1. Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
2. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
3. Основная часть проекта планировки территории включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
а) красные линии;
б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры;
в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства;
2) положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры. Для зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения в такое положение включаются сведения о плотности и параметрах застройки территории, необходимые для размещения указанных объектов, а также в целях согласования проекта планировки территории в соответствии с частью 12.7 статьи 45 настоящего Кодекса информация о планируемых мероприятиях по обеспечению сохранения применительно к территориальным зонам, в которых планируется размещение указанных объектов, фактических показателей обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и фактических показателей территориальной доступности таких объектов для населения;
Как идёт подготовка специалистов рационального строительства мало этажных зданий
3) положения об очередности планируемого развития территории, содержащие этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры.
4. Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат:
Подготовка к строительству: 3 совета. Выбор строителей, изучение матчасти
1) карту (фрагмент карты) планировочной структуры территорий поселения, городского округа, межселенной территории муниципального района с отображением границ элементов планировочной структуры;
2) результаты инженерных изысканий в объеме, предусмотренном разрабатываемой исполнителем работ программой инженерных изысканий, в случаях, если выполнение таких инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории требуется в соответствии с настоящим Кодексом;
3) обоснование определения границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства;
4) схему организации движения транспорта (включая транспорт общего пользования) и пешеходов, отражающую местоположение объектов транспортной инфраструктуры и учитывающую существующие и прогнозные потребности в транспортном обеспечении на территории, а также схему организации улично-дорожной сети;
5) схему границ территорий объектов культурного наследия;
6) схему границ зон с особыми условиями использования территории;
7) обоснование соответствия планируемых параметров, местоположения и назначения объектов регионального значения, объектов местного значения нормативам градостроительного проектирования и требованиям градостроительных регламентов, а также применительно к территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, установленным правилами землепользования и застройки расчетным показателям минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетным показателям максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения;
8) схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершенного строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
9) варианты планировочных и (или) объемно-пространственных решений застройки территории в соответствии с проектом планировки территории (в отношении элементов планировочной структуры, расположенных в жилых или общественно-деловых зонах);
10) перечень мероприятий по защите территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе по обеспечению пожарной безопасности и по гражданской обороне;
11) перечень мероприятий по охране окружающей среды;
12) обоснование очередности планируемого развития территории;
13) схему вертикальной планировки территории, инженерной подготовки и инженерной защиты территории, подготовленную в случаях, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и в соответствии с требованиями, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
14) иные материалы для обоснования положений по планировке территории.
5. Утратил силу. — Федеральный закон от 02.08.2019 N 283-ФЗ.
6. В состав проекта планировки территории может включаться проект организации дорожного движения, разрабатываемый в соответствии с требованиями Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Комментарий к Ст. 42 ГрК РФ
К элементам планировочной структуры комментируемым Законом отнесены кварталы и микрорайоны. К определению данных объектов подходят и иные нормативные акты. Специально не оговаривается в нормативных актах, что собой представляют иные элементы, помимо указанных, но исходя из назначения таких объектов к ним следует относить части территорий населенных пунктов, застроенных или предназначенных к застройке.
Земельным кодексом РФ определено, что границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Данные положения учитываются при любом установлении границ земельных участков.
Определение красных линий установлено ст. 1 комментируемого Кодекса (см. данную статью). Отдельные требования при установлении красных линий, а также при осуществлении использования земельных участков с учетом красных линий определены целым рядом нормативных актов.
Среди них: Постановление Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»; Приказ МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 января 2003 г. N 4 «О введении в действие СанПиН 2.1.2.1188-03» (вместе с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды.
Контроль качества. СанПиН 2.1.2.1188-03», утв.
Главным государственным санитарным врачом РФ 29 января 2003 г.); Приказ МВД РФ от 8 июня 1999 г. N 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 апреля 2003 г. N 38 «О введении в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03» (вместе с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03», утв.
Главным государственным санитарным врачом РФ 30 марта 2003 г.); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2003 г. N 2 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3.1186-03» (вместе с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования. СанПиН 2.4.3.1186-03», утв.
Главным государственным санитарным врачом РФ 26 января 2003 г.); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. N 44 «О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02» (вместе с Санитарно-эпидемиологическими правилами «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25 ноября 2002 г.); Постановление Госстроя России от 29 октября 2002 г. N 150 «Об утверждении Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 8 ноября 2001 г. N 32 «О введении в действие санитарных правил СП 2.1.4.1075-01» (вместе с Санитарными правилами «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы. СП 2.1.4.1075-01», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 11 октября 2001 г.) и др.
Исходя из норм действующего законодательства (см. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»), к чрезвычайным ситуациям относятся чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Согласно Федеральному закону «О пожарной безопасности» в праве используются следующие понятия: пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; противопожарный режим — правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушение пожаров; меры пожарной безопасности — действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
Положения о гражданской обороне установлены Федеральным законом от 12 февраля 1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне». В соответствии с этим Законом гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Второй комментарий к Статье 42 Градостроительного кодекса
1. Часть 1 комментируемой статьи определяет цели подготовки проекта планировки территории. К ним относятся:
— выделение элементов планировочной структуры, установление параметров планируемого развития элементов планировочной структуры;
— установление зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Элементы планировочной структуры перечислены в Приказе Минфина России от 5 ноября 2015 г. N 171н «Об утверждении Перечня элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, и Правил сокращенного наименования адресообразующих элементов» (см. комментарий к ст. 41).
Параметры планируемого развития элементов планировочной структуры представляют собой систему взаимозависящих элементов перспективного планирования развития элементов планировочной структуры. В настоящее время данное понятие, являющееся термином инженерно-градостроительного назначения, дополнительно приобретает свойства юридически значимой характеристики, оказывающей влияние на регулирование градостроительных отношений.
Пример: Определением ВС РФ от 11 февраля 2015 г. N 78-АПГ14-39 оставлено без изменения решение Санкт-Петербургского городского суда от 3 июля 2014 г., в рамках которого оспаривалось Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 февраля 2014 г. N 80 «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной Замшиной ул., пр. Маршала Блюхера, Пискаревским пр., Бестужевской ул., в Калининском районе». По мнению заявителя, указанное Постановление не соответствовало градостроительному законодательству, в том числе в части параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. В мотивировочной части судебных актов указано, что при рассмотрении дела установлено, что в соответствии с оспариваемым Постановлением подземные кабельные линии электропередач планируются к размещению в красных линиях проспекта Маршала Блюхера, границы охранной зоны кабельных линий данным Постановлением установлены и совпадают с красными линиями указанного проспекта. Таким образом, судом постановлен вывод о том, что параметры планируемого развития элементов планировочной структуры (кабели и их охранные зоны) соответствовали красным линиям проспекта (элементу планировочной структуры).
Зоны планируемого размещения объектов капитального строительства определяются при выполнении инженерных изысканий при планировании размещения объектов капитального строительства.
Состав и объем необходимых инженерных изысканий определены в Приказе Минрегиона России от 11 июля 2008 г. N 92 «О составе и объеме инженерных изысканий, необходимых для определения границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения». Раскрытие значения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения произведено в п. п. 18 — 20 ст. 1 комментируемого Закона.
2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает обязательные требования к составу и содержанию проекта планировки. Он должен включать в себя основную часть, состоящую из чертежей и положений планируемого развития элементов планировочной структуры, и материалы по обоснованию основной части, которые должны содержать необходимые схемы и пояснительную записку. Утверждению подлежит только основная часть.
В соответствии с п. 11 ст. 1 комментируемого Закона красные линии — это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Очевидно, что основное назначение красных линий — это разграничение территорий общего и частного пользования. Территориями общего пользования может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц. В состав таких территорий согласно ч. 12 ст. 85 ЗК РФ входят земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами; они могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Другие территории могут находиться в пользовании публично-правовых образований, их органов, юридических и физических лиц.
Кроме того, красные линии используются для обособления планируемых территорий общего пользования от иных территорий, находящихся в собственности физических или юридических лиц. Согласно п. 2 ч. 5 ст. 43 комментируемого Закона красные линии выступают в качестве линий регулирования застройки, за которыми не должны возводиться здания, строения и сооружения.
По общему правилу, закрепленному в п. 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ, принятой Постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 г. N 18-30, согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации.
Согласно выводу КС РФ, изложенному в Определении от 25 февраля 2016 г. N 242-О, правовое регулирование, устанавливающее процедуру согласования красных линий, не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий.
В соответствии с Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утв. Постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 г. N 150 и подлежащей применению в части, не противоречащей ГрК РФ в соответствии с положениями Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ (далее — Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации), на плане красных линий (основном чертеже) должны быть показаны элементы сохраняемой застройки всех видов, сохраняемые участки природного ландшафта и проектные предложения по: проектируемым красным линиям, линиям регулирования застройки и другим линиям градостроительного регулирования, функциональному использованию территории с выделением зеленых насаждений и элементов благоустройства, архитектурно-планировочному и объемно-пространственному решению застройки, развитию улично-дорожной сети, транспортным сооружениям, сооружениям и коммуникациям инженерного оборудования, границам территорий по формам собственности, а также скотопрогоны и иные проектные решения.
На плане красных линий также должно отображаться размещение инженерных сетей и сооружений: существующие сохраняемые, реконструируемые, ликвидируемые и проектируемые трассы внемикрорайонных сетей и сооружений водопровода, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, телевидения, радио и телефона, места присоединения этих сетей к городским магистральным линиям и сооружениям; размещение пунктов управления системами инженерного оборудования; существующие и проектируемые крупные подземные сооружения. План красных линий готовится на основе разбивочных чертежей красных линий.
Разбивочный чертеж красных линий выполняется на топографической основе в масштабе 1:2 000 или на кальке с дециметровой сеткой и имеет текстовую часть, в том числе пояснительную записку, содержащую ссылку на разработанную градостроительную документацию, положенную в основу разбивочного чертежа, краткое обоснование установления (изменения, отмены) красных линий, а также отображает графическую информацию. Устанавливаемые красные линии со всеми сопровождающими их надписями и размерами показываются на разбивочном чертеже черным цветом, включая:
— ширину проектируемых поперечных профилей улиц, проездов, технических зон, полосы между красными линиями и линиями застройки и др.;
— дополнительные размеры, определяющие построение устанавливаемых линий по действующим линиям, фасадам зданий и сооружений и другим условиям привязки;
— надпись «Граница расчета» — при отсутствии на проектируемой территории действующих линий либо при невозможности увязать устанавливаемые красные линии с действующими.
Разбивочный чертеж красных линий наряду с графической информацией должен содержать пояснительные надписи, в том числе: наименование улиц, рек, железнодорожных платформ, природных объектов и других элементов, определяющих местоположение территории в поселении; пояснительные надписи, облегчающие чтение чертежа: «зеленые насаждения», «линия застройки» (надпись делается со стороны застроенной территории), «техническая зона», «речной порт» и др. Разбивочный чертеж может сопровождаться надписями, поясняющими условия построения красных линий. В зонах транспортных развязок показываются транспортные сооружения (мосты, путепроводы, тоннели и др.), сопровождаемые соответствующими надписями. При обозначении на разбивочном чертеже красных линий градостроительного регулирования должны использоваться условные картографические знаки.
Для переноса установленных красных линий на топографические планы и другие картографические материалы, а также для выноса красных линий в натуру (на местность) используются методы аналитического расчета красных линий по координатам.
Корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.
Следует принять также во внимание, что красные линии обозначают как существующие, так и планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и границы земельных участков линейных объектов. Это означает, что распределение земель общего пользования и частного использования возможно и путем утверждения соответствующих предложений, например по рассмотрению и удовлетворению заявлений о расширении улиц, проездов, об установке парковок и т.п., в том числе проходящих и по земельным участкам, находящимся в частном использовании. В таком случае утверждение планируемых (изменяемых, вновь образуемых) красных линий автоматически не прекращает право собственности (иного частного использования). Такое утверждение в составе проектов планировки новых красных линий влечет необходимость последующего принятия решений об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для реализации государственных и муниципальных нужд .
———————————
См.: Майборода В.А. Изъятие земельных участков для публичных нужд // Правовые вопросы недвижимости. 2015. N 1. С. 28 — 32.
В отношении объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства, границы зон планируемого размещения которых должны отображаться на чертежах планировки территории, необходимо принять во внимание, что расположение таких объектов подвергается дополнительному регулированию в соответствующем отраслевом законодательстве.
Например, ст. 6 ФЗ «О связи» предписывает, что при градостроительном планировании развития территорий и поселений, их застройке должны определяться состав и структура объектов связи — сооружений связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, отдельных помещений для размещения средств связи, а также необходимые мощности в инженерных инфраструктурах для обеспечения функционирования средств связи.
Статья 31 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи» устанавливает, что при планировании развития городов и сельских поселений, проектировании, строительстве и реконструкции кварталов, микрорайонов, других элементов планировочной структуры, а также жилых домов органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в соответствии с государственными градостроительными нормативами и правилами должны предусматривать проектирование и строительство зданий, а также помещений для размещения объектов почтовой связи.
Статья 6 Закона РФ от 14 января 1993 г. N 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» устанавливает, что проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, строительных объектов разрабатываются с учетом необходимости обеспечения сохранности воинских захоронений.
Статья 12 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
Пункт 2 ч. 3 комментируемой статьи содержит корреспонденцию характеристик планируемого развития территории с плотностью и параметрами застройки территории и характеристиками развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
Расчетные коэффициенты плотности и параметров застройки территории приведены в приложении N 7 к Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации.
Характеристики развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения закрепляются в соответствующем отраслевом законодательстве.
Развитие социального обслуживания регулируется положениями законодательства о социальном обслуживании и в первую очередь — Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ». Согласно ст. 19 указанного Закона социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме. При предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме должны быть обеспечены возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации. Примерный перечень социальных услуг утвержден Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2014 г. N 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг».
Развитие транспортного обслуживания производится по целевым показателям (индикаторам) развития транспортной инфраструктуры, которые включают технико-экономические, финансовые и социально-экономические показатели развития транспортной инфраструктуры, в том числе показатели безопасности, качества и эффективности транспортного обслуживания населения и субъектов экономической деятельности. Целевые показатели (индикаторы) устанавливаются по каждому виду транспорта, дорожному хозяйству, целям и задачам программы, а также в целом по транспортной инфраструктуре (Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2015 г. N 1440 «Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов»).
Инженерно-техническое обеспечение представляет собой подключение к существующим сетям инженерно-технического обеспечения либо создание новых сетей. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. N 1314 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения. Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Указанные Правила определяют сети инженерно-технического обеспечения как совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. При подключении объектов капитального строительства непосредственно к оборудованию по производству ресурсов либо к системам водоотведения и очистки сточных вод при отсутствии у организации, осуществляющей эксплуатацию такого оборудования, сетевой инфраструктуры указанная организация является организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения в части предоставления технических условий и выполнения иных действий.
4. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает, что материалы по обоснованию проекта планировки территории включают в себя материалы в графической форме и пояснительную записку.
5. Часть 5 комментируемой статьи определяет перечень графических материалов по обоснованию проекта планировки территории.
Нормативное регулирование разработки данных графических материалов осуществляется Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации. Графические материалы проекта планировки разрабатываются в масштабе 1:2 000 или 1:1 000.
На схеме расположения элемента планировочной структуры — схеме размещения проектируемой территории в структуре поселения показываются: границы проектируемой территории, зоны различного функционального назначения в соответствии с генеральным планом поселения, основные планировочные и транспортно-коммуникационные связи.
На схеме использования территории в период подготовки проекта планировки территории (по тексту Инструкции — плане современного использования территории или опорном плане) отображаются: существующая застройка с характеристикой зданий и сооружений по назначению, этажности и капитальности; границы землевладений и землепользований; планировочные ограничения, границы охраняемых территорий; источники загрязнения среды и санитарно-защитные зоны; уличная сеть с указанием типов покрытия проезжих частей; транспортные сооружения; сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры; границы территорий по формам собственности; границы отвода участков под все виды строительства и благоустройства; действующие и проектируемые красные линии, линии регулирования застройки.
На схеме организации транспорта и улично-дорожной сети показываются: классификация дорог и улиц; организация движения транспорта на сложных транспортных узлах с пересечением движения в разных уровнях; хозяйственные проезды и скотопрогоны; сооружения и устройства для хранения и обслуживания транспортных средств (в том числе подземные); остановочные пункты всех видов общественного транспорта; транспортные сооружения (эстакады, путепроводы, мосты, тоннели, пешеходные переходы); основные пути пешеходного движения.
На схеме вертикальной планировки и инженерной подготовки территории отображаются: вертикальная планировка территории (существующие и проектные отметки по осям проезжих частей в местах пересечения улиц и проездов и в местах перелома продольного профиля, проектные продольные уклоны); проектируемые мероприятия по инженерной подготовке территорий (организация отвода поверхностных вод), сооружения инженерной защиты территории от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В качестве иных материалов в графической форме для обоснования положений о планировке территории можно назвать схему расположения пожарных депо в целях обеспечения пожарной безопасности и т.д.
Само по себе несоблюдение требований к составу и содержанию проекта планировки территории, в том числе в графической части обоснования проекта, может являться основанием к отмене нормативного правового акта об утверждении соответствующего проекта.
Пример: Определением ВС РФ от 12 декабря 2012 г. N 56-АПГ12-17 оставлено без изменения решение Приморского краевого суда от 29 августа 2012 г., которым частично удовлетворено заявление о признании недействующим Постановления администрации Приморского края от 22 июня 2012 г. N 176-па «Об утверждении проекта корректировки документации по планировке территории игорной зоны «Приморье» и о внесении изменений в Постановление администрации Приморского края от 31 мая 2011 г. N 141-па «Об утверждении документации по планировке территории игорной зоны «Приморье». В мотивировочной части судами констатировано, что «…основная часть проекта планировки территории игорной зоны «Приморье» не предусматривает чертежа или чертежей планировки с отображением линий, обозначающих проходы к водным объектам общего пользования — озеру Черепашье и бухте Муравьиной и их береговым полосам». В связи с этим обстоятельством признание недействующим п. 1 оспариваемого нормативного акта признано ВС РФ правомерным в той части, в которой он не соответствует приведенным требованиям.
6. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает обязательные элементы содержания пояснительной записки по обоснованию проекта планировки территории.
Пункт 13 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации определяет, что пояснительная записка должна содержать:
— данные об эколого-градостроительной ситуации и природно-климатических условиях, существующем использовании территории, состоянии фонда жилых и общественных зданий, памятников истории и культуры, инженерной и транспортной инфраструктуры, благоустройства территории;
— обоснования проектных архитектурно-планировочных решений, развития инженерной и транспортной инфраструктур;
— предложения по организации социального и культурно-бытового обслуживания населения;
— распределение территории по формам собственности;
— предложения по режиму использования зон охраны памятников истории и культуры, последовательности осуществления мероприятий, предусмотренных проектом;
— основные технико-экономические показатели и иные обоснования проектных решений.
Таким образом, полномочия по определению состава и содержания проектов планировки территорий не делегируются иным публично-правовым образованиям.
В соответствии со ст. 10 комментируемого Закона документами территориального планирования РФ являются схемы территориального планирования РФ в следующих областях: 1) федеральный транспорт (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный транспорт), автомобильные дороги федерального значения; 2) оборона страны и безопасность государства; 3) энергетика; 4) высшее образование; 5) здравоохранение.
Частью 3 ст. 10 комментируемого Закона сформулированы правила подготовки схем территориального планирования РФ. Они могут осуществляться в отношении одной или нескольких приведенных сфер деятельности.
Подготовка схем территориального планирования РФ в соответствующей области или областях может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования РФ. Подготовка схем территориального планирования РФ осуществляется применительно ко всей территории РФ. По решению Президента РФ или решению Правительства РФ подготовка схем территориального планирования РФ может осуществляться применительно к части территории РФ.
8. Часть 8 комментируемой статьи устанавливает, что определение состава и содержания проектов планировки территории, подготавливаемых на основании документов территориального планирования субъекта РФ, документов территориального планирования муниципального образования, осуществляется согласно нормативному регулированию субъектов РФ.
В соответствии со ст. 14 комментируемого Закона документами территориального планирования субъектов РФ являются схемы территориального планирования субъектов РФ. Подготовка указанных схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъектов РФ. Схемы территориального планирования субъектов РФ содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся к следующим областям: 1) транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 2) предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий; 3) образование; 4) здравоохранение; 5) физическая культура и спорт; 6) иные области в соответствии с полномочиями субъектов РФ.
9. Часть 9 комментируемой статьи устанавливает, что проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий. Следует отметить, что такая формулировка закона не означает, что отсутствие проектов планировки может являться препятствием для разработки проектов межевания территорий.
Проект планировки территории может разрабатываться как отдельный документ, а также может включать в свой состав проекты межевания территорий. При разработке проекта межевания территории в составе проекта планировки на основном чертеже показываются границы проектируемых и сохраняемых земельных участков. В силу ч. 15 ст. 46 ГрК РФ на основании документации по планировке территории, утвержденной главой местной администрации поселения или главой местной администрации городского округа, представительный орган местного самоуправления вправе вносить изменения в правила землепользования и застройки в части уточнения установленных градостроительным регламентом предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства. Изложенное позволяет заключить наличие корреспондирующей зависимости между правилами землепользования и застройки, которые являются одним из оснований для подготовки документации по планировке территории, и документацией по планировке территории, детерминирующей, в свою очередь, изменения в правилах землепользования и застройки.
Источник: stgrkrf.ru
Инженерная подготовка территории
Инженерная подготовка территорий – это комплекс инженерно подготовительных работ, основу которых составляют приемы и методы изменения и улучшения физических свойств территории или ее защиты от неблагоприятных физико-геологических воздействий, по созданию условий для проведения основных работ по благоустройству, связанных с улучшением функциональных и эстетических качеств уже инженерно-подготовленных территорий.
Инженерное благоустройство территории – это комплекс мероприятий, призванный создать благоприятные условия для жизни и деятельности населения, нормальной и бесперебойной работы промышленных предприятий, коммунально-складских зон, транспорта.
Ниже приведѐн комплекс мероприятий инженерной подготовки территорий, направленных на обеспечение пригодности территорий для градостроительства и их защиты от неблагоприятных явлений:
— общие мероприятия – мероприятия, связанные с вертикальной планировкой городских территорий и организацией поверхностных вод (дождевых и талых). Данные мероприятия являются обязательными на территориях с различными природными условиями;
— специальные мероприятия – защита от подтопления подземными водами, защита территории от затопления, инженерная подготовка заболоченных и овражных территорий, инженерная подготовка территорий с вечномерзлым грунтом, подготовка территории с оползнями, рекультивация нарушенных территорий;
— мероприятия особого назначения – мероприятия, связанные с инженерной подготовкой территорий с карстами, защита городских территорий от селей, подготовка территорий в районах, подверженных сейсмическим явлениям.
5 Проект вертикальной планировки
Вертикальная планировка объекта проецируется на основании предварительно разработанного генерального плана объекта, согласно исходных данных. При этом разработка планировочного решения и пространственного размещения, открытых и закрытых участков, площадей, площадок, трассировка дорог и дорожек осуществляется с учетом существующего рельефа. Все планировочные элементы — дороги, проезды, дорожки, тропы, площадки различного функционального назначения размещают и проектируют в соответствии с существующими требованиями к их поверхности: удобства передвижения пешеходов и пребывания на площадках с целью пассивного и активного отдыха, обеспечения отвода поверхностных вод.
В зависимости от особенности существующего рельефа и стадий разработки проекта, вертикальная планировка выполняется разными методами — проектных (красных) отметок; продольных и поперечных профилей; проектных красных горизонталей, графоаналитическим. Эти методы используют как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом.
Вертикальная планировка разрабатывается в одну или две стадии. Одностадийный проект разрабатывается обычно при проектировании несложных и небольших по площади объектов.
Для объектов занимающих значительную территорию, таких как жилые районы, парки, и др., проектирование вертикальной планировки осуществляют в две стадии:
первая — схема вертикальной планировки объекта,
вторая (рабочая) — проект вертикальной планировки в красных горизонталях, включающий — картограмму земляных работ.
При разработке схемы вертикальной планировки решается общее высотное расположение всех планировочных элементов, включая основные узлы.
Проект вертикальной планировки в красных горизонталях, предполагает более детальную проработку организации рельефа для отдельных элементов города: улиц, площадей, микрорайонов, зеленых массивов и т. д.
Проектирование схемы вертикальной планировкигородской территории осуществляется для принципиальной увязки структурных элементов генерального плана с рельефом местности, с реками, ручьями и другими водостоками, с улично-дорожной системой, железнодорожными линиями, мостами и др. путепроводами, с дамбами и прочими инженерными сооружениями.
Проектирование схемы вертикальной планировки является первым этапом высотного решения территории города при разработке технико-экономического обоснования или генерального плана города. Разработка схемы осуществляется методом проектных (красных) отметок по отдельным планировочным элементам — дорогам, дорожкам, площадкам.
Сущность этого метода заключается в том, что на схеме генплана, выполненной на геодезической подоснове с существующими горизонталями или отметками, наносят проектные отметки, характеризующие планируемый рельеф и определяют организацию поверхностного стока дождевых и талых вод. Этот метод дает возможность определить превышение, уклон и высотное положение проектируемого рельефа. Для определения этих характеристик используют черные отметки, красные отметки и рабочие отметки.
Черные отметкисоответствуют отметкам существующего рельефа.
Красные или проектные отметки- отметки преобразованного рельефа.
Рабочие отметки– разница между проектной красной отметкой и черной отметкой существующего рельефа
Черные отметки определяют на топографическом плане в соответствующих характерных точках:
· по границам объекта (красным линиям),
· в точках входов и въездов на территорию,
· в угловых точках и точках пересечения осей на перекрестках дорог и пересечениях дорожек,
· в точках перелома продольного рельефа (изменения уклонов) по осям или боковым сторонам проездов, дорог, дорожек и аллей,
· в точках характерных изгибов дорожек на их осях или боковых сторонах,
· в центрах площадок в форме круга, овала, прямоугольника и др. геометрических форм, или в угловых точках площадок и в точках сопряжения площадки и дорожки;
Все указанные черные отметки на чертеже схемы организации рельефа нумеруются и наносятся снизу вынесенной черты, в каждой характерной точке.
Черные отметки в намечаемых характерных точках определяются методом интерполяции.
Нахождение отметки на поверхности.Если черная оценка лежит на черной горизонтали, то ее значение соответствует отметке этой горизонтали. Отметка точки, лежащей между черными горизонталями, определяются по формуле:
Нх=Нв+(На-Нв),где
Нв- оценка ниже лежащей горизонтали;
На- оценка выше лежащей горизонтали;
L- расстояние между горизонталями (заложение);
l-расстояние от искомой точки до ниже лежащей горизонтали.
Расстояния между точками принимают по плану в соответствии с масштабом.
Для решения этой задачи графическим способом из точек А и В в противоположных направлениях восстанавливают перпендикуляры, на которых в произвольном масштабе откладывают превышения точек На и Нб относительно Нх. Искомая точка лежит на пересечении линии На Нб с отрезком, который проходит через концы перпендикуляров (рис. 2).
Уклон поверхности между двумя точками равен отношению разности отметок этих точек к горизонтальному расстоянию между ними:
Полученную величину обычно округляют до тысячных долей.
Направление продольного уклона улицы показывают при помощи стрелки вдоль улиц и проездов от более высоких отметок до низких. Значение продольного уклона улицы проставляют над стрелкой, а расстояние, между точками, ограничивающие участок улицы с этим уклоном под ней.
Затем проверяют соответствие фактического продольного уклона нормативному, на всех элементах улично-дорожной и дорожно-тропиночной сети. Если полученный продольный уклон соответствует допустимым значениям, он округляется до тысячных долей (в промилле) и принимается за проектный. Если существующий уклон не соответствует нормативным требованиям, то при определении проектных (красных) отметок его корректируют и назначают проектный уклон, который наносят на чертеже над выносной стрелкой (рис. 3).
Красные отметкинаносят на чертеже схемы организации рельефа, в соответствующих характерных точках, сверху выносной линии над черной отметкой. При этом красные отметки следует назначать с таким расчетом, чтобы рабочие отметки, по возможности, не превышали ± 0,5 м.
Для улично-дорожной сети города характер поперечных профилей и максимальный продольный уклон проектируют в соответствии с расчетными параметрами улиц и дорог. Проектные продольные и поперечные уклоны для элементов дорожно-тропиночной сети парков устанавливаются в соответствии с допустимыми уклонами в зависимости от типа планировочного элемента.
Для асфальтовых и цементных покрытий минимальные поперечные уклоны — 15-25 °/оо. На равнинных участках (менее 4 °/оо) при прокладке улиц и дорог их проезжие части проектируются по лотку путем построения пилообразного продольного профиля, с размещением в пониженных местах дождеприемных колодцев водосточной сети, (рис. 4).
Рассчитанные уклоны сравниваются с допустимыми уклонами в соответствии с установленными нормами (Табл. 2). В случае несоответствия рассчитанных значений уклонов нормативным, необходимо их корректировка путем изменения отметок в опорных точках (увеличение или уменьшение).
Источник: studopedia.ru