Правила по строительству нефтепровода

Содержание

Значение трубопроводного транспорта в нефтегазовой отрасли. В настоящее время трубопроводы незаменимы при транспортировке нефти и газа на огромные расстояния от мест их добычи к местам потребления.

При транспортировании газа и нефти по трубопроводам потери перекачиваемых продуктов (по сравнению с другими видами транспорта) минимальны благодаря высокой степени герметизации трубопроводов и перекачивающего оборудования. Непрерывность и равномерность подачи продукта по трубопроводу позволяет обеспечить ритмичную четкую работу производств, получающих топливо (или сырье) по трубопроводам.

Отметим и такой важный фактор, как возможность быстрого строительства трубопроводов большой протяженности в самых сложных условиях. Ни автодороги, ни тем более железные дороги невозможно (при одинаковых затратах) построить в столь сжатые сроки, как трубопроводы. Поэтому и освоение газовых и нефтяных месторождений начинается значительно раньше, чем это было бы при других видах транспорта. При этом следует иметь в виду, что постройки одной дороги мало; необходим парк цистерн, резервуаров, локомотивов, и т.д., создание которого также требует времени.

СТРОИТЕЛЬСТВО НЕФТЕПРОВОДА

Строительство любой дороги требует больших площадей земель, часто плодородных. Применяющиеся в настоящее время методы строительства трубопроводов позволяют практически полностью использовать в сельском хозяйстве землю вдоль трубопроводных трасс. Тем самым уменьшается изъятие земель из сельскохозяйственного производства.

Таким образом, значение трубопроводного транспорта будет возрастать, обеспечивая транспортными «перевозками» новые сферы.

Классификация нефтепроводов

По назначению нефтепроводы делятся на три группы: внутренние, местные и магистральные.

Внутренние нефтепроводы находятся внутри чего-либо: промыслов (внутрипромысловые), нефтебаз (внутрибазовые), нефтеперерабатывающих заводов (внутризаводские). Протяженность их невелика.

Местные нефтепроводы соединяют различные элементы транспортной цепочки: нефтепромысел и головную станцию магистрального нефтепровода, нефтепромысел и пункт налива железнодорожных цистерн либо судов. Протяженность местных нефтепроводов больше, чем внутренних, и достигает нескольких десятков и даже сотен километров.

К магистральным нефтепроводам (МНП) относятся трубопроводы протяженностью свыше 50 км и диаметром от 219 до 1220 мм включительно, предназначенные для транспортировки товарной нефти из районов добычи до мест потребления или перевалки на другой вид транспорта.

В зависимости от условного диаметра магистральные нефтепроводы подразделяются на 4 класса:

  • I класс от 1000 до 1200 мм включительно;
  • II класс от 500 до 1000 мм включительно;
  • III класс от 300 до 500 мм включительно;
  • IV класс менее 300 мм.

Кроме того, нефтепроводы делят на категории, которые учитываются при расчете толщины стенки, выборе испытательного давления, а также при определении доли монтажных сварных соединений, подлежащих контролю физическими методам.

Основные сведения о магистральных трубопроводах

Основные объекты и сооружения магистрального нефтепровода

Магистральный нефтепровод, в общем случае, состоит из следующих комплексов сооружений:

  • подводящие трубопроводы;
  • головная и промежуточные нефтеперекачивающие станции(НПС);
  • конечный пункт;
  • линейные сооружения.

Подводящие трубопроводы связывают источники нефти с головными сооружениями МНП.

Головная НПС предназначена для приема нефтей с промыслов, смешения или разделения их по сортам, учета нефти и её закачки из резервуаров в трубопровод.

Принципиальная технологическая схема головной НПС приведена ниже. Она включает подпорную насосную 1, площадку фильтров и счетчиков 2, магистральную насосную 3, площадку регуляторов давления 4, площадку пуска скребков 5 и резервуарный парк 6. Нефть с промысла направляется на площадку 2, где сначала очищается в фильтрах-грязеуловителях от посторонних предметов, а затем проходит через турбинные расходомеры, служащие для оперативного контроля за её количеством.

Далее она направляется в резервуарный парк 6, где производится её отстаивание от воды и мехпримесей, а также осуществляется коммерческий учет. Для закачки нефти в трубопровод используются подпорная 1 и магистральная 3 насосные. По пути нефть проходит через площадку фильтров и счетчиков 2(с целью оперативного учета), а также площадку регуляторов давления 4(с целью установления в магистральном нефтепроводе требуемого расхода). Площадка 5 служит для запуска в нефтепровод очистных устройств – скребков.

нефтепровод

1 – подводящий трубопровод; 2 – головная нефтеперекачивающая станция; 4 – конечный пункт; 5 – линейная часть; 6 – линейная задвижка; 7 – дюкер; 8 – надземный переход; 9 – переход под автодорогой; 10 – переход под железной дорогой; 11 – станция катодной защиты; 12 – дренажная установка; 13 – дом обходчика; 14 линия связи; 15 – вертолетная площадка; 16 – вдольтрассовая дорога.

Головная НПС располагается вблизи нефтепромыслов.

Промежуточные НПС служат для восполнения энергии, затраченной потоком на преодоление сил трения, с целью обеспечения дальнейшей перекачки нефти. Промежуточные НПС размещают по трассе трубопровода согласно гидравлическому расчету (через каждые 50…200 км).

Принципиальная технологическая схема промежуточной НПС приведена ниже. Она включает магистральную насосную 1, площадку регуляторов давления 2, площадку пуска и приема скребков 3, а также площадку с фильтрами-грязеуловителями 4. Нефть, поступающая из магистрального трубопровода, сначала проходит через фильтры-грязеуловители, затем приобретает в насосах энергию, необходимую для дальнейшей перекачки, и после регулирования давления на площадке 2 закачивается в следующий участок магистрального нефтепровода.

магистральная насосная

1 – магистральная насосная; 2 – площадка регуляторов давления; 3 – площадка приема и пуска скребка; 4 – площадка с фильтрами-грязеуловителями

Кроме технологических сооружений на головной и промежуточных НПС имеются механическая мастерская, понизительная электроподстанция, котельная, объекты водоснабжения и водоотведения, подсобные и административные помещения и т.д.

Конечным пунктом магистрального нефтепровода обычно является нефтеперерабатывающий завод или крупная перевалочная нефтебаза.

На магистральных нефтепроводах большой протяженности организуются эксплуатационные участки длиной от 400 до 600 км. Граница между эксплуатационными участками обязательно проходит через промежуточные НПС. Промежуточная НПС, находящаяся в начале эксплуатационного участка, является для него «головной» НПС, а промежуточная НПС, находящаяся в конце эксплуатационного участка-«конечным пунктом» для него. Состав сооружений промежуточных НПС, расположенных на концах эксплуатационного участка, отличается от обычных наличием резервуарных парков. Таким образом, магистральный нефтепровод большой протяженности состоит как бы из нескольких последовательно соединенных нефтепроводов протяженностью не более 600 км каждый.

К линейным сооружениям магистрального нефтепровода относятся:

  1. собственно трубопровод (или линейная часть);
  2. линейные задвижки;
  3. средства защиты трубопровода от коррозии (станции катодной и проекторной защиты, дренажные установки);
  4. переходы через естественные и искусственные препятствия (реки, дороги и т.п.);
  5. линии связи;
  6. линии электропередачи;
  7. дома обходчиков;
  8. вертолетные площадки;
  9. грунтовые дороги, прокладываемые вдоль трассы трубопровода.

Собственно трубопровод – основная составляющая магистрального нефтепровода – представляет собой трубы, сваренные в «нитку», оснащенные камерами приема и пуска скребков, разделителей, диагностических приборов, а также трубопроводы-отводы.

Минимальное заглубление трубопроводов до верха трубы должно быть не менее(м):

  • при обычных условиях прокладки 0,8;
  • на болотах, подлежащих осушению 1,1;
  • в песчаных барканах 1,0;
  • в скальных грунтах, болотистой местности при отсутствии проезда автотранспорта и сельхозмашин 0,6;
  • на пахотных и орошаемых землях 1,0;
  • при пересечении каналов 1,1.

Линейные задвижки устанавливаются по трассе трубопровода не реже чем через 30 км, с учетом рельефа местности таким образом, чтобы разлив нефти в случае возможной аварии был минимальным. Кроме того, линейные задвижки размещаются на выходе из НПС и на выходе в них, на обоих берегах пересекаемых трубопроводом водоемов, по обеим сторонам переходов под автомобильными и железными дорогами.

Станции катодной защиты располагаются вдоль трассы трубопровода в соответствии с расчетом. Протекторная защита применяется в местах, где отсутствуют источники электроснабжения. Дренажные установки размещаются в местах воздействия на трубопровод блуждающих токов (линии электрифицированного транспорта, линии электропередач и др.).

При переходах через водные преграды трубопроводы, как правило, заглубляются ниже уровня дна. Для предотвращения всплытия на трубопроводах монтируют чугунные или железобетонные утяжелители (при-грузы) различной конструкции. Кроме основной укладывают резервную нитку перехода того же диаметра. На пересечениях железных и крупных шоссейных дорог трубопровод укладывают в патроне (кожухе) из труб, диаметр которых не менее, чем на 200 мм больше диаметра трубопровода. При пересечении естественных и искусственных препятствий применяют также надземную прокладку трубопроводов (на опорах либо за счет собственной жесткости трубы).

Вдоль трассы трубопровода проходят линии связи, линии электропередачи, а также грунтовые дороги.

Линии связи, в основном, имеют диспетчерское назначение. Это очень ответственное сооружение, т.к. обеспечивает возможность оперативного управления согласованной работой перекачивающих станций на расстоянии нескольких сот километров. Прекращение работы связи, как правило, влечет за собой остановку перекачки по трубопроводу.

Линии электропередач служат для электроснабжения перекачивающих станций, станций катодной защиты и дренажных установок.

По вдоль трассовым дорогам перемещаются аварийно-восстановительные бригады, специалисты электрохимической защиты, обходчики и др.

Вертолетные площадки предназначены для посадок вертолетов, осуществляющих патрулирование трассы трубопровод.

На расстоянии 10-20 км друг от друга вдоль трассы размещены дома обходчиков. В обязанности обходчика входит наблюдение за исправностью своего участка трубопровода.

Трубы для магистральных нефтепроводов

Трубы магистральных нефтепроводов (а также нефтепродуктопроводов и газопроводов) изготавливают из стали, т.к. это экономичный, прочный, хорошо сваривающийся и надежный материал.

По способу изготовления трубы для магистральных нефтепроводов подразделяются на бесшовные, сварные с продольным швом и сварные со спиральным швом. Бесшовные трубы применяют для трубопроводов диаметром до 529 мм, а сварные – при диаметрах 219 мм и выше.

Наружный диаметр и толщина стенки труб стандартизированы. В качестве примера ниже приведен сортамент наиболее распространенных электросварных труб.

В связи с большим разнообразием климатических условий при строительстве и эксплуатации трубопроводов трубы подразделяют на две группы: в обычном и в северном исполнении. Трубы в обычном исполнении применяют для трубопроводов, прокладываемых в средней полосе и в южных районах страны (температура эксплуатации 0 С и выше, температура строительства -40 С и выше). Трубы в северном исполнении применяются при строительстве трубопроводов в северных районах страны (температура эксплуатации -20…-40 С, температура строительства -60 С). В соответствии с принятым исполнением труб выбирается марка стали.

Трубы для магистральных нефтепроводов изготавливают из углеродистых и низколегированных сталей.

Основными поставщиками труб большого диаметра (529…1220 мм) для магистральных трубопроводов являются Челябинский трубопрокатный, Харцызский трубный, Новомосковский металлургический и Волжский трубный заводы.

Трубопроводная арматура

Трубопроводная арматура предназначена для управления потоками нефти, транспортируемыми по трубопроводам. По принципу действия арматура делится на три класса: запорная, регулирующая и предохранительная.

Запорная арматура (задвижки) служит для полного перекрытия сечения трубопровода, регулирующая (регуляторы давления) – для изменения давления или расхода перекачиваемой жидкости, предохранительная (обратные и предохранительные клапаны) – для защиты трубопроводов и оборудования при превышении допустимого давления, а также предотвращения обратных токов жидкости.

Задвижками называются запорные устройства, в которых проходное сечение перекрывается поступательным перемещением затвора в направлении, перпендикулярном направлению движения нефти. Конструктивно задвижка представляет собой цельный литой или сварной корпус, снабженный двумя патрубками для присоединения к трубопроводу помощью фланцев или сварки) и шпиндель, соединенный с запорным элементом и управляемый с помощью маховика или специального привода. Место выхода шпинделя из корпуса герметизируется с помощью сальникового уплотнения. По конструкции уплотнительного затвора задвижки делятся на клиновые и параллельные. На магистральных нефтепроводах задвижки оснащают электроприводом.

Читайте также:  Основные принципы организации управления строительством и способы его осуществления

Регуляторами давления называются устройства, служащие для автоматического поддержания давления на требуемом уровне. В соответствии с тем, где поддерживается давление – до или после регулятора, различают регуляторы типа «до себя» и «после себя».

Предохранительными клапанами называются устройства, предотвращающие повышение давления в трубопроводе сверх установленной величины. На нефтепроводах применяют мало- и полноподъемные предохранительные клапаны закрытого типа, работающие по принципу сброса части жидкости из места возникновения повышенного давления в специальный сборный коллектор.

Источник: rengm.ru

Промысловые трубопроводы: типы, эксплуатация, ГОСТ

Чтобы транспортировать добытую нефть из скважины к месту центрального сбора, необходимы промысловые трубопроводы. Они предназначены и для того, чтобы перемещать «черное золото» и на другие объекты в рамках промысла. Промысловые трубопроводы в зависимости от давления можно разделить на три вида: с сильным давлением, со средним и с низким. Также они могут быть простыми, когда нет ответвлений, и сложными — с ответвлениями. Способ прокладки промысловых трубопроводов тоже подразделяет их на подводные, надземные, наземные и подземные.

Промысловые трубопроводы

Зависимости от предназначения

Вам будет интересно: Что такое аэрозольные генераторы и какие они бывают?

Промысловые трубопроводы могут быть безнапорными и напорными. На этом подразделение не заканчивается. Например, трубопроводы бывают выкидными, когда нефть перекачивают к установке из скважины по замеру: диаметром труба в зависимости от производительности данной скважины 75-150 миллиметров. Необходимы и промысловые технологические трубопроводы.

Сборные коллекторы предназначены для транспортировки нефти к установке, где нефть подготавливается: из нее удаляются газ, минеральные соли, вода. Диаметром такие коллекторы 100-350 миллиметров.

Промысловые газопроводы собирают газ, промысловые ингибиторопроводы подают в скважины реагенты, промысловые водопроводы подают воду для поддержки пласта. И для всего этого необходимы трубы. Условия установки (например — рельеф местности) подсказывают при проектировании промысловых трубопроводов, какой вид лучше всего применить в данном конкретном случае. В самотечных нефть движется самотеком под действием гравитации, в напорно-самотечных может перекачиваться только нефть, свободно-безнапорные перегоняют отдельно нефть, отдельно газ. Но бывают и комбинированные виды.

Вам будет интересно: Культиватор для трактора: обзор, характеристики, особенности и отзывы

Кроме того, промысловые нефтепроводы в зависимости от условий установки (например, от наличия /отсутствия склонов рельефа) делятся на следующие виды:- самотечные (движение происходит под действием гравитационных сил);- напорно-самотечные (по трубопроводу перекачивается только нефть);- свободно-самотечные/безнапорные (нефть и газ движутся отдельно друг от друга);- комбинированные. При строительстве промысловых трубопроводов все это обязательно учитывается.

Если нефть нагреть, она становится более вязкой, тогда скорость ее движения по трубе значительно увеличивается. Это применяется при перекачке больших количеств нефти. Отличие магистральных и промысловых трубопроводов в том, что последние доставляют полезное ископаемое не далее перерабатывающего предприятия, это конечная его точка. А магистральные — по всему миру. Тем не менее, без строительства промысловых трубопроводов не обойтись, это важнейшая составляющая для сбора нефти и ее товарной подготовки, подвода воды и газа для системы ППД.

Именно построенные для технических нужд и по технологическим правилам промысловые трубопроводы транспортируют добываемую продукцию от самого устья скважины до головных магистральных сооружений газо- и нефтепроводов или до ГПЗ (НПЗ). Также необходимы сооружения трубопроводов для подачи воды, попутно добываемой — от ЦППН и УПСВ до КНС, а потом оттуда до месторождения — его нагнетательных скважин. Добыча нефти и газа отличается применением достаточно сложных технологий, над разработкой трубопроводов и сопутствующих механизмов вплотную работают многие научно-исследовательские институты.

Вам будет интересно: ООО «Петон», Уфа: отзывы сотрудников о работе компании, адрес и сфера деятельности

Эксплуатация трубопровода

Эксплуатация промысловых трубопроводов

Чтобы увеличить пропускную способность сборных коллекторов, когда подключаются новые скважины или увеличивается производительность на прежних, нужно, как уже было сказано, уменьшить вязкость и подогреть нефть. Есть и другие способы: в потом вводится обводненная нефть, прокладывается параллельный нефтяной коллектор (лупинг) или подключается параллельно дополнительный насос.

Магистральные и промысловые трубопроводы, по которым транспортируется товарная нефть (когда давление насыщенных паров не выше 500 миллиметров ртутного столба (66,7 кПа) при +38 градусах, обычно называют нефтепроводами. А если транспортируется продукция с нефтяных скважин вместе с газом, который растворен или находится в свободном состоянии, а давление насыщения паров нефти абсолютное при +20 градусах, такие трубопроводы называются нефтегазопроводами. Если транспортируются промысловые воды, это водовод.

Величина напора выше 2,5 МПа бывает в высоконапорных трубопроводах, от 1,6 до 2,5 МПа — в средненапорных, а менее 1,6 МПа — в низконапорных. Помимо наземных, подземных, подвесных и подводных бывают трубопроводы сборные или сварные.

Материалы для них тоже отличаются: стеклопластиковые, стальные с покрытием внутри — антикоррозийным лакокрасочным или полиэтиленовым, а также просто стальные. Коррозия труб промысловых трубопроводов для нефти и газа увеличивается, если проведены кислотные обработки скважины или гидроразрыв пластов. Попутная вода при этом значительно снижает рН в зонах застоя. Достаточно часто требуется ремонт промысловых трубопроводов.

О коррозии металла

Чтобы снизить коррозию стальных труб, заводы-изготовители в последние десятилетия проводят значительные исследования и практические эксперименты. Таким образом был разработан целый комплекс ТУ, где регламентируется ряд важнейших показателей, среди которых и скорость коррозии. Начался выпуск коррозийно-стойких труб, для которых сталь идет с добавками хрома, титана, ванадия. Плакированные, многослойные, комбинированные и многие другие типы труб предназначены для действующих нефтяных промыслов, для строительства магистральных и промысловых трубопроводов.

Сроки службы увеличились, общая коррозия снизилась. Но трубы стали значительно дороже. Одновременно разнообразными организациями были предложены для эксплуатации в нефтяной промышленности трубы из пластмасс и стеклопластика, а также чисто стальные с полиэтиленовым покрытием внутренним и наружным, с только внутренним покрытием из лаков и красок с антикоррозийными свойствами.

Подводящие трубопроводы

Свод правил

Свод правил (далее СП) «Промысловые трубопроводы» вышел из Технического комитета по стандартизации (ТК 465), далее утвержден Министерством строительства РФ в 2016 году и введен в действие с июня 2017 года. Этот документ установил требования к промысловым стальным трубопроводам, а также они касаются проектирования, производства и приемки работ во время сооружения, реконструкции, капитального ремонта трубопроводов до 1400 миллиметров диаметром (включительно). Избыточное давление не должно превышать 32,0 МПа. СП «Промысловые трубопроводы» должен распространяться на все промысловые стальные трубопроводы, в частности:

1. Для месторождений газовых и газоконденсатных — газопроводы-шлейфы до сборного пункта или до входного крана, который находится на площадке промысла, то есть, до установок для подготовки шлама, панельно-полимерных анкерующих устройств или до зданий с переключающей арматурой.

Вам будет интересно: Что такое роба? Какой бывает спецодежда?

2. Для коллекторов газосборных — от обвязки скважин, газопроводы газа неочищенного, трубопроводы нестабильного и стабильного газового конденсата любой протяженности.

3. Для трубопроводов подачи газа очищенного и ингибитора непосредственно в скважины и на прочие объекты.

4. Для трубопроводов под сточные воды давлением свыше 10 МПа, чтобы подать их в скважины и закачивать в поглощающие пласты.

5. Для ингибиторопроводов.

6. Для метанолопроводов.

7. Для нефтяных месторождений и нефтегазовых — трубопроводы выкидные от скважин, кроме участков на кустах скважин, чтобы транспортировать продукт вплоть до замерных установок.

8. СП 284 1325800 2016 «Промысловые трубопроводы» также предписывает нефтегазопроводы для транспорта продукции скважин от замерной установки до пункта сепарации нефти.

Документ касается всех видов трубопроводов, использующихся в нефтяной и газовой отрасли, и этот список очень длинный. Промысловые трубопроводы для нефти и газа, которые транспортируют нефть вместе с газом, который находится в растворенном и свободном состоянии отнесены к нефтегазопроводам, а к нефтепроводам — поставляющие разгазированную нефть.

Перемены ландшафта

Ведомственные строительные нормы (ВСН)

Строительство магистральных и промысловых трубопроводов контролируются нормами ВСН и распространяются на стальные трубопроводы 1420 миллиметров включительно, согласно этих норм и производится реконструкция и сооружение нового оборудования для действующих и открывающихся месторождений газа и нефти. Область распространения также контролируется нормами проектирования, в том числе и для подземных хранилищ, где избыточное давление среды (не более 32 МПа). ВСН «Магистральные и промысловые трубопроводы» рассматривают и выкидные линии, которые нужны для транспортировки от скважины, где регламентируется диаметр и протяженность в зависимости от технических расчетов и дебита скважин (от 75 до 150 миллиметров диаметр выкидной линии и не более четырех километров длиной).

Транспортировать нефть предназначены сборные коллекторы, которые прокладываются от замерной установки до насосной станции или установки, где подготавливается нефть. Диаметр сборных коллекторов ль 100 до 350 миллиметров, протяженность может быть и более десяти километров. ВСН «Промысловые трубопроводы» задают нормы для ингибиторопроводов, которые подают в скважины химические реагенты (не только в скважины, но и другие объекты, где это необходимо в рамках газоконденсатных, газовых, нефтегазовых и нефтяных месторождений. На промыслах необходимы и водопроводы, для строительства и реконструкции которых тоже необходимо опираться на Свод правил и Ведомственные строительные нормы.

Вода подается к нагнетательным скважинам, чтобы поддерживать давление в пласте, после чего пластовые воды добывают вместе с нефтью, собирают и выводят в водоносные горизонты. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов предусматривает и этот важный элемент. Водопроводы подразделяют на магистральные, начинающие путь с насосных станций на втором подъеме, на подводящие, которые соединяют магистральный водопровод с насосными станциями каждого куста, на разводящие, которые соединяют нагнетательные скважины с кустовыми насосными станциями.

Месторождения газа и газоконденсата

На таких объектах промысловые трубопроводы соединяют газовые скважины и установками по подготовке газа, с промысловыми распределительными станциями перед поступлением газа в магистральный газопровод, а также с их помощью собирают и утилизируют газовый конденсат. Подразделяются на газопроводы-шлейфы, коллекторные газопроводы, конденсатосборные и промысловые водопроводы. Все это строится и реконструируется строго по правилам, которые представлены в ВСН. Шлейф-газопровод соединяет скважину с сепаратором, где от собственно газа отделяются все ненужные ему примеси, там же происходит и осушка газа, подготовка его к транспортировке.

Бывают групповые установки и отдельные пункты сепарации газа. Длиной шлейфы от 600 метров до 5 километров, диаметр труб предписывается до 200 миллиметров. Промысловые коллекторы для сбора газа должны соединять групповые подготовительные установки с газораспределительными станциями. Формой газосборные коллекторы не отличаются от других промысловых газопроводов, которые используются на нефтяных месторождениях. Конденсатосборные коллекторы точно такие же, как на нефтяных месторождениях коллекторы для сбора нефти, применяют их для транспортировки газового конденсата на газосборный пункт или на завод по производству газобензина.

Магистральный трубопровод

Строительство трубопроводов в России

Уже в восьмидесятых годах двадцатого века в России повсюду перешли на строительство напорных систем герметизированных, на новых месторождениях сейчас не проектируют вакуумные газопроводы. Газопроводы, аналогичные выкидным линиям, подразделяются по назначению — на подводящие, в первую очередь. Далее аналогичные сборным коллекторам по нефти — сборные коллекторы по газу, и, наконец, нагнетательные газопроводы.

Форма также зависит от конфигурации месторождения, от размеров залежей и от размещения дожимных станций и замерных установок. На нефтяных промыслах газосборная система названа соответственно форме коллектора: линейной, если коллектор — одна линия, лучевой, если коллекторы сводятся к единому пункту, кольцевой, если коллектор огибает нефтяную структуру по всей площади кольцом. Обычно в кольцевом коллекторе проектируют перемычки для маневренности и надежности работы.

Читайте также:  Отзывы о профессии строительство дорог

Нагнетательные газопроводы гонят газ в «шапку» месторождения от компрессорных станций, чтобы поддерживать пластовое давление и продлить сроки фонтанной эксплуатации скважины, а также для подачи к устьям скважин через будки распределения газа, если способ эксплуатации компрессорный. Таким же образом транспортируется газ на перерабатывающие заводы и на установки газофракционирования для потребителей.

Правила строительства промысловых трубопроводов

Поскольку это инженерные сооружения капитальные, то есть, рассчитанные на долгий срок службы и предназначены для транспортировки нефтепродуктов, газа и нефти бесперебойным способом от места добычи до установок по комплексной подготовке и местам поступления в магистральный трубопровод (а также любой иной вид транспорта, включая речной, морской и железнодорожный), для строительства предусмотрены многие нормы и правила. Главное — ГОСТ 55990 (2014) «Промысловые трубопроводы» для месторождений газонефтяных и нефтяных, где изложены в разделе 8 нормы по проектированию и правила для применения данного стандарта. Обо всех изменениях поступает информация в указатель «Национальные стандарты». Поправки и изменения в официальном тексте публикуются ежемесячно и с сети Интернет Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии на официальном сайте.

ГОСТ «Промысловые трубопроводы» распространяется на реконструируемые и новые стальные трубопроводы диаметром 1400 миллиметров включительно, где избыточное давление не более 32,0 МПа для нефтяных, газоконденсатных и газовых месторождений, а также для подземных хранилищ. О составе промысловых трубопроводов было сказано выше, именно таким образом действует настоящий стандарт. Это для газоконденсатных и газовых месторождений газопроводы-щшлейфы, газосборные коллекторы, трубопроводы для стабильного и для нестабильного газового конденсата, для подачи ингибитора и очищенного газа в скважины и на другие требующие обустройства объекты, трубопроводы сточных вод в скважины (закачка в поглощающие пласты), метанолопроводы.

Вам будет интересно: Усинское месторождение: основные характеристики и особенности технологий

ГОСТ «Промысловые трубопроводы» для газонефтяных и нефтяных месторождений также описан выше. Это выкидные трубопроводы, нефтегазосборные, газопроводы для тренспорта нефтяного газа, нефтепроводы для транспорта газонасыщенной или разгазированной безводной или обводненной нефти, газопроводы при газлифтном способе нефтедобычи, газопроводы для подачи в продуктивные пласты, трубопроводы для заводнения пластов, а также систем захоронения сточных и пластовых вод, нефтепроводы для транспорта нефти товарного качества, газопроводы для транспорта газа, ингибиторопроводы, деэмульгаторопроводы на объектах газонефтяных и нефтяных месторождений. Предусмотрены ГОСТом и трубопроводы для подземных хранилищ — между площадками на объектах.

Прокладка трубопроводов

Промысловые и магистральные трубопроводы пересекают огромное количество самых разнообразных естественных и искусственных преград, которые называются переходами — подводными, воздушными или подземными. Гидрогеологические, природные, климатические условия также бывают самые разные: пересекаются реки, овраги, ущелья, карстоопасные участки. Иногда только надземная прокладка единственно возможна. Условия строительства разнообразны, и для каждого случая предусмотрены нормы и правила, заложенные в ГОСТе. Каждый участок должен удовлетворять эксплуатационным, производственным, экономическим требованиям.

Выход из строя любого звена прекратит работу по всей длине трубопровода, ка это сотни и сотни километров. Именно поэтому все переходы являются исключительно ответственными сооружениями. Трубы должны быть защищены и от внешней, и от внутренней коррозии. Все они проверяются на гидравлическое сопротивление и на прочность, где рассчитывается допускаемое давление, учитывая промысловую практику (большая часть справочных таблиц показывает условия по перекачке воды, а здесь трубопровод должен работать по более сложным условиям — перекачке вязких смесей и жидкостей).

Насосная станция и трубопроводы на месторождении

Сборные трубопроводы — основные промысловые коллекторы, которые прокладываются к компрессорным станциям и резервуарным маркам от индивидуальных или групповых сборных установок, играют самую решающую роль. Здесь рельеф местности чрезвычайно важен, если схема сбора раздельно-самотечная. Если схемы напорные, важно расположение главных групповых установок сбора. Диагностика трубопроводов показывает, что если отсутствует электро- и химзащита, могут образовываться анодные и катодные участки, где происходят частые выносы коррозийных продуктов бурого и темно-бурого цвета из-под нахлесточных витков полимерных лент изоляции.

Технологические схемы строительства

Технологии строительства не могут не быть разнообразными, поскольку переходы на другие технологические схемы диктует изменчивость характеристик ландшафта: меняются и топографические, и грунтовые, и гидрогеологические, и гидрологические, и климатические его характеристики. Если на любом уровне — от проектирования до реализации проекта — допущены ошибки, вполне может случиться отказ трубопровода, зачастую сопровождаемый пожаром и несчастными случаями. Все неполадки можно поделить на категорийные и некатегорийные. Трубопроводы и запорная арматура подлежат обязательному обслуживанию — периодически проводятся осмотры, устраняются обнаруженные пропуски газа и нефти. Обход трасс, где трубопровод уложен у грунт, проводится обычно весной, осенью и в любой момент, когда подозревается неисправность нефтесборной и нефтетранспортной сети.

Поскольку в России благоприятных климатических условий практически нигде не существует, они повсеместно суровы, осложнениями сопровождается обслуживание любого трубопровода — промыслового или магистрального. Нефте- и газопроводы замерзают на отдельных участках, увеличивается вязкость нефтяной эмульсии и нефти в резервуарах на нефтесборных установках во всасывающих насосах. Приходится аварийные участки подогревать, причем, используется только водяной пар высоких температур, поскольку открытое пламя непременно вызовет пожар или взрыв.

Внутренняя коррозия труб наиболее опасна, она происходит потому, что расслаивается продукция, поступающая из скважин: нефть вверху — отдельно, пластовая вода внизу — отдельно. А вода высоко минерализована, в ней множество разнообразных мелких частиц, которые механически воздействуют на нижнюю часть трубы, где образуются борозды повдоль, своеобразные канавки. Именно из-за них и происходит большая часть отказов работы трубопровода. А такая канавочная коррозия прогрессирует очень быстро: до 2,7 миллиметров в год.

Трубопроводы России

Трубопроводы для промысла нефти и газа — в основном цельнотянутые трубы, значительно более прочные, поскольку низкоуглеродистая сталь используется только лучших сортов и хорошо термически обработана. Нефтепроводные трубы выполняются без резьбы, электросваркой. Трубопроводы должны иметь ограждения, бровку отсыпки или иное обозначение границ участка. Трасса трубопровода определяется размерами и направлением технического коридора, то есть — групповая укладка труб разного или одинакового назначений должна быть упорядочена. Сюда относятся и линейная часть, и переходы через преграды естественного или искусственного плана, и запорные узлы арматуры, и устройства закрепления труб, и устройства электрохимической защиты против коррозии.

Чтобы обеспечить эксплуатационную надежность проектируемых трубопроводов на каждой стадии их использования — от работ пуска и наладки до демонтажа и утилизации, необходимо использовать Свод правил и не позволять нарушение норм, предписанных ГОСТом. Именно в целях повышения качества на этапах проектирования, строительства и последующей безопасной эксплуатации промысловых трубопроводов и выработаны эти нормативные документы. Прежде всего нужно минимизировать эксплуатационные риски, адекватно ими управлять: соблюдать все требования действующих технических регламентов соответственно документам по стандартизации.

Источник: vkmp.ru

Все, что необходимо знать о разработке траншей для трубопровода

foto21607-2

Одно из предназначений траншей – укладка в выкопанные канавы трубопровода. Во-первых, это удобно: нет необходимости проводить коммуникации над поверхностью земли, как это делалось ранее.

Во-вторых, это безопасно: исключаются случаи, когда инженерная сеть приходит в негодность из-за механического повреждения.

Для разработки траншеи под разные нужды существуют правила и нормы: придерживаясь их, можно грамотно вырыть канаву под прокладку любого трубопровода.

Что означает понятие?

Понятие «траншеи под трубопровод» означает рытье специального окопа, внутри которого будет проложена труба. Это может быть система канализации, водопровода, газопровода. Иногда в траншеях прокладывают силовой электрический кабель.

Для каждого типа траншей существуют нормы. Расчет глубины и ширины зависит не только от вида прокладываемых труб, но от типа грунта. Например, для глинистых почв и суглинка глубина траншеи должна быть в пределах 1,25 метра.

Копка траншеи под трубопровод осуществляется в соответствии с проектом и документацией. Перед началом работ обязательно рассматривают схему участка. Если на нем проложена сеть коммуникаций, то работы производят осторожно, предварительно разметив на грунте отрезки, где проложена труба.

Когда применяют способ укладки труб?

Как уже отмечалось выше, траншеи целесообразнее копать для таких видов трубопровода как газопровод, канализация, водопровод.

Под газопровод

foto21607-3

Для прокладки газовых труб часто используют открытый метод, так как газ подводят уже в построенный микрорайон. Если же строительство начинается с нуля, то газ можно провести под землей.

При прокладке газовой трубы ее укладывают ниже уровня промерзания грунта – это является одним из главных требований к организации газопровода.

Во время выполнения работ на участке должен присутствовать представитель газоэксплуатирующей организации. Копка осуществляется ручным методом или с помощью специализированной техники.

Если на участке уже есть линии коммуникаций, копают только вручную лопатами. Если участок чистый и строительство только начинается, можно использовать бульдозер. По закону самостоятельная прокладка газопровода в траншеи запрещена.

Для этого обязательно нужно воспользоваться услугами соответствующих фирм и вызвать инспектора газовой службы. Трубы, используемые для газопровода под землей, должны быть полиэтиленовыми.

Под канализацию

Чтобы подвести канализационную трубу к септику, можно также вырыть траншею. Скрытый метод прокладки системы под землей защищает ее от повреждений и промерзания зимой.

Трубы могут утеплять, но обязательным условием при организации канализационного трубопровода в грунте является создание уклона. На каждые погонный метр трубы идет расчет уклона на 1-2 см.

В итоге на конечном этапе должно получиться приблизительно 40 см уклона от стартовой точки выхода трубы из дома. В регионах с умеренным климатом, где земля замерзает только зимой, а после быстро оттаивает, такой способ прокладки канализационной трубы самый приемлемый.

Причинами такого решения становятся:

  • стандарты нормативных документов;
  • защита от повреждений;
  • экономия площади участка.

На небольших дачных участках организовать прокладку канализации на поверхности земли сложно, так как не хватает места. Решение заложить трубу под землю в траншею будет актуальным и позволит использовать свободную площадь под другие нужды.

Водопровод

foto21607-4

В частном доме за водообеспечение отвечает сам владелец. От того, насколько правильно будет организована система водопровода будет зависеть срок ее эксплуатации.

Водопроводную трубу также часто заглубляют в траншеи, чтобы избежать повреждений. Трубы для системы выбирают, исходя из влажности и уровня промерзания почвы. Также на данный параметр влияет длина трубопровода.

Для прокладки водопровода под землей используют полиэтиленовые трубы низкого давления или полипропиленовые трубы.

Монтаж пластиковой трубы несложный, соединение происходит через резьбовые фитинги из того же материала. Их можно применять как для горячей, так для холодной воды. Водопровод перед засыпкой траншеи утепляют.

При использовании металлических труб выбирают оцинкованные или из нержавеющей стали. Такое решение считается не самым лучшим, так как со временем металл подвергается коррозии и качество воды ухудшается.

Расчет объемов работ по рытью

Чтобы рассчитать объем работ по рытью траншей, необходимо подготовить схему трубопровода. Для этого используются величины:

  • общая длина траншеи;
  • ширина в верхней части;
  • ширина дна;
  • глубина траншеи.

Если ширина верха канавы и ширина ее дна разные, то высчитывается полезный объем и объем откосов окопа. Рассчитать объем работ можно самостоятельно, воспользовавшись формулой. Для этого ширину умножают на глубину и длину канавы. В итоге получается объем траншеи, который можно использовать для дальнейшего подсчета стоимости.

Чтобы правильно выбрать размер для канавы, пользуются нормативными документами. Учитывают тип грунта, уровень залегания грунтовых вод, степень промерзания грунта, а также тип траншеи. Она может быть трапециевидной, прямоугольной или смешанной.

Например, ширина траншеи под водопровод составляет от 50 до 80 см, при этом ширина канавы под канализацию составит 50-70 см. Подробнее читайте здесь.

Читайте также:  Какой дом при строительстве самый дорогой

Правила составления схем и планов

Для составления плана или схемы траншеи с последующей прокладкой трубопроводов руководствуются правилами:

foto21607-5

  1. Делают чертеж с сохранением масштабирования.
  2. На чертеже указывают схему пролегания траншеи, а также трубы в ней.
  3. Обязательно указывают наличие пересечений с коммуникациями на участке.
  4. Если определенный участок уже имеется, но засыпан, его также изображают на плане.
  5. Рисуют сам трубопровод с изображением стыков, переходников, углов.
  6. На схеме изображается место, где будет происходить отвал грунта.

Дополнительно можно составить схему траншеи в разрезе. На ней указывают ее ширину и глубину. Также в данной схеме обозначают глубину песчаной подушки, если она необходима, первичную и вторичную засыпку, а также саму трубу с сохранением масштаба ее диаметра.

На общей схеме на участке делают обозначения деревьев, которые располагаются рядом. Если вблизи располагается фундамент дома – он обязательно указывается на плане. Подробнее читайте в этой статье.

Нормативы СНиП

Для правильной разработки траншеи под разные трубопроводы используются следующие нормативные документы:

    – для обустройства канализационной сети; – общие правила подземной прокладки трубопроводов; – для организации водопроводов;

Согласно нормам, глубина траншеи под водопроводные трубы должна быть не менее 50 см. На этот фактор влияет уровень промерзания грунта в определенном регионе.

Для газовой трубы глубина составляет не менее 1,2 метра, так как верхняя часть трубы должна находиться от земли на расстоянии 1 метр. Для канализации выкапывают траншеи глубиной 70 см. При этом обязательно по ходу прокладки трассы организуют уклон: от стартовой точки до входа в септик он должен составлять не менее 40 см.

Пошаговый порядок действий

Чтобы вырыть траншею под трубопровод любого типа, используют общий план действий:

foto21607-6

  1. Производят разметку. Для этого применяют колышки и шнурок. Колья вставляют в грунт по всей длине траншей, руководствуясь схемой. Затем между кольями натягивают шнурок, который будет отмечать ширину окопа.
  2. Приступают к разработке грунта. Если это ручная копка, используют штыковую и совковую лопаты. Если полумеханизированная – применяют мотоблок и мотобур.

После рытья траншеи ее дно утрамбовывают специальными инструментами. Это вибромолот или самодельные устройства для трамбовки грунта.

Исполнительная съемка

Чтобы обеспечить контроль качества проведенных работ и учесть их объем, проводят исполнительную съемку. Эта процедура выявляет несоответствие в проекте с проделанной работой, а также нарушения.

Проанализировав схему, специалисты могут исправить отклонения от норм, а также найти их причину. Исполнительная схема траншеи трубопровода составляется еще до начала проведения земляных работ.

Какую информацию содержит геодезическая съемка траншеи под трубопровод:

  • глубину по всей трассе;
  • ширину по дну и краю;
  • азимутальное направление канавы.

Особое внимание исполнительной съемке уделяется, если на объекте предусмотрена прокладка большого количества инженерных сетей.

Сначала рассматривают проектную документацию и утвержденные чертежи. Затем выбирают геодезическое оборудование. На следующем этапе производят полевые работы: делают горизонтальную съемку, а также нивелирование. Потом строится окончательная схема в геодезической камере.

Технология

Существуют правила, которых нужно придерживаться на объекте при укладке трубопровода в траншею:

foto21607-7

  1. Для опускания труб в траншеи используют специальные краны-трубоукладчики.
  2. Во время процедуры трубопровод не должен пострадать от изломов, перенапряжения или вмятин.
  3. Целостность изоляционного материала не должна быть нарушена.
  4. Трубопровод должен полностью прилегать ко дну траншеи.
  5. Положение трубопровода должно соответствовать проектной документации.

Перед укладкой проводят отбраковку: все трубы, имеющие дефекты, не подлежат укладке в траншею. Подготавливают основание, если нужно – делают укрепление стенок. С помощью крана-трубоукладчика или вручную, если позволяет диаметр, укладывают трубы. Иногда используют вертикальные щиты, горизонтальные прогоны, а также распорные рамы.

Особенности для ПНД труб

Под все полиэтиленовые трубы на дне должна быть организована песчаная подушка. Это обязательное требование, которое нужно соблюдать по технологии. Подушка должна иметь высоту от 10 до 15 см. Она не уплотняется, но должна быть максимально ровной. Если дно ровное и мягкое, то подушка не требуется.

Соединение труб происходит путем стыковой сварки. Перед укладкой вся система проверяется на герметичность. Минимальная глубина укладки должна быть не менее 1 метра.

Если рядом прокладывают другие коммуникации, расстояние от них до трубы ПНД должно быть таким, чтобы ремонт сетей не затрагивал трубу из полиэтилена.

Обратная засыпка

Обратная засыпка траншеи происходит в 2 этапа:

  1. Засыпка нижней зоны не мерзлым грунтом. Он не должен включать крупные камни, твердые отложения. Засыпка происходит на высоту 0,2-0,5 м над верхом трубы. Изоляция не должна быть нарушена. Напорные трубопроводы засыпаются только после проведения испытаний.
  2. Засыпка верхней зоны. Грунт не должен содержать включения, больше диаметра самой трубы. Сохранность трубопровода должна быть соблюдена, а плотность грунта должна соответствовать проектным документам.

Чаще всего для обратной засыпки используют грунт из траншеи или песок. Он имеет хорошую водопроницаемость и не подвергается мерзлоте. Необходимо дождаться полной проверки труб – канализации, газопровода, водопровода, только потом проводить засыпку.

Плюсы и минусы применения траншейной прокладки

foto21607-8

У траншейной прокладки трубопровода есть плюсы:

  • невысокая стоимость;
  • экономия места на участке;
  • возможность самостоятельной прокладки;
  • стойкость к климатическим условиям;
  • защищенность коммуникаций от внешних воздействий.

Из минусов выделяют трудоемкость процесса, нарушение ландшафта участка, а также необходимость утрамбовки грунта.

Если вас интересует, что собой представляет траншея в строительстве, каково ее устройство, методы разработки, загляните в этот раздел.

Заключение

Траншейный метод прокладки трубопровода подходит для газовых, канализационных и водопроводных труб. Перед началом работ проводят исполнительную съемку и составляют схему траншеи, а также рассчитывают объем работ.

При выполнении копки руководствуются СНиП. Трубы помещают на дно траншеи с помощью кранов укладчиков или вручную, а перед засыпкой проверяют работоспособность системы.

Источник: stroim-domik.org

Требования к прокладке технологических трубопроводов и их эксплуатация

В состав технологических трубопроводов входят нефтепродуктопроводы, соединительные детали трубопроводов, запорная, регулирующая и предохранительная арматура, узлы учета и контроля качества, фильтрыгрязеуловители и другие устройства.

image75

Принципиальная технологическая схема перевалочно-распределительной нефтебазы:
I- причальные сооружения;II- автоналивная эстакада;III- резервуарный парк светлых нефтепродуктов;IV- резервуарный парк темных нефтепродуктов;
V- узел учета;VI- камера приема очистного устройства;VII- разливочная;VIII- насосная;IX- нулевой резервуар;X- сливоналивная железнодорожная эстакада

При выборе трассы технологических трубопроводов исходят из условий рельефа местности, возможности прокладки труб с уклонами, их монтажа и демонтажа при ремонте, а также перспективы расширения нефтебазы. Трасса трубопроводов должна приближаться к кратчайшему расстоянию между начальной и конечной точками, а также иметь минимальное число поворотов в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Прокладка трубопроводов должна обеспечивать:

■ безопасность и надежность их эксплуатации в пределах нормативного срока;

■ возможность выполнения всех видов работ по контролю, термической обработке сварных швов и испытанию;

■ изоляцию и защиту трубопроводов от коррозии, вторичных проявлений молний и статического электричества;

■ исключение провисания и образования застойных зон;

■ возможность беспрепятственного перемещения подъемных механизмов, оборудования и средств пожаротушения.

По назначению технологические трубопроводы подразделяются на внутренние (прокладываемые внутри технологических зданий и сооружений), наружные (прокладываемые между зданиями и сооружениями на территории нефтебазы) и внешние (прокладываемые вне территории нефтебазы, например между нефтебазой и нефтеперерабатывающим заводом).

Прокладка технологических трубопроводов на территории нефтебаз должна быть надземной или наземной. При сложном рельефе местности, суровых климатических условиях, высоких коррозионной активности грунта и уровне грунтовых вод, стесненном размещении объектов нефтебазы возможна подземная прокладка трубопроводов.

Надземные трубопроводы прокладывают на несгораемых опорах. Высота размещения труб определяется местными условиями. Трубопроводы на низких опорах

рекомендуется прокладывать на участках» где предусмотрено перемещение подъемных механизмов и оборудования при эксплуатации и ремонте. Расстояние между нижней образующей труб и поверхностью земли должно обеспечивать возможность ведения ремонтных работ. В местах пересечения пешеходных дорожек и тротуаров высота расположения технологических трубопроводов должна быть не менее 2,2 м, автодорог — 4,5 м, железнодорожных путей — 6 м.

Трубопроводы, прокладываемые на отдельно стоящих опорах, должны укладываться в один ярус, а в стесненных условиях — на эстакадах. В местах переходов через трубопроводы и для обслуживания узлов задвижек следует предусматривать переходные мостики и площадки.

Так как надземные трубопроводы подвержены температурным воздействиям, необходимо предусматривать компенсацию изменения их длины. В первую очередь применяют самокомпенсацию температурных деформаций трубопроводов за счет использования поворотов трасс. Их рекомендуется выполнять преимущественно под углом 90 ”. Если ограничиться самокомпенсацией невозможно (например, на прямых участках значительной протяженности), то применяют компенсаторы различных конструкций (сальниковые, гнутые П-образные, линзовые).

Опоры, на которых размещаются технологические трубопроводы, могут быть подвижными (свободными) и неподвижными. Подвижные опоры не препятствуют перемещению трубопровода вследствие температурных деформаций. Они бывают подкладными (роликовыми, катковыми, скользящими и т.п.) и подвесными.

Неподвижные опоры жестко закрепляют трубопровод в известных точках трассы и рассчитываются на восприятие продольных сил, возникающих вследствие изменений температуры труб и действия внутреннего давления. Они делят трубопровод на отдельные участки, между которыми размещаются компенсирующие устройства.

image76

Подвижная опора типа ОПХ-2 (ГОСТ 14911-69) для трубопроводов диаметром 100-600 мм:
1 — корпус; 2 — проушина; 3 — ребро; 4 — хомут; 5 — упоры (для труб 350 мм и более); 6 — гайки; 7 — «подушка»

image77

Неподвижная опора с приваренным хомутом: 1 — упор; 2 — хомут; 3 — полоса; 4 — уголок; 5 — шпилька

трубопроводы прокладываются на глубине не менее 0,8 м от планировочной отметки земли до верха трубы. Трубопроводы с замерзающими средами должны быть на ОД м ниже глубины промерзания грунта до верха трубы. На пересечениях с внутрибазовыми железнодорожными путями, автомобильными дорогами и проездами они должны быть заложены в футляры из стальных труб, диаметр которых на 100-200 мм больше наружного диаметра прокладываемых в них технологических трубопроводов, а концы труб должны выступать на 2 м в каждую сторону от крайнего рельса или края проезжей части автодороги. Торцы футляра тщательно уплотняют.

При одновременной прокладке в траншее двух и более трубопроводов их следует располагать в одной горизонтальной плоскости с расстоянием между ними: не менее 0,4 м при условном диаметре труб до 300 мм и не менее 0,5 м при Dy > 300 мм.

Трубопроводы, предназначенные для перекачки высоковязких и высокозастывающих нефтепродуктов, должны оснащаться системой путевого подогрева (горячей водой, паром, ленточными подогревателями) и тепловой изоляцией из несгораемых материалов, защищенной кожухом от механического разрушения. Допускается прокладка данных трубопроводов в каналах с тепловыми спутниками, а участков протяженностью до 15 м — с использованием только тепловой изоляции (без тепловых спутников).

Для обеспечения полного самотечного опорожнения технологических трубопроводов они должны прокладываться с уклонами: для высоковязких и высокозастывающих нефтепродуктов — не менее 0,02, для горючих нефтепродуктов — 0,005, а для легковоспламеняющихся — 0,002-0,003. При этом трубопроводы должны быть оснащены дренажными устройствами, обеспечивающими слив нефтепродукта в стационарные или передвижные емкости.

Трубопроводы необходимо располагать за пределами обвалования резервуарного парка за исключением тех из них, которые обслуживают резервуары данной группы.

В зависимости от класса нефтебазы на технологических трубопроводах в качестве запорной арматуры рекомендуется применять затворы, задвижки, вентили и краны.

Источник: ros-pipe.ru

Рейтинг
Загрузка ...