Перечень объектов незавершенного строительства
ГрК РФ Статья 55.35. Реестры незавершенных объектов капитального строительства
(введена Федеральным законом от 30.12.2021 N 447-ФЗ)
1. Незавершенные объекты капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществлялись полностью или частично за счет средств федерального бюджета, подлежат включению в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства.
2. Нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено ведение регионального реестра незавершенных объектов капитального строительства, в который включаются незавершенные объекты капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществлялись полностью или частично за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
3. Порядок формирования и ведения федерального реестра незавершенных объектов капитального строительства, состав включаемых в него сведений, порядок предоставления таких сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
ТВ Центр: Пресс-конференция руководителя Департамента С.И. Лёвкина
4. Порядок формирования и ведения регионального реестра незавершенных объектов капитального строительства, состав включаемых в него сведений, порядок предоставления таких сведений устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
5. Последствия включения объекта незавершенного строительства, строительство, реконструкция которого осуществлялись полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не завершены, в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства, в региональный реестр незавершенных объектов капитального строительства устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом требований гражданского и иного законодательства Российской Федерации.
ИсточникУчет объектов незавершенного строительства
Характерная особенность объектов незавершенного строительного фонда – их невозможно использовать по назначению до момента сдачи в эксплуатацию. К ним относят жилые и нежилые комплексы основных средств. Выделяют ряд признаков незавершенного строительства:
- конструкции присуща объемность;
- возведены сооружения надземного или подземного типа;
- подведены инженерные коммуникации.
Понятие незавершенного строительства
Незавершенным строительством называют комплекс расходов, произведенных застройщиком, которые накопились со дня закладки объекта и до даты ввода его в эксплуатацию. Объекты, находящиеся в процессе достройки, привязаны к конкретному земельному участку. Готовые здания и сооружения должны быть стационарными, временные постройки (киоски с навесными конструкциями) учитываются отдельно.
ПОРЯДОК С ОБЪЕКТАМИ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Приостановка строительства может быть вызвана недостаточностью финансирования и нехваткой инструментов, сырья, оборотных фондов. Незаконченные объекты после ввода в эксплуатацию будут признаны основными средствами в качестве недвижимого имущества. Но до момента признания работ по объекту полностью завершенными, актив не может отражаться в учетных операциях в составе основных средств.
ВНИМАНИЕ! Сумма по незавершенному строительству формируется только из фактических расходов.
Порядок учета объектов незавершенного строительства
Расходы по недостроенным объектам в учете показываются нарастающими итогами. В стоимость возводимых объектов включают:
- суммы, потраченные на осуществление монтажных, строительных работ;
- цену приобретения оборудования для установки в строящемся здании;
- затраты по освоению застраиваемых территорий;
- арендные платежи за землю;
- оплату услуг за оформление проектно-изыскательной документации;
- расходы, напрямую связанные со строительными мероприятиями по конкретному заданию.
ВАЖНО! Объекты незавершенного строительства нельзя амортизировать.
Бухгалтер при получении первичной документации суммирует все затратные статьи по возведенному зданию или сооружению. В общем итоге отражаются расходы по стоимости инвентаря, сырья, отделочных материалов, заработной плате рабочим, топливу для техники. Если во время проверки объекта был обнаружен брак, то он включается в состав затрат.
Вопрос: Следует ли организации уплачивать налог на имущество, если у нее на балансе имеется недостроенное здание, которое сдается в аренду, но разрешение на ввод в эксплуатацию еще не получено?
Посмотреть ответ
Перед вводом объекта в эксплуатацию производится проверка его готовности. По ее результатам составляется Акт. Документ подписывается и сверяется с заказчиком. После признания в учете сооружения материальным активом руководство предприятия может распорядиться им следующими способами:
- продать третьему лицу;
- осуществить безвозмездную передачу в пользу физического лица или другого учреждения;
- инициировать консервацию актива, если он не будет эксплуатироваться длительное время (по причине сезонности производства или вынужденном сокращении объемов выпуска продукции);
- передать во временное пользование по договору аренды.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При принятии решения о способе использования возведенных объектов необходимо согласовать операцию с членами созданной на предприятии комиссии.
Порядок перевода объекта из категории незавершенного строительства в завершенное предполагает подписание Акта приема-передачи актива, отражение его стоимости в учете. Бланки актов приведены в постановлении Госкомстата от 11 ноября 1999 г. под № 110. Следующий шаг – прекращается учет хозяйственных операций по этому объекту на стадии незавершенного строительства. Все накопленные на счете суммы переносятся на стоимость введенного в эксплуатацию нового основного средства.
Процедура заморозки незавершенного строительства
Временная приостановка возведения здания или сооружения должна быть документально оформлена. Решение о необходимости этой операции принимается заказчиком, оно фиксируется в приказе с указанием сроков инвентаризации. На следующем этапе осуществляется уведомление застройщика о предстоящей консервации объекта.
Перед заморозкой строительства на объекте проводится инвентаризация. Для этой процедуры создается комиссионный орган из представителей заказчика и исполнителя. Члены комиссии после осмотра недостроенного сооружения составляют инвентаризационную опись. В документе отражают:
- название объекта;
- перечень конструкционных элементов;
- стадию возведения.
После инвентарных мероприятий подписывается Акт о временной остановке строительства.
Продажа недостроенного актива
Реализовать можно только объект, строительство которого было приостановлено. Перед совершением сделки необходимо оформить право собственности на возводимое сооружение. Для этого в Росреестр подается комплект правоустанавливающей документации по земельному наделу и выданное ранее разрешение на начало строительных работ (ст. 40 Закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ). Регистрирующему органу понадобится дополнительная информация:
- тип возводимого имущественного актива;
- процент готовности сооружения;
- предназначение здания по проекту.
В бухгалтерском учете принимаются на баланс выполненные работы, соглашение подряда расторгается.
Бухгалтерский и налоговый учет
Недостроенные объекты в сумме понесенных на их возведение затрат учитываются на 08 счете по 3 субсчету. Счет является активным. Расходные операции отражаются по нему в дебетовых операциях. Все накопленные за период строительства суммы при введении в эксплуатацию актива списываются по кредиту. Типовые проводки:
- Подрядные работы приняты заказчиком – Д08.3 – К60.
- Д19 – К60 — отражается размер начисленного НДС.
В форме баланса, утвержденной Приказом Минфина от 2 июля 2010 г. № 66н, стоимость незаконченного строительства показывается в составе основных средств. Для этого предназначена строка 1130 (1 раздел в активе отчетной формы). Дополнительно составляется расшифровка по стоимости недостроенных объектов.
Если недострой решили продать третьим лицам, на его стоимость начисляется НДС. В качестве налоговой базы выступает размер цены, отраженной в договорной документации. Сделка оформляется договором купли-продажи. Полученная выручка относится в учете к периоду, в котором была произведена передача актива покупателю на основании акта. Прибыль показывается датой регистрации прав собственности стороной, приобретающей объект.
Продажа будет сопровождаться составлением таких корреспондирующих записей:
- Д62 – К91.1 – проводка, подтверждающая признание дохода от операции по продаже недостроя;
- Д91.2 – К68 – отражен начисленный на договорную стоимость НДС;
- Д91.2 – К08.3 – учтена стоимость недостроенного актива, который продается.
К СВЕДЕНИЮ! Недостаток действующей схемы налогообложения проявляется для упрощенцев. Им придется включать всю вырученную сумму в базу налогообложения, что существенно повысит значение налогового обязательства.
По Письму Минфина от 24 марта 2017 г. № 03-05-06-01/17081 недостроенные объекты, которые были зарегистрированы, попадают в категорию налогооблагаемого имущества. Стоимость таких активов включается в общий размер базы для налога на имущество. Для физических лиц норма была введена в 2015 году (ст. 401 НК РФ).
Если плательщиком налога на имущество выступает физическое лицо, то за базу для налогообложения принимается кадастровая или инвентаризационная стоимость (ст. 402 НК РФ). В ст.
403 НК РФ предусмотрен ряд льгот по налогу для пенсионеров, инвалидов, лиц с государственными наградами и участников боевых действий (полный перечень лиц, обладающим правом воспользоваться льготой приведен в ст. 407 п. 1 НК РФ). Уменьшить налог путем применения льготы нельзя в отношении торговых, административных объектов и дорогостоящих активов (с ценой от 300 млн. руб.).
У юридических лиц налоговые обязательства по строящимся зданиям возникают после готовности объекта. Освобождение от налога на имущество будет актуально до тех пор, пока предприятие не начнет использовать актив по назначению и не перестанет вкладывать средства в его строительство или доработку.
Если строительство осуществляется заказчиком с привлечением заемных ресурсов, то стоимость возводимых объектов в налоговом и бухгалтерском учете будет различаться. Налоговая стоимость будет применяться при расчете амортизационных отчислений, налога на прибыль, бухгалтерская нужна для выведения обязательств по налогу на имущество (если за основу принимается кадастровая оценка).
ИсточникМетодология и данные мониторинга незавершенного строительства в Российской Федерации
Счетная палата берет на контроль только то строительство, которое финансируется за счет бюджетных источников, за исключением жилья обманутых дольщиков. Объектами незавершенного строительства (ОНС) считаются все объекты, которые сейчас возводятся на территории страны. Эти объекты можно условно разделить на три типа:
- текущее строительство, то есть те стройки, которые планово ведутся и финансируются;
- «брошенные» объекты — это те, строительство которых приостановлено уже более полугода и (или) законсервировано.;
- «долгострой» — это объекты, которые возводятся более пяти лет.
Последние два типа ОНС являются проблемными. Ответственные за завершение их строительства – федеральные органы исполнительной власти, включая службы, агентства и управления, а также органы исполнительной власти регионов и органы местного самоуправления.
Почему это важно?
Среди ОНС, которые финансируются из бюджетов разного уровня, много школ, университетских кампусов, поликлиник, больниц и других социальных объектов, а также дорог, теплотрасс и объектов коммунальной инфраструктуры, спортивных комплексов и стадионов и тд. Из-за того, что такие ОНС не сдаются вовремя, дети в некоторых регионах страны вынуждены добираться в школу на специальном транспорте, а в некоторых местах из-за этого невозможно получить своевременную медицинскую помощь.
Как правило, незавершенное в срок строительство свидетельствует о неэффективном расходовании средств, рисках выявления нарушений в ходе их строительства. Такая ситуация во многом объясняется недостаточно продуманным планированием, которое происходит без учета, региональных, климатических и других особенностей.
Поскольку финансирование строительства идет из бюджетных источников, которые, в свою очередь, формируются в том числе за счет налогов россиян, граждане должны иметь доступ к информации о ходе строительства и о ситуации в этой сфере. Общественное внимание к этому вопросу поможет сделать работу органов власти более эффективной – такой, чтобы улучшения почувствовал каждый гражданин.
Откуда данные? Как группировали регионы и органы исполнительной власти?
Данная информационная панель формируется на основе бюджетной отчетности органов исполнительной власти (ОИВ) федерального и регионального уровней. Ежегодно до конца I квартала года, следующего за отчетным, ОИВ в соответствии с инструкцией Минфина России заполняют специальную годовую форму– «Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства» (форма 0503190). Обновление данных на информационной панели осуществляется, соответственно, во II квартале года, следующего за отчетным, после завершения консолидации, проверки и аналитической обработки указанной бюджетной отчетности.
Группировка федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации осуществляется по следующим количественным и качественным показателям:
- общий объем вложений и количество ОНС;
- объем вложений и количество объектов, строительство которых приостановлено уже более полугода и (или) законсервировано;
- объем вложений и количество объектов, строительство которых ведется более 5 лет;
- наличие планов поэтапного снижения объемов вложений и количества ОНС.
Для регионов учитываются дополнительно:
- утверждение положения по учету ОНС;
- определение органа исполнительной власти региона, в полномочия которого входит выявление и сокращение незавершенного строительства.
По количественным показателям создается аналитическая таблица, где общий объем вложений и количество объектов незавершенного строительства являются базовыми показателями – каждый из них равняется 100%. Далее от общего объема вложений и от общего количества ОНС вычисляется процент (доля) проблемных строек двух типов.
Далее федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов группируются по количественным показателям от «лучшего» к «худшему», где «лучшим» является меньшая доля проблемных объектов. При этом качественные показатели в составе общих данных о незавершенном строительстве представлены только для ознакомления и не учитываются при группировке.
Подробнее с методикой подсчетов и группировки можно ознакомиться в документе ниже.
Почему некоторых министерств и служб нет в списке?
В анализе ОНС не учитывались объекты, сведения о которых составляют государственную тайну и имеют ограничения к их опубликованию. Раскрытие такой информации может нанести урон безопасности страны.
Что я могу сделать с этой информацией?
Если Вы государственный служащий и работаете в федеральном или региональном органе власти, Вы можете использовать информацию для анализа ситуации в сфере строительства, сравнивать показатели по различным критериям. Такая аналитика позволит эффективнее планировать и распоряжаться средствами бюджета.
Если Вы журналист или блогер, вы можете привлечь внимание к проблеме незавершенного строительства, тем самым помочь сделать работу органов власти более прозрачной, а бюджетное планирование более результативным.
Если вы неравнодушный, активный гражданин, то, ознакомившись с информацией на этой информационной панели, вы можете составить обращение в ответственный орган региона с просьбой разъяснить ситуацию в сфере ОНС. Отправлять обращения нужно не в Счетную палату, а непосредственно в орган исполнительной власти – через специальные формы обращений на сайте или в общественные приемные ведомств. Детальную контактную информацию можно найти на сайте каждого ОИВа.
Кроме того, каждый может рассказать о проблемах в сфере строительства своим знакомым и поделиться ссылкой на эту информационную панель в своих социальных сетях.
Источник