Ростехнадзор обращает внимание проектировщиков на необходимость более детальной проработки особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства
Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело обращение и в пределах своей компетенции сообщает следующее.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Из вышеуказанного следует, что письмо Минрегиона России от 27.09.2010 N 33838-КК/08 «О перечне видов работ, которые по своему содержанию могут выполняться только на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства» носит рекомендательный характер в силу отсутствия прямой нормы закона.
Изменения в негосударственной экспертизе и ЭПБ
Также стоит отметить, что перечень особо опасных и технически сложных объектов, установленный частью 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в настоящее время существенно отличается от перечня, речь о котором идет в указанном письме Минрегиона России.
При разработке требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее — Требования), перечень которых утвержден приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624 (далее — Перечень видов работ), саморегулируемая организация должна руководствоваться
При разработке саморегулируемой организацией Требований в отношении особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства, перечень которых установлен частью 1 статьи 48.1 Кодекса, также необходимо руководствоваться
Помимо вышеуказанных нормативных правовых актов, при разработке Требований необходимо также учитывать требования специальных законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. К ним относятся, в том числе,
- Воздушный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Федеральный закон N 384-ФЗ),
- Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ «О безопасности использования атомной энергии» (далее — Федеральный закон N 170-ФЗ), ,
- Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»,
- Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Перечень национальных стандартов)
- и другие нормативные правовые акты, устанавливающие требования к проектированию и строительству соответствующих объектов капитального строительства.
Так, например, вид работ N 6.1 «Работы по подготовке технологических решений жилых зданий и их комплексов» раздела II Перечня видов работ по своему содержанию может выполняться только в отношении объектов капитального строительства, не отнесенных частью 1 статьи 48.1 Кодекса к категории особо опасных и технически сложных.
Вебинар. Рециклинг отходов строительства и сноса
При этом согласно пункту 3.1 раздела 3 «Общие требования» ГОСТ 27751-2014. «Межгосударственный стандарт. Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения» (далее — ГОСТ 27751-2014), отдельные разделы которого (включая указанный) включены в Перечень национальных стандартов, для каждого сооружения необходимо установить класс сооружения (КС-1, КС-2 или КС-3) в соответствии с Приложением «А» к ГОСТ 27751-2014, в зависимости от его назначения, а также социальных, экологических и экономических последствий их повреждений и разрушений. При этом согласно таблице 2 ГОСТ 27751-2014 класс сооружений КС-3 устанавливается к зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности, которыми в соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона N 384-ФЗ являются здания и сооружения, отнесенные частью 1 статьи 48.1 Кодекса к особо опасным, технически сложным объектам капитального строительства или уникальным объектам капитального строительства, параметры уникальности которых установлены частью 2 статьи 48.1 Кодекса.
Таким образом, в отношении объектов капитального строительства жилищного назначения может быть установлен класс КС-3 по иным признакам, указанным в Приложении А к ГОСТ 27751-2014, кроме отнесения этих объектов к особо опасным и технически сложным.
В отношении вида работ N 6.2 «Работы по подготовке технологических решений общественных зданий и сооружений и их комплексов» раздела II Перечня видов работ необходимо учитывать, что данный вид работ по своему содержанию выполняется только в отношении объектов капитального строительства, не отнесенных частью 1 статьи 48.1 Кодекса к категории особо опасных и технически сложных, поскольку приложением «В» к СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 (указанное приложение включено в Перечень национальных стандартов) установлены основные функционально-типологические группы зданий и сооружений, а также помещений общественного назначения, которые не включают в себя здания и сооружения, в отношении которых может быть установлен класс КС-3 по основаниям отнесения их к особо опасным и технически сложным объектам капитального строительства.
В отношении вида работ N 7.3 «Разработка декларации по промышленной безопасности опасных производственных объектов» раздела II Перечня видов работ стоит отметить, что статьей 14 Федерального закона N 116-ФЗ установлена обязательность разработки декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов только I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в Приложении 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ. Такие опасные производственные объекты отнесены частью 1 статьи 48.1 Кодекса к особо опасным и технически сложным объектам капитального строительства.
Пунктом 32 Положения о составе проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, установлена необходимость наличия в разделе «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами» проектной документации объекта капитального строительства перечня мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для объектов использования атомной энергии, перечень которых установлен статьей 3 Федерального закона N 170-ФЗ, следовательно, вид работ N 7.5 «Разработка обоснования радиационной и ядерной защиты» раздела II Перечня видов работ по своему содержанию выполняется только в отношении объектов использования атомной энергии.
Иные виды работ раздела II Перечня видов работ могут выполняться в отношении любых объектов капитального строительства, вне зависимости от их класса сооружения.
Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 55.5 Кодекса документы саморегулируемой организации не должны противоречить требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе требованиям технических регламентов, полагаем целесообразным обратить внимание саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации объектов капитального строительства, на необходимость более детальной проработки разрабатываемых документов, а также своевременной их актуализации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
ИсточникСтатья 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации
В этой статье закона, изданного уполномоченными органами Российского государства, осуществляющими законотворческие функции, приведен перечень особо опасных, технически сложных и уникальных объектов. Однако законодатель не даёт определения понятию «особо опасные, технически сложные и уникальные объекты», а всего лишь в случае с объектами, обладающими уникальными характеристиками, прописывает в статье 48.1 Градостроительного кодекса РФ только некоторые общие признаки уникальных объектов.
Перечень подобных объектов окончательно установлен и закреплен в статье 48.1 вышеуказанного кодекса и может быть изменён только по решению федерального законодателя.
Зачем нужно выделять данные объекты в отдельную группу? Дело в том, что подобные сооружения имеют повышенную значимость для государства и поэтому нужно ясно определить, какие именно относятся к этой группе, чтобы между органами федеральной власти РФ и органами субъектов Российской Федерации не было разногласий по поводу того, кто должен проводить экспертизы документации подобных проектов или надзирать за их строительством, ремонтом или, например, реконструкцией. Закон недвусмысленно говорит о том, что указанные выше полномочия находятся полностью в ведении органов федерального уровня власти.
Особо опасные и технически сложные объекты: перечень
В статье 48.1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации прописан следующий перечень:
- Сооружения, относящиеся к так называемому электрохозяйству, в том числе, ЛЭП, которые имеют напряжение триста тридцать киловольт или выше;
- Сооружения, которые относятся к инфраструктуре, необходимой для работы ж/д транспорта РФ;
- Объекты, необходимые для нормального и безопасного использования ядерной энергии;
- Сооружения, обеспечивающие возможность освоения космического пространства;
- Сооружения, которые определены государственными актами РФ в области связи, как технически сложные или особо опасные;
- Метро;
- Сооружения гидротехнической направленности, относящиеся по законодательству РФ либо к 1, либо ко 2 классу опасности;
- Инфраструктура авиационного назначения;
- Канатные дороги РФ, являющиеся подвесными. Другие канатные дороги не являются объектами, представляющими повышенную опасность;
- ТЭС, обладающие мощностью сто пятьдесят мегаватт или выше;
- Морские порты, исключая инфраструктуру, которая необходима прогулочным, маломерным или спортивным морским кораблям для их обслуживания или обеспечения стоянки;
- Производственные объекты, которые потенциально несут людям повышенную опасность.
Если вдруг Вы еще не знали, то советуем прочитать статью о том, что такое отчуждение движимой и недвижимой собственности.
Классификация особо опасных и технически сложных объектов
Так как в ст. 48.1 Кодекса отсутствует определение понятия «особо опасные и технически сложные объекты», необходимо обратиться к другим источникам, где это понятие объяснено законодателем по каждому виду опасных зданий.
Ядерные сооружения
В нормативном акте, который рассказывает о том, как с точки зрения права, нужно использовать атомную энергию, к одной из разновидностей особо опасных и технически сложных объектов относятся ядерные установки. Под этим словосочетанием в вышеуказанном акте Российской Федерации понимаются:
- Ядерные реакторы, а также прочие технические сооружения или комплексы, в которых расположены данные реакторы.
- Экспериментальные реакторы с ядерной установкой или реакторы, созданные для исследований.
- Полигоны или устройства, а также установки, содержащие ядерные заряды, предназначенные для использования в мирных целях.
Гидротехнические сооружения
Узнать, что государство понимает под понятием «гидротехнические сооружения», можно из закона, который называется «О безопасности гидротехнических сооружений» в третьей статье. К ним относятся, например, плотины; защита от вредных последствий наводнений; судоподъёмники; сооружения для водосброса или спуска воды; здания ГЭС; каналы; шлюзы для прохода кораблей; туннели; сооружения, используемые в качестве хранилищ для разнообразных отходов, которые сбрасываются в жидком виде организациями, занятыми сельскохозяйственным или промышленным производством.
Инфраструктура связи
Сооружения в области связи, которые отнесены к особо опасным, определены государством в законе, который называется «О связи». Под объектами связи законодатель понимает следующие объекты: к ним относится инфраструктура инженерного характера, представляющая собой сооружения либо здания, используемые людьми для того, чтобы разместить на них средства связи, например, любого вида приёмники или передатчики. Есть ещё одна разновидность опасных объектов в области связи: линейно-кабельные. Под ними обычно понимаются фонарные столбы, опоры и другие сооружения, основная цель установки которых заключается в том, чтобы прокладывать и размещать на них кабели, необходимые для электросвязи.
Электросетевое хозяйство
Что законодатель понимает под словосочетанием «электросетевое хозяйство и его объекты»? Для расшифровки этого понятия нужно обратиться к положениям закона «Об электроэнергетике». Итак, это:
- Распределительные пункты;
- Трансформаторы и прочие подстанции;
- ЛЭП;
- Прочее оборудование, необходимое для передачи электрического тока на расстояние.
Космическая инфраструктура
К объектам, необходимым для освоения космического пространства, законодательство в целом относит следующее: космодромы; районы, в которых происходит падение отделившихся ступеней от космических кораблей; пункты, предназначенные для управления и корректировки полётов; места, где хранится техника космического назначения; экспериментальные сооружения, в которых проводят тесты новинок в космической отрасли; полигоны, предназначение которых состоит в том, чтобы принимать идущую на посадку технику космического назначения; центры для подготовки и тренировки будущих космонавтов; комплексы, предназначенные для измерений показателей космической техники во время полёта.
Авиационная инфраструктура
Государственные деятели, которые отвечали за разработку и принятие с помощью соответствующей процедуры Воздушного кодекса, не раскрыли в этом официальном государственном документе понятие «авиационная инфраструктура», поэтому мы можем довольствоваться только точным определением понятия «аэропорт», взятым из Воздушного кодекса.
Им признаётся комплекс, состоящий из сооружений, которые включают в себя аэровокзал, аэродром, а также другие объекты, цель создания которых заключается в том, что они должны отправлять самолёты или принимать их и, кроме того, способствовать качественному и надёжному обслуживанию полётов и перевозок. Чтобы надлежащим образом выполнять такие функции, аэропорт должен быть обеспечен необходимым количеством рабочего персонала и требующимся ему оборудованием.
Ж/д объекты
Какие особо опасные и технически сложные объекты обеспечивают беспроблемную работу железной дороги? Они в совокупности составляют комплекс технологических устройств, включающих в себя такие объекты:
- Железнодорожные пути.
- Информационная система, помогающая обеспечить управление железнодорожным движением.
- Сигнальные системы и блокировочные системы.
- Оборудование и кабели, необходимые для связи между работниками железнодорожного хозяйства.
- Объекты, передающие электрический ток.
- Станции, расположенные на железной дороге.
Морские порты
Чтобы понять, что юристы понимают под морским портом, нужно прочитать в Кодексе торгового мореплавания девятую статью, которая говорит о том, что морской порт — это определённая совокупность объектов, находящихся как на побережье, так и на акватории какого-либо водного объекта, цель создания которых заключается в обслуживании кораблей и прочих судов. Кроме того, порты могут специализироваться на пассажирском обслуживании либо применяться только для приёма или отправки всевозможных грузов, а также для перевалки грузов на другой вид транспорта, например, железнодорожный.
Другие уникальные объекты недвижимости
Они обладают как минимум двумя характеристиками, одна из которых является постоянной и неизменяемой, под которой закон понимает обязательное капитальное строительство подобных сооружений. Вторая характеристика может состоять как из одной, так и из нескольких, прописанных в перечне, расположенном в части второй статьи 48.1 Градостроительного кодекса. Этот перечень состоит из следующих характеристик уникальных объектов капитального строительства:
- Подземная часть или фундамент углублены в землю на расстояние, превышающее пятнадцать метров от поверхности земли.
- В объекте есть пролёты длиной более ста метров.
- В подобных объектах есть консоли длиной более двадцати метров.
- Эти сооружения выше ста метров.
Узнайте как правильно выбрать курсы в интернете, чтобы не быть обманутым, перейдя по ссылке здесь
Источник