешения. Причины отказа в выдаче разрешения на строительство должны быть обоснованы. Их перечень носит императивный характер, что свидетельствует о невозможности вынесения отказа по причинам наличия условий, не сходных с теми, которые установлены Градостроительным кодексом.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть обоснован отсутствием документации, требуемой в соответствии со ст. 51 вышеуказанного законодательного акта. Поводом для отказа может послужить несоответствие документов, которые были представлены заявителем, требованиям, содержащимся в градостроительном плане на конкретный земельный участок, а равно и тем требованиям, которые установлены в разрешительной документации на реконструкцию или отклонение от граничных критериев ранее согласованного строительства.
Нормы Земельного кодекса устанавливают право органов местного самоуправления осуществлять деятельность по управлению и исполнению распорядительных функций относительно земельных участков, которые относятся к собственности муниципального значения.
Правовые нормы, нашедшие свое отражение в ст. 51 Градостроительного кодекса, определяют круг требуемых документов, которые являются необходимыми для оформления разрешительной документации, необходимой для проведения будущего строительства. Такие документы должны быть направлены застройщиком в уполномоченные органы, к полномочиям которых отнесена выдача соответствующих разрешений. От застройщика потребуется заявление и:
- правоустанавливающий документ, подтверждающий право на владение землей или ее передачу в пользование;
- градостроительный план, относящийся к земельному участку;
- материалы, которые отражены в проектах, среди которых:
— схема планируемой организации участка земли, находящаяся в соответствии с планом градостроения, содержащая сведения о месте размещения будущих объектов, относящихся к капитальному строительству, подъездных путей к ним и проходов, определяющая границы зоны действий публичного сервитута иных лиц, а также объектов, относящихся к археологическому наследию;
— схема планируемой организации участка, которая подтверждает расположение объекта линейного типа, относительно пределов красных линий, которые утверждены и применяются по отношению к таким объектам;
— схема архитектурных решений;
— сведения, содержащие информацию, касающуюся инженерного оборудования и обеспечения инженерно-технического характера, с определением точек «запитки» такого объекта;
— проект проведения работ, связанных с демонтажем или сносом иных объектов строительства, в том числе, в определенной части.
- положительное заключение органов, проводящих государственную экспертизу документов проекта, а также заключение о проведении экологических экспертиз;
- разрешительные сведения о возможности отклонения от установленных критериев возведения здания или проводимой реконструкции;
- согласовательные документы, полученные от каждого из правообладателя на долю в объекте, при проведении реконструкции данного строительства.
Недостаточность документов или наличие в них сведений, не являющихся подтвержденными, может стать поводом для отказа в предоставлении разрешения. Оспаривание отказа в выдаче разрешения на строительство является правом заявителя.
Отказ в выдаче разрешения на строительство и порядок его обжалования, установлен рядом правовых норм, действующих на территории государства. Признать незаконным отказ в выдаче разрешения на строительства можно в порядке досудебного урегулирования или в рамках судебного разбирательства.
О незаконности отказа может свидетельствовать предъявление всех требуемых документов, полностью соответствующих нормам законодательства, и получение необоснованного отрицательного ответа на заявление.
Досудебный порядок действий по обжалованию
Обжалование действий на досудебном уровне осуществляется путём подачи заявления, содержащем требования о признании действия ответственного лица незаконным. Признать незаконными такие действия может руководящий состав Роснедра.
Рассмотрение заявления и основания, послужившего такому заявлению, осуществляется заместителем руководителя Роснедр, что осуществляется на протяжении 5 рабочих дней.
Порядок рассмотрения заявлений предполагает возможность принятия одного из решений:
- отказать и предоставить мотивированное обоснование такого отказа;
- принять заявление во внимание и отменить решение, послужившее отказом, с вменением обязанности должностному лицу выдать требуемое разрешение, не позднее чем через 3 дня, после отмены предшествующего отказа, признанного незаконным.
Несогласие с результатами рассмотрения заявления является основанием для обжалования действий путем подачи жалобы в Минприроды. Работа по проверке информации полученной жалобы будет осуществлена коллегиально, а результаты исследования отразятся в ответе на жалобу.
Коллегиальный орган, признавший основания отказа выдачи разрешения на строительство законными, откажет в удовлетворении требований, определенных в жалобе. Незаконный отказ в выдаче разрешения на строительство будет отменен, а требуемый документ предоставлен заявителю.
Оспаривание действий в досудебном порядке, как показывает практика отказа в выдаче разрешения на строительство, является одним из наиболее доступных способов признания отказа незаконным. В случае невозможности проведения данной процедуры или неудовлетворения ее результатами, заявитель может использовать свое право на судебную защиту, порядок которой определен нормами права.
Незаконный отказ в выдаче разрешения на строительство, полученный заявителем, предъявившим требуемую документацию, может быть обжалован в рамках судебного разбирательства.
Такой процедуре может предшествовать досудебное урегулирования, однако использование такой возможности является исключительным правом заявителя, что означает предоставление ему полномочий на обжалование отказа в выдаче разрешения на строительство через суд, минуя стадию жалоб.
При предъявлении требований необходимо верно определить ответчика. В данном случае им выступит территориальный орган Роснедр, чей незаконный отказ в выдаче разрешения на строительство и будет обжаловаться.
Порядок и способы судебного разбирательства определены процедурой административного судопроизводства, положениями Градостроительного, Земельного, Воздушного кодексов и иной нормативной базой, действующей на территории государства.
Разрешение на строительство: продление, отмена
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Вопросы и ответы юристов
Со дня вступления в законную силу настоящего решения признать недействующим абз. 3 п. 58 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138, в части, предусматривающей необходимость согласования проектирования, строительства и развития городских и сельских поселений, а также строительства и реконструкции промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов со старшим авиационным начальником аэродрома.
(Решение Верховного Суда РФ от 23.01.2014 N АКПИ13-1080)
Застройщик вправе приступить к строительству объекта капитального строительства (в случаях, когда необходимо получение разрешения) только после получения разрешения на строительство такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства. Предоставление застройщиком указанных в ст. 51 ГрК РФ документов, необходимых для получения разрешения на строительство, является обязательным, но их наличие не является единственным основанием для получения разрешения на строительство. Исполнение этой обязанности необходимо совершить перед началом строительства.
(Определение Верховного Суда РФ от 16.06.2015 по делу N 309-КГ15-209, А07-7616/2014)
Представленная ООО проектная документация на строительство объекта капитального строительства (спортивно-досугового центра) не соответствовала градостроительному плану земельного участка, следовательно, у администрации имелось основание отказать обществу в выдаче разрешения на строительство по ч. 13 ст. 51 ГрК РФ.
(Определение Верховного Суда РФ от 18.12.2015 N 309-КГ15-16272 по делу N А60-56044/2014)
Администрация сельского поселения муниципального района Московской области на законных основаниях отказала заявителям в выдаче разрешений на строительство жилых домов на принадлежащих им земельных участках, поскольку постановлением главы сельского поселения запрещено строительство на территории, потенциально входящей в состав земель природного заказника.
Заявители являются собственниками земельных участков, их участки отмежеваны и поставлены на кадастровый учет, право собственности заявителей зарегистрировано в установленном законом порядке, по регистрационным данным каких-либо обременений или ограничений в отношении земельных участков не установлено. Согласно Положению о государственном природном заказнике на территории заказника запрещены нарушение гидрорежима территории, добыча торфа, любое строительство, любые рубки, кроме рубок ухода и санитарных. В настоящее время Министерство экологии и природопользования Московской области проводит мероприятия по утверждению границ природного заказника. Постановлением главы сельского поселения до установления в соответствии с действующим законодательством границ природного заказника утвержден временный режим использования земель, запрещающий на территории заказника любое строительство. Данное постановление до настоящего времени никем не оспорено, не отменено и не признано в установленном порядке недействительным, поэтому суд признал отказ в выдаче разрешений на строительство правомерным.
(Апелляционное определение Московского областного суда от 16.03.2015 по делу N 33-5754/2015)
Суд отказался признать незаконным отказ администрации городского округа Московской области в выдаче заявителю разрешения на строительство жилого дома на земельном участке, поскольку заявитель не согласовал строительство с собственником аэропорта в нарушение требований ст. 46 ВК РФ.
Земельный участок заявителя, принадлежащий ему на праве собственности, находится примерно в 27 км от аэропорта, то есть в пределах 30-километровой зоны приаэродромной территории аэропорта. С целью строительства жилого дома заявитель, подготовив градостроительный план земельного участка, обратился в администрацию городского округа с заявлением о выдаче разрешения на строительство, однако получил письменный отказ ввиду отсутствия согласования с начальником аэропорта. Суд пояснил, что оспоренный по настоящему делу отказ администрации в выдаче разрешения на строительство жилого дома сам по себе не препятствует повторному обращению заявителя в администрацию после согласования предполагаемого строительства жилого дома на приаэродромной территории.
(Апелляционное определение Московского областного суда от 18.08.2014 по делу N 33-18163/2014)
Отказывая в удовлетворении заявления о признании незаконными действий администрации городского округа Московской области, связанных с отказом в выдаче заявителю разрешения на строительство жилого дома, и об обязании выдать такое разрешение, суд пояснил, что собственник земельного участка вправе получить разрешение на строительство домовладения на участке. Земельный участок заявителя не ограничен в пользовании и не обременен; собственнику участка надлежит согласовывать строительство объектов на нем с Росимуществом, поскольку участок находится вблизи аэропорта на расстоянии менее 10 км.
(Апелляционное определение Московского областного суда по делу N ***20915)
Требования воздушного законодательства носят специальный характер и должны учитываться уполномоченными органами муниципальных образований при принятии решений о развитии городских и сельских поселений или при выдаче разрешений на строительство объектов в пределах приаэродромной территории.
Администрация городского округа Московской области в письменном ответе сообщила, что принадлежащий заявителю земельный участок находится в зоне ограничения жилищно-гражданского, культурно-бытового и промышленного строительства аэродрома и строительство (реконструкция) в указанной зоне подлежит согласованию со старшим авиационным начальником аэродрома; поскольку заключение старшего авиационного начальника аэродрома о согласовании строительства жилого дома в установленный срок не поступило, разрешить строительство жилого дома на земельном участке заявителя не представляется возможным. Суд признал отказ администрации законным, т.к. принадлежащий заявителю земельный участок входит в границы приаэродромной территории аэропорта, которая является зоной с особыми условиями использования территории, строительство объекта недвижимости на участке заявителя подлежало согласованию с собственником аэродрома. Довод о том, что законодательные акты в настоящее время не предусматривают необходимости согласования строительства жилого дома со старшим авиационным начальником аэропорта, не опровергает выводов суда о законности отказа администрации в выдаче разрешения на строительство жилого дома на принадлежащем заявителю участке. Обязанность согласования строительства на территориях, прилегающих к аэродромам, для физических лиц вытекает из положений ст. ст. 46, 47 ВК РФ.
(Апелляционное определение Московского областного суда от 21.07.2014 по делу N 33-15672/2014)
Отказ администрации города в выдаче заявителю — арендатору земельного участка разрешения на строительство производственной базы-склада является правомерным, поскольку на момент вынесения оспариваемого решения у администрации не было оснований считать договор аренды земли действующим.
К каким ситуациям применяется ст. 222 ГК РФ
- Действие положений о самовольной постройке распространяется на новые объекты недвижимости, возникшие в результате реконструкции
- Обязанность освободить земельный участок от незаконно возведенных строений возникает на основании норм гражданского законодательства о самовольной постройке или вследствие удовлетворения негаторного иска
- Административные отношения, связанные с публичным деликтом, который состоит в строительстве с нарушением установленных норм, регулируются положениями Гражданского кодекса РФ о режиме самовольной постройки
Отказ в выдаче разрешения на строительство и порядок его обжалования
Если отсутствуют основания для признания права собственности на самовольную постройку, то распоряжение этим объектом невозможно и он подлежит сносу
Как другие нормы права применяются к правоотношениям, регулируемым ст. 222 ГК РФ
- Нормативные акты субъектов РФ, касающиеся самовольных построек, противоречат закону
- Действие законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов не распространяется на самовольные постройки
В споре между публично-правовыми образованиями о сносе самовольной постройки — социально значимого объекта из-за формального нарушения публичного порядка строительства нужно учитывать публичный интерес в создании такого объекта
Что понимается под самовольной постройкой, самовольным строительством
- Недвижимый объект, созданный без согласия собственника земли, может быть квалифицирован как самовольная постройка
- Самовольное строительство является правонарушением
- Действия по возведению самовольной постройки являются виновными, если установлено, что постройка отвечает хотя бы одному условию признания ее самовольной
- Постройка, которая возведена с нарушением правил целевого (разрешенного) использования земли либо с нарушением правил градостроительного зонирования, будет считаться созданной на участке, не отведенном для этих целей
- Выдача разрешения на строительство объекта на земельном участке, на котором невозможно его возведение, не снимает запрета на такое строительство, установленного законами, градостроительными и строительными нормами и правилами
- Постройка признается самовольной, если установлено, что она имеет хотя бы один признак такой постройки
- Объект индивидуального жилищного строительства, возведенный без разрешения на строительство (на ввод в эксплуатацию), может быть признан самовольной постройкой
- Несоответствие возведенного строения целевому назначению земельного участка, на котором оно расположено, является достаточным основанием для того, чтобы признать постройку самовольной и обязать застройщика снести ее
- По вопросу возможности признания самовольной постройкой объекта недвижимости нежилого назначения, построенного до 01.01.1995, есть две позиции высших судов
- Отмена в административном порядке разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию не является основанием для признания постройки самовольной
- Признание разрешения на строительство незаконным само по себе не является основанием для признания постройки самовольной
- Возможное использование объекта недвижимости для проживания граждан не является юридически значимым обстоятельством для признания постройки самовольной
- Сами по себе факты отсутствия разрешения на строительство (реконструкцию) здания и отсутствия проектной и градостроительной документации до начала работ по его реконструкции не являются основаниями для признания постройки самовольной
- Составная часть единого недвижимого комплекса не может быть признана самовольной постройкой
Обзор судебной практики по спорным вопросам разрешения на строительство
Судебная практика по демонтажу покрышек, установленных в качестве благоустройства |
Практика взыскания денежных средств с руководителя после ликвидации ООО ФНС |
Анализ практики приостановления государственного кадастрового учета |
Как правильно указать наименование товара в кассе |
Сompliance – что это такое и кому нужно |
- УСЛУГИ ПОРТАЛА
- Бизнес-юрист
- Открытые реестры юри.лиц всех стран
- Реестры недвижимости др. стран
- Объявления Вакансий
- Жалоба в Конституционный суд РФ
- Дислокации судов
- Пользователи
- Общественная приемная
- Юрист на ютубе
• Приглашаем к партнерству юристов
• Агентам
• Конкурс юристов
• Стажировка юристов
• Обучение для юристов
• Как заработать на сайте
- Общестроительные работы
- Ремонтные работы
- ПНР и АСУ ТП
- ПИРы
- Договорная работа
- Арбитражная практика
- Сметное нормирование
Все самое важное о самовольной постройке
- В Красноярске завершилась ежегодная «Неделя сметчика»
- Проект организации строительства для капитального ремонта жилого дома
- Современные опалубочные системы: сравнительная оценка решений по применению
- Авторский надзор за строительством из сборных железобетонных конструкций
- Законопроект о совершенствовании института негосударственной экспертизы получил одобрение Госдумы
- В Екатеринбурге представили современные методики работы по составлению и проверке технической и проектной документации в строительстве
- Учет в определении стоимости проектных работ разного состава проекта по нормативам различных лет
- Панельная дискуссия с участием Главгосэкспертизы России в рамках IV ежегодной «Недели сметчика на Урале»
- V Юбилейная «Неделя сметчика в Красноярске»
- Ежегодная «Неделя сметчика в Москве» — подведение итогов уходящего года.
- О соблюдении авторских прав
- Персональные данные
- Условия использования
- Сертификация
- Контактная информация
Если на самовольную постройку уже зарегистрировано право собственности, правообладатель может столкнуться с требованиями об устранении нарушений – сносе дополнительных этажей, уменьшением площади объекта и т.д. В предписании будет указан срок на его исполнение. Если требование не будет выполнено, к собственнику могут предъявлять иск о сносе самостроя за его счет.
Если на незаконно возведенный объект не зарегистрированы права, признать их можно только через суд или в административном порядке. Для этого необходимо располагать проектной документацией, обратиться в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство.
Отказ в разрешении на строительство
Чтобы подготовить проектную документацию, проводится обследование незаконной постройки, определение ее фактических характеристик. Обычно это делает сама проектная организация, так как ей предстоит учесть все строительные нормы и правила в готовом проекте. При обследовании используются методы визуального осмотра, инструментальной диагностики конструкций, расчеты допустимых нагрузок. Также будет проверяться, не нарушает ли самострой общий правила застройки на данной территории, интересы владельцев соседних объектов.
Разрешения на строительство или реконструкцию выдаются на основании проекта, подготовленного проектной организацией. В этом документе проектировщик должен подтвердить, что состояние объекта и выполненные работы отвечает всем показателям безопасности. Проект содержит все необходимые расчеты, схемы, обоснования безопасности.
Проектная документация должна пройти экспертизу безопасности. Проводить такую проверку могут государственные и негосударственные экспертные организации. Экспертное заключение вместе с проектом передается в органы госстройнадзора для получения разрешения на строительство.
Ответственность за незаконную постройку наступает в виде обязанности снести ее за счет собственника, а также по ст. 9.5 КоАП РФ. Нарушителю грозит штраф, размер которого зависит от статуса собственника:
- для частных лиц – от 2 до 2.5 тыс. руб.;
- для ИП – от 20 до 50 тыс. руб.;
- для предприятий – от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб.
Аналогичные штраф наступают при эксплуатации самостроя без получения разрешения на ввод. Также предпринимателям и организациям грозит приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Самовольной считается постройка, возведённая без специального разрешения. Например, если земельный участок, на котором стоит дом, получен человеком незаконно или не подходит для постройки определенных объектов недвижимости.
К таким вариантам относится создание частного жилого строения на участке для проведения сельскохозяйственной деятельности. Самовольные постройки не считаются собственностью человека, но узаконить построенный на участке дом можно двумя способами:
- через суд в собственность перевести;
- простыми действиями с помощью норм закона № 93. в основном владелец постройки не раздумывает о ее легализации. Но до процесса узаконивания строения гражданин не считается его полноценным собственником. Проще говоря, он не сможет продать дом, отдать его, завещать, оставить для закрытия кредита, прописаться по этому адресу.
Помимо этого, государство имеет право потребовать передачи незаконно построенного дома в собственность муниципалитета или попросить убрать постройку. Именно поэтому юристы советуют узаконить дом, построенный без получения специального разрешения. Намного быстрее процесс проходит, если у человека есть права на участок, на котором построен дом.
Многие застройщики и частные лица считают, что получение разрешения на строительство — второстепенный вопрос, который не заслуживает особого внимания. Они уверены, что после возведения объекта вопрос оформления проходит проще и быстрее. Но в реальности все наоборот. За нарушение требований законодательства ожидается штраф, снос объекта или его передача иному лицу.
Перед тем как построить дом без разрешения на строительство, важно подумать о последствиях. Если здание нельзя построить без одобрения государственных (местных) властей, лучше собрать требуемый пакет бумаг, получить разрешительный документ, а уже после приступать к работе.
В 2020 году на нарушителей возлагается следующая ответственность за самострой:
- Начисление налога за 3 последних года. Дополнительно к полученной сумме прибавляется 20-процентный штраф от невыплаченной суммы.
- Начисление двойного налога за весь период, в который объект не был поставлен на учет (если с момента покупки ЗУ прошло больше 10 лет).
- Решение судебного органа о демонтаже объекта (ст. 222 ГК РФ).
В прежние годы снос самостроев был редким явлением. В 2020 году правительство плотно взялось за решение проблемы, и запустило программу массового демонтажа проблемного жилья. На этом фоне вероятность сноса объектов, построенных без разрешения на строительство, возросла.
Смотрите также: Документы для получения разрешения на строительство — нормы и правила
Этот факт подтверждается активным сносом торговых павильонов, построенных без одобрения государственных (местных) органов власти. Такие события взбудоражили людей и заставляют их суетиться в вопросе легализации постройки. Они обращаются к юристам с вопросом, как узаконить дом без разрешения на строительство, собирают необходимые бумаги и действуют через суд (если требуется). Чем быстрее человек решает бюрократические вопросы, тем меньше проблем его ожидает в будущем.
Мнение юриста: если нет разрешения на строительство, стоит ли «заваривать кашу
При наличии прав собственности на землю, остается лишь узаконить построенный объект на нем. Закон дарит возможность сделать это оперативно по «дачной амнистии», действие которой будет активно до 2020 года.
Каждый гражданин России имеет право на простую регистрацию самовольно возведенных строений в отношении тех, что расположены на участках для определенных задач: под ИЖС, сады, огороды, ведение домашнего хозяйства.
Дачная амнистия касается огромного количества наделов и самовольных строений, возведенных на них. Это не только дачи, но и жилые постройки, бани, гаражи, бараки.
Зарегистрированные юридическим способом самовольные строения становятся объектами недвижимости, которыми владелец сможет распоряжаться по-разному: выставить на продажу, выделить доли, отдать, завещать и так далее.
Регистрация права на строение жилого типа, которая находится на земельном участке с разрешенным применением под ИЖС или личное домашнее хозяйство, заключается в представлении списка документации в организацию Росреестра лично или почте.
Перечень документации:
- паспорт гражданина (с копией),
- доверенность, осмотренная нотариусом, если владелец осуществляет все через представителя,
- документ, подтверждающий право человека на землю (если процесс оформления участка пройден, и сведения о нем хранятся в ЕГРН, то приносить нет необходимости),
- кадастровый паспорт на постройку,
- документация об оплате пошлины.
ВНИМАНИЕ! Не забывайте, что при упрощенной регистрации – «дачной амнистии» — не требуется приносить разрешение на стройку и ввод здания и в эксплуатацию.
Перед тем, как определиться с порядком действий, следует оценить свои шансы на успех, исходя из установленных правил оформления самостроя.
Чтобы узаконить дом без разрешения на строительство, предстоит решить вопросы:
- Право на землю. Отсутствие разрешительной документации не исключает возможность легализации самовольной постройки, но делает ее сложнее. Претендовать на узаконивание прав на недвижимость, необходимо являться собственником земли, либо арендовать ее на определенных условиях.
- Соответствие типа постройки целевому назначению земли (например, жилой дом – на участке под ИЖС).
- Характеристики объекта. Постройка должна отвечать ограничениям, установленными в рамках плана территории, разрешительных бумаг.
- Соблюдение интересов и прав других лиц, гарантия отсутствия предпосылок, угрожающих благополучию граждан.
- Оформление права на недвижимость по доброй воле.
Объект нуждается в предварительной постановке на учет. Это позволит в дальнейшем обращаться в суд, если легализация в упрощенном порядке оказалась невозможной.
Скачайте Иск о признании права собственности на самовольную постройку. Образец (22,1 KiB, 5 428 hits)
Исковое заявление о признании права собственности на объект недвижимости. Бланк (21,4 KiB, 3 170 hits)
Дальнейший порядок действий зависит от конкретных обстоятельств застройки и типа объекта. Для построек с нежилыми помещениями, возведенными на территории садоводческого товарищества, алгоритм действий следующий:
- Заказ техплана через кадастровую службу. Подготовка технического плана инженером – платная процедура, требующая затрат.
- Оплата пошлины за регистрацию собственности (можно воспользоваться терминалом МФЦ или любым другим банкоматом).
- Подача заявления на регистрацию права собственности через сотрудника МФЦ. К заявлению прикладывают подготовленный техплан.
- В течение ближайшей пары недель рассматривается вопрос о допустимости регистрации и далее заявителю выдают подтверждающий право собственности документ.
- Где и как получить кадастровый паспорт земельного участка?
Если появились сомнения в соблюдении правил строительства или есть нарекания к проводимой процедуре, Росреестр вправе отказать в регистрации. Тогда собственник решает проблему через суд.
Если объект недвижимости – постройка на собственном участке ИЖС или ЛПХ (личное подсобное хозяйство), чтобы получить техплан, кадастровый инженер должен получить от владельца согласованное разрешение на постройку.
Так как незаконных построек в Москве и области (например, дачных домов) довольно много, рекомендуется следить за тем, чтобы в процессе строительства неукоснительно соблюдались нормативы и требования по закону. Иначе не избежать негативных последствий вплоть до полной потери недвижимости.
Обращению в суд всегда предшествует попытка легализации в административном порядке. Обойти досудебный порядок согласования постройки невозможно. Только получив отказ на любом из этапов легализации человек получает право на рассмотрение дела в суде.
Исковое заявление о признании права на собственность составляется согласно общих норм ГПК РФ.
Скачайте Иск о признании права собственности на самовольную постройку. Образец (22,1 KiB, 5 428 hits)
Исковое заявление о признании права собственности на объект недвижимости. Бланк (21,4 KiB, 3 170 hits)
Основные требования к иску:
- Указание, на каких основаниях гражданин возвел постройку на рассматриваемом участке земли (частная собственность или долгосрочная аренда). В подтверждение слов ссылаются на прилагаемую копию документа – выписку ЕГРН, дополненную кадастровым планом.
- Описание вида объекта недвижимости, установленного в техплане.
- В тексте искового заявления указывают лицо, построившее объект и время строительства (если работы велись подрядчиками – прилагают копию договора с ними, если строительство велось своими силами – чеки, квитанции о покупке материалов).
- Так как обращению в суд предшествует отказ в согласовании, указывают, кто именно отклонил просьбу в выдаче разрешения (прилагают копию отказного письма) и приводят обоснования, вынудившие отказать.
В силу того, что предыдущее согласование проводилось с муниципальными структурами, ответчиком по иску указывают именно его.
- Инструкция по оформлению дома в собственность: пошаговое описание
После подготовки иска предстоит вычислить, сколько стоит оплата пошлины за рассмотрение дела в суде. Не установлено единой суммы пошлины, так как она рассчитывается по стоимости неузаконенного объекта. Чтобы правильно рассчитать сумму, обращаются за экспертным заключением к оценщикам недвижимости.
Как свидетельствует судебная практика, результат рассмотрения дела полностью зависит от аргументации исковых требований со ссылками на законодательство и прилагаемой документации.
Скачайте и ознакомьтесь: Перечень позиций высших судов к ст. 222 ГК РФ «Самовольная постройка» (72,6 KiB, 3 765 hits)
Подготовленный пакет бумаг для суда включает:
- копии заявления и приложений, подготовленные для сторон процесса;
- оценочное заключение, на основании которого рассчитывалась государственная пошлина;
- бумаги, свидетельствующие о принадлежности земли конкретному собственнику;
- техплан, иное документальное подтверждение о наличии самостроя на участке;
- справки, свидетельствующие об отсутствии нарушений СНиПов и угроз жизни и здоровью окружающих;
- документ, подтверждающий факт того, что возведение объекта не вызвало ущемления прав других граждан;
- бумаги о предварительной работе по согласованию и ответах из муниципальных органов (с согласованием или отказом);
- оплаченная квитанция госпошлины.
Место подачи иска выбирают, исходя из общих правил:
- в регионе расположения спорного объекта;
- в мировом суде при стоимости имущества менее 50 тысяч рублей;
- в районном суде при превышении стоимости объекта 50 тысяч рублей.
После заслушивания сторон, их позиции и доводов, судья выносит решение. При положительном вердикте собственник вместе со вступившим в силу постановлением обращается в МФЦ или напрямую в отделение Росреестра для регистрации собственности.
При регистрации прилагают новый пакет документации:
- заявление с просьбой зарегистрировать объект собственности;
- квитанцию об оплате регистрационной пошлины;
- паспорт заявителя;
- судебное решение, в котором указано, что оно вступило в силу;
- техпаспорт объекта легализации.
Если обрести право на владение домом в упрощённом порядке не вышло, вам придется обратиться в суд.
Официальное заявление, составленное письменно, должно отдаваться непосредственно собственникам земли.
Если заинтересованный гражданин не имеет прав на землю, добиться в суде решения в свою пользу, будет очень сложно. Какие документы нужны для узаконивания, это довольно важный вопрос. Официальное заявление должно поступить в суд вместе с документацией, перечисленной ниже:
- технический паспорт на постройку, заверенный в БТИ;
- паспортом заявителя;
- права на участок;
- выписка из Российского реестра, подтверждающая отсутствие прав иных лиц на дом;
- документы, которые могут удостоверить факт выполнения строительства и отражающие понесённые гражданином финансовые траты на стройку;
- заключение пожарной службы, технического и санитарного работника о фактическом состоянии строения.
Осуществление строительной и технической экспертизы поможет доказать, что постройка возведена без нарушений основных жилых норм. Во время проверки дела, заключение мастера будет жирным плюсом в пользу заявителя.
Как узаконить и согласовать самострой в 2021 году?
Следует учитывать позицию Минстроя России при взаимодействии с органами государственного строительного надзора. В соответствии с данными разъяснениями истребование от застройщиков продленных разрешений на строительство, срок действия которых истекает в период с 7 апреля 2020 г. по 1 января 2021 г., является незаконным.
В вопросах получения разрешения на реконструкцию объекта незавершенного строительства сложилась схожая ситуация. Для успешного получения разрешения необходимо собрать пакет бумаг, установленных действующим законодательством. Подрядчик может выполнить работу самостоятельно или поручить ее специализированной компании. В любом случае объем документации для такого объекта будет равен как если бы объект строился с нуля. Подробней о разрешении на реконструкцию, можно узнать на странице.
Компания IR-PROEKT оказывает содействие в получении разрешения на реконструкцию незавершенного объекта строительства. Предоставляется помощь в подготовке бумаг для получения разрешения на достройку целевого здания.
Воспользоваться услугами организации может каждый. Для этого достаточно:
- оформить заявку;
- предоставить документы, необходимые для решения целевых задач;
- согласовать рабочие нюансы;
- заключить договор.
Компания поможет получить разрешение на достройку любых коммерческих объектов: развлекательных комплексов, складских построек, офисных центров.
- Честность и открытость. Работы проводятся в рамках намеченного плана. Клиенту сообщается срок получения разрешения и стоимость услуг. Оплата выполняется согласно действующих тарифов. Дополнительные комиссии и сборы отсутствуют.
- Профессионализм. Сотрудники компании — ответственные специалисты с богатым опытом. Они владеют тонкостями и нюансами процедуры, быстро находят оптимальные решения. Клиент может получить консультацию в любой момент.
- Индивидуальный подход. Каждый заказчик обслуживается в частном порядке. Это способствует достижению наилучших результатов.
Оформить заявку на первичный анализ вашего объекта и расчет стоимости можно прямо сейчас! Свяжитесь с консультантами IR—PROEKT по телефону или посредством электронной формы.
Круг лиц, которые могут оспорить незаконное возведение строения, мал. В основном это жители районов, многоквартирных домов. В судебной практике известны случаи, когда было выдано разрешение на строительство компании и по постановлению был ряд домов, подлежащих сносу и отселению жильцов до начала проведения строительных работ. Стройка началась, а отселение не было произведено.
В итоге, компания начала против жильцов судебное дело о прекращении права собственности на дом и устранение препятствий в пользование земельных участков и ведение разрешенного строительства. Или бывают случаи, когда рядом с построенными домами возводят новую многоэтажку, которая перекрывает дневной свет.
Во всех вышеперечисленных случаях возведение строения незаконно и следует оспорить разрешение в высшей инстанции.
Источник: graanh.ru