До начала строительства автомобильной дороги необходимо произвести ряд работ, которые носят название подготовительных и заключаются в расчистке полосы, отведенной под дорогу от леса, кустарника, пней и крупных; переносе линий связи или электропередачи, подземные инженерных сооружений в случае необходимости; снятии почвенного слоя и укладки его в отвалы.
Состав подготовительных работ:
– восстановление и закрепление трассы на местности;
– отвод земель под строительство дороги и расчистка дорожной полосы;
– снятие растительного слоя.
Состав и объём геодезической разбивочной основы, а также отклонения при выполнении геодезических работ в процессе строительства должны соответствовать требованиям СНиП 3.01.03-84.
3.1.1 Восстановление и закрепление трассы
Восстановление и закрепление трассы. Положение оси автомобильной дороги (трассы) на местности устанавливают и закрепляют в процессе изыскательских работ. Обычно со времени проведения изысканий до начала строительства дороги проходит время, поэтому основные знаки, указывающие положение трассы, могут быть повреждены.
Строительство подъездной дороги с нуля
Работы по восстановлению и закреплению трассы включают:
– восстановление и закрепление начальных, промежуточных и конечных точек трасс, всех углов поворота, точек начала и конца кривых;
– восстановление и закрепление полосы отвода земель, осей искусственных сооружений, площадей строительных площадок, карьеров, трасс подъездных путей и других площадей временного пользования;
– восстановление и установку временных реперов;
В связи с тем что, дорога проходит по лесным массивам и до производства земляных работ должны быть выполнены: валка деревьев, корчёвка пней и удаление растительного слоя, при которых возможно повреждение и удаление закрепительных знаков, разбивку и закрепление трассы выполняют поэтапно.
До прорубки просеки обозначают границы просеки, провешивают трассу, закрепляют углы поворота, начало и конец кривых.
Перед корчёвкой осуществляют повторное провешивание трассы, устанавливают границы корчёвки и снятия растительного слоя.
После корчёвки и снятия растительного слоя производят детальную разбивку круговых им переходных кривых, закрепляют оси искусственных сооружений и устанавливают реперы.
На открытых площадях, полях, вырубках, полосу отвода закрепляют столбами, которые устанавливают по обе стороны дороги. В лесу полосу отвода закрепляют при помощи затёсок на деревьях.
на восстановление – 1 чел/день на 1 км.
1 чел/день 5 км = 5 чел/день на 5 км.
на закрепление – 0,42 чел/день на 1 км.
0,42 чел/день 5 км = 2,1 чел/день на 5 км.
Техник – геодезист – 1 человек,
Дорожный рабочий II разряда – 2 человека.
3.1.2 Расчистка полосы отвода от леса
Отвод земель под строительство дороги. До начала строительства дороги оформляют отвод земельных участков для самой дороги, карьеров, резервов, временных зданий и сооружений, предусмотренных проектом.
Строительство дорог 11 этапов.Строительсво дороги с нуля🚧
Земельные участки, отводимые на период строительства дороги, притрассовых карьеров, подъездных дорог и др. подлежат возврату землепользователям после приведения их в надлежащие состояние.
Для постоянных и временных дорог ширина полосы отвода земель принимается в соответствии с «Нормами отвода земель для автомобильных дорог».
После получения документа, удостоверяющего право пользоваться землёй, и установления землеустроительными органами границ участка в натуре (на местности) приступают к выполнению подготовительных работ.
Отведённую полосу земли расчищают от леса, кустарника, пней и крупных камней. Если в пределах этой полосы находится строения, коммуникационные сооружения, то их перестраивают или переносят на другое место.
Уборку леса с полосы отвода можно производить в любое время, однако это лучше делать в зимний период, так как стоимость вывозки древесины будет меньше (облегчается проезд по грунтовым дорогам), а качество древесины лучше. Прорубка просеки в зимний период даёт возможность вывезти заготовленную древесину на нижний склад и подготовить необходимое количество лесоматериалов из заготовленной древесины для искусственных сооружений. Кроме того, по зимней дороге могут быть завезены на место строительства элементы водопропускных сооружений (труб, мостов), строительные материалы и оборудование.
Объём вырубаемой древесины определяют по формуле:
,
где, — ликвидный запас древесины, м 3 /га;
— эксплуатационная (лесопокрытая) площадь, га;
Эксплуатационную площадь определяют по формуле:
,
где, — площадь отвода, га;
га
Подставляем полученные данные в (формулу 4.1):
м 3
Лесосечные работы будут выполнятся малокомплексной бригадой (МКБ).
Состав МКБ: вальщик – 1 человек,
Помощник вальщика – 1 человек,
Тракторист V разряда -1 человек,
Чекеровщик III разряда – 1 человек,
Сучкоруб II и III разряда – 2 человека,
Машина — трелёвочный трактор ТДТ-55.
Потребное количество машиносмен на расчистку дорожной полосы определяют по формуле:
,
где, — сменная производительность трелёвочного трактора ТДТ-55, м 3 /см;
дней
Календарную продолжительность работ определим по формуле:
где, — коэффициент, учитывающий режим работы МКБ,;
дня
3.1.3 Корчёвка пней
В весенний период производят корчёвку пней с помощью бульдозеров или корчевателей. Корчёвка осуществляется в местах расположения боковых резервов, канав, выемок и насыпей высотой до 0,5 м. Ведущая машина – корчеватель ЛД-9.
Сменную производительность корчевателя определим по формуле:
,
где, — часовая производительность, га./час;
— коэффициент использования рабочего времени, ;
— продолжительность рабочей смены, часов;
га./смену
Потребное количество машиносмен на корчёвку пней определяем по формуле:
,
где, — площадь корчёвки, га;
Календарную продолжительность работ на корчёвке пней определим по (формуле):
дней
Выкорчеванные пни (сучья, порубочные остатки) убирают с полосы отвода или сжигают с соблюдением противопожарной безопасности.
3.1.4 Снятие растительного слоя
Растительный грунт (плодородный почвенный слой) снимают со всей площади, отведённой для строительства дороги, укладывают в валы или вывозят за пределы строительного объекта для дальнейшего использования при рекультивации земель, укреплении откосов. Ведущая машина на снятии растительного слоя – бульдозер ДЗ-18.
Состав: машинист VI разряда – 1 человек,
Сменную производительность бульдозера определим по формуле:
,
где, — продолжительность смены, ч;
— норма времени, ;
м 2
Потребное количество машиносмен на снятие растительного слоя определяем по формуле:
,
где, — площадь отчистки, 83734м 2 ;
см
Календарную продолжительность работ на снятие растительного слоя определим по (формуле):
дней.
3.2 Проект производства работ по строительству малых искусственных сооружений
Для пропуска воды через дорогу от постоянно или временно действующих водотоков предусматривается устройство малых искусственных сооружений в виде железобетонных труб. Малые искусственные сооружения должны быть построены за 1-2 недели до земляного полотна. Как правило, железобетонные трубы возводятся специализированными передвижными отрядами, с применением индустриальных методов производства работ преимущественно по типовым проектам и технологическим правилам с учётом местных условий.
При строительстве труб из готовых железобетонных элементов их монтаж следует выполнять летом, когда дешевле и легче выполнить их укладку, гидроизоляцию и засыпку грунтом с последующим уплотнением.
Размеры и конструкция железобетонной трубы определяется в зависимости от следующих факторов: величины расчётного расхода вод, расчётной нагрузки, условий пересечения водотока, наличия местных строительных материалов.
В дипломном проекте для пропуска воды в пониженных местах и на границах грунта земляного полотна предусматривается строительство семи металлических гофрированных труб, диаметром 1,0 – 2,0 м.
Технология строительства сборных водопропускных труб следующая:
– расчистка площадки под трубу от пней, валёжника камней осуществляется корчевателями или бульдозерами;
– разметка положения трубы на местности. Вешками обозначают ось дороги, далее от пикета отмеряют расстояние до оси трубы, положение которой закрепляют вешками. В соответствии с проектом размечают и закрепляют на местности колышками контуры котлована;
– подвозка элементов трубы и укладка их в соответствии с укладочной схемой;
– рытьё котлована бульдозером или экскаватором. Грунт перемещают в тело насыпи, часть грунта оставляют для засыпки пазух фундамента трубы;
– устройство основания или фундамента.
– монтаж трубы производят:
1. Укладка подкладок.
2. Установка элементов звеньев.
3. Установка болтов звеньев с завинчиванием гаек без затяжки.
4. Установка звеньев на подкладки.
5. Установка элементов между звеньями с установкой болтов.
6. Затяжка гаек гаечным ключом или гайковертом.
— гидроизоляцию трубы производят двойной обмазкой разогретым битумом. Русло перед входным и за выходным оголовками укрепляют камнем или бетонными плитами.
— засыпку готовой трубы производят тем же грунтом, из которого возводят насыпь, грунт укладывают слоями и уплотняют его около трубы ручными пневмотромбовками. Высота насыпи над трубой должна быть не менее 0,5 м.
Сводная ведомость исскуственных сооружений представлена в таблице 3.1
Таблица 3.1 — Сводная ведомость исскуственных сооружений.
Местоположение оси трубы
Расчётный расход, м 3 /с.
Тип и отверстие сооружения
Глубина подпертой воды, м.
Длина трубы с оголовком, м.
Круглая метал. гофр. труба, м
Круглая метал. гофр. труба, м
Круглая метал. гофр. труба, м
Круглая метал. гофр. труба, м
Круглая метал. гофр. труба, м
Круглая метал. гофр. труба, м
Круглая метал. гофр. труба, м
Примечание – таблица составлена на основании ведомости исскуственных сооружений рабочего проекта.
Расчёт трудовых ресурсов на строительство железобетонных водопропускных труб представлен в таблице 3.2
Таблица 3.2 — Трудовые ресурсы на строительство металлических труб из гофрированных элементов.
Местоположение оси трубы
Круглая метал. гофр. труба, м
Круглая метал. гофр. труба, м
Круглая метал. гофр. труба, м
Круглая метал. гофр. труба, м
Круглая метал. гофр. труба, м
Круглая метал. гофр. труба, м
Круглая метал. гофр. труба, м
Продолжительность строительства малых исскуственных сооружений представлена в таблице 3.3
Таблица 3.3 Продолжительность строительства исскуственных сооружений.
Местоположение оси трубы
Календарная продолжительность строительства, дн.
Состав специализированной бригады, комплект машин и оборудования для строительства железобетонных труб представлены в таблице 3.4
Таблица 3.4 Состав специализированной бригады, комплект машин и оборудования.
Строительные рабочие (монтажники конструкций)
3.3 Проект производства работ по возведению земляного полотна
3.3.1 Общие положения
Земляное полотно – один из основных конструктивных элементов автомобильной дороги, от устойчивости и прочности которого зависит срок службы дорожной одежды.
Прочность и устойчивость земляного полотна обеспечивается: уплотнением грунтов, назначением соответствующей крутизны откосов, а также их укреплением для предохранения от оползания и размыва.
К земляному полотну предъявляют следующие требования:
— обеспечить требуемую безопасность автомобильного движения;
— сохранение проектного очертания земляного полотна в течении заданного срока службы;
-предупредить образование размывов, посадок и морозного пучения свыше расчётных значений;
— обеспечит достаточную прочность грунтов верхней части земляного полотна в расчётный период года;
— гарантировать незаносимость снегом или сыпучим песком;
— гармонически сочетать земляное полотно с окружающим ландшафтом;
— обеспечить применение комплексно-механизированного способа сооружения и содержания земляного полотна;
При производстве работ следует применять качественные грунты. Песчаные грунты мало меняют свои свойства при изменении влажности и характеризуются высокой фильтрующей способностью, а также значительной прочностью во влажном состоянии. Супесь и суглинки также являются устойчивыми и поэтому могут быть пригодны для строительства земляного полотна. Супесь мелкая и пылеватая малопригодны. Использование глины возможно для возведения высоких насыпей в сухих местах.
Земляные работы должны производится с учётом природных особенностей каждого района, сроков строительства и технико-экономических расчётов по выбору сезона года для сооружения земляного полотна и эффективного использования дорожных машин.
При строительстве автомобильной дороги земляные работы подразделяются на линейные и сосредоточенные. К линейным относятся те работы, объёмы которых сравнительно равномерно распределены по длине дороги. Эти работы выполняют линейные бригады, следующие в составе комплексного потока с заданной расчётной скоростью. Сосредоточенные – это работы по сооружению больших насыпей, разработке выемок, устройству дамб на подходах к мостам и прочие крупные земляные работы, объём которых значительно превышает средний объём линейных работ на единицу длины дороги.
В комплекс работ по устройству земляного полотна входят подготовительные, основные и отделочные работы.
Подготовительные работы включают:
– устройство нагорных канав в местах разработки выемок;
– устройство осушительных канав на болотах;
– строительство сланей на болотах;
К основным работам относятся:
– разработка грунта в резерве, карьере или выемке и перемещение его в тело насыпи или в отвал (кавальер);
– Послойное разравнивание и уплотнение грунта насыпи;
В состав отделочных работ входят:
– планировка верха и откосов земляного полотна;
– укрепление дна и откосов кюветов, а также откосов земляного полотна;
В состав механизированных бригад, выполняющих весь комплекс земляных работ, входят ведущие и вспомогательные машины. Ведущими являются землеройные машины, выполняющие основной объём земляных работ. Вспомогательные машины осуществляют разрыхление и уплотнение грунта, планировку земляного полотна, рытьё кюветов и канав. Сочетание ведущей и вспомогательных машин называется комплектом машин.
Технологический процесс по возведению земляного полотна должен быть спланирован так, чтобы работы вспомогательных машин обеспечивала бесперебойную работу ведущей машины.
Вне зависимости от способов работ и выбранных средств механизации, возведение насыпей должно производиться с соблюдением следующих основных требований:
– послойная отсыпка грунта;
– однородность грунта в теле насыпи, а если это невозможно, то правильное размещение в теле насыпи грунтов различного качества;
– равномерное послойное уплотнение грунта;
3.3.2 Объёмы земляных работ
Значения объёмов земляных работ используют для решения задачи распределения земляных масс, разработки проекта организации строительства и определения сметной стоимости строительства.
Данные объёма элементов земляных работ были взяты из рабочего проекта предприятия, таблицы «Попикетная ведомость объёмов земляных работ» насыпи и выемки сведём в таблицу 4.5.
Источник: studfile.net
ПОДГОТОВКА ДОРОЖНОЙ ПОЛОСЫ
Сооружению земляного полотна предшествуют подготовительные работы, в состав которых входят восстановление и закрепление трассы, прорубка просеки, очистка дорожной полосы от пней, кустарника и крупных камней, снятие и складирование растительного слоя в пределах полос временного отвода, разбивка земляного полотна, устройство временных дорог, устройство осушительных и водоотводных канав, снос, переустройство и перенос сооружений в зоне работ.
Восстановление и закрепление трассы
В подразделе указывается состав работ на восстановление и закрепление трассы и приводятся схемы закрепления трассы. При прокладке дороги назначается полоса отвода земли при обязательном разделе на постоянный отвод под земляное полотно с земляными сооружениями и временный отвод для размещения притрассовых и сосредоточенных резервов, полос для складирования плодородного слоя (табл.3 «Ведомость отвода земель»).
Таблица 3
Наименование земель | Местоположение участка | Протяженность, м | Ширина отвода земель, м | Площадь земель, га | |
Начало | Конец | Постоянный отвод | Временный отвод | Постоянный отвод | Временный отвод |
ПК | + | ПК | + | ||
Сосредоточенный резерв | Справа 150 м ПК 3+00 строящейся дороги | — | — | 6,0 | |
Автодорога | 15,0 | 10,0 | |||
Итого отвод земель | 15,0 | 16,0 |
Нормы постоянного отвода земель для автомобильных дорог устанавливаются по требованиям СН 467-74 [7] (табл. 4).
Таблица 4
Высота насыпи, м | Ширина полос отвода земель для автомобильных дорог на равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 90 ‰ с постоянным заложением откосов земляного полотна, м | ||||||||||||
I категории с четырехполосным движением | II категории с двухполосным движением | III категории с двухполосным движением | IV категории с двухполосным движением | V категории с однополосным движением | |||||||||
1:4 | 1:3 | 1:2 | 1:4 | 1:3 | 1:2 | 1:4 | 1:3 | 1:2 | 1:3 | 1:2 | 1:3 | 1:2 | |
46 | 43 | 39 | 34 | 30 | 27 | 31 | 27 | 24 | 25 | 22 | 23 | 21 | |
1,5 | 50 | 46 | 41 | 38 | 33 | 29 | 35 | 31 | 26 | 28 | 24 | 26 | 22 |
46 | 42 | 38 | 33 | 29 | 25 | 30 | 26 | 22 | 24 | 20 | 22 | 18 | |
— | — | — | — | — | — | — | — | ||||||
— | — | — | — | — | — | — | — | ||||||
— | — | — | — | — | — | — | — | ||||||
— | — | — | — | — | — | — | — | ||||||
— | — | — | — | — | — | — | — | ||||||
— | — | — | — | — | — | — | — | ||||||
— | — | — | — | — | — | — | — | ||||||
— | — | — | — | — | — | — | — | ||||||
— | — | — | — | — | — | — | — | ||||||
— | — | — | — | — | — | — | — | — |
Примечание. В числителе приведена ширина постоянной полосы отвода земель при высоте насыпей до 2 м и отсутствии боковых резервов, в знаменателе – с учетом устройства боковых резервов, если они являются постоянным конструктивным элементом земляного полотна (при низкой стоимости земли и отсутствии рекультивационных работ).
Источник: studopedia.ru
ПОДГОТОВКА ДОРОЖНОЙ ПОЛОСЫ
Положение оси дороги (трассы) на местности устанавливают и закрепляют в процессе изыскательских работ. Однако со времени проведения изысканий до начала строительства дороги проходит время, в течение которого могут измениться условия использования выделенных для строительства дороги земляных угодий, иногда бывают повреждены отдельные знаки, указывающие положение трассы. В связи с этим перед началом строительных работ необходимо вновь уточнить положение дороги на местности и восстановить закрепление трассы (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Схема закрепления оси дороги: а — на криволинейном участке трассы; б — на прямом участке; 1 — граница полосы отвода; 2 — пикеты (точка и сторожек с надписью); 3 — выносные столбики с отметками; 4 — выносные колья; 5 — четные пикеты (точка и сторожек с надписью); НК — начало кривой; КК — конец кривой; ВУ — вершина угла; Т — тангенс кривой; R — радиус кривой; b — ширина полосы отвода
Трасса — это условная линия, определяющая положение на местности геометрической оси дороги. Трасса может быть расположена или выше земной поверхности — тогда отсыпают насыпь, или ниже — тогда разрабатывают выемку.
Строительная организация — подрядчик, на которого возложено строительство автомобильной дороги; организует в своем составе геодезическую службу, выполняющую все геодезические разбивочные работы на протяжении всего строительства дороги.
Восстановление трассы предполагает обозначение на местности оси дорожного полотна и всех других сооружений, входящих в комплекс, которым является автомобильная дорога.
Для сохранения обозначений в процессе строительных работ их закрепляют на местности. На прямых участках дороги закрепление производят на границах однородных проектных участков.
Вершины углов поворота закрепляют установкой столбов, которые закапывают на расстоянии 0,5 м от фактической вершины угла на продолжении ее биссектрисы.
На этих столбах записывают порядковый номер угла, радиус, тангенс и биссектрису кривой.
В скальных грунтах положение точек, как на трассе, так и на выносных линиях, отмечают пересечением двух высеченных в скале канавок. Точки обкладывают камнями, а надписи делают несмываемой краской на скале или крупных камнях.
Вертикальные отметки точек закрепляют посредством установки реперов через каждые 1000. 2000 м в зависимости от рельефа местности. Кроме этого реперы обязательно устанавливают на участках пересечения с другими автомобильными или железными дорогами, около искусственных сооружений, на пересечениях рек (на обоих берегах), у высоких насыпей (высотой более 5 м) и глубоких выемок (глубиной более 5 м). Реперы устанавливают в стороне от дороги, окапывают неглубокими канавками и обсыпают землей в виде конуса. В качестве реперов можно использовать цоколи зданий, опоры мостов, крупные камни и скалы.
При восстановлении трассы проводят обозначение и закрепление на местности дополнительных земельных участков, отводимых для резервов и карьеров, для производственных предприятий и размещения дорожных и транспортных служб. Во время этих работ граница земельных участков обозначается бороздами, столбами, узкими просеками, отметками на отдельных деревьях.
Закрепленную дорожную полосу оформляют в виде плана отводимых земель с приложением журнала закрепления и утверждают в соответствующих организациях. Если в пределах намеченной постоянной полосы отвода находятся здания и сооружения, то на них составляют дополнительные чертежи и положения, характеризующие их конструкцию и состояние. На подлежащие уничтожению сады, посевы сельскохозяйственных культур и прочее составляют акты изъятия земель у их собственника.
Полосу временного отвода, которая необходима для производства работ, устанавливают в зависимости от характера и ценности придорожных земель, типа применяемых машин и необходимости размещения с каждой стороны возводимого земляного полотна подъездных путей для доставки грунта и материалов, проезда в период технологического закрытия движения по дороге, а также в местах строящихся искусственных сооружений.
Источник: bstudy.net
Проектирование комплекса работ по подготовке дорожной полосы
Технология подготовительных работ по возведению земляного полотна. Схема восстановления и закрепления трассы, расчистка полосы. Проектирование работы землеройно-транспортных машин. Проведение отделочных работ, планировка откосов и устройство кюветов.
Рубрика | Строительство и архитектура |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 17.05.2012 |
Размер файла | 773,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1 ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСА РАБОТ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОРОЖНОЙ ПОЛОСЫ
1.1 Технология подготовительных работ
К подготовительным работам по возведению земляного полотна относятся:
1) восстановление и закрепление трассы;
2) расчистка дорожной полосы;
3) разбивка земляного полотна;
4) постройка временных землевозных дорог.
1.1.1 Восстановление и закрепление трассы
Восстановление трассы — это установка на местности дополнительных геодезических знаков, обозначающих трассу в плане и профиле.
Заданием на курсовой проект предусмотрено строительство дороги III категории с ПК 2 по ПК 19. В соответствии с рабочими отметками назначены типовые поперечные профили земляного полотна (лист 1): с ПК 2 по ПК 3 тип 2, ПК4 тип 3, с ПК 5 по ПК 14 тип 2, с ПК15 по ПК 19 тип 9. Рассматриваемый участок трассы представляет собой прямую. Ширина земляного полотна поверху составляет 12 м в соответствии с ТКП.
Для закрепления трассы на местности осуществляется:
1) вынос всех знаков геодезической разбивочной основы на ГПО;
2) закрепление всех пикетов и плюсовых точек;
3) закрепление створных точек на длинных прямых и разбивка промежуточных точек;
4) продольное нивелирование всех точек линии и при необходимости съемка поперечных профилей;
5) установка дополнительных реперов у насыпей высотой более 3 м.
Схема закрепления трассы на прямом участке дороги показана на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 — Схема закрепления оси дороги на прямом участке трассы: 1 — выносной столб; 2 — выносные колья; 3 — границы полосы отвода; 4 — четные пикеты (точки со сторожками); 5 — ось дороги; В — ширина полосы отвода.
Параллельно закреплению трассы производится разбивка полосы отвода.
Полоса отвода — это земли, прилегающие к трассе и занимаемые для строительства автомобильной дороги.
Полоса отвода по ширине включает в себя полотно строящейся автомобильной дороги и все сооружения, входящие в комплекс строительства. Ширина постоянной полосы отвода, которая выделяется в бессрочное пользование, зависит от категории дороги, количества полос движения, высоты насыпей, крутизны откосов насыпей. Грунт для строящегося участка автомобильной дороги разрабатывается в карьерах.
Возведение насыпей из грунта боковых резервов нецелесообразно, так как, во-первых при этом ширина полосы отвода значительно увеличивается, во-вторых грунт, получаемый из боковых резервов, может не соответствовать требованиям, предъявляемым к грунту земляного полотна (т.е. необходимо обогащение грунта, что связано с дополнительными экономическими и временными затратами), в-третьих земли используемые под резервы необходимо будет рекультивировать. В результате такого решения (возведение насыпи из грунта боковых резервов) стоимость земляных работ была бы наименьшей по сравнению с разработкой грунта в карьерах, но если эту задачу (возведение насыпи) рассматривать не с позиции экономии единовременных расходов, то такое решение оказывается нерациональным.
На участке присутствует два типа насыпи и один тип выемки. Для определения точек перехода одного типа насыпи в другой воспользуемся рисунком 1.2 (ПК3-ПК)и формулой (1).
Рисунок 1.2 — Схема для определения точки перехода одного типа насыпи в другой
где x — расстояние, на котором происходит изменение типа поперечного профиля, м; L — расстояние между смежными пикетами, м; h — отметка земляного полотна, при которой происходит изменение типа поперечного профиля земляного полотна, h=6м; h2 — рабочая отметка с высотой насыпи менее 6 метров в соответствии с типом 2, h2=2,36м; h1 — рабочая отметка с высотой насыпи более 6 метров в соответствии с типом 3, h1=6,35 м.
В соответствии с рисунком 1.2 по формуле (1.1)
Ширину постоянной полосы отвода определим по формуле
где B — ширина земляного полотна поверху, м; m — крутизна заложения откоса насыпи, м; Hн — высота насыпи, м; hк — глубина кювета, м; n — крутизна откоса кювета, м.
Расчет ширины постоянной полосы отвода произведем в таблице 1.1.
Таблица 1.1 — Ширина постоянной полосы отвода
1.1.2 Расчистка дорожной полосы
В состав работ по расчистке дорожной полосы входят:
1) удаление мелколесья и кустарника;
2) срезка растительного слоя;
3) уборка камней, валунов.
Срезка кустарника и мелколесья производится на участке с ПК2 до ПК5. Для срезки кустарника и мелколесья используем кусторез. Срезанный кустарник сгребается и складывается за пределами участка производства работ затем сжигается или вывозится (рисунок 1.3) .
Срезка кустарника кусторезом производится в любое время года, но лучшие условия для этого созданы зимой благодаря закреплению корней и стволов кустарника в промерзшей земле. В этих условиях ножи кустореза хорошо срезают древесную растительность за один проход. Успешно проходит срезка и в начале весны, когда снега мало а земля еще не оттаяла.
Растительный слой снимается на ПК 2 — ПК 19 и также укладывается в отвал для последующего использования при укреплении откосов земляного полотна и рекультивации нарушенных земель, составляет 0,2 метра. Срезание растительного слоя производим при помощи бульдозеров (рисунок 1.4).
Рисунок 1.3 — Схемы расчистных работ:
а — срезка кустарника; б — выкорчевывание пней; 1 — граница просеки; 2 — направление движения кустореза или бульдозера при срезании кустарника и пней мелкого леса; 3 — зона сжигания отходов; 4 — направление движения бульдозера при перемещении хвороста и пней в зону сжигания; 5 — направленное движение трактора при выкорчевывании пней
Рисунок 1.4 — Схема срезки растительного грунта:
а — челночная В ? 25 м (ПК 11,ПК14); b — поперечная В = 25…35 м (ПК2-ПК10,ПК13); с — поперечно-участковая В = 35…45 м (ПК 15-19); B — ширина полосы отвода; О — отвал растительного грунта; m — ширина зоны проезда и маневра машин; h — толщина срезаемого слоя грунта.
1.1.3 Разбивка земляного полотна
Разбивка земляного полотна состоит в нанесении и закреплении на местности основных точек определяющих поперечные размеры земляного полотна, границы подошвы насыпей, с учетом уклона местности и расположения боковых канав. Эти границы отмечают бороздами вырезаемыми автогрейдерами или кольями, забиваемыми через 25-50 м.
На кольях делают затесы, несмываемой краской указывают номера пикета,
плюса и отметку насыпи. Для сохранения основной разбивки за пределами рабочей зоны устанавливают дополнительные колья, которые, в случае необходимости, позволяют произвести восстановление сбитых точек.
Разбивку границ откосов земляного полотна производят раздельно на каждом поперечнике, на основных переломных точках местности. Разбивку поперечных профилей ведет с применением теодолита, контрольного шаблона, уровня, откосного лекала с уровнем и рейки.
Схема разбивки земляного полотна представлена на рисунке 1.5. Разбивка границ откосов производится на всех переломных участках местности.
Рисунок 1.5 — Схема разбивки насыпи.
1-Отметка высоты насыпи по оси; 2 — насыпь; 3 — колья; 4 — откосное лекало с уровнем; 5 — шаблон; 6 — поверхность земли; 7 — веха.
1.1.4 Постройка временных землевозных дорог
Для транспортирования грунта следует максимально использовать существующую дорожную сеть, устраивая от нее ответвления в сторону строящейся автодороги. При невозможности или экономической нецелесообразности использования дорог общей сети необходимо предусматривать устройство временных землевозных дорог.
Ширина проезжей части дорог для автосамосвалов грузоподъемностью до 12 т при двустороннем движении 7 м, а при одностороннем движении 3,5 м. Ширина обочин не менее 1 м, в стесненных условиях на выездах и объездах не менее 0,5 м с каждой стороны. На косогорах ширина обочин составляет с нагорной стороны — 0,5 м, с подгорной — 1 м.
Проектирование плана и продольного профиля временных землевозных дорог следует осуществлять в соответствии с требованиями [1] применительно к дорогам V категории.
На рисунке 1.6 представлен поперечный профиль насыпи временной землевозной дороги.
Рисунок 1.6 — Поперечный профиль землевозной дороги.
1.2 Определение, объемов и сроков выполнения подготовительных работ
Объем определяется на основании графиков полосы отвода представленных на листе 2. Для расчета продолжительности той или иной работы, необходимо рассчитать производительность комплекта машин при выполнении конкретной работы.
Производительность комплектов машин определяем по формуле
где T’ — продолжительность рабочей смены, T’ = 8 часов; — единичный объем (объем в измерителе); Hвр — нормы затрат машинного времени на выполнение единичного объема работ в машино-часах.
Продолжительность работ определяется по формуле:
где V — объем работ; П — производительность комплекта в измерителе; N — количество комплектов принятое для производства работ, N=1; К — коэффициент сменности, К=1.
Подставив численные значения в формулу (3) и (4) получим для бульдозера ДЗ-28, при Нвр = 0,66 машино-часа:
Объем подготовительных работ и расчет их производительности сведен в таблицу 1.2.
График границы полосы отвода представлен в приложении Б.
Таблица 1.2 — Объем подготовительных работ и расчет производительности
Машины и механизмы
Автомобиль «Соболь», теодолит, нивелир, рейки, рулетки
Бульдозер, автогрейдер, каток самоходный, самосвал
см. восстановление трассы
Границы участка производства работ
Наименование рабочих процессов
Срезка растительного слоя
Разбивка земляного полотна
Устройство временных землевозных дорог
Обоснование норм выработки
2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОТЫ ЗЕМЛЕРОЙНО-ТРАНСТПОРТНЫХ МАШИН
2.1 Выбор схемы производства работ
Рисунок 2.1 — Условия строительства.
На рабочем участке ПК5 — ПК19 производим возведение насыпи из грунта выемки. На участке ПК2-ПК5 насыпь возводится из грунта, привезённого из карьера.
Общий объем насыпи Vнас=51304,61 м 3 , объем выемки Vвыем=21910,03 м 3 . Объём насыпи на участке ПК2-ПК5 равен 22642,1 м 3 .
В соответствии с выбранной схемой производства работ и рабочими отметками, и полученным объемом насыпи и выемки на технологическом участке ПК2 — ПК19, в качестве ведущей машины для возведения земляного полотна принимаем скрепер самоходный БелАЗ-7422.
Для разработки грунта применять схему движения скрепера по «эллипсу».
2.2 Выбор марки ведущей машины
В соответствии с выбранной схемой производства работ и рабочими отметками, и полученным объемом насыпи на технологическом участке ПК2 — ПК19, в качестве ведущей машины для возведения земляного полотна принимаем скрепер ДЗ-13Б.
Технико-эксплуатационные характеристики скрепера ДЗ-13Б представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 — Технико-эксплуатационные характеристики скрепера ДЗ-13Б
Способ разгрузки ковша
Средняя толщина слоя отсыпки
Наибольшая скорость движения
Скорость скрепера при наборе грунта
Скорость скрепера с грунтом
Скорость скрепера при разгрузке грунта
Скорость порожнего скрепера
2.3 Определение эксплуатационной производительности ведущей машины
Для определения производительности самоходного скрепера на разработку грунта необходимо предварительно вычислить длины отдельных элементов схемы его движения.
Длина пути набора грунта определяется по формуле
где q — вместимость ковша, м 3 ; kн — коэффициент наполнения ковша, равный 1,0; б — коэффициент, учитывающий неоднородность грунта и потери его при образовании призмы волочения и образовании боковых валиков, б = 2; b — ширина обрезаемой стружки; h — толщина обрезаемой стружки; kр — коэффициент первоначального разрыхления грунта, kp=1,2.
При q = 16 м 3 ; h = 0,3 м; б = 2; kн = 1; b = 3,41; kp=1,2 по формуле (2.1)
Длина разгрузки скрепера
где hр — толщина отсыпаемого слоя.
При hр = 0,3 м по формуле (2.2)
Длины путей груженого и порожнего скрепера определим по формулам:
где lc — средняя дальность транспортировки грунта.
Примем lc = 700м.
При lc = 7000 м по формулам (2.3), (2.4)
Продолжительность цикла работы скрепера определяется по формуле:
где lн — длина пути набора грунта, м; lг — длина пути груженого скрепера, м; lр — длина пути разгрузки скрепера, м; lп — длина пути порожнего скрепера, м; хн, хг, хр, хп, — скорость перемещения скрепера, м/мин, соответственно при наборе, груженом ходе, разгрузке и порожнем ходе (значения скоростей принимаются по данным, которые равны соответственно 40 м/мин, 300 м/мин, 120 м/мин, 420 м/мин; t — время на переключение передач скрепера за один рабочий цикл,0,4 мин; tп — время, затрачиваемое скрепером на повороты за один рабочий цикл, 1 мин.
При lн = 26,1м; lг = 679,13 м; lп = 720,87 м; lр = 15,64 м по формуле (2.5)
Производительность скрепера определяется по формуле:
где 480 — усредненная продолжительность рабочей смены, мин; л — коэффициент, учитывающий технологию производства работ, с учетом принятых технологических мероприятий, определяется по формуле
где л1 — коэффициент учитывающий использование «клиновой» схемы при наборе грунта, л1 = 1,25; л2 — коэффициент, учитывающий автоматическое регулирование режима резанья, л1=1,16.
kв — коэффициент использования скрепера по времени, kв = 0,80;
При q = 16 м 3 ; kн = 1; kp=1,15; tц = 7 мин; л =1,45 по формуле (2.6)
2.4 Установление состава комплекта землеройно-транспортных машин
Для расчета производительности вспомогательных машин используются нормы времени ЕНиР [8]. Расчет производительности ведем по формуле (1.3).
Производительность бульдозера ДЗ-19, который используется при разравнивании грунта в теле насыпи при Т’ = 8ч; V’= 100м 3 ; Нвр= 0,78 маш·ч составит
Производительность катка ДУ — 31А при первоначальном уплотнении грунта в теле насыпи, при Т’ = 8ч; V’= 100м 3 ; Нвр= 0,46 маш·ч составит
Производительность катка ДУ — 29 при последующем уплотнении грунта в теле насыпи, при Т’ = 8ч; V’= 100м 3 ; Нвр= 0,78 маш·ч составит
Количество ведущих машин в отряде назначаем исходя из схемы производства работ и объемов работ. В данном случае при возведении насыпи объемом 22642,1 м 3 принимаем 3 скрепера ДЗ-13Б.
Производительность комплекта определяется по формуле
где П вед — производительность одной ведущей машины; К вед — количество ведущих машин.
Количество вспомогательных машин в отряде определяем по формуле
Количество бульдозеров ДЗ-19 составит
Количество самоходных катков ДУ-31А составит
Количество самоходных катков ДУ-29 составит
Необходимое число толкачей определяется как частное от деления количества скреперов в комплекте на число скреперов обслуживаемых одним толкачом
где t — время работы цикла толкача.
где х0 — скорость обратного хода толкача, х0 = 120м/мин; tт — время, затрачиваемое толкачом на переключение передач, маневры и ожидание скрепера, tт = 0,35мин.
Состав скреперного комплекта приведен в таблице 2.2.
Таблица 2.2 — Состав скреперного комплекта по строительству земляного полотна, землеройно-транспортными машинами
Технические характеристики вспомогательных машин приведены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 — Технические характеристики вспомогательных машин
Бульдозер ДЗ — 19
Самоходный каток ДУ — 31А
Ширина уплотняемой полосы
Толщина уплотняемого слоя
Самоходный каток ДУ — 29
Ширина уплотняемой полосы
Толщина уплотняемого слоя
Бульдозер-толкач Д — 384
Электростанция ГАБ 4т/230
2.5 Составление технологической карты работы комплекта
2.5.1 Технология производства работ
Технологический процесс производства работ при сооружении земляного полотна скреперами самоходными Д3-13Б состоит из разработки грунта в выемке, перемещении и укладки его в насыпь, послойного разравнивания и уплотнения.
После отсыпки слоя грунта уплотнение производим сначала 5 проходами по одному следу пневмокатком ДУ-31А весом 16т, затем 10 проходами пневмокатка ДУ — 29 весом 30т. Отсыпанный слой планируем бульдозером Д3-19.
При наполнении ковша скрепера набор грунта осуществляем по клиновой схеме.
Набор грунта осуществляем принудительно с помощью бульдозера-толкача Д-384.
При перемещении грунта из выемки в насыпь скреперы должны двигаться в пределах контура земляного полотна и разворачиваться на специальных площадках.
Длина площадок для разворота
Lр = 2R + b + 1, (2.13)
где R — радиус поворота скрепера, м; b — ширина скрепера, м.
При R = 9,75 м; b = 3,92 м по формуле (2.13)
Так как ширина насыпи поверху меньше (12 м) расчетной величины длины площадки для разворота (25,5м), то площадки для разворота не устраиваются.
Участки отсыпки грунтов делим на две захватки: на одной захватке производится отсыпка грунтов, на другой — уплотнение.
Расстояния между площадками для разворота определяем из равноценности объемов работ на всех захватках.
Разгрузка скрепера производится при их движении вперед на прямолинейном участке с малой скоростью (2-3 м/с). Кромку ножа скрепера устанавливают на уровне, обеспечивающем требуемую толщину слоя отсыпки грунта (0,3 м).
Допустимые отклонения размеров земляного полотна от проектных значений приведены в таблице 2.5.
Таблица 2.5 — Предельные отклонения параметров от проектных
Отметки бровки или оси земляного полотна, м
Ширина земляного полотна
промеры через 50 м
Крутизна откосов земляного полотна
промеры не менее чем на двух поперечниках в пределах одного пикета
Технологическая карта работы землеройно-транспортного комплекта представлена в приложении Б.
2.6 Определение технико-экономических показателей
Сменная производительность комплекта определяется по формуле (2.8)
Выработка на одного рабочего определяется по формуле:
где Р — количество рабочих в комплекте бригады.
При Р = 17 человек по формуле (2.14)
Удельная энергоемкость комплекта определяется по формуле:
где — суммарная мощность комплекта, кВт.
Удельная металлоемкость комплекта определяется по формуле
где — суммарная масса всех машин комплекта, кг.
Продолжительность работы комплекта
где V — объем отсыпаемого грунта м 3 ; 0,71-переводной коэффициент из смен в календарные дни; kп — коэффициент потери грунта при транспортировании его из вемки, kп = 1,02; n — число рабочих смен в сутках.
При V = 22642,1 м 3 ; n = 1; Пк = 3615 м 3 /см по формуле (2.17)
Темп основной работы
где Р — количество людей; Т — продолжительность производства работ, дн; L — длина участка земляного полотна, м.
Технологическая карта работы землеройно-транспортного комплекта представлена в приложении В.
3 ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСА ОТДЕЛОЧНЫХ РАБОТ
3.1 Технология отделочных работ
С целью завершения отделочных работ земляного полотна предусмотрены следующие отделочные работы.
Последовательность отделочных работ на насыпях:
Ш планировка верха земляного полотна;
Ш планировка откосов;
Ш устройство кюветов;
Ш укрепление откосов.
3.1.1 Планировка верхней части земляного полотна
Поверхность земляного полотна, подготовленная для планировки, не должна иметь отметок ниже проектных. В первом случае земляное полотно досыпают и равномерно уплотняют, во втором — срезают, используя для этого землеройно-транспортные машины.
Планировку поверхности насыпи и дна выемки выполняют автогрейдером за два этапа. На первом осуществляют грубую планировку с исправлением мест, отметки которых заметно отличаются от проектных. Излишки срезают короткими проходами автогрейдера. На втором этапе выполняют чистовую планировку сквозными проходами автогрейдера по всей длине захватки.
Планировку поверхности земляного полотна целесообразно выполнять автогрейдерами, оборудованными системами автоматического управления отвалом «Автоплан». Работе основана на функционировании автоматической системы от датчиков, перемещающихся по специально установленной копирной струне, спланированной поверхности земляного полотна, или работающих по лазерным направляющим.
Металлические стойки устанавливают вдоль оси земляного полотна на расстоянии 10-20 м друг от друга. Копирный трос натягивают параллельно земляному полотну с превышением над проектной линией на 0,55 м. Трос закрепляется на расстоянии 5-10 м от крайних стоек с одной стороны анкерной плитой, с другой — анкерной плитой с лебедкой. Длина захватки регламентируется длиной анкерного участка и составляет 200 м.
При планировке автогрейдер движется вдоль копирной струны таким образом, чтобы расстояние между отвалом и тросом составляло 0,35 м. При этом машинист постоянно следит за щупом, который должен все время касаться установленной базы.
После прохода автогрейдера в двух направлениях от оси щуповой датчик заменяют на копирное колесо, опорной базой для которого становится спланированная поверхность. Точность планировки по копирному тросу составляет ± 3 см, по копирному колесу — ± 5 см.
Планировочные работы выполняются на первой скорости с установкой отвала в плане под углом 45-70° к оси земляного полотна.
Планировать верхнюю поверхность насыпи будем автогрейдером ДЗ-99, характеристики которого представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 — Технические характеристики автогрейдера ДЗ-99
Схема планировки поверхности насыпи представлена на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 — Схема планировки верхней части насыпи на ПК7
3.1.2 Планировка откосов
Выбор машин и технологии производства работ по планировке откосов зависит от рабочих отметок и конструкции земляного полотна. На ПК2,ПК6+76-ПК10+15, ПК12+65-ПК13+50, ПК15-ПК19 откосы насыпей с заложением 1:3 планируем автогрейдером ДЗ-99 (рис. 4.2) при непосредственном движении по ним вдоль земляного полотна.
Перед началом работы по откосу через 20м выставляют разбивочные колья, по которым ориентируется машинист во время движения машины. Планировку начинают с верхней части откоса. Машина, двигаясь по спланированной поверхности земляного полотна, захватывает около 1 м по высоте насыпи. Затем откосник переставляют в верхнее положение и планируют нижнюю часть насыпи, а ориентиром служит уже спланированная поверхность верхней части.
На ПК3-ПК6+76, ПК10+15-ПК12, ПК14, откосы насыпей планируем автогрейдером, оборудованным откосниками (рис. 12) так как крутизна откоса составляет 1:1,5 и 1:1,75.
Схема планировки откосов насыпи автогрейдером представлены на рисунке 3.2.
Рисунок 3.2 — Схема планировки откосов насыпи на ПК11.
3.1.3 Устройство кюветов
Устройство кюветов относится к основным работам, но по времени совпадает с планировочными работами и технологически с ними увязано.
Для нарезки кювета глубиной 0,4 м на ПК2,ПК6+76-ПК10+15, ПК12+65-ПК13+50, ПК15-ПК19 используем автогрейдер ДЗ-99, он движется вдоль подошвы насыпи, срезая кювет трапециевидного очертания.
трасса земляное полотно откос кювет
3.1.4 Укрепление откосов земляного полотна
Укрепление откосов в зависимости от свойств грунта земляного полотна, его местоположения, гидрологических и погодно-климатических условий района строительства может осуществляться следующими способами:
o создание растительного травяного покрова;
o каменная наброска;
o покрытие из щебня, гравия и других материалов;
o сборные бетонные и железобетонные плиты;
o сборные решетчатые железобетонные конструкции;
o сплошные цементо- и асфальтобетонные покрытия.
Укрепление откосов созданием дернового покрова может быть осуществлено двумя способами:
Ш гидропосевом трав;
Ш посевом трав по слою растительного грунта (плакировки).
Гидропосев получил наибольшее распространение из-за высоких темпов производства работ, отсутствия необходимости предварительного сознания растительного слоя на откосах, возможности применения на протяжении всего строительного сезона.
При гидропосеве применяют смесь, состоящую из семян трав, минеральных удобрений, мульчирующего материала, пленкообразующего компонента и воды. Мульчирующий материал (измельченная солома, опилки) и пленкообразующий (битумная эмульсия или латекс) создают на поверхности откоса благоприятные условия для роста и развития трав и предохраняют откос от водной и ветровой эрозии.
Для гидропосева применим гидросеялку ДЭ-16 на базе автомобиля ПМ-130Б, состоящую из цистерны с лопастной мешалкой, насоса, шлангов и гидромонитора для разбрызгивания смеси по откосу. Смесь распределяют по откосу при движении машины вдоль нижней части откоса.
Рисунок 3.3 — Технологическая схема укрепления откосов гидропосевом с нижней стоянки
3.2 Определение объемов и сроков выполнения отделочных работ
Объёмы отделочных работ рассчитаны по формулам (1.3)-(1.4).
Объём работ по планировке верха насыпи: 20400м 2 .
Объём работ по планировке откосов: 84567 м 2 (насыпи-72,059м 2 ,выемки-12508м 2 ).
Для планировки верха насыпи: при Т’ = 8ч; V’= 1000м 2 ,Нвр=0,22 маш·ч:
Для планировки откосов насыпи: при Т’ = 8ч; V’= 1000м 2 ,Нвр=0,38 маш·ч:
Для планировки откосов выемки: при Т’ = 8ч; V’= 1000м 2 ,Нвр=0,41 маш·ч:
Для укрепления откосов гидропосевом: при Т’ = 8ч; V’= 100м 2 ,Нвр=0,17 маш·ч:
Принимаем для планировки насыпи и откосов 3 автогрейдера ДЗ-99, а для укрепления откосов 4 гидросеялки ДЭ-16.
5 МЕРОПРИЯТИЯ ПО КОНТРОЛЮ КАЧЕСТВА РАБОТ (Устройство нагорных канав)
Контроль качества дорожно-строительных работ важный этап в сооружении автомобильной дороги, независимо от ее размеров, значения и сложности. Контроль качества дорожно-строительных работ необходимо начинать проводить еще до момента начала дорожно-строительных работ на этапе проектирования автомобильной дороги. Контроль качества строительных работ это не только проверка надежности построенной конструкции и ее соответствия проектным документам, но и контроль качества работы проектировщиков. Проверка на соответствие всех проектов нормативным документам и техники безопасности является эффективным контролем качества сооружения любого объекта, который позволяет своевременно выявить и, что главное, без лишних затрат устранить любые проектные дефекты будущей конструкции.
Перед началом производства земляных работ необходимо обеспечит отвод поверхностных и грунтовых (подземных) вод с помощью временных или постоянных устройств. Все предусмотренные проектом водоотводы, в том числе нагорные канавы у выемок, водоотводные канавы с нагорной стороны насыпей без резервов или с обеих сторон насыпей высотой до 1,5 м, а также временные канавы для выпуска застойных вод, скопившихся в низинах в зоне будущего земляного сооружения, должны быть выполнены до начала отсыпки насыпей и разработки выемок.
В месте устройства водоотвода необходимо предварительно расчистить и спланировать бульдозером или автогрейдером достаточно ровную площадку шириной 3-3.5 м для нормальной работы канавокопателей и экскаваторов. Затем делают геодезическую разбивку водоотвода. Ось канавы закрепляют кольями через каждые 20 м. Кроме того, через 5…10 м закрепляют кольями (параллельно оси канавы) линию движения кромки гусеницы или колеса машины. Продольный уклон водоотвода контролируют нивелировкой, а в ходе работ — установкой визиров.
Отвод поверхностных вод осуществляется с помощью нагорных канав, временных резервов грунта, кавальеров и отвалов грунта располагаемых с нагорной стороны. Кроме того могут устраиваться специальные оградительные обвалования, планировка территории строительной площадки с уклоном.
Если поверхностный слой дренирующий небольшой мощности, то нагорная канава заглубляется в слабодренирующий грунт.
Поверхность между выемкой и нагорной канавой планируется с уклоном 2-4% в сторону нагорной канавы (от строящегося сооружения) (рисунок 4.1).
Рисунок 4.1. Защита выемки от поверхностных вод: 1 — нагорная канава; 2 — кавальер; 3 — забанкетная канава; 4 — банкет.
При наличии отвала грунта вдоль откоса выемки отсыпается отвал (банкет) высотой до 0,6 м, а вдоль этого отвала устраивается забанкетная канава с уклоном не менее 0,5%. При этом расстояние между верхней бровкой выемки и подошвой ближайшего откоса отвала грунта должно составлять не менее 1м (рисунок 4.2).
Рисунок 4.2. Защита насыпи от поверхностных вод: 1- нагорная канава; 2 — берма
Для устройства нагорных и водоотводных канав применяют канавокопатели непрерывного действия (прицепные или навесные), экскаваторы-планировщики с телескопической стрелой, экскаваторы с оборудованием обратная лопата и профилировочным ковшом, экскаваторы непрерывного действия с дополнительным шнеком, боковыми ножами-откосниками и прочими приспособлениями, позволяющими разработать за один проход канавы и кюветы с отвалом грунта в сторону или погрузкой в автотранспорт.
Канавокопатели, позволяющие разрабатывать канавы на полный профиль, действуют по принципу плуга с отвалом на одну или на обе стороны. Канавокопатели применяют для разработки канав типовых размеров.
Планировочными экскаваторами с телескопической стрелой можно разрабатывать канавы любых размеров и поперечников, так как ковш их может поворачиваться вместе со стрелой относительно продольной оси и вырезать в массиве откосы требуемого уклона. С каждой стоянки канаву разрабатывают на полный профиль. Затем экскаватор перемещают на новую стоянку и повторяют цикл.
Таким образом, канава нарезается за один проход. Второй проход выполняют для чистовых планировок и доработок по результатам нивелирования. Планировочные экскаваторы могут перебрасывать грунт в отвал или грузить его в автотранспорт.
Для разработки небольших канав сразу на полный профиль на экскаваторы навешивают специальные профилировочные ковши, кромка реза которых имеет очертание поперечника канавы. Такие ковши можно применять на планировочных экскаваторах, но они более удобны при использовании экскаваторов, оборудованных обратной лопатой. При навеске профилировочного ковша экскаватором — обратной лопатой можно нарезать откосы канавы, а также разрабатывать по частям канавы больших сечений.
Кюветы можно нарезать также драглайном. Эта работа выполняется следующим способом. Одна из подъемных цепей подвески ковша драглайна укорачивается так, чтобы дно ковша было параллельно проектному откосу кювета. Такое положение ковша позволяет нарезать кюветы с обычным для работы экскаватора недобором грунта.
Экскаватор перемещается вдоль оси канавы (кювета). Нарезка кювета на проектную глубину производится участками длиной 5…6 м за 12 циклов, после чего экскаватор передвигается на следующее место стоянки. За смену нарезают до 180 м длины канав. Грунт из водоотводных канав насыпей обычно отваливают в эти же насыпи, из нагорных канав — в кавальеры, если они имеются, или в бермы, оставляемые между кавальером и канавой и подлежащие соответствующей планировке для улучшения стока воды в канаву.
Размеры нагорной канавы должны быть такими, чтобы был обеспечен своевременный отвод всей стекающей воды. При крутых уклонах местности дно нагорной канавы делается в форме уступов с укреплением мест, переходов мощением, каменной наброской и другими способами. Выходы из нагорных канав располагаются возможно дальше от железнодорожного пути и также укрепляются.
Размеры поперечного сечения нагорной канавы зависят от объема поступающей воды и определяются расчетом. Наименьшие глубина и ширина по дну канавы (после укрепления) составляют 0,6 м, крутизна откосов — не более 1:1,5.
Бровка нагорной канавы с низовой стороны должна возвышаться над расчетным уровнем воды не менее чем на 0,2 м; продольный уклон зависит от рельефа местности, но должен быть не менее 0,005 (0,003 в трудных условиях). Для укрепления нагорной канавы на откосах сеют траву, дно закрывают щебнем или железобетонными плитами, устанавливают полутрубы и лотки. При наличии в выемке кавальеров нагорная канава, как правило, устраивается за кавальером с верховой стороны. Наименьшее расстояние от бровки канавы до бровки выемки при отсутствии банкета и кавальера составляет 5 м, а до подошвы кавальера — 1-5 м в зависимости от вероятной толщины снежных отложений и фильтрационных свойств грунтов.
Источник: otherreferats.allbest.ru
Дорожная разметка – ПДД 2022
Дорожная разметка служит своеобразным информатором для водителей и пешеходов. Она показывает, какие режимы, запреты и ограничения существуют на том или ином участке движения. Маркировка наносится на дорожное полотно и близлежащие элементы инфраструктуры, а все ее варианты описаны в Приложении №2 к правилам дорожного движения .
Дорожные разметки бывают двух видов – горизонтальная и вертикальная. Что они обозначают и как их узнать, давайте разбираться.
Горизонтальная разметка
Горизонтальная разметка устанавливает определенные режимы и порядок движения или содержит иную информацию для участников дорожного движения . В нашей стране она считается основной маркировкой для водителей и пешеходов. Ее наносят на проезжую часть в виде линий, стрел, надписей и других обозначений.
Горизонтальная разметка бывает постоянной или временной. Постоянная разметка имеет белый цвет (кроме линий 1.4, 1.10, 1.17 и 1.26 желтого цвета), а временная — оранжевый.
Желтую разметку используют для запрещения стоянок или остановок транспортных средств. В некоторых случаях она разрешает останавливаться только маршрутным и городским такси.
Если на дорожное покрытие нанесены разметки нескольких цветов, нужно руководствоваться оранжевыми знаками.
Нумерация разметки соответствует ГОСТу Р 51256-2011 .
Разметка 1.1
Неширокая сплошная линия
- разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах;
- обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен;
- обозначает границы стояночных мест транспортных средств.
Пересекать линию 1.1 запрещается.
Разметка 1.2
Обозначает край проезжей части.
Линию 1.2 допускается пересекать для остановки ТС на обочине и при выезде с нее в местах, где разрешена остановка или стоянка.
Разметка 1.3
Двойная сплошная линия
Разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах с четырьмя и более полосами для движения в обоих направлениях, с двумя или тремя полосами при ширине полос более 3,75 м
Пересекать линию 1.3 запрещается.
Разметка 1.4
Желтая сплошная линия
Обозначает места, где запрещена остановка транспортных средств.
Применяется самостоятельно или в сочетании со знаком 3.27 «Остановка запрещена» и наносится у края проезжей части или по верху бордюра.
Разметка 1.5
Прерывистая линия белого цвета с длиной штрихов втрое короче промежутков между ними.
- Разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах с двумя или тремя полосами.
- Обозначает границы полос движения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении.
Разметку 1.5 можно пересекать с любой стороны.
Разметка 1.6
У этой прерывистой линии разметки длина штрихов в три раза превышает промежутки между ними.
Предупреждает о приближении к разметке 1.1 или 1.11, которая разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений.
Можно пересекать с любой стороны.
Разметка 1.7
Прерывистая линия с короткими штрихами и равными им промежутками обозначает полосы движения в пределах перекрестка.
Разрешено пересекать с любой стороны.
Разметка 1.8
Широкая прерывистая линия
Обозначает границу между полосой разгона или торможения и основной полосой проезжей части (на перекрестках, пересечениях дорог на разных уровнях, в зоне автобусных остановок и т. п.).
Разрешается пересекать с любой стороны.
Разметка 1.9
Двойная прерывистая линия
- Обозначает границы полос движения, на которых осуществляется реверсивное регулирование.
- Разделяет транспортные потоки противоположных направлений (при выключенных реверсивных светофорах) на дорогах, где осуществляется реверсивное регулирование.
Как двигаться, если на дороге встретилась двойная прерывистая линия?
- При отсутствии или выключенном состоянии реверсивных светофоров линию 1.9 разрешается пересекать, если она расположена справа от водителя.
- При включенных реверсивных светофорах двойную прерывистую можно пересекать с любой стороны, если она разделяет полосы, по которым движение разрешено в одном направлении. При отключении реверсивных светофоров водитель должен немедленно перестроиться вправо за линию разметки 1.9.
- Линию 1.9, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений, при выключенных реверсивных светофорах пересекать запрещается.
Разметка 1.10
Желтая прерывистая линия
Обозначает места, где запрещена стоянка транспортных средств.
Применяется самостоятельно или в сочетании со знаком 3.28 «Стоянка запрещена». Ее наносят у края проезжей части или по верху бордюра.
Разметка 1.11
Сплошная и прерывистая линия
- Разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений на участках дорог, где перестроение разрешено только из одной полосы.
- Обозначает места, где необходимо разрешить движение только со стороны прерывистой линии: в местах разворота, въезда и выезда с прилегающей территории.
Линию 1.11 разрешается пересекать со стороны прерывистой, а также со стороны сплошной, но только при завершении обгона или объезда.
Разметка 1.12
Указывает место, где водитель должен остановиться (при наличии знака 2.5 «Движение без остановки запрещено» или при запрещающем сигнале светофора (регулировщика)).
Разметка 1.13
Указывает место, где водитель должен при необходимости остановиться и уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге.
Разметка 1.14.1, 1.14.2
Обозначает пешеходный переход и его границы. В народе такую разметку называют «Зебра».
Стрелки разметки 1.14.2 указывают направление движения пешеходов.
Разметка 1.15
Обозначает место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть.
Разметка 1.16
Разметка 1.16.1
Обозначает островки, разделяющие транспортные потоки противоположных направлений, парковки и велосипедные полосы.
Разметка 1.16.2
Обозначает островки, разделяющие транспортные потоки одного направления.
Разметка 1.16.3
Обозначает островки в местах слияния транспортных потоков.
Движение ТС при наличии разметки 1.16.2 и 1.16.3 должно осуществляться со стороны острия углов, образуемых широкими линиями разметки.
Разметка 1.17
Обозначает места остановок маршрутных транспортных средств и стоянки такси.
Разметка 1.18
Направление движения по полосам
Указывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам.
- Разметка с изображением тупика наносится для указания того, что поворот на ближайшую проезжую часть запрещен.
- Разметка, разрешающая поворот налево из крайней левой полосы, разрешает и разворот.
Применяется самостоятельно или в сочетании со знаками 5.15.1 и 5.15.2 «Направления движения по полосам».
Разметка 1.19
Предупреждает о приближении к сужению проезжей части (участку, где уменьшается количество полос движения в данном направлении) или к линиям разметки 1.1 или 1.11, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений. В первом случае разметка 1.19 может сочетаться со знаками 1.20.1 , 1.20.2 , 1.20.3 «Сужение дороги» .
Разметка 1.20
Предупреждает о приближении к разметке 1.13 .
Разметка 1.21
Предупреждает о приближении к разметке 1.12 (стоп-линия) , когда она применяется в сочетании со знаком 2.5 «Движение без остановки запрещено».
Разметка 1.22
Указывает номер дороги или маршрута.
Разметка 1.23.1
Обозначает специальную полосу для маршрутных транспортных средств.
Разметка 1.23.2
Обозначение пешеходной дорожки или пешеходной части дорожки, предназначенной для совместного движения пешеходов и велосипедов.
Разметка 1.23.3
Обозначение велосипедной дорожки (части дорожки) или полосы.
Разметка 1.24.1
Разметка 1.24.1 дублирует соответствующие предупреждающие дорожные знаки и применяется совместно с ними.
Разметка 1.24.2
Дублирует запрещающий знак «Ограничение максимальной скорости» до 50 км/ч.
Разметка 1.24.3
Дублирует знак «Инвалиды». За нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки ТС инвалидов, грозит штраф по ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ на сумму 5 000 рублей
Разметка 1.24.4
Дублирует дорожный знак 6.22 «Фотовидеофиксация» и / или обозначает участки дорог, на которых может осуществляться фотовидеофиксация.
Разметку наносят в одном поперечном сечении дороги со знаком 6.22. Увидеть ее можно в середине каждой полосы, предназначенной для движения в данном направлении основанием в сторону движущихся по ней транспортных средств.
Разметка 1.24.5
Электромобили и гибридные автомобили
- Дублирует значение таблички 8.4.3.1 «Вид транспортного средства».
- Может применяться самостоятельно.
Разметка 1.24.6
Дублирует знак 5.33.1 «Велосипедная зона».
Разметка 1.24.7
Стоянка только ТС дипломатического корпуса
Дублирует дорожный знак 8.9.2 «Стоянка только транспортных средств дипломатического корпуса».
Разметка 1.25
Обозначает искусственные неровности («лежачих полицейских») по ГОСТу Р 52605-2006 , предназначенных для принудительного снижения скорости движения ТС внутри жилых зон, у детских учреждений и т. п.
Разметка 1.26
Обозначает участок перекрестка, на который запрещается выезжать, если впереди образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения авто в поперечном направлении. Исключение – поворот направо или налево в случаях, установленных действующими ПДД. Разметка может применяться самостоятельно либо совместно с дорожным знаком 1.35 «Участок перекрестка».
В народе такая разметка называется «вафельницей».
Вертикальная разметка
Вертикальная разметка – это сочетание черных и белых полос, которые наносят на дорожные сооружения и элементы оборудования дорог. С помощью вертикальных обозначений автомобилисты могут быстро и точно ориентироваться во время движения.
Чтобы разметка была заметна в темное время суток, в краску добавляют специальные светоотражающие компоненты.
Разметка 2.1.1 – 2.1.3
Обозначают элементы дорожных сооружений (опор мостов, путепроводов, торцовых частей парапетов и т. п.), опасных для движущихся транспортных средств.
Разметка 2.2
Обозначает нижний край пролетного строения тоннелей, мостов и путепроводов.
Разметка 2.3
Обозначает круглые тумбы, установленные на разделительных полосах или островках безопасности.
Разметка 2.4
Обозначает направляющие столбики, надолбы, опоры ограждений и т. п.
Разметка 2.5
Обозначает боковые поверхности ограждений дорог на закруглениях малого радиуса, крутых спусках, транспортных развязках в разных уровнях, других опасных участках.
Разметка 2.6
Обозначает боковые поверхности ограждений дорог на других участках.
Разметка 2.7
Обозначает бордюры на опасных участках и возвышающиеся островки безопасности.
Источник: avtocod.ru