Размер повышающего коэффициента (ПК) в 2020 году по-прежнему составляет 1,5. Но случаи, когда можно применять его в расчетах, изменились.
Мы во всем разобрались и в этой статье расскажем вам:
- к каким видам КУ можно применять ПК;
- как применить ПК;
- в отношении кого можно применить ПК;
- в каких случаях применять ПК.
К каким видам КУ можно применять ПК
С 1 июля 2020 года нельзя применять повышающий коэффициент, если потребитель не установил ИПУ электроэнергии. Запрет следует из части 1 статьи 157 Жилищного кодекса. Изменения внесли Федеральным законом от 27.12.2018 № 552-ФЗ.
Остальной перечень КУ, при расчете платы за которые применяются коэффициенты, остался неизменным:
- холодное водоснабжение;
- горячее водоснабжение;
- отопление.
Далее подробно расскажем о том, к каким собственникам и в каких ситуациях нужно применить ПК в расчетах.
Как применить ПК
Формулировка «применить повышающий коэффициент» уже устоялась, но все же стоит уточнить: применить в рассматриваемом нами случае — значит умножить. Умножать нужно норматив потребления той или иной КУ на повышающий коэффициент.
Как взыскать повышающий коэффициент с муниципальных квартир
Повышающий коэффициент применяется только к утвержденному нормативу потребления КУ.
Формула расчета платы за ХВС и ГВС с применением повышающего коэффициента Формула утверждена подпунктом «а» (1) пункта 4 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг:
Pi = ni x Nj x KПОВ x Tкр, где: ni — количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
Nj — норматив потребления j-й коммунальной услуги;
KПОВ — повышающий коэффициент;
Tкр — тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством РФ.
Так, для семьи из трех человек, зарегистрированных в квартире стандартного девятиэтажного МКД г. Уфы, не оборудованной ИПУ холодной воды, плата за ХВС за один расчетный период составит:
3×4,316 1 x 1,5×26,45 2 = 513,71 руб.
Сноска 1 Постановление Государственного комитета РБ по тарифам от 29.09.2016 № 120.
Сноска 2 Постановление Государственного комитета РБ по тарифам от 19.12.2018 № 741.
Повышающие коэффициенты, которые рассматриваются в этой статье, применяются при расчете платы за КУ только исполнителями КУ (УО и жилищными объединениями) в отношении потребителей.
В отношении кого можно применить ПК
Важно!
Неисполнение обязанности по установке приборов учета КУ будет основанием применить повышающий коэффициент в расчетах только при наличии технической возможности установки таких приборов. Это должно быть зафиксировано актом обследования. Порядок установления наличия технической возможности определен и оформляется в соответствии с приказом Минстроя от 28.08.2020 № 485/пр.
Это положение закреплено пунктом 81 Правил предоставления коммунальных услуг.
Изменился круг лиц, для которых стоимость КУ можно рассчитать с учетом ПУ. Ранее подобные расчеты касались лишь собственников жилых помещений, а теперь в них участвуют также собственники нежилых помещений и собственники машино-мест.
В квитанциях на ЖКУ появился повышающий коэффициент. Что делать?
Положение о повышающих коэффициентах для собственников нежилых помещений применяется в установленных случаях при расчете платы за услугу отопления (пп. 7, 43 Правил предоставления коммунальных услуг).
Собственникам машино-мест рассчитывается повышенная плата за услуги ХВС, ГВС и электроэнергии (п. 43 Правил предоставления коммунальных услуг).
В каких случаях применять ПК
В этом разделе приведены все случаи, когда в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг в расчетах нужно применять ПК.
- Неисполнение собственниками жилых помещений обязанности по установке, восстановлению либо замене ИПУ ХВС или ГВС (пп. 42, 60 Правил предоставления коммунальных услуг).
- Неисполнение собственниками жилых и нежилых помещений обязанности по установке, восстановлению либо замене коллективного (общедомового) прибора учета или ИПУ тепловой энергии (пп. 42 (1), 43, 60 Правил предоставления коммунальных услуг).
- Неисполнение обязанности по установке, восстановлению либо замене приборов учета коммунальных ресурсов, определяющих объем потребления в помещениях МКД, отведенных под машино-места (пп. 43, 60 Правил предоставления коммунальных услуг).
- Непредоставление потребителем допуска в занимаемое им жилое помещение для проверки состояния ИПУ (пп. 60 (1), 85 (3) Правил предоставления коммунальных услуг).
- Несанкционированное подключение внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам при невозможности определить мощность подключенного оборудования (п. 60 Правил предоставления коммунальных услуг).
- Несанкционированное вмешательство собственников жилых помещений в работу ИПУ (п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг).
При проведении проверки состояния ИПУ управляющие МКД организации вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу ИПУ. Акт о несанкционированном вмешательстве в работу ИПУ является основанием для доначисления платы за КУ.
Можно ли начислять повышающий коэффициент, если срок поверки ИПУ истек?
Ответ зависит от даты истечения срока поверки ИПУ.
Если она наступила после 6 апреля 2020 года, то начислять повышающие коэффициенты нельзя. Такой запрет установили до 1 января 2021 года пунктом 1 постановления Правительства от 02.04.2020 № 424 (далее — Постановление № 424).
Если срок поверки ИПУ истек до 6 апреля 2020 года, то есть два возможных сценария расчета платы за КУ: формальный и тотальный.
Формальный сценарий подходит тем, кто готов отстаивать свою позицию перед ГЖИ и в суде, если придется. Дело в том, что обязанность принимать к расчетам показания ИПУ с истекшим сроком поверки возникла после официального опубликования Постановления № 424, то есть после 06.04.2020. Поэтому, формально следуя принципу «закон обратной силы не имеет», можно не применять нормы этого акта к отношениям, которые возникли до указанной даты.
Риск формального подхода сводится к тому, что действия управленца расценят как нарушение порядка расчета платы за коммунальную услугу (ч. 6 ст. 157 Жилищного кодекса). Наказание — перерасчет и штраф в пользу потребителя в размере 50 процентов от превышенной платы.
Тотальный сценарий предлагает применять нормы Постановления № 424 даже для тех случаев, когда срок поверки ИПУ истек еще до 6 апреля 2020 года. Такой вариант подойдет тем, в чьем регионе практика пойдет по потребительскому пути.
Дело в том, что Постановлением № 424 власти решали задачу упрощения самоизоляции граждан и помощи им в сложной ситуации. Следуя этой логике, необходимо принимать к расчетам показания даже тех ИПУ, срок поверки которых истек еще до 6 апреля 2020 года.
У тотального сценария тоже есть риск. Например, жители могут начать злоупотреблять и требовать от вас принимать показания ИПУ, срок поверки которых истек очень давно, но у жителей якобы нет возможности провести поверку или заменить ИПУ.
В таблице сведена информация о том, в каком размере и на каком основании применять ПК.
Первоначальная цель — стимулировать собственников помещений в МКД к экономии энергоресурсов и к установке ИПУ — сохранена. Отметим, что собственник обязан установить ИПУ, но не обязан передавать его показания. Непредоставление показаний — это не повод применять ПК.
К стимулированию потребителей устанавливать ИПУ добавились новые задачи, ориентированные на формирование добросовестного отношения собственников помещений к своим обязанностям. Так, применение ПК в десятикратном размере за непредоставление допуска к ИПУ и вмешательство в их работу должно стать серьезной экономической санкцией, которая поможет предотвратить подобные случаи.
ТАБЛИЦА Основания для применения повышающего коэффициента в расчетах за КУ
Источник: www.ros57.ru
Повышающие коэффициенты на земельный налог при жилищном строительств: новые веяния
Письмо Минфина России от 13.10.2020 № 03-05-05-02/89412 посвящено условиям применения повышающих коэффициентов при исчислении земельного налога. Речь идет о налоге в отношении земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства. Письмо рядовое, в котором Минфин, отвечая на заданный вопрос, просто воспроизвел норму из НК РФ. Но дело в том, что ВС РФ преподнёс налоговикам большой сюрприз. В письме о нем ничего не сказано, а мы разобрались и с вами поделимся.
Итак. В отношении земельных участков, приобретенных или предоставленных в собственность компаниям на условиях ведения на них жилищного строительства, земельный налог исчисляется с учетом коэффициента 2 в течение трёхлетнего срока строительства (п. 15 ст. 396 НК РФ).
Отчет трехлетнего срока ведется от даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до госрегистрации прав на построенный объект недвижимости. А в течение периода, превышающего трёхлетний срок строительства, налог рассчитывают с учётом коэффициента 4 плоть до даты госрегистрации прав на построенный объект.
Таким образом, условием для применения указанных коэффициентов при исчислении земельного налога является факт госрегистрации права собственности на земельный участок с видом разрешённого использования под строительство жилья.
При этом применение указанных коэффициентов прекращается в случае госрегистрации права на построенный объект недвижимости, для строительства которого приобретался или предоставлялся в собственность компаниям соответствующий земельный участок.
Самое главное: если строительство завершить в три года, всю переплату по налогу компании вернут. В противном случае с деньгами можно распрощаться.
И всё так и шло, пока не нашлась одна компания, которой этот порядок показался совершенно несправедливым. Дело в том, что она получила проект жилищного строительства от местных властей сроком на 10 лет. Нужно было снести старые дома, подготовить территорию, а потом уже заняться стройкой. Но это означало, что при налогообложении земли под строительство дома компании грозил бы повышенный безвозвратно налог. А учитывая нынешнюю стоимость земельных участков, суммы получались довольно чувствительные.
Компания отправилась искать правду в суд. Все три первые судебные инстанции ей отказали. Однако ВС РФ в определении от 17.09.2020 № 309-ЭС20-11143 решил, что аргументы компании заслуживают внимания, и передал дело на заседание Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.
В Определении ВС РФ от 15.10.2020 № 309-ЭС20-11143 суд, по большому счёту, встал на сторону компании. Он решил, что повышающие коэффициенты, по задумке законодателей, должны предотвращать ситуацию, когда владелец участка имеет возможность построить жилье в установленные сроки, но сознательно уклоняется от этого. В общем, это стимул почти в его буквальном латинском значении.
Но если жилищное строительство в указанные сроки невозможно по совершенно объективным причинам (ст. 46.1 и 46.2 ГрК РФ), то данное положение НК РФ превращается в противоположность, начиная отпугивать добросовестных инвесторов. Строго говоря, налоговое законодательство обязано учитывать нормативные требования иных отраслей (постановления КС РФ от 02.07.2013 № 17-П, от 21.12.2018 № 47-П, от 30.06.2020 № 31-П).
Суд принял компромиссное решение. Вернув дело в первую инстанцию, поставил перед ней не такую уж и простую задачу: определить точно момент, когда компания имела полную возможность приступить непосредственно к строительству жилья. С этого (и только этого) момента применение повышающего коэффициента 2 законно.
Источник: www.vdgb.ru