Природоохранные требования при строительстве объектов

Содержание

Требования природоохранного законодательства к объектам НВОС разных категорий

С 2019 г. Федеральным законом № 7-ФЗ[1] установлены различные требования к нормированию, внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), организации производственного экологического контроля в зависимости от категории объекта НВОС.

Под объектом НВОС понимается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ).

Объекты НВОС в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории (п. 1 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ):

• объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее — НДТ), — объекты I категории;

• объекты, оказывающие умеренное НВОС, — объекты II категории;

Комплексные инженерные изыскания при строительстве объектов (понятие Главный изыскатель) 2020

• объекты, оказывающие незначительное НВОС, — объекты III категории;

• объекты, оказывающие минимальное НВОС, — объекты IV категории.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.

Итак, рассмотрим требования для различных объектов.

Требования для всех объектов

Неизменные требования для объектов любой категории (даже для объектов, категория которых не определена, — так называемых «бескатегорийных»):

• паспортизация отходов I–IV классов опасности.

Правила проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712;

• ведение учета в области обращения с отходами .

Порядок учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (в ред. от 25.06.2014);

• представление отчета по форме № 2-ТП (отходы).

Форма № 2-ТП (отходы) и указания по ее заполнению утверждены Приказом Росстата от 12.12.2019 № 766;

• предоставление сведений в государственный кадастр отходов.

Порядок ведения государственного кадастра отходов утвержден Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792;

• выполнение нормативов утилизации либо уплата экологического сбора, если предприятие является производителем или импортером товаров.

Форма декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации, содержится в приложении к Положению о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417 (в ред. от 25.07.2018).

Природные богатства парка «Нумто» защищены от нефти многослойными трубопроводами

Форма отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров содержится в приложении к Правилам представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 (в ред. от 17.10.2018).

Форма расчета суммы экологического сбора утверждена Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488;

• представление отчета по форме № 2-ТП (водхоз).

Форма № 2-ТП (водхоз) и указания по ее заполнению утверждены Приказом Росстата от 27.12.2019 № 815;

• представление сведений по форме 3.1 (при эксплуатации скважины).

Форма 3.1 утверждена Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205 (в ред. от 19.03.2013).

Требования для объектов I категории

Требования для объектов I категории:

• получение комплексного экологического разрешения (далее — КЭР).

Форма заявки на получение комплексного экологического разрешения и форма комплексного экологического разрешения утверждены Приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 510;

К сведению

КЭР содержит (п. 10 ст. 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ):
• технологические нормативы;
• нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ;
• нормативы допустимых физических воздействий;
• нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
• требования к обращению с отходами производства и потребления;
• согласованную программу ПЭК;
• срок действия КЭР.

• оформление программы ПЭК и представление отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК.

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждены Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74.

Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждена Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261.

Методические рекомендации по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждены Приказом Минприроды России от 16.10.2018 № 522;

• разработка нормативов допустимых выбросов, сбросов, технологических нормативов;

• разработка программы повышения экологической эффективности (при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, сбросов, технологических нормативов).

Правила разработки программы повышения экологической эффективности утверждены Приказом Минприроды России от 17.12.2018 № 666;

• получение разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (при наличии такого воздействия);

• расчет и внесение платы за НВОС, представление декларации о плате.

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в ред. от 27.12.2019).

Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма утверждены Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 (в ред. от 30.12.2019);

• представление отчета по форме № 2-ТП (воздух).

Форма № 2-ТП (воздух) и указания по ее заполнению утверждены Приказом Росстата от 08.11.2018 № 661;

• представление отчета по форме № 4-ОС (для предприятий, имеющих очистные сооружения и осуществляющих природоохранные мероприятия на сумму более 100 тыс. руб. в год).

Форма № 4-ОС и указания по ее заполнению утверждены Приказом Росстата от 18.07.2019 № 412;

• представление отчета по форме № 2-ОС, сведений по формам № 3.1, 3.2, 3.3 и 6.1, 6.2, 6.3 (в случае пользования водными объектами).

Форма № 2-ОС и указания по ее заполнению утверждены Приказом Росстата от 28.08.2012 № 469.

Формы 3.1, 3.2, 3.3 содержатся в приложении к Порядку ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденному Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205 (в ред. от 19.03.2013).

Формы 6.1, 6.2, 6.3 утверждены Приказом Минприроды России от 06.02.2008 № 30 (в ред. от 30.03.2015);

• разработка мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее — НМУ).

Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий утверждены Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811.

Требования для объектов II категории

Требования для объектов II категории:

• представление декларации о воздействии на окружающую среду (далее — ДВОС).

Читайте также:  Техническая подстанция как объект капитального строительства

Форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждены Приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509.

К сведению

ДВОС должна содержать следующие сведения (п. 3 ст. 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ):
• наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;
• код объекта НВОС;
• вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);
• информация о реализации природоохранных мероприятий;
• данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой НВОС и произошедших за предыдущие 7 лет;
• декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;
• информация о программе ПЭК.

Одновременно с подачей ДВОС представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, сбросов (п. 4 ст. 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ).

Объект II категории вправе получить КЭР при наличии соответствующего отраслевого справочника НДТ;

• оформление программы ПЭК (см. Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74) и представление отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК (см. Приказы Минприроды России от 28.02.2018 № 74, 14.06.2018 № 261, 16.10.2018 № 522);

• разработка нормативов допустимых выбросов, сбросов для радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности);

• разработка плана мероприятий по охране окружающей среды (при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, сбросов).

Правила разработки плана мероприятий по охране окружающей среды утверждены Приказом Минприроды России от 17.12.2018 № 667;

• получение разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (при наличии такого воздействия);

• расчет и внесение платы за НВОС (см. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255), представление декларации о плате (см. Приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3);

• представление отчета по форме № 2-ТП (воздух) (см. Приказ Росстата от 08.11.2018 № 661);

• представление отчета по форме № 4-ОС (для предприятий, имеющих очистные сооружения и осуществляющих природоохранные мероприятия на сумму более 100 тыс. руб. в год) (см. Приказ Росстата от 18.07.2019 № 412);

• в случае пользования водными объектами — представление отчета по форме № 2-ОС (см. Приказ Росстата от 28.08.2012 № 469), сведений по формам № 3.1, 3.2, 3.3 (см. Приказ Минприроды России от 08.07.2009 № 205) и 6.1, 6.2, 6.3 (см. Приказ Минприроды России от 06.02.2008 № 30);

• разработка мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ (см. Приказ Минприроды России от 28.11.2019 № 811).

Требования для объектов III категории

Требования для объектов III категории:

• представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (в составе отчета о результатах ПЭК);

• представление отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в виде отчета № 2-ТП (воздух) и отчета о результатах ПЭК);

• разработка нормативов допустимых выбросов, сбросов для радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности);

• разработка плана мероприятий по охране окружающей среды (при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, сбросов) (см. Приказ Минприроды России от 17.12.2018 № 667);

• получение разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (при наличии такого воздействия);

• оформление программы ПЭК (см. Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74) и представление отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК (см. Приказы Минприроды России от 28.02.2018 № 74, 14.06.2018 № 261, 16.10.2018 № 522);

• расчет и внесение платы за НВОС (см. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255), представление декларации о плате (см. Приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3);

• представление отчета по форме № 2-ТП (воздух) (см. Приказ Росстата от 08.11.2018 № 661);

• представление отчета по форме № 4-ОС (для предприятий, имеющих очистные сооружения и осуществляющих природоохранные мероприятия на сумму более 100 тыс. руб. в год) (см. Приказ Росстата от 18.07.2019 № 412);

• в случае пользования водными объектами — представление отчета по форме № 2-ОС (см. Приказ Росстата от 28.08.2012 № 469), сведений по формам № 3.1, 3.2, 3.3 (см. Приказ Минприроды России от 08.07.2009 № 205) и 6.1, 6.2, 6.3 (см. Приказ Минприроды России от 06.02.2008 № 30);

• разработка мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ (см. Приказ Минприроды России от 28.11.2019 № 811).

Обратите внимание

Согласно требованиям санитарного законодательства все природопользователи, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (независимо от категории НВОС), должны разработать нормативы предельно допустимых выбросов и пройти санитарно-эпидемиологическую экспертизу в Роспотребнадзоре[2].

Требования для объектов IV категории

Объектам IV категории необходимо выполнять требования, предъявляемые ко всем объектам:

• паспортизация отходов I–IV классов опасности;

• ведение учета в области обращения с отходами;

• представление отчета по форме № 2-ТП (отходы);

• представление сведений в государственный кадастр отходов;

• выполнение нормативов утилизации либо уплата экологического сбора, если предприятие является производителем или импортером товаров;

• представление отчета по форме № 2-ТП (водхоз).

Больше никаких требований к объектам IV категории не предъявляется. Оформлять программу ПЭК, разрабатывать нормативы допустимых выбросов, сбросов, образования отходов, вносить плату за НВОС (если деятельность ведется исключительно на объектах IV категории) им не требуется.

Требования для объектов без категории

«Бескатегорийные» объекты не относятся ни к одной из четырех категорий. При этом для них предусмотрено дополнительное требование — расчет и внесение платы за НВОС (см. Приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3).

Вносить плату «бескатегорийным» объектам необходимо только за размещение отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, при условии, что такие отходы были образованы в отчетном периоде. А в связи с тем, что лимиты на размещение отходов таким предприятиям разрабатывать не нужно, лимитом на размещение отходов для них является фактическое размещение отходов в отчетном периоде.

[1] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2019).

[2] См. п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 26.07.2019); п. 4.2 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».

Е.В. Казанцева, инженер-эколог первой категории ООО «Консорт», магистр техники и технологии по направлению «Защита окружающей среды»

Источник

Экологические требования при строительстве

Во время масштабной застройки территорий необходимо уделять особое внимание охране окружающей среды. В данной статье раскрываются особенности экологических требований в сфере строительства.

Каждое новое строительство в населенной зоне негативно влияет на состояние окружающей среды. В связи с этим законотворческие органы были вынуждены разработать основные экологические требования в законодательстве, следуя которым удастся свести к минимуму неблагоприятное воздействие при ведении строительной деятельности.

Экологические требования при строительстве должны учитываться и строго соблюдаться

  • — во время разработки проекта организации строительства (далее – ПОС);
  • — в проекте производства работ (ППР).

Главной целью проектов по планированию строительной деятельности является сохранение на градостроительной площадке и на прилегающей территории:

  • — ландшафта;
  • — природы;
  • — покрова почвы;
  • — кустарников и деревьев.

Для того чтобы все основные экологические требования при осуществлении хозяйственной стройки были учтены, разрабатывается генеральный план, а в некоторых случаях создается ситуационный план.

Генеральный и ситуационный планы в строительстве

Строительные работы можно начинать только после разработки генерального плана для хозяйственной застройки. Он должен включать в себя экологические требования, предусмотренные действующим законодательством, а также решение общеплощадочных работ на протяжении подготовительного и основного этапов строительства.

Генеральный план – это один из главных документов, в котором отражаются вопросы охраны окружающей среды. Если при организации строительства будет затронута территория также за пределами градостроительной площадки, дополнительно разрабатывается ситуационный план. На нем отражаются:

  1. местоположение предприятий, карьеров и объектов материально-технической базы;
  2. расположение поселков и подъездных дорог при застройке, которые не представляют опасности;
  3. транспортные маршруты для поставки необходимых материалов во время хозяйственной деятельности;
  4. расположение линий электропередач и связи;
  5. местоположение причалов – морских и речных, станций примыкания к железнодорожным путям;
  6. границы объекта, который будет строиться;
  7. расположение деревьев, кустарников, зеленых насаждений и деревьев, которые должны быть вырублены при осуществлении градостроительной деятельности.
  • — геодезические данные, а также методы геодезического контроля;
  • — информацию о сборе и сбросе талых и дождевых вод в канализацию;
  • — описание методов относительно защиты почвы и растительного мира окружающей среды;
  • — описание способов по защите территории от загазованности и запыленности.
Читайте также:  Перечень видов работ не оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства

Законодательством в сфере экологии категорически запрещено сбрасывать мусорные отходы (даже при условии, что они не являются очень опасными) с этажей возведенного здания, если такие отходы не помещены в специальные бункеры-накопители или закрытые лотки. В таких случаях рекомендуется разрабатывать график уборки мусора при организации хозяйственной деятельности, который отражал бы взаимосвязь между строительной деятельностью, а также ее участниками – прокладкой дорог и коммуникаций, очередностью строительства зданий и размещением временных и складских объектов при застройке.

Влияние строительства и реконструкции объектов на воспроизводство лесов

Особое внимание на соблюдение экологических требований для окружающей среды следует обращать, если строительная деятельность касается возведения объектов, которые влияют на воспроизводство и состояние лесов (ст. 65 Лесного кодекса РФ). В подобных случаях рекомендуется проведение государственной экологической экспертизы. Если речь идет о реконструкции объектов такого типа, то необходимо принимать во внимание:

Особенно трудно выполнять реконструкцию подобных объектов в стесненных условиях и при этом соблюдать основные экологические требования, предусмотренные законодательством. В таких ситуациях необходимо:

  • — выполнять поставку нужных материалов и оборудования комплектно;
  • — организовывать складирования всех грузов;
  • — проводить перемещение технических средств с особой осторожностью.

Каждое из вышеперечисленных мероприятий позволяет избежать негативного экологического воздействия на природу.

Водохозяйственные и гидротехнические объекты

Если выполняется строительство водохозяйственных, а также гидротехнических объектов, то основные экологические требования предусматриваются календарным планом. В нем указывают:

  1. 1. периоды, когда будет перекрыто русло во время хозяйственной деятельности;
  2. 2. сроки наполнения водохранилищ;
  3. 3. периоды пропуска расходов водных ресурсов.

При разработке любого проекта по планированию строительного гидротехнического объекта следует учитывать местонахождение объектов для пропуска расходов воды в течение периода строительной деятельности, очередь введения в эксплуатацию орошаемых площадей и последовательность работ для возведения гидротехнических объектов.

Специфические экологические требования распространяются на строительство:

  • — горных предприятий, главной целью которых является добыча полезных ископаемых;
  • — объектов в северных районах, высокогорных зонах и районах с жарким климатом.

При градостроительстве в горных зонах с опасными условиями работы не следует забывать о том, что строительство усложняется из-за неблагоприятных природных факторов, таких как высокая молниеопасность, шквалистый ветер и т.п.

Экологические требования при строительстве на различных типах грунта

  • — температурные показатели в районе организации хозяйственной деятельности;
  • — гидрогеологические показатели и условия мерзлости грунта;
  • — технологические особенности строительства объекта на таком грунте.

Кроме того, правительством были разработаны основные экологические требования при размещении, проектировании, строительстве зданий при особых природных условиях, которые могут быть опасными при организации строительства. Экологические нормы и особые природные условия В особых природных условиях, которые являются опасными для работы, рекомендуется возводить противообвальные, а также противооползневые здания. Для организации их строительства разрабатываются следующие мероприятия:

  • — по устойчивости откосов и склонов;
  • — по складированию почвы с целью не допустить отвалов;
  • — по водоотводу;
  • — по закреплению почвы и ее водопонижению.

Обязательность соблюдения экологических требований отмечается также в ППР. В данном документе вопросы относительно сохранения окружающей среды рассматриваются уже на градостроительной площадке, где сосредоточены все источники загрязнения окружающей среды.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник

Экологические требования при реконструкции: от проектирования объекта, до производства работ

Экологические требования при реконструкции и строительстве промышленных и хозяйственных объектов, жилых домов являются обязательными для соблюдения всеми застройщиками. Без подтверждения соответствия объекта экологическим нормам не будет получено разрешение на начало строительных работ.

Требования экологической безопасности должны соблюдаться не только при производстве работ, но уже на стадии проектирования. О том, кто, и как должен следить за соблюдением этих требований, в каких нормативных документах они прописаны, вы узнаете из нашего материала.

Значимость соблюдения экологических требований при реконструкции и строительстве объектов

Значимость соблюдения экологических требований при реконструкции и строительстве объектов

Слово «экология» имеет греческие корни и составлено из двух других слов, а именно «ойкос» и «логос», что переводится как дом и наука, соответственно. Как научный термин данное понятие начал использовать немецкий биолог Эрнст Геккель. Еще в 1869 году он сказал: «Под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы: изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми оно прямо или косвенно вступает в контакт. Одним словом экология — это изучение всех сложных взаимоотношений, которые Дарвин называет условиями, порождающими борьбу за существование».

Примерно в конце 50-х годов прошлого века как раз и началось усиленное изучение влияния научно-технического прогресса на природу, и сегодня можно сказать, что понятие экология приобрело более широкий смысл. Взаимоотношения человека и окружающей среды выстраиваются не только под влиянием биологических факторов (как это происходит с другими живыми организмами), но имеют и социальную составляющую.

Сейчас можно сказать, что экология подразумевает изучение окружающей среды и общества с общенаучной точки зрения, выявление принципов их взаимодействия и взаимовлияния. Главная задача при этом – поиск антропогенных методов для сбережения природы и ее улучшения, сохранения для будущих поколений.

Экологические требования при строительстве и реконструкции сводятся к следующему: просчитывать возможные негативные последствия от строительных работ или техпроцессов, оценить, насколько сильным может быть вредное воздействие на природу и найти возможности для его уменьшения. Следствием активно развивающегося гражданского и промышленного строительства становится неизменный рост промышленности и урбанизованных агломераций, что, разумеется, негативно сказывается на окружающей среде. Однако это не единственная проблема. Само по себе строительное производство – это уже разрушающее техногенное воздействие на природу (атмосферу, гидросферу, биосферу, геосферу). И чем шире масштабы строительства (больше техники, мощностей, задействованных интенсивных технологий), тем губительнее это для окружающей среды.

Все это стало основанием для развития нового направления в науке – строительной экологии, занимающейся формированием благоприятных для человека условий обитания в городах.

Вокруг строительного производства под воздействием многих факторов непременно формируется особая собственная техногенная система, способная меняться вместе с технологическими процессами. Результатом становится некий готовый целевой продукт, и, как ни печально, постепенное разрушение биосферы. Экологические требования к строительству и реконструкции как раз и создаются для того, чтобы максимально защитить среду жизни, не допустить либо существенно снизить негативное воздействие на нее (за счет разработки и применения соответствующих технологий).

Под экологической безопасностью строительства понимается ограждение природы от отрицательных воздействий (вред от которых может оказаться неустранимым). Чтобы это обеспечить, необходимо реально вкладывать средства в природоохранные мероприятия.

Если же даже природоохранные мероприятия не гарантируют полной безопасности и негативное воздействие на окружающую среду все же возможно, то речь идет об экологической опасности.

Экологические требования при подготовке и проектировании реконструкции объекта

Экологические требования при подготовке и проектировании реконструкции объекта

Экологические требования предусмотрены не только для реконструкции зданий и прочих объектов, но и для иных действий, так или иначе способных нанести вред окружающей среде. Это предпроектные, проектные, строительные работы, процессы эксплуатации, консервации, ликвидации сооружений. Все это в обязательном порядке должно сопровождаться мероприятиями по охране и оздоровлению природы, бережному использованию ее ресурсов.

Читайте также:  Карточка объекта строительства это

В Постановлении Правительства РФ № 87 перечисляется, что именно должно входить в пакет проектной документации по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта. И здесь сказано, что любой проект в обязательном порядке должен содержать раздел «Перечень мероприятий по ООС». В противном случае экспертиза отклонит документацию, и разрешение на строительство собственнику никто не даст.

Проектирование осуществляется с опорой нижеследующие своды правил:

  • для зданий общественного назначения — СП 118.13330.2012;
  • для многоквартирных домов — СП 54.13330.2016;
  • для производственных строений — СП 56.13330.2011;
  • для процесса организации строительства — СП 48.13330.2011;
  • для проведения инженерно-экологических изысканий — СП 11-102-97.

Когда необходимо учесть особенности конкретного объекта (его тип, назначение) или выделенной под строительство площадки, применяются и иные нормативные документы и своды правил. Все их следует перечислить в проекте (в содержании), который затем отправится на проверку в соответствующие инстанции.

Экспертиза не примет проект, разработанный вразрез с действующими экологическими и иными требованиями для строительства и реконструкции. Если же здание будет построено, введено в эксплуатацию, а после этого «всплывут нарушения», собственник заплатит громадный штраф, обязан будет возместить вред (экологический и любой иной), более того, его деятельность может быть приостановлена.

Вот на что необходимо выполнить в рамках мероприятий по ООС:

  • оценить степень воздействия на природную среду и ресурсы. Если риски велики, объект может быть признан опасным;
  • подготовить решения по очистке отходов, сточных вод; принять меры для минимального загрязнения водных объектов, почвы и воздуха;
  • найти варианты рационального использования выделенного под строительство участка земли, других имеющихся ресурсов;
  • использовать строительные материалы, оборудование, технику, коммуникационные сети и прочие конструкции, отвечающие нормам, прописанным в законодательстве (экологическом и природоохранном);
  • подготовить решения по осуществлению контроля состава выборов и загрязнений, разработать систему быстрого оповещения (для чрезвычайных ситуаций).

Экологические требования по охране окружающей среды разрабатываются в основном для строительства, реконструкции или ремонта зданий и сооружений, однако это может быть связано и с иными мероприятиями. Например, при разработке системы защиты сточных вод для многоэтажного жилого дома. Тогда проектировщик выявляет границы санитарно-защитной зоны, подбирает систему очистки, готовит план действий на случай аварийной утечки. Подрядчик в свою очередь обязан в процессе строительства все это учитывать.

Непосредственно архитектурные, планировочные и инженерные решения (как и используемые строительные материалы) тоже имеют большое значение. К примеру, для расположения производственных цехов следует принимать во внимание уже существующую городскую застройку, расположение ближайших охранных зон. И если все сделать правильно, собственнику не придется нести лишние расходы при покупке, установке и обслуживании систем для охраны окружающей среды.

Экологические требования при строительстве и реконструкции в зоне лесов

Экологические требования при строительстве и реконструкции в зоне лесов

В Статье 65 Лесного кодекса РФ сказано, что если работы по строительству или реконструкции могут негативно отразиться на воспроизводстве или состоянии лесов, то выполнение экологических требований особенно важно. Тогда рекомендуется доверить проведение экологической экспертизы именно государственным органам. В частности, при предстоящей реконструкции следует обратить внимание вот на что:

  • техническое состояние старых конструкций и коммуникаций;
  • возможности для демонтажа конструктивных элементов;
  • условия для осуществления строительства и монтажа;
  • необходимые для застройки транспортные средства (внутри площадки, цеха).

Управление реконструкцией объектов: принципы, документация, этапы приемки

Тяжело осуществлять реконструкцию и при этом не нарушать прописанные в законе экологические требования, если приходится выполнять работы в стесненных условиях. В таких случаях вот что важно:

  • организовать компактную поставку стройматериалов и оборудования;
  • грамотно продумать складирование;
  • крайне осторожно пользоваться техническими средствами.

При соблюдении указанных мер негативное воздействие на природу и экологию удастся минимизировать.

Специфические экологические требования

Специфические экологические требования

Когда предстоит строительство или реконструкция объектов водохозяйственного либо гидротехнического назначения, то экологические требования прописываются в календарном плане. Здесь должны быть указаны:

  • периодичность открытия русла для осуществления хозяйственной деятельности;
  • время, требуемое для наполнения водохранилищ;
  • периодичность пропуска расходов водных запасов.

Всегда, когда планируется сооружение гидротехнического объекта, необходимо на протяжении всей строительной деятельности принимать во внимание расположение орошаемых земель и объектов для пропуска водных запасов, очередность орошения, а также разработать порядок выполнения самих работ по строительству гидротехнического объекта.

Специфические экологические требования вступают в силу при строительстве либо реконструкции:

  • предприятий для горнодобывающей промышленности, на которых будет вестись добыча полезных ископаемых;
  • любых объектов в высокогорных областях, в районах крайнего севера либо в очень жарких климатических условиях.

Если градостроительство ведется в горной местности, то обязательно следует учитывать наличие здесь таких природных факторов, как сильный ветер, и прочее.

Экологические требования при строительстве и реконструкции на различных типах грунта

Экологические требования при строительстве и реконструкции на различных типах грунта

Если на выделенной под строительство площадке грунты просадочные либо насыпные, то обязательно необходимо разработать (и включить в ПОС) порядок работ в первую очередь по отводу вод, установке и введению в эксплуатацию системы водоснабжения (временной). Она необходима для того, чтобы в процессе строительства не происходило дополнительного замачивания и просадки грунтов на площадке и прилегающих земельных участках. Если все продумать грамотно и при этом не нарушать экологических требований, то можно выполнять строительство и реконструкцию объектов даже в условиях вечной мерзлоты. При составлении плана работ здесь необходимо учитывать следующее:

  • значения температур на месте предполагаемого строительства;
  • гидрогеологические данные, степень промерзлости грунта на площадке;
  • нестандартный технологический подход к проведению строительных работ в такой местности.

Специфические экологические требования действуют в отношении проектирования, расположении и строительства объектов в особых природных условиях, где любые строительные работы могут быть опасны. В таких местах предписывается возводить специально сконструированные противообвальные либо противооползневые здания. При этом проводится ряд специальных мероприятий, задача которых:

  • обеспечить устойчивость склонов и откосов;
  • организовать складирование почвы, не допустив при этом отвалов;
  • оборудовать водоотвод;
  • закрепить почву и создать условия для ее водопонижения.

Особенности реконструкции объекта в зависимости от его типа

В ППР также уделяется внимание непременному соблюдению экологических требований. Здесь данные вопросы рассматриваются с привязкой к конкретной намеченной под строительство площадке, на которой будут расположены загрязняющие окружающую среду объекты.

Кто и как должен проверять соблюдение экологических требований при реконструкции

Кто и как должен проверять соблюдение экологических требований при реконструкции

Реконструкция предполагает осуществление воздействия на несущие конструктивные элементы. Их необходимо восстанавливать либо заменять, в результате чего могут изменяться общие параметры объекта, а значит, и требования касательно ООС. Увеличение производственной площади, к примеру, будет означать, что больше станет и сточных вод, и атмосферных выбросов. И здесь перед проектировщиками стоит задача преобразовать действующую защитную систему, усовершенствовать оборудование (либо полностью его заменить), применить иные меры. Разумеется, понадобятся точные сведения о состоянии реконструируемого здания и принятых на нем мерах ООС.

Обследование объекта осуществляется при участии проектировщика и подрядчика (их представителей), экспертов, инженеров по коммуникационным сетям. К оценке систем и оснащения для ООС привлекаются технические специалисты, экологи. Бывает необходимость в поведении экспертиз по исследованию вредных выбросов (их могут провести государственные либо частные фирмы).

Для того чтобы при реконструкции были соблюдены все экологические требования, необходимо провести комплексное обследование объекта, потому что ОСС зависит от многих факторов. Вот что проделает комиссия:

  • проверит все документы (технические и эксплуатационные), выявит, какое именно воздействие объект оказывает на природу;
  • установит, соответствуют ли фактические показатели выбросов установленным законодательством нормам;
  • исследует сети, устройство и оборудование, снижающее либо предотвращающее загрязнения и выбросы; даст оценку его работоспособности;
  • проверит конструктивные элементы и коммуникационные сети объекта. Тут стоит задача убедиться в том, что они находятся в надлежащем состоянии и не могут стать причиной нанесения ущерба окружающей природе;
  • выполнит работы по инженерным изысканиям на площадке и прилегающей местности, примет во внимание действующие градостроительные планы, ГПЗУ.

Проверочные меры могут быть разными, это во многом зависит от типа объекта, его назначения и расположения. Если, к примеру, предстоит реконструкция производства, то комиссия проверяет состояние фильтров, отстойников, оборудования для обеззараживания стоков и т.п.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...