Территориальные строительные нормы Московской области, регламентирующие предпроектную и проектную подготовку объектов строительства в Московской области, разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области, постановлениями и распоряжениями правительства Московской области по градостроительству, экологии, земельным отношениям, инвестированию и строительству, проектированию, использованию и охране земель, взаимодействию органов государственной власти, органов местного самоуправления в этих вопросах и на основе обобщения позитивного опыта предпроектной и проектной подготовки и осуществления строительства в Московской области.
Территориальные строительные нормы (ТСН) разработаны с целью обобщения разрозненных нормативных документов, совершенствования и упрощения действующего порядка предпроектной и проектной подготовки строительства объектов в Московской области, сокращения сроков и количества согласований, а также повышения качества исходно-разрешительной и распорядительной документации.
Проект строительства цена на 2022 год. Проектирование и разработка проекта от arxproektstroy.ru
Настоящие ТСН конкретизируют и развивают основные положения действующих федеральных и территориальных норм и правил, и направлены на обеспечение рациональной организации территории, эффективного использования и охраны земель.
1. Область применения
1.1. Настоящие ТСН устанавливают порядок предпроектной и проектной подготовки строительства* ) капитального ремонта на территории Московской области с учетом особенностей ведения инвестиционной деятельности на территории городских и сельских поселений, межселенных территориях и в зонах особого правового режима использования территории ( 9 )** ) и особого регулирования градостроительной деятельности ( 3 ).
* ) Здесь и далее понятие «строительство» включает новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение.
** ) Здесь и далее ссылка на документ, представленный в главе 7 настоящих ТСН.
1.2. Положения настоящих ТСН обязательны для государственных органов и органов местного самоуправления юридических лиц и граждан, осуществляющих на территории Московской области деятельность по градостроительному планированию развития территорий и поселений, определению видов использования земельных участков, проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов недвижимости, разработке и согласованию проектной документации.
1.3. Порядок разработки и согласования градостроительной и проектной документации в полном объеме, обоснование инвестиций в строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов недвижимости устанавливаются в соответствующих нормативных документах.
1.4. Порядок предпроектной и проектной подготовки индивидуального жилищного строительства в Московской области установлен Законом Московской области «Об организации строительства (реконструкции) объектов недвижимости, осуществляемого физическими лицами на территории Московской области» (31.03.99 № 10/50), ТСН ПМС-97 МО «Состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации для индивидуального малоэтажного строительства в Московской области» и в настоящих ТСН не рассматривается.
Вебинар. «Методология реализации проекта нового склада: проектирование и строительство» — GAZ Campus
2. Общие положения
2.1. Настоящие территориальные строительные нормы включают вопросы предпроектной и проектной деятельности от заявки заказчика (инвестора, застройщика) в органы местного самоуправления на имя Главы муниципального образования ( приложение 1 ) о предоставлении ему земельного участка для строительства, либо на разрешение проектирования и строительства (или капитального ремонта) на своей территории с оформленными правами землепользования, до выдачи разрешения на строительство.
2.2. Последовательность процесса предпроектной и проектной подготовки строительства, определяемая конкретными условиями по эколого-градостроительной ситуации и обеспеченности утвержденной градостроительной документацией, отражена на схемах ( приложения 2 и 3 ).
2.3. В связи с высокой ценностью земельных ресурсов Московской области на период предпроектной и проектной подготовки строительства до окончательного введения в действие механизма, обеспечивающего полный учёт землепользования и контроль взимания земельных платежей, вводятся преимущественно краткосрочные отношения (временное пользование или краткосрочная аренда) на право пользования земельным участком.
2.4. Документом, разрешающим размещение строительства или капитальный ремонт объекта недвижимости на испрашиваемом заказчиком (застройщиком, инвестором) земельном участке, а также предоставляющим право на проектирование и строительство на ранее предоставленном земельном участке, является соответствующее постановление Главы муниципального образования.
— к объектам недвижимости, составляющим государственную тайну ( 3 ст.63);
— к объектам градостроительной деятельности особого регулирования федерального и областного значения ( 3 ст.6, 21 , 22 , 29 );
— при оформлении разрешений на строительство новых, расширение и реконструкцию действующих объектов межрайонного, областного и федерального значения на территории Московской области ( 19 , 27 );
— к объектам автодорожного сервиса на федеральных дорогах Московской области ( 16 ),
— при размещении садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений ( 51 ),
— при оформлении разрешений на строительство новых или расширение действующих карьеров ( 55 , 56 ),
а также к размещению объектов:
— на территории резерва для развития поселения в границах пригородной зоны города ( 3 ст. 50 и 4 );
— в придорожных полосах федеральных и территориальных автомобильных дорог общего пользования или объектов, находящихся вне этих полос, но требующих для эксплуатации специального доступа к ним ( 6 );
— на землях областного значения в пределах территории районов и городов, Главам которых не переданы полномочия руководителей территориальных исполнительных органов Администрации Московской области ( 7 , 17 , 18 , 28 );
— на землях федеральной собственности;
— на территории районов центральной части Московской области ( 15 );
— в зонах общего назначения ( 9 ст.6 п.6 );
— в полосе 200 м от МКАД (14);
— в исторических поселениях, а также в поселениях, на территориях которых имеются памятники истории и культуры;
— на особо охраняемых природных территориях ( 36 );
— на землях лесного фонда ( 52 , 53 , 54 ), особо ценных и ценных землях;
— на территориях, прилегающих к основным автотранспортным и железнодорожным магистралям федерального значения, на расстоянии 200 м с обеих сторон;
— в зонах военных объектов и в иных зонах режимных территорий ( 3 , ст.48);
— на территориях, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий ( 43 , 44 , 45 , 46 , 47 );
— в охранных зонах и зонах планировочных ограничений;
— в период разработки градостроительной документации по градостроительному планированию развития территории муниципального образования и по регулированию застройки территорий городских и сельских поселений ( 33 ).
2.6. Основанием для принятия решения по использованию территорий и инвестированию в неё средств собственного бюджета, средств областного, федерального бюджетов или использованию инвестиций специальных фондов, средств юридических лиц и граждан, осуществляющих функции заказчиков на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов недвижимости, является утвержденная в установленном порядке градостроительная документация.
2.7. Разработанная, согласованная и утвержденная в установленном порядке градостроительная документация концентрируется и хранится в местных органах архитектуры и градостроительства, а содержащиеся в ней архитектурно-планировочные и инженерно-транспортные проработки являются основой для формирования застройки поселений, межселенных территорий, развития социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, ведения рационального землепользования, выработки необходимых природоохранных мероприятий, мер по сохранению культурного и исторического наследия, а также является исходной базой для формирования рыночных отношений в области градостроительства, проведения тендеров, конкурсов, аукционов, заключения необходимых договоров и контрактов.
2.8. Последовательность подготовки, объем предпроектной и проектной документации на конкретный объект строительства зависит от степени обеспеченности территории района, города или другого поселения документацией по градостроительному планированию, по генеральному плану, проекту планировки и проекту застройки данной территории, а также от соответствия намечаемого строительства ранее разработанной документации, градостроительным регламентам и режимам использования, установленным в Градостроительном кадастре.
2.9. При отсутствии или наличии устаревшей градостроительной документации, а также при несоответствии ей намечаемого строительства требуется выполнение дополнительных градостроительных разработок и обоснований в составе предпроектных работ подготовки строительства.
3. Подготовка исходно-разрешительной документации для строительства, капитального ремонта зданий и сооружений на территории муниципальных образований Московской области
3.1. Имея намерения о строительстве или капитальном ремонте предприятия, здания или сооружения заказчик (инвестор, застройщик) осуществляет градостроительную деятельность с предварительного ознакомления с возможными условиями размещения инвестиций и объектов недвижимости на территории города, посёлка или другого муниципального образования с целью изучения комплекса факторов, влияющих на инвестиционный потенциал земельного участка строительства (реконструкции) (39).
Местные органы архитектуры и градостроительства по заявке заказчика (инвестора, застройщика) оказывают предварительные консультации по возможности размещения строительства с оценкой земельного участка по следующим основным факторам:
— местоположение земельного участка с учетом его перспективности, исходя из материалов градостроительного планирования развития территории;
— наличие развитой транспортной инфраструктуры и возможность обеспечения земельного участка различными видами инженерных коммуникаций;
— состояние окружающей среды;
— эстетическая, историческая и ландшафтная ценность территории;
— уровень развития социальной инфраструктуры;
— инженерно-геодезические, инженерно-геологические условия и условия, осложняющие проведение строительных работ;
— возможность негативного общественного мнения;
— влияние потенциальных опасностей природного, техногенного, биолого-социального, военного характера.
3.2. Исходя из целей инвестиций, заказчик (инвестор, застройщик) представляет в органы местного самоуправления (на имя Главы муниципального образования) ходатайство о намерениях ( приложение 1 ), обоснование инвестиций, содержащее достаточные материалы и сведения для принятия решения: назначение объекта, сроки проектирования и строительства, размеры земельного участка, возможное его местоположение; технические и технологические данные, численность работающих, потребность предприятия в сырье, материалах, энерго- и водных ресурсах, транспортном обеспечении, оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и условия очистки отходов, способ их утилизации; сведения об источниках финансирования, кредитования, банковские реквизиты, адрес регистрации учредительных документов инвестора в соответствии с СП 11-101-95 ( 31 ) и других нормативных правовых документов ( 34 , 41 , 48 ).
3.3. По поручению Главы муниципального образования местные органы архитектуры и градостроительства изучают возможность размещения нового объекта строительства или осуществления реконструкции, технического перевооружения, капитального ремонта с подготовкой материалов Градостроительной проработки по размещению объекта строительства.
3.4. Глава муниципального образования до выдачи поручения местным органам архитектуры и градостроительства может передать материалы ходатайства о намерениях с обоснованием инвестиций районной (городской) Комиссии по градостроительству и земельным отношениям для рассмотрения и согласования размещения объекта строительства на территории данного муниципального образования.
При положительном решении Комиссии материалы ходатайств о намерениях строительства объекта передаются в местные Органы архитектуры и градостроительства для градостроительной проработки по возможности размещения объекта строительства на испрашиваемом земельном участке.
3.5.1. Размещение объекта строительства в городских и сельских поселениях должно соответствовать генеральному плану и градостроительной документации о застройке территории (проект планировки, проект застройки).
Размещение объекта строительства вне городских и сельских поселений должно соответствовать градостроительной документации по градостроительному планированию развития территорий района (генплан района), сельского округа, либо другой градостроительной документации регионального уровня, определяющей функциональное зонирование территории, градостроительные требования по её организации и использованию.
3.5.2. Местные органы архитектуры и градостроительства осуществляют градостроительную проработку по размещению объекта строительства с подготовкой градостроительного заключения, включающего в себя: уточнение степени соответствия размещаемого объекта функциональному назначению территории, соблюдение принципов архитектурно-планировочной организации территории, инженерного обеспечения и установленных красных линий по утвержденной градостроительной документации, выявление специфических требований к объекту строительства при размещении на конкретном земельном участке, рассмотрение возможных альтернативных вариантов размещения объекта.
При необходимости изменения целевого назначения земельного участка, изменения формы собственности и прекращения права собственности на землю районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству обеспечивают землеустроительную подготовку обоснования размещения объекта строительства. Материалы, включающие пояснительную записку, сведения о качественной характеристике земельного участка, о смежных землепользователях, предварительный расчёт убытков и потерь сельскохозяйственного производства, требования по соблюдению особых условий, передаются главному архитектору района (города) для учёта при подготовке документов Главе муниципального образования по вопросу размещения объекта строительства на испрашиваемом земельном участке.
3.5.3. При соответствии размещения объекта строительства утвержденной градостроительной документации и градостроительным регламентам оформление акта выбора земельного участка и согласования материалов градостроительной проработки с органами Госнадзора не производится ( 1 . Ст. 28; 3 . Ст. 56).
3.5.4. Результатами градостроительной проработки являются:
— градостроительное заключение ( приложение 4 ), содержащее пояснительную записку, схему размещения объекта в М 1:10000 и план размещения объекта в М 1:2000 с планировочными ограничениями, границами предполагаемого земельного участка и проектными предложениями по застройке примыкающих к участку территорий.
На плане размещения объекта главный архитектор района (города) делает запись о соответствии размещения объекта согласованной и утвержденной градостроительной документации.
— Проект постановления Главы муниципального образования о согласовании предварительного размещения объекта строительства и разрешении ведения проектных и изыскательских работ ( Приложение 5 );
3.5.5. Копии материалов градостроительной проработки передаются заказчику (инвестору, застройщику) для ознакомления и проведения согласований, указанных в этих материалах.
3.5.6. Согласованные материалы градостроительной проработки и проект постановления Главы муниципального образования передаются Главным архитектором района (города) Главе муниципального образования для рассмотрения и подписания.
3.5.7. Постановление Главы муниципального образования является основанием для заказчика (инвестора, застройщика) на:
— проведение дополнительных согласований при строительстве объектов, указанных в п. 2.5 настоящих ТСН, или при размещении объектов на территориях, перечисленных в указанном пункте;
— получение (оформление) документов на право пользования участком (при необходимости) на период проектирования и утверждения проектной документации;
— получение разрешения (ордера) на проведение инженерных изысканий;
— получение необходимых технических условий на подключение к инженерным коммуникациям ( приложение 6 );
— получение архитектурно-планировочного задания (АПЗ) ( приложение 7 ) или градостроительного задания на разработку градостроительной документации о застройке территории (при необходимости);
— разработку проектной документации.
3.6. Подготовка исходно-разрешительной документации при отсутствии разработанной и утвержденной градостроительной документации.
3.6.1. При отсутствии утвержденной градостроительной документации или при несоответствии заявленного размещения объекта строительства положениям градостроительной документации для решения вопроса о возможности размещения объекта строительства (капитального ремонта) на испрашиваемом земельном участке заказчиком (инвестором, застройщиком) по указанию Главного архитектора района (города) на основе выводов предварительной градостроительной проработки разрабатывается градостроительная документация, обосновывающая возможность размещения объекта в указанном месте, и проводится её согласование с районными или областными надзорными службами и заинтересованными организациями.
3.6.2. В данном случае предварительная градостроительная проработка, выполняемая местными органами архитектуры и градостроительства в течение 20 дней, включает в себя составление ситуационного плана М 1:2000 с границами предполагаемого земельного участка и вариантами размещения объекта строительства со схемой размещения М 1:10000 и содержит вывод о необходимости разработки того или иного вида градостроительной документации, обосновывающей возможность размещения объекта строительства на испрашиваемом земельном участке.
Главный архитектор района (города) согласовывает принятое решение с Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области и головной территориальной проектной Организацией по градостроительству в Московской области ГУП НИиПИ градостроительства.
3.6.3. Градостроительная документация, обосновывающая возможность размещения объекта строительства, может выполняться, в зависимости от значимости объекта, сложившейся эколого-градостроительной ситуации в районе предполагаемого размещения, особых условий строительства и эксплуатации объекта, в следующих видах:
— Градостроительное обоснование размещения объекта Строительства.
— В исключительных случаях, при заявке на размещение и строительство крупных промышленно-коммунальных, курортно-рекреационных, жилых комплексов, деловых, культурных, многофункциональных центров и других объектов, предполагающих значительную реконструкцию сложившейся планировочной организации территории, главный архитектор района (города) вправе принимать решение об отказе оформления исходно-разрешительной документации до разработки и утверждения градостроительной документации по градостроительному планированию развития территории района, города, другого муниципального образования, либо до разработки и утверждения проекта планировки и/или проекта застройки.
Порядок разработки, согласования и утверждения указанной градостроительной документации изложен в разделе 4 настоящих ТСН.
3.6.5. Градостроительное заключение выполняется для отдельных объектов строительства, размещение которых не приведет к ухудшению или значительному изменению сложившейся градостроительной и экологической ситуации, но требует определения особых условий по их размещению на испрашиваемом земельном участке, установления определенных градостроительных регламентов и частных сервитутов.
3.6.6. Задание на разработку соответствующего вида градостроительной документации выдают местные органы архитектуры и градостроительства. Оплату разработки градостроительной документации, указанной в пунктах 3.6.4 и 3.6.5, осуществляет заказчик (инвестор, застройщик).
Рекомендуемый состав проектных материалов по градостроительному обоснованию размещения строительства:
— Схема размещения проектируемой территории в системе расселения, М 1:50000 (25000, 1000, 5000)
— План современного использования территории (опорный план). Планировочные ограничения, М 1:10000 (5000, 2000, 1000)
— Схема планировочной организации территории, М 1:10000 (5000,2000, 1000)
— Схема функционального (и строительного) зонирования территории, М 1:10000 (5000, 2000, 1000)
— Схема ландшафтно-визуального анализа территории, М 1:10000 (5000, 2000, 1000)
— Схема транспортного обслуживания, М 1:10000 (5000, 2000)
— Схема водоснабжения, хозяйственно-бытовой и дождевой канализации, М 1:10000 (5000, 2000)
— Схема инженерной подготовки территории, М 1:10000 (5000, 2000) (при необходимости)
— Схема тепло-, электро- и газоснабжения и связи, М 1:10000 (5000, 2000)
— Эскиз застройки, М 1:2000 (1000) (при необходимости)
— Схема красных линий, М 1:2000 (1000) (при необходимости).
Состав и масштаб графических материалов устанавливаются заданием на проектирование в зависимости от значимости объекта строительства, размера земельного участка, влияния объекта на градостроительную ситуацию в районе размещения, условий и требований по инженерно-транспортному обеспечению, размещения в зоне особого регулирования градостроительной деятельности и других эколого-градостроительных условий.
3.6.8. В составе градостроительной документации, обосновывающей возможность размещения объекта строительства, или параллельно с ней заказчик (инвестор, застройщик) выполняет специализированные работы (разделы):
— оценка воздействия объекта на окружающую среду (ОВОС) (при отсутствии указанного раздела в материалах обоснования инвестиций);
— экономическая оценка ущерба, наносимого при размещении объекта строительства на сельскохозяйственных землях и землях лесного фонда;
— схема (проект) зон охраны памятника истории и культуры при размещении объекта строительства в районе размещения памятника (при отсутствии утвержденного проекта зон охраны) или историко-архитектурный опорный план с анализом композиционного влияния предполагаемого объекта строительства.
3.6.9. Градостроительная документация, обосновывающая возможность размещения объекта строительства, является краткосрочной градостроительной документацией и служит основой. Для принятия решения Главой муниципального образования о размещении объекта строительства, оформления землеустроительного дела, разработки архитектурно-планировочного задания и проектной документации для строительства объекта.
3.6.10. Разработка градостроительной документации, обосновывающей возможность размещения объекта строительства, может выполняться только проектными организациями, имеющими лицензию на ведение градостроительных работ.
3.6.11 Согласование градостроительной документации, обосновывающей возможность размещения объекта строительства, проводится в порядке, установленном в задании на проектирование.
3.6.12. Утверждение материалов градостроительного обоснования производится Главой муниципального образования при наличии положительного заключения Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, утверждение градостроительного заключения — Главным архитектором Московской области.
3.6.13. При положительном решении в градостроительной документации размещения объекта строительства в пределах проектируемой территории порядок подготовки исходно-разрешительной документации должен соответствовать пункту 3.5 настоящих ТСН.
3.6.14. При отрицательном решении о возможности размещения объекта строительства на испрашиваемом земельном участке и при отказе заказчика (инвестора, застройщика) от предлагаемого в градостроительной документации другого земельного участка, Глава муниципального образования направляет заказчику письменное уведомление об отказе в предоставлении земельного участка для осуществления строительства.
4. Градостроительная документация
Градостроительная документация — система взаимосвязанных документов, являющаяся основой принятия решений по использованию территории, режимам градостроительной деятельности и установлению градостроительных регламентов, принципам освоения отдельных участков, необходимым инвестициям, предполагаемым срокам изменения назначения земель, а также для выполнения на их основе проектной документации для конкретных объектов строительства и благоустройства: зданий, сооружений, их комплексов и ансамблей, парков, лесопарков, инженерно-транспортных, промышленно-коммунальных и других объектов, предусмотренных градостроительной документацией.
Архитектурно-планировочные и инженерно-технические решения, функциональное использование территории, природоохранные требования, принятые в градостроительной документации, обязательны для исполнения всеми участниками градостроительной деятельности, при предоставлении земельных участков под объекты строительства, при разработке проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений, при изменении границ и вида землепользования, при выработке условий для проведения аукционов, включения контрактов и договоров аренды, подряда, при организации конкурсов, тендеров по проектированию и строительству, при осуществлении строительной деятельности
Градостроительная документация подразделяется на документацию о градостроительном планировании развития территорий и документацию о застройке территории городских и сельских поселений
4.1. Градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий области, городских и сельских поселений, других муниципальных образований.
4.1.1 Градостроительная документация о градостроительном планировании развития территории Московской области, а также ее частей, территорий районов, городских и сельских поселений и их групп, других муниципальных образований определяет условия формирования среды жизнедеятельности в интересах населения области и отдельных ее частей.
4.1.2. Градостроительная документация о градостроительном планировании развития территории Московской области включает в себя:
— консолидированные схемы градостроительного планирования территории Московской области (или её частей) и территории г. Москвы (или других субъектов РФ).
Консолидированные схемы градостроительного планирования разрабатываются в целях взаимного согласования интересов двух и более субъектов Российской Федерации и интересов Российской Федерации при осуществлении градостроительной деятельности;
— территориальную комплексную схему градостроительного планирования развития территории Московской области (генеральный план Московской области).
В градостроительной документации о градостроительном планировании развития территории Московской области (генеральный план Московской области) учитываются положения генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации и положения консолидированной схемы градостроительного планирования территории двух и более субъектов Российской Федерации (Москвы и Московской области) при их предшествующей разработке.
— территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территории частей Московской области: — генеральные планы групп административных районов, городов, имеющих общие проблемы и требующих совместного решения органов управления Московской области и органов местного самоуправления районов, и городов, входящих в планируемую территорию.
— генеральный план Московской агломерации, генеральные планы агломераций 2-го порядка, внешней зоны Московской области;
— территориальные схемы и проекты зон особого регулирования, особо охраняемых природных объектов, охраняемых историко-культурных объектов, санитарных, водоохранных и других территорий;
— территориальная комплексная схема градостроительного планирования развития территории района (генеральный план района).
В составе генерального плана района могут рассматриваться вопросы развития городов или поселков, имеющих статус самостоятельного муниципального образования, прилегающего к границам планируемой территории, но имеющего с планируемым административным районом тесные трудовые, производственные, инженерно-транспортные, рекреационные и другие связи.
4.1.3. Градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий сельских округов, городских и сельских поселений, других муниципальных образований включает в себя:
— Территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий (генеральные планы) сельских округов.
— Генеральные планы городских и сельских поселений и других муниципальных образований.
— Проекты черты (границы) городских и сельских поселений, являющихся муниципальными образованиями.
— Проекты черты городских и сельских поселений входящих в состав муниципального образования.
4.1.4. При наличии на территории районов, городов, сельских округов, сельских поселений зон особого регулирования градостроительной деятельности выполняются специальные градостроительные предпроектные и проектные исследования до разработки генеральных планов (или одновременно с разработкой генеральных планов): схемы и проекты зон охраны памятников истории и культуры, территориальные комплексные схемы охраны природы и другие специальные проекты и схемы.
4.2. Градостроительная документация о застройке территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований.
4.2.1. Градостроительная документация о застройке территорий городских и сельских поселений включает в себя:
— проекты планировки частей территории городских и сельских поселений (далее — проект планировки);
— проекты застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений (далее — проект застройки);
— проекты межевания территорий.
4.2.2. Градостроительная документация о застройке территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований разрабатывается на основе градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и правил застройки.
4.3. Другие виды градостроительной документации.
Законодательными и иными нормативными правовыми актами Московской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут устанавливаться иные виды градостроительной документации в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
4.4. Организация разработки, согласования и утверждения градостроительной документации.
4.4.1. Градостроительная документация любого вида разрабатывается на основании задания, выданного соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или по согласованию с ними заказчиком (инвестором, застройщиком).
Задание на разработку градостроительной документации любого вида в случае необходимости может включать в себя проведение предпроектных научно-исследовательских работ и инженерных изысканий.
4.4.3. Финансирование разработки градостроительной документации на всю территорию Московской области осуществляется из средств областного бюджета; функции заказчика проектов осуществляются Главархитектурой.
Финансирование разработки градостроительной документации для территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований осуществляется из средств местного бюджета или из средств заказчика (инвестора, застройщика). Функции заказчика проектов, как правило, осуществляют местные органы самоуправления соответствующего поселения или Главархитектура.
Финансирование разработки проектов планировки, проектов застройки осуществляется за счет средств местного бюджета, средств заказчиков (инвесторов, застройщиков). Заказчиком работ могут выступать местные органы самоуправления, Главархитектура, инвестор или застройщик.
4.4.4. Разработку градостроительной документации по градостроительному планированию развития территории области, консолидированные схемы градостроительного планирования осуществляет территориальная проектная организация по градостроительству Московской области — НИиПИ градостроительства
Разработку градостроительной документации по градостроительному планированию развития территории районов, сельских округов, городских и сельских поселений, других муниципальных образований, по регулированию застройки территорий городских и сельских поселений осуществляет, как правило, Территориальная проектная организация по градостроительству Московской области — НИиПИ градостроительства, или по согласованию с Главархитектурой — другая проектная организация, имеющая лицензию на ведение градостроительных работ.
4.4.5. Градостроительная документация направляется заказчиком на согласование в организации, перечень которых определяется заданием на проектирование.
4.4.6. Согласующие организации должны в месячный срок с момента представления им материалов согласовать их или сообщить свои замечания заказчикам и проектировщикам. В случае непредставления заключений в указанный срок градостроительная документация считается согласованной.
4.4.7. Градостроительная документация с заключениями согласующих организаций и заинтересованных органов местного самоуправления, а также результатами общественного обсуждения направляется на рассмотрение в Главархитектуру для проведения государственной экспертизы и согласования на Градостроительном совете при главном архитекторе Московской области.
4.4.8. Градостроительная документация подлежит утверждению в следующем порядке:
— Правительство Московской области утверждает генеральный план Московской области и генеральный план Московской агломерации, генеральные планы групп административных районов, городов, агломераций второго порядка, а также градостроительную документацию, по которой имеются принципиальные замечания согласующих организаций и разногласия субъектов градостроительной деятельности.
— Территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов (генеральные планы районов), генеральные планы городов с проектом пригородных зон, генеральные планы исторических поселений, проекты черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований, границы пригородных зон и объектов градостроительной деятельности особого регулирования, а также градостроительная документация на территории объектов историко-культурного наследия, особо охраняемые природные территории и другие территории, на которых градостроительная деятельность подлежит особому градостроительному регулированию, утверждается в порядке, установленном Правительством Московской области.
— Органы местного самоуправления районов утверждают территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий (генеральные планы) сельских округов, генеральные планы городов и других поселений, не являющихся отдельными муниципальными образованиями, в том числе сельских населённых пунктов и посёлков малоэтажной застройки, проекты планировки территорий садоводческих товариществ, личных подсобных хозяйств, градостроительную документацию о застройке территории вне городских и сельских поселений.
— Органы местного самоуправления городских и сельских поселений, других муниципальных образований (кроме районов) утверждают градостроительную документацию о застройке территорий городских и сельских поселений,
4.4.9. Согласование и утверждение градостроительной документации для закрытых административно-территориальных образований производится в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяющим их статус.
4.4.10. Один экземпляр утвержденной градостроительной документации любого вида подлежит безвозмездной передаче в местные органы архитектуры и градостроительства для регистрации, хранения и внесения в базу данных Градостроительного кадастра. Приём-передача документации оформляется соответствующим актом.
4.5. Государственная экспертиза градостроительной документации.
Градостроительная документация до ее утверждения подлежит государственной экспертизе в Главархитектуре Московской области ( 3 ст.26, 29 ) и государственной экологической экспертизе в соответствии с Федеральным Законом «Об экологической экспертизе» ( 4 ).
5.1. Проектные работы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт зданий и сооружений определяют архитектурно-планировочное, объемно-планировочное, конструктивные и инженерно-технические решения объектов.
Проектная документация разрабатывается на основании Постановления Главы муниципального образования, исходно-разрешительной документации в соответствии с требованиями раздела 3 настоящих ТСН, АПЗ и задания на проектирование.
Разработка проектной документации на строительство объектов осуществляется в соответствии и с учетом утвержденной градостроительной документации и утвержденных обоснований инвестиций в строительство объекта.
На основании утверждённой проектной документации оформляется землеустроительное дело по предоставлению земельного участка с подготовкой проекта постановления Главы муниципального образования ( приложение 9 ).
5.2. Проектная документация, ее состав:
5.2.1. Проектирование объектов строительства выполняется как правило в две стадии: ТЭО (проект)* ) , рабочая документация (выполняется на основе утвержденного в установленном порядке ТЭО (проекта).
Для объектов, строящихся по проектам массового и повторного применения, прошедших сертификацию в установленном порядке, а также других технически несложных объектов на основе утвержденных (одобренных) обоснований инвестиций в строительство и градостроительной документации, может разрабатываться проектная документация в одну стадию — рабочий проект в составе утверждаемой части (применительно к составу ТЭО (проекту) и рабочей документации.
5.2.2. Состав проекта, утверждаемой части рабочего проекта:
— общая пояснительная записка с исходно-разрешительной документацией;
— ситуационный план, М 1:2000 (1:5000, 1:10000);
— генеральный план, М 1:500 (М 1:1000);
— схема организации движения (при необходимости), М 1:500 (1:1000);
— историко-архитектурный опорный план (при необходимости);
— схема организации рельефа, М 1:500 (1:1000);
— план земляных масс, М 1:500, (1:1000);
— план и конструкции дорожных покрытий, М 1:500 (1:1000);
— схема благоустройства и озеленения территории, М 1:500 (1:1000);
— сводный план инженерных сетей (схема), М 1:500 (1:1000, 1:2000, 1:5000, 1:10000);
— чертежи поэтажных планов этажей, М 1:100 (1:200);
— фасады и разрезы, М 1:100; (1:200) (цветовое решение);
— конструктивные схемы (для уникальных решений);
— технология и ее поэтажные компоновочные решения;
— стройгенплан, М 1:500 (1:1000),
— Сводный сметный расчет стоимости строительства или сметные расчеты с объектными, локальными сметами для объектов, финансируемых из бюджета (либо по желанию заказчика).
5.3. Общие рекомендуемые требования к проектной документации.
5.3.1. Пояснительная записка должна содержать:
— основные градостроительные решения, архитектурно-планировочные решения, композиционное обоснование, объемно-планировочные и конструктивные решения, решения по благоустройству;
— данные о проектной мощности объекта (вместимость, пропускная способность и т.д.);
— основные технологические решения;
— решения по обеспечению инженерными сетями, коммуникациями и инженерному оборудованию здания, обоснования возможности сброса стоков в водоем или канализационную сеть, строительство очистных сооружений и др.;
— охрана окружающей среды;
— основные мероприятия по организации строительства;
— основные технико-экономические показатели;
— инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
5.3.2. На ситуационном плане показываются:
— названия улиц, проездов;
— существующие, сохраняемые, сносимые и проектируемые здания и сооружения, включая противоположную сторону улиц и прилегающие территории;
— номера корпусов (строений);
— экспликация зданий, их этажность;
— направление север — юг и др.;
— точки подключения к внешним инженерным сетям.
5.3.3. На генеральном плане с топографической основой показываются:
— существующие, сохраняемые и сносимые здания и сооружения;
— названия улиц, проездов;
— номера корпусов (строений), их этажность;
— внутриплощадочные проезды, проходы;
— абсолютная отметка, соответствующая условной нулевой отметке здания;
5.3.4. На схеме организации рельефа показываются:
— точки перелома рельефов;
— таблица баланса земляных работ.
5.3.5. На схеме благоустройства и озеленения территории показываются:
— существующие сохраняемые деревья;
— проектируемые посадки деревьев и кустарников;
— малые архитектурные формы;
Допускается совмещать схему благоустройства и озеленения территории с генеральным планом.
5.3.6. На технологических планах показываются:
— крупное и уникальное оборудование;
На стадии РП — расстановка всего основного технологического оборудования.
5.3.7. На сводном плане инженерных сетей показываются:
— существующие и проектируемые здания;
— все существующие и проектируемые коммуникации и сооружения.
5.3.8. На поэтажных планах этажей наносятся:
— координационные оси здания по характерным местам и размеры между ними;
— стены и перегородки, в том числе на путях эвакуации;
— оконные и дверные проемы с направлениями их открывания;
— наименование помещений и их площади;
— балконы и прочие архитектурные элементы (при необходимости).
5.3.9. Разрезы выполняются по характерным местам здания. На разрезах показываются:
— габариты несущих и ограждающих конструкций, лестницы, перегородки;
— входы, оконные и дверные проемы;
— фундаменты и отметки их заложения;
— относительные отметки по этажам и отметки рельефа.
5.3.10. На стройгенплане показываются:
— места размещения бытовых зданий;
— пути для перемещения башенных кранов;
— места складирования строительных конструкций и материалов.
5.3.11. При разработке проекта с применением типовых и повторно применяемых проектов объем проектной документации может быть сокращен: прикладываются каталожные листы типового или повторно применяемого проекта, исходные данные, общая пояснительная записка, генплан, сводный план инженерных сетей, решение по благоустройству и озеленению.
5.4. Проектная документация подлежит согласованию:
— с местными органами архитектуры и градостроительства с рассмотрением при необходимости и в случаях, специально указанных в АПЗ, — с Главархитектурой в части приемлемости архитектурно-планировочных решений. Одновременно проверяется полнота выполнения в проектной документации требований и условий, изложенных в постановлении Главы муниципального образования и в АПЗ;
— с организациями выдавшими технические условия на присоединение к инженерным коммуникациям, в случае отступления от этих условий;
— с органами утвердившими нормативы при отступлении от действующих государственных норм, правил и стандартов и при отсутствии записи ответственного за проект лица (главного инженера проекта, главного архитектора проекта, управляющего проектом), удостоверяющей соответствие проектной документации действующим нормам, правилам и стандартам;
— с органами по охране памятников истории, культуры и архитектуры при размещении объектов в исторических и охранных зонах или зонах регулирования застройки;
— с Мособлкомводом и Центром Госсанэпиднадзора в Московской области при размещении новых объектов гражданского, промышленного и иного назначения, в том числе индивидуального строительства, дачных и садоводческих товариществ, а также при капитальном ремонте или реконструкции объектов, расположенных во II поясе зоны санитарной охраны Московского водопровода, с Управлением Россельхознадзора по городу Москве и Московской области при размещении, строительстве, реконструкции хозяйственных объектов различных форм собственности в водоохранных зонах водоемов Подмосковья
(Поправка от 21.12.2000 г., Поправка от 1.03.2006 г.)
5.5. Согласование проектной документации или мотивированное отклонение от согласования должно быть произведено не более чем в месячный срок с момента поступления документации. (См. постановление № 811 от 18.09.75.)
5.6. Согласования проектной документации для строительства действительны в течение нормативного срока проектирования и строительства, кроме случаев, оговоренных организациями, выдавшими технические условия. Проекты, по которым строительство не начато в течении 3-х лет, подлежат повторному согласованию.
5.7. Согласование Главархитектурой архитектурно-планировочных и инженерно-технических решений, представленных в проектной документации на строительство, капитальный ремонт предприятий, зданий и сооружений, является составной частью комплексной вневедомственной экспертизы проектной документации и служит основанием для выдачи разрешения на строительство.
5.8. Экспертиза проекта
5.8.1. Проектная документация подлежит государственной экологической экспертизе ( 4 ).
5.8.2. Проектная документация (проекты, рабочие проекты) на строительство предприятий, зданий и сооружений до ее утверждения подлежит государственной экспертизе ( 30 , 5 , 7 , 50 , 58) в порядке, установленном Правительством Российской федерации и Правительством Московской области.
Необходимость проведения экспертизы проектов, финансируемых за счет средств граждан или юридических лип, определяется лицами, осуществляющими финансирование ( 5 ).
На экспертизу представляется комплект проекта или утверждаемая часть рабочего проекта согласно перечню, указанному в данном разделе.
5.8.3 Органы государственной вневедомственной экспертизы для проведения комплексной экспертизы могут привлекать в необходимых случаях организации надзора и контроля.
5.8.4. Проектная документация представляется на экспертизу в одном экземпляре в составе:
— общая пояснительная записка;
— охрана окружающей среды;
— эффективность инвестиций (при необходимости).
5.8.5. При реконструкции здания необходимо представить обмерочные чертежи и заключение специализированной организации по результатам обследования конструкций существующего здания.
Кроме того, при необходимости, при экспертизе проекта могут быть затребованы дополнительно:
— альбомы типового проекта;
— альбомы несерийных деталей и конструкций заводского изготовления, применяемые только для данного проекта;
— альбомы (чертежи) не стандартизированного оборудования.
5.8.6. При повторной экспертизе представляются:
— общая пояснительная записка к доработанному по замечаниям экспертизы проекту строительства с уточненными технико-экономическими показателями;
— проектная документация, в которую внесены изменения и дополнения по результатам предыдущего рассмотрения
5.8.7. Заключение государственной экспертизы является обязательным к исполнению всеми участниками инвестиционной деятельности (см. п. 2.4 РДС 11-201).
5.8.8. При выходе новых нормативных документов на проектирование, требующих корректировки проекта в процессе строительства, она производится проектной организацией по договору с заказчиком. Повторная экспертиза проектов не производится.
В откорректированной проектной документации не должны изменяться объемно-планировочные конструктивные решения, технико-экономические показатели, в противном случае проектная документация вновь представляется на экспертизу.
6. Выдача разрешения на строительство
6.1. Основные требования к порядку выдачи разрешений на строительство предусмотрены ст. 62 Градостроительного кодекса РФ.
Подготовку документов для выдачи разрешений на строительство осуществляют местные органы архитектуры и градостроительства.
6.2. Для получения разрешения на строительство заказчик (инвестор, застройщик) представляет Главному архитектору района (города) заявление на получение разрешения на строительство, постановление Главы муниципального образования о разрешении размещения объекта строительства и заключение Градостроительного совета Главархитектуры или местного органа архитектуры и градостроительства по проекту.
6.3. Разрешение на строительство ( приложение 10 ) выдается органами местного самоуправления муниципального образования. По поручению Главы муниципального образования разрешение на строительство подписывает и выдает главный архитектор района (города) ( 3 ст.23 и ст.27).
Разрешение на строительство утверждает Глава района, города или другого муниципального образования.
6.4. Разрешение на строительство выдается на срок не более чем три года. Разрешение на строительство может быть продлено на основании заявления заказчика (инвестора, застройщика). Порядок и срок продления действия разрешения на строительство устанавливаются органами местного самоуправления.
6.5. До начала производства работ объекты строительства подлежат регистрации в органах Госархстройнадзора Московской области с выдачей соответствующего разрешения на выполнение строительно-монтажных работ ( 7 , 10 ).
Заказчик (инвестор, застройщик) одновременно с заявлением на регистрацию предоставляет в органы Госархстройнадзора документы в соответствии с приложением 11 к настоящим ТСН.
7. Законодательные, правовые и нормативные акты и документы, определяющие порядок предпроектной и проектной подготовки строительства на 01.07.99г. и используемые в настоящих ТСН.
Использование научных трудов и публикаций
Источник: files.stroyinf.ru
Предпроектная документация: что это и почему она так важна?
Среди моих знакомых нет ни одного, кто любил бы писать технические задания или что-то вроде этого. Чертить на салфетках планы захвата вселенной, собирать лэйауты из разноцветных стикеров, шлифовать концепцию в голове и на словах – это все любят и умеют делать, а вот сесть и как следует записать…
Меня, например, любой шаблон серьезного документа погружает в глубочайшую тупку.
У моих знакомых очень много хороших идей, но с таким подходом, слава богу, что дело редко доходит до производства. Почему? Плохо продуманные проекты редко бывают успешными. Либо команда по уши вязнет в тех работах, которые не были видны в начале, либо получается кривоватый, плохо приспособленный к жизни гоблин. Плохо масштабируемый к тому же.
Необходимость формулировать, множество раз отвечать на вопрос “Что?” или “Для кого?” идут идее только на пользу. Эта работа позволяет избавиться от шелухи и проверить идею на прочность. Кроме того, предпроектная документация нужна для того, чтобы сэкономить время и деньги – чем тщательнее вы продумаете проект в начале, тем быстрее и качественнее он будет сделан.
Существует огромное количество методик сбора и анализа данных, тьма методологий по разработке ПО, но нет пока ни одной, которую бы можно было без оглядки применять в веб-разработках. Да и черт бы с ней, с методологией! У хорошей предпроектной документации есть четыре составляющих – бизнес-концепция, анализ рынка и конкурентной среды, требования к продукту и макеты. Об этом и поговорим.
Зачем вообще нужна предпроектная документация?
Предпроектная документация нужна, в первую очередь, как точка опоры – нам нужно на что-то опираться при принятии решений. Здорово, когда эта опора объективна.
Основная задача предпроектной документации – внести ясность. Ответить на вопрос «Что, для кого и каким образом мы делаем?» и получить данные, необходимые для ответа на вопрос «А стоит ли это вообще делать?».
Удачная предпроектная документация служит отличной основой для написания функциональных требований, технического задания, пользовательской документации, стратегического плана, пресс-релизов; а также для согласования деталей проекта со смежными подразделениями и руководством.
До начала расходования дорогостоящих програмистских человеко-часов, надо заметить!
Кроме того, удачная предпроектная документация позволяет с очень высокой точностью предугадать масштаб бедствий – оценить затраты на разработку основного и дополнительного функционала, составить бюджет проекта.
Каких проблем поможет избежать удачная предпроектная документация?
Я уже говорила о том, что качественная предпроектная документация позволяет, в первую очередь, проверить концептуальную и экономическую целесообразность первоначальной задумки.
Чем тщательнее вначале будут продуманы основные вопросы, тем меньше лишних человеко-часов будет потрачено на переделывание, допиливание, натягивание… Выбирать оптимальное техническое решение проще, когда вы понимаете, что собираетесь делать и как будете развиваться дальше.
Из чего состоит хорошая предпроектная документация?
Бизнес-концепция, анализ рынка и конкурентной среды, функциональные требования, графические макеты – вот четыре составляющих хорошей предпроектной документации.
Рассмотрим более внимательно каждую составляющую.
Бизнес-концепция
Помимо этого, бизнес-концепция определяет предполагаемую нишу, стратегию завоевания рынка (выхода на рынок) и стратегию развития бизнеса.
Удачная бизнес-концепция является прекрасной базой для написания пресс-релиза, руководства пользователя и для принятия самых разнообразных решений.
Анализ рынка и конкурентной среды
После того, как мы придумали что, как и для кого мы собираемся делать и с чего стричь бабло, неплохо бы убедиться в том, что рынок готов к нашему гению.
(Этот этап в некоторой степени идет параллельно с написанием бизнес-концепции; очевидно, что для написания раздела о конкурентных преимуществах необходимо изучить конкурентов)
Требования к продукту (Функциональные требования)
Функциональные требования – это документ, который дополняет и расширяет бизнес-концепцию. Он отвечает на вопрос «Каким образом?».
Макеты
Что такое макеты знают все, но не все знают, что это не просто картинки. Каждый графический макет – это результат анализа массы данных. Это точная наука.
(Об этом я расскажу в среду в заметке “Дизайн – это не картинка, дизайн – это процесс”).
У идеальной предпроектной документации есть и пятая составляющая – гайдлайн.
Гайдлайн
Это техническая спецификация графической концепции. Почему следует тратить на это драгоценное время? Потому что в итоге это съэкономит ресурсы. Во-первых, гайдлайн избавит Вас от дальнейшей необходимости думать о таких вещах, как расположение тех или иных элементов. Во-вторых, избавит дизайнера от необходимости отвечать в стотысячный раз на вопрос “А вот тут какие расстояния?”.
В-третьих, вы же документируете код, чем дизайн хуже?
*
Итак, удачная предпроектная документация позволяет внести ясность, служит точкой опоры для принятия решений, отвечает на вопросы “Что и для кого мы делаем?”, “Откуда берем деньги?”, “Кто эти люди, которые принесут нам бабло”, “Почему они понесут его именно нам?” и “Кто может помешать нашему обогащению?”.
Хорошая предпроектная документация является исчерпывающим фундаментом для подробнейшего технического задания, бюджета проекта, руководства пользователя, рекламных проспектиков и прочего мерчендайзинга.
Источник: habr.com
Предпроектная проработка и расчёт мини-ТЭЦ
Достоверная информация о вашей будущей электростанции
НА ЭТОМ ЭТАПЕ РУКОВОДИТЕЛЬ НЕ МОЖЕТ ПРИНЯТЬ ОБОСНОВАННОЕ РЕШЕНИЕ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ГАЗОПОРШНЕВОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ
Цель: предоставить руководителю объективную информацию, которая поможет ему снизить неопределённость и принять обоснованное решение о строительстве собственной электростанции
Цены на оборудование, предварительная оценка стоимости строительства энергоцентра «под ключ» и срок окупаемости
Подбор количества, мощности и моделей оборудования в соответствии с потребностями в электроэнергии и тепле
Выбор компетентных и надёжных проектировщиков и строителей с реальным опытом по газопоршневым электростанциям
Здесь вы можете узнать цены на предпроектную проработку, а так же на мои консультационные услуги по газопоршневой тематике
Для того, чтобы заказчик смог принять обоснованное решение по строительству собственной электростанции, он должен иметь на руках следующий объём информации, полученной в результате предпроектных расчётов мини-ТЭЦ:
Коммерческие предложения на все модели основного оборудования энергоцентра (ГПЭА, ДГУ, газовые котлы, АБХМ).
Предварительная укрупнённая оценка стоимости строительства газопоршневой электростанции (ГПЭС) «под ключ».
Расчёт полных эксплуатационных затрат с учётом: а) стоимости техобслуживания и ремонтов; б) топлива (газа); в) персонала.
Расчёт себестоимости вырабатываемой электроэнергии по годам и в среднем за период (обычно я беру 12 лет).
Подбор газопоршневых электроагрегатов (ГПЭА), закрывающих данную мощность (не менее трёх — пяти вариантов).
Перечень поставщиков ГПЭА (не менее трёх) с указанием их опыта работы, наличия собственного сервиса и склада запчастей.
Вся вышеуказанная информация предоставляется заказчику в систематизированном виде, удобном для восприятия и анализа.
Все расчёты проводятся в текущих ценах (без учёта стоимости денег и инфляции), так как прогнозные значения индексов-дефляторов не имеют никакой связи с реальностью. Расчётные таблицы выполнены таким образом, что при желании заказчик сам может подставить в них любые дефляторы и посмотреть на полученный результат.
Здесь представлен пример упрощённого отчёта о предпроектной проработке мини-ТЭЦ (некоторые стандартные пункты в данном конкретном случае не рассматривались). Это реальный проект, работа по которому была проведена во втором полугодии 2018 г.
Естественно, вся информация, представляющая коммерческую тайну, здесь скрыта. Однако выводы приведены почти в полном объёме — скрывать их нет никакого смысла, так как они касаются только одного конкретного предприятия с его уникальным графиком электрических нагрузок. Переносить эти выводы на любой другой объект просто бессмысленно.
Файл отчёта сжат, что привело к некоторому ухудшению качества изображения (оригинальный файл имеет довольно большой размер). Отчёт с исходным качеством изображения можно скачать по ссылке:
Источник: meteoenergetic.ru