Предоставление участков гражданам для ИЖС описано в ст. 39.18 ЗК РФ.
Предоставление земельного участка: общие положения
Обретение права на имущество разных видов регламентировано преимущественно Гражданским кодексом РФ. Распространенные основания появления права собственности на землю у частных лиц:
- разного рода сделки;
- универсальное правопреемство (для физических лиц – наследование, для юридических – реорганизация);
- обращение взыскания на имущество за долги.
В числе оснований возникновения вещных прав на землю законодатель указывает «предоставление». Его особенности сводятся к следующему.
- Предоставляться могут только земли, находящиеся в публичной (федеральной, региональной, муниципальной) собственности. Переход права на участок от одного частного владельца к другому предоставлением не является.
- Частное лицо может инициировать предоставление земли в одностороннем порядке.
Субъект властных полномочий, действующий от имени территориальной общины или государства, при отсутствии оговоренных Земельным кодексом России оснований для отказа обязан предоставить землю просителю. Отказ или уклонение подлежит обжалованию в суд. Этим предоставление принципиально отличается от гражданско-правовых сделок, для заключения которых требуется взаимное волеизъявление сторон.
Предоставление земельного участка в собственность бесплатно
- Предоставление – универсальный термин. Публичные земли предоставляются частным лицам в собственность, аренду, пользование. Причем, в ряде случаев – безвозмездно.
- Земельный кодекс РФ допускает предоставление уже образованных (поставленных на учет в ГКН и ЕГРП) участков и целинных земель.
В последнем случае в ходе согласовательных процедур земельный участок, конечно, образуется. Территориальные границы, на которые распространяются правомочности землевладельца, землепользователя или арендатора должны быть четко обозначены.
Однако первичные решения о предоставлении зачастую принимаются на этапе, когда участка как такого еще нет. Недвижимостью согласно ст. 130 ГК РФ признаются только образованные и поставленные на учет в ГКН земельные участки. Целинные земли изъяты из гражданского оборота.
- По общему правилу публичные земли предоставляются по результатам аукциона. Исключение сделано для случаев, когда у заинтересованного лица уже есть определенная связь с предоставляемым участком (например, здесь расположена принадлежащая ему недвижимость) и когда земля предоставляется для использования в целях, которые считаются в России приоритетными – ведение фермерского, личного подсобного/дачного хозяйства, огородничества и т.п.
Этапы предоставления земельного участка из публичных земель
Нужно различать две самостоятельные стадии предоставления участка вне аукциона:
- предварительную или факультативную, необходимую в отношении целинных земель (начинается подачей прошения о предварительном согласовании);
- основную (начинается подачей прошения о предоставлении участка).
Процедура предоставления регламентирована ст. 39.14 ЗК РФ. Она включает следующие этапы:
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
1. Силами и средствами заинтересованного лица готовится схема расположения участка. Это необходимо, если он не состоит на кадастровом учете в ГКН, а проект межевания территории не утвержден.
2. В компетентный орган (какой именно, зависит от формы собственности на землю) подается прошение о предварительном согласовании. Заявитель вправе, но не обязан прилагать к нему документы, которые могут быть получены компетентным органом от других госструктур и органов самоуправления.
3. Индивидуально-правовой акт о предварительном, неокончательном согласовании принимается, если (одно из двух):
- на момент подачи прошения участок не образован и проект межевания территории, в границах которой образуется участок, не утвержден;
- необходимо уточнение границ объекта со смежными землями п. 3 ст. 25 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
4. Если решение компетентного органа было положительным, то для образования либо уточнения границ участка силами и средствами заявителя проводятся кадастровые работы.
5. Вновь образованный объект ставиться на учет в ГКН. В отношении уже существующего участка в госкадастр вносятся сведения касательно уточненных границ.
6. Проводится регистрация права собственности на предоставляемый участок за территориальной общиной, региональным образованием или государством в ЕГРП. В отношении участков, право публичной собственности на которые между территориальной общиной и государством не разграничено, госрегистрация не нужна.
7. Обращение в компетентный орган с заявлением о предоставлении участка. По выбору заинтересованного лица заявление может иметь традиционную письменную или электронную форму. Обращаться в компетентный орган можно посредством почтовой связи или портала госуслуг. Способы подачи оцифрованных заявлений регламентированы Приказом Минэкономразвития № 7 от 14.01.15 г.
8. Установление права собственности или пользования путем заключения договора о продаже, аренде, постоянном пользовании. В случаях, когда законодатель допускает предоставление участка на разных правовых основаниях, вид прав выбирает заявитель.
Процедура предварительного согласования имеет юридического значение. Принятие соответствующего решения или даже сам факт подачи заявления (кроме случаев, когда оно рассмотрено и последовал отказ) делает невозможным предоставление участка стороннему лицу, его выставление на аукцион и т.п.
Заявление гражданина о предварительном согласовании предоставления участка
Письменное обращение физического лица включает:
- данные о заявителе;
- кадастровый номер запрашиваемого участка;
- дату, порядковый номер решения об утверждении проекта межевания территории (если был);
- планируемая цель землевладения/землепользования;
- кадастровый номер участка, из которого формируется испрашиваемый объект (если актуально);
- ссылка на наличие хотя бы одного из оговоренных ст. 39.3, 39.5, 19.6, 39.10 ЗК РФ оснований предоставления участка во внеконкурсном порядке;
- при наличии у заявителя выбора ссылка на вид запрашиваемого права;
- если участок предоставляется взамен изъятого, ссылка на этот факт, реквизиты решения об изъятии;
- если участок запрашивается для размещения объектов, строительство которых оговорено документами территориального планирования, ссылка на решение об утверждении проекта планировки.
К заявлению прилагаются:
- документальные подтверждения обоснованности запроса участка из публичных земель во внеконкурсном порядке (перечень правоустанавливающих документов для каждого случая оговорен Приказом Минэкономразвития № 1 от 12.01.15 г.);
- если предоставляемый участок не образован – схема расположения;
- применительно к лесным угодьям – схема предоставления.
Рассмотрение заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления участка
Компетентная муниципальная или госструктура рассматривает обращения в два этапа. На протяжении первых 10 суток с даты регистрации во входящей корреспонденции разрешается вопрос о возможности рассмотрения заявления по сути.
Основания для возвращения документов заинтересованному лицу:
- обращение в неуполномоченный орган;
- отсутствие персональных данных заявителя (ФИО, постоянного места жительства, данные общегражданского паспорта или иного удостоверяющего документа);
- отсутствие документов, которые положено прилагать к заявлению, в числе ключевых – бумаги, подтверждающие права на внеконкурсное получение участка, схема расположения, доверенность представителя.
Текст сопроводительного письма компетентного органа должен содержать исключительный перечень оснований для отказа в предварительном согласовании. Отказ не препятствует повторному обращению с аналогичным заявлением после исправления недочетов. Однако промедление может иметь негативные последствия.
Прошения о предварительном согласовании рассматриваются в порядке регистрации во входной корреспонденции. Если в органе местного самоуправления или госструктуре на рассмотрении уже находится заявление в отношении участка, границы которого совпадают с запрашиваемым хотя бы частично, чиновники приостанавливают рассмотрение заявления, поступившего позже.
Заинтересованное лицо, заявление которого поступило позже, может рассчитывать на положительное решение только в случае, если предыдущему заявителю будет отказано. Период, на который рассмотрение обращения приостанавливалось, в общий срок обработки заявления (30 дней) не включается.
Если участок, получение которого запросил заявитель, не образован и схема межевания территории отсутствует, к обращению прилагается схема расположения объекта. Для внесения сведений о местоположении объекта в ГКН нужно, чтобы схема была электронным документом.
Граждане вправе подавать бумажный вариант. Бремя преобразования обычной схемы в электронную ложиться на плечи чиновников. Взимание дополнительной платы или продление процедуры обработки заявления для оцифрования бумажной схемы недопустимо.
Решение о предварительном согласовании предоставления участка. Отказ в предварительном предоставлении участка
В индивидуально-правовом акте о предварительном согласовании указываются условный номер участка в ГКН, его площадь, адрес. По согласованию с заявителем компетентный орган вправе утвердить схему расположения, отличающуюся от начальной. Решение также содержит сведения о:
- заявителе;
- составе необходимых для образования объекта кадастровых работ;
- категории вновь образуемого участка или необходимости смены его категориальной принадлежности;
- видах разрешенного использования участка или отнесении его к определенной территориальной зоне (если объект будет подпадать под действие градостроительного регламента);
- иных значимых обстоятельствах, оговоренных ст. 39.15 ЗК РФ.
Состав сведений, содержащихся в решении о предоставлении участка, границы которого подлежат уточнению в порядке, оговоренном Федеральным законом РФ № 221 «О государственном кадастре недвижимости»:
- данные о заявителе;
- кадастровый номер (поскольку речь идет об участках, состоящих на учете в ГКН, этот номер доподлинно известен);
- площадь объекта;
- ссылка на необходимость уточнения границ как условие его получения;
- указание на право гражданина обратится за корректировкой границ в ГКН от имени субъекта властных полномочий без доверенности.
Решение о предварительном согласовании действительно на протяжении двух лет (п. 14 ст.39.15 ЗК РФ). За это время нужно провести кадастровые работы, образовать участок или уточнить его границы.
Сведения, внесенные в ГКН по результатам процедуры предварительного согласования, имеют временный характер: если по прошествии 2 лет они не заменены постоянными, участок считается свободным и может быть передан другому лицу, выставлен на аукцион, разделен, объединен с другими и т.д.
Правовые основания решения об отказе в предварительном предоставлении земли оговорены п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ:
- невозможность утверждения представленной схемы расположения запрашиваемого участка из-за несоответствия проекту планировки, совпадения границ с уже существующим участком (полный перечень оснований в п.16 ст.11.10 ЗК РФ);
- невозможность предоставления запрашиваемого участка вследствие его передачи в аренду или пользование, изъятия или резервирования для публичных нужд, а также по ряду иных причин, оговоренных ст. 39.16 ЗК РФ.
Отказ должен быть обоснованным. Решение содержит полный перечень оснований для отказа. Если перечисленные в нем основания отпали или устранены, заинтересованное лицо может обратиться с аналогичным прошением повторно.
Компетентный орган не вправе мотивировать новый отказ обстоятельствами, которые существовали на момент принятия первичного отрицательного решения и не были в нем обозначены.
Это малозначимое, на первый взгляд, положение на практике оберегает граждан от произвола чиновников. Выискивать новые причины для отказа в предварительном согласовании при каждом повторном обращении они не могут.
Заявление о предоставлении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
Физическому лицу, заинтересованному в получении публичных земель, нужно определиться, какого вида заявление подавать. Если участок уже поставлен на учет в ГКН либо утвержден проект межевания территории, можно сразу писать заявление о предоставлении в порядке ст. 39.17 ЗК РФ.
Если границы объекта необходимо уточнить, такому обращению предшествует процедура предварительного согласования (ст. 39.15 ЗК РФ). Заявление о предоставлении включает в себя:
- сведения о гражданине (ФИО, постоянное место жительство, реквизиты удостоверяющего личность документа, налоговый код, средства обратной связи);
- кадастровый номер участка;
- ссылка на обстоятельства, позволяющие получить объект вне аукциона (оговорены ст. 39.3, 39.5, 39.6, 39.10 ЗК РФ);
- вид права (собственность, пользование, аренда), об установлении которого просит заявитель;
- цель землепользования;
- если предоставление участка обосновывается заменой ранее изъятого для публичных нужд, то реквизиты решения об изъятии;
- если участок предоставляется для размещения объекта, предусмотренного документами территориального планирования, – ссылка на решение, которым она утверждена.
Если обращению о предоставлении участка предшествовала процедура предварительного согласования, никаких дополнительных бумаг прилагать не нужно, поскольку у компетентного органа они уже есть.
В противном случае к заявлению о предоставлении прилагаются бумаги, перечисленные в пп.1, 4 — 6 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ.
В их числе документы, подтверждающие право заявителя на получение участка вне аукциона.
Решение о предоставлении участка: процедура принятия
Компетентный орган рассматривает заявление о предоставлении в 30-дневный срок. В пределах первых 10 суток оно может быть возвращено заявителю без рассмотрения, как не соответствующее требованиям. Это не препятствует повторному обращению.
В течение последующих 20 суток заявление рассматривается по сути. По результатам рассмотрения прошения компетентный орган предпринимает одно из таких действий:
- готовит и направляет заявителю договор (вид зависит от запрашиваемого права);
- принимает решение о безвозмездной передаче гражданину участка в собственность или бессрочное пользование;
- мотивированно отказывает.
Проект договора, уже подписанный компетентным органом, выдается гражданину на руки или направляется по указанному им в заявлении адресу. В течение 30 суток с момента получения заявитель обязан подписать проект и вернуть контрагенту.
Пропуск срока критичен и препятствует заключению договора в будущем. Как и каждая сделка с недвижимостью, договор подлежит госрегистрации в ЕГРП.
Предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, а также для ведения крестьянского фермерского хозяйства
Особенности процедуры предоставления участков для рассматриваемых целей описаны ст. 39.18 ЗК РФ. Прежде чем обращаться к компетентным органам в общем порядке, заинтересованным лицам следует убедиться в отсутствии у них оснований для использования льготной процедуры (актуально для отдельных категорий заявителей, обладающих правом на первоочередное/внеочередное получение участков).
Компетентный орган на протяжении 30 суток рассматривает заявления о предоставлении участков для:
- индивидуальной жилищной застройки;
- ведения личного подсобного хозяйства;
- садоводства, дачного хозяйства;
- деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
По результатам рассмотрения обращения властный субъект либо:
- публикует извещения о предоставлении объекта;
- отказывает в предоставлении земли на одном из оснований, оговоренных ст. 39.15, 39.16 ЗК РФ.
Извещения о предоставлении участка. Варианты развития ситуации после публикации извещения
Состав сведений, содержащихся в извещении, определен законодателем предельно ясно. Такой подход обусловлен юридическим значением уведомления и влиянием результатов его обнародования на дальнейший ход процедуры:
- если после оглашения о предоставлении участка о своем намерении выкупить его в компетентный орган заявили другие претенденты, организуется аукцион;
- если других желающих не выявилось, участок передается заинтересованному лицу во внеконкурсном порядке.
Публичное уведомление должно содержать сведения о:
- целях предстоящего землепользования;
- правах физических лиц и крестьянских (фермерских) хозяйств заявить в компетентный орган о намерении выкупить участок в течение 30 суток с момента публикации извещения;
- способе подачи заявлений о выкупе и месте их приема;
- периоде, на протяжении которого можно подать заявление о намерении;
- местоположении предоставляемого участка, его кадастровом номере и площади;
- в случае если участок предстоит образовать, сведения о решении, которым утвержден проект межевания территории и адресе интернет-сайта, на котором с ним можно ознакомиться;
- приемные часы и место ознакомления со схемой расположения участка, если она представлена на бумажном носителе.
Физические лица и фермерские хозяйства, заинтересованные в приобретении прав на искомый участок, вправе заявить о намерениях его покупки или получения в пользование в течение 30 суток. Если по истечении этого срока обращений не зафиксировано, компетентный орган продолжает реализацию согласовательных мероприятий.
- Если участок из публичных земель не образован или его границы подлежат уточнению, выносится решение о предварительном согласовании. Оно признается основанием для последующей передачи заинтересованному лицу участка вне торгов в порядке, оговоренном ст. 39.17 ЗК РФ.
- Если названных препятствий к предоставлению участка нет, то готовится проект договора. Он подлежит обоюдному подписанию сторонами и госрегистрации в ЕГРП.
Если в течение 30 суток со дня обнародования извещения поступило хотя бы одно сообщение о намерении получения участка в собственность или аренду, компетентный орган отказывает первому заявителю и начинает подготовку к аукциону в порядке ст. 39.11 ЗК РФ.
Автор статьи
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Источник: advokat-malov.ru
Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442-II (с изменениями и дополнениями по состоянию на 31.08.2022 г.)
По всему тексту слова «репатриантам (оралманам)», «репатрианты (оралманы)» заменены соответственно словами «оралманам», «оралманы» в соответствии с Законом РК от 06.07.07 г. № 276-III ( см. стар. ред. )
По всему тексту слово «надобностей» заменено словом «нужд», слова «крестьянского (фермерского) хозяйства» заменены словами «крестьянского или фермерского хозяйства» в соответствии с Законом РК от 06.07.07 г. № 279-III ( см. стар. ред. )
По всему тексту слова «правоудостоверяющих документов», «правоудостоверяющего документа», «правоудостоверяющем документе» заменены соответственно словами «идентификационных документов», «идентификационного документа», «идентификационном документе» в соответствии с Законом РК от 26.07.07 г. № 311-III ( см. стар. ред. )
По всему тексту слова «(города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения)», «(города республиканского значения, столицы), района (города областного значения)», «области (города республиканского значения, столицы)», «областей (города республиканского значения, столицы)», «(городов областного значения)», «(города областного значения)» заменены соответственно словами «, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения», «, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения», «области, города республиканского значения, столицы», «областей, городов республиканского значения, столицы», «, городов областного значения», «, города областного значения» в соответствии с Законом РК от 20.07.11 г. № 464-IV ( см. стар. ред. )
По всему тексту слова «аула (села)», «аульного (сельского)», «аулов (сел)», «аульных (сельских)», «ауле (селе)», «аулов, сел» заменены словами «села», «сельского», «сел», «сельских», «селе», «сел» в соответствии с Законом РК от 03.07.13 г. № 121-V ( см. стар. ред. )
По всему тексту слова «товарного сельскохозяйственного производства» заменены словами «сельскохозяйственного производства»; слова «комиссию», «комиссии» заменены соответственно словами «земельную комиссию», «земельной комиссии» в соответствии с Законом РК от 04.05.18 г. № 151-VI ( см. стар. ред. )
По всему тексту слова «оралманам» и «оралманы» заменены соответственно словами «кандасам» и «кандасы» в соответствии с Законом РК от 13.05.20 г. № 327-VI (введено в действие со 2 января 2021 г.) ( см. стар. ред. )
По всему тексту слова «торгов (конкурсов, аукционов)», «торги (конкурсы, аукционы)», «торгах (конкурсах, аукционах)», «торги (конкурс, аукцион)», «Торги (конкурсы, аукционы)» заменены соответственно словами «торгов (аукционов)», «торги (аукционы)», «торгах (аукционах)», «торги (аукцион)», «Торги (аукционы) в соответствии с Законом РК от 30.06.21 г. № 59-VII (введен в действие с 1 января 2022 г.) ( см. стар. ред. )
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
Раздел I. Основные положения
Глава 1. Общие положения
- Показать изменения
Статья 1. Земельный фонд Республики Казахстан
1. Земельный фонд Республики Казахстан в соответствии с целевым назначением подразделяется на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
2) земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов);
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
В подпункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 06.01.12 г. № 529-IV (введен в действие по истечении двадцати одного календарного дня после его первого официального опубликования ) ( см. стар. ред. ); Законом РК от 13.02.12 г. № 553-IV ( см. стар. ред. )
- Показать изменения
3) земли промышленности, транспорта, связи, для нужд космической деятельности, обороны, национальной безопасности и иного несельскохозяйственного назначения;
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
4) земли особо охраняемых природных территорий, земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
5) земли лесного фонда;
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
6) земли водного фонда;
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием земель (территории).
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
3. На территории Республики Казахстан по природным условиям выделяются следующие зоны:
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
7) субтропическая пустынная;
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
9) среднеазиатская горная;
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
10) южно-сибирская горная.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.01.06 г. № 116-III (введены в действие с 1 января 2006 г.) ( см. стар. ред. ); Законом РК от 06.07.07 г. № 279-III ( см. стар. ред. ); Законом РК от 20.07.11 г. № 464-IV ( см. стар. ред. )
Статья 2. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую
- Показать изменения
Отнесение земель к категориям, указанным в статье 1 настоящего Кодекса, а также перевод земель из одной категории в другую в связи с изменением их целевого назначения производятся Правительством Республики Казахстан, местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения в пределах их компетенции по предоставлению и изъятию земельных участков, в том числе для государственных нужд , установленной настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
Статья 3. Собственность на землю
Земля в Республике Казахстан находится в государственной собственности. Земельные участки могут находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных настоящим Кодексом.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
Статья 4. Принципы земельного законодательства
Земельное законодательство Республики Казахстан основывается на следующих принципах:
1) целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости территории Республики Казахстан;
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
2) сохранения земли как природного ресурса, основы жизни и деятельности народа Республики Казахстан;
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
3) охраны и рационального использования земель ;
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
5) целевого использования земель;
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
6) приоритета земель сельскохозяйственного назначения;
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
7) обеспечения информацией о состоянии земель и ее доступности;
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
8) государственной поддержки мероприятий по использованию и охране земель;
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
9) предотвращения нанесения ущерба земле или устранения его последствий;
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
10) платности использования земли.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
Статья 5 изложена в редакции Закона РК от 02.01.21 г. № 401-VI (введено в действие с 1 июля 2021 г.) ( см. стар. ред. )
Статья 5. Задачи земельного законодательства
- Показать изменения
Задачами земельного законодательства Республики Казахстан являются: установление оснований, условий и пределов возникновения, изменения и прекращения права собственности на земельный участок и права землепользования, порядка осуществления прав и обязанностей собственников земельных участков и землепользователей; регулирование земельных отношений в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды, адаптации к изменению климата; создание условий для равноправного развития всех форм хозяйствования; охрана прав на землю физических и юридических лиц и государства; создание и развитие рынка недвижимости; укрепление законности в области земельных отношений.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
Статья 6. Земельное законодательство
В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.02.17 г. № 48-VI ( см. стар. ред. )
- Показать изменения
1. Земельное законодательство в Республике Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Республики Казахстан. Особенности правового регулирования отдельных категорий земель земельного фонда Республики Казахстан устанавливаются законами Республики Казахстан.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
2. Отношения по использованию и охране недр , вод , атмосферного воздуха, лесов и иной растительности , животного мира , объектов окружающей среды, имеющих особую экологическую , научную и культурную ценность, особо охраняемых природных территорий регулируются специальным законодательством Республики Казахстан.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
3. Осуществление субъектами земельных отношений принадлежащих им прав не должно наносить вред земле как природному ресурсу и иным объектам окружающей среды, а также правам и законным интересам других лиц.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 09.01.07 г. № 213-III ( см. стар. ред. )
- Показать изменения
4. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством Республики Казахстан, если иное не предусмотрено земельным, экологическим, лесным, водным законодательством Республики Казахстан, законодательством Республики Казахстан о недрах, о растительном и животном мире, особо охраняемых природных территориях.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
Пункт 5 изложен в редакции Закона РК от 27.12.17 г. № 126-VI (введены в действие с 29 июня 2018 г.) ( см. стар. ред. )
- Показать изменения
5. Права физических и юридических лиц в области земельных отношений не могут быть ограничены, кроме случаев, прямо предусмотренных законами Республики Казахстан.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
6. Иностранцы, лица без гражданства, а также иностранные юридические лица пользуются правами и несут обязанности в земельных правоотношениях наравне с гражданами и юридическими лицами Республики Казахстан, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другими законодательными актами Республики Казахстан.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
7. Право землепользования других государств на территории Республики Казахстан возникает в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
Статья 7. Международные договоры
Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, применяются правила указанного договора. Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, к земельным отношениям применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание законодательного акта.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
Статья 8. Зонирование земель
1. Зонирование — определение территории земель с установлением их целевого назначения и режима использования.
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
Статья 8 дополнена пунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 20.07.11 г. № 464-IV
- Показать изменения
1-1. Зонирование земель в населенных пунктах проводится в целях определения границ оценочных зон и поправочных коэффициентов к базовым ставкам платы за земельные участки .
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 10.01.06 г. № 116-III (введено в действие с 1 января 2006 г.) ( см. стар. ред. ); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 13.06.13 г. № 102-V ( см. стар. ред. )
- Показать изменения
2. Организацию зонирования земель на уровне областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения осуществляют соответствующие уполномоченные органы областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения. Проект (схема) зонирования земель утверждается соответствующими представительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Показать изменения
3. Исключен в соответствии с Законом РК от 10.01.06 г. № 116-III (введено в действие с 1 января 2006 г.) ( см. стар. ред. )
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.01.06 г. № 116-III (введены в действие с 1 января 2006 г.) ( см. стар. ред. )
- Показать изменения
4. Целевой режим использования территории, определенный при зонировании земель является для субъектов земельных правоотношений обязательным.
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.01.06 г. № 116-III (введены в действие с 1 января 2006 г.) ( см. стар. ред. )
- Показать изменения
5. Зонирование земель проводится по решению местных исполнительных органов и осуществляется за счет бюджетных средств.
См. Методические указания по разработке региональных (областных) схем зонирования земель, Методические указания по разработке районных схем зонирования земель, Рекомендации по составлению районных схем зонирования земель для целей налогообложения, Методику расчета коэффициента зонирования
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
Статья 9. Платежи за землю
1. Земельные участки, находящиеся в собственности, постоянном землепользовании или первичном безвозмездном временном землепользовании, облагаются земельным налогом в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.01.06 г. № 116-III (введены в действие с 1 января 2006 г.) ( см. стар. ред. )
2. За земельные участки, предоставленные государством во временное возмездное землепользование (аренду), взимается плата за пользование земельными участками.
- Показать изменения
Порядок исчисления и уплаты в доход бюджета платы за пользование земельными участками определяется в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.
См.: Ответ Председателя Комитета по управлению земельными ресурсами Министерства сельского хозяйства РК от 25 февраля 2020 года на вопрос от 16 февраля 2020 года № 668463 (dialog.gov.kz) «Для расчета стоимости права временного землепользования по землям сельскохозяйственного назначения уполномоченному органу по земельным отношениям необходимы сведения по зонам расположения и баллам бонитета сельскохозяйственных земель»
При предоставлении на территории Республики Казахстан земельного участка в аренду другим государствам размер платы за пользование земельными участками определяется международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.01.06 г. № 116-III (введены в действие с 1 января 2006 г.) ( см. стар. ред. ); Законом РК от 06.07.07 г. № 279-III ( см. стар. ред. ); Законом РК от 24.03.11 г. № 420-IV ( см. стар. ред. ); Законом РК от 20.07.11 г. № 464-IV ( см. стар. ред. )
- Показать изменения
3. Продажа земельных участков из государственной собственности в частную на возмездной основе осуществляется единовременно либо в рассрочку по решению местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акима города районного значения, поселка, села, сельского округа в пределах его компетенции по предоставлению земельных участков , за исключением случаев, когда земельный участок предоставляется в собственность на безвозмездной основе:
В подпункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.12.19 г. № 284-VI ( см. стар. ред. )
- Показать изменения
1) гражданам Республики Казахстан — собственникам квартир как идеальная доля в объектах кондоминиумов;
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 06.07.07 г. № 279-III ( см. стар. ред. )
- Показать изменения
2) гражданам Республики Казахстан для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного и дачного строительства в соответствии с пунктом 2 статьи 50 настоящего Кодекса ;
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
Пункт дополнен подпунктом 2-1 в соответствии с Законом РК от 05.07.06 г. № 162-III
- Показать изменения
2-1) научным центрам с международным участием, определяемым в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан;
Пункт дополнен подпунктом 2-2 в соответствии с Законом РК от 13.02.09 г. № 135-IV.
В подпункт 2-2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.07.11 г. № 464-IV ( см. стар. ред. )
- Показать изменения
2-2) отечественным промышленным предприятиям, перечень которых и критерии отбора для включения в перечень определяются Правительством Республики Казахстан;
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
Пункт дополнен подпунктом 2-3 в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 36-V; изложен в редакции Закона РК от 29.10.15 г. № 376-V (введен в действие с 1 января 2016 года) ( см. стар. ред. )
- Показать изменения
2-3) субъектам малого предпринимательства под объекты, переданные им в соответствии с пунктом 2 статьи 234 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан;
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
3) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательными актами Республики Казахстан.
- Показать изменения
Плата за возмездное предоставление (продажу) права частной собственности на земельный участок (далее — плата за земельные участки) или права временного возмездного землепользования (аренды) (далее — плата за продажу права аренды) исчисляется на основе кадастровой (оценочной) стоимости, рассчитываемой по базовым ставкам платы за земельные участки с применением поправочных коэффициентов.
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
4. Средства, поступающие от продажи государством земельных участков сельскохозяйственного назначения в частную собственность, зачисляются в Национальный фонд и используются в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.01.06 г. № 116-III (введены в действие с 1 января 2006 г.) ( см. стар. ред. ); Законом РК от 06.07.07 г. № 279-III ( см. стар. ред. ); Законом РК от 20.07.11 г. № 464-IV ( см. стар. ред. ); Законом РК от 21.01.19 г. № 217-VI ( см. стар. ред. ); Законом РК от 29.06.20 г. № 352-VI ( см. стар. ред. )
- Показать изменения
5. При изменении целевого назначения земельного участка, за исключением земельного участка, предоставленного с условием, установленным пунктом 6 статьи 44 настоящего Кодекса, для строительства объектов, предусмотренных генеральным планом населенного пункта, безвозмездно предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, под иные цели, по которым настоящим Кодексом предусмотрено платное предоставление земельных участков, собственник земельного участка обязан выплатить в доход бюджета сумму, равную кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка, предусмотренной законодательством Республики Казахстан для измененного целевого назначения.
- Показать изменения
Местный исполнительный орган при изменении целевого назначения земельного участка в исключительном случае, предусмотренном в части первой настоящего пункта, согласовывает сумму кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка, не подлежащую выплате в бюджет, с местным представительным органом по месту нахождения земельного участка.
Источник: online.zakon.kz
Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений
1. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Комментарий к Ст. 11 ЗК РФ
1. ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления определяет вопросы местного значения различных видов муниципальных образований, выделяя вопросы местного значения поселения (ст. 14), вопросы местного значения муниципального района (ст. 15) и вопросы местного значения городского округа (ст. 16). Непосредственно связанными с земельными отношениями являются вопросы:
— утверждения генеральных планов поселения, городского округа, утверждения схем территориального планирования муниципального района;
— утверждения правил землепользования и застройки;
— резервирования и изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах соответственно поселения, городского округа, муниципального района для муниципальных нужд;
— осуществления земельного контроля за использованием земель соответственно поселения, городского округа, межселенных территорий.
Правила землепользования и застройки согласно ст. 30 ГрК разрабатываются в целях:
1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
С 1 января 2010 г. согласно ФЗ о введении в действие ЗК при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется (кроме земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, а также земельных участков, предоставляемых в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации и документами территориального планирования субъектов РФ).
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, они подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.
2. Кроме того, что органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение находящимися в их собственности земельными участками, на них возложено распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ о введении в действие ЗК, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Но в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений только в том случае, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.
Источник: stzkrf.ru