Правила строительства и эксплуатации дорог

Содержание

Дорожно-эксплуатационная служба предназначена для обеспечения, поддержания и при необходимости повышения уровня транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог. Функции дорожно-эксплуатационной службы регламентируются техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог, которые предусматривают осуществление ею следующих основных функциональных обязанностей:

государственный учет и паспортизация автомобильных дорог и дорожных сооружений, учет движения, диагностика и оценка состояния, создание и развитие автоматизированного банка данных о состоянии дорог и мостов;

обеспечение требуемого технического и эксплуатационного уровня дорог и дорожных сооружений, безопасности движения транспорта и пешеходов;

организация и выполнение работ по содержанию и ремонту, архитектурному оформлению и благоустройству дорог в соответствии с действующей классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования;

принятие необходимых мер по предотвращению перерывов и ограничений движения, сезонных деформаций и разрушений дорог и искусственных сооружений, по ликвидации последствий стихийных бедствий, своевременное информирование участников движения и заинтересованных организаций об условиях движения на дорогах;

Дисциплина «Эксплуатация автомобильных дорог»: ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ от 25.03.2020_часть 1

обеспечение совместно с соответствующими органами охраны дорог и дорожных сооружений контроля за соблюдением Правил пользования и охраны автомобильных дорог и дорожных сооружений;

обеспечение мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда в подразделениях дорожной службы.

Органы управления дорогами выдают разрешения на пропуск тяжеловесных автотранспортных средств (кроме международного автомобильного сообщения), а также организуют и обеспечивают безопасность в соответствии с положениями действующей Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации. В случае выявления фактов несанкционированного проезда или нарушения правил проезда тяжеловесного автотранспортного средства, отклонения его движения от разрешeнного маршрута или превышения им разрешeнных масс или осевых нагрузок работники передвижного или стационарного пункта весового контроля (СПВК) составляют акт о выявленных нарушениях и информируют о них подразделения ГИБДД МВД России, РТИ Минтранса России и по подчинeнности орган управления дорогой.

Органы, осуществляющие управление автомобильными дорогами:

в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог устанавливают начало и окончание периода временного ограничения движения на обслуживаемой сети федеральных автомобильных дорог в расчeтный период года (весной);

оповещают через средства массовой информации заинтересованные предприятия, учреждения и частных лиц о порядке введения временного ограничения движения по обслуживаемой сети автомобильных дорог;

организуют контроль за проездом транспортных средств, а также установкой необходимых дорожных знаков.

Строительство автодорог

Органы управления дорогами выполняют работы по государственному учету, паспортизации и инвентаризации дорог, представляют в Российский Федеральный дорожный орган информацию по типовым отчетным формам и несут ответственность за достоверность и полноту представленных отчетных данных. К проведению технического учета, паспортизации и инвентаризации могут привлекаться на договорной основе научно-исследовательские, проектно-изыскательские, учебные и другие специализированные организации, имеющие лицензии на проведение подобных работ.

Организации и подразделения дорожно-эксплуатационной службы должны располагать объективными данными о фактических значениях транспортно-эксплуатационных показателей автомобильных дорог, характеристик их технического уровня и эксплуатационного состояния, в том числе в различные периоды года. Эти данные необходимо систематизировать, обобщать и накапливать в виде линейных документов, основными из которых являются:

паспорт дороги с линейным графиком и сводными таблицами размеров и характеристик конструктивных элементов, технических и экономических показателей;

линейные графики комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги, сезонные линейные графики коэффициентов аварийности и пропускной способности;

график зимнего содержания дорог с указанием сведений о снегозаносимых участках, данных об отложениях снега на контрольных снегомерных пунктах;

карточки мостов и труб, мостовые книги больших мостов и мостовая книга средних и малых мостов;

карточки линейных зданий;

журналы промеров толщины и измерений прочности дорожной одежды;

журналы и графики учета движения;

акты периодического сезонного осмотра дороги;

проектно-сметные документы на работы по ремонту дороги, а также акты приемки этих работ;

различные формы бухгалтерской и статистической отчетности, представляемой в установленном порядке.

Наиболее эффективным способом сбора, обработки и хранения информации о дороге и ее состоянии является создание и практическое использование автоматизированного банка данных на основе электронно-вычислительной техники.

Вместе с тем дорожно-эксплуатационная служба должна проводить ежедневный визуальный осмотр и наблюдение за состоянием дороги и дорожных сооружений, периодически проводить инструментальную проверку состояния дорог и дорожных сооружений, в том числе оценку прочности дорожной одежды и определение коэффициента прочности, проверку грузоподъeмности мостов и их общего технического состояния, выполняемую мостоиспытательными станциями.

Организации дорожной службы должны постоянно взаимодействовать с местными административными органами и смежными организациями, в том числе с органами ГИБДД, местными метеорологическими станциями, сельскохозяйственными и лесными организациями, органами связи, автотранспортными и другими предприятиями и организациями.

Источник: studopedia.ru

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования на строительство и эксплуатацию распределительных автомобильных дорог и подъездов с низкой интенсивностью движения (НИД), имеющих среднегодовую суточную интенсивность движения не более 400 авт./сут.

Настоящий стандарт применяется на автомобильных дорогах общего пользования федерального, регионального, межмуниципального и местного значения с НИД (в том числе расположенных в пределах населенных пунктов).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 125 Вяжущие гипсовые. Технические условия

ГОСТ 3634 Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия

ГОСТ 8736 Песок для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 23558 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия

ГОСТ 30491 Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия

ГОСТ 32731 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля

ГОСТ 32755 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению приемки в эксплуатацию выполненных работ

ГОСТ 32756 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению промежуточной приемки выполненных работ

ГОСТ 33078 Дороги автомобильные общего пользования. Методы измерения сцепления колеса автомобиля с покрытием

ГОСТ 33180 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания

ГОСТ 33181 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания

ГОСТ 33387 Дороги автомобильные общего пользования. Противогололедные материалы. Технические требования

ГОСТ 33388 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации

ГОСТ Р 50597-2017 Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля

ГОСТ Р 52289 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ Р 55029 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для армирования асфальтобетонных слоев дорожной одежды. Технические требования

ГОСТ Р 56338 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для армирования нижних слоев основания дорожной одежды. Технические требования

ГОСТ Р 56419 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для разделения слоев дорожной одежды из минеральных материалов. Технические требования

ГОСТ Р 56925 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерения неровностей оснований и покрытий

ГОСТ Р 58350 Дороги автомобильные общего пользования. Технические средства организации дорожного движения в местах производства работ. Технические требования. Правила применения

ГОСТ Р 58818 Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

автомобильные дороги с низкой интенсивностью движения (автомобильные дороги с НИД): Автомобильные дороги со среднегодовой суточной интенсивностью движения не более 400 авт./сут, по функциональной классификации подразделяющиеся на распределительные и подъезды.

[ГОСТ Р 58818-2020, пункт 3.1]

владельцы автомобильных дорог: Исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

[[1], статья 3, пункт 7]

дефект: Несоответствие транспортно-эксплуатационных показателей конструктивных элементов дорог и улиц, дорожных сооружений и элементов обустройства требованиям настоящего стандарта.

[ГОСТ Р 50597-2017, пункт 3.1]

застройщик: Физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику.

[[2], статья 1, пункт 16]

строительство автомобильной дороги: Комплекс технологических, инфраструктурных и управленческих процессов по сооружению автомобильной дороги.

технический заказчик: Юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключать договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности.

[[2], статья 1, пункт 22]

эксплуатационное состояние дороги: Состояние дороги, которое характеризуется транспортно-эксплуатационными показателями конструктивных элементов дорог, дорожных сооружений и элементов обустройства, изменяющихся при ее эксплуатации, воздействии транспортных средств и метеорологических условий.

[ГОСТ 33220-2015, пункт 3.4]

4 Общие положения

4.1 Настоящий стандарт распространяется на строительство и эксплуатацию распределительных автомобильных дорог и подъездов категорий IVA-p, IVA-п, IVБ-p, IVБ-п, VA, VБ.

4.2 Строительство автомобильных дорог с НИД следует осуществлять в соответствии с проектной документацией, разработанной в соответствии с ГОСТ Р 58818, утвержденной в установленном порядке, частью которой является проект организации строительства (ПОС), а также проект производства работ (ППР).

4.3 При проведении строительных работ, влияющих на движение транспортных средств на прилегающей сети дорог, на период введения временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по этим дорогам разрабатывают и согласовывают в установленном порядке проект организации движения.

5 Основные правила организации и проведения работ по строительству автомобильной дороги с низкой интенсивностью движения

5.1 При строительстве автомобильных дорог с НИД следует соблюдать требования Градостроительного кодекса Российской Федерации [2], национальных и межгосударственных стандартов в области строительства автомобильных дорог, в том числе по технике безопасности и промышленной санитарии, охране окружающей среды, а также требования, содержащиеся в проектной документации.

5.2 Организация дорожно-строительных работ должна соответствовать требованиям соответствующих разделов ПОС и ППР.

5.3 Состав проектной документации по организации строительства автомобильной дороги определяется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации [4].

5.4 ПОС и ППР должны предусматривать при строительстве автомобильной дороги максимальное применение местных материалов и отходов промышленности, имеющихся в районе, приближенном к месту строительства.

Рекомендуемые технологии приведены в приложении А.

5.5 При больших объемах работ в качестве предпочтительного метода строительства применяют поточный метод, предусматривающий выполнение отдельных видов дорожно-строительных работ специализированными отрядами, составляющими строительный поток.

Количество строительных потоков, направление их движения, а также количество и производительность специализированных отрядов определяют на основании технико-экономического сравнения вариантов организации строительства с учетом объемов выполняемых работ, принятой продолжительности строительства, оптимального количества и возможности размещения дорожно-строительных машин.

5.6 Строительство автомобильных дорог незначительной протяженности или с небольшими объемами производимых работ предусматривают с максимально возможным совмещением работ, выполняемых строительными отрядами.

Читайте также:  Технология строительства каркасной пристройки

5.7 Размещение объектов производственной базы рекомендуется осуществлять с учетом возможности их последующего использования для нужд эксплуатации строящихся и действующих объектов дорожной инфраструктуры.

Размещение временных объектов производственной базы следует определять с учетом обеспечения минимального суммарного грузооборота и пробега автомобильного транспорта за период строительства.

5.8 Начало и сроки выполнения сосредоточенных работ определяют с учетом необходимости соблюдения принятой скорости и направления выполнения строительным потоком линейных работ.

5.9 Перенос и переустройство пересекаемых коммуникаций должны быть осуществлены специализированными организациями, имеющими соответствующие допуски до начала или в период выполнения линейных работ.

5.10 Сроки строительства искусственных сооружений определяют с учетом непрерывности работ по возведению земляного полотна.

5.11 При отсутствии проезда вдоль трассы строящейся дороги доставку материалов и конструкций для строительства искусственных сооружений следует осуществлять с максимальным использованием существующей сети дорог в районе строительства. При необходимости строят временные подъездные пути, демонтируемые по окончании строительства.

5.12 При устройстве временных объектов производственных баз жилищного и социально-бытового назначения планируют максимальное применение мобильных или сборно-разборных помещений и зданий.

5.13 Выбор средств механизации рекомендуется осуществлять на основе технико-экономического сравнения вариантов комплексной механизации дорожно-строительных работ и применения наилучших доступных технологий.

5.14 При приемке в эксплуатацию построенной автомобильной дороги или ее участка подрядная организация подписывает гарантийный паспорт. Порядок введения гарантийных паспортов и сроки гарантийного обслуживания автомобильных дорог, в том числе их конструктивных элементов, установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

6 Строительство автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения

6.1 Строительство автомобильных дорог с НИД осуществляет генеральная подрядная организация (далее — подрядчик). При необходимости подрядчик привлекает для выполнения отдельных видов работ субподрядные организации, имеющие допуск на их выполнение, полученный в установленном порядке.

6.2 Подрядчик несет ответственность:

— за соблюдение требований природоохранного законодательства, а также безопасность труда на строительном объекте в течение всего периода строительства в соответствии с действующим законодательством;

— выполнение мероприятий по охране окружающей среды в период строительства в соответствии с проектной документацией, нормативными и законодательными актами;

— качество и сроки выполняемых работ, включая проведение измерений и испытаний по стандартным или аттестованным методикам и приборам, находящимся в Государственном реестре средств измерения;

— соблюдение требований законодательства о безопасности дорожного движения.

6.3 Технический заказчик (застройщик) информирует органы местного самоуправления и государственного контроля о сроках начала строительства (при необходимости о приостановке, консервации и/или прекращении строительства) и готовности автомобильной дороги к вводу в эксплуатацию.

6.4 Технический заказчик (застройщик) передает подрядчику разрешение на строительство и проектную документацию, утвержденную им (техническим заказчиком) к производству работ:

— утверждаемую часть, в том числе ПОС;

— проектную документацию на весь объект.

6.5 Технический заказчик (застройщик) обеспечивает вынос в натуру геодезической разбивочной основы.

— выполняет входной контроль переданной ему для исполнения указанной документации и передает застройщику перечень выявленных в ней недостатков, а также проверяет их устранение;

— разрабатывает и утверждает ППР для определения эффективных методов выполнения дорожно-строительных работ, способствующих снижению их стоимости и трудоемкости, сокращению продолжительности строительства объектов, повышению степени использования строительных машин и оборудования, улучшению качества дорожно-строительных работ, обеспечению безопасности труда и соблюдению требований охраны окружающей среды;

— на основе проектной документации готовит схемы расположения разбиваемых в натуре осей зданий и сооружений, знаков закрепления этих осей и монтажных ориентиров;

— обеспечивает доступ на территорию строительства представителей технического заказчика (застройщика), органов государственного и авторского контроля (надзора) и местного самоуправления, а также предоставляет им необходимую документацию;

— осуществляет ведение исполнительной документации в соответствии с установленными рекомендациями;

— обеспечивает складирование и хранение материалов и изделий в соответствии со стандартами или ТУ на эти материалы и изделия;

— по окончании строительства осуществляет демонтаж временных зданий и сооружений, рекультивацию временно занимаемых земель (карьеров, резервов, мест временного размещения грунта, строительных материалов, зданий, сооружений подъездных дорог и т.д.).

6.7 Работы, связанные со вскрытием поверхности в местах расположения действующих подземных коммуникаций и сооружений, следует выполнять с соблюдением правил, установленных для эксплуатации этих коммуникаций в присутствии владельцев коммуникаций.

6.8 Приемка и ввод в эксплуатацию законченного строительства автомобильной дороги (этапов) осуществляют в установленном порядке в соответствии с ГОСТ 32755.

7 Требования к разработке проекта производства работ для дорог с низкой интенсивностью движения

7.1 ППР для автомобильных дорог с НИД разрабатывают с учетом:

— применения прогрессивных форм и методов организации планирования и управления строительством, сокращающих нормативную продолжительность строительства;

— применения технологических процессов, обеспечивающих повышение качества строительства;

— требований ГОСТ 32731 к проведению строительного контроля, ГОСТ 32756 к проведению промежуточной приемки выполненных работ, ГОСТ 32755 к проведению приемки в эксплуатацию выполненных работ;

— комплексной поставки на строительство конструкций, изделий, полуфабрикатов и материалов;

— первоочередного выполнения работ подготовительного периода;

— максимального использования фронта работ, совмещения строительных процессов с обеспечением их непрерывности и поточности, равномерного использования ресурсов и производственных мощностей;

— применения конструкций и материалов, снижающих стоимость строительства; основное внимание должно быть уделено использованию местных материалов, в т. ч. материалов из местных и притрассовых карьеров и резервов, укреплению материалов органическими и минеральными вяжущими, химическими добавками, а также использованию отходов промышленности;

— внедрения комплексной механизации работ с максимальным использованием наиболее производительных машин, а также применения средств малой механизации;

— ограничения объема строительства временных зданий и сооружений за счет использования постоянных зданий и сооружений; применения передвижных, контейнерных и сборно-разборных инвентарных зданий, сооружений и механизированных установок, типовых приспособлений и инвентаря, а также сокращения количества и площадей складов на строительной площадке за счет монтажа конструкций непосредственно с транспортных средств;

— соблюдения правил по технике безопасности, требований по взрывной, взрывопожарной и пожарной безопасности, а также производственной санитарии в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами для автомобильных дорог общего пользования;

— выполнения запроектированных мероприятий по охране природы и рекультивации сельскохозяйственных земель и лесных угодий, нарушенных при производстве строительных работ.

ППР разрабатывают на строительство автомобильной дороги в целом, на этап, годовой объем работ или на выполнение отдельных видов работ.

ППР разрабатывают на основе ПОС и проектной документации с целью детального моделирования процесса строительства автомобильной дороги.

7.2 В состав ППР на строительство автомобильной дороги включают:

— схематический план трассы автомобильной дороги;

— транспортную схему поставки материалов;

— технологические карты и схемы на выполнение дорожно-строительных работ, калькуляции трудовых затрат;

— технологическую схему потока;

— линейный календарный график;

— графики потребности в материальных и трудовых ресурсах;

— график поступления на объект строительных материалов и конструкций;

— график потребности в рабочих кадрах;

— графики потребности в основных строительных машинах;

— контроль и оценку качества дорожно-строительных работ;

— мероприятия по организации безопасности дорожного движения на объекте строительства;

— мероприятия по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды при производстве работ.

7.2.1 В пояснительной записке (схеме) должны быть указаны:

— характеристика автомобильной дороги (характеристика общего направления дороги, протяженность строящегося участка, технические нормативы автомобильной дороги, конструкция дорожной одежды);

— размещение и характеристика производственных предприятий, баз, сосредоточенных резервов грунта и обеспечение строительства материалами (следует указывать местоположение производственных предприятий, асфальтобетонных заводов, цементобетонных заводов, грунтосмесительных установок, полигонов, карьеров и т.п.), баз материально-технического снабжения и сосредоточенных резервов грунта, их характеристики и мощности (приводится потребность в основных дорожно-строительных материалах, изделиях и конструкциях, в том числе в материалах, заготавливаемых в осенне-зимний период);

— организация и методы производства дорожно-строительных работ (приводятся объемы и порядок производства дорожно-строительных работ с обоснованием принятых решений), используемые средства механизации, специализированные отряды и комплексные бригады;

При необходимости выделяют объем сосредоточенных работ и приводят способы их производства.

Следует указывать продолжительность и сроки производства работ по их видам с учетом общей технологической взаимосвязи:

— строительство малых искусственных сооружений и средних мостов при включении в проектную документацию;

— возведение земляного полотна и проведение укрепительных работ;

— устройство дорожной одежды, пересечений и примыканий;

— линейные комплексы дорожной и автотранспортной службы;

— обустройство дороги и рекультивация земель.

Следует указывать организации, а также объемы и сроки выполняемых этими организациями видов работ.

Из общего объема дорожно-строительных работ выделяют работы, подлежащие выполнению в зимнее время, и приводят специальные указания по их производству.

Определяют продолжительность строительства и трудоемкость дорожно-строительных работ.

7.2.2 В схематическом плане трассы автомобильной дороги необходимо указать ее общее направление, выделить вводы и заделы, установить места переходов через препятствия, размещение производственных баз, карьеров, резервов и т.д.

На плане необходимо указать расположение постоянных и временных транспортных путей, объектов энерго- и теплоснабжения, сетей связи, складов и других сооружений и устройств, необходимых на период строительства.

7.2.3 На транспортной схеме поставки материалов отражают обеспечение строительства основными дорожно-строительными материалами (привозными и местными), изделиями, конструкциями.

Приводят способы транспортирования и дальность возки материалов.

Следует указывать характер погрузочно-разгрузочных работ, состояние подъездных путей, наличие и состояние железнодорожных веток, тупиков и разгрузочных площадок.

7.2.4 При разработке технологических карт используют типовые варианты технологических карт с привязкой к местным условиям строительства или технологические схемы с описанием последовательности и методов работ, подсчетом трудовых затрат и потребности в машинах и материалах, с определением сроков и стоимости работ. Осуществляют разработку технологических карт на работы, не имеющие типовых технологических карт, или на работы, выполняемые по новым технологиям.

Разработку технологических карт осуществляют в соответствии с требованиями к технологическим картам при выполнении дорожной деятельности на автомобильных дорогах регионального, межмуниципального и местного значения.

На простые работы допускается составлять калькуляции трудовых затрат.

Калькуляция трудовых затрат включает в себя подробное описание и объемы подлежащих выполнению работ в их технологической последовательности, нормы затрат рабочего времени по данному виду работ на измеритель конечной продукции, а также затраты труда на весь объем работ.

Калькуляции трудовых затрат составляют на основе государственных элементных сметных норм (ГЭСН), территориальных единичных расценок (ТЕР) и других обоснованных норм. Для тех работ, на которые отсутствуют ГЭСН и ТЕР, затраты труда определяют расчетом.

7.2.5 На технологической схеме потока приводят технологическую последовательность работ при строительстве автомобильной дороги. На схеме следует указывать составы отрядов, машины и механизмы на все виды работ, а также коэффициенты их внутрисменной загрузки.

7.2.6 Линейный календарный график производства работ является основным документом, на котором должны быть отражены:

— объемы работ, подлежащие выполнению в течение планируемого периода, с разбивкой их по конструктивным элементам и распределением по километрам (пикетам);

— время выполнения работ;

— скорость движения специализированных подразделений или отдельных бригад и звеньев, работающих в составе комплексных или специализированных потоков;

— сосредоточенные работы, а также работы, подлежащие выполнению в зимнее время.

На линейном календарном графике кроме общестроительных работ должны быть показаны работы специализированных и монтажных субподрядных организаций.

7.2.7 Графики поступления и потребности в строительных материалах и конструкциях, потребности в рабочих кадрах и основных строительных машинах следует разрабатывать в соответствии с линейным календарным графиком работ.

Степень детализации графиков по времени (месяцы, декады, дни) может быть различной и зависит от сложности объекта строительства и организации работ.

7.2.8 Для осуществления контроля и оценки качества дорожно-строительных работ в состав ППР должны быть включены:

— схемы операционного контроля качества выполняемых работ;

— перечень актов освидетельствования скрытых работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения по работам, конструкциям и участкам сетей, которые включены в перечень, приложенный к договору на осуществление работ по авторскому надзору.

Схемы операционного контроля качества должны содержать:

— эскизы конструкций с указанием допускаемых отклонений в размерах и требуемой точности измерений, а также сведения по требуемым характеристикам качества материалов;

— перечень операций или процессов, качество выполнения которых должен проверять производитель работ (мастер);

— данные о составе и сроках осуществления контроля, указания о способах контроля;

— перечень операций или процессов, контролируемых с участием работников лаборатории, геодезической службы и группы строительного контроля.

7.2.9 В мероприятиях по организации безопасности дорожного движения на объекте строительства должны предусматривать схемы движения построечного транспорта и дорожных машин на объекте, а также организацию движения при съездах с дорог общего пользования в соответствии с требованиями ГОСТ Р 58350. Мероприятия должны исключить попадание транспортных потоков с дорог общего пользования на участки строительства дороги.

7.2.10 В ППР включают решения по охране труда и технике безопасности, требующие проектной разработки (крепление стенок траншей, насыпей и выемок земляного полотна, временное крепление конструкций и др.), а также нестандартные мероприятия по охране окружающей среды при производстве работ. В остальных случаях необходимо ссылаться на действующие нормативные документы.

7.2.11 Состав ППР для автомобильных дорог с НИД, строящихся в течение одного строительного сезона, по согласованию с техническим заказчиком может быть сокращен и включать:

— линейный календарный график;

— схематический план трассы;

— схемы производства основных видов работ;

— схемы операционного контроля качества работ;

— мероприятия по охране труда и технике безопасности;

— краткую пояснительную записку.

8 Эксплуатация автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения

8.1 Общие требования

8.1.1 Основной задачей эксплуатации дорог является осуществление в течение всего года (с учетом сезона) комплекса профилактических работ по уходу за дорогами, дорожными сооружениями, элементами обустройства, а также устранение деформаций и повреждений конструктивных элементов дорог и дорожных сооружений, в результате которых поддерживается требуемое транспортно-эксплуатационное состояние дорог в соответствии с ГОСТ Р 50597 и настоящим стандартом.

Читайте также:  Определение тим в строительстве

8.1.2 В процессе эксплуатации автомобильных дорог с НИД следует обеспечивать круглогодичное, непрерывное и безопасное движение транспортных средств с расчетной нагрузкой и установленными скоростями.

Обустройство автомобильных дорог средствами организации дорожного движения и элементами обустройства следует выполнять в соответствии с проектами организации дорожного движения, разработанными и утвержденными в установленном порядке.

8.1.3 Порядок содержания автомобильных дорог установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами [1].

8.1.4 Работы по содержанию автомобильных дорог следует выполнять в соответствии с классификацией работ по содержанию автомобильных дорог, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства [1].

8.2 Требования к покрытию проезжей части

8.2.1 Продольная ровность покрытия по полосам движения проезжей части в соответствии с ГОСТ Р 50597 при измерении по ГОСТ Р 56925 профилометром должна соответствовать требованиям, указанным в таблице 1, при измерении трехметровой рейкой — требованиям таблицы 2.

Таблица 1 — Значения показателей продольной ровности покрытия при измерении профилометром

Ровность по индексу IRI, м/км, не более

Тип дорожной одежды

IVA-p, IVA-п, IVБ-p, IVБ-п

Примечание — IRI (International Roughness Index), Международный индекс ровности.

Таблица 2 — Значения показателей продольной ровности покрытия при измерении трехметровой рейкой

Тип дорожной одежды

Число просветов под рейкой * , %, не более

Максимальный просвет под рейкой, мм, не более

IVA-p, IVA-п, IVБ-p, IVБ-п

IVA-p, IVA-п, IVБ-p, IVБ-п

* Число просветов под трехметровой рейкой, превышающих значения:

— 6 мм для асфальтобетонных, цементобетонных покрытий и покрытий из каменных материалов и грунтов, обработанных вяжущими;

— 15,0 мм для всех остальных видов покрытий.

Допускается продольную ровность покрытия измерять приборами типа ПКРС-2 в соответствии с требованиями ГОСТ Р 56925.

8.2.2 Коэффициент сцепления колеса автомобиля с покрытием должен быть не менее 0,3 при его измерении стандартным измерительным колесом с покрышкой с протектором без рисунка по ГОСТ 33078 на всех типах покрытий, за исключением низших и не обработанных вяжущим.

8.2.3 Продольную ровность покрытия приводят в соответствие с нормативными требованиями при проведении работ по ремонту дорог, а коэффициент сцепления — при проведении работ по ремонту и содержанию дорог. Сроки проведения работ по ремонту и содержанию определяют при их планировании в установленном порядке.

8.2.4 До проведения соответствующих работ перед участками дорог, ровность и сцепные качества которых не соответствуют требованиям настоящего стандарта, устанавливают дорожные знаки по ГОСТ Р 52289.

8.2.5 Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений в соответствии с таблицей А.1 приложения А ГОСТ Р 50597-2017, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 3.

Таблица 3 — Размеры дефектов покрытия и сроки их устранения

Срок устранения, сут, не более

Отдельное повреждение (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью, м 2 , равной или более

IVA-p, IVA-п, IVБ-p, IVБ-п

Повреждения (выбоины, просадки, проломы) площадью менее 0,06 м 2 , длиной менее 15 см, глубиной менее 5 см на участке полосы движения длиной 100 м, площадью, м 2 , более

IVA-p, IVA-п, IVБ-p, IVБ-п

Сдвиг, волна глубиной, см, более

IVA-p, IVA-п, IVБ-p, IVБ-п

Гребенки на участке полосы движения длиной 100 м, площадью, м 2 , более

IVA-p, IVA-п, IVБ-p, IVБ-п

Колея * глубиной, см, более, и длиной, м, более, на участке полосы движения длиной 100 м

IVA-p, IVA-п, IVБ-p, IVБ-п

Отдельное необработанное место выпотевания вяжущего площадью, м 2 , более

IVA-p, IVA-п, IVБ-p, IVБ-п, VA, VБ

Необработанные места выпотевания вяжущего площадью не более 1,0 м 2 , длиной, м, более, на участке полосы движения длиной 100 м

IVA-p, IVA-п, IVБ-p, IVБ-п

Отклонение по вертикали крышки люка относительно поверхности проезжей части, см, более

IVA-p, IVA-п, IVБ-p, IVБ-п, VA, VБ

Отклонение по вертикали решетки дождеприемника относительно поверхности лотка, см, более

Отклонение по вертикали верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно поверхности покрытия, см, более

Возвышение междурельсового настила над верхом рельсов на железнодорожных переездах, см, более

IVA-p, IVA-п, IVБ-p, IVБ-п, VA, VБ

Неровность в покрытии междурельсового пространства (настиле) глубиной, см, более

* Колею глубиной более 5 см устраняют при осуществлении капитального ремонта дорог.

8.2.6 На дорогах с переходными и низшими типами покрытий работы по восстановлению поперечного профиля и ровности проезжей части следует выполнять с периодичностью и в сроки, установленные проектом содержания автомобильной дороги с НИД, утвержденным владельцем дороги.

8.2.7 Не допускаются отдельные выступы или углубления в зоне деформационных швов высотой или глубиной более 3 см. Их устранение на категориях дорог IVA-p, IVA-п, IVБ-p, IVБ-п, VA, VБ осуществляют в течение 7 сут с момента обнаружения.

8.2.8 Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634.

8.2.9 Не допускается разрушение крышек люков и решеток дождеприемников. Разрушенные крышки и решетки должны быть заменены в течение 3 ч с момента обнаружения на категориях дорог IVA-p, IVA-п, IVБ-p, IVБ-п, VA, VБ.

8.3 Требования к обочинам

8.3.1 Обочины не должны иметь дефектов в соответствии с таблицей А.2 приложения А ГОСТ Р 50597-2017, влияющих на безопасность дорожного движения, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 4.

Таблица 4 — Размеры дефектов обочин, разделительных полос и сроки их устранения

Срок устранения, сут, не более

Занижение обочины, см, более

IVA-p, IVA-п, IVБ-p, IVБ-п, VA, VБ

Повреждения (деформации и разрушения) глубиной, см, более на 1000 м 2 общей площади неукрепленных обочин, м 2 , более

IVA-p, IVA-п, IVБ-p, IVБ-п, VA, VБ

Отдельная выбоина, просадка или пролом на краевых полосах длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью, м 2 , равной или более

IVA-p, IVA-п, IVБ-p, IVБ-п

Отдельная просадка, выбоина или пролом на укрепленной части обочины длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью, м 2 , равной или более

IVA-p, IVA-п, IVБ-p, IVБ-п

Превышение поперечного уклона относительно нормативного значения, ‰, более

IVA-p, IVA-п, IVБ-p, IVБ-п, VA, VБ

Трава и древесно-кустарниковая растительность на обочинах высотой, см, более

IVA-p, IVA-п, IVБ-p, IVБ-п, VA, VБ

8.3.2 Возвышение обочины над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается на категориях дорог IVA-p, IVA-п, IVБ-p, IVБ-п, VA, VБ. Срок устранения возвышения обочины — 1 сут.

8.3.3 Требования к показателям ровности укрепительных полос у обочин установлены в таблицах 1 или 2.

8.4 Требования к элементам обустройства, оборудованию железнодорожных переездов, видимости, видам дефектов и предельные сроки их устранения

Требования к элементам обустройства, оборудованию железнодорожных переездов, видимости, видам дефектов и предельные сроки их устранения должны соответствовать ГОСТ Р 50597. Для дорог категорий IVA-p, IVA-п, IVБ-p, IVБ-п установлены требования категории IV, для дорог категорий VA, VБ — категории V.

8.5 Требования к эксплуатационному состоянию в зимний период

8.5.1 На покрытии проезжей части дорог не допускается наличие рыхлого или талого снега и зимней скользкости в соответствии с таблицей В.1 приложения В ГОСТ Р 50597-2017 после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки, приведенные в таблице 5.

Таблица 5 — Сроки устранения рыхлого или талого снега и зимней скользкости на проезжей части

Вид снежно-ледяных образований

Срок устранения * , ч, не более

Рыхлый или талый снег

IVA-p, IVA-п, IVБ-p, IVБ-п

IVA-p, IVA-п, IVБ-p, IVБ-п

* Срок устранения рыхлого или талого снега (снегоочистки) отсчитывают с момента окончания снегопада и (или) метели до полного его устранения, а зимней скользкости — с момента ее обнаружения. Очередность работ по снегоочистке дорог и улиц определена проектами содержания автомобильных дорог.

8.5.2 Во время снегопада и (или) метели и до окончания снегоочистки на проезжей части дорог категорий IVA-p, IVA-п, IVБ-p, IVБ-п допускается наличие рыхлого (талого) снега толщиной не более 2 (4) см.

8.5.3 Снежные валы на обочинах дорог категорий IVA-p, IVA-п, IVБ-p, IVБ-п рекомендуется устраивать высотой не более 1,0 м.

8.5.4 Формирование снежных валов не допускается:

— на мостовых сооружениях;

— перед железнодорожным переездом в зоне треугольника видимости с размерами сторон в соответствии с 7.2 ГОСТ Р 50597-2017 вне обочины высотой более 0,5 м;

— перед пересечениями в одном уровне в зоне треугольника видимости с размерами сторон в соответствии с 7.1 ГОСТ Р 50597-2017 вне обочины высотой более 0,5 м;

— перед пересечениями в одном уровне, железнодорожными переездами, пешеходными переходами и остановочными пунктами маршрутных транспортных средств высотой более 0,5 м в соответствии с таблицей 8.5 ГОСТ Р 50597-2017.

8.5.5 На дорогах с НИД допускается наличие уплотненного снежного покрова (далее — УСП) толщиной от 3 до 8 см в период зимнего содержания дорог в соответствии с требованиями 8.5.6-8.5.10.

На дорогах с УСП должно быть установлено ограничение максимальной скорости 60 км/ч с помощью дорожных знаков 3.24 по ГОСТ Р 52289, также рекомендуется устанавливать знаки 1.15 «Скользкая дорога».

8.5.6 Показатель ровности УСП должен быть не более 5,5 м/км по показателю IRI, число просветов под трехметровой рейкой, превышающих 15 мм, — не более 22 %. Срок устранения несоответствия не должен превышать 2 сут.

8.5.7 УСП не должен иметь дефектов и рыхлого снега, влияющих на безопасность дорожного движения, устранение которых осуществляют в сроки, установленные в таблице 8.6 ГОСТ Р 50597-2017.

8.5.8 Участки дорог с уплотненным снегом должны быть обработаны фрикционными или химико-фрикционными противогололедными материалами, удовлетворяющими требованиям ГОСТ 33387.

8.5.9 Удаление УСП при наступлении среднесуточной положительной температуры воздуха должно быть осуществлено в срок не более 2 сут.

8.5.10 Оценки экономической эффективности, технологии и качества работ (услуг) при содержании автомобильных дорог, эксплуатируемых под УСП, проводят в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами для автомобильных дорог общего пользования.

8.5.11 Состояние обочин, тротуаров и пешеходных дорожек к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств на дорогах после окончания работ по их снегоочистке должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 50597 (см. таблицу 6).

Таблица 6 — Требования к состоянию обочин, тротуаров и пешеходных дорожек к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств

Вид снежно-ледяных образований

Срок снегоочистки * , не более

Наличие рыхлого (талого) снега на обочине толщиной слоя, не более, см

IVA-p, IVA-п, IVБ-p, IVБ-п, VA, VБ

Наличие рыхлого (уплотненного) снега на тротуарах и пешеходных дорожках толщиной слоя, см, не более

IVA-p, IVA-п, IVБ-p, IVБ-п, VA, VБ

Наличие рыхлого (уплотненного) снега на тротуарах и служебных проходах мостовых сооружений толщиной слоя, см, не более

IVA-p, IVA-п, IVБ-p, IVБ-п, VA, VБ

Наличие снежных валов у ограждений или высоких бордюров ** со стороны проезжей части шириной не более 0,5 м, высотой, м, не более

IVA-p, IVA-п, IVБ-p, IVБ-п, VA, VБ

* Срок снегоочистки отсчитывают с момента окончания работ по ликвидации зимней скользкости и уборки снега с проезжей части.

** Бордюры высотой более 20 см над покрытием проезжей части.

8.5.12 Состояние элементов обустройства дорог (заездных карманов, посадочных площадок, площадок отдыха и стоянок транспортных средств) после окончания работ по их снегоочистке должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 50597 (см. таблицу 7).

Таблица 7 — Требования к состоянию элементов обустройства

Вид снежно-ледяных образований

Срок снегоочистки * , ч, не более

Наличие рыхлого (уплотненного) снега на заездных карманах и посадочных площадках остановочных пунктов маршрутных транспортных средств толщиной слоя, см, не более

IVA-p, IVA-п, IVБ-p, IVБ-п, VA, VБ

Наличие рыхлого (уплотненного) снега на площадках отдыха и стоянках транспортных средств толщиной слоя, см, не более

IVA-p, IVA-п, IVБ-p, IVБ-п, VA, VБ

* Срок снегоочистки отсчитывают с момента окончания снегопада.

8.6 В районах с неблагоприятными и опасными погодными явлениями в зимний период, когда снег создает на автомобильной дороге прирост осадков 20 мм и более в течение 12 ч (прирост высоты снега 20 см и более в течение 12 ч), допускается принимать срок устранения рыхлого и талого снега (срок снегоочистки) в соответствии со сроками, установленными проектом содержания автомобильной дороги с НИД, утвержденным владельцем дороги (см. таблицы 5, 7-9).

8.7 Методы контроля характеристик эксплуатационного состояния дорог, допустимых по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, осуществляют приборами, включенными в Государственный реестр средств измерения и прошедшими поверку в установленном порядке в соответствии с разделом 9 ГОСТ Р 50597-2017.

8.8 Требования к содержанию автомобильных дорог

8.8.2 Полосы отвода, обочины и откосы следует содержать в чистоте и порядке с очисткой от мусора и посторонних предметов, включая их последующую утилизацию.

8.8.3 Трава на обочинах, откосах, полосе отвода и в подмостовой зоне должна быть скошена, деревья и кустарник вырублены, порубочные остатки утилизированы.

8.8.4 При обнаружении повреждений и размывов земляного полотна, откосов выемок и насыпей они должны быть исправлены и спланированы, при необходимости должен быть добавлен грунт и проведено укрепление засевом трав.

8.8.5 Элементы системы водоотвода следует содержать в чистоте и порядке, должны быть выполнены прочистка и планировка водоотводных канав и кюветов, устранены повреждения дренажных устройств, подводящих и отводящих русел у труб и мостов.

8.8.6 При обнаружении деформаций и повреждений на укрепленных и неукрепленных обочинах они должны быть устранены.

8.8.7 При необходимости проведения противопаводковых мероприятий они должны быть заранее запланированы и проведены до начала снеготаяния.

8.8.8 Проезжая часть дороги должна быть очищена от мусора, грязи и посторонних предметов.

8.8.9 Повреждения покрытия в виде выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов и деформаций должны быть устранены.

Читайте также:  Чем выравнивать участок после строительства дома

8.8.10 Заделку выбоин на асфальтобетонных и других черных покрытиях следует выполнять с использованием горячих или холодных асфальтобетонных смесей черного щебня, влажных органоминеральных смесей (ВОМС) или струйно-инъекционным методом.

8.8.11 Восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием осуществляют как с добавлением нового материала, так и без него. Разравнивание материала и планировку ремонтируемой поверхности следует выполнять автогрейдером, уплотнение — самоходными пневмоколесными или комбинированными катками. Для достижения требуемой степени уплотнения осуществляют увлажнение щебеночного или гравийного материала водой, ориентировочно из расчета от 10 до 15 л/м 2 .

8.8.12 Колея глубиной не более 50 мм должна быть фрезерована, либо должен быть срезан гребень выпора и неровностей по колеям с заполнением колеи черным щебнем или асфальтобетоном и устройством защитного слоя.

8.8.13 Для приостановки и предупреждения развития отдельных трещин и разрушений асфальтобетонных покрытий следует выполнять защиту от поверхностных разрушений герметизирующими пропиточными материалами, обеспечивать устройство изолирующего слоя из эмульсионно-минеральной смеси или поверхностной обработки, устройство защитных слоев или слоев износа.

8.8.14 Восстановление сцепных свойств асфальтобетонных покрытий в местах выпотевания битума осуществляют путем присыпки высевками минеральных материалов или крупнозернистым песком с крупностью зерен не более 5 мм в соответствии с ГОСТ 8736. Работы следует проводить при температуре воздуха не ниже 20 °С.

Распределение высевок или крупнозернистого песка по поверхности мест с выпотеванием битума следует производить, как правило, вручную с забором материала из ковша фронтального погрузчика, который осуществляет перемещение по мере выполнения работ.

8.8.15 Восстановление сцепных свойств асфальтобетонных покрытий на отдельных участках или на всем протяжении дороги следует осуществлять путем устройства поверхностной обработки.

8.8.16 Допускается восстановление сцепных свойств путем устройства защитного слоя по технологии устройства тонких износостойких слоев из горячих битумоминеральных смесей, литых эмульсионно-минеральных смесей, битумоминеральных открытых смесей.

8.8.17 Решение об устройстве защитного слоя должно быть принято на основе технико-экономического обоснования вне зависимости от стадии жизненного цикла автомобильной дороги.

8.8.18 Слой износа следует восстанавливать в процессе эксплуатации автомобильной дороги путем его замены на новый слой аналогичной толщины из материалов, не уступающих по своим физико-механическим характеристикам материалу восстанавливаемого слоя.

8.8.19 Назначению работ по устройству слоев износа и защитных слоев на эксплуатируемых участках автомобильных дорог должно предшествовать обследование состояния существующего дорожного покрытия.

8.8.20 Поврежденные дорожные знаки и стойки должны быть заменены, разрушенные бермы подсыпаны и спланированы.

8.8.21 Вертикальная и горизонтальная, разрушенная и изношенная разметка должна быть восстановлена или нанесена вновь.

8.8.22 Дорожные ограждения, сигнальные столбики, катафоты, светоотражающие щитки на дорожном ограждении должны быть чистыми, а при повреждениях восстановлены или заменены на новые.

8.8.23 Остановки общественного транспорта, павильоны следует содержать в чистоте. Мусор из урн на автобусных остановках должен быть вывезен на утилизацию, мелкие повреждения устранены.

8.8.24 Пешеходные дорожки следует содержать в чистоте и порядке. Устраняют повреждения покрытий пешеходных дорожек.

8.8.25 Обеспыливание проезжей части автомобильных дорог с переходными и низшими типами дорожных одежд следует выполнять путем нанесения на проезжую часть обеспыливающих материалов. Обеспыливание дорожных покрытий следует осуществлять путем:

— увлажнения водой с расходом от 1 до 2,5 л/м 2 ;

— обработки жидким битумом, битумной эмульсией или лигносульфонатами;

— распыления материалов, адсорбирующих влагу из воздуха (NaCl, CaCl2, MgCl2 и др.).

Расход обеспыливающих материалов принимают на основании пробных розливов в зависимости от интенсивности и состава движения, погодно-климатических условий, материала и состояния покрытия.

Ориентировочный расход обеспыливающих материалов на 1 м 2 покрытия и продолжительность их действия приведены в таблице 8.

Источник: mooml.com

Правила строительства и эксплуатации дорог

LED светильники, прожекторы, опоры, мачты и прочее осветительное оборудование от производителя с доставкой по всей РФ

Правильное освещение магистралей и дорог – очень важная задача для любого населенного пункта. Даже незначительные нарушения могут привести к резкому увеличению числа чрезвычайных происшествий, в которых могут пострадать как автомобилисты, так и пешеходы. Именно поэтому освещение автодорог производится в соответствии с ГОСТ, СП и СНиП.

Какие нормативные документы используются для разработки освещения дорог

В список нормативных документов для освещения автомобильных дорог входят стандарты, которые устанавливают требования:

  • к параметрам используемых светильников и их комплектующим;
  • освещенности улиц, автодорог, пешеходных зон, автострад и рабочих мест вне зданий;
  • методами расчета освещенности на перечисленных выше объектах.
  • ГОСТ Р 56239-2014. «Тоннели автодорожные. Искусственное освещение. Методы измерения нормируемых параметров».
  • ГОСТ 33176-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения».
  • ГОСТ Р 55706-2013. «Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы».
  • СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение».
  • ГОСТ Р 55844-2013 «Освещение наружное утилитарное дорог и пешеходных зон».
  • ГОСТ Р 58107.1-2018 «Освещение автомобильных дорог общего пользования. Нормы и методы расчета».
  • ПНСТ 28-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Освещение архитектурное и функционально-декоративное».
  • ГОСТ IEC 60598-2-3-2012 «Светильники. Часть 2. Частные требования. Раздел 3. Светильники для освещения улиц и дорог».

Общие требования к организации освещения улиц и дорог

Расстояние от опоры освещения до дороги имеет особенно важное значение в организации нужного уровня освещенности. Оно составляет не менее 1 м на магистральных улицах с интенсивным движением, 0,6 м – на других улицах и дорогах, 0,3 м – когда по этой дороге не передвигаются грузовые машины и городской транспорт. На дорогах с разделительными полосами шириной от 4 м опоры освещения можно располагать по центру разделительных полос.

Непосредственно к освещению дорог общего пользования предъявляются свои требования:

  • Свет должен быть равномерным без участков затенения на дороге. Среднее расстояние между столбами освещения на дорогах составляет 35-45 м. Чем выше будут расположены светильники, тем меньше будет расстояние.
  • Поток света от источника не должен быть слишком сильным или слишком слабым. В первом случае свет будет слепить водителя, а во втором – не позволит различить едущий навстречу транспорт или пешеходов, что приведет к аварии.
  • Источник света должен быть направлен на дорожное полотно, а не вверх и не в стороны.
  • Освещение должно быть обеспечено на территории вокруг движущегося автомобиля, а также на обочине и соседних полосах, особенно на широких дорогах в несколько полос.
  • Опасные зоны (сужения, пересечения и примыкания дорог, пешеходные переходы) необходимо выделять и подчеркивать за счет увеличения яркости или изменения цветности осветительных приборов.
  • Переход от освещенного участка к освещенному должен быть плавным. Для этого устраивают переходную зону длиной 150-250 м.
  • В сельском поселении осветительные установки должны быть установлены в границах застроек и на расстоянии не менее 100 м за их пределами.

Требования к горизонтальной освещенности

Еще один важный параметр – средняя горизонтальная освещенность, которая измеряется в люксах (лк), т. е. в люменах на квадратный метр (лм/м2). Эта характеристика определяется из условия, чтобы водитель мог видеть дефекты покрытия и различать приближающееся транспортное средство. Горизонтальная освещенность зависит от категории автомобильной дороги. Среднее значение величины приведено в таблице.

Источник: ksosvet.ru

Автомобильные дороги – правила зимнего содержания

Зимний период вносит в эксплуатацию дорожных покрытий свои коррективы. Сильные морозы, снежный накат, колейность, ветры и гололёды, сменяющиеся в южных районах продолжительными оттепелями и дождями, увеличивают количество повреждений дорожного полотна. Мерзлый грунт, глубокий снежный покров сильно замедляют движение автотранспорта по дорогам, что уменьшает пропускную способность автодорог и повышает себестоимость пассажирских и грузовых перевозок. Кроме того, такие сложные дорожные условия ухудшают безопасность движения и провоцируют рост ДТП.

Подготовка к зиме – залог безопасного и эффективного использования дорог

Зимняя скользкость возникает из-за отложения снега и образования льда на поверхности дорожных покрытий, что приводит к ухудшению сцепления колес автомобиля с поверхностью покрытия. Работоспособность дорог и безопасность передвижения по ним существенно зависят от качества их подготовки к зиме и проведению противогололедных мероприятий в холодный период года.

Для эффективной подготовки автомобильных дорог к зиме до наступления холодов проводят следующие мероприятия:

  • профилактические. Их цели – сведение к минимуму зимнюю скользкость на дорожном полотне, ослабление сцепления слоя снежно-ледяных отложений с покрытием,
  • основные. Их задачи – расплавление снежно-ледяных отложений и гололедных пленок, образующихся зимой на поверхности автодорог, уменьшение их влияния на передвижение автотранспорта.

Обеспечение эффективной работы дорожно-эксплуатационных служб

Комплекс мероприятий по зимнему содержанию автодорог, проводимый дорожно-эксплуатационными службами, должен обеспечивать постоянную, надежную и эффективную работу автомобильных дорог и сооружений на них, безопасные условия движения транспортных средств. Состояние дорог в самых сложных климатических условиях должно соответствовать нормативам. Для этого ДЭС должна быть способна выполнять сложную функцию руководства дорожным хозяйством на современном инженерном уровне.

Во время снегопадов, метелей и при других неблагоприятных климатических условиях на автодорогах, в зависимости от дорожно-климатической зоны, образуются различные дефекты на автодорогах, которые затрудняют дорожное движение.

Дорожно-климатические зоны, в которых располагаются автомобильные дороги в РФ

Типичные дефекты, возникающие на дороге в зимний период, приведены ниже.

Свежевыпавший (рыхлый) снег

Слой снега, образующийся на дорожном покрытии во время снегопада и метелей. В зависимости от состояния, снег может быть сухим, влажным, мокрым и различной плотности

Стекловидный (черный) лед

Лед на покрытии в виде гладкой стекловидной пленки толщиной 1-3 мм или в форме матовой белой шероховатой корки, толщина которой составляет до 10 мм и более

Слой снега, уплотненный автотранспортом

Снег, превращенный в жидкую массу применением ПГМ и движением транспортных средств

Накопление снега в виде продольного вала, созданного в результате сдвигания снега с дорожного покрытия

Отсутствие работоспособной снегозащиты

На снегозаносимых участках дороги отсутствуют эффективные средства, способные защитить их снежных заносов

Снежно-ледяные отложения на дорожных знаках

Снег, ледяные отложения, иней

осложняют восприятие информации на дорожных знаках, установленных в соответствии с дислокацией

Эксплуатационное состояние конструктивных элементов автодорог и дорожных сооружений при реализации мероприятий, предусмотренных проектом по организации работ зимнего содержания дороги, должно удовлетворять требованиям ГОСТа Р 50597-93 при всех климатических условиях. Соответственно, дорожно-эксплуатационная служба обязана проводить необходимые работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования, федерального значения и искусственных сооружений на них согласно приказу Минтранса РФ от 01.11.2007 г. № 157.

Номенклатура мероприятий по зимнему содержанию дорог во многом зависит от степени снегозависимости и гололедоопасности дороги.

Борьба со снегом и гололедом

Гололёд на дорожном полотне образуется в результате смены температуры, когда после холодов наступает потепление с большим количеством влаги в воздухе. Иногда гололёд появляется в результате переохлаждения дождевых капель; тогда он превращается в лед при ударе о твердые предметы. В этих случаях бывает особенно сильный гололёд, который продолжается несколько дней. Нарастание льда на дорожном полотне происходит быстро: ледяной покров различной толщины образуется в течение двух или трех часов.

Борьба со снегом на автодорогах включает: устройство снегозащиты (специальных конструкций земляного полотна) и проведение работ по очистке проезжей части от снега снегоуборочной техникой с учетом метеорологических данных. Такие сведения получают от АДМС (в том числе и снегомерных пунктов), метеостанций и метеолокаторов Росгидромета и других организаций.

В моменты сильнейших снегопадов привлекается определенное количество единиц техники, на спусках и подъемах дорог организовывается дежурство эвакуационной техники. Также проводится расчистка дорог от снега и превентивная обработка противогололедными материалами.

Виды противогололедных материалов

Противогололедные материалы – твердые (сыпучие) или жидкие – это дорожно-эксплуатационные материалы или их смеси, применяемые для борьбы с зимней скользкостью.

Противогололедные материалы подразделяются на:

  • химические (могут быть в твердом и жидком состоянии): хлориды, ацетаты, карбамиды, нитраты, природные рассолы, формиаты,
  • комбинированные-фрикционные (только в твердом состоянии): мраморно-химическая смесь, пескосоляная смесь,
  • фрикционные (только в твердом состоянии): песок, песчано-гравийная смесь, щебень, шлак.

Схематично разделение ПГМ представлено на рисунке ниже.

Преимущества современных ПГР:

  • широкий диапазон рабочих температур,
  • низкие температуры замерзания,
  • высокая скорость плавления льда и снега,
  • низкие нормы расхода,
  • сниженное отрицательное последействие на человека, окружающую среду и инфраструктуру,
  • длительное действие.

При анализе ПГР обратите внимание на следующие показатели качества:

  • массовые доли солей,
  • гранулометрический состав,
  • минералого-петрографический состав,
  • температура начала кристаллизации,
  • влажность,
  • нерастворимые вещества,
  • водородный показатель,
  • плотность,
  • вязкость.
  • плавящая способность,
  • гигроскопичность.

Весь теоретический материал написан на основе законодательных актов РФ и
доклада представителей НИЦ «Курчатовский институт» – ИРЕА.

«Евразийская соляная компания» – эксперт в области производства ПГР

Наиболее популярны в борьбе с зимней скользкостью на автодорогах химические ПГР на основе хлористых солей (NaCl, CaCl2, MgCl2, KCl), которые характеризуются целым комплексом позитивных качеств:

  • удобство в применении,
  • нетоксичность,
  • эффективность в широком интервале температур,
  • хорошая способность плавить снег и лед.

Но, наряду с преимуществами, хлориды присущи некоторые недостатки. Основной – негативное воздействие на металлические и бетонные конструктивы автодорог. Преодолеть минусы противогололедных хлоридных материалов позволяет создание комплексных ПГР, в состав которых, помимо хлоридов, входят компенсирующие модификаторы.

К использованию на дорогах допускаются только реагенты, которые не несут опасность для людей и животных, не вредят работе гидротехнических и других инженерных коммуникаций, не разрушают дорожное полотно и металлические элементы инженерных сооружений, не сокращают рабочий период шин автомобилей. Оценка пригодности реагентов осуществляется в 2 этапа:

  • исследования материала в лабораторных условиях, по результатам которых выносится заключение о его влиянии на объекты дорожного хозяйства и рассчитывается допустимая норма расхода,
  • проведение полномасштабных испытаний в черте города в соответствии с ГОСТом 33389-2015.

Компания «ЕСК» осуществляет запуск в производство ПГР на базе технической соли: эффективных, безопасных для человека, окружающей среды и дорожных инженерных сооружений. Также клиенты могут приобрести качественный исходный материал для производства ПГР – соль Галит – или ее более дешевые аналоги типа песко-соляных смесей.

Источник: www.esolk.ru

Рейтинг
Загрузка ...