Понятие и значение государственного строительного надзора Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ НАДЗОР / СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / РАЗРЕШЕНИЕ НА СТРОИТЕЛЬСТВО / РАЗРЕШЕНИЕ НА ВВОД ОБЪЕКТА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ / STATE BUILDING INSPECTION / BUILDING CONTROL / PERMISSION FOR BUILDING / PERMISSION FOR THE OBJECT COMMISSIONING
Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Люкшин А. М.
В статье рассматривается сущность, цели и задачи государственного строительного надзора , его субъекты и объекты. Даются критерии отличия государственного строительного надзора от строительного контроля .
Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Люкшин А. М.
К отдельным вопросам правового регулирования строительной деятельности для обеспечения нужд МВД России
Методические аспекты проведения строительного надзора и контроля в современных условиях строительства
Права и обязанности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации в государственных контрактах на выполнение строительных подрядных работ
NOTION AND SIGNIFICANCE OF STATE BUILDING INSPECTION
The article views the essence, objectives and tasks of the state building inspection , its subjects and objects. The criteria for differentiation of state building inspection from building control are given.
Текст научной работы на тему «Понятие и значение государственного строительного надзора»
А.М. ЛЮКШИН, кандидат юридических наук, докторант
Санкт-Петербургский государственный университет
понятие и значение государственного строительного надзора
В статье рассматривается сущность, цели и задачи государственного строительного надзора, его субъекты и объекты. Даются критерии отличия государственного строительного надзора от строительного контроля.
Одной из важнейших функций органов государственной власти в сфере строительства является осуществление государственного строительного надзора. Действующим Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 №2 190-ФЗ (далее — ГрадК РФ) [1] предусмотрены два схожих, на первый взгляд, понятия — «строительный контроль» и «строительный надзор». На практике многие смешивают эти два понятия, тогда как это совершенно разные формы контроля.
Действительно, в соответствии со ст. 53 ГрадК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.
Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора, строительный контроль проводится также застройщиком или заказчиком. Застройщик или заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации. Таким образом, можно сказать, что смысл строительного контроля сводится к действиям, когда заказчик контролирует действия подрядчика. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство, должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние
ОТБ на этапе проектирования и строительства: нормативно-правовое регулирование, 15.07.2020
на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Таким образом, очевидно, что строительный контроль — это деятельность застройщика или заказчика в процессе строительства, она соответствующим образом оформляется, и игнорирование ее может привести к серьезным последствиям. Следовательно, очевидна принципиальная разница между строительным контролем и строительным надзором — последний осуществляется уполномоченным государственным органом, а не самим заказчиком или застройщиком, и имеет установленные санкций.
В соответствии с Положением об осуществлении государственного строительного надзора в РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 [2], задачей го-
сударственного строительного надзора является предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.
В соответствии с п. 1 ст. 54 ГрадК РФ государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе либо является типовой проектной документацией или ее модификацией, а также их реконструкции и капитальном ремонте, если проектная документация подлежит государственной экспертизе. Законодатель прямо устанавливает, что предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
Органами, осуществляющими государственный строительный надзор в соответствии с п. 3 ст. 54 ГрадК РФ, являются федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте всех объектов, указанных в п. 5.1 ст. 6 ГрадК РФ — эти объекты мы перечисляли выше. В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в РФ» [2] федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, являются:
— Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
— Министерство обороны Российской Федерации;
— иные государственные органы в пределах своей компетенции.
Государственный строительный надзор в отношении иных, кроме указанных выше, объектов
капитального строительства, если применительно к ним предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Споры о возможности проведения надзора в процессе строительства достаточно часты в судебной практике. Так, Общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о привлечении заявителя к административной ответственности.
Из материалов дела видно, что Управлением проведено обследование части акватории озера. В ходе обследования установлено и зафиксировано в акте, что очистка части акватории озера от донных отложений производится экскаваторным методом, тогда как, согласно рабочему проекту, получившему положительное заключение государственной экологической экспертизы, работы должны проводиться гидромониторным способом. Названные обстоятельства явились основанием для составления в отношении Общества, являющегося генеральным подрядчиком объекта, протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, Общество является генеральным подрядчиком, осуществляющим подрядные работы по реконструкции указанного объекта согласно проектно-сметной документации. Согласно ч. 7 ст. 54 ГрадК РФ не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора. Если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, то органом государственного строительного надзора в рамках государственного строительного надзора осуществляется государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный
экологический контроль). Поскольку Управление не является органом государственного строительного надзора, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Управления полномочий на проведение в рамках государственного строительного надзора проверки соблюдения Обществом экологических требований при производстве работ по очистке части акватории озера от донных отложений. Требования Общества были удовлетворены [3].
Таким образом, при формальном толковании п. 7 ст. 54 ГрадК РФ следует вывод о невозможности осуществления на объектах капитального строительства иного, кроме строительного, надзора. Но следует понимать, что законодатель имел в виду иное — осуществление сходных видов надзора (в сферах промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, атомных объектов) в рамках строительного надзора при ремонте и строительстве соответствующих сооружений.
Порядок осуществления строительного надзора напрямую в Градостроительном кодексе РФ не урегулирован, п. 8 ст. 54 ГрадК РФ сообщает, что он устанавливается Правительством РФ. Положение об осуществлении государственного строительного надзора в РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54, содержит уточнение о том, что строительный надзор при капитальном ремонте объектов капитального строительства осуществляется лишь в том случае, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
Государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее — заключение о соответствии). Все документы, составленные либо полученные при осуществлении государственного строительного надзора, подлежат включению в дело, формируемое органом государственного строительного надзора. Указание
законодателя на осуществление государственного строительного надзора только до ввода объекта в эксплуатацию иногда не учитывают органы государственного строительного надзора, что становится предметом судебного разбирательства. так, инспекция государственного строительного надзора обратилась в Арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 КоАП.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена проверка на объекте — в жилом доме, заказчиком которого является Общество, на предмет исполнения предписаний, по результатам которой составлен акт проверки. В ходе проверки Инспекцией установлен факт неисполнения Обществом указанных предписаний.
По данному факту Инспекцией в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 19.5 КоАП. Руководствуясь ст. 23. 1 КоАП, Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд отказал в удовлетворении требований Инспекции, указав, что согласно имеющемуся в материалах дела разрешению на ввод объекта в эксплуатацию, жилой дом в момент составления предписаний являлся завершенным строительством объектом. Осуществление государственного строительного надзора за построенными и сданными в эксплуатацию объектами законодательством не предусмотрено. таким образом, суд пришел к правильному выводу, что указанные предписания вынесены Инспекцией за пределами ее полномочий, следовательно, не могут быть признаны законными. Соответственно, их неисполнение не может быть квалифицировано как административное правонарушение. В привлечении Общества к административной ответственности отказано правильно [4].
Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок. Проверке подлежит при строительстве — соблюдение требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.
При реконструкции — соблюдение требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции, работ по усилению и монтажу фундамента и конструкций подземной и надземной частей, изменению параметров объекта капитального строительства, его частей и качества инженерно-технического обеспечения. При капитальном ремонте — соблюдение требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для капитального ремонта, ремонтно-восстано-вительных работ, включая работы по усилению фундамента и замене конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения, в том числе внутренних и наружных сетей, инженерных систем и оборудования.
При выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику предписания об устранении таких нарушений
После завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится итоговая проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.
Кроме проведения непосредственно надзора за строительством, органы государственного строительного надзора осуществляют и иную не менее важную деятельность. Так, после проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий выдается разрешение на строительство, если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, а также их капитальном ремонте затрагиваются конструктивные и другие
характеристики надежности и безопасности таких объектов. А после окончания строительства или реконструкции, при условии выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, при соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, выдается разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
В заключение можно сделать вывод, что основной задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком и подрядчиком нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов и проектной документации. Особенно необходимым становится государственный строительный надзор в условиях, когда государство делегировало часть своих полномочий (лицензирование строительной деятельности) саморегулируемым организациям, которые теперь сами выдают строительным компаниям свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.
1. Собрание законодательства РФ. — 03.01.2005. — № 1 (ч. 1). — Ст. 16.
2. Собрание законодательства РФ. — 13.02.2006. — № 7. -Ст. 774.
3. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.05.2009 по делу № А21-7716/2008 // СПС «Консультант-Плюс».
4. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.12.2007 по делу № А13-5291/2007 // СПС «Консультант-Плюс».
В редакцию материал поступил 09.11.10
Ключевые слова: государственный строительный надзор, строительный контроль, разрешение на строительство, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
ИсточникГосэконадзор в отношении строящихся, реконструируемых ОКС
Государственный экологический надзор (далее — госэконадзор) в отношении строящихся, реконструируемых объектов капитального строительства (далее — ОКС) имеет ряд особенностей, которые необходимо учесть контролируемому лицу.
В соответствии с п. 10 ст. 1 ГрК РФ[1] ОКС — это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Обеспечение соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции ОКС обеспечивается посредством осуществления экспертизы проектной документации и государственного строительного надзора (далее — госстройнадзор) в соответствии с ГрК РФ в случае, если при строительстве, реконструкции ОКС предусмотрено осуществление госстройнадзора (п. 7 ст. 65 Закона № 7-ФЗ[2]).
Словарь
Строительство — создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Реконструкция ОКС (за исключением линейных объектов) — изменение параметров ОКС, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение ОКС, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций ОКС, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов[3].
Госстройнадзор осуществляется (п. 1 ст. 54 ГрК РФ):
• при строительстве ОКС, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 ГрК РФ, за исключением случая, предусмотренного п. 3.3 ст. 49 ГрК РФ;
• при реконструкции ОКС, в т.ч. при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции ОКС, в т.ч. указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 ГрК РФ, за исключением случая, предусмотренного п. 3.3 ст. 49 ГрК РФ.
Госэконадзор при строительстве, реконструкции ОКС в перечисленных выше случаях не осуществляется. Однако если строительство, реконструкция ОКС осуществляется:
• во внутренних морских водах;
• в территориальном море РФ;
• в исключительной экономической зоне РФ;
• на континентальном шельфе РФ;
• в российской части (российском секторе) Каспийского моря;
• в границах особо охраняемых природных территорий;
• на искусственных земельных участках на водных объектах,
а также, если осуществляется строительство, реконструкция ОКС, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, то в их отношении осуществляется федеральный госэконадзор (п. 5 ст. 54 ГрК РФ). Данное положение также содержится в п. 8 ст. 65 Закона № 7-ФЗ.
ГОСЭКОНАДЗОР
Организация и осуществление госэконадзора регулируются Законом № 248-ФЗ[4], за исключением федерального госэконадзора, который осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Федеральный госэконадзор осуществляется Росприроднадзором[5] (его территориальными органами) в соответствии с Положением о федеральном госэконадзоре[6]. В отношении объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, — подразделением федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с нормативными правовыми актами указанного федерального органа исполнительной власти, изданными по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды (далее — орган федерального госэконадзора).
ОКС, строительство, реконструкция которых осуществляются:
• в исключительной экономической зоне РФ;
• на континентальном шельфе РФ;
• во внутренних морских водах;
• в территориальном море РФ;
• в российской части (российском секторе) Каспийского моря;
• в границах особо охраняемых природных территорий;
• на искусственных земельных участках, созданных на водных объектах,
а также ОКС, относящиеся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории (далее — строящиеся, реконструируемые ОКС), являются объектами федерального госэконадзора (подп. «к» п. 8 Положения о федеральном госэконадзоре).
Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, отнесенные в соответствии с Критериями[7] к объектам I категории, изначально являются объектами федерального госэконадзора (подп. «ж» п. 8 Положения о федеральном госэконадзоре). В подп. «к» п. 8 Положения о федеральном госэконадзоре скорее всего имеются в виду строящиеся, реконструируемые ОКС, относящиеся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, как это более однозначно указано в п. 8 ст. 65 Закона № 7-ФЗ и п. 5 ст. 54 ГрК РФ.
ИЗВЕЩЕНИЕ
В случае если при осуществлении строительства, реконструкции ОКС предусмотрен федеральный госэконадзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции ОКС должен направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального госэконадзора, извещение о начале таких работ.
Извлечение из Градостроительного кодекса РФ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
16) застройщик — физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в [ОКС] государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика или которому в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» передали на основании соглашений свои функции застройщика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос [ОКС], а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику;
22) технический заказчик — юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе [ОКС], подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос [ОКС], материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод [ОКС] в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности. Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса [ОКС], за исключением случаев, предусмотренных ч. 2.1 ст.
47, ч. 4.1 ст. 48, ч. 2.1 и 2.2 ст. 52, ч. 5 и 6 ст. 55.31 ГрК РФ.
Утвержденной формы извещения о начале строительства, реконструкции ОКС конкретно органа федерального госэконадзора нет, однако Приказом № 107[8] утверждены формы документов, необходимых для осуществления госстройнадзора, среди которых имеется также форма извещения о начале строительства, реконструкции ОКС, которую можно использовать в том числе для извещения органа федерального госэконадзора о начале таких работ.
Согласно п. 5 ст. 52 ГрК РФ к извещению прилагаются следующие документы:
• копия разрешения на строительство;
• проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;
• копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
• общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
• положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация ОКС подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 ГрК РФ.
При этом копию разрешения на строительство и положительное заключение экспертизы проектной документации можно не представлять (п. 5.1 ст. 52 ГрК РФ), однако в этом случае только для органов госстройнадзора имеются дальнейшие указания — запрос этих документов или содержащихся в них сведений в органе, выдавшем разрешение на строительство.
Несмотря на то что законодательно не утверждена определенная форма извещения органа федерального госэконадзора о начале строительства, реконструкции ОКС, а вместе с этим и определенные требования к содержанию данного извещения, встречаются следующие ответы территориальных органов Росприроднадзора о том, какую информацию должно содержать такое извещение[9]:
• сведения о застройщике (техническом заказчике) с указанием наименования, ОГРН[10], ИНН[11], места нахождения юридического лица, телефона или адреса электронной почты;
• наименование ОКС в соответствии с разрешением на строительство, краткие проектные характеристики, описание этапа строительства, реконструкции, если разрешение выдано на этап строительства, реконструкции;
• адрес (местоположение) ОКС (почтовый или строительный);
• сведения о разрешении на строительство ОКС (номер и дата выдачи, орган или организация, его выдавшие, срок действия);
• сведения о положительном заключении экспертизы проектной документации (номер и дата выдачи, орган или организация, его выдавшие, срок действия);
• сведения о положительном заключении государственной экологической экспертизы проектной документации, если проектная документация ОКС подлежит государственной экологической экспертизе (номер и дата выдачи, орган исполнительной власти, его утвердивший, срок действия);
• информация о начале строительства, реконструкции (дата начала работ);
• информация об окончании строительства, реконструкции (дата окончания работ);
• информация о лицах, осуществляющих строительство, реконструкцию (фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, ОГРН и ИНН индивидуального предпринимателя, наименование, ОГРН, ИНН, место нахождения юридического лица, телефон/адрес электронной почты);
• должностные лица застройщика, технического заказчика, лица, осуществляющего строительство, присутствие которых при проведении контрольного (надзорного) мероприятия (далее — КНМ) является обязательным;
• наименование работ (описание этапов работ) в соответствии с проектной документацией.
ПРОГРАММА ПРОВЕРОК
Рассмотрим осуществление федерального госэконадзора в отношении строящихся, реконструируемых ОКС в соответствии с Положением о федеральном госэконадзоре.
Согласно ст. 57 Закона № 248-ФЗ основанием для проведения КНМ с взаимодействием может быть в том числе наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что КНМ проводятся на основании программы проверок. Законом № 7-ФЗ установлено, что при осуществлении федерального госэконадзора в отношении строящихся, реконструируемых ОКС проводятся КНМ (за исключением плановых), в т.ч. на основании программы проверок.
Словарь
Программа проверок — это документ, утверждаемый приказом органа федерального госэконадзора, определяющий порядок осуществления контрольной (надзорной) деятельности в отношении строящегося, реконструируемого ОКС в течение всего срока строительства, реконструкции такого ОКС.
Программа проверок формируется органом федерального госэконадзора на основании поступившего от застройщика или технического заказчика извещения о начале работ по строительству, реконструкции ОКС.
При разработке программы проверок должны быть учтены:
• конструктивные и иные особенности ОКС и выполнения работ по его строительству, реконструкции;
• условия последующей эксплуатации;
• другие факторы, подлежащие учету в соответствии с требованиями проектной документации.
Изменения в программу проверок также утверждаются приказом органа федерального госэконадзора.
Программа проверок должна содержать перечень КНМ, для каждого из которых указывается следующая информация:
• наименование работ (описание этапа работ), подлежащих проверке;
• событие, наступление которого является основанием для проведения КНМ (например, завершение одного из этапов строительства);
• срок проведения КНМ;
• перечень документов, представление которых необходимо для оценки соблюдения обязательных требований при проведении КНМ;
• должностные лица застройщика, технического заказчика, лица, осуществляющего строительство, реконструкцию, присутствие которых при проведении КНМ является обязательным.
Это как раз учитывает форма программы проверок, утвержденная Приказом Росприроднадзора от 20.08.2021 № 543 «Об утверждении форм документов, используемых при осуществлении государственного контроля (надзора)» (далее — Приказ № 543).
Копия программы проверок направляется (вручается) застройщику или техническому заказчику, который в свою очередь обязан довести до сведения лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, сведения о предмете и датах проведения КНМ, предусмотренных программой проверок.
Программой проверок может быть предусмотрено следующее количество КНМ на каждый год периода строительства, реконструкции ОКС:
• соответствующего Критериям к объектам I категории ≤ 6 КНМ;
• соответствующего Критериям к объектам II категории ≤ 5 КНМ;
• соответствующего Критериям к объектам III категории ≤ 4 КНМ;
• соответствующего Критериям к объектам IV категории ≤ 3 КНМ.
Также Положение о федеральном госэконадзоре определяет следующие возможные виды КНМ, а соответственно, и виды контрольных (надзорных) действий (далее — КНД), которые могут осуществляться и совершаться при федеральном госэконадзоре в отношении строящихся, реконструируемых ОКС:
Источник