Порядок выдачи разрешений на строительство линейных объектов
1. Краткое описание организации предоставления услуги в МФЦ: в ходе предоставления услуги осуществляется информирование, консультирование, прием документов и выдача результатов
2. Оплата услуги – предоставляется бесплатно.
3. Срок предоставления услуги: 5 рабочих дней со дня поступления в Комитет заявления на выдачу разрешения на строительство с прилагаемыми документами.
4. Получатель муниципальной услуги: застройщик (физическое или юридическое лицо), осуществляющий строительство или реконструкцию объекта капитального строительства, расположенного на территории муниципального образования город Мурманск.
От имени заявителя вправе обратиться представитель заявителя, действующий в силу полномочий, основанных на оформленной в установленном законодательством РФ порядке доверенности, либо на акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
5. Результат:
Получение разрешений в сфере строительства
— выдача Заявителю разрешения на строительство.
Разрешение на строительство – документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства;
— выдача Заявителю уведомления об отказе в выдаче разрешения на строительство.
6. Перечень документов, необходимых для получения услуги:
6.1. Правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном ч. 1.1 ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ. (При наличии*)
При наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством РФ, а также в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 29.07.2017 N 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» государственным органом, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций (далее — Соглашение), — указанное Соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это Соглашение.
6.2. Градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка. (Документ находится в распоряжении Комитета, не обязателен для представления заявителем)
6.3. Материалы, содержащиеся в проектной документации (При наличии*):
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей;
з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса РФ.
6.4. Положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном ч. 12.1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч. 3.4 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ. (При наличии*)
6.5. Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со ст. 40 Градостроительного кодекса РФ). (Документ находится в распоряжении Комитета, не обязателен для представления заявителем)
6.6. Согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением случаев реконструкции многоквартирного дома, указанных в п. 6.8 настоящего Порядка.
6.7. Соглашение о проведении реконструкции, определяющее, в том числе, условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции, в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества.
6.8. Решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме.
6.9. Копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации. (При наличии*)
6.10. Документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта. (При наличии)
6.11. Копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению. (При наличии*)
6.12. Подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в ч. 3.8 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с Градостроительным кодексом РФ специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с ч. 3.8 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ. (При наличии*)
6.13. Подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в ч. 3.9 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с ч. 3.9 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ. (При наличии*)
6.14. Копия договора о развитии застроенной территории или договора о комплексном развитии территории в случае, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории. (Документ находится в распоряжении Комитета, не обязателен для представления заявителем)
* Документы (за исключением Соглашения) представляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, ФАУ «Главгосэкспертиза России», Едином государственном реестре заключений, реестре Росаккредитации, Управлении Роспотребнадзора по Мурманской области.
7. Перечень оснований для отказа в предоставлении услуги в Комитете:
— несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
— непредставление заявителем документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя;
— предоставление документов, обязанность по предоставлению которых в электронной форме установлена Градостроительным кодексом РФ, не в электронной форме**.
** Заявление, а также документы предоставляются заявителем исключительно в электронной форме в случае, если в отношении проектной документации объектов капитального строительства, предусмотренных п. 3.4 ст. 49, п. 5.1 ч. 1 ст. 6 Градостроительного кодекса РФ, проводилась государственная экспертиза и заключение государственной экспертизы выдавалось в электронной форме.
ИсточникПорядок выдачи разрешения на строительство
Выдача разрешения на строительство в соответствии со ст. 51 ГсК РФ производится по заявлению недропользователя (застройщика). Для выдачи разрешения в отношении скважин необходимы следующие документы:
- • правоустанавливающие документы на земельный участок;
- • градостроительный план земельного участка (документ, содержащий сведения о границах земельного участка, информацию о его разрешенном использовании, требования к размещению на нем объекта капитального строительства и т. д.) [1] ;
- • существенная часть материалов, содержащихся в проектной документации, а именно:
пояснительная записка (разд. 1 проектной документации); схема планировочной организации земельного участка (разд. 2 проектной документации);
сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого 1 объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (данное требование не может быть выполнено в полном объеме при строительстве скважин, не имеющих подключений к сетям инженерного обеспечения); проект организации строительства;
- • положительное заключение государственной экспертизы проектной документации на строительство скважины;
- • положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации на строительство скважины (при ее обязательности);
- • разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (основания и порядок получения указанного документа раскрываются в п. 3.2 настоящего параграфа).
Рассмотрим представление градостроительного плана земельного участка для получения разрешения на строительство. В настоящее время все еще распространено мнение об отсутствии необходимости представлять в составе заявительной документации на получение разрешения на строительство градостроительный план земельного участка в том случае, если в отношении территории предполагаемого строительства градостроительные регламенты не устанавливаются (земли лесного фонда, запаса, земли особо охраняемых природных территорий, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон, и др.) [2] [3] . Во избежание риска отказа в выдаче разрешения на строительство скважины указанное мнение подлежит критическому анализу.
Соответствующая точка зрения представляется необоснованной в силу ее противоречия требованиям ряда статей Градостроительного кодекса РФ:
- • положения ч. 4 и 6 ст. 36 указанного Кодекса не содержат правила, указывающего на случаи, когда подготовка градостроительных планов земельных участков не производится, и говорят о другом виде документов — градостроительном регламенте;
- • в то же время положения ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», дозволяющие выдачу разрешений на строительство до установления формы градостроительного плана земельного участка Правительством РФ, утратили силу в связи с утверждением такой формы [4] ;
- • ст. 51 ГсК РФ устанавливает императивное правило о представлении градостроительного плана земельного участка при обращении за разрешением на строительство точечных (нелинейных) объектов; каких-либо изъятий из этого правила положениями указанной статьи не предусмотрено;
- • нормы ч. 11 ст. 51 ГсК РФ, определяя порядок рассмотрения уполномоченным органом заявления на выдачу разрешения на строительство, предусматривают обязательную проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и также не указывают на возможность его отсутствия (кроме случаев строительства линейных объектов капитального строительства);
- • кроме того, положения ст. 44 ГсК РФ предусматривают, что в составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о градостроительном регламенте, в случае если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента, тем самым презюмируется существование в некоторых случаях градостроительного плана земельного участка без градостроительного регламента, действующего на территории расположения соответствующего участка.
Таким образом, в силу указаний Градостроительного кодекса РФ наличие градостроительного плана земельного участка при обращении за выдачей разрешения на строительство скважины является обязательным.
Требования к содержанию заявления о выдаче разрешения на строительство не установлены Градостроительным кодексом РФ, но формализованы п. 3.1 Административного регламента. К сожалению, такие требования в излишней мере бюрократичны, непоследовательны, а иногда и просто необъяснимы.
Например, в тексте соответствующего заявления требуется указать «наименование документа и уполномоченной организации, выдавшей разрешения на выполнение проектных работ». Действующее законодательство применительно к созданию скважин не позволяет определить суть и обязательность такого документа. В системе диспозитивных отношений «заказчик — проектировщик» организация, привлеченная к разработке проектной документации на основании договора, является уполномоченной (заказчиком) организацией, а соответствующий договор — поручением на выполнение проектных работ. Подготовка в виде обособленного документа специального разрешения на проектирование не предусмотрена, и требование о его наличии, безусловно, не должно быть вменено заявителю.
Кроме того, недропользователь (застройщик) должен отразить в соответствующем заявлении свою обязанность сообщать в Рос- недра обо всех изменениях сведений, приведенных в заявлении, в том числе реквизитов проектной организации вплоть до банковских реквизитов, почтовых адресов и номеров телефонов организации. При этом не объясняется, какую прикладную задачу призвано решать соответствующее требование.
Состав документов, подлежащих согласно рассматриваемому регламенту представлению заявителем с целью получения разрешения на строительство, идентичен предусмотренному ст. 51 ГсК РФ.
Представление документов на получение разрешения на строительство допускается в электронном виде. Перечень указанных документов является исчерпывающим, и ч. 10 ст. 51 ГсК РФ не допускает истребование уполномоченными органами дополнительных документов.
Федеральным законом от 1 июля 2011 г. № 169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены поистине революционные изменения во многие федеральные законы. Суть их состоит в попытке избавить физические и юридические лица, намеревающиеся получить государственные и муниципальные услуги, от необходимости представлять в органы, их оказывающие, документы и сведения, уже находящиеся в распоряжении каких-либо государственных органов или органов местного самоуправления. В таком случае предполагается, что соответствующие документы будут запрашиваться и получаться органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, самостоятельно в порядке организационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления.
Указанные изменения коснулись и процедуры обращения за разрешением на строительство объекта капитального строительства. Так, ч. 7 1 и 7 2 ст. 51 ГсК РФ в настоящее время предусматривают, что правоустанавливающие документы на земельный участок (копии которых или содержащиеся в них сведения представлены в ЕГРП), а также градостроительный план земельного участка и разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства могут не представляться заявителем, такие документы (их копии или содержащиеся в них сведения) самостоятельно запрашиваются органами, выдающими разрешения на строительство (в случае строительства скважин — Роснедрами), в соответствующих государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях.
Вместе с тем изложенный инициативный для уполномоченных органов порядок получения документов и сведений не отражен в Административном регламенте, что, впрочем, не может являться препятствием в выдаче разрешения на строительство скважины Роснедрами, поскольку предусмотрено актом превалирующей правовой силы — Градостроительным кодексом РФ.
Существующий уровень межведомственного взаимодействия и взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления в ряде случаев недостаточен для своевременного и полного получения запрашивающим органом соответствующих документов. В то же время ч. 13 ст. 51 ГсК РФ предусматривает, что неполучение или несвоевременное получения запрошенных документов не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Роснедра в течение 10 дней с даты получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
- • проверяют наличие документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство скважин;
- • проверяют соответствие представленной части проектной документации на строительство скважины требованиям градостроительного плана земельного участка;
- • проверяют соответствие проектной документации требованиям разрешения на отклонение от предельных параметров строительства (в случае выдачи последнего документа);
- • выдают либо мотивированно отказывают в выдаче разрешения на строительство.
Пунктами 3.4.2 и 3.4.5 Административного регламента предусмотрено, что все поданные заявителем для получения соответствующего разрешения документы подлежат возврату недропользователю (застройщику) как при выдаче разрешения на строительство скважины, так и в случае отказа в выдаче такового.
Положения ч. 12 ст. 51 ГсК РФ допускают выдачу по заявлению застройщика разрешения на отдельные этапы строительства. Подобные разрешения могут быть получены недропользователями (застройщиками) применительно к строительству многозабойных скважин (т. е. имеющих несколько боковых стволов) и иных типов скважин, где установима этапность строительства скважины. Поэтапный ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию исходя из полученных ранее разрешений на этапы создания объектов нормативно не предусмотрен, но активно реализуется на практике в области офисного и промышленного строительства. Применительно к скважинам такой подход вряд ли возможен в силу особенностей их конструкции.
Разрешение на строительство выдается по нормативно утвержденной форме 1 и без взимания платы. Копия выданного разрешения на строительство в трехдневный срок с даты его выдачи подлежит направлению Роснедрами в государственный орган, уполномоченный на проведение государственного строительного надзора.
В свою очередь, недропользователь (застройщик) в соответствии с ч. 18 ст. 51 ГсК РФ обязан в 10-дневный срок с даты выдачи разрешения на строительство скважины на безвозмездной основе представить в Роснедра сведения о планируемой протяженности (глубине забоя) скважины и иные базовые технические характеристики планируемой к строительству скважины [5] [6] , а также:
- • сведения о сетях инженерно-технического обеспечения (при наличии таковых);
- • один экземпляр копии результатов инженерных изысканий;
• по одному экземпляру следующих разделов проектной документации:
схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка;
перечень мероприятий по охране окружающей среды; перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Отказ в выдаче разрешения на строительство недропользователь (застройщик) вправе оспорить в судебном порядке.
ИсточникРазрешение на строительство дома
Нормативная база жилищного строительство в России составлена из широкого ряда документов. Среди них разрешение на строительство индивидуального жилого дома – один из основных. Его получение служит подтверждением соответствия проектно-сметной документации на строение всем требованиям действующих нормативов, в том числе, схеме застройки, кадастровому паспорту, градостроительному плану и решениям местной администрации касательно технических параметров и позиционирования жилого дома на участке собственника. Рассмотрим подробней вопросы оформления разрешения на строительство, что входит в пакет необходимых документов, вероятные причины отказа и действия застройщика при этом.
В определенных случаях допускается возведение жилья без получения разрешения. Прежде всего, это касается жилых домов, возводимых на участках, некоммерческого назначения – дачных и садово-огородных товариществ. В этом случае в действие вступает так называемая «дачная амнистия», это упрощенный порядок регистрации прав на отдельные виды недвижимости, действующий в России до 1 марта 2026 года. Согласно этому документу для ввода объекта в эксплуатацию и получения госрегистрации прав собственника достаточно будет кадастрового паспорта. Если возведение дома не будет полностью закончено до этого срока, возникает необходимость получения разрешения.
Имеется ряд частных случаев, требующих оформления в обязательном порядке.
- Если планируется продажа незавершенного сооружения. Для совершения сделки потребуется зарегистрировать объект, как незавершённое строительство. Такой статус предполагает получение разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
- Если в договоре с администрацией дачного кооператива, коттеджного поселка или управляющей компанией указано необходимость предоставления определенного перечня документов, в силу вступают требования договорных обязательств.
- Если строительство дома ведется на заемные средства (банковский кредит) или на материнский капитал.
Порядок получения разрешения на строительство частного дома
Если разрешение на строительство входит в обязательный пакет документов, то перед частным застройщиком возникает два вопроса – когда его оформлять и где получить? Приступать к оформлению необходимо после подготовки рабочей проектно-сметной документации, но до начала процесса возведения жилого дома. Так как на основе проекта формируется план-схема организации участка строительства.
С организацией, осуществляющей выдачу, всё немного сложнее. Согласно законодательству, ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, выдача осуществляется по месту расположения земельного участка, органом местного самоуправления.
Как правило, это комитет или управление по градостроительству или территориальному планированию того муниципального образования, на территории которого расположен участок. Данная норма справедлива для большинства субъектов Российской Федерации. Однако предусмотрено несколько исключений.
К примеру, участок, где производится строительство, расположен на территории сразу нескольких муниципальных образований. Тогда за разрешением нужно обратиться в вышестоящую инстанцию – комитет, относящийся к субъекту РФ или профильное управление федерального уровня. Также разрешение могут выдавать некоторые ведомственные структуры (министерства, ведомства, комитеты), но лишь том случае если строительство планируется вести в особых экономических или охраняемых природных зонах, на территории объектов культурного наследия и т.п.
Во многих субъектах Российской Федерации существует возможность подать документы в электронном виде или получить предварительную консультацию через многофункциональный центр государственных услуг – МФЦ.
Что необходимо предоставить?
- заявление на имя главы администрации муниципального образования;
- копию паспорта владельца земельного участка;
- нотариально заверенный документ, удостоверяющий право собственности на земельный участок;
- градостроительный план участка, на котором будет проходить строительство, с указанием размещения жилого дома в границах красных линий;
- план-схема организации земельного участка.
На схеме должна присутствовать следующая информация:
- адрес, кадастровый номер и площадь земельного участка;
- площадь сооружения (определяется по контуру фундамента);
- расстояние от периметра фундамента до границы участка с каждой из сторон;
- площадь зеленых насаждений (не менее 40%).
Для некоторых городов регионального или федерального значения, относящихся к территориям, имеющим историко-архитектурную ценность, может потребоваться описание внешнего вида возводимого сооружения, как в текстовой форме, так и в виде изображения, эскиза.
Кроме того при принятии решения на выдачу разрешения на строительство индивидуального жилого дома обращают внимание на некоторые разделы проектно-сметной документации:
- схему подключения инженерных сетей (канализация, водоснабжение, электричество, газ) с указанием мест подсоединения;
- расположение линейных объектов и оборудования относительно красных линий;
- размещение подъездных путей и проходов, в том числе и к соседним участкам, если они не имеют прямого доступа к транспортной инфраструктуре.
Временные критерии
После подачи документов для разрешения на строительство индивидуального жилого дома у ответственных лиц есть всего 30 календарных дней для принятия решения. При необходимости предоставления недостающей информации со стороны владельца земельного участка период рассмотрения начинается заново.
В случае положительного решения выданное разрешение будет действовать 10 лет. Отказ должен быть мотивированным и выданным в письменной форме, заверенный подписью ответственного лица и печатью. Только после получения официально зарегистрированного отказа застройщик может обжаловать ответ администрации либо в суде, либо в вышестоящих государственных органах Роснедра и Минприроды.
Рассмотрение заявки на разрешение и его выдача осуществляется бесплатно.
Возможные причины отказа
Оснований для отказа в выдаче разрешения всего два:
- Отсутствие одно из перечисленных документов.
- Нарушения нормативов при составлении градостроительного плана. При этом учитываются как общие строительные нормы и правила, так и ранее принятые решения муниципальных органов власти, но генеральному архитектурному плану.
Градостроительный план – это схема для разрешения на строительство, где указано место возведения жилого сооружения на участке. В базовом варианте зона строительства (ограничена «красными линиями») находится на расстоянии 3 м от границ участка и 5 м от границы со стороны дороги. Также указывается процент застройки, высота дома и его этажность. Для жилого дома, как правило, 3 этажа, включая цокольный и мансарду.
Довольно часто представители комиссии требуют утвержденный и согласованный проект дома для разрешения на строительство. Это неправомочные действия, так как в соответствии с п.3 ст.48 Градостроительного Кодекса индивидуальные застройщики освобождены от необходимости согласования проектной документации.
Перечень обязательных документов, которые вправе требовать органы, выдающие разрешения регламентирован п. 9 ст. 51 Градостроительного Кодекса. Все документы, которые не входят в этот перечень, комиссия запрашивает в других госорганах самостоятельно.
Как оспорить отказ в выдаче?
При отрицательном решении застройщик может обратиться в суд или вышестоящие инстанции. И в том и в другом случае основанием для дальнейших действий владельца участка является официально зарегистрированный отказ.
Юристы рекомендуют перед обращением в суд направить жалобу одному из заместителей руководителя Роснедра. Порядок обращения и рассмотрения определяется с действующим административным регламентом (приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации N 162 от 25.06.2012 (ред. от 29.10.2013)). Рассмотрение заявления производится на протяжении 5 рабочих дней.
В случае положительного ответа предыдущий отказ территориальная комиссия отменяется и не позже чем через 3 дня разрешение на строительство выдается заявителю. В случае отрицательного ответа заявитель может подать жалобу в Минприроды, где заявление будет рассматриваться коллегиально. Если это инстанция даст отрицательный ответ, застройщик имеет право обратиться в суд.
Как показывает практика, сотрудники территориальных комиссий довольно часто отказывают в разрешении, если поблизости от земельного участка расположены режимные объекты (аэродромы, военные части, полигоны) с руководством которых необходимо согласовать строительство. В этом случае наиболее целесообразно обращаться в суд, минуя стадию обжалования в профильных министерствах.
Учитывая множество нюансов в оформлении документации, куда входят различные схемы, пояснительные записки и план дома для разрешения на строительство, наиболее целесообразно доверить составление пакета документов профильным строительным организациям.
Источник