Далеко не каждый правообладатель земельного участка регулярно отслеживает изменения законодательства, касающиеся регулирования градостроительной деятельности, и обладает актуальной и всеобъемлющей информацией о градостроительной документации, применимой к его земельному участку. Как правило, прояснять данные вопросы правообладатель начинает лишь тогда, когда решается на строительство нового либо реконструкцию или капитальный ремонт ранее возведенного здания (сооружения). И вот тут, получив градостроительный план земельного участка (далее — ГПЗУ), правообладатель может столкнуться с неприятным сюрпризом в виде красных линий, проходящих по его земельному участку, а иногда и по принадлежащему ему зданию (сооружению). О том, что из себя представляют красные линии, устанавливаемые в градостроительной документации, какие основные правовые риски грозят правообладателям земельных участков, затронутых красными линиями, а также отдельные рекомендации по их корректировке (изменению) и выносу (отмене) — в материале юриста «Пепеляев Групп» Натальи Дондыш.
Отступы От Границ Участка | Красные Линии | Расстояние До Дома
Понятие красных линий
Красные линии представляют собой один из видов градостроительных ограничений и обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для их размещения.
Основное предназначение красных линий заключается в том, что формирование земельных участков и их использование (включая застройку) должны осуществляться с учетом существующих и планируемых территорий общего пользования, а также с учётом расположения линейных объектов, которые имеются или которые планируется разместить в будущем.
Установление красных линий на земельном участке не означает, что такой участок (или его часть за красными линиями) автоматически становится территорией общего пользования — данный правовой статус земельный участок, по сути, получает в результате его изъятия для государственных или муниципальных нужд. Однако для правообладателя такого земельного участка установление красных линий влечёт ряд правовых последствий и ограничений, более подробно описанных ниже.
Общие принципы установления красных линий
Общие принципы и порядок установления красных линий предусмотрены Градостроительным кодексом РФ («ГрК РФ») и могут быть вкратце описаны следующим образом:
1. По общему правилу, красные линии должны быть установлены документацией по планировке территории (в ППТ и (или) проекте межевания территории). При этом такая документация (рассмотрим в качестве примера ППТ поселения) должна быть подготовлена и утверждена в соответствии со следующей процедурой:
- Принятие решения о подготовке ППТ уполномоченным органом местного самоуправления или заинтересованным лицом;
- Опубликование решения о подготовке ППТ в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов, и на официальном сайте поселения в сети «Интернет»;
- Прием предложений физических и юридических лиц о порядке, сроках подготовки и содержании ППТ;
- Подготовка ППТ с учетом поступивших предложений физических и юридических лиц;
- Проверка и согласование подготовленного ППТ уполномоченными органами власти для последующего направления ППТ главе поселения (на утверждение) или для отклонения ППТ и направления его на доработку;
- Проведение публичных слушаний по ППТ с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на соответствующей территории, и иных лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией ППТ;
- Опубликование заключения о результатах публичных слушаний;
- Рассмотрение ППТ, протокола публичных слушаний по ППТ и заключения о результатах данных публичных слушаний главой поселения и принятие им решения об утверждении или отклонении ППТ;
- Официальное опубликование утверждённого ППТ. Со дня утверждения ППТ предусмотренные в нём красные линии считаются установленными.
2. Красные линии должны соответствовать градостроительной документации «более высокого уровня» (т.е. градостроительной документации территориального планирования и градостроительного зонирования, утверждённой для соответствующего поселения). Данное требование следует, в частности, из п. 10 ст. 45 ГрК РФ, согласно которому подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования (генеральных планов поселений) и правил землепользования и застройки («ПЗЗ»).
Правовые риски правообладателя земельного участка
Основным риском правообладателя, связанным с установлением красных линий на его земельном участке, является возможное изъятие такого участка или его части за границами красных линий для государственных или муниципальных нужд.
Согласно законодательству РФ, если строительство того или иного объекта федерального, регионального или местного значения утверждено в ППТ, допускается изъятие соответствующего земельного участка (его части) для осуществления такого строительства.
Законодательство РФ допускает принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в рассматриваемых случаях не позднее чем в течение трех лет со дня утверждения ППТ. Если в течение данного срока решение об изъятии земельных участков не принято, ППТ признается не действующим в части определения границ зон планируемого размещения соответствующих объектов федерального, регионального или местного значения.
Еще одним правовым риском, связанным с установлением красных линий, является возможное резервирование земельного участка или его части за границами красных линий для государственных или муниципальных нужд. Резервирование земельного участка (его части) допускается в тех же случаях, что и их изъятие, и оно может предшествовать его последующему изъятию и (или) ограничивать права правообладателя земельного участка в течение срока до трех лет.
По своей сути резервирование земель представляет собой ограничение прав правообладателей земельных участков на возведение зданий, сооружений в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием, а также по проведению некоторых видов работ. Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель устанавливаются ЗК РФ и федеральными законами. Конкретные ограничения на зарезервированные земельные участки, необходимые для достижения целей резервирования, должны быть предусмотрены в соответствующем решении о резервировании.
Поскольку красные линии устанавливаются для обозначения существующих или планируемых границ территорий общего пользования и линейных объектов, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов, данные ограничения правового статуса земель в границах красных линий не могут не отразиться на проектировании и строительстве на них.
Так, подготовка проектной документации осуществляется, помимо прочего, на основании информации, указанной в ГПЗУ. Если последний отражает прохождение красных линий по земельному участку, очевидно, что данное обстоятельности не может не быть принято во внимание при проектировании нового строительства или реконструкции (капитальном ремонте) имеющегося здания (сооружения).
Далее, при рассмотрении заявления о выдаче разрешения на строительство уполномоченный орган власти проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству объекта капитального строительства, а также допустимости размещения такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ (в т.ч., для исключения возможности планируемого размещения объекта на территории общего пользования). Если выявлено то или иное несоответствие ограничениям, установленным в соответствии с законодательством РФ (в т.ч. красным линиям), в выдаче разрешения на строительство может быть отказано.
Таким образом, установленные красные линии могут стать препятствием для правообладателя земельного участка в осуществлении строительства (реконструкции, капитального ремонта) на нём с учётом месторасположения и параметров, желаемых и приемлемых для такого правообладателя, либо (в худшем случае) привести к принципиальной невозможности реализации данных видов деятельности на земельном участке.
Одним из самых распространённых оснований для установления красных линий является планируемое размещение в их границах автомобильных дорог общего пользования.
В соответствии с законодательством РФ, в состав автомобильной дороги входят земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги. При этом такие границы определяются на основании документации по планировке территории с учетом норм отвода земель для размещения автомобильных дорог и объектов дорожного сервиса.
По смыслу сказанного, документация по планировке территории должна учитывать ширину полосы отвода проектируемой автомобильной дороги, и территория внутри красных линий должна включать в себя как саму проектируемую дорогу, так и её полосу отвода.
Однако на практике встречаются судебные дела, в которых границы частных земельных участков проходили на незначительном расстоянии от осей и дорожного покрытия автомобильной дороги, вследствие чего суды признавали, что данные земельные участки частично накладывались на полосу отвода автомобильной дороги и, следовательно, на них фактически распространялся правовой режим таких полос отвода. Суды при этом отмечали, что организации, осуществляющие эксплуатацию автомобильных дорог, были вправе размещать элементы их обустройства (например, остановки общественного транспорта) на принадлежащих частным лицам земельных участках, частично оказавшихся в полосе отвода. При этом такие частные лица не вправе были требовать устранения соответствующих нарушений их прав.
Корректировка (изменение) и вынос (отмена) красных линий
Описанные выше правовые риски, которые возникают у правообладателя вследствие установления красных линий на принадлежащем ему земельном участке, по сути, могут быть устранены (минимизированы) только либо в случае их смещения на расстояние, которое бы позволило такому правообладателю строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) в приемлемых границах и с приемлемыми параметрами, либо в случае их полной отмены.
Как показывает практика, в некоторых случаях правообладателям удается добиться изменения (корректировки) красных линий без обращения в суд, когда соответствующие изменения вносятся в градостроительную документацию уполномоченными органами.
Что касается отмены красных линий, то она чаще всего осуществляется на основании судебных решений, признающих градостроительную документацию, устанавливающую красные линии, недействующей в соответствующей части.
Законодательство РФ не предусматривает требований об обязательном досудебном (административном) урегулировании споров, связанных с признанием градостроительной документации недействующей. Вместе с тем, нами были обнаружены отдельные судебные решения, в которых суды особо отмечали, принял ли заявитель меры по изменению красных линий в административном порядке до подачи соответствующего административного заявления или нет.
Изменение красных линий предполагает необходимость внесения изменений в установившую их градостроительную документацию. Как упоминалось выше, по общему правилу красные линии устанавливаются документацией по планировке территории – ППТ и проектами межевания территории.
Внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством РФ. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям.
Исходя из данной нормы, корректировка документации по планировке территории осуществляется в порядке, определенном статьями 45, 46 ГрК РФ, которая была описана в настоящей статье выше.
При этом, по смыслу ч. 1 ст. 46 ГрК РФ, решение о внесении изменений в документацию по планировке территории может быть принято уполномоченным органом местного самоуправления на основании предложений физических или юридических лиц.
Вынос (отмена) красных линий предполагает отмену действия соответствующей документации по планировке территории, установившей такие красные линии.
Как показал анализ судебной практики, действия правообладателей земельных участков, направленные на исключение красных линий из границ их земельных участков, а также соответствующие требования, заявленные в судебном порядке, различаются в зависимости от конкретной ситуации.
Вместе с тем, наиболее распространённым требованием, в результате рассмотрения которого красные линии могут быть отменены судом, является оспаривание установившей их градостроительной документации.
С точки зрения действующего законодательства РФ, градостроительная документация является нормативными правовыми актами, оспаривание которых в судебном порядке является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется посредством подачи административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части.
С таким исковым заявлением вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.
Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Исходя из анализа изученных судебных решений, при рассмотрении подобного рода дел суды, как правило, принимают во внимание следующие обстоятельства, которые могут послужить основанием для признания градостроительной документации недействующей в части установленных красных линий:
- ППТ противоречит градостроительной документации «более высокого уровня», а именно генеральному плану поселения и ПЗЗ. Так, если, к примеру, генеральный план поселения не предусматривает размещение какого-либо линейного объекта на земельном участке, установление соответствующих красных линий на нём может быть признано необоснованным.
- Проект ППТ, содержащий красные линии, опубликован не в полном объеме или в виде, не позволяющем восприятие его содержания для последующего обсуждения на публичных слушаниях. В частности, если в публикации о предстоящих публичных слушаниях отсутствовали графические изображения, отражающие прохождение красных линий.
- ППТ не был согласован со всеми уполномоченными органами власти, если такое согласование было обязательным. Необходимость получения тех или иных согласований зависит, в частности, от особенности территории, в отношении которой разрабатывается ППТ, и объектов, расположенных или планируемых в её границах. Так, если в границах территории расположен объект культурного наследия, ППТ подлежит согласованию с органом исполнительной власти, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
- Красные линии не соответствуют фактически сложившемуся пользованию, т.е. установлены без учета существующей застройки и землепользования и сложившейся планировки территории (в частности, без учета нахождения зарегистрированных в ЕГРН объектов капитального строительства).
- Красные линии не являются актуальными, т.е. соответствуют не действующим документам территориального планирования и градостроительного зонирования, а градостроительной документации, утверждённой, к примеру, до принятия ГрК РФ и в соответствующей части противоречащей последнему.
- Уполномоченным органом не доказано отсутствие альтернативных вариантов размещения объекта, в связи с которым устанавливаются красные линии.
Вышеперечисленные обстоятельства могут быть использованы правообладателем земельного участка в обосновании своих требований для оспаривания документации по планировке территории в части установления красных линий.
Вместе с тем необходимо иметь ввиду превалирующую ныне судебную практику, из которой следует, что суды рассматривают в качестве оснований для отказа в признании градостроительной документации недействующей в части установленных красных линий следующие обстоятельства:
- Красные линии установлены в целях соблюдения публичных интересов, превалирующих над частными интересами правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Принципиально данный подход был сформулирован Конституционным Судом РФ, пояснившим, что регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик не предполагает их произвольного установления, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий.
- Красные линии могут не соответствовать фактически сложившемуся пользованию, если их установление основано на документации по территориальному планированию.
Действующее законодательство РФ не содержит требований, обязывающих органы государственной власти определять функциональные зоны в документации по территориальному планированию исключительно в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее развитие в будущем.
- Расположение красных линий для размещения того или иного объекта является единственно возможным.
- Заинтересованные лица не выразили своих возражений против установления красных линий. Из отдельных судебных решений следует, что отсутствие возражений со стороны правообладателей земельных участков против установления красных линий, равно как их неучастие в публичных слушаниях по поводу утверждения соответствующего ППТ, оценивается, скорее, как негативное обстоятельство, если такие лица имели возможность для реализации данных действий.
В заключение хотелось бы рекомендовать правообладателям земельных участков и находящихся на них зданий (сооружений) регулярно изучать публикации в официальных средствах массовой информации о планируемых публичных слушаниях, в результате которых упомянутые объекты недвижимости могли бы быть затронуты красными линиями, а также принимать участие в таких слушаниях и использовать все возможные правовые инструменты для предотвращения установления таких красных линий.
Источник www.pgplaw.ruКакое расстояние можно отступать от красной линии до объекта?
У меня есть в собственности земельный участок по ул.Никитина 28.Хочу чтобы мне дали четкий ответ на вопрос!Какое расстояние можно отступать от красной линии до объекта строительства,так как в Постановлении от16.08.2007г. №165 О местных нормативах градостроительного проектирования на территории города Кемерово сказано:»2.10. Одно-, двухквартирные жилые дома должны быть удалены от:красной линии улиц — не менее чем на 5 м.;красной линии проездов — не менее чем на 3 м. Дело в том,что все дома на улице удалены на 3 метра от красной линии.Могу ли я в данной ситуации начать строительство индивидуального жилищного дома на расстоянии 3-х метров от красной линии?Если да,то подскажите какие документы надо собрать и куда обратиться по этому вопросу?Если нет,то могу ли я начать строительство дома на месте границ сгоревшего дома,который ранее стоял на этом участке?И какие документы для этого нужны?
Согласно Правил землепользования и застройки в городе Кемерово, утвержденных постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006г. №75, земельный участок по ул.Никитина, 28 расположен в территориальной зоне Ж3 – жилой зоне с малоэтажными жилыми домами.
В соответствии с постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 16.08.2007 № 165 «О местных нормативах градостроительного проектирования на территории города Кемерово» и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства территориальной зоны Ж3, жилые дома должны быть удалены от красной линии улиц — не менее чем на 5 метров.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке ст.51 Градостроительного кодекса РФ на основании заявления о выдаче разрешения на строительство. Для принятия уполномоченным органом решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
- правоустанавливающие документы на земельный участок;
- градостроительный план земельного участка;
- схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются:
- границы земельного участка;
- границы зон действия публичных сервитутов;
- минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
- информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
- информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
- информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
- информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее — технические условия);
- границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков.
После подготовки вышеуказанных документов Вам необходимо обратиться в Комитет строительного контроля администрации г.Кемерово с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома с приложением данных документов.
Источник mgis42.ru1. Общие сведения. Предпроектная работа
Отступы от красных линий улицы и границы застройки (линии регулирования застройки). Что такое красные линии?
Красные линии – это линии, которые устанавливают границу между землями различного назначения. » Красные линии – предусмотренные градостроительной документацией детального планирования условные линии, предназначенные для отделения в населенных пунктах земель общего пользования от территорий, предназначенных для застройки или иного использования».
Например, красная линия улицы разделяет улицу и все, что к ней относится (инженерные коммуникации и уличное обустройство), от прилегающей территории. Это необходимо для того, чтобы еще на этапе создания генеральных планов населенных пунктов и детальных планов планировки установить границы застройки (линии регулирования) и разместить все необходимые инженерные сети вдоль трассы прохождения дороги для перспективного развития прилегающих земель.
Что такое красные линии? Все, что находится между красными линиями улицы, является своеобразным коридором для прохождения инженерных сетей. Как правило, инженерные сети размещаются под газоном, тротуаром и между красными линиями и линиями застройки. Такой порядок существует с целью облегчения эксплуатации инженерных коммуникаций и уменьшения последующих затрат на их ремонт, а также восстановление дорожного покрытия. В исключительных случаях и при обосновании допускается прокладка инженерных сетей под проезжей частью и парковками.
Отступы от красных линий тесно связаны с границами застройки (линиями регулирования), название которых говорит о цели их создания. Для размещения инженерных сетей и других нужд строительства существуют нормативные расстояния между красными линиями и линиями регулирования застройки. Эти отступы зависят от категории улицы и вида строящегося объекта.
Например, для улицы категории Б расстояние от красной линии до жилой застройки (границы застройки) составит 10 м, для местных улиц – 6 м, а при усадебном типе строительства до границы земельного участка потребуется отступить 3 м. При строительстве торговых объектов отступ от красной линии до здания равен 6 м. В условиях реконструкции возможно уменьшение нормативных расстояний при обосновании и соответствующих расчетах, подтверждающих безопасность возводимого объекта и условий его эксплуатации.
Что такое красные линии? Красные линии также могут обозначать границы земельных участков с различными инженерными сетями, например, с линиями электропередач, железнодорожными линиями и другими линейными объектами.
При проектировании и строительстве обязательно требуется учитывать красные линии и границы застройки. (» Линии регулирования застройки – предусмотренные градостроительной документацией детального планирования условные линии, предназначенные для отделения в населенных пунктах территорий, в пределах которых должно осуществляться размещение зданий, от иных территорий». ) Как правило, они устанавливаются при разработке генеральных планов поселений и проектов детального планирования. Эти данные могут быть предоставлены в городских и областных органах архитектуры, горисполкомах и облисполкомах. Как учитывать красные линии? Об этом более подробно сказано в вопросах и ответах .
Источник www.proekt.lepshy.byРасстояние от красной линии до жилого дома и линии застройки здания: нормы СНиП (СП)
Расстояние от красной линии до линии застройки – документально зафиксированное и применяемое на основании действующего законодательства (так называемая существующая межа) или временная, проектная удаленность по СНиП (СП), действующая до момента законной фиксации. Норма такого параметра отражается в Градостроительном кодексе, СНиП (СП), может регламентироваться генеральным планом застройки, принятым местными властями, конкретного населенного пункта – города, поселка, округа. Условная линия – граница между частными владениями и территорией общественного пользования, за которую не может распространяться застройка земельной собственности частного лица.
Красные линии застройки: что это такое
Основное определение понятия красных линий дано в ст. 1 Градостроительного кодекса, действующего на территории Российской Федерации. Границы, определяемые этим термином, входят, согласно главе 5 того же законодательного документа, в пакет документов для планирования и получения разрешения на строительство.
Собственнику участка необходимо пройти с помощью кадастровых инстанций этап размежевания с другими территориями любой формы собственности. В том числе частной, общественной, участками для ЛЭП или газопроводов.
После этого владелец получает схему с изображением садового участка, надела под ИЖС, придомовой территории, на которой располагается многоэтажный жилой дом.
На схеме, выданной как приложение к кадастровому сертификату, нет указания на КЛ. Есть только габариты и привязка к конкретным ориентирам.
Определение понятия красной линии может несколько варьироваться в зависимости от расположения и назначения частной земельной собственности, предназначенной под застройку:
- Градостроительный кодекс под этим термином подразумевает условную границу, отделяющую участки с публичными объектами, доступными для всех граждан, от земельной собственности, на которой расположен частный дом. При этом расстояние от красной линии до застройки может отдельно устанавливаться нормативными актами местной администрации, СНиП или строительными правилами СП.
- Согласно закону об СНТ, принятому в 2020 г., на садовых участках можно строить дома для постоянного проживания. Минимальный размер земельной собственности – 6 соток. На таких участках затруднительно соблюдать расстояния по СНиП (СП), в которых нормируется строительство ИЖС. Поэтому в садоводческих товариществах в 2021 г. размещение застройки на участке может регламентироваться правлением товарищества.
- В принятой намного ранее, еще в 1998 году, Инструкции о порядке проектирования под красной линией подразумевалась условная черта, которая разграничивает микрорайоны и кварталы от площадей и улиц.
- Разграничение на генплане отмечалось красным цветом, но с момента принятия Градостроительного кодекса под красной линией понимается не межа между кварталами и улицами, а условное разграничение территорий для общего пользования, участков в личной собственности и специальных, отведенных для строительства коммуникаций.
На каком расстоянии от красной линии можно строить дом, определяется не только дистанцией от уже построенного объекта. Например, детских площадок, проездов, уже построенных общественных или образовательных зданий.
Необходимо ознакомиться с генпланом населенного пункта и узнать о предполагаемом строительстве электрических или транспортных коммуникаций. Местные власти не обязаны уведомлять собственников о своих строительных планах. Поэтому может существовать проектная КЛ, отображенная только на генеральном плане.
СП градостроительства определяет местоположение КЛ, руководствуясь несколькими важными факторами. Это генеральный план с существующими и запроектированными объектами, схемами инженерно-технических коммуникаций, как уже построенных, так и запланированных в будущем.
На определение расстояний влияют не только строительные правила, но и объект, который располагается за ней, или предполагаемый тип строительства в проекте. Например, школа или детский сад, дорога, магазин, трубопровод и прочие варианты.
Границы красных линий застройки
Красная линия застройки – это условная межа, которая устанавливается между общественной территорией или важными объектами и проводимым строительством. Неважно, идет ли речь о возведении частного дома, здания многоквартирного и многоэтажного для проживания граждан или офисного.
Критерием для установки красной границы застройки служит красная линия улицы. Обозначение границы на утверждаемом проекте предусмотрено и для реконструкции, перестройки, достраивания к уже имеющемуся объекту.
Как и в случае с постройкой ИЖС, устанавливается забор, обеспечивающий безопасность граждан и отмечающий красную линию застройки, соответствующую утвержденному строительному плану.
Нормой может считаться и дислоцирование вдоль КЛЗ, и предусмотренный проектом отступ. Это утверждается при согласовании строительства, и нарушать уже определенные нормы недопустимо.
Расстояние от линии застройки до красной линии
СНиП регламентирует размещение зданий и сооружений как постройку, в которой непременно учитывается уже имеющийся проект и красные линии, которые определены в данном населенном пункте.
В нем указывается, сколько метров должно быть, чтобы могла проехать пожарная машина. Также учитывается имеющаяся сеть инженерно-технических коммуникаций, особые объекты. Дистанцирование от них обязательно при постройке жилого дома, и он строится с обязательным отступом.
Жилое здание отступает от красной линии дороги не менее 5 метров, от переулка не менее 3 м.
Так же происходит, когда строится индивидуальный дом. Согласно СНиП он должен отстоять от межи соседнего участка и красной линии улицы на том же трехметровом расстоянии. Несоблюдение установленных норм, произвольная застройка индивидуальной земельной собственности могут легко вылиться в судебную тяжбу или снос после ее разрешения.
Итак, от соседнего участка частный дом по нормам СНиП (СП) должен находиться не ближе, чем в 3 метрах. Хозпостройки – на расстоянии от 1 до 4 метров от земельного участка соседей. От дороги отступ хозпостроек должен быть равен 5 метрам, от проезда или переулка – 3 метрам.
Линия застройки должна отстоять по нормам СП на расстоянии не менее 2 метров и более от любых других красных линий.
Расстояние от красной линии до жилого дома
Расстояние от дома до красной линии, согласно нормам СНиП, отражено сразу в нескольких нормативных документах – Градостроительном и Земельном кодексах, Постановлениях Госстроя и Приказе Минрегиона № 849. В 2019 г. были приняты дополнения к уже существующим правилам. Связаны они с разрешением строительства в СНТ капитальных домов для проживания.
Поэтому лучше придерживаться существующих требований:
- в частном секторе, к которому условно теперь можно отнести и территорию СНТ, жилое строение не может располагаться ближе чем на три метра к красной линии застройки;
- отступление от правила допускается только тогда, если в здании есть на первом этаже помещения, используемые как общественные, даже если это переоборудованная квартира – такое строение может выноситься на край КЛ;
- во всех остальных случаях дистанция от красной линии зависит от расположения дома на улице.
Если зафиксировано нарушение нормы расстояния не только для дома, но и для ограждения участка, выходящего на чужую территорию, такую постройку не удастся приватизировать из-за имеющегося разногласия с требованиями Земельного кодекса. В самом негативном сценарии такое строение может быть подвергнуто сносу.
Красная линия при строительстве многоэтажного жилого дома
Определяется по градостроительному плану, в котором четко разграничены территории, запретные для проведения строительства. В нем должно быть указано и планирование новых объектов, и элементы инфраструктуры, которые уже имеются в наличии.
Многоквартирный дом должен отступать от проезжей части не менее чем на 5 м, при условии, что в первом здании находятся только жилые помещения. Это регламентируют правила жилищного строительства. От тротуара отступ может быть уменьшен, но минимальный не может составлять менее 4 метров.
Красная линия при строительстве индивидуального дома
Определяется в индивидуальном порядке, потому что стандартной схемы расположения не существует. У каждого частного землевладения может быть вариативная дислокация по отношению к общественным территориям, коммуникациям.
Единственное четко определенное требование – противопожарное расстояние. Оно зависит от материала стен, а строительство гаража и подсобного помещения можно производить в метре от установленного ограждения. Противопожарное расстояние может зависеть и от расположения колодца, доступности пользования им в случае пожара.
Минимальные противопожарные расстояния между домами
Дистанции стандартно определяются типом материала, из которого производится застройка. Камень, кирпич, бетон позволяют сократить дистанцию до 6 метров, но при условии, что проведены контрольные мероприятия.
Если в постройке использованы огнестойкие материалы, однако имеются деревянные перекрытия, то дистанция требуется на два метра больше. Здания, полностью построенные из легковоспламеняющихся материалов, не могут располагаться ближе друг к другу, чем на 15 м.
Расстояние от красной линии до дороги
Дистанция определяется типом дороги, вдоль которой располагается фасадная часть строящегося дома. Если она выходит в переулок или на проезд, достаточно 3 м. Более оживленное движение, а точнее если это дорога, предполагает 5 м. До места разворота для транспорта на дороге, например, в сельской местности, может ограничиваться 5 метрами.
Более высокие требования к дистанцированию не выдвигаются в условиях крупного города или мегаполиса, где распространенное явление – оживленная дорога или автотранспортная магистраль.
В этом случае жилая постройка удаляется не только по противопожарным, но и по санитарным соображениям. Данные нормы совпадают.
Расстояние от дороги до красной линии определяется по уровню загазованности воздуха, интенсивности автомобильного движения и количеству полос. Однако не может быть менее 5 метров от дома до красной линии.
Источник pronormy.ru