Порядок регистрации права на объект строительства

Особенности регистрации прав на объекты культурного наследия

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Закон №73-ФЗ), и иными нормативными актами.

При этом следует отметить, что Закон №73-ФЗ выделяет два понятия: «объект культурного наследия» и «выявленный объект культурного наследия». Так, под объектом культурного наследия понимается объект, включенный в установленном законом порядке в реестр объектов культурного наследия. Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия (п. 5 ст. 16.1 Закона №73-Ф3).

Исходя из положений п. 1 ст. 33 Закона №73-Ф3 объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в частности, установление ограничений (обременении) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с Законом №73-Ф3 (пп.4 п. 2 ст. 33 Закона №73-Ф3).

Регистрация ограничения (обременения) — заявительный порядок

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

Росреестр в письме от 10.04.2015 №14-исх/04995-ГЕ/15 указал, что заявления о государственной регистрации прав и о государственной регистрации ограничения (обременения), при осуществлении государственной регистрации прав на объект культурного наследия, в отношении которого не зарегистрировано ограничение (обременение) прав, предусмотренное ст. 47.1 Закона №73-Ф3, должны быть представлены одновременно, если документы, установившие требования к сохранению, содержанию и использованию указанных объектов, требования к обеспечению доступа к таким объектам, оформлены к моменту обращения за государственной регистрацией прав на объект культурного наследия.

Соответственно, непредставление в указанном случае одновременно с заявлением (и необходимыми документами) о государственной регистрации прав на объект культурного наследия заявления о государственной регистрации ограничения (обременения) данного права и иных документов, необходимых для проведения такой государственной регистрации, является основанием для приостановления и, при неустранении причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении государственной регистрации, отказа в государственной регистрации права на объект культурного наследия в соответствии с п. 1 ст. 20 Закона о регистрации.

Читайте также:  Что относится к объектам производственного назначения в строительстве

В письме Росреестра от 04.02.2015 №14-исх/01217-ГЕ/15 была высказана аналогичная позиция, что государственная регистрация соответствующего ограничения (обременения) права должна осуществляться на основании заявления правообладателя соответствующего объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (п. 1 ст. 16 Закона о регистрации).

Кроме того, государственная регистрация ограничения (обременения) может быть осуществлена на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления, если право возникает на основании соглашения или договора с органом государственной власти или органом местного самоуправления, а также на основании акта органа государственной власти, органа местного самоуправления.

Минэкономразвития России в письме от 20.03.2015№Д23и-1087, поддержало вышеуказанную позицию Росреестра, относительно необходимости предоставления заявлений о регистрации ограничения (обременения) в соответствии со ст. 47.1 Закона №73-ФЗ в отношении объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия.

За государственную регистрацию соответствующего ограничения (обременения) права должна быть уплачена государственная пошлина в соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом положений пп.4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ — органы государственной власти освобождены от необходимости уплаты государственной пошлины).

Указание на ограничение (обременение) в договоре при переходе прав

В соответствии с п. 5 ст. 48 Закона №73-Ф3 распоряжение объектом культурного наследия, включенным в реестр, выявленным объектом культурного наследия, в том числе их отчуждение или передача прав владения и (или) пользования такими объектами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии выполнения требований Закона №73-Ф3.

Как следует из п. 6 ст. 48 Закона №73-Ф3, установленные в соответствии с Законом №73-ФЗ ограничения (обременения) прав на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, сохраняются при переходе права собственности или иных вещных прав на указанные объекты к другому лицу, в том числе при обращении взыскания на объект культурного наследия по обязательствам собственника или иного законного владельца такого объекта культурного наследия, при реализации объекта культурного наследия в процедурах банкротства должника — собственника или иного законного владельца такого объекта культурного наследия, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях перехода права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия.

Согласно п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора; существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Исходя из совокупного толкования положений ст. 48 Закона №73-ФЗ, договор, предусматривающий передачу права собственности на объект культурного наследия, выявленный объект культурного наследия, прав владения и (или) пользования таким объектом, должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникают право собственности на такое имущество или права владения и (или) пользования таким имуществом, по выполнению требований, установленных п. 1 — 3 ст.

47.3 Закона №73-Ф3 в отношении такого объекта. В случае, если к моменту заключения договора, предусматривающего передачу права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, в отношении такого объекта действует охранное обязательство, предусмотренное ст. 47.6 Закона №73-ФЗ, такой договор должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникает право собственности на указанное имущество или право владения и (или) пользования этим имуществом, по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения (копия охранного обязательства является неотъемлемой частью такого договора; до утверждения в порядке, установленном ст. 47.6 Закона №73-Ф3, охранного обязательства к договору должны быть приложены иные действующие охранные документы: охранно-арендный договор, охранный договор или охранное обязательство в отношении памятника истории и культуры, охранное обязательство собственника объекта культурного наследия или охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия, а также паспорт объекта культурного наследия (при его наличии)).

Читайте также:  С чего начать строительство объекта

Таким образом, если в отношении объекта культурного наследия имеется охранное обязательство, то договор должен содержать в себе положения п. 1-3 ст. 47.3, ст. 47.6 Закона №73-Ф3 (не просто указание на номер статьи, а перечисление всех требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, установленных данными статьями) и непосредственно требования самого охранного обязательства, либо ссылку на реквизиты охранного обязательства, т.к. охранное обязательство является частью договора. В случае если в отношении объекта культурного наследия охранное обязательство не выдавалось, то в договоре подлежат указанию только положения п. 1-3 ст. 47.3 Закона №73-ФЗ.

В случае отсутствия в таком договоре вышеуказанных существенных условий сделка является ничтожной.

При этом указанные положения в полной мере распространяются и на случаи перехода права собственности, прав владения и (или) пользования в отношении части объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, если такая часть относится к предмету охраны указанного объекта недвижимости.

Таким образом, если договор, предусматривающий передачу права собственности на объект культурного наследия, выявленный объект культурного наследия, прав владения и (или) пользования таким объектом, не содержит в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникают право собственности на такое имущество или права владения и (или) пользования таким имуществом, по выполнению требований, установленных п. 1 — 3 ст. 47.3 Закона №73-ФЗ в отношении такого объекта, государственная регистрация права собственности на соответствующий объект культурного наследия либо права владения и (или) пользования таким имуществом должна быть приостановлена. При неустранении причин приостановления государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимости в государственной регистрации должно быть отказано (Письмо Росреестра от 10.04.2015 №14-исх/04995-ГЕ/15).

Источник

Как зарегистрировать постройки на земельном участке?

На сегодняшний день граждане Российской Федерации используют свои садовые или дачные участки их по законному назначению, а также возводят постройки, которые, как правило, не зарегистрированы в Росреестре. Как только дело доходит до регистрации прав на объекты у многих возникают вопросы, касающиеся процедуры действий, сбора необходимых документов и других нюансов. В данной статье рассмотрим все основные моменты, связаны с оформлением прав собственности на постройки.

Документы, которые необходимы для регистрации постройки

Для регистрации построек на земельном участке необходимо собрать следующий пакет документов:

  • написать заявление;
  • предоставить паспорт и копию паспорта заявителя;
  • свидетельство о праве собственности за земельный участок или на каких основаниях гражданин ею владеет или пользуется;
  • технический и кадастровый паспорт участка;
  • чек об уплате государственной пошлине;
  • разрешение на строительство.

Процесс оформления

покупка квартиры

Оформить в частную собственность постройку можно лично или через доверенное лицо. Данную процедуру проводят в следующем порядке.

Шаг 1: подготовка документов

Гражданину необходимо будет подтвердить право собственности на земельный надел, то есть предоставить договор купли-продажи постройки, договор дарения или другие документы, которые выступят свидетельством о законности прав собственности на данный объект.

Необходимо подготовить технический и кадастровый план. Данный документ можно заказать в Кадастровой палате у инженера.

Если же заявителю необходимо получить разрешение на постройку, то предварительно он может обратиться в местные органы власти.

Шаг 2: оплата госпошлины

Важным моментом при подготовке пакета документов и проведении самой процедуры регистрации постройки является уплата государственной пошлины. Согласно Налогового кодекса Российской Федерации и статье 333 размер госпошлины составляет 350 рублей.

Шаг 3: подача документов

Когда гражданин подготовил документы, ему необходимо будет их подать в регистрационный орган. Эо может быть:

  • Росреестр;
  • Многофункциональный центр;
  • сайт Росреестра;
  • центр государственных услуг.

Шаг 4: получение выписки из ЕГРН

После того как администрация рассмотрит ваше заявление, она вынесет решение о регистрации постройки. Заявитель получит письменное уведомление о решении. Затем ему необходимо будет обратиться в ЕГРН для фиксации решения и прав. Выписка из ЕГРН будет подтверждением права собственности на постройку.

Читайте также:  Снос объекта незавершенного строительства нужен ли проект

Получение адреса и прописка

После того как гражданин получит право собственности на постройку, ему необходимо будет присвоить адрес. Для этого необходимо будет написать соответствующее заявление и подать его в местные органы власти.

Шаг 1: сбор документов

Для присвоения адреса гражданину необходимо будет иметь следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт гражданина;
  • свидетельство, которое устанавливает право собственности на данную постройку.

Шаг 2: обращение в администрацию

Как правило, документы для присвоения адреса подаются в администрацию, которая отвечает за территорию. На которой находится данная постройка.

Шаг 3: получить постановление

Лицо, которое будет присваивать адрес обычно рассматривает заявление и выносит решение в течение трёх недель.

Шаг 4: внесение изменений

Как только гражданин получит постановление администрации о присвоении адреса, ему необходимо будет обратиться в Росреестр для внесения и фиксации изменений в ЕГРН. Гражданину необходимо будет подать заявление в тот же регистрационный орган и спустя месяц получить свидетельство о том, что у постройки есть адрес.

Преимущества получения адреса

Прежде всего стоит отметить, что объект, который имеет адрес получает ряд преимуществ, одним из которых является возможность прописать в ней проживающих.

Стоит отметит, что граждане, которые проживают на территории садового или дачного участка также могут воспользоваться правом получения адреса. Необходимо учесть следующее:

  1. Иметь право собственности на данный участок земли.
  2. Постройка должны быть капитальной.
  3. Дом должен быть зарегистрирован в Росреестре.
  4. Дом должен иметь статус индивидуального жилого строения.

Порядок действий для оформления прописки

Шаг 1: разрешение

Гражданину, который проявил намерение получить прописку в доме необходимо будет обратиться в суд для получения разрешения местной администрации.

Шаг 2: обращение в ФМС

После того как гражданин получит разрешение ем необходимо будет подать заявление и документы в ФМС (Федеральную миграционную службу):

  • копии паспорта заявителя;
  • свидетельство о праве собственности на данный дом;
  • разрешение местной администрации;
  • экземпляр домовой книги.

Шаг 3: забрать документы

Сроки оформления прописки занимают всего лишь три дня с момента подачи документов. Гражданину будет внесена в паспорт отметка о его новом месте жительства.

Налоги на оформленную собственность

Согласно российскому законодательству собственник недвижимости должен уплачивать налоги. Платит он каждый год. Если же постройка недвижимости расположена в СНТ и его площадь до 50 кв.м., то собственник освобождается от уплаты налогов.

Стоит отметить, что налогообложению подлежат и объекты хозяйственного предназначения площадь которых превышает 50 кв.м.

Что оформлять необязательно

Если строения бани и различных хозяйственных построек капитальные и имеют фундамент, то стоит зарегистрировать право собственности на них. Сарай регистрировать необязательно. Согласно законодательству гражданин имеет право возвести сарай на своём участке земли без последующей его регистрации.

Дачная амнистия

покупка дачи

Дачная амнистия, как правило, упрощает процесс регистрации права собственности, который сам по себе имеет множество нюансов и подводных камней, которые возникают в процессе подготовки документов и подаче на регистрацию в органы власти.

Что это такое

Дачная амнистия подразумевает под собой упрощённую регистрацию прав собственности, которая ранее была куплена или получена физическим лицом от государства, а также даёт право воспользоваться более упрощённой процедурой приватизации любых объектов на территории дачного или садового участка. Данное право прописано в Федеральном законе Российской Федерации «О внесении изменений Земельный кодексом РФ и отдельные законодательные акты РФ от 2014 года. Дачная амнистия на сегодняшний день действует до 2020 года.

Почему могут отказать в регистрации прав

Прежде всего стоит отметить, что регистрации нужно проводить только убедившись, что для пользования правом дачной амнистии есть основания. Заявителю необходимо будет подтвердить право собственности на земельный участок.

Отказом может послужить и несоответствие объекта её техническому плану или же нормам и правилам, которые прописаны в законодательстве Российской Федерации.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...