Новая редакция Статьи 48.1 ГрК РФ с Комментариями и последними поправками на 2022 год.
1. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов:
а) при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства;
б) при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее — строительство).
2. В целях настоящего Положения объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяются на следующие виды:
а) объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов;
б) объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения);
в) линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).
3. Проектная документация состоит из текстовой и графической частей.
Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения.
Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.
Подготовка проектной документации должна осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
4. В целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.
5. В случае если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены, разработке документации должны предшествовать разработка и утверждение в установленном порядке специальных технических условий.
Порядок разработки и согласования специальных технических условий устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 апреля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2014 года N 230.
6. Правила выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, устанавливаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 апреля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2014 года N 230.
7. Необходимость разработки требований к содержанию разделов проектной документации, наличие которых согласно настоящему Положению не является обязательным, определяется по согласованию между проектной организацией и заказчиком такой документации.
Разделы 6, 11, 5 и 9 проектной документации, требования к содержанию которых устанавливаются соответственно пунктами 23, 27_1-31, 38 и 42 настоящего Положения, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование (абзац в редакции, введенной в действие с 1 мая 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2010 года N 235.
8. Необходимость разработки проектной документации на объект капитального строительства применительно к отдельным этапам строительства устанавливается заказчиком и указывается в задании на проектирование.
Возможность подготовки проектной документации в отношении отдельных этапов строительства должна быть обоснована расчетами, подтверждающими технологическую возможность реализации принятых проектных решений при осуществлении строительства по этапам.
Проектная документация в отношении отдельного этапа строительства разрабатывается в объеме, необходимом для осуществления этого этапа строительства. Указанная документация должна отвечать требованиям к составу и содержанию разделов проектной документации, установленным настоящим Положением для объектов капитального строительства.
В целях настоящего Положения под этапом строительства понимается строительство одного из объектов капитального строительства, строительство которого планируется осуществить на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных объектов капитального строительства на этом земельном участке, а также строительство части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных частей этого объекта капитального строительства.
В отношении метрополитена под этапом строительства также понимается комплекс работ по организации строительства, включающий в себя строительство временных зданий и сооружений, проходку шахтных стволов с подходными выработками, оснащение горных комплексов, сооружение и оснащение стартовых котлованов для щитовой проходки тоннелей (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2010 года N 1006).
В отношении автомобильных дорог и объектов капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта (в том числе высокоскоростного) под этапом строительства также понимается комплекс работ по подготовке территории строительства, включающий в себя изъятие земельных участков, необходимых для размещения автомобильной дороги и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта (в том числе высокоскоростного), отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится, оформление прав владения и пользования на указанный земельный участок, снос зданий, строений и сооружений, переустройство (перенос) инженерных коммуникаций, вырубку леса, проведение археологических раскопок в пределах территории строительства, разминирование территории строительства и другие работы.
(Абзац дополнительно включен с 5 мая 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2013 года N 360; в редакции, введенной в действие с 13 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2015 года N 1147.
В отношении морских и речных портов под этапом строительства понимается комплекс работ по строительству объектов инфраструктуры морского или речного порта общепортового назначения, в состав которых полностью или частично входят портовые гидротехнические сооружения, внутренние рейды, якорные стоянки, средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения морских путей, системы управления движением судов, железнодорожные и автомобильные подъездные пути, линии связи, устройства тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, инженерные коммуникации, искусственные земельные участки, строительство которых необходимо для функционирования морских терминалов, перегрузочных комплексов.
(Абзац дополнительно включен с с 20 декабря 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2014 года N 1346)
Капитальные – это собственно все здания, строения, сооружения, объекты незавершённого строительства и т. д. Для них требуется получать разрешение на строительство , а потом регистрировать в органах Росреестра. Некапитальные (они же временные) – все объекты , которые можно переместить, демонтировать, разобрать и собрать заново без несоразмерного ущерба. Они регистрации не подлежат, разрешения на их строительство не требуется (пп. 2 п. 17 ст. 51 ГрК РФ). Применительно к некапитальным постройкам на участке основными признаками такого рода объектов будут: Лёгкость в возведении. В ГрК РФ прямо упоминаются навесы, киоски. Возможность перемещения.
Статья 48.1 ГрК РФ. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты
1. К особо опасным и технически сложным объектам относятся:
1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);
2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;
3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;
4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
5) объекты космической инфраструктуры;
6) объекты инфраструктуры воздушного транспорта, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации;
7) объекты капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте;
8) объекты инфраструктуры внеуличного транспорта;
9) портовые гидротехнические сооружения, относящиеся к объектам инфраструктуры морского порта, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов;
10) утратил силу;
10.1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
10.2) подвесные канатные дороги;
11) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:
а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.
2. К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства (за исключением указанных в части 1 настоящей статьи), в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
1) высота более чем 100 метров, для ветроэнергетических установок — более чем 250 метров;
2) пролеты более чем 100 метров;
3) наличие консоли более чем 20 метров;
4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров;
Комментарий к Статье 48.1 ГрК РФ
1. Комментируемая статья внесена Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Часть 1 содержит перечень объектов, которые являются опасными и технически сложными.
Объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ).
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» в федеральной собственности находятся:
все ядерные материалы;
радиоактивные отходы, содержащие ядерные материалы;
имеющие оборонное назначение ядерные установки, радиационные источники и пункты хранения.
Не имеющие оборонного назначения ядерные установки и пункты хранения находятся в федеральной собственности, если иное не установлено законом.
Не имеющие оборонного назначения радиационные источники, радиоактивные вещества и не содержащие ядерных материалов радиоактивные отходы могут находиться как в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, так и в муниципальной собственности, собственности юридических лиц. Право собственности на указанные объекты приобретается и прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Федеральные органы исполнительной власти проводят государственную экспертизу проектной документации объектов использования атомной энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Гидротехнические сооружения первого и второго классов.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований:
обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;
представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;
государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений;
непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений;
осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение;
необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;
ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
Линейно-кабельные сооружения связи и сооружения связи.
В соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи»:
линейно-кабельные сооружения связи — сооружения электросвязи и иные объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи;
сооружения связи — объекты инженерной инфраструктуры, в том числе здания, строения, созданные или приспособленные для размещения средств связи и кабелей электросвязи.
Линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более.
В соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» объекты электросетевого хозяйства — это линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Объекты космической инфраструктуры.
В соответствии с Законом РФ от 20 августа 1993 г. N 5663-1 «О космической деятельности» (в ред. от 18 декабря 2006 г.) космическая инфраструктура Российской Федерации включает в себя:
стартовые комплексы и пусковые установки;
центры и пункты управления полетами космических объектов;
пункты приема, хранения и обработки информации;
базы хранения космической техники;
районы падения отделяющихся частей космических объектов;
полигоны посадки космических объектов и взлетно-посадочные полосы;
объекты экспериментальной базы для отработки космической техники;
центры и оборудование для подготовки космонавтов;
другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.
Объекты космической инфраструктуры, включая мобильные, являются таковыми в той мере, в какой они используются для обеспечения или осуществления космической деятельности.
Аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры.
Правительство Москвы Постановлением от 26 июля 2005 г. N 546-ПП утвердило Положение о Реестре объектов авиационной инфраструктуры города Москвы. В соответствии с ним включению в состав объектов учета Реестра подлежат находящиеся в пределах городской черты или принадлежащие городским организациям и находящиеся на прилегающей к городу территории объекты в соответствии с правилами землепользования, оформленными установленным порядком:
площадки, используемые специальными вертолетами для проведения авиационных работ и аварийных посадок;
площадки подъема и спуска привязных аэростатов и воздушных шаров;
здания и сооружения высотой 50 м и более относительно уровня аэродрома (вертодрома, вертолетной площадки) в радиусе 30 км от контрольной точки аэродрома, подлежащие маркировке в соответствии с установленными правилами.
Под объектами учета, подлежащими включению в Реестр, понимаются:
аэродром — участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;
вертодром — определенный участок поверхности, в том числе на сооружении, предназначенный полностью или частично для прибытия, отправления и движения вертолетов по этой поверхности;
вертолетная площадка — специально оборудованный участок поверхности (включая на судах, приподнятых поверхностях, крышах зданий и сооружений) для обеспечения взлета и посадки вертолетов, удовлетворяющий требованиям федеральных авиационных правил и руководств по летной эксплуатации соответствующих типов вертолетов;
площадки, используемые специальными вертолетами для проведения авиационных работ и аварийных посадок, — участки поверхности, в том числе расположенные на крышах зданий, которые могут быть использованы для посадки и взлета вертолетов и парковки транспортно-спасательных кабин (ТСК) при проведении аварийно-спасательных работ (в т.ч. пожаротушения) и других специальных авиаработ, а также в качестве площадок, подобранных с воздуха при выполнении полетов над городом;
площадки подъема и спуска привязных аэростатов и воздушных шаров — площадки, используемые для подъема и спуска привязных аэростатов и воздушных шаров, подлежащие маркировке и техническому оборудованию в соответствии с установленными правилами;
здания и сооружения, подлежащие маркировке, — все виды строений, которые в соответствии с федеральными авиационными правилами должны быть оборудованы маркировочными знаками и устройствами.
Объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ред. от 4 декабря 2006 г.) инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования — это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
В соответствии с распоряжением мэра Москвы от 28 октября 1994 г. N 533-РМ «Об упорядочении и приведении в соответствие с законодательством действующих городских нормативных актов, касающихся Правил пользования Московским метрополитеном» метрополитен — один из основных видов городского пассажирского транспорта, многие станции которого представляют собой памятники истории, культуры, архитектуры и охраняются государством.
Метрополитен — транспортное предприятие, связанное с повышенной опасностью. К территории метрополитена относятся станции и входящие в их состав подуличные переходы, межстанционные тоннели и открытые участки, площадки электроподстанций, депо и вентиляционных шахт, вагоны поездов.
Порядок работы и ответственность должностных лиц метрополитена за обеспечение безопасности перевозок и культуры обслуживания пассажиров определяются действующим законодательством и нормативными документами.
Морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов.
В соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (ред. от 4 декабря 2006 г.) под морским торговым портом понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в морском торговом порту.
Под морским рыбным портом понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для осуществления основного вида деятельности — комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота.
Под морским специализированным портом в настоящем Кодексе понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, осуществляющих перевозки определенных видов грузов (древесины, нефти и других).
Автомобильные дороги общего пользования федерального значения и относящиеся к ним транспортные инженерные сооружения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1991 г. N 61 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» (ред. от 11 апреля 2006 г.) автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации, классифицируются на:
а) автомобильные дороги общего пользования, в том числе:
относящиеся к собственности Российской Федерации (автомобильные дороги федерального значения);
относящиеся к собственности субъектов Российской Федерации (автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, за исключением автомобильных дорог федерального значения);
относящиеся к собственности муниципальных образований, предназначенные для решения вопросов местного значения или вопросов местного значения межмуниципального характера (автомобильные дороги местного значения, за исключением автомобильных дорог федерального и регионального значения), включая относящиеся к собственности:
поселений (автомобильные дороги, расположенные в границах населенных пунктов поселений);
муниципальных районов (автомобильные дороги, расположенные между населенными пунктами, а также вне границ населенных пунктов в границах муниципальных районов);
городских округов (автомобильные дороги, расположенные в границах населенных пунктов, а также между населенными пунктами);
относящиеся к частной и иным формам собственности;
б) автомобильные дороги необщего пользования (автомобильные дороги, находящиеся во владении или пользовании юридических или физических лиц и используемые ими для обеспечения собственных, технологических или частных нужд).
Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги:
соединяющие столицу Российской Федерации со столицами сопредельных государств, административными центрами субъектов Российской Федерации;
включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.
Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения также могут быть автомобильные дороги:
соединяющие между собой административные центры субъектов Российской Федерации;
являющиеся подъездами от автомобильных дорог общего пользования федерального значения к крупнейшим транспортным узлам, имеющим международное значение (морским и речным портам, аэропортам и железнодорожным узлам), а также к специальным объектам федерального значения;
являющиеся подъездами от административных центров субъектов Российской Федерации, не имеющих связи по автомобильным дорогам общего пользования с г. Москвой, к ближайшим морским и речным портам, аэропортам и железнодорожным станциям.
Опасные производственные объекты.
В приложении 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» приведены опасные производственные объекты.
К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:
1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:
а) воспламеняющиеся вещества — газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;
б) окисляющие вещества — вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;
в) горючие вещества — жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;
г) взрывчатые вещества — вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;
д) токсичные вещества — вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:
средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно;
средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно;
средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно;
е) высокотоксичные вещества — вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:
средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм;
средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм;
средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр;
ж) вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды, — вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:
средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 миллиграммов на литр;
средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр;
средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр;
2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;
3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.
Фуникулером считается подъемник, предназначенный для подъема и спуска людей (груза) в вагонах по наклонному рельсовому пути при помощи тягового каната и канатоведущего электрического приводного механизма (привода), установленного вне вагонов;
4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.
В приложении N 2 к указанному Федеральному закону приведены предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности.
2. Часть 2 комментируемой статьи 48.1 ГрК РФ содержит характеристики объектов капитального строительства, при наличии которых объект признается уникальным.
ИсточникВ целях определения еоетава и содержания разделов проектной документации на строительство объекты капитального строительства делятся но функциональному назначению и характерным признакам на объекты производственного и непроизводственного назначения (за исключением линейных объектов ), а также линейные. К объектам производственного назначения относятся здания, строения и сооружения (включая все подсобные, вспомогательные и складские помещения), которые после завершения строительства , реконструкции будут функционировать…
Объект капитального строительства
Все материалы, размещенные на сайте, являются интеллектуальной собственностью. Любое их использование без активной ссылки на nadzor-info.ru будет являться нарушением Российского законодательства.
Права на оказание любых коммерческих услуг на nadzor-info.ru принадлежат ИП Алексееву Дмитрию Станиславовичу (ОГРНИП 318502900015831)
строительства объектов , не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и др.); строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования. Согласно п. 10 ст. 1 ГрК РФ объектом капитального строительства (ОКС) является здание, строение, сооружение, а также объекты незавершенного строительства , за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Таким образом, законодатель не относит к ОКС временные постройки разного рода, на которые не требуется выдача разрешений на строительство .
Остановочный пункт это объект капитального строительства
GOROD GROUP | консалтинг
Возможности размещения временных (некапитальных) построек на земельных участках в границах города Москвы
Объект исследования:
Возможность размещения на земельных участках города Москвы некапитальных (временных) построек, в том числе цельно перевозных, контейнерного типа и сборно-разборной конструкции
Метод исследования:
Изучение нормативно-правовых актов федерального и регионального (г. Москва) уровней, анализ сложившейся судебной практики.
Использованные нормативно-правовые акты:
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Градостроительный кодекс Российской Федерации;
- Земельный кодекс Российской Федерации;
- Закон г. Москвы от 14.05.2003 N 27 «О землепользовании и застройке в городе Москве»;
- Закона города Москвы от 30.04.2014 № 18 «О благоустройстве в городе Москве»;
- Постановление Правительства Москвы от 13.11.2012 № 636-ПП «О размещении и установке на территории города Москвы объектов не являющихся объектами капитального строительства»;
- Рраспоряжение мэра г. Москвы от 30.03.1998 N 299-РМ «О дополнительных мерах по упорядочению размещения и строительства некапитальных объектов на территории г. Москвы»;
- Распоряжение мэра г. Москвы от 11.04.2000 N 378-РМ «О Положении о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в городе Москве»;
Использованная литература:
- Письмо Минрегиона России от 21.06.2012 N 15319-АП/08 «Об отнесении сооружений к объектам капитального строительства»;
- Письмо Минэкономразвития России от 27.12.2011 N Д23-5324 «О рассмотрении обращения»;
- Письмо Минфина России от 27 января 2012 г. N 03-03-06/1/35;
- Письмо Минфина России от 18 октября 2011 г. N 03-07-11/278;
- Письмо Минфина России от 7 июля 2009 г. N 03-03-06/1/443;
- Письмо Минфина России от 19 июня 2008 г. N 03-03-06/1/362.
Введение:
Согласно действующему гражданскому законодательству движимые и недвижимые вещи имеют различный правовой режим и, соответственно, отличное правовое регулирование.
Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
В соответствии с п. 10 ст. 1 ГрК РФ объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
С учетом изложенного, в отношении градостроительной деятельности законодатель приравнивает понятия «недвижимое имущество (недвижимость)» и «объект капитального строительства».
Таким образом, отличительной особенностью недвижимости является прочная связь с землей, в результате которой невозможно перемещение вещи без причинения ущерба функциональному назначению этой вещи.
В то же время, движимое имущество такой особенностью не обладает и может быть перемещено в любое время без какого-либо ущерба своему назначению. Соответственно, движимое имущество может свободно размещаться на принадлежащих собственнику/землепользователю земельных участках и использоваться для ведения хозяйственной деятельности.
Отличие некапитальных (временных) построек от движимого и недвижимого имущества.
Вместе с тем, при принятии управленческих решений необходимо отличать объекты движимого имущества от временных построек (некапитальных объектов). Согласно п. 10 ст. 1 ГрК РФ временная постройка не является объектом капитального строительства. На ее возведение не требуется получение разрешения на строительство и, соответственно, разрешения на ввод в эксплуатацию. Однако, на практике часто возникают сложности с правовой идентификацией возведенного объекта с точки зрения отнесения его к некапитальным объектам.
Законодателями и органами исполнительной власти неоднократно предпринимались попытки определить критерии, позволяющие установить, является ли та или иная постройка капитальной.
Так, по мнению, выраженному в письмах Минрегиона России от 21.06.2012 N 15319-АП/08 «Об отнесении сооружений к объектам капитального строительства» (в настоящее время отменено) и Минэкономразвития России от 27.12.2011 N Д23-5324 «О рассмотрении обращения», применительно к сооружениям связи признаки капитальности отсутствуют, если:
— отсутствует прочная связь сооружения с землей и заглубленный фундамент;
— при возведении сооружения не требуется проведение существенных земляных работ (рытье котлованов);
— сооружение не связано с местностью инженерными сетями отопления, горячего (холодного) водоснабжения, канализации;
— сооружение является легковозводимой, сборно-разборной конструкцией, для которой возможен неоднократный демонтаж, перемещение на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств и проектных характеристик конструктивных элементов, без потери технических свойств и технологических функций.
В соответствии с ранее действовавшим законодательством г. Москвы капитальным являлось здание, строение, сооружение, при возведении которого были использованы специальные производственные и технологические операции и материалы в соответствии с установленными нормами и правилами капитального строительства (Закон г. Москвы от 14.05.2003 N 27 «О землепользовании и застройке в городе Москве»); под некапитальным строительством понималось строительство объектов площадью более 20 кв. м из легких сборных конструкций, не предусматривающих устройство заглубленных фундаментов и подземных помещений (распоряжение мэра г. Москвы от 30.03.1998 N 299-РМ «О дополнительных мерах по упорядочению размещения и строительства некапитальных объектов на территории г. Москвы»); капитальным признавалось строительство любых объектов (независимо от объема и назначения), для возведения которых требуется проведение земляных и строительно-монтажных работ по устройству заглубленных фундаментов, возведению несущих и ограждающих конструкций, подводке инженерных коммуникаций (распоряжение мэра г. Москвы от 11.04.2000 N 378-РМ «О Положении о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в городе Москве»).
В настоящее время указанные выше акты отменены, а порядок размещения некапитальных (временных) построек на территории города Москвы регламентируется в зависимости от вида права на земельный участок.
Размещение некапитальных (временных) построек на территории города Москвы в границах земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Действующее законодательство не регулирует вопросы размещения в границах города Москвы некапитальных (временных) построек, используемых в коммерческой деятельности хозяйственными товариществами и обществами.
Однако, с 2014 года прямому нормативно-правовому регулированию подверглись вопросы благоустройства территории города Москвы. Так, согласно п. 3 ст. 2 Закона города Москвы от 30.04.2014 № 18 «О благоустройстве в городе Москве» (далее – Закон о благоустройстве) объектами благоустройства являются, в том числе, объекты, не являющиеся объектами капитального строительства.
В соответствии с п. 6 ст. 1 объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, — объекты благоустройства, виды, параметры и характеристики которых устанавливаются Правительством Москвы и для размещения, которых не требуется получение разрешения на строительство.
При этом важно понимать, что под благоустройством Закон о благоустройстве определяет комплекс осуществляемых в соответствии с установленными нормами, требованиями и правилами мероприятий (работ) по созданию, содержанию и облагораживанию объектов благоустройства, а также иных предусмотренных настоящим Законом мероприятий (работ), направленных на обеспечение и повышение безопасности и комфортности условий проживания граждан в городе Москве, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории города Москвы.
Таким образом, для отнесения некапитальной (временной) постройки к объектам благоустройства необходимо и достаточно совокупности трех условий:
- Установление Правительством Москвы видов, параметров и характеристик объектов, не являющихся объектами капитального строительства;
- Отсутствие нормативно закрепленной обязанности получать разрешение на строительство при размещении указанных объектов;
- Назначение некапитальной (временной) постройки связано с обеспечением и повышением безопасности и комфортности условий проживания (нахождения) граждан в городе Москве, поддержанием и улучшением санитарного и эстетического состояния территории города Москвы.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона о благоустройстве порядок размещения и установки на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства (далее — некапитальные объекты), а также перечень видов некапитальных объектов, которые могут размещаться на территории города Москвы в границах земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за счет внебюджетных источников, устанавливаются Правительством Москвы.
Указанный выше порядок определен постановлением Правительства Москвы от 13.11.2012 № 636-ПП «О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства».
Необходимо отметить, что действие данных правовых актов касается только некапитальных объектов благоустройства, размещаемых на земельных участках, принадлежащих городу Москве на праве собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена.
Некапитальные объекты, указанные в п. 5.10. порядка размещения, — Производственные, складские, вспомогательные сооружения без устройства фундаментов (в том числе цельно перевозные, контейнерного типа, сборно-разборной конструкции), возводимые на период строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением таких объектов, размещаемых для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
Такие объекты размещаются на основании договора на размещение такого некапитального объекта, заключаемого лицами, которым смежные земельные участки или находящиеся в непосредственной близости земельные участки предоставлены в установленном порядке для целей строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, с Департаментом городского имущества города Москвы при наличии утвержденного в установленном порядке строительного генерального плана (строй генплана) с необходимыми заключениями и договора аренды смежного земельного участка.
По формальным признакам, некапитальные (временные) постройки, размещенные на земельных участках, принадлежащих собственникам на праве постоянного (бессрочного) пользования, могут быть отнесены к объектам, не являющимся объектами капитального строительства, предусмотренными Законом о благоустройстве.
Однако, как справедливо отмечает Минфин России, определение понятия «благоустройство территории» в нормативных правовых актах отсутствует (Письма от 27.01.2012 N 03-03-06/1/35, от 18.10.2011 N 03-07-11/278, от 07.07.2009 N 03-03-06/1/443, от 19.06.2008 N 03-03-06/1/362). Поэтому данный термин обычно используется в его общепринятом значении. Финансовый орган считает расходами на объекты внешнего благоустройства те затраты, которые связаны с созданием удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации. К ним относят расходы:
— на устройство дорожек, скамеек, газонов, посадку деревьев и кустарников;
— возведение ограждения земельного участка;
— устройство площадок для стоянки автомобилей;
— установку фонарей уличного освещения и т.п.
Затраты на благоустройство, по мнению Минфина России, непосредственно не относятся к каким-либо производственным объектам и напрямую не связаны с коммерческой деятельностью организации.
Учитывая изложенное, предполагаемое размещение некапитальных (временных) построек на территориях, принадлежащих на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участках не регулируется нормами о благоустройстве города Москвы, но должно соответствовать общим принципам земельного законодательства в части использования земельных участков в соответствии с установленным целевым назначением и видом разрешенного использования.
Вместе с тем, необходимо отметить, что ввиду схожести применяемых правовых понятий («некапитальная (временная) постройка» и «объект, не являющийся объектом капитального строительства») правоприменительная практика в настоящее время идет по пути признания некапитальных (временных) построек объектами благоустройства независимо от фактического назначения данных объектов. Следствием такого подхода является выдача уполномоченными контролирующими органами предписаний о демонтаже временных построек и привлечение к административной ответственности в виде штрафа.
В соответствии со ст. 8.3. Кодекса об административных правонарушениях города Москвы самовольная установка (размещение) контейнеров, гаражей, строительной и дорожной техники, объектов мелкорозничной торговли и оказания услуг населению, складских помещений, бытовок и иных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, объектов на подземных коммуникациях, а также самовольное возведение произведений монументально-декоративного искусства, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от восьми тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Размещение некапитальных (временных) построек на территории города Москвы в границах земельных участков, находящихся в частной собственности.
Действующее законодательство не регулирует вопросы размещения в границах города Москвы некапитальных (временных) построек, используемых в коммерческой деятельности хозяйственными товариществами и обществами.
При отсутствии иного правового регулирования, регулирование размещения некапитальных (временных) построек на находящихся в частной собственности земельных участках осуществляется общими нормами гражданского законодательства о правовом режиме движимого имущества с соблюдением принципов земельного законодательства в части использования земельных участков в соответствии с установленным целевым назначением и видом разрешенного использования.
Узнать стоимость
*Контактное лицо : *Номер телефона : *Электронная почта : Город : Общая площадь строения : Назначение объекта :
Реконструкция Новое строительство
Для ведения бизнеса могут эксплуатироваться различные виды зданий – капитальные и временные. Первый тип сооружений предполагает получение разрешения на строительство , заливки фундамента глубокого залегания. Такие конструкции статичны, т.е. их невозможно разобрать и вновь возвести на новом месте, чего не скажешь про следующий тип зданий. Временные сооружения, к которым относятся ангары из металлоконструкций, мобильны – могут транспортироваться с одного места на другое. Их допустимо монтировать на мелкозаглубленный фундамент, а в некоторых случаях и вовсе обходиться асфальтированной площадкой.
научная статья по теме ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЯ «РАЗМЕЩЕНИЕ ОБЪЕКТОВ» В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Государство и право. Юридические науки
Текст научной статьи на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЯ «РАЗМЕЩЕНИЕ ОБЪЕКТОВ» В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ»
ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЯ
«РАЗМЕЩЕНИЕ ОБЪЕКТОВ» В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
БАНДОРИН Леонид Евгеньевич,
ассистент кафедры экологического и земельного права юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Действующее российское законодательство довольно бессистемно использует понятие «размещение объектов» применительно к объектам капитального строительства.1
Ни в одном федеральном законе не даётся дефиниции указанного термина. При этом, сам термин употребляется в большинстве законов отраслей земельного законодательства, экологического законодательства, законодательства о градостроительной деятельности.
В Градостроительном кодексе Российской Федерации2 понятие «размещение» используется как раскрывающее смысл осуществления территориального планирования и планировки территории:
— в ст. 10, 14, 19, 23 в качестве содержания документов территориального планирования (схем территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, генеральных планов поселений и городских округов) указаны карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства соответствующего значения;
— в ст. 6, 7 в качестве полномочий соответственно федеральных и региональных органов государственной власти указано утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства соответственно федерального и регионального значения.
1 Размещение объектов, не являющихся капитальными (киоски, временные постройки), а также других объектов, к которым в законодательных актах применяется это слово (отходы, акции, информация, государственные заказы и т.п.), не рассматривается для целей настоящей статьи.
2 СЗ РФ. 2005. № 1. Ст. 16; 2005. № 30. Ст. 3128; 2006. № 1. Ст. 10, 21; 2006. № 23. Ст. 2380; 2006. № 31. Ст. 3442; 2006. № 52.
Ст. 5498; 2007. № 1. Ст. 21; 2007. № 21. Ст. 2455; 2007. № 31. Ст. 4012; 2007. № 45. Ст. 5417; 2007. № 46. Ст. 5553; 2008. № 20. Ст. 2251, 2260.
В ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»3 поименованы стадии осуществления хозяйственной деятельности применительно к объектам недвижимости (зданий, строений, сооружений), для которых устанавливаются требования в области охраны окружающей среды: 1) размещение, 2) проектирование, 3) строительство, 4) реконструкция, 5) ввод в эксплуатацию, 6) эксплуатация, консервация, 7) ликвидация.
Исходя из логики указанных норм, можно сделать вывод, что размещение объектов строительства осуществляется на стадиях территориального планирования и планировки территории, до наступления стадии проектирования. Стадия проектирования наступает только после предоставления земельного участка. Согласно п. 16 ст. 1 и ч. 5 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, исключительное право принимать решения о подготовке проектной документации имеют не органы власти, а застройщики — то есть физические или юридические лица, которым принадлежит земельный участок. Соответственно, земельный участок уже имеется как объект земельных отношений — его границы описаны и удостоверены в установленном порядке, а это значит, что он прошёл государственный кадастровый учёт. Планировка территории, и уж тем более территориальное планирование предшествуют государственному кадастровому учёту. Ведь согласно ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, назначением документации по планировке территории является определение границ земельного участка.
3 СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133; 2006. № 52. Ст. 5498; 2007. № 27. Ст. 3213.
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2009. № 10(58)
Статьи 30, 32 Земельного кодекса Российской Федерации1 устанавливают специальный институт «предварительного согласования места размещения объекта». Этот институт является конкурирующим процедуре планировки территории. Фактически, на сегодняшний день мы имеем два различных варианта создания земельных участков. Первый — согласно процедурам, установленным гл. 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации «Планировка территории», с подготовкой документации по планировке территории (проекты планировки территории, проекты межевания территории с градостроительными планами земельных участков в их составе). Второй — по процедуре предварительного согласования места размещения объекта с подготовкой проекта границ земельного участка, установленной ст. 30, 32 Земельного кодекса Российской Федерации. Однако следует сказать, что второй способ, хотя и не называется «планировкой территории», в части определения границ земельного участка фактически, по своей сути, состоит из планировочных действий.
Таким образом, на стадии размещения объекта происходит нормативная правовая материализация мысли о необходимости создания объекта публичной значимости с указанием на его примерное месторасположение в виде документа территориального планирования. А далее, если требуется создать земельный участок, то происходит уточнение границ и выделение земельного участка, на котором такой объект будет расположен, что также является стадией его размещения.2 На этом же указанная стадия и заканчивается, поскольку после неё наступает стадия прикладных технологических действий — землеустроительных работ на
1 СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147; 2003. № 27. Ст. 2700; 2004. № 27. Ст. 2711; 2004. № 41. Ст. 3993; 2004. № 52. Ст. 5276; 2005. № 1. Ст. 15, 17; 2005. № 10. Ст. 763; 2005. № 30. Ст. 3128; 2006. № 1. Ст. 17; 2006. № 23. Ст. 2380; 2006. № 27. Ст. 2881; 2006. № 43. Ст. 4412; 2006. № 50. Ст. 5279; 2006. № 52. Ст. 5498; 2007. № 1. Ст. 23, 24; 2007. № 21. Ст. 2455; 2007. № 26. Ст. 3075; 2007. № 31. Ст. 4009; 2007. № 45. Ст. 5417; 2007. № 46. Ст. 5553; 2008. № 20. Ст. 2253.
2 На практике возможна ситуация, когда земельный участок уже имеется. Соответственно, в этом случае подготовка документации по планировке не требуется (равно как и предварительное согласование места размещения объекта). Тогда мы должны сказать, что стадия размещения объекта ограничена рамками территориального планирования.
местности и государственного кадастрового учёта земельного участка на бумаге.
Утвердившись в подлинном значении термина «размещение», необходимо указать на иное понимание (или вообще непонимание) значения указанного термина в федеральном законодательстве.
Посмотрим на наименование ст. 16 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»3: «Требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности». В тексте самой статьи мы не видим раскрытия понятия «размещение», но очевидно, что этот федеральный закон под размещением понимает нечто другое, нежели Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и Градостроительный кодекс Российской Федерации. Очевидно потому, что рассматриваемое нами понятие расположено здесь между «проектированием» и «строительством». На самом деле между «проектированием» и «строительством» существует только стадия получения разрешения на строительство (причём только в тех случаях, когда разрешение на строительство необходимо)4.
3 СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2222; 2004. № 35. Ст. 3607.
4 Часть 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает довольно обширный перечень случаев, когда разрешение на строительство не требуется.
В п. 2 ст. 89 Земельного кодекса Российской Федерации записано: «В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;
2) размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики».
Налицо логическое противоречие: выше было доказано, что земельные участки не могут предоставляться для размещения, поскольку размещение предшествует самому созданию земельных участков.
В развитие указанной нормы рассмотрим норму п. 3 Правил принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, утверждённых Постановлением Правительства
Российской Федерации от 14 марта 1997 г. № 3061: «Настоящие Правила регламентируют основные процессы, связанные с инициированием сооружения объектов, обоснованием инвестиций в строительство, выбором площадки, разработкой проектной документации, её согласованием и утверждением». Становится очевидным, что в этой формулировке термин «размещение» имеет неоправданное, неподкреплённое федеральными законами расширительное толкование. В размещение не входят и не могут входить согласно действующему законодательству процессы, связанные «с разработкой проектной документации, её согласованием и утверждением». Это самостоятельная стадия. Также некорректно выделять в отдельную составляющую процессы, связанные «с обоснованием инвестиций в строительство». Действующее законодательство не оперирует таким понятием.
Разночтения в содержании понятия «размещение объектов» в российском законодательстве порождает проблемы в правоприменительной практ
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.
ИсточникUS): Объекты капитального строительства (3.1.1.1} или объекты ландшафтной архитектуры на территории земельного участка (3.8.1), относящиеся к сооружению (3.1.1.2) или зданию (3.1.1.3). 3.1.1.5 строительная площадка (site); Территория земельного участка (3.8.1) или участок водоема. где ведутся строительство (3.5.1.1) или другие виды деятельности по его освоению. … 3.1.3.16 тоннель (tunnel): Горизонтальное или наклонное подземное сооружение с уложенным путем определенной длины (3.7.2.10). 3.1.3.19 мост (bridge); Сооружение (3.1.1.2) для пропуска пешеходов, животных, транспортных средств и инженерных коммуникаций (3.3.4.1) над препятствиями или между двумя пунктами на высоте.