Порядок приемки заказчиком законченного строительством объекта от подрядчика

Статья 753 ГК РФ. Сдача и приемка работ

1. Заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке.

2. Заказчик организует и осуществляет приемку результата работ за свой счет, если иное не предусмотрено договором строительного подряда.

В предусмотренных законом или иными правовыми актами случаях в приемке результата работ должны участвовать представители государственных органов и органов местного самоуправления.

3. Заказчик, предварительно принявший результат отдельного этапа работ, несет риск последствий гибели или повреждения результата работ, которые произошли не по вине подрядчика.

4. Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.

Учет хозяйственной деятельности строй.компаний в 1С подрядчик строительства. Управление финансами.

Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.

5. В случаях, когда это предусмотрено законом или договором строительного подряда либо вытекает из характера работ, выполняемых по договору, приемке результата работ должны предшествовать предварительные испытания. В этих случаях приемка может осуществляться только при положительном результате предварительных испытаний.

6. Заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком.

Комментарий к Ст. 753 ГК РФ

Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику. Статья 753 ГК предусматривает возможность составления одностороннего акта. Названная норма защищает интересы подрядчика, если заказчик необоснованно отказался от надлежащего оформления документов, удостоверяющих приемку. Подрядчик не известил заказчика о завершении работ по договору и не вызвал его для участия в приемке результата работ. Поэтому подрядчик не мог ссылаться на отказ заказчика от исполнения договорного обязательства по приемке работ и требовать их оплаты на основании одностороннего акта сдачи результата работ, так как фактически объект в установленном порядке заказчику не передавался.

Односторонний акт приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в том случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными. Указанная норма означает, что оформленный в таком порядке акт является доказательством исполнения подрядчиком обязательства по договору и при отказе заказчика от оплаты на суд возлагается обязанность рассмотреть доводы заказчика, обосновывающие его отказ от подписания акта приемки результата работ.

Правовые основы деятельности подрядчиков (генеральных подрядчиков, субподрядчиков)

Поскольку первоначально предварительные испытания дали отрицательный результат, необходимо было провести такие испытания повторно. При отсутствии положительных результатов испытаний заказчик имел право отказаться от подписания акта приемки работ (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51).

Другой комментарий к Ст. 753 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет обязанность заказчика, уведомленного о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ, приступить к его приемке немедленно.

Выполненные работы принимаются в порядке, установленном законом и договором строительного подряда. ГК не устанавливает конкретный срок, в течение которого заказчик обязан приступить к приемке. Немедленно, т.е. в минимальные сроки, необходимые для принятия заказчиком мер по организации приемки и ее надлежащему проведению, в частности, в сроки, требуемые для привлечения к участию в приемке специалистов, представителей государственных органов, органов местного самоуправления, для обеспечения объекта необходимой энергией, сырьем, топливом и т.д.

При просрочке принятия работы на заказчика ложится бремя несения возникших в период просрочки рисков: риска случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, материалов, оборудования и т.д. (см. комментарии к ст. 705, п. 1 ст. 741 ГК РФ).

Досрочная сдача работ подрядчиком допускается лишь с согласия заказчика (ст. 315, 711 ГК РФ).

2. Пунктом 2 комментируемой статьи на заказчика возлагается обязанность по организации и осуществлению приемки результата работ и несению связанных с этим расходов.

Заказчик своими силами и средствами должен обеспечить участие в комиссии по приемке как своих представителей, так и представителей подрядчика, а если работы выполнялись по договору генерального подряда, то и представителей субподрядчиков; в необходимых случаях привлечь экспертов, представителей государственных органов и органов местного самоуправления, выделить транспорт, обеспечить объект необходимой энергией, сырьем, топливом и проч.

Правило о возложении на заказчика обязанности по организации и приемке работ и по несению бремени связанных с этим расходов носит диспозитивный характер. Соглашением сторон может быть предусмотрено иное распределение обязанностей как по организации приемки объекта, так и по несению связанных с этим расходов. Стороны вправе, к примеру, возложить на подрядчика обязанность по выделению на период приемки персонала для обслуживания инженерных систем и оборудования и перенести на него (полностью или в части) связанные с этим расходы.

В практике встречаются различные виды приемки: промежуточная, частичная, приемка отдельных этапов работ, полная; приемка заказчиком и государственная приемка. Главное назначение всех видов приемки — проверить качество работ.

Промежуточная приемка проводится обычно в отношении тех выполняемых промежуточных работ, которые скрываются последующими конструкциями либо предназначаются для больших механических и иных нагрузок. Например, прочность фундамента здания может быть проверена и приемка осуществлена до закрытия его плитами и до возведения стен. В процессе строительства возможна регулярная промежуточная приемка работ, в частности, ежемесячная, подтверждающая выполнение работ за определенный период.

Частичная приемка также является приемкой в процессе строительства. Она применяется, как правило, когда строится сложный строительный комплекс, включающий отдельно стоящие здания и сооружения, объекты гражданской обороны и проч., которые могут эксплуатироваться заказчиком самостоятельно. Допустим, объектом строительства являются административный корпус предприятия, производственное здание и здание оздоровительного комплекса. При частичной приемке (в отличие от промежуточной) заказчик не только проверяет качество части выполненных работ, но также берет в фактическое владение результат работы и вправе его эксплуатировать (к примеру, административный корпус). Подобное возможно лишь в случае, если результат определенной части работ выделен в договоре в качестве отдельного этапа.

В то же время не следует отождествлять приемку отдельного этапа работ и частичную приемку. Приемкой отдельного этапа может быть и промежуточная приемка при условии, что подлежащая приемке в процессе строительства часть работ выделена в договоре как этап.

Вместе с тем промежуточная приемка далеко не всегда является приемкой отдельного этапа работ. На необходимость разграничения промежуточной приемки и приемки отдельного этапа работ указывает и ВАС РФ на примере одного из дел.

Так, в коммерческой практике приемка отдельного этапа работ и приемка промежуточных работ, не относящихся к таковому, оформляются путем подписания одного и того же акта, именуемого актом формы N 2. При этом акты приемки промежуточных работ подтверждают фактическое выполнение работ за определенный период и, как правило, подписываются ежемесячно, что позволяет получить основание для промежуточных расчетов. И если фактически выполненные промежуточные работы не были выделены в договоре в качестве отдельного этапа, то акты формы N 2 не являются актами предварительной приемки отдельного этапа работ.

Такое разграничение имеет принципиальное значение при распределении рисков случайной гибели или случайного повреждения результата работ. В случае принятия промежуточных работ, не относящихся к отдельному этапу, действует общее правило о распределении рисков (ст. 741 ГК РФ) — см. п. 18 Обзора Президиума ВАС РФ от 24 января 2000 г. N 51. В случае же принятия отдельного этапа работ действует специальное правило о распределении рисков (см. комментарий к п. 3 комментируемой статьи).

Полная приемка — приемка законченного строительством объекта в целом. Она проводится заказчиком либо комиссией, образуемой соглашением сторон. В комиссию могут входить и независимые эксперты, и представители субподрядчиков, и другие лица, приглашенные заказчиком и подрядчиком.

Читайте также:  Регистрация объекта незавершенного строительства росреестр

В случаях, порядке и с последствиями, которые предусмотрены правовыми актами, возможна государственная приемка, проводимая с участием представителей государственных органов и органов местного самоуправления. Обычно такая приемка проводится при строительстве объектов недвижимости, эксплуатация которых затрагивает серьезные публичные интересы, — основных производственных и непроизводственных фондов (зданий и сооружений, жилых комплексов и иных подобных объектов). При этих условиях объект считается принятым к эксплуатации и право на него подлежит государственной регистрации только после надлежащего завершения государственной приемки.

Порядок приемки подобных объектов в эксплуатацию определяется СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» (утверждены Постановлением Госстроя СССР от 21 апреля 1987 г. N 84). В соответствии с ними до предъявления объектов государственной приемочной комиссии заказчик назначает рабочие комиссии, осуществляющие предварительную приемку без участия представителей государственных органов либо органов местного самоуправления. И лишь затем законченные строительством объекты должны предъявляться к приемке государственным приемочным комиссиям.

3. Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает специальное правило о перенесении на заказчика, предварительно принявшего результат отдельного этапа работ, последствий случайной гибели или случайного повреждения этого результата.

Смысл специального правила состоит в том, что при гибели (повреждении) не по вине подрядчика результата отдельного этапа работ, наступившей до приемки работ в целом, но после приемки заказчиком отдельного этапа работ, риск несет заказчик.

Следовательно, за подрядчиком в этом случае сохраняется право требовать вознаграждения за указанные работы. Предусмотренное п. 1 ст. 741 ГК общее правило о несении подрядчиком риска случайной гибели или случайного повреждения результата работ до его приемки при этом не применяется. Тем самым в подобных случаях снижается риск подрядчика.

Пункт 3 комментируемой статьи содержит императивное предписание и исключает принятие сторонами иного решения о распределении рисков в подобных случаях.

4. В п. 4 комментируемой статьи говорится о порядке оформления сдачи и приемки работ и устанавливается презумпция действительности акта сдачи или приемки результата работ, подписанного одной стороной.

При отказе одной стороны от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. В коммерческой практике от подписания акта сдачи-приемки объекта обычно отказывается заказчик. Оформленный таким образом акт имеет юридическую силу, является доказательством исполнения подрядчиком обязательства по договору и порождает обязанность заказчика по оплате выполненных работ (см. п. 14 Обзора Президиума ВАС РФ от 24 января 2000 г. N 51).

Согласно абз. 2 п. 4 акт, подписанный одной стороной, может быть оспорен заинтересованной стороной в суде. Суд вправе признать односторонний акт недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными. О случаях, в которых заказчик вправе отказаться от приемки результата работ и подписания соответствующего акта, см. комментарий к п. 6 настоящей статьи.

5. Согласно п. 5 комментируемой статьи в случаях, когда в силу закона, договора либо характера работ приемке результата работ должны предшествовать предварительные испытания, непременным условием приемки работ служат положительные результаты испытаний. Названное предписание — императивное и исключает принятие сторонами решения о приемке работ при отрицательном результате предварительных испытаний.

Если первоначально предварительные испытания дали отрицательный результат, необходимо провести испытания повторно. При отсутствии положительных результатов испытаний заказчик имеет право отказаться от подписания акта сдачи-приемки работ. По мнению Президиума ВАС РФ, мотивы отказа заказчика от подписания акта обоснованны и в том случае, когда подрядчик отказывается от повторных испытаний, полагая, что в них нет необходимости, поскольку выявленные при предварительном испытании дефекты им устранены (см. п. 7 Обзора Президиума ВАС РФ от 24 января 2000 г. N 51).

6. В п. 6 комментируемой статьи установлены пределы осуществления заказчиком права на отказ от приемки результата работ в случае обнаружения им недостатков.

Эта норма защищает интересы подрядчика, если заказчик необоснованно отказался от надлежащего оформления документов, удостоверяющих приемку. В соответствии с ней отказ заказчика от приемки объекта обоснован, когда им обнаружены недостатки, которые исключают возможность использования объекта для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены заказчиком или подрядчиком, т.е. существенные недостатки (см. п. 2 ст.

450 ГК РФ). Наличие в результате работ иных, несущественных недостатков, которые не влияют на основное назначение результата работ и устранимы без особого ущерба для интересов заказчика, не препятствует его приемке. Все выявленные в ходе приемки несущественные недостатки, как уже отмечалось, фиксируются в акте, подрядчику предоставляется разумный срок для их устранения.

Но сам результат работ должен быть принят заказчиком. Необоснованный отказ заказчика от надлежащего оформления акта, удостоверяющего приемку, дает подрядчику право составить односторонний акт (п. 4 настоящей статьи). В этом случае суд вправе удовлетворить требование подрядчика об оплате выполненного результата работ на основании одностороннего акта сдачи-приемки.

Заказчик же вправе добиваться в суде признания акта недействительным. Бремя доказывания обоснованности отказа от приемки результата работ возлагается на заказчика (ст. 56 ГПК).

Акт приемки объектов капитального строительства относится к документам, необходимым для получения заказчиком в установленном законом порядке разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).

Источник

Приемка выполненных работ в строительстве: порядок проведения и правовые особенности

Приемка выполненных работ в строительстве не является единоразовой процедурой. Контроль и оценка качества проделанного выполняются регулярно и на различных стадиях завершения проекта. Например, может проводиться плановая и внеплановая приемки, после исправлений недостатков и т. д.

Естественно, что данное мероприятие проходит в строгом соответствии с нормативными актами. И если для других работ или услуг не всегда существует разработанная первичная документация, то в строительстве все четко регламентировано. В нашей статье мы расскажем о том, какая бывает приемка, какие акты необходимо составить и подписать, а также разберем различные правовые особенности этой процедуры.

2 вида приемки работ в строительстве

1. Осуществление приёмки фактически выполненной работы

Приёмка выполненных работ в строительстве является обязательным этапом, цель которого − проверить их качество. Законодательством предусмотрено, что приёмочная комиссия из представителей застройщика и подрядчика совместно исследует объект с целью проверки результатов и обнаружения недостатков, технологических нарушений или невыполненных требований. По результатам приёмки составляется специальный акт, передаваемый подрядчику. В дальнейшем документ служит основанием для разрешения спорных ситуаций и расчётов с подрядной организацией.

Осуществление приёмки фактически выполненной работы

Для оценки фактического объёма выполненных работ используется нормативная (техническая и исполнительная) документация, тестовые испытания и запуски электрического оборудования, а также обмеры, осуществленные до момента финансово-технической проверки. Использование следующих видов приёмки помогает определить фактический объём работы:

  • Промежуточный вид приёмки необходим, если осмотр и проверка качества возведенных конструктивных элементов будут невозможны после завершения следующего этапа строительства, обычно это относится к фундаменту, несущим колоннам.
  • Частичный – проводится при возведении комплекса зданий, имеет целью снижение времени простоя и ввод объекта в эксплуатацию (к примеру, это актуально для жилых комплексов). Это основной отличительный признак частичной приёмки от промежуточной.
  • Полный вид – осуществляется по окончании строительных работ на объекте. Для выполнения приёмки собирается комиссия, включающая сторонних экспертов, представителей подрядчика, субподрядных компаний и других лиц, которых определяют застройщик и подрядчик. Задача специалистов – полностью проверить объект (оборудование) на соответствие эксплуатационным характеристикам и дать оценку качества материалов и т.д.

Виды малоэтажного строительства: разбираемся в классификации

Документы, содержащие полный перечень осуществленных общестроительных и отделочных работ в соответствии с договором подряда, служат основанием для определения фактической стоимости выполненного объёма работ. Кроме того, для сопоставления результатов с заявленными застройщиком требованиями используется строительная экспертиза.

Приглашенные эксперты проводят тщательный осмотр конструкций, составляют заключение, дополненное фотографиями и описанием погрешностей. После этих проверок сметную документацию делят на три составляющие: правильно рассчитанные сметы, сметы с выявленными ошибками в расчетах (указаны не те работы или стоимость материалов) и те, где применены нерациональные расчеты. Общая фактическая стоимость проведенных работ складывается из стоимостей отдельных видов строительно-отделочных работ, полученный итог сравнивается с суммой, которую требует подрядчик. Экспертное заключение – это официальный документ, с которым при необходимости можно обратиться в суд.

Проведение приёмки выполненных работ

2. Проведение приёмки выполненных работ

Если говорить о жизненном цикле любого проекта, то в него входят такие этапы: подготовительный (или начальный), непосредственно реализация и заключительный.

Читайте также:  Объекты недвижимости на которые не требуется разрешение на строительство

Приёмка относится к заключительному этапу, итогом которого является составленный проверенный акт приемки-передачи объекта. После утверждения и принятия документа все обязательства между застройщиком и подрядчиком считаются выполненными (при условии соблюдения всех требований). Если необходимо, дальше участники могут продолжить сотрудничество, заключив новый договор.

Приёмка объекта заключается в определении стоимости выполненных работ, состава и структуры вложений капитального характера, уточнении взаимных финансовых требований. Согласно ст. 55 Гражданского кодекса РФ за разрешением на ввод объекта в эксплуатацию застройщик обязан обратиться в ту же государственную организацию, которая выдала официальное разрешение на строительство. В перечне документов, дополняющих заявление, особая значимость придается заключению, подтверждающему соответствие сооружения требованиям СП, установленным контролирующим органом.

С этой целью специалисты, осуществляющие государственный строительный надзор, проводят заключительную проверку здания или сооружения после завершения строительства, реконструкции или капремонта. Выполнение процедуры иногда занимает месяц, а если проверка выявила нарушения, то застройщик получает отказ, предъявляемый ему в течение 10 дней.

Перед итоговой проверкой на объекте проводят определенные испытания (тесты) установленного оборудования, данные о результатах которых фиксируют в специальном документе. Итоговое тестирование, в отличие от промежуточного, проводится в присутствии подрядчика и заказчика. В ходе испытания, в первую очередь, проверяется безопасность здания или сооружения и соответствующие технические и эксплуатационные характеристики. Чтобы получить более точные данные, на системы и агрегаты подается максимальная нагрузка. По нормам тепловые сети тестируют под нагрузкой в течение 24-х часов, электрические должны работать непрерывно 72 часа.

Проверка эксплуатационных характеристик оборудования с последующим составлением акта приёмки-передачи объекта – это основные мероприятия, относящиеся к завершению контракта и проекта. На этом этапе подводятся итоги взаимодействия всех участвующих в проекте сторон, решаются финансовые вопросы, производится оплата за выполненные работы.

Правила приёмки заказчиком выполненных работ в строительстве закреплены законодательно и прописаны в договоре между заказчиком и подрядной организацией. Важно, что подрядчик обязан подготовить промежуточную и итоговую проверки, а на заказчике лежит обязанность организации приёмки.

В первую очередь, к организационным мероприятиям, которые должен выполнить застройщик (заказчик), относится сбор приёмочной комиссии с обязательным присутствием представителей органов контроля. Также ему необходимо обеспечить снабжение возводимого объекта электроэнергией, водой, топливом и сырьем. Оплата этих ресурсов осуществляется заказчиком, если в договоре не указан другой порядок. Важное условие: если от подрядчика получено уведомление о готовности сдать объект, то приёмку необходимо провести в согласованные сроки. Если приемка затягивается, то застройщик может быть привлечен к ответственности за нарушение сроков и будет обязан оплачивать штраф.

Итогом работы приёмочной комиссии является составление акта приёмки исполненных работ. Таким образом подрядная организация отчитывается перед заказчиком, в акте указываются фактические объёмы выполненного строительства, данные о стоимости, показатели соответствия требованиям строительных норм и правил.

Приемка выполненных работ в одностороннем порядке

Приемка выполненных работ в одностороннем порядке

Законодательство предоставляет возможность (согласно п.4 ст. 753 Гражданского кодекса РФ) оформить акт приёмки в одностороннем порядке, если другая сторона отказывается его подписать.

ВАС РФ в своём Обзоре от 24.01.2000 года (пункт 8) отмечает важность этой нормы для защиты интересов подрядчика, если представители застройщика без особых оснований отказываются ставить подпись под актом приёмки. Однако, если заказчик не получал уведомление о готовности подрядчика сдать работу и приемка не производилась, то такой акт, подписанный в одностороннем порядке, не будет принят судом.

В абзаце 2 ст. 753 Гражданского кодекса РФ содержится пояснение, что признание акта приёмки недействительным может произойти, если отказ от подписи является обоснованным.

Пункт 14 Обзора от 24.01.2000 ФАС РФ содержит комментарии к указанной норме. Отмечается, что если акт приемки оформлен правильно, это доказывает исполнение работ в соответствии с договором подряда. Поэтому в случае отказа заказчика оплачивать работу дело будет рассматриваться в суде, где заказчик также сможет представить свои претензии к исполнителю и причины для отказа.

Кроме того, Верховный суд 26.01.2016 года вынес определение № 70-КГ15-14, согласно которому заказчик не может освобождаться от оплаты, если акт приемки им не подписан, хотя имеются неопровержимые доказательства исполнения строительных работ и состоялось фактическое принятие объекта.

Акт приемки выполненных работ в строительстве

Постановление Госкомстата Российской Федерации от 11.11.1999 года № 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ» (далее постановление № 100) приняло унифицированную форму (форма N КC-2) Акта о приемке выполненных работ.

Актом по форме N КС-2 оформляется приёмка выполненных работ при строительстве производственных, жилых и офисных зданий. Составление и подписание акта производится на завершающем этапе строительства или после выполнения части работ, если отсутствуют претензии к подрядчику.

Разработка рабочей документации на строительство

Все работы, производимые на объекте строительства или реконструкции, учитываются с помощью Журнала выполненных работ (форма N КС-6а), который имеет накопительный формат заполнения. Ответственный за ведение журнала исполнитель заносит в него данные, используя замеры по конкретным видам работ и единые нормы и расценки по всем строительно-монтажным работам.

Данные по объёму выполненных работ, собранные в Журнале учета (форма N КС-6а), служат основанием для составления Акта по форме N КС-2. Обычно печатают 2 или 3 экземпляра Акта: один передают подрядчику, второй остается у заказчика, третий – у инвестора, если это необходимо.

Акт приемки выполненных работ в строительстве

В акте указывают названия компаний, перечень контактных данных (адрес, номера телефонов/факсов, электронные почты) организаций-участников (инвестор, застройщик, подрядчик), номера кодов по ОКПО. Данные не будут полными без наименования и адреса строительного объекта.

Номер и дата заключения подрядного договора также являются обязательными данными при составлении документа, они указываются в заголовке формы.

Не забудьте присвоить акту приемки порядковый номер и поставить дату оформления. Если форма составляется в отношении выполненной части работ, в заголовке указывают, к какому отчетному периоду относится документ.

Лицевая сторона формы содержит таблицу, где в графах с 1 по 8 проставляют номера записей в порядке возрастания, номера соответствующих позиций (берут из сметы), обозначение работы и номера единичной расценки, единицы измерения, количественный показатель выполненных работ, стоимость единицы и итоговую сумму.

Подписи под актом приёмки могут ставить уполномоченные представители со стороны исполнителя работ и заказчика.

Для подписей выделено место на обратной стороне документа. Здесь же указываются наименование должности ответственного лица и расшифровка подписи. Каждая подпись подтверждается печатью.

Отказ и оспаривание приемки выполненных работ в строительстве

Пункт 6 ст. 753 Гражданского кодекса РФ предоставляет заказчику право не принимать работу, если обнаруженные в ходе приемки недостатки не позволяют использовать объект по назначению в соответствии с подрядным договором и у сторон нет возможности для их устранения.

Приведенная норма закона указывает на то, что имеющиеся отдельные недостатки в произведенных работах не всегда могут служить достаточным обоснованием, чтобы заказчик мог отказать в подписи и оплате за работу. То же подтверждается текстом Постановления Президиума ВАС РФ от 27 марта 2012 года № 12888/1 – заказчику необходимо четко обосновать свой отказ подписывать акт о выполнении работ.

Согласно пунктам 2 и 3 ст. 720 Гражданского кодекса РФ у заказчика, который обнаружил погрешности при приёмке работ, имеется право предъявлять по ним претензии только тогда, когда их наличие или право требовать их устранение подтверждается актом или иным документом, свидетельствующим о приемке. Если работа принята заказчиком без проверки, то в дальнейшем он не сможет предъявлять претензии по явным недостаткам, которые можно было выявить при простом осмотре (кроме вариантов, указанных в договоре).

Важно учитывать, в законе четко оговорено, что прежде, чем отказываться от своих обязательств, ссылаясь на недостаточное качество выполненных работ, необходимо зафиксировать все обнаруженные при осмотре недоделки и погрешности в акте приемки.

Одновременно в соответствии с пунктом 13 Обзора от 24 января 2000 года заказчик может представить возражения относительно качества работы даже при наличии утвержденного всеми сторонами документа о приёмке, если у него имеются на то веские доказательства. Но следует иметь в виду, это относится к случаям, когда подрядчик требует оплату, предъявляя промежуточные акты приёмки по форме КС-2 (по договору оплата должна производиться ежемесячно с учетом этих актов).

При возникновении подобных обстоятельств наиболее правильно занять такую позицию, когда полный расчет с подрядчиком осуществляется не на основании промежуточных актов (где не указаны явные недостатки), а только после окончательного завершения работ и проведения полной проверки и сдачи объекта с фиксацией обнаруженных при этом нарушений и недостатков в акте по соответствующей форме.

Читайте также:  Что такое проектная документация на объект капитального строительства
Источник

Как правильно оформить приёмку работ по договору строительного подряда?

Приёмка работ по договору строительного подряда должна производиться в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), а именно – статьями 720 и 753.

В соответствии со статьей 720 ГК РФ, заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 753 ГК РФ, заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда, обязан немедленно приступить к его приемке. Приемку работ заказчик организует и осуществляет за свой счет, если иное не предусмотрено договором.

Пунктом 4 статьи 753 ГК РФ предусмотрено оформление сдачи-приемки работ, выполненных по договору строительного подряда, подписанным обеими сторонами актом. Если одна из сторон отказывается подписывать акт, то в нём ставят отметку об этом, и акт подписывается другой стороной.

Из каких этапов состоит приёмка работ по договору строительного подряда?

  1. уведомление заказчика подрядчиком о готовности результата работ к приемке;
  2. непосредственно приемка работ, т.е. осмотр их результата представителями сторон;
  3. оформление документа о приемке (подписание сторонами акта сдачи-приемки работ либо оформление одностороннего акта в случае необоснованного отказа заказчика от его подписания).

Из положений статьи 711 ГК РФ следует, что акт сдачи-приемки работ является основанием для их оплаты.

Практика применения судами статьи 753 ГК РФ исходит из того, что подрядчик при предъявлении иска о взыскании цены выполненных работ должен доказать факт их выполнения и сдачи заказчику. В частности, в пункте 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 г. № 51 (далее – Обзор от 24.01.2000 г.) указано, что основанием для возникновения обязательства по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику. При этом подрядчик не вправе ссылаться на односторонний акт приемки работ, если установлено, что он не известил заказчика о завершении работ по договору и не вызвал его для участия в приемке результата работ.

Аналогичный вывод содержит и Определение Верховного Суда РФ от 24.08.2015 г. № 302-ЭС15-8288, согласно которому подрядчик в подтверждение факта выполнения и сдачи работ должен представить суду доказательства уведомления истца о готовности сдать результат работ, а также акт приема-передачи.

В то же время суды, исходя из обстоятельств дела, могут принимать в качестве надлежащего доказательства выполнения работ и иные документы. В частности, в Определении от 30.07.2015 г. № 305-ЭС15-3990 Верховный Суд РФ указал, что акты выполненных работ не являются единственным средством доказывания соответствующих обстоятельств, и принял в качестве доказательства выполнения работ акт приемки, подписанный заказчиком и генеральным подрядчиком, в котором отражались выполненные истцом работы.

2. Об оформлении приёмки работ по утвержденным формам

Как правило, при оформлении сдачи-приемки работ стороны используют унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом РФ (постановление от 11.11.1999 г. № 100).

В составе этих форм – акт приёмки законченного строительством объекта (форма КС-11), который по своему содержанию и является актом, подтверждающим выполнение работ по договору в целом.

Согласно вышеуказанному постановлению Госкомстата РФ, акт формы КС-11 является основанием для окончательной оплаты всех выполненных исполнителем работ в соответствии с договором.

Несмотря на указанную форму, большинство участников подрядных отношений при приемке работ ограничиваются применением актов формы КС-2. Данный подход вполне объясним – в частности, применение актов КС-2 оправдано в случае выполнения отдельным подрядчиком части работ, по завершении которых не происходит приемка объекта строительства в целом.

Кроме того, акты формы КС-2, а также справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) зачастую стороны договора подряда оформляют ежемесячно, чтобы фиксировать объем и стоимость работ, выполненных за соответствующий период. При этом если договор подряда не предусматривает поэтапную приемку работ, ежемесячное оформление таких актов не является доказательством выполнения соответствующих работ. Данный подход подтверждается, в частности, пунктом 18 Обзора от 24.01.2000 г., согласно которому промежуточные акты приемки подтверждают лишь выполнение промежуточных работ для проведения расчетов. Они не являются актом предварительной приемки результата отдельного этапа работ, с которыми закон связывает переход риска на заказчика.

В то же время суды, как правило, принимают формы КС-2 именно как акты сдачи-приемки выполненных работ, т.е. как доказательства их выполнения и сдачи заказчику.

3. О приёмке работ в одностороннем порядке

Как указано выше, пункт 4 статьи 753 ГК РФ предусматривает возможность оформления одностороннего акта приемки работ в случае отказа другой стороны от его подписания.

В пункте 8 Обзора от 24.01.2000 г., также приведенном выше, ВАС РФ отметил, что названная норма защищает интересы подрядчика, если заказчик необоснованно отказался от надлежащего оформления документов, удостоверяющих приемку. Соответственно подрядчик не вправе ссылаться на односторонний акт в случае отсутствия приемки как таковой, т.е. при отсутствии уведомления заказчика подрядчиком о готовности результата работ к приемке.

Согласно абзацу 2 статьи 753 ГК РФ односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.

Комментируя указанную норму, ВАС РФ в пункте 14 Обзора от 24.01.2000 г. указал, что оформленный в таком порядке акт является доказательством исполнения подрядчиком обязательства по договору и при отказе заказчика от оплаты на суд возлагается обязанность рассмотреть доводы заказчика, обосновывающие его отказ от подписания акта приемки результата работ.

В то же время при наличии доказательств выполнения работ и фактического принятия их результата заказчиком, неподписание акта приемки работ само по себе не является основанием для освобождения заказчика от оплаты стоимости выполненных работ (определение Верховного суда РФ от 26 января 2016 г. № 70-КГ15-14).

4. Об отказе от приемки и её оспаривании

Согласно пункту 6 статьи 753 ГК РФ, заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком.

Из указанной нормы следует, что сам факт наличия некоторых недостатков в выполненных работах не может являться безусловным основанием для отказа от подписания актов и оплаты работ. Такой вывод подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 27.03.2012 г. № 12888/1, согласно которому заказчик должен представить доказательства обоснованного отказа от подписания актов выполненных работ.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 720 ГК РФ заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении. Заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на её недостатки, которые могли быть установлены при обычном способе её приемки (явные недостатки), кроме случаев, предусмотренных договором.

Таким образом, законом установлено общее правило, согласно которому заказчик не вправе ссылаться на явные недостатки работы, если о них не было заявлено при приемке и если они не зафиксированы в соответствующем акте.

В то же время пункт 13 Обзора от 24.01.2000 г. предусматривает возможность заявления заказчиком возражений по качеству работ, несмотря на наличие подписанного сторонами акта приемки, при наличии доказательств обоснованности таких возражений. Однако данный пункт касается дела, в котором требования подрядчика об оплате работ основывались на промежуточных актах приемки формы КС-2 (договор подряда предусматривал проведение ежемесячных платежей на основании указанных актов).

При указанных обстоятельствах наиболее верной представляется позиция, согласно которой правила о невозможности заявления о явных недостатках, не зафиксированных в акте, применяются при приемке результата работы в целом. Отступление же от таких правил допустимо в случае предъявления подрядчиком требований об оплате работ на основании промежуточных актов формы КС-2, когда работы в целом не завершены и их результат заказчику не передан.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...