Относится ли скважины к объектам капитального строительства

Водозаборные скважины как объекты НВОС, не оказывающие негативное воздействие, – камень преткновения в 2021 году

Действующее определение понятия “объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду” допускает такой вариант толкования, при котором к категории “объект, оказывающий НВОС” могут быть отнесены объекты (совокупность объектов), на которых не осуществляются виды деятельности, оказывающие воздействие на окружающую среду.

В этой связи на практике всё еще встречаются споры о необходимости / отсутствии необходимости постановки на государственный учет таких объектов, при осуществлении деятельности на которых не оказываются привычные виды НВОС: выбросы, сбросы, размещение отходов.

Классический пример – водозаборные скважины. До недавнего времени существовал определенный спор по вопросу необходимости постановки таких объектов на государственный учет. При этом предугадать возможный исход судебного спора по такому предмету было сложно.

Начиная с 01.01.2021 г. обоснование отсутствия необходимости постановки таких объектов на государственный учет фактически сведено на нет.

Формирование информационной модели объекта капитального строительства

Ведь в соответствии с действующими Критериями, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2398, объект, на котором осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность, которая не сопровождается:

1) выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

2) сбросами в ЦСВ, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд;

3) сбросами загрязняющих веществ в окружающую среду, как минимум, относится к объектам IV категории.

Так, в соответствии с новыми Критериями, если на объекте, оказывающем НВОС, осуществляется хозяйственной и (или) иной деятельности исключительно по добыче подземных вод, по общему правилу, такой объект может быть отнесен к объектам III категории(фактически, при условии, что на таком объекте есть выбросы, сбросы загрязняющих веществ).

В свою очередь, если на объекте, оказывающем НВОС, осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность исключительно по добыче подземных вод:

– при условии отсутствия выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду

– или для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технического водоснабжения (с объемом добычи менее 500 куб. метров в сутки), такой объект может быть отнесен к объектам IV категории.

Таким образом, объект, на котором осуществляется добыча подземных вод, при этом отсутствуют выбросы и сбросы, может быть отнесен к объектам, оказывающим НВОС. Воля Правительства РФ в этом вопросе представляется очевидной.

На наш взгляд, более справедливым представляется исключение из условного перечня объектов, оказывающих НВОС, таких объектов, осуществление деятельности на которых не приводит к негативным изменениям качества окружающей среды.

Надо признать, что проблема состоит в том, что конструкция “негативные изменения качества окружающей среды” – слишком абстрактное понятие, что позволяет на практике применять субъективный оценочный подход к его толкованию.

В 2021 году многие природопользователи озадачились вопросом постановки своих водозаборных скважин на государственный учет.

Строго говоря, постановке на госучет подлежат не водозаборные скважины как таковые, а объекты НВОС, на которых осуществляется исключительно деятельность по добыче подземных вод (с соблюдением определенных условий).

Вместе с тем на практике может возникнуть и обратная проблема.

Отдельные терорганы Росприроднадзора отказывают в постановке таких объектов на учет в связи с отсутствием видов НВОС при осуществлении деятельности на них.

Мотивированы подобные отказы тем, что заявка о постановке объекта на государственный учет заполнена с нарушением установленных требований, а именно:

1) отсутствуют сведения о стационарных источников выбросов и выбросах на объекте;

2) отсутствуют сведения о стационарных источников сбросов и сбросах на объекте.

Источник

Относятся ли скважины (объекты добычи подземных вод) к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду

Объекты добычи подземных вод

АО является сельскохозяйственной организацией. Для обеспечения своей производственной деятельности общество использует технические подземные воды на основании лицензии, полученной в установленном законом порядке.

В лицензии указаны 4 (четыре) скважины, две из которых эксплуатируются обществом, две не используются обществом и находятся на земельных участках, проданных обществом другим лицам. 25 июня 2020 года получено предостережение Южного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Южное Межрегиональное управление Росприроднадзора) с требованием о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), к которым, по мнению управления, относятся скважины, находящиеся в нашем пользовании на основании выданной лицензии. Правомерны ли требования управления, указанные в предостережении? Относятся ли скважины к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)? Как исключить из лицензии скважины, не используемые обществом и находящиеся на земельных участках, проданных обществом другим лицам?

Ответ:

Обоснованность позиции инспектора Росприроднадзора, изложенной в предостережении, подтверждается анализом законодательства об охране окружающей среды и официальной позицией ведомства по вопросу.

Читайте также:  Проектная документация по строительству реконструкции капитальному ремонту объектов

Обоснование:

Согласно статье 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (пункты 1, 2) объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет.

При этом в силу статьи 1 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории (пункт 1 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ).

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029.

Из анализа Критериев N 1029 следует, что категорирование объектов, оказывающих НВОС, осуществляется в зависимости от вида осуществляемой деятельности на объекте.

При этом добыча подземных вод вообще не предусмотрена Критериями N 1029, что, на первый взгляд, исключает необходимость отнесения скважин к какой-либо категории объектов, оказывающих НВОС.

В свою очередь, Законом N 7-ФЗ (статья 69) предусмотрен государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Ведение федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих в соответствии со статьей 65 Закона N 7-ФЗ федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Ведение региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 8 статьи 69 Закона N 7-ФЗ).

Согласно пункту 6 статьи 65 Закона N 7-ФЗ федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень.

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется на основании установленных Правительством Российской Федерации критериев.

По смыслу подпункта «б» пункта 6 Критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утв. постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 N 903, если на объекте осуществляется деятельность по застройке площадей залегания полезных ископаемых и (или) связанная с пользованием участками недр, за исключением участков недр местного значения, то такой объект подлежат федеральному государственному экологическому надзору, а, значит, в соответствии с пунктом 8 статьи 69 Закона N 7-ФЗ и учету в федеральном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Иными словами, поскольку осуществляется деятельность, связанная с добычей подземных вод (с пользованием участками недр на основании лицензии на пользование недрами), то объекты добычи (скважины) подлежат федеральному государственному экологическому надзору, а потому и учету в федеральном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, как объекты, оказывающие НВОС.

Критериями N 1029 объекты, деятельность на которых связана с различного рода пользованием участками недр (в первую очередь, добычей полезных ископаемых), определены как объекты I и II категории негативного воздействия, а также установлено, что в случае осуществления на объекте хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в I, II и IV разделах Критериев и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в IV разделе Критериев, объект относится к объектам III категории негативного воздействия на окружающую среду (пункт 5 Критериев N 1029). Тем самым, к объектам, деятельность на которых связана с пользованием участками недр и которая не указана в разделах I и II Критериев, можно отнести объекты добычи подземных вод (в том числе скважины).

Такова официальная позиция уполномоченного ведомства — Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. В частности, на официальном сайте Южного Межрегионального управления Росприроднадзора отражена позиция по вопросу о постановке на учет объектов добычи подземных вод и разъяснено, что объект, на котором осуществляется деятельность, связанная с пользованием участками недр, содержащими подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет более 500 кубических метров в сутки, подлежит учету в федеральном государственном реестре объектов НВОС в соответствии с положениями пункта 8 статьи 69 Закона N 7-ФЗ и подпунктом «б» пункта 6 Критериев N 903.

В соответствии со статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Следует признать, что в судебной практике вышеизложенный подход нашел поддержку.

Например, Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики (Решение от 10.06.2019 N 21-53/2019), рассматривая требование МУП об отмене актов о привлечении к административной ответственности по статье 8.46 КоАП РФ за не постановку на учет артезианских скважин для добычи пресных вод как объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отклонил доводы МУП о том, что скважины не относятся к подлежащим постановке на учет объектам, оказывающим воздействие на окружающую среду, и признал, что скважины МУП, как объекты, на которых осуществляется деятельность, связанная с пользованием участками, содержащими подземные воды, которые используются для целей питьевого их хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой, подлежат учету в федеральном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с положениями пункта 8 статьи 69 Закона N 7-ФЗ и подпунктом «б» пункта 6 Критериев N 903. Аргументация суда была очень сходной с той, что изложена в предостережении инспектора.

Читайте также:  Акт законченного строительством объекта сети газораспределения газопотребления

В вопросе указано, что часть участков, указанных в лицензии на пользование недрами (со скважинами), продана другим юридическим лицам.

При этом сами по себе скважины не могут быть проданы.

Более того, в соответствии с Законом РФ от 21.02.92 N 2395-1 «О недрах» право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности только в строго определенных случаях, в частности, дочернему юридическому лицу; созданному (учрежденному) пользователем недр новому юрлицу (см. часть 1 статьи 17.1).

В этих случаях лицензия на пользование участком недр полежит переоформлению (порядок переоформления лицензии можно найти в приказе Минприроды России от 29.09.2009 N 315 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр»; при пользовании участками недр местного значения руководствоваться следует законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации).

Право пользования участком или участками недр, приобретенное юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передано третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав, установленной гражданским законодательством, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 2395-1 или иными федеральными законами (часть 7 статьи 17.1 Закона N 2395-1).

Служба поддержки пользователей систем «Кодекс»/»Техэксперт»
Эксперт Лисицкая Ольга Сергеевна

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник бухгалтера» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.

Источник

Закон о скважинах на воду в частном доме и на даче 2022

Вышли новые правила о пользовании подземными водами. Владельцы частных домов и дачники забеспокоились. Ведь так называемый закон о скважинах в частном доме, который вступил в силу в 2019 году повлечет за собой новые налоги, ужесточит требования.

Статья 19.2 Закона “О недрах” с последней редакцией от 2019 года

закон о недрах

Как видно из статьи 19.2 обычному дачнику или садоводу волноваться не стоит. Никто не заставит Вас получать лицензию на скважину, которую вы используете для собственных нужд. Несмотря на это уже сейчас появляются сообщения о попытках мошенничества и принуждения получения липовых “лицензий”. Будьте внимательны, не попадитесь на уловки мошенников! Полностью текст Закона “О недрах” можно прочитать на сайте КонсультантПлюс.

С одной стороны, недра принадлежат государству. Питьевая вода по сути – полезное ископаемое, наряду с нефтью, газом, каменным углем. Ее месторождения и места добычи подлежат государственному учету и контролю. Каждая скважина внесена в госреестр, ей присвоено регистрационное свидетельство.

С другой стороны, почему человек, обустроивший участок, за который он уже заплатил налог, вложил собственные средства на строительство частного колодца на даче, пользуется им изредка и исключительно в личных целях, должен платить еще?

Контроль за водопользованием объективно необходим потому, то имеет тесную взаимную связь с экологическим благополучием жизни и эпидемиологической обстановкой.

Нормы закона, регулирующего процесс обустройства скважин на воду

Закон о регистрации скважин на воду вступил в силу с 1 января 2019 года.

Все, кто занимается добычей воды, распределены на три категории:

  1. Юридические лица , ведущие производственную и хозяйственную деятельность, добывающие артезианскую воду.
  2. Садоводческие товарищества, дачники , пользующиеся скважинами в личных некоммерческих целях.
  3. Частные лица , пользующиеся подземными источниками для удовлетворения собственных потребностей. Эта группа ограничена рядом регламентирующих условий.

Законодательно утверждена процедура добычи воды. Если предполагается бурить артезианскую скважину, обязательно потребуется лицензия. Если колодец построен для частных нужд на даче и расположен на глубине первого от поверхности земли водоносного слоя (на песке), разрешение на него получать не нужно.

Что можно по закону без регистрации и лицензии?

Новый Закон о недрах гласит (ст.19), что в личных целях можно использовать только воду из первого водоносного песчаного пласта. Она не используется в промышленных целях и для нужд центрального водоснабжения. На балансе (учете) у государства стоят только воды второго и третьего пласта.

В новых правилах пользования подземными водами говорится, что землепользователи и землевладельцы в пределах собственного участка имеют право:

  • Использовать для бытовых нужд распространенные полезные ископаемые, в том числе и воду.
  • Потреблять подземные воды в объеме не более 100 м3 в сутки.
  • Глубина пробуренной скважины или колодца при этом не должна превышать 30 метров.
Читайте также:  Акт приемки законченного строительством объекта консультант

Из этих допусков следует, что колодцами на своем участке в личном подсобном хозяйстве можно пользоваться по-прежнему без регистрации, лицензирования и налога на скважину.

С проблемой столкнутся владельцы частных колодцев, где подземные воды в принципе залегают очень глубоко. А даже в Подмосковье есть территории, где водоносный песчаный или известняковый слой расположен на глубине 20 и более метров. Здесь без лицензии не обойтись вовсе.

Нововведения в законодательстве о недрах

Закон о скважинах на воду затрагивает те садоводческие товарищества и крестьянско-фермерские хозяйства, где обустроена артезианская скважина с водонапорной башней и водопроводными инженерными сетями.

В законе разграничены понятия коммерческого использования скважин и колодцев для бытовых нужд.

Узаконить колодец придется, если:

  • Вода используется для производства товаров.
  • Допускаются отчуждение, передача или продажа воды третьим лицам.

Нарушителей этих требований первоначально предупредят, затем вынесут предписание о необходимости регистрации водоносной скважины. В случае, если владелец проигнорирует требования закона, обяжут ликвидировать источник за счет собственных средств.

Как регистрируется водоносная скважина?

Обязательное получение лицензии на артезианскую скважину вводится с 2020 года. До этого времени зарегистрировать ее можно в добровольном порядке. Такое право у владельцев есть.

И лучше заранее начать процедуру подготовки необходимой документации. Зарегистрироваться заблаговременно стоит уже потому, что с 2020 года придется платить госпошлину. Предварительно размер составит 7500 рублей.

Штрафы за незаконное пользование недрами – до миллиона рублей для юридических лиц. Поэтому с оформлением документации нужно поторопиться.

Подготовительные мероприятия под бурение скважины на воду

Первоначально определяют, где, в каком конкретном месте вести земляные работы, чтобы попасть в водяную жилу, чтобы она не истощалась с течением времени. С какой глубины и из какого пласта брать воду, чтобы она была питьевой, а не годилась только для бытовых нужд.

Для этого делают запрос в региональный Фонд геологической информации. Сотрудники данной службы, отталкиваясь от карты, на которой указано расположение участка, предоставят необходимую геологическую информацию.

Законодательством предписано, что бурение колодцев могут проводить только специализированные организации, имеющие государственную аккредитацию и другие разрешительные документы.

Как зарегистрировать уже готовую скважину?

Если артезианская скважина уже имеется, и закон вступил в силу после, ее все-равно придется регистрировать на общих основаниях. В противном случае скважину или колодец обяжут ликвидировать в судебном порядке.

Как получить лицензию на водопользование из скважины?

Чтобы получить разрешение на бурение скважины, необходим пакет документов, в который входят:

  • Технический паспорт установленного образца.
  • Проведение геофизических исследований.
  • Санитарно-эпидемиологическое заключение.
  • Анализ воды (бактериологический, химический, радиационный).

Необходимо сделать предварительный расчет потребления воды и согласовать в Федеральном агентстве водных ресурсов.

Роспотребнадзор согласует пригодность участка заявленным целям. На территории не должно быть загрязняющих объектов на расстоянии ближе 300 метров от скважины.

Чтобы оформить скважину, потребуются:

Для физических лиц Документ, удостоверяющий личность.
Правоустанавливающие документы на земельный участок (свидетельство о праве собственности или договор аренды).
Генплан участка.
Кадастровый план участка.
Ситуационный план с указанными объектами инфраструктуры.
Для юридических лиц Банковские реквизиты организации.
Фактический и юридический адрес.
Устав.
Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
Свидетельство ЭГРЮЛ.
Документы об учредителях.
Справка об отсутствии задолженностей по налогам и сборам.

Возможно понадобятся и другие документы. Процедура оформления может занять длительное время в зависимости от вида скважин, потребуются изыскательные работы. Проект проведения работ по бурению согласуют с контролирующими органами.

Как правило, к процессу привлекают специализированные организации, которые имеют лицензию, опыт проведения геолого-разведывательных и буровых работ, обладают базой геологических данных о местности.

Специалисты возьмут на себя подготовку разрешительной документации. Кроме того, подобные организации дают гарантию качества, необходимого объема воды из скважины и сроков пользования источником.

Лицензию на водопользование выдает Министерство природных ресурсов. Она содержит следующие сведения:

  • Информация о владельце.
  • Цели использования источника.
  • Основания для предоставления лицензии.
  • Предполагаемый объем водопотребления.
  • Местонахождение (географические координаты).
  • Геологическая информация из федерального реестра.
  • Условия безопасного использования.
  • Описание процедуры разведывательных работ.
  • Срок действия выданного документа.
  • Условия и порядок оплаты.

Дополнения и изменения в условия лицензии вносятся с ведома и по согласованию с органами госреестра и пользователем.

Срок получения лицензии на недропользование

От подготовки проекта до получения лицензии на недропользование пройдет больше года.

  1. Вначале делают геологические изыскания. На это требуется до 6 месяцев.
  2. Затем оформляют экспертную оценку водных запасов. Она занимает по времени от 3 до 12 месяцев.
  3. Наконец, официальное заключение готовится от 4 до 12 месяцев.

Приступая к официальному оформлению артезианской скважины, нужно отдавать себе отчет в том, какой объем работы придется выполнить. Но если источник дает достаточный объем воды, а она при этом высокого качества, то ее добыча будет приносить доход на протяжении десятков лет.

Как утилизировать автомобиль в 2022 году?

Лицензирование деятельности по обращению с отходами

Утилизация бурового шлама: захоронение, переработка, центрифугирование

Плюсы и минусы геотермальной энергетики

Лицензирование деятельности на транспортировку отходов

Основные источники загрязнения воды

Лицензии на вывоз ТБО, создание полигона, переработку твердых коммунальных отходов

Как осуществляется сбор отходов в России?

Экологические проблемы при добыче нефти

Утилизация отходов в законодательстве РФ

Скотомогильник сибирской язвы и другие виды могильников скота

Паспорт отходов: на какие отходы делается, можно ли сделать самостоятельно, перечень документов и образец

Источник
Рейтинг
Загрузка ...