Порядок предоставления земельного участка для строительства линейного объекта

Рослесхоза от 06.09.2017 N АВ-03-54/12668

Федеральное агентство лесного хозяйства, учитывая многочисленные обращения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений по вопросам образования и предоставления лесных участков и (или) их частей для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью, считает необходимым сообщить следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее — Лесной кодекс) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее — Земельный кодекс), если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Земельного кодекса объектом земельных правоотношений являются в том числе части земельных участков.

23 Юристконсульт: Порядок предоставления земель для строительства без торгов

Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее — Федеральный закон N 280-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», предусматривающие предоставление юридическим лицам в пользование частей лесного участка в составе земель лесного фонда в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью, в порядке, установленном для предоставления лесных участков.

Вопросы предоставления лесных участков в целях использования лесов для указанных целей урегулированы статьями 9, 21, 25, 43, 46 Лесного кодекса.

Частью 2 статьи 43 Лесного кодекса предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 указанной статьи. Предоставление лесных участков в аренду для указанных целей осуществляется без проведения торгов (пункт 1 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса).

Частью 2 статьи 45 Лесного кодекса предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 данного Кодекса для строительства линейных объектов. Лесные участки, на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Лесного кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты (часть 3 статьи 45 Лесного кодекса).

Порядок предоставления земельных участков для строительства

С учетом положений Лесного кодекса и Земельного кодекса предоставление юридическим лицам лесных участков из состава земель лесного фонда для размещения линейных объектов может осуществляться в постоянное (бессрочное) пользование (статьи 9 и 45 Лесного кодекса, подпункты 2 — 4 пункта 2 статьи 39.9 Земельного кодекса); в аренду без проведения торгов (статьи 9 и 45, пункт 1 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса); в безвозмездное пользование (статьи 9 и 45 Лесного кодекса, подпункты 1 и 5 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса).

В соответствии с земельным законодательством образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности, для предоставления в пользование осуществляется в соответствии с проектной документацией лесных участков.

Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения. При этом согласно части 12.3 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации документация по планировке территории, подготовленная применительно к землям лесного фонда, до ее утверждения подлежит согласованию с органами государственной власти, осуществляющими предоставление лесных участков в границах земель лесного фонда.

Таким образом, образование части лесного участка для предоставления в пользование в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью, для постановки на государственный кадастровый учет осуществляется на основании как проектной документации лесных участков, так и утвержденного проекта межевания территории для линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Читайте также:  Как идентифицировать объект строительства

Следует учитывать, что образование части лесного участка влечет ограничение права (например, права аренды лесного участка при многоцелевом использовании лесов) или обременение такого лесного участка и не является образованием нового объекта недвижимости.

Учитывая изложенное, необходимо также отметить, что требования, предусмотренные статьей 11.2 Земельного кодекса, в части согласования образования земельных участков землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков при образовании частей лесного участка не применяются.

Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации).

Допускается осуществление государственного кадастрового учета части лесного участка в составе земель лесного фонда в целях предоставления ее в аренду для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их составной частью, без одновременной государственной регистрации обременения лесного участка. Государственная регистрация обременения лесного участка в указанных случаях осуществляется в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о регистрации.

Следует учитывать, что положениями Федерального закона N 280-ФЗ установлено основание предоставления частей лесных участков в аренду сроком до одного года без осуществления их государственного кадастрового учета. В указанном случае определение местоположения части лесного участка осуществляется в соответствии с прилагаемой к договору аренды схемой расположения части лесного участка, составленной на основании проектной документации лесного участка либо проекта межевания территории. Сведения о таких частях лесных участков следует учитывать в форме N 7-ГЛР, утвержденной приказом Минприроды России от 6 октября 2016 г., с указанием местоположения и списка координат их границ, определяемых на основании документов об образовании частей лесного участка.

Юридические лица, которым части лесных участков предоставляются в пользование, осуществляют самостоятельно деятельность, связанную с использованием лесов, с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации при использовании лесных участков, включая подготовку проекта освоения лесов, подачу декларации об использовании лесов, подготовку отчета об использовании лесов и рубку лесных насаждений применительно к принадлежащим им частям лесных участков.

Учитывая изложенное и принимая во внимание необходимость обеспечения многоцелевого, рационального использования лесов, Рослесхоз рекомендует для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью, предоставление юридическим лицам лесных участков из состава земель лесного фонда осуществлять с учетом изменений законодательства, в том числе на основании договора аренды части лесного участка.

Источник

Оформление земельного участка для строительства линейного объекта

Подборка наиболее важных документов по запросу Оформление земельного участка для строительства линейного объекта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Оформление земельного участка для строительства линейного объекта

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 90 «Земли транспорта» ЗК РФ
(ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ») Учитывая, что заявителем на государственную регистрацию права не были представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие законность использования им земельных участков в период строительства спорного сооружения, управление приостановило осуществление заявленного регистрационного действия, а затем отказало в государственной регистрации права в связи с неустранением в установленный срок обстоятельств, послуживших основанием для приостановления, арбитражные суды правомерно отказали в признании незаконным отказа регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности на построенный линейный объект, поскольку в силу статьи 90 ЗК РФ при строительстве спорного надземного газопровода заявителю земельные участки подлежали предоставлению в общем порядке, а на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, также относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников таких сооружений не требуется, в этом случае, предоставляются доказательства, свидетельствующие о согласии собственника такого участка на его предоставление под строительство и его возвращение правообладателю земельного участка.

Читайте также:  Уведомление о планируемом строительстве объекта ижс или садового дома бланк

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 90 «Земли транспорта» ЗК РФ
(ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ») Исходя из того, что заявленный на регистрацию объект является линейным сооружением; учитывая, что заявителем на государственную регистрацию представлены все необходимые документы, подтверждающие права пользования земельными участками на момент строительства, арбитражные суды правомерно признали незаконным отказ в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости (напорный коллектор), поскольку в силу статьи 90 Земельного кодекса РФ на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта не требуется; при этом инженерные коммуникации (сети канализации) могут быть использованы, при подключении к ним посторонних объектов, не только для обслуживания главной вещи, в данном случае домов, но и других объектов, в связи с чем являются самостоятельным объектом недвижимости.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Оформление земельного участка для строительства линейного объекта

Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положения Заявляя требование о взыскании неустойки на основании пункта 7.2.1 контракта, истец ссылается на то, что до настоящего времени обязательства ответчиком по контракту не выполнены, объект в эксплуатацию не сдан. При этом Департаментом исполнена обязанность по передаче ответчику исполнительной документации на объект, а оформление градостроительного плана земельного участка для получения разрешения на строительство линейного объекта необязательно.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Государственное управление на стадии установления публичного сервитута
(Ушакова А.П.)
(«Правовые вопросы недвижимости», 2021, N 2) Второе преимущество административной процедуры установления публичного сервитута по сравнению с процессом установления частного сервитута или права аренды — решение об установлении публичного сервитута может приниматься не только в отношении земельных участков, но и в отношении земель, в составе которых участки не образованы. Только государство может разрешить использовать земли, в составе которых не образованы земельные участки.

Возможность их использования расширяет число вариантов расположения объекта и позволяет обойтись без дорогостоящих кадастровых работ по образованию земельных участков (которые были бы неизбежны при выборе иного способа оформления прав на землю для строительства линейного объекта). Кроме того, возможность использовать на одинаковом основании и земельные участки, и земли делает юридически малозначимыми факты отсутствия установленных границ земельных участков и многие случаи земельных споров о границах. Обладателю публичного сервитута уже не требуется распутывать множество существующих юридических проблем по поводу границ земельных участков, чтобы получить возможность ограниченного пользования ими. Допустимость пересечения границами зоны действия публичного сервитута границ земельных участков создает свободу определения границ исходя из технических характеристик линейного объекта, а не юридических особенностей участков.

Нормативные акты: Оформление земельного участка для строительства линейного объекта

Справочная информация: «Правовой календарь на II квартал 2022 года»
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс) В целях получения разрешения на строительство объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, на смежных земельных участках заявитель обращается с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка в орган местного самоуправления по месту нахождения смежных земельных участков. В отношении смежных земельных участков оформляется один градостроительный план земельного участка. При этом в градостроительный план земельного участка включается информация о границах смежных земельных участков и о кадастровых номерах смежных земельных участков (при их наличии). Информация о минимальных отступах от границ смежных земельных участков в градостроительный план земельного участка не включается.

Источник

Новые правила предоставления земельных участков

Новые правила предоставления участков под линейные объекты

1 марта 2015 года вступили в силу изменения, согласно которым изменились некоторые правила предоставления земельных участков для строительства.

В рамках изменений возможен упрощенный порядок получения земли – без предоставления земельных участков и установления сервитутов – для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов. Виды таких объектов устанавливаются Правительством РФ. Перечень объектов указан в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 1300:

Объекты, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов:
1. Подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
2. Водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
3. Линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
4. Элементы благоустройства территории.
5. Линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
6. Нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
7. Тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
8. Геодезические, межевые, предупреждающие и иные знаки, включая информационные табло (стелы) и флагштоки.
9. Защитные сооружения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
10. Объекты, предназначенные для обеспечения пользования недрами, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
11. Линии и сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
12. Проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
13. Пожарные водоемы и места сосредоточения средств пожаротушения.
14. Пруды-испарители.
15. Отдельно стоящие ветроэнергетические установки и солнечные батареи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Читайте также:  Регистрация объекта строительства и принятие на учет

Основные этапы оформления земли под линейным объектом:

1. Подготовка и утверждение документации по планировке территории.

2. Проведение процедуры предварительного согласования предоставления земельного участка.
Заинтересованное лицо ходатайствует в уполномоченный орган о проведении данной процедуры и подает необходимый пакет документов:
– документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов – справка уполномоченного органа об отнесении объекта к объектам регионального или местного значения (п. 25 Приказ Министерства экономического развития РФ от 12 января 2015 г. N 1 “Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов”).
– документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя.

Уполномоченный орган власти принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в срок не более чем 30 дней. Либо принимает решение об отказе. Перечень возможных причин для отказа ограничен Кодексом (пункт 8 статьи 39.15 Земельного кодекса).

3. Проведение кадастровых работ по образованию земель из государственной собственности и внесение сведений о земельном участке в ГКН.
Площадь образуемого земельного участка, указанного в межевом плане, не может на 10 или более процентов отличаться от площади земельного участка, указанной в утвержденном проекте межевания территории (пп.8, п.2. статьи 26 ФЗ 221 от 24 июля 2007 г. “О государственном кадастре недвижимости”).

4. Предоставление земельного участка в аренду или в постоянное (бессрочное) пользование.
Заинтересованному лицу необходимо подать заявление о предоставлении земельного участка. В заявлении указывается цель использования земельного участка, кадастровый номер земельного участка, реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории. Уполномоченный орган должен в течение 30 дней направить заявителю проект договора аренды (решение о предоставлении земельного участка в постоянное бессрочное пользование) или мотивированный отказ в предоставлении. Заявитель должен в течение 30 дней подписать договор аренды и направить его обратно.

Таким образом, нововведениями упразднена процедура принятия уполномоченным органом какого-либо акта о предоставлении в аренду. Срок предоставления в аренду определен пп. 2 п.8 статьи 39.8 ЗК – до 49 лет. Порядок расчета арендной платы за пользование земли устанавливается Правительством РФ в отношении земель федеральной собственности, органом государственной власти субъекта – в отношении земель, находящихся в собственности субъекта РФ, органом местного самоуправления – в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности РФ.

Для чего нужен проект межевания территории:

1. Для образования земельного участка под линейный объект.

3. При образовании земельных участков для размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...