ВСН 37-86. Правила приемки в эксплуатацию отдельных пусковых комплексов и законченных строительством электростанций, объектов электрических и тепловых сетей
Производственным объединением по наладке, совершенствованию технологии и эксплуатации электростанций и сетей (Союзтехэнерго).
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие Правила устанавливают порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством новых, расширением, реконструкцией действующих гидравлических, тепловых электростанций (ГЭС, ТЭС), районных котельных (паровых и водогрейных), объектов электрических и тепловых сетей, их очередей и пусковых комплексов, именуемых в дальнейшем «энергообъектами», и не распространяются на электрические сети напряжением 20 кВ и ниже, сельские силовые и осветительные электроустановки.
Кроме настоящих Правил следует соблюдать требования СНиП III-3-81, правила Госгортехнадзора СССР, техники безопасности и промышленной санитарии.
Правила приемки в эксплуатацию законченных строительством линий электропередачи напряжением 35 кВ и выше (М.: Оргэнергострой, 1967);
Как работают линии электропередачи? Устройство и принцип работы ЛЭП.
Правила приемки в эксплуатацию законченных строительством трансформаторных подстанций напряжением 35 кВ и выше (М.: Оргэнергострой, 1967);
Правила приемки в эксплуатацию законченных строительством отдельных очередей и тепловых электростанций в целом (М.: ХОЗУ Минэнерго СССР, 1974);
Руководящие указания по проведению пусконаладочных работ и приемке в эксплуатацию законченных строительством отдельных энергоблоков тепловых и атомных электростанций (М.: Информэнерго, 1979).
Примечания. 1. Под пусковым комплексом понимается выделение из полного проектного объема титула энергообъекта совокупности сооружений и объектов, отнесенных к определенным агрегатам и обеспечивающих их нормальную эксплуатацию при определенных параметрах либо отнесенных к энергообъекту в целом на завершающем этапе строительства (без привязки к конкретным агрегатам).
2. Пусковой комплекс может устанавливать: возможность работы оборудования по временным схемам с неполной загрузкой; степень законченности отдельных сооружений, помещений, вспомогательных хозяйств и устройств; изменения, по согласованию с соответствующим республиканским, краевым, областным комитетом профсоюза, санитарно-гигиенических условий и условий безопасности труда против принятых в проекте полностью законченного объекта, но не выходящих за пределы допускаемых общесоюзными нормами.
демонтаж строительного и монтажного кранового оборудования, бетонорастворного хозяйства и других временных зданий и сооружений;
1.3. Выполнение работ по штукатурным покровным оболочкам оборудования и газовоздухопроводов, находящихся вне зданий, при приемке энергообъектов в эксплуатацию в сентябре — апреле в I строительно-климатическом районе и октябре — марте во II — IV строительно-климатических районах (период с температурой ниже +5 °C) разрешается переносить на срок не позднее июля для I строительно-климатического района и июня следующего (текущего) года для остальных районов.
Самые бесполезные специальности в университете. Чуть-Чуть о Науке #Наука
1.4. В соответствии с п. 1.6 СНиП III-3-81 применительно к энергообъектам принимаются в эксплуатацию рабочими комиссиями следующие здания, сооружения и помещения, входящие в состав пускового комплекса, при необходимости их ввода в действие в процессе строительства: водоподготовительные установки, пусковые котельные, резервные дизельные электростанции, железнодорожные пути, разгрузочные и размораживающие устройства, масляные и мазутные хозяйства, компрессорные и насосные станции, очистные сооружения, электролизерные и углекислотные установки, помещения электроустановок и гражданской обороны, центральные тепловые пункты, ремонтные цехи и мастерские, монтерские пункты и пункты связи, кислородные и пропан-бутановые раздаточные, склады и хранилища, пожарные и железнодорожные депо, гаражи, азотно-кислородные и ацетилено-генераторные станции, золошлакоотвалы, здания дожигания отходов, хлораторные установки, сооружения и помещения, используемые строительно-монтажными организациями в процессе строительства.
2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗАКАЗЧИКОВ, ПРОЕКТНЫХ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ И ЧЛЕНОВ РАБОЧИХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИЕМОЧНЫХ КОМИССИЙ
3.1. В дополнение к п. 3.2 разд. 3 СНиП III-3-81 в состав рабочих комиссий по энергообъектам сметной стоимостью 0,1 млн. руб. и выше включаются представители головной пусконаладочной организации, научного руководителя проекта и главного конструктора (для экспериментальных объектов), органов Госгортехнадзора СССР (кроме объектов электрических сетей) и представители других заинтересованных организаций и органов надзора, определяемых органом, назначающим рабочую комиссию, при приемке в эксплуатацию зданий, сооружений и помещений, указанных в п. 1.4 настоящих Правил.
за 12 мес для энергетических установок с головными образцами основного оборудования или первых энергетических установок с серийным оборудованием на вновь строящихся объектах, а также для экспериментальных объектов;
за 6 мес для паротурбинных установок мощностью 175 МВт и выше, а также газотурбинных, парогазовых, геотермальных и солнечных установок мощностью 100 МВт и выше;
за 2 мес для паротурбинных установок мощностью менее 175 МВт, а также газотурбинных, парогазовых, геотермальных и солнечных установок мощностью менее 100 МВт.
В остальных случаях время создания рабочих комиссий определяется заказчиком в соответствии с п. 3.3 СНиП III-3-81.
3.3.1. Произвести приемку подводной части гидротехнических сооружений (с закладкой контрольно-измерительной аппаратуры) и оборудования до их затопления и составить акт о готовности их к затоплению для предъявления государственной приемочной комиссии или комиссии, назначенной Минэнерго СССР, которая дает разрешение на затопление котлована и перекрытие русла реки.
3.4. Рабочие комиссии в необходимых случаях образовывают специализированные подкомиссии (строительная, турбинная, котельная, гидротехническая, электротехническая, по системам контроля и управления и др.), определяют их состав, продолжительность и объем работы.
3.5. Генеральный подрядчик представляет рабочей комиссии документацию, перечисленную в подпунктах «а», «б», «в», «г», «з», «и», «к» п. 3.5 СНиП III-3-81, а также:
акты индивидуальных испытаний смонтированного им оборудования, технологических трубопроводов давлением до 22 кгс/см2 (2,16 МПа), не перечисленных в приложении 1 к Приказу Минэнерго СССР от 31.05.1976 N 40а;
акты осмотров и испытаний подводной части гидротехнических сооружений и оборудования, закладной контрольно-измерительной аппаратуры и готовности к затоплению котлована и перекрытию русла реки;
акты испытаний внутренних и наружных трубопроводов, перечисленных в примечании 1 к приложениям к Приказу Минэнерго СССР от 31.05.1976 N 40а, исключая трубопроводы автоматических систем пожаротушения;
ИсточникВвод энергоблоков АЭС — Приемка энергоблока в эксплуатацию
Организация приёмки энергоблока в эксплуатацию представлена на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Схема организации приемки энергоблока АС в эксплуатацию: → — руководство, контроль; →→→ — информация, предложения, заявки; ——- — приемка работ
Председателем ГПК назначается руководящий работник органа государственного управления использованием атомной энергии по представлению этого органа и утверждается Правительством Российской Федерации.
В состав ГПК должны входить представители:
- эксплуатирующей организации;
- заказчика — администрации АС;
- генерального подрядчика по СМР;
- генерального проектировщика (разработчика проекта АС);
- субподрядных организаций по монтажу основного технологического и электротехнического оборудования;
- организации, осуществляющей научное руководство пуском;
- главного конструктора (разработчика проекта РУ);
- министерств (или предприятий)-изготовителей основного оборудования;
- генерального подрядчика по ПНР;
- организаций, производящих ПНР на АС;
- Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- органов государственного пожарного надзора и других ведомств Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- органа государственного регулирования безопасности в области использования атомной энергии;
- Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
- Министерства финансов Российской Федерации;
- государственной инспекции по труду;
- профсоюзной организации заказчика;
- Министерства природных ресурсов Российской Федерации;
- Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству;
- Министерства внутренних дел Российской Федерации;
- администрации субъекта Российской Федерации (по принадлежности АС);
- администрации муниципального образования (по принадлежности АС);
- организаций Министерства путей сообщения Российской Федерации (при необходимости);
- администрации региональной энергосистемы.
До предъявления заказчиком энергоблока ГПК приемку в эксплуатацию объектов пускового комплекса обязана произвести рабочая комиссия. Рабочая комиссия назначается заказчиком и оформляется приказом директора АС. Состав рабочей комиссии, ее основные задачи и направления деятельности определены [17].
Приемка энергоблока в эксплуатацию ГПК производится в объеме пускового комплекса в два этапа: в опытно-промышленную эксплуатацию и промышленную эксплуатацию.
Приемка в опытно-промышленную эксплуатацию производится Государственной приемочной комиссией на этапе энергетического пуска при устойчивой работе энергоблока в течение 72 ч на уровне тепловой мощности не менее 50% номинальной с одновременным (или поочередным) включением в работу всего оборудования блока в соответствии с программой энергетического пуска. Акт Государственной приемочной комиссии утверждается руководством профильного по ядерной энергетике ведомства Российской Федерации. В акте указывается проектная и освоенная мощность, а также устанавливаются сроки доведения мощности энергоблока до проектной в соответствии с программой энергетического пуска и опытно-промышленной эксплуатации.
Опытно-промышленная эксплуатация энергоблока осуществляется по программе опытно-промышленной эксплуатации в течение времени, необходимого для освоения проектной мощности и проведения в полном объеме испытаний по программе энергетического пуска, в соответствии с графиком освоения проектной мощности.
Приемка в промышленную эксплуатацию энергоблока производится ГПК после завершения опытно-промышленной эксплуатации энергоблока и проведения комплексного опробования на номинальной мощности и поддержания проектных техникоэкономических параметров непрерывно в течение 15 сут. при работе в базовом режиме.
Государственная приемочная комиссия обязана:
- проверить готовность энергоблока к приемке в опытно-промышленную (промышленную) эксплуатацию;
- дать оценку качества СМР и ПНР и их соответствия действующим нормам и правилам;
- дать оценку экологической безопасности, прогрессивности технологических и архитектурно-строительных решений;
- проверить соответствие вводимой в действие мощности
и фактической стоимости (для заказчика) мощности и сметной стоимости строительства пускового комплекса энергоблока предусмотренным в утвержденном проекте, а в случае наличия отклонений проанализировать причины их возникновения. Результаты анализа с соответствующими предложениями представить в орган, назначивший ГПК;
- подготовить заключение о готовности энергоблока АС или пускового комплекса энергоблока к приемке в опытно-промышленную (промышленную) эксплуатацию и представить его на утверждение в орган, назначивший ГПК.
Отдельно стоящие здания и сооружения, встроенные или пристроенные помещения производственного и вспомогательного назначения, сооружения (помещения) гражданской обороны, входящие в состав АС, при необходимости ввода их в действие в процессе строительства станции, принимаются в эксплуатацию рабочей комиссией по мере их готовности с последующим предъявлением их ГПК, принимающей объект в целом.
Рабочей комиссией принимаются в эксплуатацию также титульные временные здания и сооружения, строительство которых осуществляется за счет средств, предусмотренных главой «Временные здания и сооружения» сводного сметного расчета стоимости строительства.
Не допускается приемка в эксплуатацию энергоблока, если по нему в нарушение установленного порядка внесены изменения в состав пусковых комплексов. Изменения в состав пусковых комплексов могут вноситься только в исключительных случаях в соответствии с решением профильного ведомства РФ, согласованным с органами государственного надзора. При этом из состава пусковых комплексов не должны исключаться здания и сооружения, предназначенные для санитарно-бытового обслуживания работников, обеспечения здоровых и безопасных условий труда, эффективной очистки, обезвреживания, улавливания вредных выбросов в атмосферу, воду и почву, для переработки отходов производства, подъездные пути с фронтами погрузки и выгрузки, линии связи и мелиоративные мероприятия, а также объекты здравоохранения, предназначенные д ля развертывания медико-санитарных частей.
Государственная приемочная комиссия, если по ее мнению объект не может быть принят в эксплуатацию, представляет мотивированное заключение об этом в орган государственного управления использованием атомной энергии и в копии — Заказчику и генеральному подрядчику по СМР.
Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов Государственной приемочной комиссией оформляется актом, составленным по форме, приведенной в Приложении 5 СНиП 3.01.04-87 [37]. Датой ввода энергоблока считается дата подписания акта Государственной приемочной комиссией о приемке в промышленную эксплуатацию.
Приемка в эксплуатацию законченных строительством энергоблоков, сооружаемых при техническом содействии РФ за рубежом, осуществляется в соответствии с условиями соответствующих контрактов с учетом требований международных нормативных документов, а также законодательства и нормативных документов соответствующих государств.
Комплекс специальной нормативной документации, регулирующей процесс ввода в эксплуатацию, можно подразделить на документы, имеющие отношение к деятельности в области ввода в эксплуатацию и документы, непосредственно регулирующие эту деятельность. В формировании этого комплекса принята многоуровневая иерархическая система. На базовом нулевом уровне разместились государственные законы, постановления правительства. В состав документов, относящихся к первому— концептуальному уровню, вошли Общие положения обеспечения безопасности АС.
Во второй уровень вошли НД, конкретизирующие и раскрывающие положения документов первого уровня. Документы разделов второго уровня соответствуют или общетехническим документам, или специальным НД по обеспечению безопасности.
К третьему уровню относятся методические документы. На этом уровне размещаются НД, в которых необходимо изложить рекомендации для реализации требований НД регламентирующего уровня. Эти документы должны обеспечить понимание проблемы и дать рекомендации по способам и методам ее решения. Перечень вопросов для рассмотрения на нормативно-методическом уровне является открытым перечнем. Он развивается вместе с развитием структуры системы НД.
Структура системы НД по вводу в эксплуатацию показана на рис. 3.1. Эта структура создала основу для планирования, разработки и совершенствования НД. В выделенных блоках на рис. 3.1 размещены названия серий или отдельных НД, существующих и тех, которые следовало разработать или пересмотреть для регулирования процесса ввода в эксплуатацию.
Число блоков, содержащих НД, учитывает уже сформировавшуюся систему правил и норм в ядерной энергетике и ее модификации.
С принятием Федерального закона «Об использовании атомной энергии» предложенная структура НД также претерпела изменения, связанные с установлением статусов документов в области использования атомной энергии. В системе НД в области использования атомной энергии разрабатываются федеральные нормы и правила (ФНП), руководства по безопасности СРВ), руководящие документы (РД), методические документы (МД).
Структура НД должна была позволить охватить средствами нормативного регулирования все наиболее важные аспекты процесса ввода энергоблока АС в эксплуатацию. Были сформулированы направления установления требований, которые должны были найти отражение в НД:
- к готовности систем, оборудования и помещений к этапам ввода в эксплуатацию;
- к организации ПНР;
- к генеральному подряду при проведении ПНР;
- к персоналу, участвующему в проведении ПНР;
- к объему и последовательности ПНР;
- к испытаниям в процессе ввода в эксплуатацию;
- к разрабатываемым в процессе ввода в эксплуатацию технологическим схемам;
- к технической документации по вводу в эксплуатацию (программам и методикам испытаний, спецификации приборов, материалов и оборудования для производства ПНР, к оперативной документации пусконаладочного персонала);
- к инструкциям по эксплуатации;
- к отчетной документации;
- к типовым программам и методикам ПНР;
- к распределению работ между монтажным и пусконаладочным персоналом;
- к научно-техническому руководству вводом в эксплуатацию;
- к авторскому надзору при вводе в эксплуатацию.
- к приемке в эксплуатацию;
- к оценке стоимости работ;
- к обеспечению эксплуатации (как в период ввода в эксплуатацию, так и в период дальнейшей промышленной эксплуатации).
В соответствии с этими направлениями на методическом уровне системы НД в число актуальных были включены НД или блоки НД (см. рис. 3.1).
На методическом уровне было установлено два подуровня с учетом ранжирования по важности, обязательности и детальности с учетом иерархии сверху вниз. Ко второму подуровню отнесены документы, имеющие локальный характер, входящие в состав других документов (первого подуровня).
Рис. 3.1. Структура системы НД по вводу в эксплуатацию
Поскольку требования к обеспечению эксплуатации относятся не только к частным случаям ввода в эксплуатацию, но и к эксплуатации в целом, требования к эксплуатации систем и элементов АС отнесены к регламентирующему уровню.
Как правило, разработка НД велась поэтапно: разработка ТЗ, макета, проекта первой редакции, проектов второй и окончательной редакций. На каждом этапе материал направлялся на отзывы и согласования в компетентные организации. Результаты работы над отзывами находили применение при совершенствовании проектов документов. Разработке проектов документов предшествовало составление аналитических обзоров, выявляющих состояние вопроса по проблеме, подлежащей освещению в НД.
В табл. 3.1 и 3.2 приводятся результаты разработки НД по вводу в эксплуатацию энергоблоков АС, которые приобрели официальный статус (утверждены и введены в действие) в период с 1985 по 1991 гг. Требования к эксплуатации систем и элементов АС («Основные правила обеспечения эксплуатации атомных станций») были разработаны «Атомтехэнерго» позднее, в 1995 г. [41]. К настоящему времени последний документ уже дважды переиздан.
Таблица 3.1. Нормативная документация по вводу в эксплуатацию энергоблоков АС
Источник