Порядок начала строительства объектов капитального строительства

Вопрос: Какие документы необходимо получить перед началом строительства, реконструкции (пристройки, надстройки, перестройки) капитального строения (здания, сооружения) на предоставленном земельном участке?

Ответ: В соответствии с Законом Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» проектирование, возведение, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт объекта (за исключением садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства на земельных участках, предоставленных членам садоводческого товарищества для этих целей) осуществляются на основании разрешительной документации.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь деятельность лица по созданию или изменению недвижимого имущества путем строительства, реконструкции (пристройки, надстройки, перестройки) капитального строения (здания, сооружения), если она осуществлена без получения необходимых разрешений на строительство, является самовольным строительством. Такая деятельность влечет ответственность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

Так, согласно статье 21.12 КоАП самовольное строительство жилых домов, производственных, хозяйственных, культурно-бытовых или иных строений и сооружений влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин.

Таким образом, разрешительную документацию на строительство, реконструкцию (пристройку, надстройку, перестройку) капитального строения (здания, сооружения) необходимо получить до начала проведения строительных работ.

Состав, порядок подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство установлены Положением о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 N 223 «О некоторых мерах по совершенствованию архитектурной и строительной деятельности» (далее — Положение N 223).

Состав разрешительной документации различается в зависимости от того, кто выступает заказчиком, застройщиком: гражданин либо юридическое лицо (индивидуальный предприниматель).

Для юридического лица и индивидуального предпринимателя при возведении, реконструкции (за исключением жилых помещений в многоквартирных жилых домах, одноквартирных, блокированных жилых домов и нежилых построек на придомовой территории), реставрации, капитальном ремонте на предоставленном земельном участке разрешительная документация на строительство включает (подпункт 4.4 пункта 4 Положения N 223):

  • решение исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства объекта;
  • разрешение Министерства культуры Республики Беларусь на выполнение работ на историко-культурных ценностях, а также на разработку научно-проектной документации на выполнение реставрационно-восстановительных работ на этих ценностях;
  • архитектурно-планировочное задание;
  • заключения согласующих организаций;
  • технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта.

Согласно главе 3 Положения N 223 для получения указанной разрешительной документации заказчик обращается в исполком с письменным заявлением, в котором указываются местонахождение земельного участка и объекты недвижимости (при наличии таких объектов). К заявлению прилагается копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Следует обратить внимание, что исполком самостоятельно запрашивает документы, удостоверяющие право на земельный участок, о государственной регистрации объекта недвижимости, подлежащего реконструкции, капитальному ремонту, реставрации, сносу, при этом заказчику предоставлено право предоставить указанные документы самостоятельно.

Исполком рассматривает заявление заказчика и при отсутствии оснований для отказа поручает территориальному подразделению архитектуры и градостроительства или коммунальному унитарному предприятию подготовку проектов решений исполкома о разрешении проектно-изыскательских работ и строительства объекта, архитектурно-планировочного задания и сбор технических условий на инженерно-техническое обеспечение объекта строительства и заключений согласующих организаций. После завершения подготовки указанных документов они передаются в исполком, который не позднее одного месяца со дня подачи заказчиком заявления принимает соответствующее решение и направляет заказчику:

  • выписку из решения исполкома о разрешении проектно-изыскательских работ и строительства объекта;
  • архитектурно-планировочное задание;
  • заключения согласующих организаций;
  • технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта.
  • В случае если заказчик самостоятельно получает заключения согласующих организаций и технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта в соответствии с условием, предусмотренным в договоре подряда, заключенном с территориальным подразделением архитектуры и градостроительства либо коммунальным унитарным предприятием, исполком принимает соответствующее решение не позднее 14 дней со дня представления технических условий на инженерно-техническое обеспечение объекта и заключений согласующих организаций и направляет заказчику:
  • выписку из решения исполкома о разрешении проектно-изыскательских работ и строительства объекта;
  • архитектурно-планировочное задание.
Читайте также:  Артезианская скважина это объект капитального строительства или нет

Организации, установленные исполкомом, представляют заказчику технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта и заключения в течение 7 рабочих дней со дня поступления запроса.

Разрешение Министерства культуры Республики Беларусь на выполнение работ на историко-культурных ценностях, а также на разработку научно-проектной документации на выполнение реставрационно-восстановительных работ на этих ценностях выдается в порядке, установленном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2006 N 762 «Аб некаторых пытаннях аховы гiсторыка-культурнай спадчыны».

Перечень необходимых документов и органы, осуществляющие согласование, выдачу заключений, установлен в главе 3 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь».

При возведении гражданами одноквартирного, блокированного жилого дома и нежилых построек на придомовой территории на предоставленном земельном участке разрешительная документация на строительство включает (подпункт 4.5 пункта 4 Положения N 223):

  • решение исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства одноквартирного, блокированного жилого дома, нежилых построек на придомовой территории с прилагаемыми архитектурно-планировочным заданием и заключениями согласующих организаций;
  • технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта.

Для получения разрешительной документации на строительство гражданин должен обратиться в исполком с письменным заявлением, в котором указывается местонахождение земельного участка и объектов недвижимости, расположенных на нем (при наличии таких объектов), а также планируемые параметры и технические характеристики объектов строительства (этажность, площадь и другое) и инженерно-технического оборудования (при необходимости получения технических условий на инженерно-техническое обеспечение объекта).

Образец и форма заявления должна находиться на информационном стенде соответствующего местного исполнительного комитета.

Дополнительно к заявлению необходимо представить письменное согласие всех собственников земельного участка, находящегося в общей собственности (подпункт 9.3.1 пункта 9.3 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (далее – Положение № 200).

Данная процедура осуществляется в течение одного месяца по заявительному принципу «одно окно» и является бесплатной (подпункт 9.3.1 пункта 9.3 Положения № 200).

Исполком самостоятельно запрашивает документы, удостоверяющие право на земельный участок, а также документы о государственной регистрации объекта недвижимости, расположенного на нем (при наличии такого объекта). Гражданин может представить такие документы самостоятельно.

Исполком в срок до 3 рабочих дней со дня подачи заявления при наличии документов, указанных выше, определяет перечень организаций, которые выдают заключения и технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта, поручает территориальному подразделению архитектуры и градостроительства подготовку проекта решения исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства одноквартирного, блокированного жилого дома и нежилых построек на придомовой территории, а также сбор заключений согласующих организаций и технических условий на инженерно-техническое обеспечение объекта.

Территориальное подразделение архитектуры и градостроительства в течение 2 рабочих дней со дня получения поручения исполкома при необходимости запрашивает заключения согласующих организаций и технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта, которые представляются организациями в срок до 7 рабочих дней со дня получения запроса. Гражданин вправе самостоятельно получать заключения согласующих организаций и технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта по перечню, определенному исполкомом.

Читайте также:  Объект построен без разрешения на строительство как ввести в эксплуатацию

В срок до 3 рабочих дней после получения заключений согласующих организаций и технических условий на инженерно-техническое обеспечение объекта территориальное подразделение архитектуры и градостроительства подготавливает и передает в исполком архитектурно-планировочное задание, утвержденное главным архитектором города, района, и проект решения исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства одноквартирного, блокированного жилого дома и нежилых построек на придомовой территории, а также прилагает заключения согласующих организаций и технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта. После получения этих документов исполком в срок до 7 рабочих дней, но не позднее 1 месяца со дня подачи заявления принимает соответствующее решение и направляет гражданину:

  • выписку из решения исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства одноквартирного, блокированного жилого дома и нежилых построек на придомовой территории;
  • архитектурно-планировочное задание;
  • заключения согласующих организаций;
  • технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта.

Разрешительная документация на строительство объекта действует до даты приемки объекта в эксплуатацию.

Порядок подготовки и выдачи разрешительной документации, установленный Положением № 223, обязателен для всех заказчиков (застройщиков) независимо от форм собственности и источников финансирования за исключением подготовки и выдачи разрешительной документации на:

Источник

Порядок начала строительства объектов капитального строительства

Портал ЕРЗ.РФ анализирует имеющийся в его распоряжении проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 49 и 52.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Напомним, что 276-ФЗ были внесены изменения в градостроительное законодательство, устанавливающих новое регулирование отношений, связанных с подключением (технологическим присоединением) объектов капитального строительства (ОКС) к сетям инженерно-технического обеспечения (электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, связи).

Внесенные изменения установили отдельный порядок взаимодействия застройщиков и правообладателей существующих линейных объектов в связи с планируемым строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом ОКС (ст. 52.2. Градостроительного кодекса РФ).

Фото: www.chelindustry.ru

В целях дальнейшего сокращения сроков и стоимости мероприятий по подключению, сроков подготовки и согласования документации, п. 31 Дорожной карты, утвержденной Распоряжением Правительства РФ №1152-р от 30.04.2021, было запланировано совершенствование порядка взаимодействия организаций, возводящих смежные линейные объекты (автодороги, железные дороги, электрические и тепловые сети, магистральные нефтепроводы линии связи и др.) с организациями, эксплуатирующими магистральные газопроводы и сети газораспределения.

Разработанный законопроект предлагает распространить порядок взаимодействия застройщиков и правообладателей существующих линейных объектов в связи с планируемым строительством, установленный 52.2 ГрК РФ, на магистральные газопроводы, сети газораспределения, магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы.

Ранее портал ЕРЗ.РФ рассказывал о Постановлении Правительства РФ от 02.06.2022 №1010, которым были утверждены «Правила определения формы возмещения затрат, возникших в связи с реконструкцией, капитальным ремонтом существующих линейных объектов».

Кроме того, предлагается установить возможность выдачи технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, а также подписания договора о капитальном ремонте, реконструкции существующего линейного объекта в виде электронного документа, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ).

Фото: www.edsro.center

Также будут внесены в изменения в п. 2 ч. 3.4 ст. 49 ГрК РФ, расширяющие исключения, при которых не требуется проведение государственной экспертизы. В частности, экспертиза не потребуется в отношении проектной документации и инженерных изысканий, выполненных для строительства, реконструкции, капитального ремонта линейных объектов и сооружений на них в части выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (сетям электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, сетям связи).

Источник
Рейтинг
Загрузка ...