Вновь созданная организация приобрела земельный участок, находящийся в муниципальной собственности. На нем находится нежилое здание — памятник истории и культуры регионального значения. Имеется договор купли-продажи, передаточный акт, свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок.
Согласно записи в свидетельстве, земля приобретена «для эксплуатации и обслуживания объекта, сохранившегося в результате физического износа». Ведутся подготовительные работы с целью реконструкции объекта для использования его в качестве торгового центра. Другую деятельность организация не ведет, то есть получение доходов ожидается после введения торгового центра в эксплуатацию.
В связи с тем, что доходы отсутствуют, а расходы составляют значительную сумму, налоговая инспекция регулярно присылает письма — обращения. Налоговики предлагают пересмотреть порядок документооборота с целью «обеспечения полноты и своевременности отражения в бухгалтерском учете операций финансово-хозяйственной деятельности, в частности, операций, результатом которых является увеличение экономических выгод в результате поступления активов». Как правильно отражать в учете расходы по госрегистрации права на земельный участок, по уплате земельного налога, а также затраты, связанные с оплатой услуг связи, банка и др.? Ведь данные расходы относятся к периоду, когда организация осуществляет подготовительную деятельность в целях будущего строительства (реконструкции) основных средств, а доходы пока отсутствуют.
Всероссийский вебинар. Программа «ГРАНД-Смета», версия 2022.3
Особенности следует учитывать при исчислении НДСОрганизация намеревается произвести реконструкцию памятника истории и культуры под торговый центр, который предполагает использовать для извлечения дохода. При этом она осуществляет капитальные вложения, обеспечивает на принадлежащем ей земельном участке реконструкцию объекта, выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, а также осуществляет реализацию инвестиционных проектов.
Таким образом, организация является одновременно инвестором, застройщиком и заказчиком. То, что реконструируется памятник истории и культуры, в рассматриваемой ситуации не имеет значения для целей бухгалтерского и налогового учета расходов. Это важно лишь в случае, если происходит выполнение (вероятно, имеются в виду строительно-монтажные работы для собственного потребления), а также передача, реализация работ, производимых при реставрации таких памятников. При этом организация может воспользоваться льготой по НДС на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ (подробнее о возможности применения льготы читайте в журнале «Учет в строительстве» №7, 2009).
Бухгалтерский учет расходовУчет расходов, связанных с земельным участком, целесообразно рассмотреть отдельно.
ЗАТРАТЫ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ УЧАСТКУЗемельный участок, приобретенный организацией в собственность, подлежит учету в качестве основного средства после государственной регистрации участка. При этом расходы на регистрацию включаются в его первоначальную стоимость (п. 8 ПБУ 6/01).
Паскина М.В. «Ценообразование и сметное нормирование для инженера-сметчика и экономиста»
Земельный налог по участку, на котором ведется строительство, в общем случае включается в затраты на строительство (п. 4.78 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), Методика утверждена постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. №15/1).
Таким образом, указанные расходы связаны с созданием объекта основных средств. Однако здесь важно учесть два момента.
1. Данные расходы подлежат включению в стоимость строительства с начала создания объекта основных средств. А что считать началом его создания: день принятия решения о реконструкции объекта, дату разрешения на реконструкцию или фактического начала строительных работ? Существует мнение, что следует выбрать дату разрешения на реконструкцию.
Однако, по мнению автора, правильнее было бы выбрать день принятия решения. Ведь именно с этой даты организация начинает осуществлять затраты, связанные с созданием (реконструкцией) объекта. До этого расходы по земельному налогу следует отражать либо на счете 26, либо на счете 97. Учитывать указанные затраты в качестве расходов будущих периодов целесообразно в случае, если организация еще не приняла решения, будет ли осуществляться реконструкция, но ведет деятельность, направленную на принятие такого решения (с последующим включением в стоимость строительства).
2. Надо определить, как планируется использовать земельный участок. Если только в деятельности, связанной с созданием и последующей эксплуатацией одного объекта, то земельный налог по нему включается в стоимость строительства (реконструкции) данного объекта до момента его перехода в состав основных средств, а затем учитывается на счете 26. Если на земельном участке планируется возвести несколько строительных объектов, земельный налог включается в их стоимость пропорционально экономически обоснованному показателю, закрепленному в учетной политике.
В рассматриваемом случае участок сразу приобретался для осуществления деятельности, связанной с реконструкцией объекта под торговый центр и его последующей эксплуатацией, и используется только в связи с этой деятельностью. Следовательно, начисленный земельный налог следует учитывать в стоимости строительства (реконструкции) объекта до момента его включения в состав основных средств, а затем на счете 26.
УЧИТЫВАЕМ ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАСХОДЫЕсли организация строит основное средство, то, согласно пункту 8 ПБУ 6/01, «не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы». Исключением являются случаи, когда эти расходы непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.
Также необходимо учитывать, что, согласно пункту 1.4 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (Положение утверждено письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. №160), расходы по содержанию застройщиков производятся за счет средств, предназначенных на финансирование капитального строительства, и включаются в инвентарную стоимость вводимых в эксплуатацию объектов. Стоит отметить, что в данном положении застройщиком названо лицо, которое в более поздних нормативных документах (в частности, в Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ) именуется заказчиком.
Налоговый учет расходовСогласно пункту 1 статьи 257 Налогового кодекса РФ, «первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение. сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования. ».
Расходы на государственную регистрацию права на земельный участок (госпошлина), а также земельный налог включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на дату их начисления (подп. 1 п. 1 ст. 264, подп. 1 п. 7 ст. 272 Налогового кодекса РФ).
Такой порядок учета земельного налога, согласно разъяснениям Минфина России (письма от 19 декабря 2006 г. № 03-03-04/2/261, от 16 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/237), применим и при осуществлении на земельном участке строительства объектов основных средств. Таким образом, организация имеет право учитывать указанные затраты в составе косвенных расходов.
В то же время, руководствуясь правом налогоплательщика самостоятельно определять перечень прямых расходов (п. 1 ст. 318 Налогового кодекса РФ), ничто не мешает организации, по мнению автора, отнести данные расходы в состав прямых, закрепив это в учетной политике.
Учитывая, что организация приобрела земельный участок, находившийся в муниципальной собственности, порядок учета данных расходов регулируется статьей 264.1 Налогового кодекса РФ. Включение указанных расходов, относящихся к отчетному (налоговому) периоду, в состав косвенных является, по мнению автора, правом, а не обязанностью организации. Следовательно, их можно учитывать в составе прямых расходов, указав это в учетной политике, и списать в момент начала получения доходов от деятельности, связанной с реконструкцией торгового центра. Такой подход скорее всего не вызовет возражений со стороны налоговых органов.
Статья напечатана в журнале «Учет в строительстве» №11, ноябрь 2009 г.
Источник: www.klerk.ru
Вопросы для самоконтроля по теме.
Дайте определение понятий «проект», «проектирование» и «технико-экономическое проектирование».
Перечислите задачи, решаемые в процессе технико-экономического проектирования.
В чем взаимосвязь курса с другими дисциплинами учебного плана?
Дайте определение понятий «капитальное строительство» и «капитальные вложения».
В чем отличие нового строительства от расширения, расширения от реконструкции, реконструкции от технического перевооружения?
В чем достоинства каждого направления капитальных вложений?
Какие затраты отпадают при расширении, реконструкции или техническом перевооружении по сравнению с новым строительством?
Задачи изучения и анализа структуры капитальных вложений.
На конкретных примерах покажите роль капитальных вложений в создании и обновлении основных производственных фондов, в увеличении объемов выпускаемой продукции, повышении экономической эффективности производства, повышении конкурентоспособности и рациональном размещении производства по территории страны.
Назовите возможные источники инвестирования капитальных вложений, каким из них Вы отдали бы предпочтение и почему?
Тесты по теме.
1.Коренное переоборудование предприятий, без строительства объектов основного производственного назначения, по единому проекту называется
а) новым строительством
б) техническим перевооружением
2. Удельный вес затрат на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение в общей стоимости капитальных вложений характеризует структуру капитальных вложений
3. Разработка единого проекта требуется при
а) новом строительстве
в) техническом перевооружении
4. Полностью отпадают затраты на подготовку территории строительства при:
в) новом строительстве
г) техническом перевооружении предприятия
5. Затраты на демонтаж заменяемого основного технологического оборудования имеют место при:
а) новом строительстве
в) техническом перевооружении
Тема 2. Основные вопросы организации проектирования.
2.1. Организация проектирования в Российской Федерации
Проектирование в Российской Федерации осуществляется в общегосударственном масштабе специализированными и отраслевыми проектными организациями. Разработку проектов в пищевой промышленности осуществляют отраслевые проектные организации, привлекающие, в случае необходимости, специализированные проектные организации к разработке отдельных частей проекта (архитектурно-планировочных решений, проектно-изыскательских работ, объектов энергетического хозяйства и пр.).
Для обеспечения единой технической политики в проектировании отдельных объектов отраслей народного хозяйства, созданы головные проектные институты. На них возложены наиболее сложные и ответственные работы по типовому проектированию, разработке проектов, не имеющих аналогов, планов развития и размещения отрасли на перспективу, изучение и обобщение передового опыта проектирования, строительства и эксплуатации предприятий и издание научно-технической литературы по обмену этим опытом, разработка нормативной и методической документации по проектированию.
В таблице 1 приведен перечень головных проектных организаций, занимающихся проектированием предприятий пищевой промышленности.
Головные проектные организации по проектированию предприятий пищевой промышленности
Отрасли и производства
Кондитерская, хлебопекарная, макаронная, пищеконцентратная, картофелеперерабатывающая
Винодельческая, спиртовая, ликероводочная, пивобезалкогольная, табачная
Масложировая, маргариновая, мыловаренная, парфюмерно-косметическая
Тарная, эфиромасличная, розлив минеральных вод, консервная
Мукомольная, крупяная, комбикормовая, строительство зернохранилищ и элеваторов
Каждая проектная организация имеет отделы, специализирующиеся на разработке отдельных частей проекта: отдел экономических изысканий, технологический, энергетический, технический, строительный, сметный и др.
По каждому проекту назначается главный инженер проекта, который координирует работу отделов, отвечает за проект в целом и его стоимость.
Общее руководство проектно-сметным делом в Российской федерации, организацию проектирования, разработку нормативной проектно-сметной документации, координацию работы по проведению единой технической политики в проектировании и строительстве осуществляет Госстрой РФ и подведомственные ему учреждения. К числу важнейших нормативных документов можно отнести: нормы и нормативы федерального и территориального значения, методические указания по типовому проектированию, разработке проектов предприятий и их отдельных частей, единые формы проектно-сметной документации, методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов и отбору их для финансирования. Госстрой осуществляют также издание научно-технической литературы по проектированию и ценообразованию в строительстве. Большая часть вопросов, связанных с проектированием и строительством предприятий, отражена в строительных нормах и правилах (СНиП), которые призваны обеспечить снижение сметной стоимости строительства, повышение его качества, сокращение сроков, рациональное использование природных ресурсов, охрану окружающей среды.
Источник: studfile.net