Порядок сноса объектов не являющихся объектом капитального строительства

Порядок сноса объектов не являющихся объектом капитального строительства

АДМИНИСТРАЦИЯ

КУЛЬТУРА

Портал «Светлая страна»

Порядок сноса объекта капитального строительства

Собственникам объектов недвижимости, принявшим решение об их сносе, следует учитывать, что с 04.08.2018 вступили в силу изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, регламентирующие порядок сноса объектов капитального строительства.
Если работы по сносу объектов начаты после указанной даты, то до момента подготовки кадастровым инженером акта обследования, подтверждающего прекращение существования объекта недвижимости, застройщику или техническому заказчику необходимо обратиться в организацию архитектурно-строительного проектирования за получением проекта организации работ по сносу объекта, а также в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, для получения условий отключения объекта от таких сетей.
Работы по сносу объекта может осуществить застройщик или подрядчик, отвечающий установленным градостроительным законодательством требованиям, и с которым заключен договор подряда.

Капитальные объекты. Налогообложение. Временные объекты.


Не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ по сносу застройщику или техническому заказчику необходимо обратиться в орган местного самоуправления с уведомлением о планируемом сносе объекта недвижимости.
Подать уведомление на бумажном носителе можно лично в орган местного самоуправления или через многофункциональный центр, либо по почте. Уведомление можно направить через единый портал государственных и муниципальных услуг.
Уведомление о планируемом сносе должно содержать следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);
2) наименование и место нахождения застройщика или технического заказчика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка (при наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;
4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
5) сведения о праве застройщика на объект капитального строительства, подлежащий сносу, а также сведения о наличии прав иных лиц на объект капитального строительства, подлежащий сносу (при наличии таких лиц);
6) сведения о решении суда или органа местного самоуправления о сносе объекта капитального строительства либо о наличии обязательства по сносу самовольной постройки в соответствии с земельным законодательством (при наличии такого решения либо обязательства);
7) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком или техническим заказчиком.

Капитальные и некапитальные постройки. Понятие самострой. Слово юристу. Выпуск 14


К уведомлению прилагаются результаты и материалы обследования объекта капитального строительства, проект организации работ по сносу объекта капитального строительства.
Отметим, что приложение указанных документов не требуется в случае сноса следующих объектов:
— гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества;
— объектов индивидуального жилищного строительства;
— объектов, не являющихся объектами капитального строительства;
— строений и сооружений вспомогательного использования.
В течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом сносе орган местного самоуправления проводит проверку наличия указанных документов, обеспечивает размещение уведомления и документов в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) и уведомляет о таком размещении орган регионального государственного строительного надзора. В случае непредставления необходимых документов орган местного самоуправления запрашивает их у заявителя.
Не позднее семи рабочих дней после завершения сноса объекта застройщик или технический заказчик подает одним из указанных выше способов в орган местного самоуправления уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства.
В течение семи рабочих дней со дня поступления такого уведомления орган местного самоуправления обеспечивает его размещение в ИСОГД и уведомляет об этом орган регионального государственного строительного надзора.

Сайт Правительства РФ

Источник

Порядок сноса объектов не являющихся объектом капитального строительства

от 28 июня 2019 года N 1377

Об утверждении Порядка выявления и сноса самовольных построек, самовольно установленных некапитальных строений, сооружений на территории городского округа Домодедово Московской области

1. Утвердить Порядок выявления и сноса самовольных построек, самовольно установленных некапитальных строений, сооружений на территории городского округа Домодедово Московской области (прилагается).

3. Опубликовать настоящее постановление в установленном порядке.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Горбунова А.А., заместителя главы администрации — председателя комитета по управлению имуществом Хрусталеву Е.М.

Глава городского округа
А.В. Двойных

Приложение
к постановлению администрации
городского округа Домодедово
Московской области
от 28 июня 2019 года N 1377

ПОРЯДОК ВЫЯВЛЕНИЯ И СНОСА САМОВОЛЬНЫХ ПОСТРОЕК, САМОВОЛЬНО УСТАНОВЛЕННЫХ НЕКАПИТАЛЬНЫХ СТРОЕНИЙ, СООРУЖЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОМОДЕДОВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области», Законом Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ «О благоустройстве в Московской области» и определяет порядок выявления самовольных построек, самовольно установленных некапитальных строений, сооружений на территории городского округа Домодедово Московской области, принятия решения о сносе самовольной постройки, самовольно установленного некапитального строения, сооружения либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, а также порядок сноса самовольных построек, самовольно установленных некапитальных строений, сооружений на территории городского округа Домодедово.

Читайте также:  Гос регистрация объектов незавершенного строительства

1.2. Самовольная постройка — здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведено или создано с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

1.3. Некапитальные строения, сооружения — строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

1.4. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (далее — установленные требования), лицом, осуществившим самовольную постройку, либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом администрацией городского округа Домодедово.

1.5. Снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями в принудительном порядке осуществляется на основании решения суда или постановления администрации городского округа Домодедово, принимаемого в соответствии с пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Снос (демонтаж) некапитального строения, сооружения в принудительном порядке осуществляется в порядке, предусмотренном разделами 6, 7 настоящего Порядка.

2. Порядок выявления самовольной постройки, самовольно установленного некапитального строения, сооружения

2.2. Межведомственную комиссию возглавляет заместитель главы администрации городского округа Домодедово, курирующий вопросы строительства, заместителем Межведомственной комиссии является заместитель главы администрации — председатель Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово.

Состав Межведомственной комиссии утверждается постановлением администрации городского округа Домодедово.

Заседание Межведомственной комиссии правомочно, когда на нем присутствуют более половины членов комиссии от утвержденного состава Межведомственной комиссии.

Решения принимаются открытым голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании Межведомственной комиссии ее членов.

При равенстве голосов голос председателя Межведомственной комиссии является решающим.

2.3. Для проверки фактов, изложенных в Уведомлениях о выявлении самовольной постройки, самовольно установленного некапитального строения, сооружения, иных документах и материалах, поступивших в администрацию городского округа Домодедово, и подготовки заседания Межведомственной комиссии постановлением администрации городского округа Домодедово создается рабочая группа Межведомственной комиссии (далее — Рабочая группа). В состав Рабочей группы входит не менее трех человек.

2.4. Межведомственная комиссия (Рабочая группа) осуществляет следующие полномочия:

а) выезжает на место нахождения самовольной постройки, самовольно установленного некапитального строения, сооружения с целью проверки фактов, изложенных в Уведомлениях о выявлении самовольной постройки, самовольно установленного некапитального строения, сооружения, иных документах и материалах, поступивших в администрацию городского округа Домодедово;

б) осуществляет фото- и (или) видеофиксацию объекта и составляет акт осмотра объекта по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку (далее — Акт осмотра);

в) осуществляет контроль за исполнением установленных сроков сноса самовольной постройки, сноса (демонтажа) некапитального строения, сооружения;

г) составляет акт о подтверждении (неподтверждении) факта сноса самовольной постройки, сноса (демонтажа) некапитального строения, сооружения;

д) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Порядком.

2.5. Межведомственная комиссия (Рабочая группа) в рамках своих полномочий вправе:

а) участвовать в специальных рейдах, проводимых органами государственного или муниципального земельного контроля;

б) запрашивать и получать в установленном порядке в органах государственного контроля, органах местного самоуправления городского округа Домодедово, иных организациях информацию, необходимую для исполнения своих полномочий.

2.6. В Акте осмотра указываются:

Читайте также:  Правила использования для строительства линейных объектов

дата и место составления Акта осмотра;

адрес ближайшего строения, рядом с которым находится осматриваемый объект либо описание местоположения осматриваемого объекта;

полное описание осматриваемого объекта (характер объекта, строительный материал, цвет, размер и т.д.);

сведения о лице, установившем осматриваемый объект (если такое лицо установлено).

Акт осмотра подписывается всеми членами Межведомственной комиссии (Рабочей группы). К Акту осмотра прикладываются материалы фото- и (или) видеофиксации с отражением даты и времени такой фиксации.

Один экземпляр Акта осмотра выдается под роспись лицу, установившему осматриваемый объект (если такое лицо установлено и присутствовало при составлении Акта), или его представителю.

В случае отказа указанного лица от получения Акта осмотра в нем делается соответствующая запись.

2.7. Если несколько объектов, указанных в Уведомлении о выявлении самовольной постройки, самовольно установленного некапитального строения, сооружения, расположены на одном земельном участке, то каждому осматриваемому объекту присваивается свой номер с нанесением на план и на фотографию объекта указания на местоположение каждого из осматриваемых объектов.

2.8. Не позднее десяти рабочих дней с момента составления Акта осмотра Межведомственная комиссия обязана провести заседание и рассмотреть Уведомление о выявлении самовольной постройки, самовольно установленного некапитального строения, сооружения, документы, подтверждающие наличие признаков самовольной постройки, а также поступившие от Рабочей группы документы и принять решение о наличии или отсутствии признаков самовольной постройки, признаков самовольно установленного некапитального строения, сооружения, и о необходимости сноса, демонтажа объекта, в отношении которого проводилась проверка, либо о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.

2.9. Документами, подтверждающими наличие признаков самовольной постройки, являются:

Источник

Порядок сноса самовольных построек

Снос самовольной постройки является административной процедурой, выполняемой уполномоченными органами. 03.08.2018 Президент РФ подписал ряд законов, вносящих изменения в уже действующие порядки. Основное назначение этих нововведений – легализация незаконного строительства посредством введения процедуры его переоформления или приведение в соответствие с действующим законодательством.

Терминология

Ст. 222 ГК РФ относит к незаконно возведённым объектам те, на которые не были получены соответствующие разрешения, расположенные на участках, не предназначенных для этого и построены с нарушением норм права.

Ярким примером незаконной постройки является приобретение гражданами земель с/х назначения и строительство на них домов, предназначенных для ИЖС, не оформляя никаких разрешений или перевода земель. До определенного времени они живут в доме, не прописываясь в нем; но когда приходит проверка, факт самовольности вскрывается и, уполномоченный орган вправе принять решение о сносе объекта.

Важно! Нормы права, устанавливающие требования к участку, необходимым разрешениям на строительство и т. д., должны быть актуальны на момент признания постройки незаконной. Но если собственник сооружения не мог знать о наличии каких-либо требований, здание не может быть признано самовольно возведенным.

Законодатель не разрешает оформить право собственности в отношении сооружения, которое было признано в установленном порядке построенным незаконно. Исключение – признание судом (иными уполномоченными органами) права собственности за гражданином, который является собственником участка под зданием или владеет им на праве постоянного бессрочного пользования. Должны быть одновременно соблюдены следующие условия:

  1. Гражданин оформил надлежащим образом разрешительную документацию на строительство.
  2. На день подачи иска сооружение соответствует всем требованиям закона.
  3. Сохранение постройки в первоначальном виде не будет нарушать ничьи права и законные интересы.

Важно! После признания права собственности на застройку за владельцем участка, ему вменяется обязанность по возмещению всех расходов лицам, осуществившим строительство незаконного объекта.

Кто принимает решение о сносе?

Решение о сносе принимается либо судом, либо органом местного самоуправления (далее по тексту – орган МСУ), на территории которого находится стройка в административном порядке, при условии, что здание возведено без получения разрешительной документации на участке, не предопределённом для этих целей и находящемся в границах:

  • территории для общего пользования;
  • зоны с особыми условиями.

С 4 августа 2018 года законодатель сузил полномочия органов МСУ по принятию решения о дальнейшей судьбе незаконно возведенных объектов. Это касается случае, когда они могут принять акт о сносе без решения суда.

Такое нововведение требовалось еще с 2015 года, когда в суды попало большое количество жалоб на действия органом МСУ по признанию построек незаконными. Несмотря на все чаще появляющиеся разъяснения Верховного суда РФ, произвол на местах продолжался. Поэтому законодатель решил передать наиболее серьезные случаи в компетенцию судебной инстанции для рассмотрения вопроса по существу, исключая формальный подход.

Порядок сноса самовольной постройки

Общие положения, связанные со сносом объектов самовольной постройки закреплены в главе 6.4 Градостроительного кодекса РФ. Снос может быть осуществлен на основании:

  • судебного акта;
  • решения органа МСУ.

Ранее, до 03.08.2018 для сноса требовалось получить разрешение на строительство; в настоящее время достаточно оформления проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства.

Разработать проект может только ИП/юрлицо, которое имеет членство в СРО, в противном случае он не будет принят органом МСУ и ликвидацию здания не разрешат.

Подготовка проекта не требуется при сносе:

  • гаража на участке, выделенного физическому лицу для целей, не связанных с предпринимательством;
  • сооружения на садовом/дачном участках;
  • объектов ИЖС;
  • сооружений вспомогательного характера.

Для справки! Что касается содержания проекта, то требования должны быть определены Правительством РФ. По состоянию на 01.01.2019, подготовлен проект нормативного акта, который проходит согласование в установленном порядке, но официально не принят.

Читайте также:  Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства срок выдачи

Кто может сносить постройку?

ИП/юрлица, которые состоят в СРО и заключили договор подряда с собственником или иными лицам, ответственными за здание. Исключение – если цена вопроса менее 1 млн. руб., членства в СРО может не требоваться, но договор подряда при этом заключается с третьими лицами, например, с органом МСУ.

Алгоритм действий по сносу:

  1. В орган МСУ направляется уведомление о готовящихся работах по сносу. Такая обязанность возлагается на застройщика или технического заказчика. Срок – не позже 7 рабочих дней до начала. Дополнительные документы: проект по организации работ и материалы обследования объекта.
  2. Орган проверяет все бумаги и размещает данные о работах в информационной системе, параллельно направляя уведомление об этом в орган технического надзора.
  3. Здание сносится.
  4. В течение 7 рабочих дней в орган МСУ подаются сведения о завершении работ, которые также включается в информационную систему и попадают в Ростехнадзор.

Как выявляется незаконная постройка?

Уполномоченный на проведение процедуры проверки объектов строительства для признания их соответствующими законодательству, не позже 20 рабочих дней со дня выявления незаконно возведенных зданий, формируют уведомление и направляют его в орган МСУ, на территории которого расположена стройка. Последний рассматривает все бумаги и принимает следующее решение:

  • о сносе или возврате объекта в первоначальное состояние;
  • о направлении документов в суд;
  • об отсутствии признаков самовольности в постройке.

Законодатель обязывает орган местного самоуправления уведомить владельца участка/здания о предстоящих действиях. Если владелец не находится, то сведения о факте сноса размещается в СМИ, сети Интернет, на границе незаконного строения.

Процедура сноса здания довольно трудоемкая, поэтому законодатель ограничивает временные рамки на ее проведение от 3 до 12 месяцев. Возвращение здания в первоначальный вид требует от 6 месяцев до 3 лет.

По общему правилу, снос объекта возлагается на лицо, его построившего. При отсутствии такового – на собственника участка. Самый последний вариант – работы организует и оплачивает орган местного самоуправления, на территории которого расположено здание, а после взыскивает все затраты с собственников.

Что будет с участком после сноса постройки?

Судьба незаконно построенного объекта решена, участок остался. Как будет развиваться ситуация?

  1. Если на нем есть помимо снесенного еще объекты, строительство которых не противоречит закону, права на него остаются у владельца (например, право аренды).
  2. Участок пустой, был в аренде или находился на праве постоянного бессрочного пользования – право прекращается либо посредством одностороннего отказа, либо изъятием по судебному решению.

После того, как все права на участок прекращены, он выставляется на публичные торги. Вырученные деньги будут переданы собственнику земельного надела (не арендатору или лицу, владеющего им на праве постоянного бессрочного пользования). Из выручки вычитаются суммы, потраченные на организацию торгов.

Гражданин/организация, которые приобрели участок с таким обременением в виде незаконной постройки, обязаны исполнить предписание органа местного самоуправления или суда о сносе здания или приведении его в первоначальное состояние за свой счет. Возмещение из бюджета они не получат.

Такое нововведение законодателя о продаже участков с новым типом обременения направлено на введение в гражданский оборот участков, которые долгое время были бесхозными из-за невозможности оформить права владения на них надлежащим образом.

Судебная практика

Суды рассматривают довольно много гражданских дел, связанных с незаконными постройками. При этом большой процент доходит до Верховного суда РФ, которому приходится быть арбитром между несовершенствами законодательного регулирования и желанием граждан защитить свои права от произвола органов местного самоуправления.

На какие ошибки судов первой и апелляционной инстанций обращает ВС РФ?

  1. Неправильное исследование фактических обстоятельств дела. При вынесении решения не были учтены интересы заинтересованных лиц – наследников совладельца незаконной постройки.
  2. Суды не изучают вопрос розыска граждан/организаций, имеющих права владения на участок помимо сторон дела.
  3. Характер нарушений при возведении незаконной постройки не всегда носит существенный характер и, зачастую, снос не является окончательным вариантом разрешения спора.

Возможность органов МСУ принимать решение о дальнейшей судьбе постройки привела к тому, что в крупных городах увеличилось количество жалоб, связанных с незаконностью действий уполномоченных лиц. Несмотря на то, что данный вид дел относится к административному судопроизводству и имеет иной порядок обжалования по сравнению с гражданским судопроизводством, данная категория дел также является подвидом споров о самовольных постройках.

Диспозитивность действующего законодательства не предполагает подачи ответчиком по делу о самовольной постройке встречного иска о признании права собственности на нее. Более того, суды кассационной инстанции подчеркивают это и не допускают формальный подход со стороны судов 1 инстанции к рассмотрению дела, возвращая его на новое рассмотрение.

Речь, например, может идти о том, что основанием для признания объекта незаконно построенным может являться отсутствие разрешения на строительство, но, при этом у ответчика имеется право собственности на участок. Суд первой инстанции удовлетворяет требования истца о сносе объекта, поясняя свою позицию тем, что ответчик не попытался доказать свое право на собственность здания. Но у него нет такой обязанности! Решение было отменено.

Таким образом, «освежение» нормативной базы по оформлению незаконного строительства послужило, во-первых, сокращению числа заброшенных участков, зданий и сооружений и передачу их новым владельцам посредством проведения вполне законных процедур. Второй момент – урезались полномочия органов местного самоуправления по распоряжению судьбой самовольно возведенных объектов – перечень ситуаций, предназначенных для их рассмотрения сузился.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...