ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ
Трубопроводный транспорт – система, которая развивается наиболее динамично сегодня. В качестве основного ее отличия выступает то, что осуществляется доставка непосредственно самого сырья без движения ТС.
Для обеспечения бесперебойного функционирования всей имеющейся магистральной системы управление ее работой находится в сфере деятельности отечественных естественных монополий. В России к ним относят ОАО «Газпром» и госкомпания «Транснефть». Энергетическая стратегия страны, разработанная до 2020 года, обеспечит реализацию экономических интересов РФ. В соответствии с одобренной стратегией, к 2020 году предполагается изменение системы добычи сырья вследствие введения новых месторождений в восточной части сибирской территории. Вместе с этим особое значение будут иметь новые экспортные направления, разработка которых осуществляется комплексно и планомерно.
Строительство на земельном участке, ограниченном в использовании зонами с особыми условиями (ЗОУИТ)
В связи с развитием газовой и нефтяной прошленности растет система трубопроводов, в этих условиях становится актуальной тема выделения под них земель. Без соблюдения рационального природопользования это приводит к изъятию земель из сельскохозяйственного, лесохозяйственного, рекриационного использования и их нарушению.
Данная курсовая работа направлена на анализ нормативно-правовой базы Российской Федерации в области предоставлении земельных участков на период строительства, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также из земель, находящихся в частной собственности, выявление особенностей и проблем при формировании земельных участков под газопроводами.
Рассмартиваемая тема раскрыта в Земельном кодексе и комментариях к нему, научных статьях посвященных данному вопросу.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ
ГЛАВА 2 КЛАССИФИКАЦИЯ ГАЗОПРОВОДОВ. ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ГАЗОПРОВОДА
Классификация газопроводв
Роль трубопроводного транспорта в системе нефтегазовой отрасли промышленности чрезвычайно высока. Он является основным и одним из дешевых видов транспорта нефти от мест добычи на нефтеперерабатывающие заводы и экспорт.
Строительство и эксплуатация объектов систем газоснабжения регулируется Федеоальным законом «О газоснабжении в Российской Федерации» [9], а правовое регулирование землепользования при строительстве и эксплуатации объектов систем газоснабжения установлено в статье 28. Организации, в ведении которых находятся объекты системы газоснабжения, расположенных в лесах, обязаны содержать в пожаробезопасном состоянии охранные зоны. При возникновении на объекте газоснабжения аварии, оргаизация имеет право бесприпятственного доступа к системе, обязана в полном объеме возместить нанесенный ущерб собственнику участка, по территории которого осущствялся проезд. Владельцы земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, без согласования с организацией, если обнаружен факт нарушения ст.32, то такой объект подлежит сносу за счет средств лиц, допустивших нарушение.
Зоны с особыми условиями использования территории / Ограничения и обременения земельных участков
По своему назначению исходя из «Свода правил. Магистральные трубопроводы» [24] нефте- и нефтепродуктопроводы можно разделить на следующие группы:
промысловые — соединяющие скважины с различными объектами и установками подготовки нефти на промыслах;
магистральные (МН) — предназначенные для транспортировки товарной нефти и нефтепродуктов (в том числе стабильного конденсата и бензина) из районов их добычи (от промыслов), производства или хранения до мест потребления (нефтебаз, перевалочных баз, пунктов налива в цистерны, нефтеналивных терминалов, отдельных промышленных предприятий и НПЗ). Они характеризуются высокой пропускной способностью, диаметром трубопровода от 219 до 1400 мм и избыточным давлением от 1,2 до 10 МПа;
технологические — предназначенные для транспортировки в пределах промышленного предприятия или группы этих предприятий различных веществ (сырья, полуфабрикатов, реагентов, а также промежуточных или конечных продуктов, полученных или используемых в технологическом процессе и др.), необходимых для ведения технологического процесса или эксплуатации оборудования [24].
Согласно СНиП 2.05.06 — 85 магистральные газопроводы деляться на два класса в зависимости от рабочего давления в трубопроводе:
I. — 2,5 до 10 МПа (свыше 25 до 100 кгс/см.кв) включительно;
II. — 1,2 до 2,5 МПа (свыше 12 до 25 кгс/см.кв) включительно.
В зависимости от класса газопровода определяется минимальное расстояние до построек.
Наряду с этой классификацией СНиП 2.05.07—85 устанавливает для магистральных газопроводов категории, которые требуют обеспечения соответствующих прочностных характеристик на любом участке трубопровода:
категория IV — диаметр трубопровода менее 1200мм, подземная прокладка;
категория III — диаметр трубопровода менее 1200 мм, подземная и надземная прокладка; диаметр 1200 мм и более, подземная, подземная и наземная прокладка, в северной строительной климатической зоне [24].
Прокладку трубопроводов можно осуществлять одиночно и параллельно действующим или проектируемым магистральным трубопроводам в техническом коридоре. Под техническим коридором магистральных трубопроводов, согласно СНиП 27.05.06 — 85, понимают систему параллельно проложенных трубопроводов по одной трассе. В отдельных случаях допускается прокладка нефте- и газопроводов в одном коридоре.
Исходя из «Свода правил. Проектирование и строительство газопроводов из полиэтиленовых труб и реконструкция изношенных газопроводов» [25] в состав магистральных газопорводов входят:
головные и промежуточные перекачивающие насосные станции;
наливные насосные станции;
резервуарные парки [25].
В свою очередь магистральыне трубопроводы согласно СНиП 2.05.06 — 85 включают:
трубопровод (от места выхода c промысла подготовленной к дальнему транспорту товарной нефти) с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения нефтеперекачивающих станций, узлами пуска и приема очистных устройств и разделителей при последовательной перекачке;
установки электрохимической защиты трубопроводов от коррозии, линии и сооружения технологической связи, средства телемеханики трубопровода;
линии электропередачи, предназначенные для обслуживания трубопроводов, и устройства электроснабжения и дистанционного управления запорной арматурой и установками электрохимической защиты трубопроводов;
противопожарные средства, противоэрозионные и защитные сооружения трубопровода;
емкости для хранения и разгазирования конденсата, земляные амбары для аварийного выпуска нефти, здания и сооружения линейной службы эксплуатации трубопроводов;
постоянные дороги и вертолетные площадки, расположенные вдоль трассы трубопровода, и подъезды к ним, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения трубопровода;
пункты подогрева нефти;
указатели и предупредительные знаки [21].
Основные элементы магистрального трубопровода — сваренные в непрерывную нитку трубы, представляющие собой собственно трубопровод. Как правило, магистральные трубопроводы заглубляют в грунт обычно на глубину 0,8 м до верхней образующей трубы, если большая или меньшая глубина заложения не диктуется особыми геологическими условиями или необходимостью поддержания температуры перекачиваемого продукта на определенном уровне (например, для исключения возможности замерзания скопившейся воды). Для магистральных трубопроводов применяют цельнотянутые или сварные трубы диаметром 300—1420 мм. Толщина стенок труб определяется проектным давлением в трубопроводе, которое может достигать 10 МПа. Трубопровод, прокладываемый по районам с вечномерзлыми грунтами или через болота, можно укладывать на опоры или в искусственные насыпи [21].
Магистальные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктоводы следует прокладывать подземно. Прокладка по поверхности земли в насыпи или на опорах допускается только как исключение при соответствующем обосновании [24].
Технологическая связь трубопроводов состоит из линейных и стационарных сооружений. К линейным сооружениям следует относить магистральные и соединительные кабели, воздушные линии связи и линии местных сетей промышленных площадок и жилых поселков, а также необслуживаемые усилительные пункты. К стационарным сооружениям следует относить обслуживаемые узлы связи, радиорелейные станции с антенно- фидерными системами и энергосооружениями [21].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При выполнении данной работы был произведен анализ нормативно- правовых актов, научных статей, учебных пособий. Исходя из этого сделаны выводы.
Сложность выбора вариантов размещения объектов строительства, заключается в том, что не везде утверждена граница населенных пунктов. Поэтому предоставление земельных участков под объектами нефтегазового комплекса регулируется не только нормами земельного законодательства, но и нормами гражданского, экологического, лесного, водного, градостроительного и иного законодательства России и субъектов Российской Федерации.
Таким образом, процедура предоставления земельных участков является многоэтапной и проводится в соответствии с заданием, утвержденным заказчиком. При отводе земельных участков основными видами работ являются: анализ проектных решений научно-изыскательских институтов, сбор исходных материалов, предварительное согласование месторасположения объекта; уведомление лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания; определение положения границ земельного участка на местности, их согласование и закрепление межевыми знаками установленного образца; определение площади земельного участка; составление и утверждение схемы расположения земельных участков; составление межевого плана земельного участка, предоставление земельного участка на период строительства.
Отвод выполняется с учетом данных государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документов и документов, связанных с использованием, охраной и перераспределением земель.
Курсовая работа
«Отвод земельных участков под строительство газопровода на примере ОАО Газпром»
ИсточникЗемли промышленности
Под землями промышленности понимаются те земли, которые используются государством для реализации нужд, связанных с обеспечением деятельности организаций и компаний, осуществляющих эксплуатацию объектов промышленности.
Под землями промышленности понимаются те земли, которые используются государством для реализации нужд, связанных с обеспечением деятельности организаций и компаний, осуществляющих эксплуатацию объектов промышленности. Данная категория земель выделена в отдельную категорию земельных участков, поэтому к ней применяются и особые нормы.
Правовое положение земель промышленности
Правовой режим земель промышленности определяется и действующим Земельным кодексом РФ, и различными федеральными законами (в том числе законами на уровне субъектов федерации), которые содержат определение и в которых определено использование данных земель для промышленных целей.
Для того чтобы в полной мере реализовать статью 87 Земельного кодекса России, для земельных участков промышленного назначения установлены особые правила использования. Так, допускается строительство, реконструкция и возведение различных зданий, сооружений и прочих объектов недвижимости, которые необходимы организациям и компаниям, осуществляющим промышленную деятельность.
Кроме того, не запрещается установление границ санитарных и охранных зон таких земельных участков, которые находятся в управлении и обслуживании соответствующих компаний.
Земельные участи для реализации промышленных нужд выделяются государством, как на правах собственности, так и на правах аренды или пользования без указания конкретного срока использования.
Размеры земель для промышленных нужд устанавливаются в строгом соответствии с проектной документацией или же соответствующими нормативно-правовыми актами. Данный вопрос чаще всего регулируется на уровне муниципалитета, в ведомстве которого находятся земельные участки. Именно органы муниципальной власти разрабатывают проектную документацию или утверждают предложенный организацией, которая будет осуществлять промышленную деятельность, план.
На размер участка, который будет выделен под промышленные нужды, влияет и конкретный вид деятельности, и количество расположенных зданий, сооружений и построек, размер необходимой санитарной зоны, в пределах которой не могут быть выделены участки под частное или жилое строительство, для сельскохозяйственных и прочих нужд.
Земельные участки, выделенные под промышленность, могут быть предоставлены пользователям в порядке аренды или собственности, в порядке бессрочного пользования в том случае, если это не препятствует нормальному и целевому использованию земли. Кроме того, если на участке расположены объекты федеральной собственности, то передача прав или части прав на такой участок остается на усмотрение федеральных исполнительных органов власти.
Федеральная собственность на земли промышленности
Согласно действующему законодательству некоторые земельные участки промышленного назначения находятся исключительно в федеральной собственности и не являются подведомственными муниципалитету. К ним относятся:
- те организации и объекты, главная цель которых защита и контроль целостности границы государства;
- те организации и объекты, которые осуществляют транспортное сообщение любого типа;
- те объекты и организации, которые занимаются космической деятельностью;
- те объекты и организации, первоочередная задача которых оборона и безопасность, как всего государства, так и его части;
- объекты атомной энергетики, а также любой другой энергетической системы федерального уровня (муниципальные объекты в данный список не входят).
Все земельные участки, отведенные под описанные выше нужды, не подведомственны муниципальным нормативно-правовым актам, находятся на контроле у федеральных органов исполнительной власти, ими же регулируются и обеспечиваются.
Так, государственный земельный контроль имеет право в порядке плановой или неплановой проверки запросить документацию у землепользователей, проверить исполнение норм земельного законодательства, в случае обнаружения нарушений – вынести и проследить за исполнением предписаний.
Перевод земель из категории федерально-промышленных в любую другую возможен только в том случае, если это предусмотрено нормами действующего законодательства. Так, нередко охранные объекты переводятся в разряд транспортных или же атомных. В свою очередь земли атомной энергетики после использования нуждаются в длительном восстановлении, поэтому их переход в другую категорию невозможен в течение долгого времени по экологическим мотивам и соображений безопасности.
Установление санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель промышленности
Зоны с особыми условиями использования достаточно четко перечислены в Градостроительном кодексе РФ, а некоторые аспекты их использования указаны и в Земельном кодексе РФ. Однако ни один из этих нормативно-правовых актов в полной мере не охватывает всех вопросов, касающихся таких зон.
Наиболее полно установление санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования прописаны в Постановлении Правительства РФ № 384. Действующими правилами установлено, что целями таких зон является безопасность и защита со стороны государства и его представителей на местном уровне земель в ходе промышленной деятельности.
Землеустройство санитарно-охранных зон земель промышленности возложено, согласно Постановлению РФ №384, на Федеральное агентство кадастра. Именно представители этой структуры обязаны установить, какого размера будет санитарно-охранная зона, что в нее будет входить, как она будет расположена, кем обслуживаться. Как показывает практика, санитарно-охранные зоны находятся в обслуживании у тех организаций, которые осуществляют промышленную деятельность.
После установления границ санитарно-охранной зоны и иной зоны, которая подразумевает особые условия использования, на кадастровый план и документацию наносятся соответствующие выкопировки. Документация в обязательном порядке содержит не только текстовое, но и графическое описание границ и объектов промышленных земель и прилегающих к ним территорий, в том числе и санитарно-охранных зон. Кроме того, земельному участку присваивается соответствующий кадастровый номер.
Подготовка документации для санитарно-защитных и прочих зон, требующих особых условий использования, требуются для обеспечения и поддержки безопасности населения.
Те, кто являются собственниками земельных участков, находящихся в зоне санитарно-защитных зон и прочих особых зон, или в промышленной зоне, не могут в полной мере владеть и распоряжаться своими участками. На них накладываются ограничительные права, о которых собственников извещают заранее путем отправки специального уведомления в течение 15 (календарных) дней с момента присвоения землям соответствующего статуса.
Предоставление земельных участков для разработки полезных ископаемых организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности
Земельным законодательством предусмотрены некоторые правила организации предоставления земли под разработку и добычу полезных ископаемых. Однако пункт 4 статьи 88 Земельного кодекса России, в котором описывались все вопросы, связанные с деятельностью организаций, горнодобывающих и нефтегазовых, утратил свою силу с 1 марта 2015 года.
Сейчас организация земель под разработку полезных ископаемых осуществляется на общих условиях, как и для всех земельных участков промышленности. Размер определяется в соответствии с необходимой для этого документацией и планами, участку присваивается кадастровый номер, он выделяется в плане района или субъекта, устанавливаются санитарные и охранные зоны, обслуживание и использование участка находится на контроле у государства, если иное не предусмотрено какими-то нормативно-правовыми актами муниципалитета.
Контроль за разработкой полезных ископаемых соответствующими организациями, такими, как горнодобывающие и нефтегазовые, осуществляется на уровне федеральной власти и субъектов федерации.
При этом нефтегазовые компании, как и горнодобывающие, не могут находиться в собственности только частных лиц. Одним из собственников организации обязательно является государство или его представитель, который и осуществляет контроль за реализацией и исполнением норм законодательства.
Автор статьи
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
ИсточникПравовые аспекты и особенности предоставления земельных участков для разработки полезных ископаемых
Шайхулина, М. В. Правовые аспекты и особенности предоставления земельных участков для разработки полезных ископаемых / М. В. Шайхулина, Е. А. Колмакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 343-346. — URL: https://moluch.ru/archive/242/55821/ (дата обращения: 26.09.2022).
Ключевые слова: полезные ископаемые, земельный участок, участок недр, горный отвод, лицензия, рекультивация.
Законодательная база, регулирующая сферу недропользования, на протяжении многих лет повергалась модификации, направленность которой заключалась в повышении контроля за рациональным использованием природных ресурсов. Согласно установленной законом процедуре, процесс предоставления многоэтапный, сложно структурированный, призванный обеспечить наиболее эффективное использование всех земельных ресурсов и уменьшить негативное воздействие на окружающую среду. В Российской Федерации происходят регулярные изменения в процедуре предоставления земель, направленные на ускорение процесса оформления документов. Процесс предоставления земельных участков для разработки полезных ископаемых значительно отличается от процедуры предоставления земель под промышленные объекты и обладает рядом особенностей.
Несмотря на то, что земля и недра неразрывно связаны, в условиях сегодняшнего законодательства существуют две отдельные отрасли права: земельное законодательство и законодательство о недрах. Как следствие, недропользователь является субъектом сразу двух самостоятельных прав: недропользования и землепользования [1]. Основным нормативно-правовым актом федерального уровня, регулирующим отношения, связанные с землей, является Земельный кодекс РФ, а регулирование отношений в сфере недропользования осуществляет Федеральный закон «О недрах».
В законодательстве описаны требования к образованию земельного участка, необходимого для недропользования. В ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, запрещающей образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, не распространяет это правило на случай образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых [2].
Прежде чем земельные участки смогут быть представлены для разработки необходимо провести геологические изыскания, под которыми подразумевается комплексное изучение геологических особенностей участка. Информация, полученная в результате геологических работ, является основой для разработки проектной документации.
Земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель и восстановления ранее отработанных площадей. Каждое из трех приведенных условий является отличительной особенностью процедуры предоставления.
Первым и самым важным является тот факт, что земли предоставляются в качестве горного отвода — геометризованного блока недр, который выделяется в пользование предприятию, организации или учреждению для разработки месторождения полезных ископаемых [1]. Отличие между горным и земельным отводом заключается в том, что земельный отвод предоставляется контурным земельным участком, а горный отвод — это определенный горный массив.
Необходимо отметить, что границы горного отвода устанавливаются по контуру залегания полезных ископаемых, а также при описании границ горного отвода указываются его верхняя и нижняя границы. Границы горного отвода устанавливаются для рационального использования, охраны недр и окружающей среды, безопасности ведения работ [3]. Принципиально важным моментом является тот факт, что право на земельный участок сохраняется до тех пор, пока действует право на горный отвод. Органом, ответственным за выдачу горноотводных актов — является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
Как было отмечено, предоставление участка недр не является возможным, пока организацией не разработан проект рекультивации земель. Работы по рекультивации отработанных земельных участков осуществляются за счет недропользователя, и требуют колоссальных финансовых затрат [4]. В этой связи значительные площади остаются в непригодном для дальнейшего использования состоянии из-за халатного отношения, вызванного слабыми мерами наказания. Штрафы за невыполнение работ по рекультивации в десятки раз ниже, чем, непосредственно, проведение самих мероприятий.
Прием уже восстановленных земель осуществляет Комитет управления муниципальной собственностью, что подтверждается актом приемки.
Предоставление земельных участков для разработки месторождения осуществляется с проведением конкурсов (рис.1) или аукционов (рис.2), а результатом проведения является возможность получения лицензии на право пользования недрами, а не право заключения договора купли-продажи, аренды и тд., как в случаях, не связанных с недропользованием.
Рис. 1. Схема проведения конкурса на право пользования недрами
Рис. 2. Схема проведения аукциона на право пользования недрами
В прошлой редакции ФЗ «О недрах» в обязанности Федерального агентства по недропользованию до проведения конкурса или аукциона входило согласование с владельцем земельного участка предоставление его недропользователю на правах аренды либо путем выкупа [5]. Однако, как зачастую случалось, собственник отказывался от своего решения, и недропользователь был не в состоянии получить доступ к земельному участку, либо собственник в разы поднимал стоимость аренды или цены при выкупе [5].
В условиях нынешнего законодательства Федеральное агентство по недропользованию лишь предоставляет недропользователю информацию о владельце земельного участка, под которым находится месторождение полезных ископаемых. Законодательно предусмотрена возможность изъятия земельных участков для государственных нужд с возмещением собственникам стоимости земельных участков. Однако на этом этапе возникает проблема: в законодательстве отсутствует порядок процедуры изъятия земельного участка, находящегося над недрами у его собственника в пользу недропользователя; отсутствует обоснование цены, по которой было бы справедливо изымать землю [6]. Недоработки нормативно-правовой базы регулирования вопросов, возникающих между правообладателями на пользование недрами и владельцами земельных участков, находящимся над ними, приводит к потере времени и отсрочке начала геологического изучения недр, финансовым затратам и, в конечном итоге, не выполнению лицензионных обязательств [6].
Лицензирование деятельности — является значимой особенностью предоставления земельных участков. В соответствии с видами пользования недрами государство выдает лицензии трех видов — на геологическое изучение (поиск и оценку), разведку и добычу или лицензию, включающую геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых. Наличие лицензии — это главное основание возникновения права недропользования [7]. Последовательность действий по оформлению лицензии отображена на Рисунке 3:
Рис. 3. Схема оформления лицензии на право пользования недрами
После получения лицензии, с уполномоченным органом рассматриваются и согласовываются предварительные границы горного отвода. Далее создается технический проект разработки месторождения полезных ископаемых, который подлежит согласованию и экспертизе, после чего утверждается. Завершающим этапом предоставления земель является уточнение границ горного отвода, получение горноотводного акта и заключения договора аренды (рис. 4).
Рис. 4. Последовательность предоставления земельных участков для разработки недр
Все работы, проведенные на участке недр без оформления лицензии и горноотводного акта, считаются незаконными, облагаются штрафами, а все постройки устраняются без возмещения ущерба.
Не смотря на регулярную корректировку законодательства, остается ряд недоработанных вопросов. В первую очередь требуется введение рекомендаций по изъятию земельных участков для государственных нужд. В законодательстве указано, что земельные участки могут изыматься для государственных нужд, но не описано, что именно относится к ним относится.
На сегодняшний день остается открытым вопрос: почему основанием для изъятия служит формулировка «для государственных нужд», а разработка недр осуществляется за счет недропользователя? Как было отмечено ранее, требуется ужесточение мер наказания за несоблюдение законодательства о недрах, в особенности за не проведение рекультивации. Соблюдение недропользователями требований по рациональному использованию и охране недр — неотъемлемое условие обеспечения устойчивого и эффективного развития экономики.
- Семенищенков А. А. Предоставление земельных участков для строительства объектов нефтегазового комплекса, промышленности, транспорта, линий связи и электропередачи: практ. пособ. для разработки землеустроительной документации. 4-е изд. М.: Юни-пресс, 2007. — 532с.
- Игнатьева И. А. Земельный участок для недропользования: ретроспектива и актуальное правовое регулирование // Российский юридический журнал. 2016. № 2. С. 177–195.
- Инструкция по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых (утв. МПР РФ 07.02.1998 N 56, Госгортехнадзором РФ 31.12.1997 N 58) (ред. от 13.07.2006) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.03.1998 N 1485). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Система «КонсультантПлюс». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18140/.
- Сулин М. А. Территориальное землеустройство несельскохозяйственных объектов: учеб. пособие / Санкт-Петербургский государственный горный университет — СПб., 2007. — С. 79.
- Тельхигова М. Ш. Проблемы правового регулирования изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд для целей недропользования [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 81–84.
- Ламерт Д. А. Особенности процедуры предоставления права пользования земельным участком над недрами с целью геологоразведки и добычи полезных ископаемых // Интерэкспо Гео-Сибирь. — 2015. — № 3. — С. 46–57.
- Никишин Д. Л. Правовой механизм предоставления недр в пользование: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.06 / МГЮА, — М., 2013. — 252 с.
Основные термины (генерируются автоматически): горный отвод, земельный участок, пользование недрами, участок, ископаемое, рациональное использование, геологическое изучение, горноотводный акт, земельный отвод, Федеральное агентство.
Источник