Порядок осуществления строительства и реконструкции объекта

Реконструкция нежилого здания: порядок, документы, нюансы

Реконструкция нежилого здания – сложный процесс, регулируемый государством. Для его осуществления необходимо получить разрешение, а для этого – подать соответствующие документы.

Чтобы вы не запутались во всех юридических и технических тонкостях, мы подготовили для вас полезную статью. Из нее вы узнаете, как получить разрешение на реконструкцию и из каких этапов она состоит.

Суть реконструкции нежилого здания

Реконструкция нежилого здания ─ это комплекс работ по замене тех или иных параметров строения (к примеру, добавление нескольких этажей) или же восстановлению его несущих опор.

Перепланировку и реконструкцию нежилого здания нельзя назвать тривиальной задачей. Во-первых, на руках должен быть план земельного участка. Затем требуется подготовка проектной документации и её экспертиза, что может отнять довольно много времени. Когда нужные документы собраны и утверждены, вам следует получить разрешение на проведение работ. Только после этого можно приступать к реконструкции.

Суть реконструкции нежилого здания

Когда все планируемые работы по реконструкции и ремонту нежилого здания будут закончены, вы обязаны провести кадастровые работы и подготовить документы, позволяющие ввести строение в эксплуатацию. Затем проводится кадастровый учёт изменений.

Стоит помнить, что несоблюдение правил реконструкции здания может обернуться административным наказанием.

Реконструкция особо опасных и технически сложных объектов

Получение разрешения на реконструкцию нежилого здания

Перечень нормативов, которые необходимо соблюдать при проведении реконструкции нежилого здания, содержится в Градостроительном кодексе. Фактически такой вид работ выступает одной из форм строительства.

Получение разрешения на реконструкцию нежилого здания

Именно поэтому в большинстве статей Градостроительного кодекса реконструкция следует в правовой норме сразу за термином «строительство» (ст. 36, 38, 40, 46, 46.2, 48, 49, 51, 52, 54, 55, 55.5 ГрК РФ).

Кроме того, на территории каждого субъекта Российской Федерации согласно нормам Градостроительного кодекса действуют собственные административные регламенты, которыми определяется порядок согласования реконструкции нежилых зданий или их отдельных помещений.

Как гласит ГрК РФ, застройщик имеет право приступать к реконструкции объекта капитального строительства только в том случае, если у него имеется официальное разрешение на осуществление такого рода работ.

Для этого он должен получить специальный документ, подтверждающий, что проект на реконструкцию нежилого здания отвечает требованиям, установленным:

  • Градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (не требуется в ситуации, когда согласно стандартам Градостроительного кодекса нет необходимости в том, чтобы составлять проекты планировки и межевания территории) при проведении реконструкции объекта капитального строительства, не относящегося к числу линейных.
  • Проектом планировки территории при условии, что выдаётся разрешение на строительство линейного объекта, размещение которого не предполагает формирования земельного участка, или же допускается разместить объект капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешённым использованием и ограничениями согласно земельному и иному законодательству РФ. Получив данное разрешение, застройщик может проводить работы по перестройке сооружения.

Реконструкция дорожного полотна: методы оценки и выполнения работ

Для оформления реконструкции нежилого здания требуется получить разрешение на проведение работ. Данный документ должен содержать:

  • ФИО гражданина, который подал заявление на получение разрешения.
  • Полное наименование организации, если заявление на получение разрешения поступило от юридического лица.
  • Дату, в которую был подписан документ.
  • Порядковый номер документа. Этот номер присваивается организацией, выдавшей документ.
  • Наименование объекта, отвечающее утверждённой застройщиком или заказчиком проектной документации.
  • Адрес, по которому располагается подлежащее реконструкции здание.
  • Дату, в которую был выдан градостроительный план земельного участка, номер плана и организацию, которая его выдала.
  • Срок, на протяжении которого разрешение на работы по реконструкции является действительным.

Кроме того, документ с разрешением на реконструкционные работы должен быть подписан уполномоченным сотрудником и иметь печать организации, которая его выдала.

Если в документе не имеется одного или нескольких пунктов, перечисленных выше, он считается недействительным.

Согласно принятому законодательству разрешение на реконструкцию нежилого здания необходимо получать в органе местного самоуправления, по месту расположения земельного участка (ч. 5, 6 ст. 51 ГрК РФ).

Реконструкция социальных объектов: основные сложности, состав работ

Законом предусмотрен ряд ситуаций, когда разрешение на реконструкцию не является обязательным. Так, вам не придётся подавать заявление, если вы собираетесь реконструировать:

  • объекты индивидуального жилищного строительства;
  • объекты, не относящиеся к категории капитальных;
  • нежилые здания и их отдельные помещения при условии, что планируемые изменения не повлияют на конструктивные характеристики, определяющие надёжность и безопасность постройки, а также не выходят за предельные стандарты допустимой реконструкции, предусмотренные градостроительным регламентом.

Кроме того, вам не придётся подавать заявление на разрешение работ, если речь идёт о капитальном ремонте.

Документы для реконструкции нежилого здания

В перечень документов, требующихся для того, чтобы получить разрешение на реконструкцию нежилого здания, входят:

  • Заявление, содержащее простую электронную подпись подавшего его лица или организации.
  • Документ, удостоверяющий личность заявителя. Если заявителем выступает физическое лицо, его официальный представитель в данном вопросе действует на основании договорённости, заверенной нотариусом.
  • Уставные либо учредительные документы юридического лица. Если заявление подано юридическим лицом, его представитель может действовать не только на основании доверенности, заверенной нотариусом, но также на основании доверенности, полученной от самого заявителя. К рассмотрению допускаются только документы на русском языке.
  • Правоустанавливающие документы на земельный участок в случае их отсутствия в ЕГРН. Прежде чем подавать заявление, нужно удостовериться в том, что эти документы имеются в ЕГРН на официальном сайте Росреестра.
  • Градостроительный план земельного участка, который был выдан не ранее чем за 3 года до даты подачи заявления.
Читайте также:  Порядок разработки документации на строительство объектов

Реконструкция фасада здания: что включает и как провести

Все перечисленные документы требуется направлять самостоятельно, если они отсутствуют в реестре государственных органов, органов местного самоуправления или подведомственных им организаций. Чтобы направить документы, их необходимо разместить в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД). Если документы были запрошены согласно всем нормам межведомственных взаимодействий, но заявитель не получил их своевременно, это не является обоснованием для отказа в выдаче разрешения на проведение реконструкционных работ.

Документы для реконструкции нежилого здания

В дополнение к указанным документам требуются также материалы, имеющиеся в проектной документации, которые были подготовлены согласно Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 № 87:

  • пояснительная записка;
  • схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, содержащейся в градостроительном плане участка;
  • архитектурные решения;
  • проект на реконструкцию жилого здания;
  • сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения, в котором указаны места подключения;
  • проект проведения работ по сносу или демонтажу зданий, их отдельных помещений;
  • перечень мероприятий, призванных обеспечить доступ лиц с инвалидностью к объектам здравоохранения, культуры и отдыха, образования, спорта и другим объектам, имеющим социально-культурное и коммунально-бытовое назначение, к транспортным и торговым объектам, объектам общественного питания, объектам финансового, делового, религиозного и административного назначения в ситуации, когда планируется реконструкция данных объектов, а их проектная документация не подвергалась экспертизе.

Для оформления реконструкции нежилого здания вам также необходимо получить:

  • Согласие на проведение работ от всех лиц, владеющих правами на строение.
  • Положительное заключение по результатам государственной экспертизы проектной документации.
  • Копию свидетельства об аккредитации юридического лица, которым было выдано положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
  • Положительное заключение государственной экологической экспертизы.
  • Оригинал разрешения на строительство здания, подлежащего реконструкции.

Заявление на получение разрешения на реконструкцию можно подать через МФЦ или сервис «Госуслуги».

Порядок реконструкции нежилого здания

Чтобы приступить к реконструкционным работам, предварительно требуется получить градостроительный план земельного участка, оформить проектную документацию, провести её экспертизу и получить разрешение на проведение работ. Только при условии наличия на руках всех перечисленных документов застройщик имеет право осуществлять реконструкцию. По её завершении требуется получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Порядок реконструкции нежилого здания

Для проведения работ по реконструкции и ремонту нежилого здания вы должны:

  1. Заключить договор строительного подряда с ИП или организацией, которая:
  • Является членом СРО в области строительства, реконструкции и капремонта. Работы по договорам генерального подряда, заключённым с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, региональным оператором, могут производиться только членами СРО (кроме случаев, предусмотренных в указанной норме).
  • Не является членом СРО в области строительства, реконструкции и капремонта. Договоры можно заключать, если размер обязательств по каждому из них не превышает 3 млн. рублей (ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ).

В ситуации, когда реконструкция проводится организациями, перечисленными в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ, членство в СРО не является обязательным, а размер обязательств по договору не ограничен.

  1. Подготовить земельный участок и строительный объект для осуществления реконструкционных работ, предоставить подрядчику результаты инженерных изысканий, проектную документацию и разрешение на реконструкцию (ч. 4 ст. 52 ГрК РФ).
  2. Известить органы государственного строительного надзора о том, что начаты работы. Это необходимо сделать не позднее, чем за неделю до старта реконструкции. Если вы направите извещение несвоевременно, вам грозит административный штраф.
  1. Когда реконструкция закончена, вы обязаны провести кадастровые работы.

Для этого требуется обратиться к кадастровому инженеру и заключить договор подряда (ч. 4.1 ст. 1, ч. 1 ст. 35 Закона о кадастровой деятельности).

По завершении кадастровых работ вам предоставят технический план, необходимый на дальнейших этапах для допуска строительного объекта к эксплуатации и при осуществлении кадастрового учёта изменений в ЕГРН (п. 12 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ, п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона о государственной регистрации недвижимости, ст. 37 Закона о кадастровой деятельности).

Разрешение на реконструкцию нежилого здания: зачем оно нужно и как его получить

Затем вы должны собрать документы, обозначенные в ч. 3 ст. 55 ГрК РФ. Возможно, какая-то документация уже есть у вас на руках или была получена заблаговременно, но некоторые документы требуется оформлять только после того, как реконструкционные работы будут закончены. Так, вам понадобятся:

  • акт, в котором зафиксировано, что параметры объекта, прошедшего реконструкцию, соответствуют характеристикам, заявленным в проектной документации;
  • схема, на которой обозначено расположение реконструированного объекта, инженерно-технических сетей на территории земельного участка и планировочная организация этого участка;
  • заключение органа государственного строительного надзора в случае необходимости.
  1. Ввод здания в эксплуатацию по завершении строительных работ

Вам нужно получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. В нём нет необходимости, если вы не получали разрешение на строительство (ч. 15 ст. 55 ГрК РФ).

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию подтверждает (ч. 1 ст. 55 ГрК РФ), что:

  • реконструкция здания выполнена в полном объеме согласно разрешению на строительство и проектной документации;
  • реконструированное здание соответствует требованиям к реконструкции, установленным ГПЗУ, и разрешённому использованию земельного участка.

Заявление на получение разрешения вы можете подать в орган, выдавший разрешение на строительство, или же в МФЦ.

  1. Проведение кадастрового учёта изменений после реконструкции здания

Когда прошедшее реконструкцию и перепланировку нежилое здание введено в эксплуатацию, в ЕГРН должны быть внесены новые сведения о нём. С этой целью осуществляется кадастровый учёт изменений (ч. 2 ст. 8, п. 6 ч. 5 ст. 14 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Последствия реконструкции нежилого здания без разрешения на строительство

Проводя реконструкцию и ремонт нежилого здания, необходимо соблюдать все требования, прописанные в Градостроительном кодексе. Вы также должны иметь на руках документ с разрешением на реконструкцию и своевременно направить в местные органы уведомление о начале работ.

Читайте также:  Передача объекта строительства застройщику заказчику

Последствия реконструкции нежилого здания без разрешения на строительство

Если вы решили пренебречь законодательными нормами и не получили разрешение на реконструкцию, последствия таковы:

  • Строительный объект посещает комиссия, на вас составляется акт о незаконном проведении реконструкционных работ, а затем вы получаете предписание на приведение здания в его исходное состояние.
  • К вам могут прийти ещё раз, и затем члены комиссии подадут судебный иск о признании реконструкции незаконной и приведении здания в исходное состояние.
  • Не исключено, что проведут экспертизу строительного объекта. Если её результаты укажут на нарушение прав других граждан, суд может вынести решение о сносе здания, если вы своевременно не устраните допущенные нарушения.

Но, конечно же, лучше не доводить ситуацию до судебных разбирательств и подготовить все необходимые документы, сколько бы времени это ни отняло. Если вы хотите получить разрешение на реконструкцию нежилого здания как можно быстрее и без лишних хлопот, поручите работу с документацией квалифицированной компании.

Источник

Минстрой разъясняет: Авторский надзор

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по вопросу разграничений функций и определения затрат на осуществление строительного контроля и авторского надзора сообщает.

Согласно части 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 53 Кодекса установлено, что строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

Порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» (далее — Положение N 468).

В соответствии с частью 1 статьи 53 Кодекса проверка соответствия выполняемых работ проектной документации является одной из составляющей строительного контроля. Проведение указанных работ является в силу статьи 53 Кодекса обязательным, тогда как привлечение лица, осуществляющего подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (авторский надзор), согласно части 2 статьи 53 Кодекса осуществляется по инициативе застройщика или технического заказчика.

В отношении отдельных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, Правительством Российской Федерации в установленных им случаях принимается решение о проведении строительного контроля Минстроем России или подведомственным Минстрою России государственным (бюджетным или автономным) учреждением (ч. 2.1 ст. 53 Кодекса).

Согласно пункту 41 Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 716 (далее — Правил формирования ФАИП) для осуществления строительства объектов капитального строительства производственного назначения, а также крупных объектов капитального строительства непроизводственного назначения по индивидуально разрабатываемым проектам может быть создана дирекция строительства (далее — дирекция), которая выполняет функции технического заказчика.

Приказом Минстроя России от 2 июня 2020 г. 297/пр утверждена Методика определения затрат на осуществление функций технического заказчика (зарегистрирован в Минюсте России 16 июля 2020 г. за N 58980), которая предназначена для применения при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в соответствии с частью 1 статьи 8.3 Кодекса (далее — Методика N 297).

Согласно пункту 4 Методики N 297 Затраты на осуществление функций технического заказчика в случае финансового обеспечения его деятельности за счет капитальных вложений, выделяемых на строительство объектов капитального строительства, определяются расчетом, согласованным застройщиком, с учетом численности работников технического заказчика и включаются в графы 7 и 8 главы 10 «Содержание службы заказчика. Строительный контроль» сводного сметного расчета стоимости строительства в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации на строительство объекта капитального строительства в составе проектной документации, без учета налога на добавленную стоимость.

В силу статьи 12 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 169-ФЗ) архитектор и юридическое лицо на основании договора с застройщиком имеют право осуществлять авторский надзор за строительством архитектурного объекта.

Положениями градостроительного законодательства установлено, что осуществление строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте обязательное, а проведение авторского надзора возможно только в том случае, если в проектной документации имеется архитектурная часть. При этом застройщик либо подрядчик вправе не привлекать автора архитектурного проекта с его согласия к разработке документации для строительства и к авторскому надзору за строительством архитектурного объекта при условии реализации архитектурного проекта без изменений (статья 20 Закона N 169-ФЗ).

Читайте также:  Градостроительный кодекс определение объектов капитального строительства

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 39 и частью 1 статьи 41 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Технический регламент) строительный контроль является обязательной формой оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса), а авторский надзор — добровольной.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 2 Технического регламента авторский надзор — это контроль лица, осуществившего подготовку проектной документации, за соблюдением в процессе строительства требований проектной документации.

В соответствии с пунктом 4.6 СП 48.13330.2019 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства», утвержденного приказом Минстроя России от 24 декабря 2019 г. N 861/пр (далее — СП 48.13330.2019), в базовые функции застройщика на период строительства входят как проведение строительного контроля застройщика (технического заказчика), так и привлечение для авторского надзора за строительством объекта лица, осуществляющего подготовку проектной документации, либо лица, обладающего соответствующими квалификационными требованиями в области подготовки проектной документации.

В силу пункта 9.2 СП 48.13330.2019 лицо, осуществляющее подготовку проектной документации (проектная организация), осуществляет авторский надзор согласно положениям Свода правил «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений», утвержденным приказом Минстроя России от 19 февраля 2016 г. N 98/пр (далее — СП 246.1325800.2016). Кроме того, установлено, что при строительстве опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также при приспособлении объекта культурного наследия для современного использования осуществляется обязательный авторский надзор проектной организации. В остальных случаях он осуществляется по решению застройщика (технического заказчика). Порядок осуществления и функции авторского надзора установлен СП 246.1325800.2016.

Следует отметить, что СП 246.1325800.2016 включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Росстандарта от 2 апреля 2020 г. N 687.

Авторский надзор, выполняемый проектной организацией, осуществляется во взаимодействии со специалистами, осуществляющими строительный контроль в соответствии с пунктом 3 Положения N 468 (пункт 4.7 СП 246.1325800.2016), на основании договора (контракта), заключенного между застройщиком, заказчиком, техническим заказчиком и проектировщиком, или организационно-распорядительного документа в случае, если проектировщиком является одно из структурных подразделений заказчика или подрядчика (пункт 6.1 СП 246.1325800.2016).

В соответствии с требованиями, установленными пунктом 31 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 (далее — Положение N 87), средства на строительный контроль входят в состав сводного сметного расчета стоимости строительства (глава 10 сводного сметного расчета), являющегося неотъемлемой частью сметы на строительство объектов капитального строительства, включаемой в раздел 11 проектной документации.

Порядок составления сметной документации и определения сметной стоимости регламентирован Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. N 15/1 и действующей в части, не противоречащей градостроительному законодательству.

В соответствии с пунктами 4.89 и 4.91 МДС 81-35.2004 в главу 12 «Проектные и изыскательские работы, авторский надзор» включается проведение авторского надзора проектных организаций за строительством (капитальным ремонтом), а средства на его проведение рекомендуется определять расчетом исходя из текущего (прогнозного) уровня цен, но не более 0,2% от полной сметной стоимости, учтенной в главах 1 — 9 сводного сметного расчета, и включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета, а объем средств, необходимый для осуществления строительного контроля, рассчитывается в порядке, установленном Положением N 468.

Дополнительно сообщается, что приказом Минстроя России от 4 августа 2020 г. N 421/пр утверждена Методика определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 сентября 2020 г., регистрационный N 59986) (далее — Методика N 421), который вступил в силу с 5 октября 2020 года.

Методика N 421 определяет единые методы формирования сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства.

Пунктами 162 — 168 Методики N 421 предусмотрено, что:

Включение затрат на осуществление авторского надзора согласно пункту 173 Методики N 421 допускается по объектам, обязательное проведение авторского надзора по которым предусмотрено законодательством Российской Федерации, а также по решению заказчика при согласовании с главным распорядителем средств соответствующего бюджета (за исключением случаев, когда заказчиком является главный распорядитель бюджетных средств). Лимит затрат на проведение авторского надзора определяется в размере 0,2 процентов от итога графы 8 глав 1 — 9 сводного сметного расчета и включается в графы 7 и 8.

При этом пунктом 174 Методики N 421 установлено, что лимит затрат на проведение авторского надзора не учитывает стоимость проезда лиц, осуществляющих авторский надзор, на объект строительства и обратно. Данные затраты определяются дополнительно в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации, и включаются в главу 12 сводного сметного расчета (графы 7 и 8).

Источник
Рейтинг
Загрузка ...