Перечень опасных объектов в строительстве

Опасные объекты строительства

Перечень особо опасных и уникальных объектов строительства (нередко называют просто опасными объектами) определен в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Надо сказать, что приведенный там перечень является весьма исчерпывающим.

Согласно этой статье к особо опасным и уникальным объектам относятся:

  • объекты атомной энергетики (сюда входят ядерные установки, склады для хранения ядерных материалов и т.д.);
  • гидротехнические сооружения первого и второго классов;
  • линии электропередач и другие объекты электрической сети с напряжением более 330 киловольт;
  • метрополитены;
  • объекты авиационной и космической инфраструктуры;
  • тепловые электростанции и т.д.

К уникальным объектам строительства относятся сооружения, в проектной документации которых будет присутствовать хотя бы одна из следующих характеристик:

  • высота здания более 100 метров;
  • пролеты несущих конструкций более 100 метров;
  • наличие консольной части длиной более 20 метров;
  • заглубленная подземная часть ниже отметки планировки на 15 метров и более.

Гидротехнические объекты

Под гидротехническим сооружением (объектом) понимается сооружение, предназначенное для использования водных ресурсов, а также для борьбы с вредным воздействием вод.

В соответствии с значением гидротехнических объектов для народного хозяйства в России делятся по капитальности на 5 классов. Сооружения 1-го и 2-го классов относятся к опасным и уникальным объектам. Первый класс гидротехнических сооружений представляет собой основным постоянные объекты гидротехнического строительства мощностью более 1 миллиона квт. Ко второму относятся сооружения ГЭС мощность 301 тыс. – 1 миллион квт, сооружения на сверхмагистральных внутренних водных путях, сооружения речных портов и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Гидротехническое строительство. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В общем смысле гидротехнические объекты – это плотины, здания различных электростанций, водосбросные, водоспускные сооружения, туннели, каналы, дамбы, ограждающие хранилища и т.д.

При проектировании гидротехнических сооружений специалисты решают вопрос использования и охраны водных ресурсов.

Строительство метрополитена

Проектирование метрополитена начинается с выбора местоположения станции. Считается, что метро должно сначала прокладываться в отдаленные районы города. При этом должно учитываться, сколько людей проживает на той или иной территории, есть ли там промышленные предприятия, бизнес-центры, в которые люди вынуждены ежедневно приезжать на работу.

Иными словами, оценивается эффективность строительства станции метро. На выбор места строительства влияет также такой фактор, как заселенность соседних районов. Нередко станцию решают строить в местах, где движение автомобилей максимально плотное.

После выбора площадки производятся инженерные изыскания. Специалисты собирают сведения, необходимые для экономического расчета и составления основного проекта станции. В состав инженерно-геологических изысканий обычно входят геодезические работы, геологические и экологические изыскания.

На этапе проектирования определяется глубина заложения станции метро, тип конструкции и способ проходки подземных тоннелей, разрабатывается проектно-сметная документация. Иными словами, проектировщики определяют «маршрут» подземных путей и место заложения станции.

Надо сказать, что любой проект строительства метро разрабатывается таким образом, чтобы строительно-монтажные работы не могли повредить памятники архитектурного наследия и другие надземные объекты строительства. В случаях, когда подземный маршрут проходит вблизи уже существующих тоннелей, разрабатывают варианты инженерной защиты этих тоннелей от шума, вибрации и блуждающих токов.

От наличия и количества надземных объектов будет зависеть, насколько глубоко будет заложена новая станция метро. Под уличными магистралями метрополитен может проходить на глубине всего 20-30 метров, это максимально экономичный вариант строительства. Если на поверхности располагаются жилые микрорайоны, то метро закладывается гораздо глубже.

Читайте также:  Перечень работ для консервации объекта строительства

В современности существует два основных метода проведения строительных работ – открытый и закрытый. При открытом методе тоннели и станции троятся в разработанных траншеях и котлованах, а после – засыпаются грунтом. Закрытый способ проведения работ применяется при строительстве глубоких станций и является более дорогостоящим.

Рисунок 2. Строительство метро. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Строительство любой «глубокой» станции начинается с прокладки шахтного ствола для лифта, который будет оставлять рабочих к месту проведения работ. Площадку, которая образуется вокруг ствола можно сравнить с большой лестничной клеткой, с этого места и начинается прокладка будущего метрополитена.

Чем глубже станция, тем большее количество ресурсов потребуется для её строительства. В 2011 году в Москве было принято решение, что большинство новых станций в ближайшие годы будет построено открытым способом. Этот способ значительно удешевляет строительство, поскольку достаточно лишь выкопать котлован, возвести железобетонные конструкции и выполнить обратную засыпку. Внутри полученного коридора, уже под землей, производятся работы по укладке путей. Проходка и укрепление стен тоннелей осуществляется с помощью чугунных тюбингов и водонепроницаемых железобетонных блоков обделки.

Параллельно с прокладкой тоннелей осуществляются работы по строительству самой станции и системы подземных переходов. После этого в метро прокладываются инженерные коммуникации и монтируются эскалаторы.

В станциях глубокого заложения эскалаторы устанавливают в длинных наклонных тоннелях. С повышением длины таких тоннелей увеличиваются требования к прочности и надежности.

В станциях мелкого заложения применяются поэтажные эскалаторы. Важно, что современные станции метро в обязательном порядке оборудуются лифтами для людей с ограниченными физическими возможностями.

Источник

Опасные объекты строительства

Статьей 48.1 Градостроительного кодекса РФ определен список особо опасных и уникальных объектов строительства. Стоить отметить, что приведенный перечень можно обозначить, как исчерпывающий.

В соответствии с законодательным актом, к особо опасным объектам можно отнести:

  • Любое сооружение, связанной с процессами получения атомной энергии. К ним можно отнести ядерные установки, точки хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов.
  • ГЭС 1 и 2 классов.
  • Линии электропередачи, другие сооружения электросетевого хозяйства, напряжение в которых равняется или превышает 330 квт.
  • Метрополитены.
  • Сооружения, предназначенные для обслуживания авиационной и космической сферы.
  • Тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше.

К уникальным объектам будут относиться здания, в проекте которых будет присутствовать даже 1 из приведенных характеристик:

  • Высота больше 100 м.
  • Пролеты более 100 м.
  • Есть консоли больше 20 м.
  • Заглубление подземной части (полное или частичное) ниже планировочной отметки земли больше 15 м.

Гидротехнические объекты

Расшифровка термина: гидротехническими сооружениями называют объекты, предназначенные для использования водных ресурсов (рек, озёр, морей, грунтовых вод) или для борьбы с разрушительным действием водной стихии.

Если в качестве критерия для классификации взять значение гидротехнического объекта для народного хозяйства, можно выделить пять основных классов. К первому и второму относятся опасные и уникальные сооружения. 1 класс — это постоянные объекты ГЭС, мощность которых составляет более 1000000 квт. Второй класс — сооружения ГЭС с мощностью от 301000 до 1000000 квт, а также объекты на сверхмагистральных внутренних водных путях, речных портах и так далее.

В целом к сооружениям ГЭС можно отнести плотины, электростанции, объекты, использующиеся для водосброса и водоспускные сооружения, туннели, каналы, дамбы, ограждающие хранилища и так далее.

Во время подготовки проектов ГЭС главная задача специалистов — решить вопрос использования и охраны водных ресурсов.

Не нашли что искали?

Читайте также:  Что значит мощность объекта строительства

Просто напиши и мы поможем

Строительство метрополитена

Первый этап составления проекта метрополитена — выбор географического местоположения станции. Принято считать, что строительство линии должно начинаться с самых удаленных районов населенного пункта, но при этом необходимо учитывать численность населения и есть ли в этих точках заводы, бизнес-центры, в которые у жителей города есть нужда ежедневно добираться. Другими словами, производится комплексная оценка эффективности прокладки линии метрополитена в конкретном направлении. Дополнительно на выбор влияет насколько густо заселены соседние районы. Чаще для строительства станции выбирается место с самым высоким автомобильным трафиком.

Когда место определено, начинаются инженерные изыскания. Специалисты проводят сбор сведений, необходимых для проектирования и экономического расчета. В перечень инженерно-геологических исследований входят геодезические и геологические работы, экологические изыскания.

На стадии составления проекта рассчитывается глубина заложения станции метрополитена, тип конструкции и способ проходки тоннелей под землей, составляется смета. Сотрудники проектировочного отдела находят оптимальный маршрут подземного пути и место для будущей станции.

Стоит отметить, что при разработке проекта учитываются местоположение всех памятников архитектурного наследия и наземных объектов, чтобы в процессе строительства метрополитена они не были повреждены. Если подземный путь проходит рядом с уже построенными тоннелями, разрабатывается инженерная защита этих тоннелей от воздействия шумов, вибраций и блуждающих токов.

В зависимости от количества наземных объектов, рассчитывается глубина закладывания новой станции метрополитена. Под уличными магистралями линия проходит на глубине от 20-30 метров, что делает строительство максимально экономичным. Если наземными объектами являются жилые микрорайоны, линия закладывается гораздо глубже.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

На сегодняшний день можно выделить 2 способа проведения монтажных работ — открытый и закрытый. В случае с первым, тоннели и станции строятся в заранее подготовленных траншеях и котлованах, а после засыпаются. Второй способ актуален для проведения работ на большой глубине и является более дорогостоящим.

Возведение любой станции на значительной глубине стартует с прокладки шахтного ствола для лифта. Он будет служить путем доставки специалистов до рабочего места. Если пытаться найти аналог площадке, которая образуется вокруг ствола, то больше всего подойдет большая лестничная клетка. Это место и является стартовой точкой для будущей линии метро.

Стоимость строительства напрямую связано со способом проведения строительных работ. В 2011 году в Москве было принято решение, что основная масса новых станций в ближайшие годы будет строиться открытым способом. Такая технология делает монтаж в разы дешевле, так как достаточно только подготовить котлован, подготовить ЖБ конструкции и засыпать готовый каркас. Получается коридор, внутри которого продолжаются работы по укладке путей. Проходка и укрепление тоннеля производятся за счет чугунных тюбингов и водонепроницаемых ЖБ блоков обделки.

Одновременно с прокладкой тоннелей можно производить работы по возведению самой станции, систем переходов под землей. Завершающий этап — монтаж инженерных коммуникаций и установка эскалаторов.

В «глубоких станциях» эскалаторы устанавливаются в длинные наклонные тоннели. Чем больше длина такого тоннеля, тем выше требования к уровню надежности.

В «мелких станциях» устанавливают поэтажные эскалаторы. Стоит обратить внимание на то, что новые станции обязательно комплектуются лифтами для людей с ограниченными физическими возможностями.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...