?При вводе в эксплуатацию объекта капитального строительства у застройщиков могут возникать проблемы, связанные с несоответствием возведенного по утвержденному проекту объекта новым требованиям законодательства. Поскольку процесс проектирования и строительства часто занимает продолжительное время, то обязательные требования к строительной продукции в этот период могут меняться. Можно ли требовать приведения в соответствие с новыми требованиями объекта, строительство которого было начато до появления таких норм?
Состав проектно-сметной документации. Требования Законодательства
Требования к составу и содержанию разделов проектной документации при производстве работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства определены законодательно. Основным документом, регламентирующим это, является Градостроительный кодекс:
«Состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на государственную экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительств ом Российской Федерации.» (Градостроительный кодекс ст.48 п.13)
Состав проектной документации на указанные виды деятельности определен в «Положении о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (Постановление правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 (далее — Положение), а также в Градостроительном кодексе (ст.48 п.12)
Данное положение применяется при подготовке проектной документации:
- на различные виды объектов капитального строительства;
- в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
Областью распространения данного положения являются:
- объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов;
- объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения);
- линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).
Справка
Объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (Градостроительный кодекс).
Линейные объекты (сооружения) — к линейным объектам, за исключением объектов капитального строительства обустройства месторождений полезных ископаемых, относятся следующие виды объектов капитального строительства: железнодорожные линии; автомобильные дороги; искусственно созданные внутренние водные пути; трамвайные линии; линии электропередачи; трубопроводы; линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения); теплопроводы; коллекторы; газопроводы; водоводы; иные виды подобных объектов капитального строительства.
Строительство — создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Реконструкция линейных объектов — изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Капитальный ремонт линейных объектов — изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Следует обратить внимание на то, что данным положением, вводится новое разделение видов документации на:
- проектную документацию;
- рабочую докуме нтацию.
Ключевым моментом является то, что данные понятия определяют не стадии проектирования (стадия «П», стадия «РП» или «Р»), а различные виды документации.
Справка
В соответствии принятыми нормами проектирование осуществляется в одну или в две стадии.
Суть двухстадийного проектирования состоит в том в том, что необходимая для строительства документация составляется не сразу, а поэтапно:
На первом этапе (стадия «П» — Проект) принимаются без детализации решения принципиального характера, касающиеся выбора типа сооружения, его расположения, основные архитектурно-планировочные и конструктивные решения, способа строительства, выбираются принципиальные схемы технологических процессов, решения по инженерному оборудованию. Выполняются сводные сметные расчеты, решаются вопросы организации строительства. Вся эта документация направляется на государственную экспертизу, которая дает свои замечания и общую оценку проекта. После устранения проектировщиком выявленных недостатков проект рассматривается и утверждается (или отклоняется) Заказчиком (Инвестором).
На второй стадии (стадия «РП» — Рабочий Проект) разрабатывается рабочая документация («РД»). На этой стадии уточняются и детализируются решения, принятые на стадии «П», составляются рабочие чертежи, локальные сметы и прочая документация, необходимая для производства строительно-монтажных работ. «Рабочая документация» — это те чертежи и текстовой материал, который используется непосредственно на стройке (документация стадии «П», как правило, строителям не передается).
Преимущество такой системы в сведении к минимуму затрат по переработке проектной документации в случае неудачных общих решений. Это основной метод проектирования.
При одностадийном проектировании проектная документация подготавливается сразу же в полном объеме и содержит решения всех общих и частных вопросов. Это удобно при небольших объемах проектных работ для простых объектов или для привязки проектов массового или повторного применения.
Состав проектной документации и требования к ней четко определены положением. После разработки проектная документация должна быть передана для проведения экспертизы в соответствии с Постано влением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145 («О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»), для объектов подлежащих экспертизе.
Рабочая документация разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений.
В окончательный комплект проектно-сметной документации, как правило, входят проектная и рабочая документация (Прим. Это одно из основных отличий от стадий проектирования «П» и «РП», когда в окончательный проект идет только документация стадии «РП»). Эти виды документации дополняют друг друга:
- В проектную документацию входят основные разделы по организации строительства («Пояснительная записка», «Проект организации строительства», «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности», «Смета на строительство объектов капитального строительства» и т.д).
- Рабочая документация содержит рабочие чертежи, документы, спецификации и является основанием для реализации принятых в проекте решений.
Проектная документация
Справка
Перечень проектной документации обычно приводится в разделе «Состав проектной документации» (шифр раздела — «СП»). Данный раздел чаще всего находится в томе №0.
Положение устанавливает, что проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения должна включать в себя 12 разделов:
Проектная документация на линейные объекты капитального строительства и требования к содержанию этих разделов состоит из 10 разделов:
- Раздел 1 «Пояснительная записка»
- Раздел 2 «Проект полосы отвода»
- Раздел 3 «Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения»
- Раздел 4 «Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта
- Раздел 5 «Проект организации строительства
- Раздел 6 «Проект организации работ по сносу (демонтажу) линейного объекта
- Раздел 7 «Мероприятия по охране окружающей среды»
- Раздел 8 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
- Раздел 9 «Смета на строительство»
- Раздел 10 «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами»
Состав проектной документации на проведение капитального ремонта объектов определяется на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания выполняемых работ. (см. Градостроительный ко декс ст.48 п.12.1 )
В случае необходимости по инициативе заказчика проектная документации разрабатывается применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов. (см. Градостроительный кодекс ст.48 п.12.2). Это указывается в в задании на проектирование.
Проектная документация на отдельные этапы строительства разрабатывается в объемах, необходимых для осуществления каждого этапа строительства. Она должна отвечать требованиям к составу и содержанию разделов проектной документации, установленным Положением для объектов капитального строительства.
Справка:
Под этапом строительства понимается строительство одного из объектов капитального строительства, строительство которого планируется осуществить на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных объектов капитального строительства на этом земельном участке, а также строительство части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных частей этого объекта капитального строительства.
ИсточникРеконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов ) — изменение параметров объекта капитального строительства , его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка … Реконструкция линейных объектов — изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов .
Параметры объектов капитального строительства это
При вводе в эксплуатацию объекта капитального строительства у застройщиков могут возникать проблемы, связанные с несоответствием возведенного по утвержденному проекту объекта новым требованиям законодательства. Поскольку процесс проектирования и строительства часто занимает продолжительное время, то обязательные требования к строительной продукции в этот период могут меняться. Можно ли требовать приведения в соответствие с новыми требованиями объекта, строительство которого было начато до появления таких норм?
Фото: www.nedviginform.ru
В последнее время указанный вопрос особенно актуален, поскольку изменение обязательных требований происходит достаточно часто. Очередные поправки в Градостроительный кодекс РФ, которые были внесены летом этого года (см. федеральные законы №340-ФЗ и №342-ФЗ от 03.08.2018), еще сильнее запутали этот вопрос.
В свое время СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» (п. 3.5) предусматривал достаточно простой поход:
• строительство должно вестись по проектной документации, прошедшей экспертизу, согласованной и утвержденной в установленном порядке;
• по истечении трех лет с момента выдачи разрешения на строительство при продлении срока его действия орган местного самоуправления может потребовать при необходимости корректировки проектной документации в соответствии с нормативными документами, изменившимися за это время в части требований безопасности.
С момента вступления в силу Градостроительный кодекс РФ (далее – Кодекс) в явном виде не регулировал данный вопрос, но прослеживалась следующая логика:
• государство в градостроительном плане устанавливает ограничения для строительства на конкретном земельном участке и выдает такой документ застройщику;
• разрешение на строительство выдается государством при условии соответствия утвержденной застройщиком проектной документации требованиям ранее выданного градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ);
• разрешение на ввод в эксплуатацию выдается государством при условии соответствия возведенного застройщиком объекта требованиям утвержденной проектной документации, выданных разрешения на строительство и ГПЗУ.
В 2017 году в Кодексе проявились нормы, которые установили, что информация, указанная в ГПЗУ, может быть использована для подготовки проектной документации и получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в ГПЗУ в данных целях не допускается. Значит, застройщику потребуется получить градостроительный план заново, и, возможно, требования к возводимому объекту поменяются, что будет отражено в новом градостроительном плане.
Фото: www.sip-rost.ru
При этом установленные Кодексом с 1 января 2017 года основания для отказа в выдаче разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предопределяли необходимость соответствия проектной документации (ч. 13 ст. 51) или возведенного объекта (ч. 6 ст. 55) установленным на дату выдачи градостроительного плана [1] земельного участка:
требованиям градостроительного регламента, проекта планировки территории и проекта межевания территории (далее — градостроительные ограничения);
разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ (далее — требования земельного и иного законодательства).
Таким образом, до августа 2018 года возведенный объект капитального строительства должен был соответствовать проекту, а также градостроительным ограничениям, требованиям земельного и иного законодательства, которые служили исходными данными для проектирования (действовали на момент выдачи ГПЗУ).
Кодекс не предусматривал возможности отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта (построенного по утвержденному проекту в соответствии с полученным разрешением на строительство) по причине его несоответствия каким-то новым требованиям, действующим на момент ввода такого объекта в эксплуатацию.
В августе 2018 года нормы Кодекса в этой части существенно изменились. Согласно ч. 13 ст. 51 Кодекса при выдаче разрешения на строительство проект должен соответствовать:
• установленным на дату выдачи ГПЗУ градостроительным ограничениям;
• установленным на дату выдачи разрешения на строительство требованиям земельного и иного законодательства.
В соответствии с ч. 6 ст. 55 Кодекса при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию объект должен соответствовать:
• установленным на дату выдачи ГПЗУ градостроительным ограничениям;
• установленным на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию требованиям земельного и иного законодательства.
Можно сделать вывод, что в отличие от градостроительных ограничений, которые остаются неизменными для застройщика в процессе строительства, изменения требований земельного и иного законодательства могут послужить причиной отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию.
Единственное и временное исключение предусмотрено п. 5 ч. 6 ст. 55 Кодекса для того случая, если новые требования к использованию земельных участков предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, и строящийся (реконструируемый) объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию.
Указанное исключение также подтверждает вывод о том, что перечень требований земельного и иного законодательства, которым должен соответствовать вводимый в эксплуатацию объект капитального строительства, может быть достаточно широким. Как минимум к числу таких требований относятся ограничения, связанные с нахождением возводимых объектов капитального строительства в границах зон с особыми условиями использования территории (ст. 105 Земельного кодекса РФ предусматривает 28 видов таких зон).
В этой части застройщик должен принимать на себя риск невозможности ввода в эксплуатацию объекта, возведенного по утвержденному проекту в соответствии с полученным разрешением на строительство, из-за дополнительных ограничений использования земельных участков, которые возникли за время строительства объекта.
Следует также учитывать, что на практике соответствие проектных решений требованиям законодательства может обеспечивается застройщиком не на дату выдачи разрешения на строительство, а на момент проведения обязательной экспертизы проекта (последующие корректировки проектной документации повлекут необходимость проведения дополнительной процедуры повторной экспертизы).
При этом напомним, что предметом экспертизы проектной документации является не оценка соответствия проектной документации градостроительным ограничениям, требованиям земельного и иного законодательства, а оценка соответствия проекта требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий.
Фото: www.samstroy.com
Согласно Техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений, а также принятым на его основании подзаконным актам Правительства РФ (включая Постановление №1521 от 26.12.2014) проектная документация должна соответствовать обязательным требованиям национальных стандартов и сводов правил, действующим на момент подачи документации на экспертизу.
В августе 2018 года ст. 49 Кодекса была дополнена ч. 5.2, которая на уровне закона дополнительно урегулировала этот вопрос. Так, при проведении экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, осуществляется оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, действовавшим на дату выдачи градостроительного плана земельного участка, на основании которого была подготовлена такая проектная документация, при условии, что с указанной даты прошло не более полутора лет.
При проведении экспертизы проектной документации линейного объекта осуществляется оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, действовавшим на дату утверждения проекта планировки территории, на основании которого была подготовлена такая проектная документация, при условии, что с указанной даты прошло не более полутора лет.
В том случае, если с даты выдачи градостроительного плана земельного участка или даты утверждения проекта планировки территории прошло более полутора лет, при проведении экспертизы проектной документации осуществляется оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, действовавшим на дату поступления проектной документации на экспертизу.
При проведении экспертизы проектной документации линейного объекта, для строительства, реконструкции которого не требуется подготовка документации по планировке территории, осуществляется оценка соответствия данной проектной документации требованиям технических регламентов, действовавшим на дату поступления проектной документации на экспертизу.
Законодательством о градостроительной деятельности с момента принятия Кодекса и до настоящего времени в явном виде не устанавливается обязанность застройщика осуществлять корректировку проектной документации (в том числе при продлении срока действия разрешения на строительство) в соответствии с нормативными требованиями, изменившимися за время строительства.
В Положении об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (утвержденном Постановлением Правительства РФ №145 от 05.03.2007) содержится спорная норма, которая затрагивает вопрос оценки соответствия при изменении нормативных требований.
Так, по общему правилу при повторной экспертизе проектной документации экспертной оценке подлежит только часть проектной документации, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений. В случае если после проведения первичной (предыдущей повторной) экспертизы в законодательство РФ внесены изменения, которые могут повлиять на результаты экспертизы, экспертной оценке могут быть подвергнуты представленные проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий в полном объеме.
Указанная формулировка предполагает, что оценка соответствия проектной документации новым требованиям технических регламентов может быть проведена по решению экспертной организации при обращении застройщика по вопросу проведения повторной экспертизы.
При этом в акте Правительства РФ отсутствуют критерии, которыми следует руководствоваться при принятии решения о необходимости приведения проектной документации в соответствии новыми требованиями. А если у застройщика в процессе строительства не возникнет необходимости в проведении повторной экспертизы, то вопрос учета в проекте новых нормативных требований (в том числе, связанных с безопасной эксплуатацией объекта) может вообще не рассматриваться в процессе строительства.
Следует также учитывать, что получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не всегда гарантирует дальнейшей беспроблемной эксплуатации такого объекта. Из-за длительного периода строительства введенный в эксплуатацию объект может уже не соответствовать законодательным требованиям к безопасной эксплуатации, которые могут отличаться норм, учтенных на стадии проектирования.
Вопрос особенно актуален в случае, если в отношении отдельных видов объектов (например, опасные производственные объекты) или конкретных видов безопасности (например, требования пожарной безопасности) предусмотрен государственный надзор на стадии эксплуатации.
В этой связи принципиально важным является вопрос о соответствии норм градостроительного законодательства, устанавливающих требования к возводимым объектам, и положений отраслевого законодательства, которые определяют требования к безопасной эксплуатации таких объектов.
Разумным представляется подход, заложенный в ч. 1 ст. 42 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, который предусматривает приведение объекта в соответствии с новыми требованиями безопасности в плановом режиме в ходе его очередной реконструкции или капитального ремонта.
Николай МАЛЫШЕВ, генеральный директор общероссийского общественного фонда «Центр качества строительства»
Николай Малышев
[1] В отношении линейных объектов градостроительные ограничения определяются положениями утвержденного проекта планировки и проекта межевания территории без привязки к дате выдаче градостроительного плана земельного участка.
[2] Согласно п. 4 ст. 107 Земельного кодекса РФ приведение разрешенного использования (назначения) и (или) параметров зданий, сооружений в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории, или снос зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, размещение которых в зоне с особыми условиями использования территории не допускается, осуществляется в течение двух лет со дня ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена такая зона.
— реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов ) — это изменение параметров объекта капитального строительства , его частей (высоты, количества этажей, площади, объема) … — реконструкция линейных объектов — это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов .
Статья 38 ГрК РФ. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
Градостроительный кодекс > Глава 4 ГрК РФ. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ > Статья 38. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
1. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;
5) утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 373-ФЗ.
1.1. В случае, если в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне не устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, и (или) предусмотренные пунктами 2 — 4 части 1 настоящей статьи предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, непосредственно в градостроительном регламенте применительно к этой территориальной зоне указывается, что такие предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не подлежат установлению.
1.2. Наряду с указанными в пунктах 2 — 4 части 1 настоящей статьи предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в градостроительном регламенте могут быть установлены иные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания.
2.1. Предельные параметры разрешенного строительства или реконструкции объектов капитального строительства в составе градостроительного регламента, установленного применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, должны включать в себя требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства. Требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства могут включать в себя требования к цветовому решению внешнего облика объекта капитального строительства, к строительным материалам, определяющим внешний облик объекта капитального строительства, требования к объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам объекта капитального строительства, влияющим на его внешний облик и (или) на композицию и силуэт застройки исторического поселения.
3. В пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров.
Комментарии к ст. 38 ГрК РФ
Составляющие предельных размеров земельных участков и параметров приводятся в ч. 1 комментируемой статьи: размеры земельных участков, их площадь, минимальные отступы от границ для строительства зданий, строений, сооружений, ограничения по этажности, максимальный процент застройки земельного участка, иные показатели.
Данные размеры и параметры устанавливаются в отношении каждой территориальной зоны.
2. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает возможность в пределах территориальных зон устанавливать подзоны, имеющие одинаковые виды разрешенного использования, но различные размеры и параметры, указанные в комментируемой статье.
ИсточникОбъект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты , строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства ), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. 1) здания. 2) Сооружения. … Капитальный ремонт линейных объектов — изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов
Что учитывать при изменении объекта капитального строительства
Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — это изменение параметров объекта, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта, а также замена и (или) восстановление несущих конструкций. Исключение — замена отдельных элементов таких конструкций аналогичными или иными улучшающими показатели элементами и восстановление указанных элементов (п. 14 ст. 1 ГК).
То есть объект капитального строительства, созданный в рамках реконструкции, всегда будет связан с изменением каких-либо характеристик. Реконструкция отличается от других видов работ (капитальный ремонт или перепланировка) тем, что для нее нужно получить разрешение на строительство. Поэтому реконструированное здание может оказаться самовольной постройкой, если собственник не согласует необходимых изменений или нарушит обязательные градостроительные нормы.
Кроме того, особенность реконструкции состоит в изменении параметров объекта капитального строительства. При выполнении капитального ремонта или перепланировки такого не происходит. Между тем установить, что под этим изменением понимает законодатель, непросто. Обратимся к правоприменительной практике.
- Если в результате выполнения работ изменяется (увеличивается) общая площадь объекта капитального строительства, например появляется пристройка, изменяются внешние границы здания, то такое изменение будет признано реконструкцией.
- Реконструкцией могут признать и факт размещения на фасаде здания навесных систем, хотя по результатам выполнения таких работ строительные объемы и площади здания не меняются. Однако работы по устройству навесных фасадных систем, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства, следует проводить на основании соответствующего разрешения на строительство (письмо Минрегиона от 22.02.2012 № 3706-ДШ/08). Кроме того, необходимо положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (если проведение госэкспертизы предусмотрено ст. 49 ГК).
- В качестве работ, для которых нужно разрешение на строительство, могут быть рассмотрены и работы по переустройству технического подполья в эксплуатируемый подвал (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.06.2015 по делу № А50-14365/2014).
При этом в ГК прописаны случаи, когда разрешение на строительство не требуется: если изменения не затрагивают конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов и не превышают предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, установленных градостроительным регламентом (п. 4 ч. 17 ст. 51 ГК). Чтобы понять, нужно ли получать разрешение для конкретных работ (особенно после их выполнения), необходимо провести полноценное исследование,
Если же проект работ предусматривает изменение характеристик объекта капитального строительства (его площади, высоты, количества этажей), застройщику точно потребуется разрешение на строительство. Кроме того, нужно будет внести соответствующие изменения в ВРИ (вид разрешенного использования) земельного участка.
Как получить разрешительную документацию?
Шаг 1. Получите градостроительный план земельного участка, который будет отражать сведения о предельных параметрах разрешенного строительства.
Шаг 2. Проведите техническое обследование здания.
Шаг 3. Получите свидетельство об утверждении архитектурно-градостроительного решения, разработке проектной документации стадии П и иной разрешительной документации.
Шаг 4. Оплатите сбор за снятие запрета на строительство и изменение вида разрешенного использования земельного участка, предусматривающего строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства.
Размер сбора зависит от разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на день подачи заявления собственника земельного участка видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования. Для расчета используют формулу:
П = С× (КС2-КС1), где
П — размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка (руб.);
С — ставка для расчета платы за изменение вида разрешенного использования;
КС1 — кадастровая стоимость земельного участка на дату обращения об изменении вида разрешенного использования земельного участка (руб.);
КС2 — кадастровая стоимость земельного участка с измененным видом разрешенного использования. Показатель рассчитывается исходя из максимального удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка для устанавливаемых видов разрешенного использования, утвержденного в установленном порядке правовым актом правительства Москвы на дату обращения (руб.).
Следует учесть, что для некоторых земель может быть установлен запрет на строительство (реконструкцию). Например, в столице такой запрет устанавливает правительство Москвы (или уполномоченный им орган; закон г. Москвы от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в городе Москве»).
Снять запрет на строительство и реконструкцию можно по заявлению собственника земельного участка. Но это возможно только после оплаты 80% от кадастровой стоимости такого участка. Если строительство объекта не приводит к изменению вида разрешенного использования участка, такой запрет снимут по заявлению собственника земельного участка без оплаты. Снять запрет на строительство и реконструкцию с предварительным изменением вида разрешенного использования земельного участка можно на основании заявления собственника в рамках установленного градостроительного регламента.
Капитальный ремонт
Капитальный ремонт всегда связан с улучшением отдельных характеристик самостоятельных элементов здания, которые обеспечивают его функционирование в целом. Застройщик вправе лишь заменить отдельные конструкции более новыми и современными, чтобы здание соответствовало требованиям градостроительных, санитарных, пожарных и других норм. Возводить новые элементы и конструкции, которые ранее не предусматривались в проекте здания, при капремонте нельзя.
При проведении капитального ремонта не нужно получать разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию. Какие работы можно выполнять в рамках капремонта:
- переустройство полов с заменой более прочными и долговечными материалами;
- частичная или сплошная смена лестничных площадок, пандусов и крылец;
- ремонт и возобновление облицовки площадью более 10% облицованной поверхности;
- полное или частичное (более 10%) возобновление штукатурки;
- полное возобновление тяг, карнизов, поясов, сандриков и др.;
- смена покрытий выступающих частей здания;
- смена отопительных регистров;
- частичная или полная смена воздуховодов;
- смена вентиляторов;
- смена износившихся участков сети (более 10%);
- смена предохранительных щитков;
- ремонт или восстановление кабельных каналов и др.
Пределы капитального ремонта регулирует приказ Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312. Согласно этому акту во время капитального ремонта нужно устранить неисправности всех изношенных элементов, восстановить их или заменить (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) более долговечными и экономичными, улучшить эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом можно провести экономически целесообразную модернизацию здания или объекта: улучшить планировку, добавить недостающие виды инженерного оборудования, благоустроить окружающую территорию.
Важно: суды понимают под капитальным ремонтом не только непосредственно ремонт, но и работы, изменившие объект в части, не касающейся его параметров как объекта капитального строительства. Например, со ссылкой на определение капитального ремонта суд отказал в признании реконструкцией работ, после которых часть подземной парковки стала пригодной для использования под торгово-развлекательную зону (постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.12.2013 по делу № А21-860/2013).
Переустройство и перепланировка
В настоящее время перепланировка, переустройство и связанные с ними работы относятся к сфере регулирования жилищного законодательства. К нежилым помещениям их не применяют. Для последних существуют понятия «реконструкция» и «капитальный ремонт». При этом их определения имеют более широкий смысл, нежели понятия «перепланировка» и «переустройство», и включают специальные процедуры.
На практике, когда в отношении нежилых помещений необходимо провести работы, которые не входят в понятие капитального ремонта и не изменяют параметров объекта капитального строительства, застройщики оформляют их как перепланировку (переоборудование). Переустройство и перепланировка нежилых помещений и зданий на практике проводятся по процедуре, аналогичной перепланировке (переустройству) жилых помещений,
Перепланировка жилого помещения — это изменение его конфигурации, а переустройство — установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, которые требуют внесения изменений в технический паспорт помещения (ст. 25 ЖК).
Порядок действий собственников, а также основания проведения переустройства и перепланировки жилого помещения установлены в ст. 26 ЖК. Работы по перепланировке и переустройству перечислены в п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 27.09.2003 № 170. Так, перепланировка жилых помещений включает:
- перенос и разборку перегородок;
- перенос и устройство дверных проемов;
- разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир;
- устройство дополнительных кухонь и санузлов;
- расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений;
- ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения;
- устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Переоборудование жилых помещений (к которому, согласно п. 1.7 указанных правил, относится и переустройство) включает:
- установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов;
- перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов;
- устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат;
- прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, джакузи, стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Наличие либо отсутствие изменений технических характеристик объекта выявляется исключительно в рамках проведения кадастровых работ в порядке, предусмотренном ст. 36 федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», с отражением кадастровым инженером необходимой информации в техническом плане. При подаче заявления о кадастровом учете произведенных изменений заявитель должен приложить также положительное заключение о техническом состоянии конструкций объектов капитального строительства и возможности производства планируемых работ.
Случаи из практики
Грань между приведенными категориями подчас оказывается довольно тонкой. Например, нарушения, допущенные при выполнении работ по реконструкции мансарды, стали основанием для признания такой мансарды самостоятельным этажом, а работ по ее реконструкции — строительством нового этажа. В итоге мансарду признали самовольной постройкой и потребовали привести объект в первоначальное состояние, а также уплатить штрафы.
Критически важным может также оказаться дословное и доскональное соблюдение предусмотренного законом порядка согласования работ до начала их выполнения. Например, отказ от получения разрешения на строительство до начала реконструкции объекта культурного наследия повлек за собой признание реконструированного здания самовольной постройкой. И правообладателю было очень непросто доказывать, что разрешение на строительство не получили в связи с тем, что уполномоченный орган был уверен, что не может выдавать такие разрешения (соответствующий ответ получили в письменном виде). Получить заранее разрешение на реконструкцию объекта культурного наследия в общем порядке было невозможно, потому что это не предусмотрено законом. В такой ситуации правообладатель, начиная работы без разрешения на строительство, действовал, как говорится, на свой страх и риск, а в результате столкнулся с последствиями нарушения охранных обязательств и штрафами.
Исключить возможные претензии проверяющих можно, только если верно квалифицировать предстоящие работы (с учетом особенностей судебной правоприменительной практики) и строго выполнять предусмотренные законом процедуры согласования. Легализация результатов уже завершенных работ, даже в случаях, когда это допускается законом, предполагает сложную и длительную процедуру, результаты которой зачастую сложно прогнозировать,
— Михаил Краснов, партнер, руководитель практики налогового и юридического консультирования Consul Group.
ИсточникОбъект капитального строительства — объект (или комплекс объектов ), возведенный с целью длительной эксплуатации и образующий с земельным участком единое архитектурно-градостроительное, объемно-пространственное, функциональное, инженерно-техническое и технологическое целое. Объектами капитального строительства признаются здание, строение, сооружение, объекты , строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Предельные параметры разрешенного строительства согласно ПЗЗ, ГПЗУ
Кроме видов разрешенного использования, ПЗЗ (ГПЗУ) фиксируют предельные параметры застройки земельного участка.
Итак, что же такое предельные параметры застройки согласно правилам землепользования и застройки? Это всего три параметра:
- Плотность застройки ( сколько квадратных метров наземной площади можно строить на одном гектаре земли). Например, плотность000 будет означать, что на 1 Га можно построить 25 000 кв.м., а на земельном участке 10 соток – 2 500 кв.м.
- Высота здания (в метрах), например, 20 метров
- Процент застройки (в процентах от общей площади земельного участка).. Например, если процент застройки 20%, а участок имеет площадь000 кв.м., то здание можно разместить не более чем на 2000 кв.м. Остальные 8 000 кв.м. должны быть свободны от застройки.
Более точное определение можно найти в самих ПЗЗ (например, ПЗЗ г. Москвы):
Предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые включают:
1) плотность застройки земельного участка – отношение суммарной поэтажной площади всех объектов капитального строительства, которые расположены и (или) могут быть расположены на земельном участке (в квадратных метрах) к площади земельного участка (в гектарах), где:
— под суммарной поэтажной площадью объекта капитального строительства понимается суммарная площадь всех наземных этажей объекта капитального строительства (включая технический, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м), в которую также включается площадь антресолей, галерей и зрительных балконов и других залов, веранд, лоджий и балконов; наружных застекленных галерей, а также переходов в другие здания, измеряемая в габаритах наружных стен по внешнему обмеру;
— площадь многосветных помещений, а также пространство между лестничными маршами более ширины марша шириной более 1,5 м и проемы в перекрытиях площадью более 36 кв.м следует включать в суммарную поэтажную площадь здания в пределах только одного этажа;
2) предельное количество этажей или предельная высота зданий, строений, сооружений,
— подсчет количества этажей зданий, строений, сооружений осуществляется в соответствии
с положениями соответствующего свода правил, в зависимости от вида объекта капитального строительства;
— предельная высота зданий, строений, сооружений — вертикальный линейный размер здания, строения, сооружения от каждой существующей отметки земли в границах земельного участка в соответствии с Единой государственной картографической основой города Москвы до наивысшей отметки конструктивного элемента здания, строения, сооружения (парапет плоской кровли; карниз, конек или фронтон скатной крыши; купол; шпиль; башня; наивысшими конструктивными элементами здания следует также считать выходы на кровлю, надстройки для размещения технического оборудования, выполненные в капитальных конструкциях, в отношении культовых сооружений – подкрестовое яблоко в отношении христианских храмов, колоколен и звонниц, кулла — в отношении мечетей с учетом минаретов, верхняя отметка купола, шпиля и иных вертикальных конструктивных элементов – в отношении синагог и иных культовых сооружений), при этом крышные антенны, молниеотводы и другие инженерные устройства при определении предельной высоты здания, строения, сооружения не учитываются;
3) максимальный процент застройки в границах земельного участка — отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена объектами капитального строительства (далее — площадь застройки), ко всей площади земельного участка, где определение площади застройки зданий, строений, сооружений осуществляется в соответствии с положениями соответствующего свода правил, в зависимости от вида объекта капитального строительства.
Чтобы изменить правила землепользования и застройки, Вы можете воспользоваться услугой нашей компании по изменению ПЗЗ
Форт Девелопмент сотрудничает с лидерами строительной отрасли.
Мы открыты для партнерских отношений с генеральными проектировщиками, техническими заказчиками, генеральными подрядчиками, кадастровыми инженерами, юридическими фирмами и другими заинтересованными лицами.
Мы готовы дополнить наше предложение заказчикам предложениями услуг партнеров, обеспечив заказчику полный спектр предоставляемых услуг.
ИсточникОбъект капитального строительства что это . Строительство – это , по сути, возведение новых зданий и сооружений. В широком смысле сюда также относят: работы по капитальному и текущему ремонту строений при необходимости замены, восстановления строительных конструкций или систем коммуникационного обеспечения для улучшения качества обслуживания; реконструкцию, то есть изменение параметров (высоты, количества этажей, площади, объема), восстановление несущих строительных конструкций; реставрацию и реновацию. Но, строить можно как деревянный сарай для садового инвентаря, так и многоквартирный дом или дачу для летнего отдыха.