Перечень проектных работ безопасность объектов капитального строительства

Требования к проектированию опасных производственных объектов

Непосредственно качество проектных работ на этапе строительства ОПО контролирует Ростехнадзор. О том, какие требования предъявляются к проектным организациям, какие меры административного воздействия принимаются в адрес таких организаций и предприятий Ростехнадзором, рассказывает Богатов Николай Дмитриевич, заместитель руководителя Волжско-Окского управления Ростехнадзора.

— Какие требования определены законодательством к предприятиям, оказывающим услуги в области проектирования ОПО? Какими нормативно-правовыми документами регламентируется их деятельность?
— Согласно ч. 5 ст. 48 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный Кодекс Российской Федерации» лица, осуществляющие подготовку проектной документации, должны иметь выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждены приказом Минрегиона РФ от 30 декабря 2009 года № 624. Состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
— Какие документы должны обязательно присутствовать в проектной документации на строительство ОПО?
— Состав проектной документации также устанавливается Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
— В ходе строительного надзора кроме всего прочего контролируется соответствие строительных работ проекту ОПО. Какие основные нарушения при этом выявляются?
— При осуществлении государственного строительного надзора при строительстве опасных производственных объектов кроме нарушений требований отраслевых правил выявляются нарушения при выполнении общестроительных работ, такие как: нарушение антикоррозийного покрытия металлоконструкций, выявление участков с трещинами в бетоне, нарушение огнезащитного слоя металлоконструкций, наличие пустот в узлах пересечения помещений коммуникациями, несоответствие сварных соединений установленным требованиям и требованиям проекта, а также нарушения пожарной, экологической безопасности при выполнении строительно-­монтажных работ.

— Выявляются ли случаи, когда до начала строительства отсутствует проектная документация на строительство, получившая положительное заключение государственной экспертизы? Какая ответственность предусмотрена за это?
— Проектная документация на строительство, реконструкцию, а также положительное заключение государственной экспертизы данной проектной документации являются обязательными для получения разрешения на строительство в соответствии с ч. 7 ст. 51 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный Кодекс Российской Федерации». За строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, предус­мотрена административная ответственность ст. 9.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 500 тысяч до 1 млн рублей или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток.
На сегодняшний день Волжско-Окским управлением Ростехнадзора не было выявлено случаев строительства ОПО без проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы.

— К сфере деятельности Ростехнадзора в рамках государственного строительного надзора относится и надзор за СРО. Какие нарушения в деятельности СРО, связанные с регулированием деятельности проектных организаций, выявляются Ростехнадзором?
— При осуществлении Волжско-Окским управлением Ростехнадзора надзора за СРО в области архитектурно-строительного проектирования основными нарушениями являются: неприменение мер дисциплинарного воздействия при проверках саморегулируемыми организациями своих членов, невыполнение в полном объеме требований к информационной открытости сайта саморегулируемой организации в сети «Интернет».

Читайте также:  Образец технического задания на проектирование объекта строительства

— Выявляются ли случаи, когда проектная документация на строительство объекта капитального строительства разрабатывалась при одних требованиях нормативно-технических документов, объект строился или строится по вновь введенным требованиям и сдается уже по третьим требованиям? Какие меры должен предпринять эксплуатирующий субъект, подрядчик, осуществляющий работы по строительству, иные лица, чтобы объект соответствовал требованиям законодательства в области промбезопасности?
— Результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий. В случае выявления несоответствия проекта действующим требованиям законодательства при влиянии данных проектных решений на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства в проект должны быть внесены изменения, подлежащие повторной экспертизе.

— Какие нарушения выявляются в ходе государственного строительного надзора в случае, когда проектные работы осуществлялись иностранной проектной организацией или при использовании импортного оборудования?
— Независимо от того, какая организация выполняла инженерные изыс­кания и проектные работы, данная организация должна иметь выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Кроме того, проектная документация на строительство объекта должна соответствовать требованиям технических регламентов, действующим на территории России. В ходе государственного строительного надзора также выявляются нарушения при выполнении работ строительной организацией.

На что нужно обратить внимание в статье:

1. Согласно ч. 5 ст. 48 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный Кодекс Российской Федерации» лица, осуществляющие подготовку проектной документации, должны иметь выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
2. За строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предус­мотрено получение разрешений на строительство, предусмотрена административная ответственность ст. 9.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 500 тысяч до 1 млн рублей или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток.

Источник

Новые правила применения типовых проектов

С 1 сентября вступают в силу поправки в Градостроительный кодекс РФ, касающиеся использования типовой проектной документации.

Что изменится?

  • Вместо понятия «типовая проектная документация» появится институт многократного использования проектной документации повторного применения;
  • Появится единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации;
  • Если застройщик использует проект, для которого уже есть экспертное заключение в реестре, то проведение повторной экспертизы не потребуется для тех разделов, в которые изменения не вносились;
  • Компании, которые строят объекты по госзаказу, должны использовать только проекты повторного применения. При этом, должно быть соблюдены условия: на документацию есть экспертное заключение в реестре и объект соответствует требованиям экономической эффективности (абз. 3-4, подп. «а» п. 3, п. 4 ст. 1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 368-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации»).

Новые правила использования повторной проектной документации:

  • Повторное использование проектной документации без проведения повторной экспертизы возможно только для строительства аналогичных по назначению и проектной мощности объектов (абз. 3 п. 1 ст. 1 Закона № 368-ФЗ);
  • Если в проект вносятся изменения (например, устройство дополнительного подъезда к объекту), то потребуется проведение дополнительной комплексной экспертизы;
  • Вносить изменения без проведения экспертизы в проектную документацию при повторном использовании возможно, если они не меняют (не ухудшают) безопасность объекта капитального строительства. Например, делать привязку к конкретному земельному участку;
  • Проектная документация повторного использования, в которую внесены изменения, будет называться модифицированной. Застройщик должен подтвердить, что безопасность объекта не изменилась. Заключение получают в той же организации, которая проводила первоначальную экспертизу проекта. Эксперт может отказать в выдаче заключения по модифицированной документации, особенно, если изменения привели к увеличению строительной сметы (для муниципальных и государственных объектов);
  • Срок подготовки заключения по модифицированной проектной документации — 30 дней. Порядок подготовки заключения будет установлен Минрегионом России. На экспертизу будут направляться только те проекты, в которые внесены изменения (подп. «б», подп. «д» п. 3 ст. 1 Закона № 368-ФЗ).
Читайте также:  Документы о праве на объект незавершенного строительства

Типовой проектной документацией считается любая документация объектов капстроительства, которая получила положительное заключение экспертизы.

При возведении аналогичных объектов по типовому проекту, повторная экспертиза не требуется (ч. 3 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ).

Отдельный порядок — для государственных и муниципальных застройщиков:

  • При отсутствии типовой проектной документации, застройщик должен подготовить экономически эффективный проект. Критерии эффективности определяет Правительство РФ;
  • Без учета экономической эффективности можно разрабатывать проекты: особо опасных, технически сложных объектов; реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений; для проведения работ по сохранению объектов культурного наследия; иных объектов капитального строительства (абз. 4-7 п. 2 ст. 1 Закона № 368-ФЗ). Список таких объектов будет определять правительство или президент;
  • Госзастройщики получат право многократно использовать разработанную проектную документацию объекта капстроительства, без согласия автора проекта (новые правила ГК РФ и Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Условие — если проект разработан для государственного или муниципального заказа (ст. 1, абз. 6 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 314-ФЗ «О внесении изменений в статью 1294 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Реестр заключений экспертизы

Реестр будет размещен на официальном сайте ФАУ «Главгосэкспертиза России». Вести его будет Минрегион России. Реестр будет содержать информацию об экономически эффективной проектной документации повторного применения.

В реестре попадут сведения:

  • о представленной для экспертизы документации;
  • о заключениях экспертизы и результатах инженерных изысканий;
  • о проектной документации повторного использования (в т.ч. экономически эффективной, абз. 3 п. 4 ст. 1 Закона № 368-ФЗ).

В настоящий момент не определен:

  • Точный перечень информации, которая будет содержаться в реестре;
  • Правовой статус этого ресурса.

Ответственный за реестр типовой проектной документации — Минстрой РФ. В реестр включено 388 объектов капстроительства, в том числе: 108 детсадов, 118 школ, 53 спортивных и оздоровительных сооружения, 20 объектов культуры, 23 жилых зданий.

Мнение экспертов

В Минстрое считают, что эти изменения:

  • сократят сроки инвестиционного цикла;
  • оптимизируют бюджет на проектирование и строительство объектов. Повторное использование проектной документации уменьшает сроки проектирования до 40%. А финансирование потребуется, в основном, для проектирования фундаментов, инженерных сетей и благоустройства, проведение экспертизы.

Эксперты, работающие в строительстве, отмечают, что использование типовых проектов значительно сокращает сроки строительства, снижает затраты. Однако, в данных нововведениях недостаточно ясности в нормативной базе.

Есть и трудности с повторным применением проектной документации отдельных объектов. Например, это касается проектов школ и детских садов — ведь к строительству данных объектов предъявляются особые требования.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...