Инвестиционный процесс и инвестиционные отношения составляют основу экономического роста и развития общества. Инвестиции обеспечивают развитие всех сфер жизнедеятельности общества и государства, удовлетворение самых разнообразных потребностей населения.
Содержание работы
1. Государственное регулирование инвестиционной
деятельности в РФ. 3
Договорные и сметные цены на продукцию строительства.
Методы их определения……………………………………………………..9
Файлы: 1 файл
Сметная стоимость строительства, полученная в результате сметного расчета, устанавливает средние, объективно-необходимые затраты финансовых ресурсов на предстоящее строительство объекта на данной территории и в данное время.
Сметная стоимость строительства является элементом затратного механизма ценообразования, определяется путем калькулирования совокупных издержек строительства и устанавливает расчетной уровень цены предстоящего строительства.
Сметная стоимость является одним из результатов сметного расчета потребности в ресурсах (денежных средств) на строительство, но для ее определения используются сметные расчеты потребности по всем строительным ресурсам и услугам.
Виды договорной цены. Отличие твердой от неизменной.
Для определения сметной стоимости строительства необходимо рассчитать потребность в натуральных единицах измерения для всех видов материальных и трудовых ресурсов, для услуг по управлению и обслуживанию объекта строительства, а также определить для них текущую стоимость в региональном уровне цен. Сметная стоимость, в отличие от потребности в ресурсах в натуральных измерителях, может определяться на любой момент времени для периода планирования стоимости строительного проекта. По временным периодам сметная стоимость строительства рассчитывается в следующих уровнях — базисная, базовая и текущая сметная стоимость.
Базисная сметная стоимость определяется в результате сметного расчета базисно-индексным методом в уровне стоимости ресурсов, работ и услуг прошлых (базисных) периодов. Базисная стоимость в сметном ценообразовании строительства разрабатывается на основе сметных расценок на строительные работы, рассчитанные, опубликованные и рекомендуемые к применению на базисную дату.
Базисная и базовая сметные стоимости приводятся к текущему уровню сметной стоимости строительства на любой момент времени с помощью коэффициентов пересчета сметной стоимости — текущих индексов.
Текущая сметная стоимость определяется по сметному расчету, в котором используются сегодняшние (текущие) цены, сложившиеся на региональных рынках строительных ресурсов и услуг. В сметных расчетах стоимости строительства текущие цены являются основным уровнем расчетной сметной стоимости при реализации строительного проекта. В современной системе ценообразования используются текущие цены — показатели стоимости ресурсов в уровне цен на текущий момент времени или на начало планируемого периода.
Сметная стоимость, как расчетная плановая цена строительства, действует только до момента заключения порядного договора и определения договорной стоимости строительства, поэтому последняя текущая стоимость строительства определяется на дату заключения договора строительного подряда.
Ценообразование. Как определить цену на товары и услуги // 16+
В рыночном ценообразовании договорная (контрактная) стоимость строительства заменяет расчетную сметной стоимость после заключения подрядного договора на строительство. Договорная цена строительства является основным элементом правовой основы, регулирующей производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционно-строительной деятельности. Фактический учет всех затрат и отчетность в строительстве ведется только на основе договорных (контрактных) цен.
Договорная (контрактная) стоимость устанавливается в результате подрядных торгов и определяется в договоре на строительство между заказчиком и подрядчиком. В зависимости от использования в договорном процессе показателей расчетной сметной стоимости, условий договора и учета рыночных факторов ценообразования договорная стоимость строительства может соответствовать рыночной или суррогатной цене строительства.
Рыночная цена строительства определяется как средняя, объективно обусловленная стоимость строительства конкретного объекта в данном регионе в реальный календарный период времени с максимальным учетом конъюнктуры стоимости строительных работ, ресурсов, услуг и коммерческих интересов сторон подрядного договора. В сметном ценообразовании настоящего времени рыночная цена строительства формируется в договорном процессе на основе базовой сметной стоимости в текущих ценах и затрат, учитывающих рыночные факторы изменения расчетной стоимости за период строительства. Базовая сметная стоимость строительства отражает затратные элементы ценообразования и учитывает текущие издержки на строительство, а рыночная составляющая цены включает инфляционное ожидание и возмещение строительных рисков подрядчиков и заказчиков при текущей конъюнктуре строительного рынка.
Суррогатная цена в строительстве устанавливается заказчиком или подрядчиком в одностороннем и обязательном порядке, при отсутствии конкуренции или монопольном положении на рынке инвестиций и строительных услуг. Суррогатная цена определяется на основе сметных расчетов, выполняемых по особым правилам, с использованием сметных норм, расценок, цен и индексов, разработанных и утвержденных ведомственными и административными органами исполнительной власти и отраслевого управления. Суррогатная цена в договорной стоимости строительства отражает административный (или корпоративный) лимит финансирования строительства объекта в рыночных условиях инвестиционно-строительной деятельности на территории России.
По содержанию строительные сметы разделяются по методам получения важнейшего результата расчета — сметной стоимости строительства. Сметная стоимость строительства определяется в уровне текущих рыночных цен на момент составления сметы двумя способами:
— по базисным расценкам на строительные работы с индексами пересчета сметной стоимости в текущий уровень цен — базисно-индексный метод;
— по расчетной потребности в ресурсах на строительство объекта и текущим региональным ценам на эти ресурсы — нормативный и проектный методы.
Базисно-индексный метод использует традиционные нормы, правила и порядок сметных расчетов директивного управления строительством с приведением базисной цены прошлых периодов к текущему уровню с помощью административных индексов пересчета сметной стоимости. Такие модели сохраняют и переносят в настоящее время принципы ортодоксального затратного механизма административно-командной системы. Применяемые индексы пересчета базисной сметной стоимости в текущий уровень цен, разрабатываются не для отдельных строительных ресурсов или их номенклатурных групп, а для абстрактного набора ресурсов в нормативно-технологических моделях (ПТМ) строительства. Базисно-индексный метод дает приблизительные и неопределенные по точности результаты планирования стоимости предстоящего строительства.
Сметные расчеты в текущих ценах используют сегодняшние региональные цены на ресурсы и услуги в строительстве и требуют определения потребности во всех видах ресурсов в натуральных единицах измерения. Принципиальный порядок определения потребности в ресурсах устанавливает метод сметного расчета в текущих ценах — нормативный или проектный.
Нормативный метод сметного расчета устанавливает порядок расчета потребности на основе норм расхода ресурсов на строительные процессы (сметные работы) в сметно-нормативных базах и показателей физических объемов для этих работ на объекте строительства. В нормативном методе сметного расчета объемы сметных работ принимаются по данным проекта строительства объекта, в формулировке (по названиям и единицам измерения) сметных норм в сборниках существующих сметно-нормативных баз (сметно-информационные базы). Сметные нормы в действующих базах усредняют расход ресурсов для типовых условий и технологии строительных работ, а сами перечни сметных работ ограничены и укрупнены по отношению к реальным строительным работам и процессам. Сметная потребность в ресурсах, рассчитанная нормативным методом, оценивается приблизительно и зависит как от качества норм расхода ресурсов в сметно-информационных базах, так и от квалификации исполнителей — разработчиков смет, описывающих технологию строительства конкретного объекта в понятиях и терминах сметно-нормативных баз прошлых периодов.
Проектный метод предусматривает использование для определения потребности в ресурсах расчетных данных проектной документации строительства и любых нормативных или справочных материалов, кроме показателей расхода ресурсов в сборниках сметных норм. Проектная потребность в ресурсах на объект строительства определяется «прямым счетом» по данным проектных спецификаций, проектов производства работ, технологических карт, расчетов продолжительности строительства и прочей проектной информации в рабочей документации строительства конкретного объекта. Проектный метод устанавливает объективное, необходимое и достаточное количество строительных ресурсов и услуг в специфицированной номенклатуре, с максимально возможной точностью при качественной разработке проекта строительства.
Для оценки стоимости строительства в процессе подготовки предложения по свободным (договорным) ценам на строительную продукцию рекомендуется применять следующие методы определения этой стоимости:
- действующий (базисно-компенсационный);
- ресурсный;
- ресурсно-индексный.
Действующий (базисно-компенсационный) метод, предусмотренный письмами Госкомархстроя РСФСР от 23.09.91 № Ц-60/12 и Минархстроя Российской Федерации от 17.01.92 № БФ-39/12, рекомендуется применять для строительства, начатого ранее по документации, разработанной и согласованной заказчиком и подрядчиком. Стоимость стройки при этом методе формируется, исходя из всех произведенных фактических затрат, и полностью может быть подсчитана только после завершения строительства.
При этом методе стоимость определяется в два этапа:
— на первом этапе (стадии проектирования) — в базисном уровне. Одновременно делается ориентировочный прогноз удорожания указанной базисной стоимости в связи с ожидаемыми инфляционными процессами на период строительства, т.е. ориентировочно определяется сумма средств для компенсации дополнительных затрат, связанных с ростом цен и тарифов на потребляемые в строительстве ресурсы (материальные, технические, энергетические, трудовые, оборудование, инвентарь, услуги и пр.);
— на втором этапе (в процессе строительства) — при оплате работ, услуг, оборудования и др. производится расчет дополнительных затрат, вызванных реальными изменениями цен и тарифов по отношению к определенным на первом этапе.
Итоговая стоимость строительства складывается из ее базисного уровня и всех дополнительных затрат, связанных с повышением цен и тарифов на применяемые ресурсы.
Ресурсный метод определения стоимости строительства представляет собой калькулирование в текущих (прогнозируемых) ценах и тарифах элементов затрат (ресурсов), необходимых для реализации проекта.
Калькулирование себестоимости (предстоящих издержек производства) ведется на основе выраженных в натуральных измерителях потребности в материалах, изделиях, конструкциях (в том числе вспомогательных, применяемых в процессе производства работ), данных о расстояниях и способах их доставки на площадку строительства, расхода энергоносителей на технологические цели, времени эксплуатации строительных машин и их состава, затрат труда рабочих. Указанные ресурсы выделяются из проектных материалов и различных нормативных и других источников.
Ресурсный метод, который в условиях неустойчивости рынка приобретает приоритетное значение, применяется в порядке, подробно изложенном в Методических рекомендациях по составлению сметных расчетов (смет) на строительные и монтажные работы ресурсным методом.
При определении стоимости строительства необходимо обеспечивать:
— гибкий, вариантный подход к вопросам ценообразования, без жесткой регламентации и чрезмерной централизации;
— возможность выбора наиболее рационального способа исчисления величины сметной прибыли, накладных расходов других затрат, сопутствующих строительству, с освобождением от влияния конъюнктуры цен на рынке строительных материалов;
— соблюдения принципа равноправия участников инвестиционного процесса, обязательного взаимного согласия сторон по принимаемым решениям в ходе согласования свободных (договорных) цен на строительную продукцию;
— рекомендательный характер общих положений вместе с возможностью учета отраслевых и местных особенностей осуществления строительства путем отражения этих особенностей в ведомственных и региональных методических документах;
— возможность широкого выбора соответствующей нормативной базы, на основе которой производится расчет затрат.
Государственное воздействие на формирование цен в строительстве осуществляется, как правило, косвенными методами регулирования. Косвенные методы, т.е. влияние на уровень цен, — это предоставление льготных кредитов, дотаций, финансовая поддержка отдельных предприятий за счет бюджета и внебюджетных фондов, изменение уровня налоговых ставок и др.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в ред. ФЗ от 18.12.2006 г. № 232-ФЗ)
2. Федеральный закон Российской Федерации от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 03.06.2006 г. № 75-ФЗ)
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (в ред. ФЗ от 15.04.2006 г. № 51-ФЗ)
4. Правовое регулирование инвестиционной деятельности. Анализ теоретических и практических проблем: О. М. Антипова — Санкт-Петербург, Волтерс Клувер, 2010 г.
Источник: www.yaneuch.ru
Определение договорной цены на строительную продукцию
Исходя из общей экономической и единой ценовой политики Российской Федерации, основных положений порядка заключения договоров на строительство объектов, а также соотношений, отражающих спрос и предложение на рынке инвестиций, основным направлением ценовой политики в строительстве является дальнейшее расширение сферы применения свободных (договорных) цен на строительную продукцию.
Договорная цена на строительную продукцию включает:
— сметную стоимость строительно-монтажных работ (графы 4 и 5 сводного сметного расчета по главам 1-7);
— прочие затраты, относящиеся к деятельности подрядчика (глава 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета);
— стоимость других работ, принимаемых на себя подрядчиком согласно договору (проектные работы, приобретение оборудования и др.);
— часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты в размерах, установленных по договоренности между сторонами;
— другие затраты, связанные с формированием рыночных отношений и не учтенные государственными нормами и ценами, имеющими рекомендательный характер.
На основании согласования договорной цены между заказчиком и генподрядчиком оформляется протокол согласования (ведомость) договорной цены на строительную продукцию, который является неотъемлемой частью договора, подряда. Рекомендуемая форма этого документа приведена в прил.4.
4. Определение плановой себестоимости
Строительно-монтажных работ
В строительстве используются показатели сметной (определяемой в сметах), плановой (рассчитанной строительной организацией с учетом конкретных условий) и фактической (реально сложившейся на строительной площадке) себестоимости строительно-монтажных работ.
Сметная себестоимость определяется проектной организацией в ходе составления необходимого комплекса проектных документов по сметным нормам и ценам в масштабе, действующем на момент её расчета.
Сметная себестоимость – основной показатель, по которому государственные органы налогообложения контролируют прибыльность конкретной сделки строительной организации.
Сметная себестоимость представляет собой сумму прямых затрат и накладных расходов, определяемых на основании смет к проекту.
Плановая себестоимость представляет собой прогноз величины затрат конкретной строительной организации на выполнение определенного комплекса строительно-монтажных работ.
Планирование себестоимости строительных работ осуществляется с применением технико-экономических расчетов, определяющих величину затрат на выполнение работ в установленные договорами сроки продолжительности строительства.
В этих расчетах учитываются конкретные условия работы строительной организации, технологические и организационные условия, предусматриваемые ПОС и ППР, результаты анализа уровня затрат в предыдущем году, возможности интенсификации и повышения эффективности строительного производства.
Расчет снижения себестоимости строительно-монтажных работ производится по технико-экономическим факторам, определяющим изменение плановой величины затрат на производство по сравнению со сметной стоимостью и уровнем затрат в базисном периоде.
В расчетах могут быть использованы следующие факторы:
— повышение уровня индустриализации строительства и уровня заводской и монтажной готовности строительных конструкций и деталей;
— повышение уровня механизации и автоматизация строительно-монтажных работ;
— совершенствование организации и технологии строительного производства;
— улучшение организации труда и совершенствование управления строительством;
— снижение затрат на материалы, сокращение транспортных и заготовительно-складских расходов;
— сокращение накладных расходов;
— изменение структуры работ;
Изменение затрат по факторам определяется, как правило, на основе расчета экономического эффекта от осуществления мероприятий по повышению технического и организационного уровня строительного производства.
Определение размера снижения себестоимости строительно-монтажных работ может быть осуществлено в следующем порядке:
а) снижение себестоимости строительно-монтажных работ как следствие уменьшения затрат на строительные материалы и конструкции:
где Ум – удельный вес затрат на материалы и конструкции (на данный материал или вид конструкции), в % к сметной стоимости СМР;
Ур, Уц – соответственно процент снижения нормы расхода и цены материалов или конструкции (данного материала или вида конструкций);
где УЭ.О. – уровень расходов на эксплуатацию строительных машин в общей стоимости выполненных работ, %;
Пу.п — доля условно-постоянных расходов на эксплуатацию строительных машин в общей стоимости работ, %;
Вмех – планируемый процент увеличения выработки машин.
Этот расчет можно использовать для оценки затрат как в целом по производственной программе работ, так и при оценке изменения себестоимости в случае замены отдельной машины;
в) снижение себестоимости строительно-монтажных работ за счет роста производительности труда происходит лишь при опережении этим показателем темпов роста заработной платы:
где Изп – рост заработной платы в сравнении c заложенной в сметах, %;
Ипр – рост производительности труда в сравнении с предусмотренной в сметах, %;
Узп – удельный вес заработной платы в себестоимости строительно-монтажных работ, %.
Сокращение продолжительности строительства вызовет уменьшение накладных расходов на величину:
где Кп – доля условно-постоянной части накладных расходов (ориентировочно Кп = 50 %);
Нр – величина накладных расходов по смете, руб.;
Тпл, Тн – соответственно плановая и нормативная продолжительность строительства, год.
где Кв – коэффициент, определяющий долю накладных расходов, зависящих от выработки (ориентировочно принимается равным 16 %);
Впл – средняя выработка одного рабочего по плану;
Всм – средняя выработка одного рабочего по смете.
Снижение уровня накладных расходов от уменьшения удельного веса основной заработной платы рабочих можно определить:
где Кз – коэффициент, определяющий долю накладных расходов, зависящих от удельного веса основной заработной платы (Кз =22 % от общей суммы накладных расходов);
Зпл и Зсм – соответственно удельный вес основной заработной платы по плану и по смете.
Основные факторы снижения себестоимости продукции (услуг) организаций, эксплуатирующих системы теплогазоснабжения и вентиляции:
— снижение годового удельного расхода топлива (тепла) на отопительные и вентиляционные нужды;
— снижение затрат на электроэнергию, расходуемую системами теплоснабжения, вентиляции и кондиционирования (замена насосов, установленных в этих системах и котельных; при укрупнении насосных агрегатов, связанных с увеличением мощности групповой котельной, центрального теплового пункта, кондиционера);
— снижение затрат на заработную плату персонала, обслуживающего системы. Эти затраты достаточно велики, в среднем составляют 18 % суммарных затрат. Уменьшение затрат на заработную плату возможно за счет автоматизации работы котельной, укрупнением котельных, устройством центральных тепловых пунктов и т. д.;
— снижение затрат на ремонты по системам за счет внедрения нового оборудования, снижающего трудоемкость ремонтных работ, механизации работ по межремонтному обслуживанию, повышения надежности работы оборудования и регуляторов на сетях и абонентских вводах. Затраты на ремонты наружных теплопроводов зависят от вида прокладки и типа изоляции труб.
Источник: lektsia.com
Законодательная база Российской Федерации
ПИСЬМО Госстроя РФ от 29.12.93 N 12-349 (ред. от 25.04.96) «О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА И СВОБОДНЫХ (ДОГОВОРНЫХ) ЦЕН НА СТРОИТЕЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ»
ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА И СВОБОДНЫХ (ДОГОВОРНЫХ) ЦЕН НА СТРОИТЕЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Настоящий Порядок разработан в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для строительства, осуществляемого на ее территории силами российских организаций , и содержит основные сведения о системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве, которая складывается в Российской Федерации в рамках проводимой экономической реформы и в условиях развивающихся рыночных отношений, общие методические положения по определению стоимости строительства на всех стадиях разработки предпроектной и проектно-сметной документации, составлению сметных расчетов (смет), формированию свободных (договорных) цен на строительную продукцию, рекомендации по проведению расчетов за выполненные подрядные работы, а также по использованию автоматизированных систем в указанной сфере, функционирующих на компьютерной основе.
В Порядке приведены формы сметных документов и протокола (ведомости) свободной (договорной) цены на строительную продукцию, терминологический словарь понятий, используемых в системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве для условий рынка, перечень действующих законодательных актов Российской Федерации, в соответствии с которыми ведется определение стоимости строительства.
Порядок имеет рекомендательный характер. Положения, приведенные в нем, распространяются на предприятия и организации, осуществляющие капитальное строительство и капитальный ремонт зданий и сооружений, независимо от их принадлежности и форм собственности.
Министерства и другие центральные органы федеральной исполнительной власти, местная администрация республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, акционерные общества, строительные концерны, корпорации и ассоциации в соответствии с предоставленными им правами могут с учетом положений настоящего Порядка разрабатывать соответствующие методические документы по определению стоимости строительства, отражающие специфику отдельных отраслей народного хозяйства и видов строительства, а также региональные особенности, и применять их по согласованию с другими участниками инвестиционного процесса.
В Порядке учтены положения, приведенные в методических документах, выпущенных Минстроем России в 1992 г. и Госстроем России в 1993 г., в том числе и в Основных положениях (концепции) ценообразования и сметного нормирования в строительстве в условиях развития рыночных отношений (письма Госстроя России от 22.10.93 N БЕ-19-21/12 и от 03.11.93 N 12-270), а также опыт, накопленный в 1991 — 1993 гг.
Замечания и предложения по дальнейшему совершенствованию Порядка просьба направлять по адресу:
103828, Москва, Георгиевский пер., 2, Главценообразования Госстроя России.
В связи с введением в действие с 01.04.94 настоящего Порядка утрачивают силу «Методические указания по определению стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений и составлению сводных сметных расчетов и смет», утвержденные Госстроем СССР 12.04.84 N 17-Д, а также методические рекомендации, сообщенные письмами Госкомархстроя РСФСР от 23.09.91 N Ц-60/12 и Минархстроя Российской Федерации от 17.01.92 N БФ-39/12.
Особенности определения стоимости строительства, ведущегося в России с участием инофирм, отражены в «Порядке определения сметной стоимости строительства, осуществляемого на территории Российской Федерации с участием иностранных фирм», введенном в действие письмом Госстроя России и МВЭС России от 23.02.94 N 12-28.
Источник: zakonbase.ru