Требования к проектированию опасных производственных объектов
Непосредственно качество проектных работ на этапе строительства ОПО контролирует Ростехнадзор. О том, какие требования предъявляются к проектным организациям, какие меры административного воздействия принимаются в адрес таких организаций и предприятий Ростехнадзором, рассказывает Богатов Николай Дмитриевич, заместитель руководителя Волжско-Окского управления Ростехнадзора.
— Какие требования определены законодательством к предприятиям, оказывающим услуги в области проектирования ОПО? Какими нормативно-правовыми документами регламентируется их деятельность?
— Согласно ч. 5 ст. 48 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный Кодекс Российской Федерации» лица, осуществляющие подготовку проектной документации, должны иметь выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждены приказом Минрегиона РФ от 30 декабря 2009 года № 624. Состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
— Какие документы должны обязательно присутствовать в проектной документации на строительство ОПО?
— Состав проектной документации также устанавливается Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
— В ходе строительного надзора кроме всего прочего контролируется соответствие строительных работ проекту ОПО. Какие основные нарушения при этом выявляются?
— При осуществлении государственного строительного надзора при строительстве опасных производственных объектов кроме нарушений требований отраслевых правил выявляются нарушения при выполнении общестроительных работ, такие как: нарушение антикоррозийного покрытия металлоконструкций, выявление участков с трещинами в бетоне, нарушение огнезащитного слоя металлоконструкций, наличие пустот в узлах пересечения помещений коммуникациями, несоответствие сварных соединений установленным требованиям и требованиям проекта, а также нарушения пожарной, экологической безопасности при выполнении строительно-монтажных работ.
— Выявляются ли случаи, когда до начала строительства отсутствует проектная документация на строительство, получившая положительное заключение государственной экспертизы? Какая ответственность предусмотрена за это?
— Проектная документация на строительство, реконструкцию, а также положительное заключение государственной экспертизы данной проектной документации являются обязательными для получения разрешения на строительство в соответствии с ч. 7 ст. 51 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный Кодекс Российской Федерации». За строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, предусмотрена административная ответственность ст. 9.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 500 тысяч до 1 млн рублей или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток.
На сегодняшний день Волжско-Окским управлением Ростехнадзора не было выявлено случаев строительства ОПО без проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы.
— К сфере деятельности Ростехнадзора в рамках государственного строительного надзора относится и надзор за СРО. Какие нарушения в деятельности СРО, связанные с регулированием деятельности проектных организаций, выявляются Ростехнадзором?
— При осуществлении Волжско-Окским управлением Ростехнадзора надзора за СРО в области архитектурно-строительного проектирования основными нарушениями являются: неприменение мер дисциплинарного воздействия при проверках саморегулируемыми организациями своих членов, невыполнение в полном объеме требований к информационной открытости сайта саморегулируемой организации в сети «Интернет».
— Выявляются ли случаи, когда проектная документация на строительство объекта капитального строительства разрабатывалась при одних требованиях нормативно-технических документов, объект строился или строится по вновь введенным требованиям и сдается уже по третьим требованиям? Какие меры должен предпринять эксплуатирующий субъект, подрядчик, осуществляющий работы по строительству, иные лица, чтобы объект соответствовал требованиям законодательства в области промбезопасности?
— Результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий. В случае выявления несоответствия проекта действующим требованиям законодательства при влиянии данных проектных решений на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства в проект должны быть внесены изменения, подлежащие повторной экспертизе.
— Какие нарушения выявляются в ходе государственного строительного надзора в случае, когда проектные работы осуществлялись иностранной проектной организацией или при использовании импортного оборудования?
— Независимо от того, какая организация выполняла инженерные изыскания и проектные работы, данная организация должна иметь выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Кроме того, проектная документация на строительство объекта должна соответствовать требованиям технических регламентов, действующим на территории России. В ходе государственного строительного надзора также выявляются нарушения при выполнении работ строительной организацией.
На что нужно обратить внимание в статье:
1. Согласно ч. 5 ст. 48 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный Кодекс Российской Федерации» лица, осуществляющие подготовку проектной документации, должны иметь выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
2. За строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, предусмотрена административная ответственность ст. 9.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 500 тысяч до 1 млн рублей или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток.
Новые правила применения типовых проектов
С 1 сентября вступают в силу поправки в Градостроительный кодекс РФ, касающиеся использования типовой проектной документации.
Что изменится?
- Вместо понятия «типовая проектная документация» появится институт многократного использования проектной документации повторного применения;
- Появится единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации;
- Если застройщик использует проект, для которого уже есть экспертное заключение в реестре, то проведение повторной экспертизы не потребуется для тех разделов, в которые изменения не вносились;
- Компании, которые строят объекты по госзаказу, должны использовать только проекты повторного применения. При этом, должно быть соблюдены условия: на документацию есть экспертное заключение в реестре и объект соответствует требованиям экономической эффективности (абз. 3-4, подп. «а» п. 3, п. 4 ст. 1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 368-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации»).
Новые правила использования повторной проектной документации:
- Повторное использование проектной документации без проведения повторной экспертизы возможно только для строительства аналогичных по назначению и проектной мощности объектов (абз. 3 п. 1 ст. 1 Закона № 368-ФЗ);
- Если в проект вносятся изменения (например, устройство дополнительного подъезда к объекту), то потребуется проведение дополнительной комплексной экспертизы;
- Вносить изменения без проведения экспертизы в проектную документацию при повторном использовании возможно, если они не меняют (не ухудшают) безопасность объекта капитального строительства. Например, делать привязку к конкретному земельному участку;
- Проектная документация повторного использования, в которую внесены изменения, будет называться модифицированной. Застройщик должен подтвердить, что безопасность объекта не изменилась. Заключение получают в той же организации, которая проводила первоначальную экспертизу проекта. Эксперт может отказать в выдаче заключения по модифицированной документации, особенно, если изменения привели к увеличению строительной сметы (для муниципальных и государственных объектов);
- Срок подготовки заключения по модифицированной проектной документации — 30 дней. Порядок подготовки заключения будет установлен Минрегионом России. На экспертизу будут направляться только те проекты, в которые внесены изменения (подп. «б», подп. «д» п. 3 ст. 1 Закона № 368-ФЗ).
Типовой проектной документацией считается любая документация объектов капстроительства, которая получила положительное заключение экспертизы.
При возведении аналогичных объектов по типовому проекту, повторная экспертиза не требуется (ч. 3 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ).
Отдельный порядок — для государственных и муниципальных застройщиков:
- При отсутствии типовой проектной документации, застройщик должен подготовить экономически эффективный проект. Критерии эффективности определяет Правительство РФ;
- Без учета экономической эффективности можно разрабатывать проекты: особо опасных, технически сложных объектов; реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений; для проведения работ по сохранению объектов культурного наследия; иных объектов капитального строительства (абз. 4-7 п. 2 ст. 1 Закона № 368-ФЗ). Список таких объектов будет определять правительство или президент;
- Госзастройщики получат право многократно использовать разработанную проектную документацию объекта капстроительства, без согласия автора проекта (новые правила ГК РФ и Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Условие — если проект разработан для государственного или муниципального заказа (ст. 1, абз. 6 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 314-ФЗ «О внесении изменений в статью 1294 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
Реестр заключений экспертизы
Реестр будет размещен на официальном сайте ФАУ «Главгосэкспертиза России». Вести его будет Минрегион России. Реестр будет содержать информацию об экономически эффективной проектной документации повторного применения.
В реестре попадут сведения:
- о представленной для экспертизы документации;
- о заключениях экспертизы и результатах инженерных изысканий;
- о проектной документации повторного использования (в т.ч. экономически эффективной, абз. 3 п. 4 ст. 1 Закона № 368-ФЗ).
В настоящий момент не определен:
- Точный перечень информации, которая будет содержаться в реестре;
- Правовой статус этого ресурса.
Ответственный за реестр типовой проектной документации — Минстрой РФ. В реестр включено 388 объектов капстроительства, в том числе: 108 детсадов, 118 школ, 53 спортивных и оздоровительных сооружения, 20 объектов культуры, 23 жилых зданий.
Мнение экспертов
В Минстрое считают, что эти изменения:
- сократят сроки инвестиционного цикла;
- оптимизируют бюджет на проектирование и строительство объектов. Повторное использование проектной документации уменьшает сроки проектирования до 40%. А финансирование потребуется, в основном, для проектирования фундаментов, инженерных сетей и благоустройства, проведение экспертизы.
Эксперты, работающие в строительстве, отмечают, что использование типовых проектов значительно сокращает сроки строительства, снижает затраты. Однако, в данных нововведениях недостаточно ясности в нормативной базе.
Есть и трудности с повторным применением проектной документации отдельных объектов. Например, это касается проектов школ и детских садов — ведь к строительству данных объектов предъявляются особые требования.
Источник