Пра́вила доро́жного движе́ния (сокращенно: ПДД) — свод правил, регулирующих обязанности водителей транспортных средств и пешеходов, а также технические требования, предъявляемые к транспортным средствам для обеспечения безопасности дорожного движения.
История
Древний Рим
Первые известные попытки упорядочить городское движение были предприняты ещё в Древнем Риме Гаем Юлием Цезарем. По его указу в 50-х годах до н. э. на некоторых улицах города было введено одностороннее движение. С восхода солнца и до конца «рабочего дня» (примерно за два часа до его захода) был запрещён проезд частных повозок, колесниц и экипажей.
Приезжие были обязаны оставлять свой транспорт за чертой города и передвигаться по Риму пешком, либо наняв паланкин. Тогда же была учреждена специальная служба надзора за соблюдением этих правил, в неё набирали в основном бывших пожарных, из числа вольноотпущенников. Основные обязанности таких регулировщиков заключались в предотвращении конфликтов и драк между владельцами транспортных средств. Многие перекрёстки оставались нерегулируемыми. Знатные вельможи могли обеспечить себе беспрепятственный проезд по городу — они высылали впереди своих экипажей скороходов, которые расчищали улицы для проезда хозяина.
Полный видеокурс ПДД 2020: Правила дорожного движения РФ — Все разделы
Современность
История современных правил дорожного движения берёт своё начало в Лондоне. 10 декабря 1868 года на площади перед Парламентом был установлен механический железнодорожный семафор с цветным диском. Его изобретатель — Дж. П. Найт — был специалистом по железнодорожным семафорам. Устройство управлялось вручную и имело два семафорных крыла.
Крылья могли занимать разные положения: горизонтальное — сигнал «стоп» и опущенные под углом 45 градусов — можно двигаться с осторожностью. С наступлением темноты включали вращающийся газовый фонарь, который подавал сигналы красным и зелёным светом. К семафору был приставлен слуга в ливрее, в обязанности которого входило поднимать и опускать стрелу и поворачивать фонарь. Однако техническая реализация устройства оказалась неудачной: скрежет цепи подъёмного механизма был настолько сильным, что проезжавшие лошади шарахались и вставали на дыбы. Не проработав и месяца, 2 января 1869 года семафор взорвался, находившийся при нём полицейский был ранен.
Прототипами современных дорожных знаков можно считать таблички, на которых указывалось направление движения к населённому пункту и расстояние до него. Решение о создании единых европейских правил дорожного движения было принято в 1909 году на всемирной конференции в Париже, ввиду увеличения числа автомобилей, роста скоростей и интенсивности движения на городских улицах. Следующим важным шагом стало принятие «Конвенции о введении единообразия в сигнализацию на дорогах» в 1931 году в Женеве, на Конференции по дорожному движению, в которой среди прочих стран принял участие и Советский Союз.
Содержание правил дорожного движения Российской Федерации
- Общие положения
- Общие обязанности водителей
- Применение специальных сигналов
- Обязанности пешеходов
- Обязанности пассажиров
- Сигналы светофора и регулировщика
- Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки
- Начало движения, маневрирование
- Расположение транспортных средств на проезжей части
- Скорость движения
- Обгон, встречный разъезд
- Остановка и стоянка
- Проезд перекрестков
- Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств
- Движение через железнодорожные пути
- Движение по автомагистралям
- Движение в жилых зонах
- Приоритет маршрутных транспортных средств
- Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
- Буксировка механических транспортных средств
- Учебная езда
- Перевозка людей
- Перевозка грузов
- Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных
Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения
Изучаем ПДД #4:Понятие «прилегающая территория»
Приложение. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств
Источник: dic.academic.ru
Как будем ездить в 2023 году? ПДД претерпели изменения
Правила дорожного движения (ПДД) в скором времени претерпят изменения. Уже в следующем году будут введены новые знаки, запреты и штрафы, поменяют свой облик светофоры и изменится ряд регламентов. Какие новшества ждут автомобилистов?
Максимум 25 км/ч
Изменения в правила дорожного движения были внесены постановлением правительства, которое должно вступить в силу 1 марта 2023 года. Одним из значимых нововведений стало внедрение регламента, определяющего передвижение на самокатах и их максимальную скорость. Теперь на самокатах можно ездить по обочинам, но только гражданам старше 14 лет и лишь по городским дорогам, где ограничение скорости составляет 60 км/ч. При этом самокатчик должен не превышать скорость в 25 км/ч.
Кроме того, на самокатах разрешат передвигаться по велосипедным дорожкам. А вот на скоростные междугородние трассы и на автострады самокаты любой мощности теперь не допускаются.
И это не все. Для самокатчиков вводятся дополнительные дорожные знаки. Они будут запрещать проезд или ограничивать их скорость. Знаки могут быть установлены не только на дорогах, но и на тротуарах или на дорожках в парковых зонах. Решение об установке должны принимать местные власти.
По тротуарам ездить на самокатах будет можно, но в этом случае приоритет сохраняется за пешеходами. Тем самым устранен опасный юридический казус, когда самокатчик считался тоже пешеходом и их столкновение никак не регламентировалось законом. Установить виновность самокатчика мог только суд.
Запрет парковки на «островках безопасности»
С 1 марта 2023 года на так называемых «островках безопасности» останавливаться будет нельзя. Эти зоны выделяют белой полосатой разметкой, ограничивающей целые сектора проезжей части на перекрестках. Проезд по ним был запрещен и ранее, однако водители нередко используют эти зоны для неожиданных целей. На «островках безопасности» многие любят парковать автомобили, перекрывая обзор другим участникам движения. До сих пор наказания за это не существовало, разве что инспектор ГИБДД мог выписать штраф на 500 рублей за пересечение белой ограничивающей линии и за несоблюдение требований разметки.
Теперь постановление правительства вводит в ПДД прямой запрет на стоянку внутри «островков безопасности». За нарушение правил парковки нарушитель может получить штраф в 500 рублей, а в городах федерального значения в Москве и Санкт-Петербурге штраф вырастает до 2500 рублей. Кроме того, закон теперь позволяет эвакуировать автомобили, припаркованные на «островках безопасности», и отправлять их на штрафстоянку.
Новые цвета разметки
Изменения в ПДД вводят новую разметку для зон платной и бесплатной парковки. Территорию для платной стоянки будут обозначать синими линиями, а бесплатные парковки останутся белыми. Цветовая дифференциация должна помочь водителям лучше ориентироваться на городских улицах.
Разметка при этом может быть в виде прямоугольников, обозначающих паркинг целиком, или в виде «гребенки» из нескольких полос. Все эти зоны должны обозначаться знаками. У знаков платной парковки к традиционной букве «P» добавятся монеты, которые раньше изображались на отдельной белой табличке.
Для инвалидов тоже вводится отдельный знак парковки, на котором рядом с буквой «P» появится изображение инвалида-колясочника.
Новая секция для светофора
В ПДД прописаны изменения для светофоров. Появилась новая секция с изображением силуэта пешехода/велосипедиста и стрелки с мигающим сигналом бело-лунного цвета. Эта секция должна размещаться под светофором и служит для информирования водителей, что за поворотом на переходе разрешено движение пешеходам и велосипедистам.
В этом случае водители должны уступить дорогу людям на зебре и только потом поворачивать на перекрестке. Такие секции, к примеру, появились в Москве в 2020 году и показали свою эффективность. Теперь они будет внедряться по всей стране.
Источник: aif.ru