Инструкция по закупке строительных и ремонтных работ по 44-ФЗ
Закупка строительных работ по 44-ФЗ — это процесс определения исполнителя для выполнения ремонтных, восстановительных, реконструкторских и прочих задач для нужд госзаказчика. В 2022 году порядок торгов изменился.
Способ определения подрядчика
Когда выбирается способ закупки, госзаказчики применяют РП № 471-р от 21.03.2016. Этот нормативно-правовой акт закрепляет аукционный список, то есть перечень товаров, работ, услуг, которые закупают в любой форме, кроме конкурсных. С 01.09.2020 строительные работы убрали из этого перечня (ПП № 921 от 25.06.2020), а закупки на разработку проектно-сметной документации в него не входят.
В 2022 году госзакупки строительства проводят такими способами:
- Электронный аукцион.
- Электронный конкурс.
- Электронные запросы котировок. Но только если НМЦК не больше 3 млн рублей и объем таких закупок не превышает 20 % СГОЗ или 100 млн рублей, если СГОЗ за прошлый год меньше 500 млн рублей (п. 1 ч. 10 ст. 24 44-ФЗ).
Перед проведением торгов убедитесь, не входят ли работы в дополнительный перечень (ч. 6 ст. 24 44-ФЗ). Если входят, то проводите аукцион.
Проект организации строительства многоэтажного многоквартирного дома (Часть 1)
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы провести закупки строительных работ без ошибок.
Как подготовить извещение по госзакупке
С 01.01.2022 порядок проведения дорожно-строительных подрядных торгов не требует подготовки закупочной документации. Для госзаказа работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства надо подготовить извещение, техническое задание, в которое входят сметы, проектная документация, расчет и обоснование НМЦК и проект контракта. Документация необязательна и формируется на усмотрение заказчика.
Сроки размещения извещения по строительству по 44-ФЗ и всех документов в ЕИС (ч. 3 ст. 42 44-ФЗ):
- при запросе котировок в ЭФ — не менее чем за 4 рабочих дня до окончания подачи заявок;
- вот в какой срок заказчик должен разместить в ЕИС извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, если НМЦК не превышает 2 млрд рублей — не менее чем за 7 дней до даты окончания подачи заявок;
- при проведении ЭА в остальных случаях — не менее чем за 15 дней;
- при проведении электронного аукциона — не менее чем за 15 дней.
В 44-ФЗ указано, кто формирует информационные требования заказчика в строительстве — положения Федеральной контрактной системы, ГрК РФ, нормативы ФАС. Действия потенциальных поставщиков подпадают под единые требования.
Пошаговая инструкция, как подготовиться к закупке строительных работ.
Шаг 1. Формируют требования к участникам.
В ГК РФ определено, какое требование необходимо устанавливать при проведении закупки по федеральному закону № 44-ФЗ на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства в соответствии с положением Градостроительного кодекса РФ — членство в СРО (ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ).
Такие работы, как строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капстроительства, вправе производить только компании или ИП, являющиеся членами саморегулируемой организации. Возможные исключения прописаны в ч. 2, 2.1, 2.2 ст. 52 ГрК РФ.
Установите в извещении:
- требование об уровне ответственности участника в компенсационном фонде не меньше его предложения о цене контракта;
- обязанность участника предоставлять выписку (или ее копию) из реестра членов СРО.
Такая выписка подтверждает членство в саморегулируемой организации. А вот требование к сроку действия или дате выдачи выписки устанавливать не надо. По логике выписка действует как минимум до конца срока подачи заявок.
В некоторых ситуациях применяют и дополнительные требования (ч. 2 ст. 31 44-ФЗ), которые приведены в приложении к постановлению Правительства РФ № 2571 от 29.12.2021. Объектами таких закупок выступают работы:
- по сохранению объектов культурного наследия;
- подготовке проектной документации, выполнению инженерных изысканий;
- строительству, реконструкции объекта капитального строительства;
- строительству, реконструкции линейного объекта;
- благоустройству территории, возведению некапитальных строений;
- капитальному ремонту объекта капстроительства;
- капитальному ремонту линейного объекта;
- содержанию и ремонту автодорог;
- текущему ремонту, техническому обслуживанию зданий и сооружений и пр.
Основное требование — наличие опыта работы по 44-ФЗ в строительстве со стоимостью контракта, который прописан в постановлении. Дополнительные требования устанавливают, если одновременно выполняются такие условия (пп. «а» п. 3 ПП РФ № 2571):
- заказчик закупает хотя бы один вид строительных работ, приведенных в перечне «Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки» из приложения к ПП РФ № 2571;
- НМЦК выше предельного значения, которое установлено для конкретной позиции в приложении к ПП РФ № 2571.
Шаг 2. Утверждают проект.
В п. 8 ст. 33 44-ФЗ указано, является ли смета проектной документацией по 44-ФЗ — да, смета входит в состав проектно-сметной документации. При закупках строительных и ремонтных работ в описание объекта заказа включают утвержденный проект, типовую проектную документацию или смету. Проектные бумаги готовят практически для любых видов строительства, за исключением тех, когда они не нужны и когда госзаказ регулируется положениями ч. 16, 16.1 ст. 34 44-ФЗ.
Когда приобретается объект недвижимости, планируемый к возведению, это не является строительными работами. Проводить процедуры по нормам, действующим для строительства, в этом случае запрещено. Бывает, что недопустима и покупка ранее построенной недвижимости у единственного поставщика. Это утверждает письмо ФАС № ИА/93181/19 от 24.10.2019. Читайте об этом в материале «Закупка недвижимости: пошаговая инструкция».
Шаг 3. Устанавливают требования к содержанию заявки.
Если заказчик включил проект, типовую проектную документацию или смету в описание объекта закупки, то участнику не надо указывать в заявке характеристики товара, товарный знак, а для электронного конкурса — предложения по ряду критериев, если их установили для торгов (п. 2 ч. 2 ст. 43 44-ФЗ).
Шаг 4. Устанавливают требование о самостоятельном выполнении работ, критерии оценки заявок.
Если закупаемые работы указаны в перечне из постановления правительства № 570 от 15.05.2017, то укажите, что подрядчик обязан выполнить часть работ самостоятельно — без привлечения других подрядчиков (ч. 2 ст. 110.2 44-ФЗ). Дочерние общества — исключение: их разрешено привлекать для выполнения работ. Включите в извещение возможные виды таких работ.
Условие о самостоятельном выполнении не применяется для закупок, по которым одновременно проводят проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы (письмо Минфина № 24-03-07/96959 от 06.11.2020).
Если проводите электронный открытый конкурс по разработке ПСД на реконструкцию автомобильной дороги или другую электронную конкурсную процедуру, то установите критерии оценки заявки, величины их значимости, порядок рассмотрения и оценки заявок (п. 11 ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 42 44-ФЗ).
Шаг 5. Определяют дату проведения процедуры.
Этим днем считают дату проведения процедуры подачи предложений о цене контракта для электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, капремонту. Либо рабочий день, следующий за подачей ценовых предложений для подрядчиков в электронном конкурсе. Напоминаем, что заявки на участие в электронном аукционе с 01.01.2022 больше не включают первую и вторую части.
Если участник подал больше одной заявки, то комиссия рассмотрит их после проведения процедуры подачи предложений о цене контракта. Если подали только одну заявку, то электронный аукцион проводится с учетом особенностей (пп. «б» п. 2 ч. 2, ч. 5 ст. 52 44-ФЗ).
Как оформить проект контракта
При подготовке проекта госконтракта применяют типовые контракты или типовые условия, если сведения проводимой закупки соответствуют информационной карте.
Для строительной сферы утверждены типовые условия:
- на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений (приказ Минтранса № 37 от 05.02.2019);
- на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капстроительства (приказ Минстроя № 9/пр от 14.01.2020).
По приказу № 9/пр контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условия об обязанностях подрядчика и заказчика, о гарантии качества, о цене, о приемке выполненных работ и др. Приказ № 9/пр не действует для контрактов, заключенных по ч. 16, 16.1 ст. 34 44-ФЗ (Письмо Минфина № 24-03-08/27815 от 08.04.2020).
Типовые условия применяют, если они не противоречат положениям Федеральной контрактной системы, до момента утверждения Правительством РФ типовых условий контракта (п. 12 ст. 8 360-ФЗ от 02.07.2021).
Если приобретаются строительные услуги, отсутствующие в действующей информационной карте, или типовые условия не подходят, то заказчики готовят собственный проект госконтракта, опираясь на нормы законодательства и потребности заказчика. К проекту госконтракта на закупку строительства прилагают:
При разработке сметы и акта выполненных работ ориентируйтесь на формы Минстроя (письмо № 58202-СМ/09 от 30.12.2021).
Подготовка извещения
Извещение составляют при помощи функционала ЕИС (ч. 1 ст. 42 44-ФЗ).
Рассмотрение заявок
Как конкретно будут рассматриваться предложения участников, зависит от наличия проекта в описании объекта закупки. Если проект или смету не включили в описание, то заявки рассматривают в обычном порядке. Если же для объекта торгов подготовили проектную или сметную документацию, то заявки состоят только из второй и третьей частей.
Участник не формирует, а комиссия не рассматривает первую часть заявки (п. 1 ч. 19 ст. 48 44-ФЗ).
Если заказчик установил дополнительные требования, то комиссия оценивает полученную информацию и документы и определяет их соответствие установленным требованиям. Сведения и документы направит оператор торговой площадки (п. 3 ч. 6 ст. 43 44-ФЗ)
Заключение контракта
Контракт с победителем заключают не раньше чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов, а если проводили электронный запрос котировок — не раньше двух рабочих дней. Контракт подписывают только после того, как участник отправил обеспечение исполнения контракта с учетом антидемпинговых требований, если заказчик установил условие об обеспечении (п.
3 ч. 6 ст. 50, ч. 1 ст. 51 44-ФЗ). В остальном порядок заключения госконтракта ничем не отличается от других закупок.
Как закупить строительные работы под ключ
Конкретизации термина «строительство объектов под ключ» по 44-ФЗ не предусмотрено. Но обычно к таким закупкам относят ряд случаев:
- Заключение контракта жизненного цикла в случаях, определенных правительством (ч. 16 ст. 34 44-ФЗ). Как пример — постройка уникального объекта капстроительства (пп. «ж» п. 1 ПП РФ № 1087 от 28.11.2013).
- Одновременная закупка работ по консервации, ремонту, реставрации, приспособлению объекта культурного наследия народов РФ для современного использования совместно с научно-исследовательскими, изыскательскими, проектными и производственными работами, научным руководством, техническому и авторскому надзору за выполнением таких задач (ч. 16.2 ст. 34 44-ФЗ).
- Одновременная закупка подготовки проектной документации, выполнения инженерных изысканий и работ по строительству объекта капстроительства. А в описание объекта закупки включается типовая проектная документация (п. 8 ч. 1 ст. 33, ч. 16.3 ст. 34 44-ФЗ).
- Одновременный заказ подготовки проектной документации, выполнения инженерных изысканий, работ по строительству, реконструкции, капремонту для объектов из перечня Правительства РФ, регионального органа исполнительной власти, местной администрации (ч. 55 ст. 112 44-ФЗ).
- Одновременная закупка проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объектов капстроительства (ч. 16.1 ст. 34 44-ФЗ, ПП РФ № 563 от 12.05.2017).
Для таких тендеров проводят электронный аукцион или конкурс. А НМЦК определяют в порядке, утвержденном Минстроем, и закрепляют протоколом (приказ Минстроя № 175/пр от 30.03.2020). Для закупок под ключ по объектам из правительственных или региональных перечней проектно-сметный метод использовать нельзя.
Как найти тендеры на стройку
Чтобы принять участие в тендерах на строительство, надо найти нужную закупку, подготовить документы и предложить заказчику подходящие условия.
ИсточникПроектно-сметная документация: как учитывать и по каким КОСГУ отразить расходы на разработку?
При осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта обязательна подготовка проектно-сметной документации. В связи с этим у бухгалтера могут возникнуть вопросы: как учесть проектно-сметную документацию (в качестве самостоятельного объекта или как вложения в строящийся (реконструируемый, ремонтируемый) объект), а также как отразить расходы на ее разработку. Ответы на эти вопросы рассмотрим в нашей статье.
Как учитывать проектно-сметную документацию?
Определение проектной документации дано в ч. 2 ст. 48 ГрК РФ. Это документация, содержащая материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющая архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Другими словами, проектно-сметная документация (далее — ПСД) – это итоговый отчетный документ, являющийся результатом проведения архитектурно-строительного проектирования, строительства или реконструкции объектов капитального строительства.
В качестве самостоятельного объекта ПСД может учитываться в том случае, если она является нематериальным активом (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). Для этого при ее создании у учреждения должны возникнуть исключительные права на этот объект авторских прав. Право на созданную ПСД учитывается в составе нематериальных активов на счете 102 00 «Нематериальные активы».
Как правило, в качестве нематериального актива учитывается типовая проектная документация (ПСД, которая может быть использована повторно) (ст. 48.2 ГрК РФ).
При несоответствии ПСД критериям отнесения объектов к нематериальным активам (п. 56 Инструкции № 157н, пп. 6, 7 Стандарта «Нематериальные активы»), учет ее на счете 102 00 невозможен. Однако это вовсе не значит, что расходы на разработку ПСД могут быть сразу списаны на финансовый результат учреждения.
Если ПСД создается в целях строительства, то в соответствии с п. 15 Стандарта «Основные средства» ее стоимость может формировать объем вложений в строящейся объект и учитываться на счете 106 00 «Вложения в нефинансовые активы».
Аналогично в объеме капитальных вложений на счете 106 00 может учитываться стоимость ПСД при проведении работ, предусмотренных п. 27 Инструкции № 157н, п. 19 Стандарта «Основные средства». В первую очередь, это работы по реконструкции либо капитальному ремонту в целях реконструкции, технического перевооружения или модернизации объекта. Однако в этом случае важно, чтобы результат проведенных работ привел к улучшению (повышению) первоначально принятых нормативных показателей функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств.
Таким образом, затраты на разработку ПСД формируют первоначальную стоимость объекта основных средств, а при реконструкции или капитальном ремонте увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, при условии улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств.
Если же ПСД разрабатывается для проведения текущего ремонта или капитального ремонта, в результате которого не произойдет изменение параметров объекта основных средств, не осуществляется передача исключительных или неисключительных прав на ПСД, то расходы на разработку ПСД списываются на финансовый результат текущего года.
По каким кодам КОСГУ отразить расходы на разработку проектно-сметной документации?
Выбор подстатьи КОСГУ для отражения расходов на разработку ПСД зависит от целей ее создания (строительство, реконструкция, капитальный или текущий ремонт и т.д.).
Так расходы на разработку ПСД могут быть отнесены на следующие подстатьи КОСГУ:
— подстатья 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ – в целях строительства, реконструкции объектов нефинансовых активов (п. 10.2.8 Порядка № 209н);
— подстатья 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ – в целях ремонта объектов нефинансовых активов (п. 10.2.6 Порядка № 209н).
Вместе с этим отметим, что те расходы, которые формируют капитальные вложения в нефинансовые активы на счете 106 00, отражаются по подстатье 228 КОСГУ. Поэтому если работы по капитальному ремонту проводятся в целях реконструкции, то расходы на разработку ПСД нужно отражать также по подстатье 228 КОСГУ и учитывать на счете 106 00″Вложения в нефинансовые активы».
Источник